Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста
Детский сад № 152 ОАО «РЖД»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ
Страница 20 из 33
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
Решением Педагогического Совета Заведующий
образовательного учреждения Детским садом № 152 ОАО «РЖД» СП№1
Детский сад № 152 ОАО «РЖД» СП№1 ________________И. Ю. Кудрина
протокол № 1 от 27.08.2020 г. протокол № 1 31 августа 2020 г. приказ № 72
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Группы раннего возраста «Ладушки» на 2020 -2021 учебный год
| | |
| | |
| Разработал: | |
| Воспитатель Замятина Ирина Александровна | |
|
Челябинск 2020г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
| Наименование разделов | Страница |
| ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цели и задачи рабочей программы | 3 |
1.3 | Принципы формирования программы | 4 |
1.4 | Характеристика возрастных особенностей воспитанников первой младшей группы | 4 |
1.5 | Целевые ориентиры образовательного процесса (планируемые результаты) | 6 |
| СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 12 |
2.1 | Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям (обязательная и формируемая часть) | 12 |
2.2 | Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов | 19 |
2.3 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 23 |
2.4 | Планирование работы с детьми в группе: - регламент НОД - учебный план; - календарно-тематическое планирование. | 25 |
2.5 | Педагогическая диагностика (мониторинг) | 28 |
| ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ | 30 |
3.1 | Кадровое обеспечение рабочей программы | 30 |
3.2 | Режим дня первой младшей группы | 31 |
3.3 | Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками | 33 |
3.4 | Организация развивающей предметно-пространственной среды (центры деятельности) | 34 |
3.5 | Программно-методическое обеспечение образовательного процесса | 36 |
1.1 Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа группы раннего возраста № 1 на учебный год разработана воспитателями на основе основной образовательной Программы Частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 152 ОАО «РЖД» СП № 1 г. Челябинска» в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019 г.
Настоящая рабочая программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса с детьми 2-3 лет, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому развитию.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составили:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Приказ Министерства Образования и Науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155;
Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
Основная образовательная Программа Частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 152 ОАО «РЖД» г. Челябинска».
1.2 Цели и задачи рабочей программы в первой младшей группе
Цель настоящей рабочей программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи настоящей рабочей программы:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
1.3 Принципы формирования рабочей программы
Содержание рабочей программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество ДОУ с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах детской деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.4 Характеристика возрастных особенностей воспитанников первой младшей группы
Таблица 1
Образовательная область | Возрастные особенности |
Познавательное развитие | Двухлетние дети испытывают большой интерес к окружающим предметам и увлеченно исследуют их, подвергая разнообразным манипуляциям. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Собственные манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводят к тому, что у детей возникают мысленные представления как о предмете, так и о действиях с ним. Появляется способность представить себе отсутствующие в данный момент, но знакомые по прошлому опыту, вещи и события. Но все же у детей этого возраста сохраняется чрезмерная привязанность к той конкретной ситуации, в которой они находятся и действуют. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. |
Речевое развитие | В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. |
Социально – коммуникативное развитие | К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. |
Физическое развитие | Совершенствуются основные виды движения, особенно ходьба. Дети осваивают следующие культурно-гигиенические навыки:под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, с помощью взрослого приводить себя в порядок, формируется навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). Во время еды пытаются правильно держать ложку, учатся порядку одевания и раздевания, при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь. Формируются начальные представления о здоровом образе жизни: Имеют представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. |
Художественно – эстетическое развитие | Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение «головонога» – окружности и отходящих от неё линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки. Что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий, осуществлять выбор из двух- трёх предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии, петь. |
1.5 Целевые ориентиры образовательного процесса (планируемые результаты)
Таблица 2
Образовательные области | Достижения |
Познавательное развитие | Сенсорное развитие: свободно ориентируется в цвете предметов. Называет некоторые цвета (может ошибаться в названии); ориентируется в величине предметов; ориентируется в плоскостных и объёмных фигурах, подбирая формы по предлагаемому образцу и слову. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности: конструирует несложные постройки из 2–3 деталей, обыгрывает их, с помощью взрослого выполняет различные конструкции, используя природный и бросовый материал. Формирование элементарных математических представлений: может образовать группу из однородных предметов, различает один и много, много и мало предметов; различает предметы контрастных размеров (большие и маленькие предметы), называет их размер; ориентируется в предметах разной формы, узнаёт шар и куб; ориентируется в окружающем пространстве группы, участка детского сада, в частях собственного тела. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей: имеет представления о человеке и о себе – внешних физических особенностях; эмоциональных состояниях; деятельности близких ребенку людей; имеет представления о предметах, действиях с ними, их назначении: предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда; имеет представления о живой природе: растительный мир, животный мир: домашние животные и их детеныши, животные – обитатели леса, птицы; имеет представления о неживой природе; имеет представления о явлениях природы: временах года, их особенностях, сезонных изменениях в природе, погодных явлениях и отношении к ним людей; имеет представления о явлениях общественной жизни: знает некоторые профессии, транспорт праздники. |
Речевое развитие | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: использует речь для общения со взрослыми и сверстниками; способен выражать свои ощущения в словесной форме. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности: понимает и правильно использует в речи слова, обозначающие предметы, их свойства, действия; способен согласовывать существительные с местоимениями и глаголами, строить простые предложения из 2–4 слов; владеет отчетливым произношением изолированных гласных и большинства согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных) звуков; способен понимать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, с помощью взрослого рассказать об игрушке (картинке). Практическое овладение воспитанниками нормами речи: сопровождает речью игровые и бытовые действия; способен пользоваться высотой и силой голоса, передавать вопрос или восклицание; способен участвовать в драматизации отрывков знакомых сказок. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений: в понимании содержания литературного произведения опирается на личный опыт. развитие литературной речи: активно реагирует на содержание знакомых произведений; повторяет за педагогом слова и строки знакомых стихов; способен отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса: проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах для малышей, сопереживает знакомым персонажам; появляются любимые сказки, стихи. |
