Рабочая программа на тему «Хоровод сказок» (1 класс)
Рабочая программа «Хоровод сказок»
1-й год обучения
Педагог:
Информационная карта дополнительной общеразвивающей программы
«Хоровод сказок»
Полное наименование дополнительной общеразвивающей программы |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хоровод сказок» |
Направленность программы |
художественная |
Ф.И.О. педагога |
|
Сведения о педагоге, реализующем программу |
педагог дополнительного образования, образование высшее |
Дата создания |
|
Срок реализации |
1 год |
Возраст обучающихся |
6-8 лет |
Цель программы |
развитие интереса у обучающихся к произведениям устного народного творчества, понимание содержания и идейного смысла сказок, оценивание событий и поступков героев; создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся посредством сказок, для проявления творческой индивидуальности каждого ученика; |
Аннотация программы |
Актуальность программы обуславливается потребностью общества в развитии духовно-нравственных, эстетических качеств личности человека; формировании социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью средств устного народного творчества, а именно русских народных сказок. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека. |
Прогнозируемые результаты |
Личностные результаты: формирование целостного взгляда на мир; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения устного народного творчества; развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Метапредметные результаты: Регулятивные овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; Познавательные овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; активное использование речевых средств для решения познавательных задач; Коммуникативные учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера. исполнителя); умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Предметные результаты: понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе; осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; |
Особая информация |
Обучение носит деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий обучающиеся осваивают следующие виды внеурочной деятельности: • познавательная деятельность, • игровая деятельность, • художественно-эстетическая деятельность. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена с учетом Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва).
Изучен современный опыт педагогов дополнительного образования и апробированные дополнительные общеразвивающие программы художественной направленности.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.13 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.4.3172-14.
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (приложение к письму МОиН РФ от 18.11.15 № 09-3242), Положением о порядке разработки, оформления и утверждения дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в МБОУ ЦДО.
Актуальность программы обуславливается потребностью общества в развитии духовно-нравственных, эстетических качеств личности человека; формировании социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью средств устного народного творчества, а именно русских народных сказок. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека.
Новизна программы заключена в подборе материала для формирования личностных результатов, сказок, на смыслах которых дети получают возможность усвоения нравственных общечеловеческих ценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получают первые представления о справедливости, упорстве, мужестве.
Адресат программы: программа ориентирована на детей 6-8 лет. Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет до 15 человек. Условия набора детей в коллектив: на основании заявлений родителей.
Объем и срок освоения программы, режим занятий. Занятия ведутся два раза в неделю по 2 часа, недельная нагрузка 4 учебных часа, всего 144 часа в год. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения – очная, дистанционная(заочная), форма аудиторных и практических занятий – занятия.
Особенности организации образовательного процесса. Программа традиционной формы. Обучающиеся сформированы в разновозрастную группу, состав группы – постоянный.
Педагогическая целесообразность программы «Хоровод сказок» состоит в том, что программа разработана с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся. Главный акцент делается на раскрытие, формирование, становление и развитие коммуникативных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.
Цель: развитие интереса у обучающихся к произведениям устного народного творчества, понимание содержания и идейного смысла сказок, оценивание событий и поступков героев;
создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся посредством сказок, для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
Задачи: формировать у младших школьников мотивацию к чтению, развивать их устойчивый и осознанный интерес к чтению сказок;
развивать воображение, литературно-творческие и художественные способности;
совершенствовать коммуникативные навыки;
формировать стремление ребенка к рассуждению и поиску.
Формы работы с учащимися: беседа, различные виды чтения, озвучивание героев, пантомима, инсценировка, театрализация, лепка из пластилина, иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций, конкурсы, викторины, творческая работа (составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек).
