Рабочая программа для внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии»
Программа курса внеурочной деятельности
««За страницами учебника биологии» »
(направление внеурочной деятельности «Общеинтеллектуальное»)
основное общее образование
для обучающихся 5-9 классов
Цель курса внеурочной деятельности:
Сформировать основы экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний
Задачи курса внеурочной деятельности:
развитие интереса к экологии как научной дисциплине;
привитие интереса к научным исследованиям на основе освоения методов и методик по изучению экосистем, организации мониторинговой деятельности;
профессиональная ориентация школьников;
формирование готовности школьников к социальному взаимодействию по вопросам улучшения качества окружающей среды, воспитание и пропаганда активной гражданской позиции в отношении защиты и сохранения природы.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Эффективное чтение»
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы «Экологическая безопасность» автор И.В. Хомутова- М.: Просвещение,2019
Рабочая программа основного общего образования по курсу внеурочной деятельности ««За страницами учебника биологии» реализуется в объеме 175 часов (1 час в неделю в 5 – 9 классах (по 35 часов в год).
В содержании курса делается акцент на усилении деятельностного компонента, что определяется социальным заказом современного общества в связи с возрастающим антропогенным воздействием на все природные среды и, как следствие, увеличивающимися экологическими рисками. Для экологического образования организация поисково-исследовательской деятельности в социоприродном окружении имеет особое значение.
И лучшую возможность для этого даёт организация школьного экологического мониторинга — процесса наблюдений за изменениями, происходящими в окружающей учащегося природной среде, а также их оценка, прогноз, обсуждение и выработка мер, направленных на осуществление экологических решений. Вовлечение учащихся в мониторинговую деятельность будет способствовать приобретению ими как научных знаний экологического и природоохранного характера, так и практических умений и навыков. Материал, накопленный и проанализированный в течение нескольких лет, создаст основу становления у учащихся мировоззренческих ориентаций коэволюционного характера.
Основные идеи курса:
— единство материального мира;
— внутри- и межпредметная интеграция;
— взаимосвязь науки и практики;
— взаимосвязь человека и окружающей среды.
Курс состоит из трёх содержательных линий:
Экология. Живая планета
Экология человека
Биосфера и человечество
Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу биологии.
Программа рассчитана на 5 лет обучения.
5 класс: «Введение в экологию: Живая планета» - 35 учебных часов, 1 час в неделю;
6 класс: «Экология растений» - 35 учебных часов, 1 час в неделю;
7 класс: «Экология животных» - 35 учебных часов, 1 час в неделю;
8 класс: «Экология человека» - 35 учебных часов, 1 час в неделю;
9 класс: «Биосфера и человечество» - 35 учебных часов, 1 час в неделю
Предлагаемая в программе организация занятий предполагает, помимо знакомства с теоретическим материалом, проведение экспериментов, как кратковременных, так и длительных, наблюдений, лабораторно-практических, исследовательских и проектных работ по изучению экологической динамики городских экосистем и их составных частей. Теоретические и практические занятия предлагается проводить как в условиях кабинета, так и в форме полевого практикума.
1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты освоения учебного курса «За страницами учебника биологии»
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами обучающиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
Метапредметные результаты освоения учебного курса «За страницами учебника биологии»
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении курса обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
•заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения курса «За страницами учебника биологии» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
2. Содержание курса внеурочной деятельности:
5 класс / 1 год обучения
Раздел 1. «Введение в экология: Живая планета»
Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.
Раздел 2. История взаимоотношений человека и природы
Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.
Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Необходимость бережного отношения к окружающей среде.
Раздел 3. Основные понятия экологии
Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей.
Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере.
Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле.
Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.
Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека.
Раздел 4. Сообщества и экосистемы
Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов.
Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.
Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.
Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).
Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.
Раздел 5. Край, где ты живёшь
Изменение природы Челябинского региона человеком, его причины. Погодные условия. Причины изменения климатических условий и погоды в городе (загрязнение воздуха, утепляющее «дыхание» города, «роза ветров»). Воздух г. Челябинска, его основные загрязнители. Загрязнение воздуха и здоровье жителей. Водные ресурсы г. Челябинска их разнообразие и значение в истории и современной жизни жителей.
