Рабочая программа ФК СПО
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«СУРГУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО |
на заседании кафедры физической культуры |
Протокол № 10 от 30.05.2023 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины БП.11 Химия |
профессиональный модуль (междисциплинарный курс)/учебная дисциплина |
49.02.01 Физическая культура |
программа подготовки специалистов среднего звена/ программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих |
гуманитарный |
профиль |
Педагог по физической культуре и спорту |
квалификация |
очная, 3 года 10 месяцев |
Форма обучения/ нормативный срок освоения |
2023-2024 |
учебный год |
Сургут, 2023
Рабочая программа учебной дисциплины БП.11 Химия составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура, утвержденным Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.11.2022 № 968.
Автор-составитель: Ханнанова Л.Р., преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ЧАСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ | 18 |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины БП.11 Химия является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СОО по специальности 49.02.01 Физическая культура.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина БП.11 Химия входит общеобразовательный цикл общих учебных дисциплин учебного плана специальности 49.02.01 Физическая культура, устанавливающих базовые знания и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности выпускника.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины БП.11 Химия обеспечивает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) сформированность представлений о роли и месте химии в современной научной картине мира; понимание химической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими химическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
4) сформированность умения решать химических задачи;
5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания химических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;
7) овладение (сформированность представлений) правилами записи химических формул рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящих обучающихся).
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа.
1 семестр : лекции– 20 часов; практические занятия – 14;
2 семестр: лекции– 20 часов; практические занятия – 18.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для образовательной программы с нормативным сроком освоения
3 года 10 месяцев
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
лекции | 40 |
практические занятия | 32 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
Тематический план и содержание учебной дисциплины БП.11 Химия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | Код личностных результатов реализации программы воспитания | ||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
Введение | | | | | ||||
Содержание учебного материала | | | | |||||
| 2 | 1 | ЛР 1,2,3,4 | |||||
Раздел I Общая и неорганическая химия | | |||||||
Тема 1.1 Основные законы химии | Содержание учебного материала | | | | ||||
1 | Основные понятия и законы | 2 | 1,2 | ЛР 5,8,9 | ||||
Лабораторное занятие №1 Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе . | 2 | | ||||||
Лабораторное занятие №2 Решение задач по теме «Количество вещества, закон Авогадро и следствия из него» | 2 | |||||||
Тема 1.2
| Содержание учебного материала | | | |||||
1 | Строение атома. Электронные конфигурации атомов химических элементов. | 2 | ЛР 4, 7 | |||||
| 2 | |||||||
Лабораторное занятие №3 Составление электронных формул атомов элементов и графических схем, заполнение их электронами | 2 | | ||||||
Лабораторное занятие №4 Составление электронных и графических формул
| 2 | |||||||
Тема 1.3 Строение вещества | Содержание учебного материала | | | |||||
1 | Виды химической связи | 2 | 1,2,3 | ЛР 4,7,8,10 | ||||
2 | Гибридизация атомных орбиталей | 2 | ||||||
| 2 | | ||||||
Лабораторное занятие №5 Решение упражнений по теме: «Типы химической связи» | 2 | | ||||||
Тема 1.4 Дисперсные системы | Содержание учебного материала | | | |||||
1 | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. | 2 | 1,2 | ЛР 11,12 | ||||
2 | Дисперсные системы. | 2 | ||||||
Лабораторное занятие №6 Решение упражнений по теме: «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей» | 2 | | ||||||
Тема 1.5 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | Содержание учебного материала | | | |||||
1 | Вода .Растворы. Растворение. Массовая доля растворенного вещества. | 2 | 1,2,3 | ЛР 4,7,8,10 | ||||
2 | Лабораторная работа №7 Решение задач «Массовая доля растворенного вещества» | 2 | ||||||