Социально-коммуникативное развитие | Развитие игровой деятельности: эмоционально, активно откликается на предложение игры; принимает условную игровую ситуацию, адекватно действует в ней (кормит куклу, лечит больного и т.д.); объединяет в смысловую цепочку знакомые игровые действия (покормили, переодели кукол, погуляли с ними и т.д.); может выполнять условные действия с образными игрушками, предметами-заместителями, изображениями (нарисованными объектами). Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам: знает элементарные нормы и правила поведения (можно поменяться, поделиться игрушкой, пожалеть другого человека, утешить, нельзя драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова); может адекватно реагировать на запрет, выдержать недолгую отсрочку в удовлетворении желаний (подождать, потерпеть); радуется, когда взрослый хвалит его, болезненно переживает неодобрение (плачет, замыкается в себе); замечает и адекватно реагирует на эмоциональные состояния взрослых и детей (радость, печаль, гнев); доброжелательно относится к деятельности сверстника (с интересом наблюдает, дает игрушку); способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками; ярко проявляет потребность в самостоятельности; стремится обходиться без помощи взрослого при одевании, раздевании, во время еды; дает себе общую положительную оценку («Я хороший», «Я большой», «Я могу»). Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств: осознает свою гендерную принадлежность; проявляет сочувствие, стремление пожалеть другого человека, если он огорчен, расстроен; называет название города, в котором живёт. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям: соблюдает элементарные правила взаимодействия с животными. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения: имеет элементарные представления о правилах дорожного движения. о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; держит взрослого за руку при переходе проезжей части улицы и при движении по тротуару, а также находясь в местах большого скопления людей. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них: появляется представление об опасности (не подходит близко к глубокой яме, осторожно приближается к собаке, держится за перила или стенку, спускаясь с лестницы и т.д.). Развитие трудовой деятельности: способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки) выполняет простейшие трудовые действия с помощью педагогов. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам: стремится соответствовать требованиям близких взрослых; помогает в ответ на просьбу. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека: знает и называет некоторые трудовые действия взрослых (моет, стирает, гладит, убирает и т.д.); имеет элементарные представления о работе мамы, папы, других близких (мама работает в магазине, папа работает шофёром и т.п.). |
Физическое развитие | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей: хорошо спит, активен во время бодрствования имеет хороший аппетит, регулярный стул. Воспитание культурно-гигиенических навыков: умеет правильно мыть руки и насухо их вытирать; умеет самостоятельно кушать и пользоваться салфеткой; употребляет слова «спасибо», «пожалуйста». Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: имеет простейшие понятия о важности для здоровья соблюдений правил личной гигиены, занятий физическими упражнениями, прогулки (знает, что нужно мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе и т.д.); при небольшой помощи взрослых пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком). Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации): прыгает на месте и с продвижением вперед; может бежать непрерывно в течение 30–40 с; влезает на 2–3 перекладины гимнастической стенки (любым способом); берёт, держит, переносит, бросает и катает мяч. Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями): легко ходит в разных направлениях и в различном темпе, ходит с перешагиванием через предметы (высота 10 см); бросает предметы в горизонтальную цель (расстояние 1 м), двумя руками, поочередно правой и левой рукой; может пробежать к указанной цели; воспроизводит простые движения по показу взрослого. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании: охотно выполняет движения имитационного характера, участвует в несложных сюжетных подвижных играх, организованных взрослым; получает удовольствие от участия в двигательной деятельности. |
Художественно-эстетическое развитие | Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд): знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета; умеет ритмично наносить мазки, штрихи, линии; умеет отламывать от большого комка глины маленькие, умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, сплющивать шар, столбик; соединять концы столбика в кольцо, плотно прижимая их друг к другу; наклеивает готовые формы для создания аппликативного образа; лепит несложные предметы; аккуратно пользуется глиной. Развитие детского творчества: называет предметы, получившиеся в лепке, в рисунке; дополнять рисунок, лепку в сотворчестве со взрослым; проявляет интерес к экспериментированию с изобразительными материалами (красками, карандашами, фломастерами и др.). Приобщение к изобразительному искусству: узнает и рассматривает народные игрушки (семеновская матрешка, городецкая лошадка, дымковский петушок), эмоционально откликается на них; проявляет интерес к рассматриванию произведений книжной графики. Развитие музыкально-художественной деятельности: узнаёт знакомые мелодии; различает звуки по высоте (высокий – низкий); вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы; двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки; умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук. Приобщение к музыкальному искусству: с удовольствием слушает простые, яркие по музыкальным образам программные инструментальные произведения, песни в исполнении взрослого; слушает рассказы, иллюстрируемые музыкой; называет музыкальные инструменты: погремушка, бубен. |
Планируемые результаты усвоения рабочей программы
Таблица 3
Образовательные области | Предметы по Программе | Показатели достижения |
Познавательное развитие | Ребенок и окружающий мир | различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, виды транспорта; свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату; знать имена членов своей семьи и персонала группы. |
Конструирование | различать основные формы деталей строительного материала; с помощью взрослого строить разнообразные постройки, используя большинство форм; разворачивать игру вокруг собственной постройки. | |
Речевое развитие | Развитие речи, художественная литература | иметь активный словарный запас (не менее 1200-1500 слов); повторять за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание; ответить на понятный вопрос взрослого; поделиться информацией («Коля пришел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает); сопровождать речью игровые и бытовые действия («приборматывать»); слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения; пользоваться речью как средством общения со сверстниками; слушать стихи, сказки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы; вместе с педагогом рассматривать иллюстрации в знакомых книжках; читать стихи с помощью взрослого (А. Барто из цикла «Игрушки» и др.). |
