Рабочая программа дополнительного образования социальной направленности «Юнармия»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕГОРЛЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11
«Согласовано» Совет МБОУ ЕСОШ №11 Протокол № от «___» ________20___ г. | «Принято» Педагогическим советом МБОУ ЕСОШ №11 Протокол № от «___» ________20__ г. | «Утверждаю» Директор МБОУ ЕСОШ №11 ___________А.В.Зайцева Приказ №______ от «___» ________20__ г. |
Рабочая программа
дополнительного образования
социальной направленности
«Юнармия»
педагога дополнительного образования
Куриловой Татьяны Владимировны
Возраст обучающихся: 12-16 лет
Реализации программы: 1 год
Ст. Егорлыкская
2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно-нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования.
Программа «Юнармия» направлена на обучение подростков-юнармейцев начальной военной подготовке, а также качественную подготовку учащихся к военно-спортивным соревнованиям различного уровня в соответствии с Положениями.
Актуальность программы связана с тем, что 1 сентября 2016 года в России официально стартовало всероссийское военно-патриотическое движение «Юнармия». Предметом и целями движения являются всестороннее развитие личности детей и подростков, а также участие их в реализации мероприятий молодежной политики как на муниципальном, так и на государственном уровне.
«Больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодежи. Да, необходимо серьезно обновить эту работу, но некоторые традиционные методы, например, военно-патриотические игры, востребованы и сегодня. Они выработают и командный дух, и сильный характер и формируют навыки поведения в самых сложных условиях», - отметил в своем послании федеральному собранию Президент Российской Федерации. Значимость программы заключается в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации умений и навыков, полученных обучающимися в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля и помогает воспитанникам в профессиональном самоопределении.
Так же обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей и подростков в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
Цель и задачи программы:
Цель программы: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
Задачи:
- воспитание у молодых людей патриотизма, гражданского сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей;
- воспитание уважительного отношения к героической истории нашего государства, его вооруженным силам; бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
- воспитание потребности в здоровом и безопасном образе жизни и активном отдыхе;
- подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской армии;
- ориентация на профессии, связанные с обеспечением национальной безопасности;
- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности;
- освоение и совершенствование дисциплины, общей и специальной физической подготовки;
- воспитание сознательной дисциплины, силы воли, умения концентрироваться на выполнении поставленной задачи;
- физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;- воспитание культуры поведения;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности.
Военно-спортивные соревнования «Зарница», «Орленок», «Школа безопасности» предусматривают подготовку учащихся в различных областях: туризм, ориентирование, пожарное дело, правила дорожного движения, спортивную, медико-санитарную подготовку. В настоящее время нет образовательных программ, направленных на овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного участия в этих соревнованиях. Преподаватели стоят перед проблемой правильного распределения нагрузки и последовательности овладения теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного участия в обширной программе игр. Данная программа предлагает вариант решения этой проблемы, предусматривая комплексную подготовку команд учащихся для участия в соревнованиях военно-патриотической направленности.
Планируемые результаты
Подготовленность обучающихся по программе «Юнармия» включает:
умение творчески использовать средства физической культуры в организации здорового образа жизни; оздоровление организма ребенка, закаливание, снижение уровня заболеваемости обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни; развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработку у детей строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и быстро выполнять воинское приветствие; умение уверенно выполнять строевые приемы на месте и в движении, выполнять воинское приветствие, выходить из строя и становиться в строй, подходить к начальнику и отходить от него; умение правильно действовать в строях взвода и роты в пешем порядке; умение выполнять обязанности командиров перед построением и в строю, правильно управлять строем вербальными средствами; знания об особенностях воинского коллектива; знание истории, видов и типов российского стрелкового и спортивного оружия; знание правил безопасного поведения при обращении с оружием и боеприпасами во время стрельбы; знание основных правил стрельбы; знание материальной части пневматического и малокалиберного оружия, техники безопасности при заряжании, изготовке и стрельбе; знание правил поведения в тире, команды, подаваемые при проведении стрельб и их выполнение; знание боевых возможностей и устройство изучаемых образцов вооружения; умение обслуживать, чистить, смазывать и ставить на хранение пневматическую винтовку и АК; умение стрелять по мишеням из различных положений, корректировать стрельбу; умение анализировать результаты своей стрельбы; знания о сущности тактики, характеристике современного боя, видах боевых действий; знание принципов взаимодействия членов подразделения; знания об условиях, обеспечивающих выполнение боевой задачи; умение правильно анализировать сложившуюся ситуацию и делать обоснованные выводы из ее оценки; знание характера поражений здоровья, особенностей оказания медицинской помощи; умение правильно и своевременно оказать медицинскую помощь пораженным; знание медицинского имущества и умение ими пользоваться при оказании первой помощи пострадавшим; знание и умение применять правила эвакуации и транспортировки раненых и пораженных; высокие показатели по уровню медицинской подготовки во время соревнований разного уровня: от внутришкольных до региональных и всероссийских; знание анатомических особенностей подростка и юноши, соблюдение правил личной гигиены и борьба с вредными привычками; самостоятельно лечить несложные ранки, натертости, царапины; уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при ожогах, удушье, утоплении, отравлении; знать и правильно выполнять все способы остановки кровотечений (капиллярного, венозного, артериального); уметь наложить асептическую повязку на любую часть тела; сделать из подручных средств иммобилизирующий инструмент при переломах конечностей; уметь оказать помощь при переохлаждениях и утоплениях, ожогах и отравлениях, проводить реанимационный комплекс;
Положительными результатами работы педагога по данной программе при подведении итогов можно считать:
- сохранение здоровья контингента учащихся на всем протяжении обучения;
- рост уровня спортивных достижений команды (выступление на спортивных и военно-прикладных соревнованиях, слетах).