| 34 часа 1 семестр | | ||||||
| 2 семестр | | ||||||
3 | Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД. Понятие о водородном показателе (pH) раствора. Реакции ионного обмена. Гидролиз органических и неорганических веществ | 2 | ||||||
| | | ||||||
Лабораторное занятие №8 «Жесткость воды и способы ее устранения» | 2 | |||||||
Тема 1.6 Классификация неорганических соединений и их свойства | Содержание учебного материала | | | |||||
Классификация и номенклатура неорганических соединений. Генетическая связь неорганических веществ, различных классов | 2 | | ЛР 4,7,8,10 | |||||
1,2,3 | ||||||||
Лабораторное занятие № 9 «Генетическая связь неорганических веществ» | 2 | | ||||||
Тема 1.7 Химические реакции | Содержание учебного материала | | | |||||
1 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Закон сохранения массы веществ; закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. | 2 | 1,2,3 | ЛР 4,7,8,10 | ||||
| ||||||||
Тема 1.8 Основы кинетики химических реакций | Содержание учебного материала | | | |||||
Практическая работа № 10. «Влияние различных факторов на скорость химической реакции». | 2 | 1,2, | ЛР 4,7,8,10 | |||||
Лабораторное занятие №11 Решение упражнений по теме «Обратимость химических реакций. Реакции идущие с образованием осадка, газа или воды» | 2 | | ||||||
Тема 1.9 Металлы и неметаллы | Содержание учебного материала | | | |||||
1 | Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Практическая работа №12. "Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»". Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Способы защиты металлов от коррозии. Производство чугуна и стали. | 2 | 1,2 | ЛР 4,7,8,10 | ||||
2 | Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы-простые вещества. Свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. Практическая работа № 13. «Решение экспериментальных задач по теме "Неметаллы"». | 2 | ||||||
Раздел II Органическая химия | | |||||||
Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Содержание учебного материала | | | | ||||
1 | Предмет органической химии. Теория строения А.М.Бутлерова. Классификация органических соединений. | 2 | 1,2,3 | ЛР 4,7,8,10 | ||||
Тема 2.2 Основы номенклатуры органических веществ. | Содержание учебного материала | | | |||||
1 | Основы номенклатуры органических веществ. | 2 | 1,2,3 | ЛР 4,7,8,10 | ||||
Лабораторное занятие №14 Составление формул изомеров и гомологов | 2 | | ||||||
Тема 2.3 Предельные углеводороды | Содержание учебного материала | | | |||||
1 | Предельные углеводороды: гомологический ряд, свойства, применение и получение. | 2 | 1,2,3 | ЛР 4,7,8,10 | ||||
Тема 2.4 Углеводороды ароматического, этиленового и ацетиленового рядов | Содержание учебного материала | | 1,2,3 | | ||||
Этиленовые углеводороды: Ацетиленовые углеводороды: Ароматические углеводороды. | 2 | ЛР 4,7,8,10 | ||||||
Лабораторное занятие №15 Решение упражнений по теме: «Углеводороды» | 2 | |||||||
| | |||||||
Тема 2.5. Кислородосодержащие органические соединения-спирты и фенолы. Карбоновые кислоты | Содержание учебного материала | | | |||||
| Строение и классификация спиртов. Одноатомные спирты. Многоатомные спирты. Отдельные представители: этиленгликоль, глицерин, способы их получения, практическое применение. Фенол: строение фенола. Взаимное влияние ароматического кольца и гидроксильной группы. Химические свойства фенола. | 2 | 1,2 | ЛР 4,7,8,10 | ||||
Лабораторное занятие №16 Решение задач по теме «Химические свойства спиртов» | 2 | | ||||||
| | |||||||
Тема 2.7. Кислородосодержащие органические соединения-жиры и углеводы Азотосодержащие органические соединения | Содержание учебного материала | | | |||||
Жиры. Химические свойства жиров: гидролиз, омыление, гидрирование. Биологическая роль жиров, их использование. Мыла. Понятие об углеводах. Классификация углеводов. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды: строение, свойства, нахождение в природе, применение, биологическое значение. Амины, аминокислоты. Белки: строение, свойства, биологическое значение. Азотосодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты. Биологически активные соединения (ферменты, витамины, гормоны, лекарства). Полимеры: биологические, синтетические. | 2 | | ||||||
1,2,3 | ЛР 4,7,8,10 | |||||||
| | |||||||
| 1,2 | ЛР 4,7,8,10 | ||||||
Дифференцированный зачет | | 2 | | |||||
38 часов | | | ||||||
| Всего: Обязательная аудиторная учебная нагрузка Максимальная учебная нагрузка | 72 72 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции под руководством);
Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии.