Художественно – эстетическое | Изобразительное искусство | знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета; радоваться своим рисункам, называть то, что на них изображено; знать, что из глины можно лепить, что она мягкая; раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу; лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться глиной. |
Социально-коммуникативное развитие | Игра | умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников; играет рядом, не мешая друг другу; играть вместе со сверстниками; умеет выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполняет с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. |
2.1 Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям (обязательная и формируемая часть)
Содержание педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие младших дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
Содержание психолого - педагогической работы в первой младшей группе определяется инновационной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
Таблица 4
Физическое развитие | |
Направление работы | Содержание психолого-педагогической работы |
Физкультурно - оздоровительная работа | - осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде, обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня; - воспитывать интерес и желание участвовать в подвижных играх и физических упражнениях на прогулке; - при проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья; - специальные закаливающие процедуры проводить по решению администрации и медицинского персонала ДОУ, принимая во внимание пожелания родителей. |
Воспитание культурно – гигиенических навыков | - учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем; - учить с помощью взрослого приводить себя в порядок, формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком); - учить держать ложку в правой руке. |
Физическая культура | - формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку; - учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног, приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога; - учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать); - учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами; - развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т.п.). |
Познавательное развитие | |
Сенсорное воспитание | - обогащать непосредственно чувственный опыт детей в разных видах деятельности помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; - побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.; - упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название; - учить детей называть свойства предметов; - обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей; - закреплять знания о величине, форме, цвете предметов; - учить собирать пирамидку (башенку) из 5–8 колец разной величины, ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков), сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина); - проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти, слуховой дифференциации, тактильных ощущений, температурных различий, мелкой моторики руки. |
Формирование элементарных математических представлений | Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов: много — один (один — много). Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т.д.). Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар). |
Ознакомление с окружающим миром | Предметное окружение. Знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения. Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны, сравнивать знакомые предметы, подбирать предметы по тождеству, группировать их по способу использования, выбирать объекты по заданным признакам. Природное окружение. Создавать условия для формирования интереса детей к природе и природным явлениям, поощрять любознательность детей при ознакомлении с объектами природы. Знакомить детей с доступными явлениями природы. Знакомить детей с животными и растениями ближайшего окружения. Учить различать по внешнему виду овощи и фрукты. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних и диких животных и их детенышей, называть их, отмечать характерные признаки. Приобщать детей к наблюдениям за природой; вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, подкармливать птиц. Формировать первичные представления о сезонных изменениях в природе. Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Учить основам взаимодействия с природой, формировать бережное отношение к окружающей природе. Социальное окружение. Напоминать детям название города, в котором они живут. Воспитывать интерес к труду близких взрослых. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия. Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Поддерживать желание помогать взрослым. |
Речевое развитие | |
Развитие речи | Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые стимулируют их общение со сверстниками и взрослыми. Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и с воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях. Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, называть их, имитировать действия людей и движения животных. Обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. К концу года дети должны иметь словарный запас 1000–1200 слов. Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2—4 слов). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»). Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2—4 слов. Связная речь. Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие и более сложные вопросы. Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы. Пересказывать детям содержание несложных сюжетных картинок. Предлагать воспроизводить действия (движения) персонажа. Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта. |
Художественная литература | - читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста; - приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения; - сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями, предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений, поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого; - во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы; - помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок; - обращать внимание детей на ребенка, рассматривающего книжку по собственной инициативе. |
Социально – коммуникативное развитие | |
Формирование привычных ценностных представлений | Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада. Учить называть свое имя и возраст, свой дом и квартиру, называть имена членов своей семьи. Способствовать формированию личности ребенка. Нравственное воспитание. Способствовать усвоению детьми общепринятых морально-нравственных норм и ценностей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; учить умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т.п. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать). Воспитывать внимательное отношение к родителям. |
Развитие коммуникативных способностей | Развитие общения, готовности к сотрудничеству. Формировать у детей опыт поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним, способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего сочувствие ему. Формирование детско-взрослого сообщества. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду, учить узнавать его, находить свою группу, ориентироваться в ней. Создавать условия, способствующие формированию доверия и любви детей к своим воспитателям, помощнику воспитателя и другим сотрудникам дошкольного учреждения. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам. Объяснять, что нельзя драться и обижать других детей. Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе и детском саду, обеспечению у детей чувства комфорта и защищенности. |