Место к= в учебном плане:
На изучение данного курса в соответствии с учебным планом МБОУ ЕСОШ №11 отводится 1 час в неделю (34 учебных недель); всего 34 часов. Программа будет реализована в полном объеме.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
| Введение | 2 | 2 | |
| Военная история России | 5 | 5 | |
| Основы военной службы | 6 | 6 | |
| Строевая подготовка | 2 | 1 | 1 |
| Физическая подготовка | 2 | 1 | 1 |
| Огневая подготовка | 4 | 2 | 2 |
| Медико-санитарная подготовка | 3 | 1 | 2 |
| Основы выживания и поведения в автономии | 6 | 1 | 5 |
| Великий май | | | |
| Акция «Весенняя неделя добра» | 1 | | 1 |
| Акция «Мы помним вас!» | 1 | | 1 |
| Акция «Герои России» | 1 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 25 | 9 | |
Учебно-тематический план
№ занятия | Наименования тем | Количество часов | ||
Всего | Дата по плану | Дата по факту | ||
1 | Вводное занятие. Выявление уровня первичной подготовки. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 3.09 | |
2 | Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю. | 1 | 10.09 | |
3 | Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия. История создания АК и ПМ. | 1 | 17.09 | |
4 | Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Отставить». | 1 | 24.09 | |
5 | Автомат Калашникова (АК) и его модификации. | 1 | 1.10 | |
6 | Строевая стойка. Повороты на месте. | 1 | 8.10 | |
7 | Последовательность неполной сборки и разборки АК. | 1 | 15.10 | |
8 | Отработка нормативов по сборке-разборке АК. | 1 | 22.10 | |
9 | Строевой и походный шаг. Повороты в движении. | 1 | 5.11 | |
10 | Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами. | 1 | 12.11 | |
11 | Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Тренировка в метании гранат. | 1 | 19.11 | |
12 | Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих | 1 | 26.11 | |
13 | Отработка нормативов по сборке-разборке АК. | 1 | 3.12 | |
14 | Комплект РХБЗ, их предназначение и использование. | 1 | 10.12 | |
15 | Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Первая доврачебная помощь при ранениях и кровотечениях. | 1 | 17.12 | |
16 | Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности. Первая доврачебная помощь при переломах костей, вывихах и ушибах | 1 | 24.12 | |
17 | Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. | 1 | 14.01 | |
18 | Марш и походное охранение. Работа с топографическими картами. | 1 | 21.01 | |
19 | Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация. Оказание первой доврачебной помощи при ожогах и отморожениях. | 1 | 28.01 | |
20 | Правила стрельбы из стрелкового оружия. Выбор установки прицела. Решение огневых задач. | 1 | 4.02 | |
21 | Отработка нормативов по сборке-разборке АК. | 1 | 11.02 | |
22 | Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ. | 1 | 18.02 | |
23 | Виды изготовок для стрельбы из винтовки (автомата, пистолета) лежа, сидя, стоя, в перемещении. | 1 | 25.02 | |
24 | Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. | 1 | 04.03 | |
25 | Отдание воинского приветствия на месте и в движении. | 1 | 11.03 | |
26 | Выход военнослужащего строя и подход к начальнику. Возвращение в строй. | 1 | 18.03 | |
27 | Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов. | 1 | 25.03 | |
28 | Решение тактических задач индивидуально и в группе. | 1 | 08.04 | |
29 | Решение ситуационных тактических задач. | 1 | 15.04 | |
30 | Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия. | 1 | 22.04 | |
31 | Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа. | 1 | 29.04 | |
32 | Тренировка в метании гранат на точность и дальность. | 1 | 06.05 | |
33 | Отработка нормативов по сборке-разборке АК | 1 | 13.05 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | 20.05 | |
| | 34 | | |
Материально-техническое обеспечение программы:
- Классный кабинет, оборудованный партами и стульями по числу учащихся;
- Доска грифельная;
- Спортивный зал, оборудованный спортивными снарядами;
- Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, экран;
- Лицензионное программное обеспечение;
- Средства, реализуемые с помощью компьютера:
• слайд - лекции по ключевым темам курса;
• электронные учебные пособия;
- Макеты: массово-габаритные оружия;
- Учебные гранаты;
- Компас;
- Топографические карты;
- Аптечка индивидуальная – АИ;
- Индивидуальный перевязочный пакет - ППИ (бинт 7 метров, шириной 10 и более см);
- Индивидуальный противохимический пакет - ИПП;
- Носилки МЧС тканевые (носилки санитарные);
- Схемы, плакаты, таблицы.
Список литературы
Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы».
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. . – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. , . – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с.
Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Военное издательство.
класс | Название раздела темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |