Рабочая программа «Художественное конструирование» / внеурочная деятельность/ 7 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Катайская средняя общеобразовательная школа №1
Программа рассмотрена на заседании учителей эстетического цикла Протокол №______ от __________ 20 ___ г. | Согласована Заместитель директора по УВР: ______________________ _______________ 20 ___ г. | Утверждена экспертным советом МБОУ КСОШ №1 Протокол №___ от _______ 20 __ г. Директор школы ____________ /Писарева Е.Ф./ |
Рабочая программа
«Художественное конструирование»
/ внеурочная деятельность/
7 класс
Автор – составитель:
Корюкова Ирина Геннадьевна
учителя изобразительного
искусства и черчения
первой квалификационной категории
2024г
Пояснительная записка.
Данная программа опирается на основную образовательную программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Программа является частью образовательной программы МБОУ КСОШ №1,разработанной в соответствии с ФГОС основного общего образования, с
учетом Федеральной образовательной программой основного общего образования,
и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований
СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Данная программа осуществляется в 7 классе, в количестве 17 учебных часов,
во 2 полугодии.
Цель программы:
Создание условий развития личности, способной к техническому, художественному творчеству;
Задачи программы
Научить:
- основам моделирования;
- графической грамотности: читать чертежи, схемы, работать чертежным инструментом;
- выработать навык планировать свои действия до начала создания модели;
- способам практической деятельности и практическим умениям в процессе создания моделей;
- владеть ручным инструментом;
- экономно использовать поделочный материал,- использовать бросовый материал.
Развивать:
- внимание, память, логическое мышление;
- воображение, наблюдательность, фантазию, умение видеть и отображать многообразный окружающий мир в моделях;
- интерес к миру техники;
- заинтересованность к практическому конструированию конкретных технических устройств;
- различные навыки и умения в новой практической деятельности
- социально-экономическую активность, направленную на формирование рационализаторской, изобретательской деятельности.
Воспитывать:
- чувство коллективизма и сотрудничества;
- уверенность в своих возможностях;
- стремление к самообразованию, саморазвитию и самореализации;
- трудолюбие;
- творческое отношения к труду.
Способствовать формированию:
- творческое мышление у учащихся;
- умения ставить технологические задачи, разрабатывать модели на основе элементарного инженерного расчета;
- эстетические и художественные качества личности;
- основу, фундамент для адаптации ребенка в сложном мире техники и гармоничного развития члена общества;
- дополнительные знания: по черчению, технологии, истории, изо и др. школьным предметам;
- знание классификации технических моделей и их прототипах;
- знания о технологиях изготовления различных моделей.
Содержание курса
-Введение . Знакомство педагога с обучающимися. Цели и задачи творческого объединения. Расписание работы объединения. Организационные вопросы. Мини-выставка работ учащихся.
- Организация рабочего места. Элементарные понятия о бумаге и картоне; свойства, применение. Правила безопасности труда при использовании колющих и режущих инструментов, приспособлений, применяемых при обработке бумаги. (Ножницы, нож, шило, иглы, циркуль, клей, кисти для красок и т.д.).
Понятия о различных материалах: бумага, картон, проволока, ткань, бросовый материал…
- Знакомство с чертежными инструментами и принадлежностями: линейка, различные угольники, циркуль, карандаш, резинка, транспортир. Их назначение и правила пользования.
Закрепление понятий точки, прямой, отрезка, пересекающихся линий, различных видов многоугольников (треугольник, квадрат, пятиугольник..), окружности и круга. Знакомство с линиями чертежа.
- Моделирование поделок из бумаги «Оригами». Приемы работы с бумагой (сгибание и складывание). Линии чертежа: линия видимого контура, линия сгиба, линия невидимого конура, сплошная тонкая линии . Понятия шаблона и трафарета. Приемы резания бумаги и картона. Совершенствование навыков резания. Развитие логического мышления, создание объемных поделок из плоских деталей.
- Знакомство с видами прикладного искусства. Виды аппликаций: плоскостная и объемная, способы их выполнения. Начальные основы композиции, форма, цвет,
пропорциональность.
- Плоскостное моделирование
Понятие о контуре и силуэте различных объектов: предметов, машин, подъемных кораблей, самолетов и т.д.