Парки культуры и отдыха как центры истории и культуры.
Раздел 6. Человек изменяет природу
Два периода в истории взаимоотношений человечества и природы. Первый период – человек всецело зависит от природы; второй – природа все больше зависит от деятельности человека. Углубление противоречий между человеком и природой. Возникновение глобальных экологических проблем (сокращение биологического разнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, изменение климата и др.). Экологические последствия военных конфликтов. Взаимосвязь проблемы сохранения мира на планете с экологическими проблемами.
Бездонна ли «кладовая природы». Истощение запасов природных ресурсов и проблема их рационального использования. Проблема пресной воды. Сокращение лесов на планете. Истощение почвы. Сокращение биологического разнообразия. Разрушение природных экосистем.
Из истории природоохранного дела в России. Охрана и восстановление природы в наши дни. Особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки, памятники природы.
Раздел 7. Научные методы в экологии
Методы экологических исследований: наблюдение, измерение, эксперимент. Научное предположение (гипотеза) и его проверка. Приборы, используемые в экологических исследованиях.
Моделирование – современный метод изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде. Реальные и образные модели.
6 класс / 2 год обучения
Раздел 1. Введение в экологию растений.
Что изучает курс «Экология растений». Особенности взаимодействия растений со средой.
Раздел 2. «Абиотические факторы в жизни растений» .
Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения. Растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.
Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.
Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.
Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.
Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.
Раздел 3 «Биотические факторы в жизни растений».
Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.
Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.
Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.
Раздел 4. «Сезонные изменения растений»
Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.
Раздел 5 « Изменение растений в течение жизни»
Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.
Раздел 6 « Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений»
Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.
Раздел 7 « Жизненные формы растений»
Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.
Раздел 8 « Растительные сообщества. Охрана растений»
Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.
Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.
7 класс / 3 год обучения
Раздел 1 «Экология животных: раздел науки биологии»
Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой.
Раздел 2. «Условия существования животных»
Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных.
Экскурсия. Условия обитания животных. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с условиями обитания животных).
Раздел 3. «Среды жизни животных»
Наземно-воздушная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.
Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.
Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособление животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.
Живой организм как среда обитания животных. Приспособление животных к жизни в живых организмах.
Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.
Раздел 4. «Биотические экологические факторы в жизни животных»
Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.
Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.
Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит – хозяин». Нахлебничество. Квартиранство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.
Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.
Раздел 5. «Абиотические экологические факторы в жизни животных»
Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.
Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.
Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.
Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.
Раздел 6 « Сезонные изменения в жизни животных»
Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособление морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.
Основные понятия. Оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции.
Домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной. (Учащиеся объединяются в группы, описывают изменения во внешнем виде и поведении любых домашних животных – формируется умение вести долгосрочные наблюдения).
Раздел 7 « Численность животных»
Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных.
Раздел 8 «Изменения в животном мире Земли»
Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных. Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.
Экскурсия. Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий (памятников природы) или в краеведческий музей.
8 класс / 4 год обучения
Раздел 1.Введение
Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно-научного цикла. Значимость и практическая направленность курса.
Раздел 2 « Окружающая среда и здоровье человека»
Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.
Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.
История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.
Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.
Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.
Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.
Лабораторная работа. Оценка состояния здоровья.
Раздел 3 «Влияние факторов среды на функционирование систем органов»
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.
Лабораторная работа. Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой.
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.
Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.
Проектная деятельность. Здоровье как главная ценность (вакцинация; помощь больным; показатели состояния здоровья).
Правильное дыхание. Горная болезнь.
Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.
Рациональное питание. Режим питания. Диета.
Практическая работа. О чем может рассказать упаковка продукта (выполняется по желанию).
Проектная деятельность. Рациональное питание.
Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.
Практическая работа. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.
Проектная деятельность. Закаливание и уход за кожей.
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.
Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.
Проектная деятельность. Бережное отношение к здоровью. Формирование организма подростка под действием гормонов гипофиза и щитовидной железы (выполняется по желанию).
Раздел 4 « Репродуктивное здоровье»
Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь.
Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие.
Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.
Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.