Развитие регуляторных способностей | Освоение общепринятых правил и норм. Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения, продолжать учить детей здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Развитие целенаправленности, саморегуляции. Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбы взрослого. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, уметь подождать, если взрослый занят. |
Формирование социальных представлений, умений и навыков | Развитие игровой деятельности. Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу. Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой, выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью. Развитие навыков самообслуживания. Способствовать развитию элементарных навыков самообслуживания; поддерживать стремление к самостоятельности. Учить самостоятельно пить из чашки, правильно держать ложку. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке, при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь, в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности. Приобщение к доступной трудовой деятельности. Создавать условия для приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Привлекать их к выполнению простейших трудовых действий. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Формирование основ безопасности. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе, на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств. Формировать первичные представления о безопасности собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой. |
Художественно – эстетическое развитие | |
Знакомство с искусством | - развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы; - рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы, развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок; - знакомить с народными игрушками, соответствующими возрасту детей; - обращать внимание детей на характер игрушек, их форму, цветовое оформление; - развивать эстетическое восприятие, обращать внимание детей на красоту окружающих предметов, объектов природы. |
Изобразительная деятельность | Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной. Формировать представление о том, что карандашами, фломастерами и красками рисуют, а из глины лепят. Рисование. Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой. Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора. Учить следить за движением карандаша по бумаге. Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями, к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы. Формировать правильную позу при рисовании. Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно, набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки. Лепка. Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами, учить аккуратно ими пользоваться. Учить дошкольников отламывать комочки пластилина от большого куска, лепить палочки и колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу. Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы, сплющивать комочек между ладонями, делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка. Учить соединять две вылепленные формы в один предмет.. Приучать детей класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку |
Конструктивно – модельная деятельность | - в процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости; - учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно, способствовать пониманию пространственных соотношений; - учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.п.). По окончании игры приучать убирать все на место; - знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами; -учить совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно; - в летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т.п.). |
Музыкальное воспитание | Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание. Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона). Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению. Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы. Совершенствовать умение ходить и бегать, выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. |
Театрализованные игры | - пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем, расширения контактов со взрослым; - побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм); - способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками; - развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них, способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев; - создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых). |
2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Таблица 5
Познавательное развитие | |||
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
Непрерывная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Методы и формы познавательного развития | |||
непрерывная образовательная деятельность показ, экскурсия рассматривание наблюдение чтение - игра- экспериментирование игровые занятия исследовательская деятельность проектная деятельность проблемная ситуация беседа дидактические игры, упражнения продуктивная деятельность | игровые упражнения рассматривание наблюдение напоминание обследование объяснение чтение игра – экспериментирование конструирование - исследовательская деятельность проектная деятельность, проблемная ситуация беседа мини-музеи | -игры дидактические, подвижные, со строительным материалом -игра экспериментирование моделирование наблюдение интегрированная детская деятельность: включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность, предметную, продуктивную, игровую опыты продуктивная деятельность | беседа просмотр видеофильмов прогулки домашнее экспериментирование уход за растениями совместное конструктивное творчество интеллектуальные игры чтение |
Речевое развитие | |||
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
Непрерывная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Методы и формы речевого развития | |||
- непрерывная образовательная деятельность - эмоционально- практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками) - обучающие игры с использованием предметов и игрушек - коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные) - сюжетно-ролевая игра -игра-драматизация - чтение - художественной и познавательной литературы - заучивание стихотворений рассматривание иллюстраций (беседа) - имитационные упражнения этюды -дидактические игры речевые задания и упражнения | - речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) - беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него - хороводные игры -пальчиковые игры - артикуляционная - гимнастика речевые - дидактические игры - стимулирование и поддержание эмоциональных контактов - работа в театральном уголке - кукольные спектакли тематические досуги, праздники, развлечения - наблюдения - чтение - слушание - воспроизведение, имитирование - освоение формул речевого этикета | содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек) совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог) игры в парах и совместные игры игра-драматизация с использованием разных видов театров -театрализованные игры настольно-печатные игры | -эмоционально- практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками) - речевые игры - беседы - пример коммуникативных кодов - чтение художественной литературы - разучивание потешек, стихов - рассматривание иллюстраций - посещение театра -прослушивание аудиозаписей. |
Социально-коммуникативное развитие | |||