- Обучение «видению» предмета: разделение целого объекта (силуэта) на части и формирование умений и навыков составления целого объекта (силуэта) из частей. - Шаблон, развертка. Динамические игрушки.
- Объемное моделирование .Сравнение геометрических тел с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов. Элементарные понятия о выкройках, развертках, простых геометрических тел. Шаблон. Приемы вычерчивания разверток геометрических тел при помощи шаблонов.
- Техника безопасности при работе с ножницами , циркулем, клеем.
Тематическое планирование
Художественное конструирование | ||
№ | Тема занятия | Практическая работа |
1 | Вводное занятие. | Материалы и инструменты, оборудование и организация рабочего места. Правила безопасности труда. |
2 | Дудлинг, декоративная графика - творческая работа. /Графика. Материалы. Графические приемы /. | -Графические приемы, упражнение. - Рисунок самостоятельно с применением графических приемов. |
3 | Декоративный шрифт /применение, разновидности, декор …/ | В альбоме на ½ листа - слова, буквицы -декоративным шрифтом. |
4 5 | Аппликация «Архитектурный пейзаж» /навыки работы линейкой, циркулем, рациональное применение материалов/ | Понятие «архитектура». Выполнение аппликации архитектурного пейзажа по выбору, с применением чертежных инструментов. |
6 | Игрушка динамическая «Улитка» /навыки работы линейкой, циркулем, рациональное применение материалов/ | Игрушка-качалка, на основе согнутого круга, по мотивам народных. |
7 | Сова- игрушка интерьерная /украшение, сувенир / | Объемная игрушка, из бумаги, украшение по своему замыслу. |
8 9 | Портрет – объемная аппликация / 3д аппликация / | Понятие портрета, основные пропорции головы человека. Основные приемы 3д аппликации, оформление по своему замыслу. |
10 | Китайский фонарик, поделка объемная, сувенир | Поделка из бумаги и картона, на основе цилиндра, двухслойная. Декор по замыслу. |
11 | Рыбка – игрушка динамическая. | Объемная игрушка, из бумаги, украшение по своему замыслу. |
12 13 | Модели самолета и кораблика- оригами/навыки работы с бумагой, пространственным мышлением, воображением/ | Техника оигами, основные приемы работы, различные модели коряблей, самолетов. |
14 15 | Модели машинок объемные | История военной техники ВОВ. Моделирование на основе коробков. Поэтапное оклеивание коробков бумагой, создание моделей военной техники по своему замыслу, оформление. |
16 | Куколка- игрушка, сувенир | Игрушка динамическая /выдвижной элемент/ на основе спичечного коробка. Декор по замыслу. |
17 | Итоговое занятие. Закрепление ранее изученного. | |
Как правильно работать
1. Не приступай к работе до тех пор, пока не усвоил правила безопасного труда.
2. Сначала подумай, потом приступай к работе.
3. Выполняя новую работу, остановись, подумай, проверь - правильно ли ты делаешь.
4. Если непонятен чертеж или описание, обратись к руководителю кружка или товарищу.
5. Если приступил к работе - трудись, не отвлекаясь.
6. Если устал, сделай перерыв, а потом вновь приступай к работе.
7. Если работа не получается, наберись терпения и начни сначала.
8. Вноси рацпредложения в конструкцию и технологию изготовления модели.
9. Старайся делать как можно лучше: точнее, аккуратнее, красивее.
10. По окончании работы прибери рабочее место.
Правила обращения с ножницами, клеем
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами.
2. Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край крышки стола.
3. При работе внимательно следи за линией разреза.
4. Не держи ножницы концами вверх.
5. Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
6. Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, держа их за рабочую часть.
7. Аккуратно работай с клеем, не проливай, пользуйся салфеткой, после работы вымой руки.
Источники
- https://podelka.org/korablik-origami/
-https://leonardo.ru/mclasses/2757/master-klass-cvetnye-bumazhnye-fonariki-zverushki/
- https://navigator.edu54.ru/program/12840-programma-dekorativnaya-grafika
- https://www.maam.ru/detskijsad/mashinka-s-pasazhirami-iz-brosovogo-materiala-master-klas.html