Рабочая (ID 2610517) учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ АДМИНИСТРАЦИИ КУЛУНДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
МБОУ Кулундинская СОШ №1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
 (ID 2610517)
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Составитель: Довбня Светлана Александровна
учитель начальных классов
с.Кулунда 2022
 
 
 
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 1 классе начальной школы. Содержание обучения в 1 классе завершатся перечнем универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за первый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 1 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе составляет 66 часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.
Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др. ). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизни
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Познавательные универсальные учебные действия:
— сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы;
— приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
— приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде.
Работа с информацией:
— понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, видео, таблицы;
— соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным мнениям;
— воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;
— соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану;
— описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям;
— сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов);
— оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку;
— анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро и газовыми приборами.
Совместная деятельность:
— соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
— воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
— приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
— различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных(насекомые, рыбы, птицы, звери);
— описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;
— применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя;
— использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
— оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
— соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
— соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
— соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
— соблюдать правила безопасного поведения в природе;
— с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п  |  			Наименование разделов и тем программы  |  			Количество часов  |  			 				  |  			Дата изучения  |  			Виды деятельности  |  			Виды, формы контроля  |  			Электронные (цифровые)  |  		||
 				  |  			 				  |  			 				  |  		|||||||
 				  |  			 				  |  			всего  |  			контрольные работы  |  			практические работы  |  			 				  |  			 				  |  			 				  |  			образовательные ресурсы  |  		|
Раздел 1. Человек и общество.  |  			 				  |  		||||||||
1.1.  |  			Школьные традиции и праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность.  |  			2  |  			0  |  			1  |  			 				  |  			Экскурсия по школе, знакомство с помещениями; Обсуждение ситуаций по теме «Правила поведения в классе и в школе»;  |  			Устный опрос; Практическая работа; Экскурсия;  |  			Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения. Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.  |  		|
1.2.  |  			Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи.  |  			1  |  			0  |  			0  |  			 				  |  			Обсуждение ситуаций по теме «Правила поведения в классе и в школе»;  |  			Устный опрос;  |  			Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.  |  		|
1.3.  |  			Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха.  |  			1  |  			0  |  			0  |  			 				  |  			Беседа по теме «Как содержать рабочее место в порядке»;  |  			Устный опрос; Практическая работа;  |  			Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.  |  		|
1.4.  |  			Россия Москва — столица России. Народы России.  |  			2  |  			0  |  			1  |  			 				  |  			Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на темы «Москва — столица России», «Экскурсия по Москве»;  |  			Устный опрос; Практическая работа; Виртуальное путешествие;  |  			Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.  |  		|
1.5.  |  			Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона.  |  			2  |  			0  |  			1  |  			 				  |  			Экскурсии, целевые прогулки, просмотр иллюстраций, видеофрагментов и других материалов о родном крае, труде людей;  |  			Устный опрос; Практическая работа; Экскурсия; Проектная деятельность;  |  			Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.  |  		|
1.6.  |  			Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира.  |  			1  |  			0  |  			0  |  			 				  |  			Рассматривание и описание изделий народных промыслов родного края и народов России;  |  			Устный опрос;  |  			Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Интерактивные демонстрационные таблицы. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.  |  		|
 