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельая деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
Непрерывная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Методы и формы развития социально- коммуникативных способностей детей | |||
непрерывная образовательная деятельность наблюдение, беседы экскурсия чтение художественной литературы видеоинформация досуги, праздники дидактические игры проблемные ситуации игровые ситуации -поисково- творческие задания обучение объяснение напоминание рассказ. | индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы) культурно- гигиенические процедуры (игровые ситуации, игровые упражнения, напоминание) ситуативный разговор с детьми игровая деятельность (напоминание), организованная деятельность тематические досуги театрализованные игры рассматривание иллюстраций самообслуживание | - игры-эксперименты сюжетные - самодеятельные игры (собственные знания детей на основе их опыта) - изобразительная деятельность - конструирование - бытовая деятельность - наблюдения - беседы - чтение худ. литературы - праздники - просмотр видеофильмов - решение задач - игровая деятельность (игры в парах, игры с правилами, сюжетно- ролевые игры) - рассматривание иллюстраций - настольно-печатные игры - самообслуживание | наблюдение чтение худ. литературы праздники бытовая деятельность развлечения просмотр видеофильмов игры дидактические - личный пример напоминание объяснение ситуативное обучение рассказ |
Художественно-эстетическое развитие | |||
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
Непрерывная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Методы и формы художественно-эстетического развития | |||
непрерывная образовательная деятельность рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые) проектная деятельность музыка в повседневной жизни театрализованная деятельность пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду. чтение художественной литературы детское музицирование | обучение, объяснение напоминание, похвала - наблюдение рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства игра, игровое упражнение конструирование из песка, природного материала лепка, рисование использование пения (на музыкальных - занятиях, во время прогулки в теплую погоду, в сюжетно- ролевых играх, на праздниках, развлечениях и театрализованной деятельности. игровые ситуации и упражнения беседы рассматривание иллюстраций | игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые) экспериментирование наблюдения рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства самостоятельная изобразительная - деятельность, лепка создание условий для самостоятельной - музыкальной - деятельности в группе - музыкально- - дидактические игры рассматривание иллюстраций хороводные игры подвижные игры | - создание соответствующей предметно- музыкальной, развивающей среды - проектная деятельность - прогулки - совместное творчество (рисование, конструирование и др.) - совместные праздники, развлечения в ДОУ - театрализованная деятельность. - чтение - беседа - объяснение - показ -напоминание - просмотр видеофильмов |
Физическое развитие | |||
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
Непрерывная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Методы и формы физического развития | |||
- непрерывная образовательная деятельность по физическому воспитанию - развлечения сюжетно-игровые, тематические, классические, подвижные игры - сюжетный комплекс - подражательный комплекс - комплекс с предметами, без предметов - физкультурные минутки - динамические паузы - интегрированные - физкультурные занятия - игровые (подводящие упражнения) | индивидуальная работа утренняя гимнастика гимнастика после дневного сна -подражательные движения игровые (подводящие упражнения) дидактические игры прогулка подвижные игры объяснение показ чтение художественных произведений рассматривание иллюстраций досуг | -подражательные движения игровые упражнения подвижные игры сюжетно-ролевые игры | беседа - консультация - совместные игры -физкультурный досуг - интерактивное общение. - пешие прогулки - чтение художественной литературы |
2.3. Особенности взаимодействие с семьями воспитанников.
Основные задачи работы с родителями:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Основные направления и формы работы с семьями воспитанников:
Таблица 6
№ | Организационная форма | Цель | Темы рекомендаций |
1. | Педагогические беседы | Обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. По результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего развития ребенка. | «Что должен знать ребенок в 2-3 года» «Зачем языку делать зарядку? «Становление игры в раннем детстве. Создание условий для игровой деятельности ребенка в семье» «Воспитание эстетических чувств и эстетической восприимчивости у ребенка в семье» «Влияние двигательного и сенсорного опыта на психическое развитие детей раннего возраста» |
2. | Тематические консультации | Создание условий, способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей по вопросам воспитания и развития детей в условиях семьи. | «Роль развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста» «Детская литература и фольклор для самых маленьких» «Кризис 3-х лет» «Музыкальное воспитание детей раннего возраста» «Зависимость развития психики ребенка и его физических показателей» |
3. | Родительские собрания | Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам воспитания и развития детей, расширение педагогического кругозора родителей | «Адаптация ребёнка в детском саду» «Как повзрослели и чему научились наши дети за год» |
4. | Проектная деятельность | Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность. Овладение способами коллективной мыслительной деятельности; освоения алгоритма создания проекта на основе потребностей ребенка. | «Елочка, зеленая иголочка» «Птичья столовая» «Сказка про веселую капельку» |
5. | Дни открытых дверей | Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами воспитания и развития детей | «Соберём своих друзей» |
6. | Оформление родительских уголков | Вовлечение родителей в организацию образовательной работы посредством педагогического просвещения. | «Особенности развития детей раннего возраста», «Особенности адаптационного периода детей третьего года жизни» |
7. | Праздники, развлечения, целевые прогулки | Создание атмосферы совместного праздника родителей и детей. Создание условий для содержательного взаимодействия между детьми и родителями. | «Праздник осени» «Новогодний карнавал» «Женский день» «Прощание с зимой. Масленица» «Выпускной» |
8. | Информационные листки успеха | Знакомство родителей с достижениями детей в образовательных областях, способствовать формированию у детей адекватной самооценки. | «Я научился…» |
9. | Онлайн- консультации | Педагогическое просвещение, обмен опытом семейного воспитания. Привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания и развития детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей. | «Игры с песком и водой с малышами в домашних условиях» «Подходы к раннему познавательному развитию детей» «Роль пальчиковых игр в развитии речи» «Социально-коммуникативное развитие детей младшего возраста» «Талантливыми рождаются или становятся? (театрализованная сказка)». |
2.4. Планирование работы с детьми в группе на 2020-2021 уч. гг.
Ежедневный объём непрерывной образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности, который ежегодно утверждается заведующим.
Для детей в возрасте от 2 до 3 лет непрерывная образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа в неделю. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности не более 10 минут в первую и вторую половину дня.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 мин.