9 класс / 5 год обучения
Раздел 1. Введение
Цели и задачи курса. Начальное знакомство с глобальными проблемами взаимодействия человечества с природой. Представление о биосфере как системе.
Раздел 2. Влияние экологических факторов на развитие человечества
Экологические (температура, влажность) факторы и их влияние на развитие человечества. Показатели состояния биосферы. Возможности человечества к адаптации. Стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и человечество. Здоровье людей и ускорившийся ритм жизни.
Основные понятия: показатели состояния биосферы, мониторинг, устойчивость биосферы, «спринтеры» и «стайеры», активная адаптация человечества, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация.
Практическая работа. Игра «Человечество и лес».
Раздел 3. Воздействие человечества на биосферу
Потребности людей в питании, дыхании и размножении и участие человечества в концентрационной, газовой и транспортной функциях живого вещества. Производство пищи как биосферный процесс. Смена источников питания человечества на протяжении его развития. Положение А.М. Уголева об адекватном питании. Постоянство газового состава атмосферы. Загрязнение атмосферы человечеством. Чистый воздух – залог выживания человечества и биосферы в целом. Показатели изменения численности человечества (развитые и развивающиеся страны). Увеличение населения на Земле. Экологическое и технологическое воздействия человечества на биосферу. Значение генетической и негенетической информации для человечества. Нарушение человечеством круговоротов веществ и потоков энергии в биосфере. Экологические кризисы в истории человечества. Деятельность человека как фактор эволюции биосферы. Современный масштаб деятельности человечества. Глобальный экологический кризис. Экологические проблемы человечества и биосферы.
Основные понятия: несбалансированное питание, адекватное питание, экологически чистая пища, производство пищи как биосферный процесс; динамическое равновесие в атмосфере, постоянство газового состава атмосферы; продолжительность жизни, рождаемость, смертность, естественный прирост населения, техносфера, глобальный экологический кризис.
Практические работы. Игра «Альтернативные источники энергии», игра «Мировая торговля».
Раздел 4. Взаимосвязи между людьми
Экологическое и социальное разнообразие человечества как показатели его устойчивости. Увеличение внутреннего разнообразия человечества и плотности населения в процессе развития человечества. Техногенный и традиционный типы развития обществ. Глобализация как фактор увеличения устойчивости человечества. Взаимодействие людей друг с другом на основе жизненных, социальных и идеальных потребностей. Формирование понятия о морали и нравственности в зависимости от качества потребностей общества. Понятие о биоэтике как новой этике взаимоотношений человечества с окружающей средой. Война и голод – основные социальные факторы, негативно влияющие на человечество. Проблема разоружения, проблема голода.
Основные понятия: социосфера, глобализация; жизненные, социальные и идеальные потребности человека; биологический, общественный и творческий уровни развития потребностей, мораль и нравственность; биоэтика, жизнь как высшая ценность; экологическая ответственность, социальный фактор.
Практические работы. Игра «Социальное разнообразие – условие устойчивости человеческого общества», игра «Я в классе, в мире».
Раздел 5. Договор как фактор развития человечества
Эволюция механизмов договоренностей между людьми. Умение людей договариваться между собой как основной фактор в разрешении социальных и экологических конфликтов.
Основные понятия: агрегация, договор, разрешение конфликтов, экологические конфликты.
Практическая работа. Игра «Составление договора «О правах природы».
Раздел 6. Устойчивое развитие общества и природы
Перспективы устойчивого развития природы и общества. Концепция устойчивого развития.
Основные понятия: устойчивое развитие, экологическое общество, концепция устойчивого развития.
Практическая работа. Игра «План устойчивого развития в XXI веке».
Раздел 7. Человечество и информация о мире
Становление разума. Разум и сознание как факторы преобразования человеком окружающего мира и основа развития человечества. Биосферная роль человека. Картины мира. Влияние представлений человечества о мире на его взаимоотношения с окружающей средой.
Основные понятия: разум, сознание, биосферная роль человека; мифологическая, религиозная, классическая естественно-научная, вероятностная естественно-научная, системная естественно-научная картины мира.