1.7.  |  		Правила поведения в социуме.  |  		2  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Беседа по теме «Правила поведения в учреждениях культуры — в театре, музее, библиотеке»;  |  		Устный опрос;  |  		Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.  |  	
1.8.  |  		Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.  |  		2  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Работа с иллюстративным материалом: рассматривание фото, репродукций на тему «Семья»; Учебный диалог по теме «Что такое семья»;  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  		Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.  |  	
1.9.  |  		Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых.  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Рассказы детей по теме «Как наша семья проводит свободное время»;  |  		Устный опрос;  |  		Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения. Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.  |  	
1.10.  |  		Домашний адрес.  |  		2  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Работа с иллюстративным материалом: рассматривание фото, репродукций на тему «Семья»; Учебный диалог по теме "Домашний адрес";  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  		Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.  |  	
Итого по разделу  |  		16  |  		
  |  	||||||
Раздел 2. Человек и природа.  |  	||||||||
2.1.  |  		Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к пред метам, вещам, уход за ними.  |  		4  |  		0  |  		3  |  		 			  |  		Учебный диалог по теме «Почему люди должны оберегать и охранять природу»;  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  		Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.  |  	
2.2.  |  		Неживая и живая природа.  |  		2  |  		0  |  		2  |  		 			  |  		Работа с иллюстративным материалом: «Живая и неживая природа»;  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  		Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.  |  	
2.3.  |  		Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе.  |  		6  |  		0  |  		4  |  		 			  |  		Экскурсии по теме «Сезонные изменения в природе, наблюдение за погодой»; Практическая работа по теме «Измеряем температуру»;  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  		Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.  |  	
2.4.  |  		Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.  |  		2  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Обсуждение ситуаций по теме «Правила поведения в природе»;  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  		Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.  |  	
2.5.  |  		Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание).  |  		4  |  		0  |  		2  |  		 			  |  		Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников, трав; Определение названия по внешнему виду дерева;  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  		Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/  |  	
 
2.6.  |  		Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения.  |  		5  |  		0  |  		3  |  		 			  |  		Определение названия по внешнему виду дерева; Работа с иллюстративным материалом: деление растений на две группы — дикорастущие и культурные; Учебный диалог по теме «Чем различаются дикорастущие и культурные растения?»;  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  		Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/  |  	
2.7.  |  		Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.  |  		4  |  		0  |  		3  |  		 			  |  		Практическая работа по теме «Найдите у растений их части»; Рассматривание и зарисовка разнообразия частей растения: разные листья, разные цветки и плоды, разные корни (по выбору);  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  		Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/  |  	
2.8.  |  		Комнатные растения, правила содержания и ухода.  |  		2  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Практическая работа по теме «Учимся ухаживать за растениями уголка природы»;  |  		Устный опрос; Практическая работа; Проектная деятельность ;  |  		Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.  |  	
2.9.  |  		Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.).  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Игра-соревнование по теме «Кто больше назовёт насекомых (птиц, зверей…)»;  |  		Дидактическая игра ;  |  		Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения. Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.  |  	
2.10.  |  		Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).  |  		4  |  		0  |  		3  |  		 			  |  		Наблюдения за поведением животных в естественных условиях: повадки птиц, движения зверей, условия обитаний насекомых (во время экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеоматериалов); Логическая задача: найди ошибку в иллюстрациях — какое животное попало в эту группу неправильно;  |  		Устный опрос; Практическая работа; Дидактическая игра ;  |  		Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.  |  	
2.11.  |  		Забота о домашних питомцах.  |  		3  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Рассказы детей по теме «Мой домашний питомец»;  |  		Устный опрос; Практическая работа; Проектная деятельность ;  |  		Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.  |  	
Итого по разделу  |  		37  |  		
  |  	||||||
Раздел 3. Правила безопасной жизни.  |  	||||||||
 
3.1.  |  		Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.  |  		2  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Беседа по теме «Что такое режим дня»: обсуждение режима дня первоклассника;  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  		Интерактивные демонстрационные таблицы. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения. Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.  |  	||
3.2.  |  		Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электро приборами, газовыми плитами.  |  		2  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Практическое занятие (при наличии условий) в кабинете технологии: "Правила пользования газовой и электроплитой". Составление памятки по теме "Телефоны экстренных служб";  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  		Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/  |  	||
3.3.  |  		Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).  |  		2  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Практическое занятие в кабинете; Дидактическая игра по теме "Правила поведения на улицах и дорогах; дорожные знаки";  |  		Устный опрос; Дидактическая игра ;  |  		Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.  |  	||
3.4.  |  		Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет.  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Практическое занятие в кабинете;  |  		Практическая работа;  |  		Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/  |  	||
Итого по разделу  |  		7  |  		
  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  	||||
Резервное время  |  		6  |  		
  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  		 			  |  	||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ  |  		66  |  		0  |  		33  |  		
  |  		 			  |  		 			  |  	||||
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п  |  		Тема урока  |  		Количество часов  |  		Дата изучения  |  		Виды, формы контроля  |  	||||
всего  |  		контрольные работы  |  		практические работы  |  	||||||
1.  |  		Экскурсия по школе.  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос; Экскурсия;  |  	||
2.  |  		Школьные традиции и праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность.  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	||
3.  |  		Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи.  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос;  |  	||
4.  |  		Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха.  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	||
5.  |  		Что такое Родина? Россия. Москва — столица России.  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос; Виртуальная экскурсия ;  |  	||
6.  |  		Народы России.  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Практическая работа;  |  	||
7.  |  		Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона.  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа; Экскурсия;  |  	||
8.  |  		Проект «Моя малая родина»  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Проектная деятельность ;  |  	||
9.  |  		Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира.  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос;  |  	||
10.  |  		Правила поведения в социуме.  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос;  |  	||
11.  |  		Правила поведения в общественных местах  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос;  |  	||
 