Регламент непрерывной образовательной деятельности
в первой младшей группе на 2020 – 2021 учебный год
Таблица 7
Понедельник | Развитие речи 09.00 - 09.10 1 подгруппа 09.20 -09.30 2 подгруппа Физкультура 16:00-16:10 |
Вторник | Познавательное развитие (ФЭМП) 9.00 – 9.10 1 подгруппа 9.20 – 9.30 2 подгруппа Музыка 16:00-16:10 |
Среда | Лепка 9.00 – 9.10 1 подгруппа 9.20 – 9.30 2 подгруппа Физкультура 16:00-16:10 |
Четверг | Познавательное развитие 9.00 – 9.10 1 подгруппа 9.20 – 9.30 2 подгруппа Музыка 16:00-16:10 |
Пятница | Рисование 9.00 – 9.10 1 подгруппа 9.20 – 9.30 2 подгруппа Физкультура 16:20-16:30 |
Календарно – тематическое планирование
Таблица 8
Неделя п/п | Месяц | Неделя месяца | Дата | Лексическая тема |
1 | Сентябрь | 1-я неделя | 1-4 | Помещения, профессии детского сада. День знаний |
2 | 2-я неделя | 7-11 | Моя семья, мой дом, мой город, моя страна | |
3 | 3-я неделя | 14-18 | Овощи – огород | |
4 | 4-я неделя | 21-25 | Фрукты – сад | |
5 | 5-я неделя | 28-2 | Лиственные деревья. Грибы | |
6 | Октябрь | 1-я неделя | 5-9 | Краски осени. Труд людей осенью |
7 | 2-я неделя | 12-16 | Одежда, головные уборы, обувь | |
8 | 3-я неделя | 19-23 | Посуда. Промыслы Южного Урала | |
9 | 4-я неделя | 26-30 | Игрушки (народная игрушка) | |
10 | Ноябрь | 1-я неделя | 2-6 | Моя страна. Народная культура и традиции |
11 | 2-я неделя | 9-13 | Перелетные птицы | |
12 | 3-я неделя | 16-20 | Дикие животные наших лесов | |
13 | 4-я неделя | 23-27 | Наш быт. Мебель | |
14 | Декабрь | 1-я неделя | 30-4 | Бытовая техника |
15 | 2-я неделя | 7-11 | Здравствуй, Зимушка-зима! | |
16 | 3-я неделя | 14-18 | Зимующие птицы | |
17 | 4-я неделя | 21-25 | Новогодний калейдоскоп (хвойные деревья) | |
18 | 5-я неделя | 28-31 | Новогодний калейдоскоп (новогодние игрушки) | |
19 | Январь | 1-я неделя | 4-8 | Каникулы |
20 | 2-я неделя | 11-15 | Зимние развлечения (зимние виды спорта) | |
21 | 3-я неделя | 18-22 | Дикие животные и их детеныши | |
22 | 4-я неделя | 25-29 | Домашние животные и их детеныши | |
23 | Февраль | 1-я неделя | 1-5 | Домашние птицы |
24 | 2-я неделя | 8-12 | Транспорт. ПДД | |
25 | 3-я неделя | 15-19 | Транспорт. Железнодорожный транспорт | |
26 | 4-я неделя | 22-26 | Наши защитники | |
27 | Март | 1-я неделя | 1-5 | Мамин день. Профессии мам |
28 | 2-я неделя | 9-12 | Профессии, инструменты | |
29 | 3-я неделя | 15-19 | Животные холодных стран | |
30 | 4-я неделя | 22-26 | Животные жарких стран | |
31 | 5-я неделя | 29-2 | Продукты питания. Хлеб | |
32 | Апрель | 1-я неделя | 5-9 | Весна шагает по планете. Перелетные птицы |
33 | 2-я неделя | 12-16 | Космос. Планета Земля | |
34 | 3-я неделя | 19-23 | Здоровей-ка (человек, части тела, ЗОЖ) | |
35 | 4-я неделя | 26-30 | Обитатели рек, морей и океанов | |
36 | Май | 1-я неделя | 4-7 | День Победы |
37 | 2-я неделя | 11-14 | Цветы. Труд людей в природе | |
38 | 3-я неделя | 17-21 | Насекомые | |
39 | 4-я неделя | 24-28 | Скоро лето. Азбука безопасности. Школьные принадлежности. |
Таблица 9
Организованная образовательная деятельность | |||
Базовый вид деятельности | 2-я группа раннего возраста 2 – 3 года | ||
в неделю | в месяц | в год | |
Познавательное развитие | |||
Формирование элементарных математических представлений | 1 | 4 | 38 |
Ознакомление с окружающим миром | 1 | 4 | 38 |
Речевое развитие | |||
Развитие речи | 2 | 8 | 76 |
Обучение грамоте | - | - | - |
Художественно-эстетическое развитие | |||
Музыка | 2 | 8 | 76 |
Рисование | 1 | 4 | 38 |
Лепка | 1 | 4 | 38 |
Аппликация | - | - | - |
Физическое развитие | |||
Физкультура в помещении | 2 | 8 | 76 |
Физкультура в бассейне | - | - | - |
Физкультура на воздухе | - | - | - |
Социально-коммуникативное развитие в ходе режимных моментов, интеграция образовательных областей | |||
Итого | 10 | 40 | 380 |
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности | |||
Базовый вид деятельности | 2-я группа раннего возраста 2 – 3 года | ||
Чтение художественной литературы | ежедневно | ||
Конструктивно-модельная деятельность | 1 раз в неделю | ||
Игровая деятельность | ежедневно | ||
Общение при проведении режимных моментов | ежедневно | ||
Дежурства | - | ||
Прогулки | ежедневно | ||
Самостоятельная деятельность детей | |||
Самостоятельная игра | ежедневно | ||
Познавательно-исследовательская деятельность | ежедневно | ||
Самостоятельная деятельность детей в центрах развития | ежедневно | ||
Оздоровительная работа | |||
Утренняя гимнастика | ежедневно | ||
Закаливающие процедуры | ежедневно | ||
Гигиенические процедуры | ежедневно |
Игра является основным видом детской деятельности, и формой организации совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и ребенка.
