Календарно-тематическое планирование учебного материала на 2022-2023 учебный год
Утверждено методическим советом
Тамбовского областного государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения кадетской школы
«Многопрофильный кадетский корпус имени Героя Советского Союза
летчика-космонавта СССР Л.С. Дёмина»
Протокол от «31 » августа 2022 года №1
Календарно-тематическое планирование
учебного материала на 2022-2023 учебный год
Предмет: литература
Классы: 9А, Б, В, Г, Д
Учитель: Гутарина С.В., Жиляева В.О.
Количество часов в неделю: 3
Учебный комплект для обучающегося
1. В. Я. Коровина и др. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч., М., «Просвещение», 2021
2. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе, 9 класс. ФГОС. Издательство «Просвещение», 2020
Методическая литература
1. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание. 9 класс. ФГОС. Издательство «ВАКО», 2021
2. ФГОС. Контрольно-измерительные материалы. Литература.9 класс. /Составитель Е.Н.Зубова. М.: ВАКО, 2020;
другие материалы УМК
Распределение по четвертям
Четверти | Всего часов |
1 | 27 |
2 | 24 |
3 | 30 |
4 | 24 |
Год | 105 |
№ п/п | Раздел Тема урока | Дата проведения | Виды деятельности на уроке | Планируемые результаты | Формы контроля |
I четверть | |||||
1. | Литература и её роль в духовной жизни человека | 1 неделя сентября | Тезисный план вступительной статьи. Беседа о прочитанных летом книгах, повторение изученного в 8 классе. Ответы на вопросы учебника. | Познавательные УУД: осознавать взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении с историческими событиями Регулятивные УУД: принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные УУД: Формирование устойчивого познавательного интереса к истории и литературе | |
2. | Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской культуры | 1 неделя сентября | Знакомство с исторической справкой о русских князьях. Выразительное чтение текста в переводе разных авторов. | Познавательные УУД: осваивать исторические события в древнерусском произведении Регулятивные УУД: принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество в освоении темы, взаимодействие с учителем и сверстниками. Личностные УУД: Развитие учебно-познавательного интереса к народному творчеству. | Рецензирование ответов |
3. | Центральные образы «Слова…». Основная идея произведения | 1неделя сентября | Работа по теме урока, выразительное чтение отрывков из произведения, Характеристики героев. Работа с фонохрестоматией. | ||
4. | Отзыв о прочитанном произведении | 2 неделя сентября | Особенности написания отзыва. Составление тезисного плана | Сочинение-отзыв | |
5. | Классицизм в русском и мировом искусстве. М.В.Ломоносов. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Оды. «Вечернее размышление…», Ода на день восшествия …» | 2 неделя сентября | Пересказ содержания статьи. Анализ содержания по вопросам учителя. Анализ оды. | ||
6. | Г.Р.Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям», «Памятник» и др. | 2 неделя сентября | Выразительное чтение и анализ произведений. | Анализ выразительных средств языка | |
7. | Из литературного краеведения. Г.Р.Державин на Тамбовской земле | 3 неделя сентября | Доклад ученика. Презентация.. Выразительное чтение отрывков из произведений Державина. | Познавательные УУД: находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. Регулятивные УУД: принимать учебную задачу, участвовать в аналитической работе.. Коммуникативные УУД: сотрудничество в процессе чтения и анализа текста, взаимодействие с учителем и сверстниками. Личностные УУД: развитие познавательного интереса к литературе | |
8. | Внеклассное чтение. А.Н.Радищев. Широкое изображение российской действительности в «Путешествии из Петербурга в Москву». Избранные главы книги | 3 неделя сентября | Доклады учеников, Чтение и анализ текстов по вопросам учителя. | ||
9. | Н.М.Карамзин. Жизнь и творчество. «Бедная Лиза». Сюжет. Герои. | 3 неделя сентября | Особенности сентиментализма. Сообщение учеников об авторе. Выразительное чтение отрывков. Анализ содержания по вопросам учителя. Работа над составлением словарика трудных для восприятия слов. Речевая характеристика героев повести | Познавательные УУД: освоение произведений русской классики18 века. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу, анализировать тексты произведений, участвовать в аналитической работе.. Коммуникативные УУД: соблюдать правила речевого поведения , сотрудничество в процессе чтения и анализа текста. Личностные УУД: развитие познавательного интереса к русской классике. | Самостоятельная работа |
10. | Речевые характеристики героев повести. Нравственные проблемы в повести. | 4 неделя сентября | Комментированное чтение в лицах. Характеристика главных героев. Работа над проблематикой. | Познавательные УУД: осваивать художественное изображение событий далёкого прошлого, характера исторической выдающейся личности. Регулятивные УУД: принимать активное участие в диспуте и беседе, участвовать в аналитической работе.. Коммуникативные УУД: сотрудничество в процессе анализа текста, взаимодействие в команде. Личностные УУД: развитие познавательного интереса к творчеству поэтов-романтиков начала 19 века | Самоконтроль |
11. | Сочинение-размышление о роли ключевого эпизода в повести. | 4 неделя сентября | Аналитическая работа с текстом. Анализ эпизода | Творческая работа – анализ ключевых эпизодов | |
12. | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. | 4 неделя сентября | Тезисный план статьи учебника. Краткий пересказ содержания статьи. Работа с презентацией | ||