Практическая работа. Дискуссия «Первичное производство и вторичная переработка».
Раздел 8 Познание мира и экологическое образование
Научно-технические прогресс. Осознание человечеством масштаба своей деятельности как фактора, усугубляющего экологический кризис. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Учение о развитии ноосферы. Развитие экологического сознания в человечестве. Антропоцентрическое и экоцентрическое экологическое сознание. Экоцентрическая позиция как необходимое условие выживания и будущего развития человечества и биосферы в целом.
Основные понятия: научно-техническая революция, наукоемкие технологии, глобальные проблемы человечества; учение о биосфере, ноосфера; экоцентрическое, антропоцентрическое экологическое сознание.
Практическая работа. Дебаты «Экологическое образование должно стать обязательным во всех школах».
3. Тематическое планирование с определением форм организации и основных видов внеурочной деятельности обучающихся
Класс | Тема | Кол-во часов | Форма организации занятий | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся |
5 | Введение в экологию Живая планета | 1 | лекция | Познавательная д-ть |
Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей | 1 | Круглый стол | Познавательная д-ть | |
Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. | 1 | дискуссия | Познавательная д-ть | |
Человек и природа в настоящем. | 1 | беседа | Познавательная д-ть | |
«Экологический рюкзак». Правила поведения в природе». | 1 | викторина | Игровая д-ть | |
Экология — «наука о доме». | 1 | лекция | Познавательная д-ть | |
Значение экологических знаний в жизни современных людей | 1 | лекция | Познавательная д-ть | |
Основные компоненты экосистем. | 1 | беседа | Познавательная д-ть | |
Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле. | 1 | диспут | Познавательная д-ть | |
Разнообразие условий жизни на Земле, его причины | 1 | практикум | Познавательная д-ть | |
Природные зоны Земли | 1 | беседа | Познавательная д-ть | |
Среда обитания. | 1 | практикум | Досуговое общение Игровая д-ть | |
Зависимость особенностей внешнего строения от условий среды обитания и образа жизни | 1 | практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека. | 1 | Эксперимент | Учебно- исследовательская деятельность | |
Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. | 1 | Беседа | Познавательная д-ть | |
Взаимосвязи и взаимозависимость в сообществе. | 1 | Диспут | Познавательная д-ть | |
Группы организмов в природном сообществе. | 1 | Беседа | Познавательная д-ть | |
Пищевые связи в экосистеме. | 1 | практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Природные и искусственные экосистемы. | 1 | Практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Городские экосистемы, общая характеристика. | 1 | Лекция | Познавательная д-ть | |
Деление городов по численности жителей. | 1 | Практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Влияние городской среды на здоровье людей. | 1 | Проект | Познавательная д-ть | |
Природа города | 1 | Проект | Познавательная д-ть | |
Как человек получает информацию об окружающем мире | 1 | Эксперимент | Учебно- исследовательская деятельность | |
Природа Челябинской области в прошлом | 1 | Конференция | Познавательная д-ть | |
Мероприятия по охране окружающей среды. | 1 | Практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Роль растений города в защите воздуха от загрязнения. | 1 | Беседа | Познавательная д-ть | |
Экологические проблемы мира, России, края и города. | 1 | Диспут | Познавательная д-ть | |
Периоды в истории взаимоотношений человечества и природы | 1 | Лекция | Познавательная д-ть | |
Возникновение глобальных экологических проблем | 1 | Дискуссия | Познавательная д-ть | |
Взаимосвязь проблемы сохранения мира на планете с экологическими проблемами | 1 | Практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Методы экологических исследований: | 1 | практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Приборы, используемые в экологических исследованиях. | 1 | Практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Моделирование – современный метод изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде. | 1 | Беседа | Познавательная д-ть | |
Защита проектов «Растения Челябинской области занесенные в Красную книгу» | 1 | конференция | Познавательная д-ть | |