Содержание программы
Учебный план
№ п/п |
Наименование тем и разделов занятий |
Количество часов |
|||
всего |
Теорети ческих |
Практи ческих |
Формы аттестации/контроля |
||
|
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
беседа |
|
Сказки о животных |
72 |
18 |
54 |
проект |
|
Бытовые сказки |
16 |
4 |
12 |
конкурс |
|
Промежуточная аттестация |
2 |
|
2 |
творческие работы |
|
Волшебные сказки |
40 |
10 |
30 |
конкурс |
|
Проектная деятельность |
6 |
3 |
3 |
защита проекта |
|
Итоговое занятие |
6 |
|
6 |
творческие работы, выставка |
Итого: |
144 |
36 |
108 |
|
Учебно-тематический план
|
Название разделов и тем |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
всего |
теоретических |
практических |
|||
I |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
Рисование |
1 |
Инструктаж. Знакомство с участниками, ввод в тематику занятий. |
2 |
1 |
1 |
|
II |
Сказки о животных. |
72 |
18 |
54 |
Чтение. Рисование. Инсценировка. Лепка. Аппликация. |
1 |
Русская народная сказка «Колобок». |
4 |
1 |
3 |
|
2 |
Русская народная сказка «Лиса и журавль». |
4 |
1 |
3 |
|
3 |
Русская народная сказка «Теремок». |
4 |
1 |
3 |
|
4 |
Русская народная сказка «Рукавичка». |
4 |
1 |
3 |
|
5 |
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». |
4 |
1 |
3 |
|
6 |
Русская народная сказка «Лиса и кувшин». |
4 |
1 |
3 |
|
7 |
Русская народная сказка «Журавль и цапля». |
4 |
1 |
3 |
|
8 |
Русская народная сказка «Заюшкина избушка». |
4 |
1 |
3 |
|
9 |
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». |
4 |
1 |
3 |
|
10 |
Русская народная сказка «Снегурушка и лиса». |
4 |
1 |
3 |
|
11 |
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». |
4 |
1 |
3 |
|
12 |
Русская народная сказка «Три медведя». |
4 |
1 |
3 |
|
13 |
Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок». |
4 |
1 |
3 |
|
14 |
Русская народная сказка «Лиса и волк». |
4 |
1 |
3 |
|
15 |
Русская народная сказка «Жихарка». |
4 |
1 |
3 |
|
16 |
Русская народная сказка «Медведь и лиса». |
4 |
1 |
3 |
|
17 |
Русская народная сказка «Бычок - смоляной бочок». |
4 |
1 |
3 |
|
18 |
Русская народная сказка «Мужик и медведь». |
4 |
1 |
3 |
|
III |
Бытовые сказки |
16 |
4 |
12 |
Чтение. Рисование. Инсценировка. Лепка. Аппликация. |
1 |
Русская народная сказка «Репка». |
4 |
1 |
3 |
|
2 |
Русская народная сказка «У страха глаза велики». |
4 |
1 |
3 |
|
3 |
Русская народная сказка «Морозко». |
4 |
1 |
3 |
|
4 |
Русская народная сказка «Пастушья дудочка». |
4 |
1 |
3 |
|
IV |
Промежуточная аттестация |
2 |
|
2 |
Творческая работа |
1 |
Наше творчество. |
2 |
|
2 |
|
V |
Волшебные сказки |
40 |
10 |
30 |
Чтение. Рисование. Инсценировка. Лепка. Аппликация. |
1 |
Русская народная сказка «Петушок и жерновцы».
|
4 |
1 |
3 |
|
2 |
Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума».
|
4 |
1 |
3 |
|
3 |
Русская народная сказка «Несмеяна-царевна».
|
4 |
1 |
3 |
|
4 |
Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
|
4 |
1 |
3 |
|
5 |
Русская народная сказка «Маша и медведь».
|
4 |
1 |
3 |
|
6 |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
|
4 |
1 |
3 |
|
7 |
Русская народная сказка «Мальчик с пальчик».
|
4 |
1 |
3 |
|
8 |
Русская народная сказка «Самое дорогое».
|
4 |
1 |
3 |
|
9 |
Русская народная сказка «Белая уточка».
|
4 |
1 |
3 |
|
10 |
Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка». |
4 |
1 |
3 |
|
VI |
Проектная деятельность |
6 |
3 |
3 |
Защита проектов |
1 |
Наши любимые сказки. |
2 |
1 |
1 |
|
2 |
Книжка – малышка «Сочиняем сказку сами» |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
Герой моей любимой сказки.
|
2 |
1 |
1 |
|
VII |
Итоговое занятие |
6 |
|
6 |
Творческая работа |
1 |
Выставка творческих работ |
|
|
|
|
Итого |
144 |
36 |
108 |
|
Содержание учебного плана
№п/п |
Тема занятия |
Содержание |
Теоретическая деятельность |
Практическая деятельность |
1. |
Вводное занятие |
Знакомство с участниками, ввод в тематику занятий. |
Беседа, рассказ
|
Рисование |
2. |
Сказки о животных |
Русские народные сказки «Колобок». «Лиса и журавль». «Теремок». «Рукавичка». «Лисичка со скалочкой». «Лиса и кувшин». «Журавль и цапля». «Заюшкина избушка». «Петушок и бобовое зёрнышко». «Снегурушка и лиса». «Волк и семеро козлят». «Три медведя». «Петушок - золотой гребешок». «Лиса и волк». «Жихарка». «Медведь и лиса». «Бычок - смоляной бочок». «Мужик и медведь». |
Беседа, рассказ |
Чтение. Рисование. Инсценировка. Лепка. Аппликация. |
3. |
Бытовые сказки |
Русские народные сказки «Репка». «У страха глаза велики». «Морозко». «Пастушья дудочка». |
Беседа, рассказ |
Чтение. Рисование. Инсценировка. Лепка. Аппликация. |
4. |
Промежуточная аттестация |
Выполнение и представление творческой работы |
Беседа |
Творческая работа |
5. |
Волшебные сказки |
Русские народные сказки «Петушок и жерновцы». «Скатерть, баранчик и сума». «Несмеяна-царевна». «Гуси-лебеди». «Маша и медведь». «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». «Мальчик с пальчик». «Самое дорогое». «Белая уточка». «Крошечка-Хаврошечка». |
Беседа, рассказ |
Чтение. Рисование. Инсценировка. Лепка. Аппликация. |
6. |
Проектная деятельность |
Наши любимые сказки. Книжка – малышка «Сочиняем сказку сами» Герой моей любимой сказки. Пословицы о честности, добре, труде, совести, дружбе. |
Беседа |
Защита проектов |
7. |
Итоговое занятие |
Выставка творческих работ |
Беседа |
Творческая работа |
Планируемые результаты
личностные |
предметные |
метопредметные |
формирование целостного взгляда на мир средствами литературных произведений; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения устного народного творчества; развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
|
понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе; осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; остижение необходимого для продолжения образования уровня понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.