12.  |  		Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос;  |  	
13.  |  		Проект « Генеалогическое древо»  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Проектная деятельность ;  |  	
14.  |  		Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
15.  |  		Домашний адрес.  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос;  |  	
16.  |  		Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы)  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
17.  |  		Природа и предметы, созданные человеком.  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
18.  |  		Природные материалы.  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
19.  |  		Бережное отношение к предметам, вещам .  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
20.  |  		Уход за вещами.  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос;  |  	
21.  |  		Неживая природа.  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
22.  |  		Живая природа.  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
23.  |  		Что у нас над головой?  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос;  |  	
24.  |  		Погода и термометр.  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
25.  |  		Наблюдение за погодой своего края.  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
 
26.  |  		Сезонные изменения в природе.  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
27.  |  		Откуда берутся снег и лед?  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
28.  |  		Когда наступит лето?  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
29.  |  		Взаимосвязи между человеком и природой.  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос;  |  	
30.  |  		Правила нравственного и безопасного поведения в природе.  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
31.  |  		Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание) .  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос;  |  	
32.  |  		Что общего у разных растений?  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос;  |  	
33.  |  		Что растет на подоконнике?  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
34.  |  		Что растет на клумбе?  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
35.  |  		Лиственные и хвойные растения.  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
36.  |  		Что такое хвоинки?  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос;  |  	
37.  |  		Что это за листья?  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
38.  |  		Дикорастущие и культурные растения.  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
39.  |  		Как живут растения?  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос;  |  	
 
40.  |  		Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
41.  |  		Корень.  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос;  |  	
42.  |  		Стебель. Лист .  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
43.  |  		Цветок. Плод. Семя.  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
44.  |  		Комнатные растения, правила содержания и ухода.  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос;  |  	
45.  |  		Проект «Мои комнатные растения»  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Проектная деятельность ;  |  	
46.  |  		Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.).  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Дидактическая игра;  |  	
47.  |  		Домашние животные.  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
48.  |  		Дикие животные.  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
49.  |  		Различия в условиях жизни диких и домашних животных.  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос;  |  	
50.  |  		Как живут животные?  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Устный опрос; Практическая работа;  |  	
51.  |  		Забота о домашних питомцах.  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос;  |  	
52.  |  		Почему мы любим кошек и собак?  |  		1  |  		0  |  		0  |  		 			  |  		Устный опрос;  |  	
53.  |  		Проект «Наши домашние питомцы»  |  		1  |  		0  |  		1  |  		 			  |  		Проектная деятельность ;  |  	
 
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации. Плешаков А.А, Ионова М.А. "Просвещение" Москва 2018 год
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Интерактивные демонстрационные таблицы.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный проектор.
Учебный плакат "Живая и неживая природа".
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Коллекция полезных ископаемых.
Термометр.
Гербарий "Лиственные и хвойные деревья".
Демонстрационный плакат "Кустарники".
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
Мультимедийный проектор.
Компьютер (ноутбук).
Колонки.