6 класс | Что изучает экология растений | 1 | лекция | Познавательная д-ть |
Особенности взаимодействия растений со средой | 1 | беседа | Познавательная д-ть | |
Для чего нужен свет растениям | 1 | дискуссия | Познавательная д-ть | |
Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения | 1 | Круглый стол | Познавательная д-ть | |
Приспособление растений к освещению. Теневыносливые и тенелюбивые растения | 1 | викторина | Игровая д-ть | |
Источники тепла. Для чего нужно тепло растениям | 1 | лекция | Познавательная д-ть | |
Температура тела растений | 1 | лекция | Познавательная д-ть | |
Приспособление растений к высоким и низким температурам | 1 | беседа | Познавательная д-ть | |
Как поступает вода в растения. Для чего нужна вода растениям | 1 | диспут | Познавательная д-ть | |
Экологические группы растений по отношению к воде. Водные растения | 1 | практикум | Познавательная д-ть | |
Влаголюбивые растения и растения умеренного увлажнения. Засухоустойчивые растения | 1 | беседа | Познавательная д-ть | |
Газовый состав воздуха в жизни растений. | 1 | практикум | Досуговое общение Игровая д-ть | |
Приспособления растений к опылению ветром | 1 | Беседа | Познавательная д-ть | |
Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха | 1 | Эксперимент | Учебно- исследовательская деятельность | |
Для чего растениям нужна почва. Что представляет собой почва | 1 | Беседа | Познавательная д-ть | |
Экологические группы растений по отношению к почве | 1 | Диспут | Познавательная д-ть | |
Улучшение почв человеком | 1 | Беседа | Познавательная д-ть | |
Животные опылители | 1 | Беседа | Познавательная д-ть | |
Растения и растительноядные животные. Растения-хищники | 1 | проект | Познавательная д-ть Учебно- исследовательская деятельность | |
Влияние растений друг на друга | 1 | Лекция | Познавательная д-ть | |
Сожительство растений с грибами и бактериями. Круговорот веществ | 1 | Практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Бактериальные и грибные болезни растений | 1 | Проект | Познавательная д-ть | |
Фенологические фазы. Фенология. Осень и зима в жизни растений | 1 | экскурсия | Познавательная д-ть | |
Весна и лето в жизни растений | 1 | беседа | Познавательная д-ть | |
Изменения растений в течении жизни | 1 | Конференция | Познавательная д-ть | |
Где и как обитают растения | 1 | Практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Жизненное состояние растений. Как могут меняться размеры растений | 1 | Беседа | Познавательная д-ть | |
Жизненные формы растений | 1 | Диспут | Познавательная д-ть | |
Разнообразие деревьев | 1 | Лекция | Познавательная д-ть | |
Состав растительных сообществ | 1 | Дискуссия | Познавательная д-ть | |
Строение растительных сообществ | 1 | Практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Изменение растительных сообществ | 1 | практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Воздействие человека на растительность | 1 | Практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Редкие и охраняемые растения. Красные книги | 1 | Беседа | Познавательная д-ть | |
Охраняемые территории | 1 | конференция | Познавательная д-ть | |
7 класс | Введение. Что изучает экология животных | 1 | Викторина | Игровая д-ть |
Многообразие условий обитания. Среда обитания и условия существования | 1 | лекция | Познавательная д-ть | |
Взаимосвязи организма и среды обитания | 1 | Круглый стол | Познавательная д-ть | |
Взаимосвязи организма и среды обитания | 1 | дискуссия | Познавательная д-ть | |
Экскурсия «Условия обитания животных» | 1 | беседа | Познавательная д-ть | |
Наземная среда обитания. Животный мир суши | 1 | викторина | Игровая д-ть | |
Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов, степей, саванн | 1 | лекция | Познавательная д-ть | |
Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособленность животных к жизни в воде | 1 | лекция | Познавательная д-ть | |
Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы | 1 | беседа | Познавательная д-ть | |
Живой организм как среда обитания животных. | 1 | диспут | Познавательная д-ть | |
Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ | 1 | проект | Познавательная д-ть | |
Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений | 1 | беседа | Познавательная д-ть | |