|
Регулятивные овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления; овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; активное использование речевых средств для решения познавательных задач; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Коммуникативные готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; активное использование речевых средств для решения коммуни- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера. исполнителя); умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
|
Формы аттестации
Система оценки достижения планируемых результатов состоит из следующих направлений:
внешняя оценка (мероприятия различного уровня - конкурсы, смотры);
внутренняя оценка (личностные: портфолио; метапредметные: педагогическое наблюдение, анкетирование, защита проектов и презентаций, организация и участие в мероприятиях, конкурсах, акциях; предметные: анализ результатов тренингов, тестирование).
Способы проверки результатов освоения программы:
В ходе реализации программы предусмотрены следующие формы контроля:
- начальная диагностика (сентябрь) – в форме педагогического тестирования;
- промежуточная аттестация (декабрь) – в форме творческой работы;
- итоговая аттестация (май) – в форме творческой работы, конкурса.
Текущий контроль может проводиться в следующих формах: творческие работы, тестирование; конкурс, защита творческих работ, проектов.
Формы подведения итогов реализации программы: выставка работ.
Формы фиксации результатов:
ведение журнала учёта;
портфолио обучающихся;
Критерии оценки результативности освоения программы:
Критериями оценки освоения программы являются:
личностные критерии, включающие готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, способность ставить цели и строить жизненные планы;
метапредметные критерии: наличие первичных организаторских умений и навыков, способность работать в команде, уверенность в себе, наличие навыков самоанализа и самооценки;
предметные критерии, включающие освоенные специфические умения и виды деятельности, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами, осознание значения волонтерской деятельности в личном и социальном становлении личности.
Аттестация осуществляться через:
количественный анализ результатов проведенных мероприятий с показателем охвата участников;
портфолио;
творческую работу
Оценочные материалы
Выявление уровней освоения учащимися содержания программы.
Выявление и анализ результатов осуществляется по окончанию изучения каждого модуля (информационная карта освоения учащимися модуля, карта самооценки и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося), а также на этапе промежуточной и итоговой аттестации (информационная карта результатов участия подростков в конкурсах, фестивалях и выставках разного уровня).
Информационная карта освоения учащимися модуля.
Название модуля, кол-во часов __________________________________________
Ф.И.О. учащегося_______________________________________________
№ |
Параметры результативности освоения модуля |
Оценка результативности освоения модуля |
||
1 балл (низкий уровень) |
2 балла (средний уровень) |
3 балла (высокий уровень) |
||
1. |
Теоретические знания |
|
|
|
2. |
Практические умения и навыки |
|
|
|
3. |
Самостоятельность в познавательной деятельности |
|
|
|
4. |
Потребность в самообразовании и саморазвитии |
|
|
|
5. |
Применение знаний и умений в социально-значимой деятельности |
|
|
|
Общая сумма баллов: |
|
После оценки каждого параметра результативности освоения модуля, все баллы суммируются. На основе общей суммы баллов определяется общий уровень освоения модуля в соответствии с нижеприведенной шкалой:
4 балла- модуль освоен на низком уровне;
5-10 баллов-модуль освоен на среднем уровне;
11-15 баллов- модуль освоен на высоком уровне.
Информационная карта освоения модуля заполняется на основе результатов педагогического наблюдения, бесед, выполнения учащимися заданий на занятиях. Применение данной методики в долгосрочном периоде позволяет определить динамику личностного развития каждого ребенка.
Информационная карта результатов участия учащихся в конкурсах, фестивалях и выставках разного уровня.