Оборудование учебного кабинета: рабочее место преподавателя, посадочное место обучающихся (по количеству обучающихся), комплект учебно-методических материалов.
Технические средства обучения: мультимедиа проектор, экран, компьютер, сканер, принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1 | Химия : учебник для среднего профессионального образования / Ю. А. Лебедев, Г. Н. Фадеев, А. М. Голубев, В. Н. Шаповал ; под общей редакцией Г. Н. Фадеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 431 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7723-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452143 |
2 | Анфиногенова, И. В. Химия : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Анфиногенова, А. В. Бабков, В. А. Попков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 291 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11719-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452856 |
3 | Глинка, Н.Л. Общая химия : учебное пособие / Глинка Н.Л. — Москва : КноРус, 2020. — 749 с. — (СПО). — ISBN 978-5-406-01549-0. — URL: https://book.ru/book/935925 (дата обращения: 15.10.2020). — Текст : электронный. |
Дополнительные источники:
1 | Саенко О.Е. Химия:учебник для колледжей:общеобразовательная подготовка / О.Е. Саенко. - 2-е изд. - Ростов на-Дону :Феникс, 2018. - 282с. |
2 | Химия. Задачник : учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. А. Лебедев [и др.] ; под общей редакцией Г. Н. Фадеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 238 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7786-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452161 |
3 | Химия : учебное пособие для СПО / составители Г. Ю. Вострикова, Е. А. Хорохордина. — Саратов : Профобразование, 2019. — 91 c. — ISBN 978-5-4488-0369-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87280.html (дата обращения: 15.10.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей |
4 | Дроздов, А. А. Химия : учебное пособие для СПО / А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. — Саратов : Научная книга, 2019. — 317 c. — ISBN 978-5-9758-1900-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87083.html (дата обращения: 15.10.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей |
Интернет – ресурсы:
1. Электронно-библиотечная система IPRBOOKS - URL: http://www.iprbookshop.ru/- Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
2. Электронно-библиотечная система ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/ – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
3. Электронно-библиотечная система BOOK.RU - URL: https://www.book.ru/ - Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (усвоенные знания, освоенные умения) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
| ||
| наблюдение работа с дополнительной литературой, собеседование практические занятия по решению задач, заполнение, составление схем (таблиц). тестирование, устный опрос | |
личностные: • устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии; • готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания; • объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества; • умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека; • готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации; • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить само-оценку уровня собственного интеллектуального развития; • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии; | Наличие: -подготовленных презентаций; - сообщений; -оформленных рефератов; Защита рефератов. | |
личностные: • устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии; • готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания; • объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества; • умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека; • готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации; • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии; | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, аудиторные проверочные работы, устные опросы, тестирование, семинарские занятия | |
метапредметные: • овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды; • применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их дости-жения на практике; • умение использовать различные источники для получения сведений • экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач таты своей работы. ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного вы-полнения профессиональных задач. ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии Регулятивные УУД - овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; - понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; - овладение умениями экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов/явлений ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения. ОК3. Анализировать ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Коммуникативные УУД - развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника; - освоение приемов действий в нестандартных ситуациях; - формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, вести дискуссию ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. способ ее решения выполнения профессиональных задач. ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
| Наличие: -подготовленных презентаций; - сообщений; -оформленных рефератов; -практических работ, связанных с профессией Защита рефератов |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ЧАСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) | Код личностных результатов |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | ЛР 1 |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. | ЛР 2 |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. | ЛР 3 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». | ЛР 4 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. | ЛР 5 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. | ЛР 6 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | ЛР 7 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. | ЛР 8 |
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. | ЛР 9 |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. | ЛР 10 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. | ЛР 11 |
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. | ЛР 12 |
6