Взаимоотношения между животными. | 1 | практикум | Досуговое общение Игровая д-ть | |
Отношения между животными разных видов. Животные и микроорганизмы | 1 | практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные | 1 | Эксперимент | Учебно- исследовательская деятельность | |
Значение воды в жизни животных. | 1 | Беседа | Познавательная д-ть | |
Экологические группы животных по отношению к воде. | 1 | Диспут | Познавательная д-ть | |
Значение тепла для жизнедеятельности животных тепло как экологический фактор | 1 | Беседа | Познавательная д-ть | |
Экологические группы животных по отношению к теплу. | 1 | Лекция | Познавательная д-ть | |
Значение воздуха в жизни животных. | 1 | Лекция | Познавательная д-ть | |
Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям | 1 | Лекция | Познавательная д-ть | |
Оцепенение. Спячка | 1 | проект | Учебно- исследовательская деятельность | |
Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания | 1 | Проект | Познавательная д-ть | |
Лабораторная работа. Влияние сезонных изменений на развитие насекомых | 1 | практикум | Учебно-исследовательская д-ть | |
Популяции животных. Плотность популяции | 1 | Эксперимент | Учебно- исследовательская деятельность | |
Численность популяции. Колебания численности | 1 | Конференция | Познавательная д-ть | |
Динамика численности различных животных. | 1 | Лекция | Познавательная д-ть | |
Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов | 1 | Беседа | Познавательная д-ть | |
Естественное и искусственное изменение условий обитания | 1 | Диспут | Познавательная д-ть | |
Охрана животных. | 1 | Лекция | Познавательная д-ть | |
Редкие и охраняемые животные. Красная книга. | 1 | Дискуссия | Познавательная д-ть | |
Региональные охраняемые территории | 1 | Практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Экскурсия. Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий (памятников природы) или в краеведческий музей. | 1 | экскурсия | Учебно- исследовательская деятельность | |
Практикум « Решение экологических задач» | 1 | Практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Защита проектов «Мир животных» | 1 | Круглый стол | Познавательная д-ть | |
8 класс | Введение. Что изучает наука экология | 1 | Игра «Кто хочет стать миллионером» | Игровая д-ть |
Здоровый образ жизни. | 1 | диспут | Познавательная д-ть | |
История развития представлений о здоровом образе жизни | 1 | лекция | Познавательная д-ть | |
Расы человека. Уровень здоровья населения | 1 | Круглый стол | Познавательная д-ть | |
Климат и здоровье | 1 | дискуссия | Познавательная д-ть | |
Экстримальные факторы окружающей среды | 1 | беседа | Познавательная д-ть | |
Вредные привычки | 1 | викторина | Игровая д-ть | |
Практикум «Решение биологических задач» | 1 | практикум | Познавательная д-ть | |
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы | 1 | Лабораторная работа | Познавательная д-ть | |
Воздействие двигательной активности на организм человека | 1 | практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови | 1 | диспут | Познавательная д-ть | |
Иммунитет и здоровье | 1 | проект | Познавательная д-ть | |
Условия полноценного развития системы кровообращения | 1 | беседа | Познавательная д-ть | |
Профилактика нарушений деятельности ССС | 1 | практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Лабораторная работа 3 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета» Лабораторная работа 4 «Реакция ССС на физическую нагрузку» Лабораторная работа 5 «Определение стрессоустойчивости ССС» | 1 | практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Правильное дыхание | 1 | Эксперимент | Учебно- исследовательская деятельность | |
Состав и значение основных компонентов пищи. | 1 | Беседа | Познавательная д-ть | |
Состав и значение основных компонентов пищи. | 1 | Диспут | Познавательная д-ть | |
Вредные примеси пищи | 1 | Беседа | Познавательная д-ть | |
Рациональное питание | 1 | Лекция | Познавательная д-ть | |
Практикум «Решение биологических задач» | 1 | практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Воздействие солнечных лучей на кожу | 1 | Лекция | Познавательная д-ть | |
Участие кожи в терморегуляции | 1 | проект | Учебно- исследовательская деятельность | |
Средства и способы закаливания | 1 | Проект | Познавательная д-ть | |