Двигательная деятельность организуется при проведении физкультминуток при проведении занятий познавательного цикла.
Коммуникативная деятельность является средством взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе познавательной деятельности.
Продуктивная деятельность удовлетворяет потребности детей в самовыражении по впечатлениям организованной совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и детей и реализуется через рисование, лепку, аппликацию.
Чтение детям художественной литературы направлено на решение следующих задач: создание целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Ежедневный объём непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание), которое ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.
Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.
2.5 Педагогическая диагностика (мониторинг)
Педагогическая диагностика реализации Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Проводится электронный мониторинг АИС (автоматизированная электронная система
«Мониторинг освоения ребенком основной образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении»).
Таблица 10
Образовательная область | Направления развития |
Познавательное развитие | Развитие игровой деятельности Сенсорное развитие Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей Формирование элементарных математических представлений |
Речевое развитие | Развитие речи |
Социально – коммуникативное развитие | Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам Развитие трудовой деятельности Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств Формирование основ безопасности в быту, социуме и природе |
Физическое развитие | Воспитание культурно-гигиенических навыков Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями) Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации) Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании |
Художественно – эстетическое развитие | Музыка; Приобщение к изобразительному искусству, развитие продуктивной деятельности детей (живопись); Развитие конструктивной деятельности; Развитие продуктивной деятельности (аппликация); Развитие продуктивной деятельности (лепка); Чтение художественной литературы. |
3.1 Кадровое обеспечение рабочей программы
Таблица 11
Ф.и.о. специалиста: | Замятина Ирина Александровна |
Должность: | Воспитатель |
Категория: | 1 категория |
Стаж работы: | 7,5 лет |
Образование: | Высшее |
Квалификация: | Дошкольное образование |
Специальность: | Воспитатель детей дошкольного возраста |
Повышение квалификации за последнее время: | 15 октября 2018 г. |
3.2. Режим дня первой младшей группы
Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду. При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер и т.д.).
В теплое время года часть занятий рекомендуется проводить на улице.
Режим дня для детей первой младшей группы на холодный период года
Таблица 12.1
Мероприятия | Время проведения |
Дома | |
Подъем, утренний туалет | 6.30-7.30 |
В дошкольном учреждении | |
Прием детей и осмотр детей, игра | 7.00– 8.00 |
Утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность, | 8.00-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30 - 9.00 |
Непрерывная образовательная деятельность (по подгруппам) | 9.00 – 9.40 |
Самостоятельная деятельность | 9.00 – 9.40 |
Второй завтрак | 9.40 – 9.50 |
Подготовка к прогулке | 9.50 - 10.00 |
Прогулка (игры, наблюдения, самостоятельная деятельность) | 10.00-11.30 |
Возвращение с прогулки, игры | 11.30 - 11.40 |
Подготовка к обеду. Обед | 11.40 - 12.05 |
Гигиенические процедуры, подготовка ко сну. | 12.05 – 12.15 |
Дневной сон | 12.15 -15.15 |
Постепенный подъем, воздушные процедуры, гигиенические процедуры | 15.15 - 15.30 |
Полдник | 15.30 -15.40 |
Непрерывная образовательная деятельность (по подгруппам) | 15.40 – 16.10 |
Игры, самостоятельная деятельность | 16.10 – 16.40 |
Чтение художественной литературы, | 16.40 – 16.50 |
Подготовка к ужину. Ужин | 16.50 -17.20 |
Подготовка к прогулке. | 17.20 – 17.30 |
Прогулка, игры, самостоятельная. Уход домой | 17.30-19.00 |
Дома | |
Прогулка | 19.00 – 19.30 |
Возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры | 19.30 – 20.30 |
Ночной сон | – 6.30 (7.30) |
Режим дня для детей первой младшей группы на теплый период года
Таблица 12.2
Мероприятия | Время проведения |
Дома | |
Подъем, утренний туалет | 6.30-7.30 |
В дошкольном учреждении | |
Прием детей и осмотр детей, игра | 7.00– 8.00 |
Утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность | 8.00-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30 - 9.00 |
Прогулка (НОД художественно-эстетического и оздоровительного характера, самостоятельная деятельность, игры, наблюдения) | 9.00 – 10.00 |
Второй завтрак | 10.00 – 10.20 |
Прогулка (игры, наблюдения, самостоятельная деятельность) | 10.20 - 11.40 |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры | 11.40 - 12.15 |
Подготовка к обеду. Обед | 12.15 - 12.40 |
Гигиенические процедуры, подготовка ко сну. | 12.05 – 12.15 |
Дневной сон | 12.40 -15.20 |
Постепенный подъем, воздушные процедуры, гигиенические процедуры | 15.20 - 15.40 |
Полдник | 15.40 - 15.50 |
Непрерывная образовательная деятельность (по подгруппам) | 15.40 – 16.10 |
Прогулка, совместная деятельность | 15.50 – 17.10 |
Подготовка к ужину. Ужин | 17.10 - 17.40 |
Прогулка, игры, самостоятельная. Уход домой | 17.40 - 19.00 |
Дома | |
Прогулка | 19.00 – 19.30 |
Возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры | 19.30 – 20.30 |
Ночной сон | – 6.30 (7.30) |
3.3 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Таблица 13
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями |
Двигательные подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования. Игровая: сюжетные игры, игры с правилами. Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами. Трудовая: совместные действия, поручения, задания Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия, экспериментирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами. Музыкально-художественная: слушание, исполнение, подвижные игры (с музыкальным сопровождением) Чтение художественной литературы: чтение, разучивание | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской | Диагностирование Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом. Совместное творчество детей и взрослых. |
3.4 Организация развивающей предметно-пространственной среды (центры деятельности)
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. В соответствии с этими требованиями в группе созданы следующие центры:
Таблица 14
Области развития | Центры активности | Материалы |
Познавательное развитие | Центр математики и манипулятивных игр | 1. Пирамидки основных цветов, разной величины (3-5 колец); 2. Вкладыши, шнуровки, застежки; 3. Матрешки (2-3 местные); 4. Игра «Собери бусы»; 5. Дидактические игры: «Сложи узор», «Блоки Дьенеша», «Составь картинку», «Палочки Кюизенера», «Прокати шарик», «Лото», «Прятки», «Большие и маленькие», «Формы», «Времена года», «Чья мама» и т.д.; 6. Мозаика, прищепки; 7. Деревянные, пластмассовые вкладыши; 8. Пластилиновые картинки. |
Центр конструирования | 1. Набор модулей (крупных); 2. Набор «Лего МАЛЫШ» крупный; 3. Настольный конструктор «Строитель». | |
Речевое развитие | Центр литературы и языка | 1. Детская художественная литература; 2. Плакаты по темам недели; 3. Дидактические игры: «Составь картинку», «Кто как кричит», «Узнай и назови», «Кто что ест», «У нас порядок», лото: «Овощи», «Фрукты», «Игрушки» 4. Куклы: девочка, мальчик, дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды. 5. Набор игрушек: домашние животные и их детеныши. 6. Предметные картинки: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Семья», «Домашние животные», «Транспорт», «Посуда»; 7. Сюжетные картинки к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Три поросенка». |
Художественно – эстетическое развитие | Центр ИЗО | Карандаши, краски, кисти, трафареты, бумага белая и цветная, раскраски, клеенки для столов; 2. Материал для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные дощечки; 3. Материал для аппликации: клей карандаш, салфетки, цветная бумага и картон, белый картон; |
Центр театра и музыки | 1. Музыкальные инструменты: барабан, погремушки, дудочки, колокольчики, гармошка, металлофон, ксилофон, «игрушки-забавы»; 2. Музыкальные игрушки, «Неваляшки»- большая, маленькая; 3. Дидактические картинки «Музыкальные инструменты»; 4. Цветные платочки; 5. Цветные ленточки; 6. Ширма для настольного театра; 7. Настольный театр «Колобок», «Три медведя», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»; 8. Кукольный театр Би-ба-бо; 9. Костюмы к сказкам. | |
Социально – коммуникативное развитие | Центр сюжетно-ролевых игр, строительства | Дом Шоферы Семья Парикмахерская Магазин Больница |
Физическое развитие | Центр физкультуры и спорта | 1. Мячи резиновые, мячи пластмассовые; 2. Кегли 3. Кольцеброс; 4. Мешочки для метания, корзинка для метания; 5. Массажные дорожки и коврик из пуговиц; 6. Флажки; 7. Султанчики; 8. Ленточки цветные |
3.5. Программно – методическое обеспечение образовательного процесса
Образовательные области | Литература |
Художественно-эстетическое развитие | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст (художественно-эстетическое развитие). Учебно-методическое пособие. – М.:ИД «Цветной мир»,2014.-144 с., дораб. И доп. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Сценарии занятий – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 48с. Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности. Младший возраст (2-3 года). Практическое пособие. – Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017. – 256 с. Литвинова О. Э. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 2-3 лет: учеб.-метод. Пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 160 с. |
Социально-коммуникативное развитие | Соляник Е. Н. Развивающие игры для детей раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 80 с. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе ДС.-М.: Мозайка-Синтез, 2012.-128 С. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: Вторая группа раннего возраста – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64с. Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности. Младший возраст (2-3 года). Практическое пособие. – Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017. – 256 с. |
Речевое развитие | Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий.-2-е изд., испр. и доп.-М.:Мозайка-Синтез,2008-112с.:цв. вкл. Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности. Младший возраст (2-3 года). Практическое пособие. – Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017. – 256 с. |
Физическое развитие | Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3-5лет.-М.: Мозайка-Синтез, 2008.-64с. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.-128с., илл. Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности. Младший возраст (2-3 года). Практическое пособие. – Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017. – 256 с. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 144с. |
Познавательное развитие | Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: группа раннего возраста.-М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2015.-64с. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педегогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4лет.-М.:Мозайка-синтез,2006.-144с. Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности. Младший возраст (2-3 года). Практическое пособие. – Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017. – 256 с. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: вторая группа раннего возраста. .-М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2016.-128 с. Помараева И. А., Позина В.Ф. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста.- М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2016 |