Ф.И.О. учащегося
Возраст
Год обучения
Дата заполнения карты
№ |
Формы предъявления достижений |
Уровень образовательного учреждения |
Региональный и муниципальный уровни |
Международный и федеральный уровни |
||||||
Участие |
Призер, дипломант |
Победитель
|
Участие |
Призер, дипломант |
Победитель |
Участие |
Призер, дипломант |
Победитель |
||
1 б. |
2 б. |
3 б. |
1 б. |
2 б. |
3 б. |
1 б. |
2 б. |
3 б. |
||
1 |
Конкурсы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Выставки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Проекты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Другое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая сумма баллов: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В соответствии с результатами участия учащегося в мероприятиях различного уровня выставляются баллы. По сумме баллов определяется рейтинг учащихся. Выявление и анализ результатов следует проводить в конце учебного года.
К числу планируемых результатов освоения Программы относится участие в конкурсах, выставках и иных мероприятиях внутриучрежденческого, муниципального, областного и всероссийского уровней, в связи с чем возникает необходимость формирования портфолио учащихся.
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки Программы и поощрения учащихся.
В результате реализации программы обучающиеся должны:
Обучающиеся получат возможность:
закрепить умение работать с книгой;
закрепить умение работать с текстом;
проявить интерес к книге;
расширить читательский кругозор;
заинтересовать родителей возможностью активно участвовать в развитии познавательных способностей у своих детей.
Обучающиеся закрепят умение:
составлять из букв слова;
составлять из слогов слова;
использовать буквы слова для того, чтобы составлять новые слова;
убирать лишние буквы, чтобы получились слова;
определять количество слогов в слове;
переставлять буквы в словах для получения новых слов;
различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»;
различать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
находить слова, отвечающие на вопросы «что делает?»;
восстанавливать слова путём добавления букв;
изменять букву, чтобы получилось новое слово;
понимать содержание сказки;
отвечать на вопросы по содержанию сказки;
подбирать другой заголовок к сказке;
определять последовательность событий в сказке с использованием рисунков;
пересказывать сказки с использованием картинок;
восстанавливать порядок предложений в соответствии с текстом;
расставлять вопросы к сказке в соответствии с текстом;
составлять из слов предложения;
восстанавливать текст сказки;
находить соответствие между отрывком из сказки и сюжетной картинкой;
определять значения слов;
соединять слова с их значениями;
определять смысл пословиц;
выбирать из пословиц те, которые соответствуют сказке;
отличать положительные и отрицательные качества героев сказок;
анализировать поступки героев сказок и делать вывод о том, как не попасть в трудные ситуации;
разгадывать ребусы;
разгадывать кроссворды;
дополнять рисунки недостающими предметами;
распутывать путаницы и читать полученные слова и предложения;
использовать полученные на уроках литературного чтения и русского языка знания для выполнения заданий;
проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
последовательно рассуждать, доказывать;
контролировать свою деятельность;
оценивать свою работу на занятии.
2.5. Методическое обеспечение
Программа разработана с учётом трёх основных компонентов деятельности:·
гуманизация педагогического процесса;
индивидуализация и дифференцированный подход;
демократизация.
Это дает возможность педагогу в рамках реализации данной программы достичь поставленную цель и решить педагогические задачи; а также дать возможность каждому обучающемуся проявить творческую индивидуальность. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения.
При работе с учащимися, образовательный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения:
игровые методы;
наглядно-словесные методы;
методы диагностики: метод упражнения, работа с литературой, пословицами.
самостоятельная работ
Список литературы, используемый педагогом
Конвенция ООН «О правах ребёнка».
Федеральный закон от 13.01.1996 №12-ФЗ «ОБ образовании».- Вестник образования.№7\1996.
Федеральный закон от 20.07.2000 №102-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст.16 Закона РФ «Об образовании». – Вестник образования № 18\2000.
Закон РФ «Об общественных объединениях»(от 19.05.1995).
Федеральный закон РФ от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».- Проблемы школьного воспитания.
Методические рекомендации МО РФ во исполнение решения коллегии от 28.09.1999 №19 «О расширении деятельности детских и молодёжных общественных объединений в образовательных учреждениях» -Вестник образования, № 9\2000.
Приказ Министерства образования РФ от 18.06.2001 №2419 о реализации решения коллегии от 29.05.2001 №11\1 «ОБ опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений».
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-200г.г.(приказ Министерства образования РФ от 18.10.1999 №574) –Внешкольник, №1 2000.
Буряк М.В., Карышева Е.Н. Рабочая тетрадь к курсу «Чтение с увлечением. По дорогам сказок». 1 класс. (ООО «Планета», 2016г.)
Буряк М.В., Карышева Е.Н. Методические разработки занятий с электронным интерактивным приложением (ООО «Планета», 2016г.)