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. | 1 | практикум | Учебно-исследовательская д-ть | |
Стресс как негативный биосоциальный фактор | 1 | Эксперимент | Учебно- исследовательская деятельность | |
Типы высшей нервной деятельности | 1 | Конференция | Познавательная д-ть | |
Биоритмы и причины их нарушений | 1 | Лекция | Познавательная д-ть | |
Гигиенический режим сна | 1 | Беседа | Познавательная д-ть | |
Условия нормального функционирования зрительного анализатора | 1 | Диспут | Познавательная д-ть | |
Внешнее воздействие на слух и органы равновесия | 1 | Лекция | Познавательная д-ть | |
Практикум «Решение биологических задач» | 1 | Дискуссия | Познавательная д-ть | |
Особенности развития организмов юноши и девушки | 1 | Практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Проблемы взросления и культура здоровья. Заболевания, передающиеся половым путём | 1 | экскурсия | Учебно- исследовательская деятельность | |
Итоговое занятие. Здоровье как одна из главных ценностей человека | 1 | Круглый стол | Познавательная д-ть | |
9 класс | Представление о биосфере как системе | 1 | лекция | Познавательная д-ть |
Начальное знакомство с глобальными проблемами взаимодействия человечества с природой. | 1 | лекция | Познавательная д-ть | |
Важнейшие показатели взаимодействия природы и человечества | 1 | дискуссия | Познавательная д-ть | |
Возможности человечества к адаптации | 1 | диспут | Познавательная д-ть | |
Стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и человечество. | 1 | викторина | Игровая д-ть | |
Потребность человечества в питании и ее влияние на биосферу | 1 | лекция | Познавательная д-ть | |
Потребность человечества в дыхании и ее влияние на биосферу | 1 | лекция | Познавательная д-ть | |
Потребность человечества в размножении и ее влияние на биосферу | 1 | беседа | Познавательная д-ть | |
Значение информации для развития человечества | 1 | диспут | Познавательная д-ть | |
Экологическое и технологическое воздействие на биосферу | 1 | практикум | Познавательная д-ть | |
Влияние человечества на эволюцию биосферы. История экологических кризисов | 1 | беседа | Познавательная д-ть | |
Современный масштаб деятельности человечества | 1 | практикум | Досуговое общение Игровая д-ть | |
Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества | 1 | практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Взаимосвязи между людьми | 1 | практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Потребности человека | 1 | беседа | Познавательная д-ть | |
Потребность во взаимодействие людей друг с другом | 1 | игра «Я в классе, в мире». | Игровая д-ть | |
Зарождение новых взаимоотношений в человечестве. | 1 | Беседа | Познавательная д-ть | |
Биоэтика | 1 | диспут | Познавательная д-ть | |
Социальные факторы: их влияние на человечество и биосферу | 1 | Диспут | Познавательная д-ть | |
Договор как фактор развития человечества | 1 | Беседа | Познавательная д-ть | |
Эволюция механизмов договоренностей между людьми | 1 | практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Практическая работа «Составление договора» | 1 | Игра «Составление договора «О правах природы». | Игровая д-ть | |
Перспективы устойчивого развития природы и общества. Концепция устойчивого развития | 1 | Игра «План устойчивого развития в XXI веке». | Игровая я д-ть | |
Социальное разнообразие – условие устойчивости человеческого общества | 1 | Практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Становление разума | 1 | Проект | Познавательная д-ть | |
Разум и развитие взаимоотношений человека с окружающим миром | 1 | Проект | Познавательная д-ть | |
Развитие представлений человечества о мире | 1 | практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Картины мира | 1 | Конференция | Познавательная д-ть | |
Научно-технический прогресс | 1 | Практикум | Учебно- исследовательская деятельность | |
Культура отношения человечества к природе | 1 | Беседа | Познавательная д-ть | |
Учение В.И. Вернадского о биосфере | 1 | Диспут | Познавательная д-ть | |
Ноосфера | 1 | Лекция | Познавательная д-ть | |
Экологическое сознание | 1 | Дискуссия | Познавательная д-ть | |
Экоцентрическая позиция как необходимое условие развития человечества и биосферы | 1 | конференция | Познавательная д-ть | |
| Экологическая культура школьника. Подведение итогов | 1 | Круглый стол | Познавательная д-ть |
28