13. | Внеклассное чтение. Творчество русских поэтов первой половины 19 века. | 1 неделя октября | Понятие «романтизм». Доклады учеников. Чтение и анализ стихотворений. | ||
14. | В.А.Жуковский– поэт-романтик. Особенности лирики. Баллада «Людмила». | 1 неделя октября | Сообщение ученика о поэте, презентация, выразительное чтение отрывков, характеристика лирического героя | ||
15. | Баллада В.А.Жуковского «Светлана». | 1 неделя октября | Выразительное чтение отрывков из баллады, анализ по вопросам учителя. | Чтение отрывка наизусть | |
16. | Контрольное тестирование по изученному материалу | 2 неделя октября | Контроль знаний | Контрольная работа(тест) | |
17. | А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество. «Горе от ума». Обзор содержания. | 2 неделя октября | Выразительное чтение. Комментарии к отдельным фрагментам. Иллюстрирование выводов по содержанию произведения | Познавательные УУД: изучение особенностей эпохи начала 19 века. Регулятивные УУД: участвовать в аналитической работе с текстом. Коммуникативные УУД: сотрудничество в процессе анализа текста, взаимодействие в команде. Личностные УУД: развитие познавательного интереса к русской истории и к творчеству А.С.Грибоедова. Усвоение нравственных категорий и принципов. |
|
18 | Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира в комедии «Горе от ума». | 2 неделя октября | Анализ содержания по вопросам учителя. Анализ ключевых эпизодов | ||
19 | Общечеловеческое звучание образов персонажей комедии «Горе от ума» | 3 неделя октября | Характеристики главных героев комедии. | ||
20 | Роль монологов Чацкого в понимании идеи комедии | 3 неделя октября | Речевая характеристика главного героя. Анализ монологов и диалогов комедии | ||
21 | Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. | 3 неделя октября | Работа с текстом. Анализ изобразительных особенностей языка комедии | Чтение монолога наизусть | |
22 | Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). | 4 неделя октября | Аналитическая работа с текстом статьи. Формулировка тезисов. | ||
23 | Сочинение – рассуждение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | 4 неделя октября | Повторение особенностей рассуждения. Работа над понятиями «нравственность» и «безнравственность» | | Сочинение-рассуждение |
24 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Вольнолюбивая лирика. Раздумья о смысле жизни. Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю». | 4неделя октября | Анализ поэтического текста. Выразительное чтение стихотворений. | Познавательные УУД: изучение особенностей творчества А.С.Пушкина. Регулятивные УУД: участвовать в аналитической работе с текстом. Коммуникативные УУД: сотрудничество в процессе анализа текста, взаимодействие в команде. Личностные УУД: развитие познавательного интереса к русской истории и к творчеству А.С.Пушкина. Усвоение нравственных категорий и принципов. | |
25 | Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». | 5 неделя октября | Анализ поэтического текста. Выразительное чтение стихотворений | Чтение стихотворения наизусть | |
26 | Одухотворенность, чистота, чувства любви. «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «К..» «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Мадонна». | 5.неделя октября | Анализ поэтического текста. Выразительное чтение стихотворений | ||
27 | Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина. «Пущину», «19 октября», «Друзьям». | 5неделя октября | Анализ поэтического текста. Выразительное чтение стихотворений | ||
II четверть | |||||
28 | Сочинение. Анализ стихотворения А.С.Пушкина. | 2неделя ноября | Анализ поэтического текста | Познавательные УУД: изучение поэтического и прозаического наследия А.С.Пушкина. Регулятивные УУД: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, участвовать в аналитической работе над текстом. Коммуникативные УУД: сотрудничество в процессе анализа текста, театрализации взаимодействие в процессе коллективной деятельности . Личностные УУД: развитие познавательного интереса к русской истории и к творчеству А.С.Пушкина | Сочинение-анализ стихотворения |
29. | Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. Поэма «Цыганы». Сюжет. Романтический герой поэмы. | 2неделя ноября | Работа над образами, анализ эпизодов. Выразительное чтение отрывков | ||
30 | Внеклассное чтение. «Маленькие трагедии». Содержание. Герои. Идейный замысел | 2неделя ноября | Доклады учеников. Презентации. Выразительное чтение отрывков. Самостоятельная работа с текстом трагедии. | ||
31. | «Моцарт и Сальери». Мир искусства в трагедии. Конфликт идеалов. | 3 неделя ноября | Понятие «конфликт». Работа над составлением характеристик героев | Самостоятельная работа | |
32 | «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Онегинская строфа. Обзор содержания | 3 неделя ноября | Работа с понятием «реализм». Пересказ содержания поэтического текста (особенности такого пересказа) | ||
33 | Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. | 3неделя ноября | Составление плана характеристики героя. Выразительное чтение и анализ отрывков. | ||
34. | Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. | 4неделя ноября | Доклады учеников, выразительное чтение и анализ текста. Работа над характеристикой героини | ||
35. | Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. | 4неделя ноября | Работа над образами главных героев. | Чтение отрывка наизусть | |
36. | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений в романе. | 4 неделя ноября | Выразительное чтение лирических отступлений Фонохрестоматия. Анализ приёмов создания образов | Познавательные УУД: изучение исторических сведений о жизни в России начала 19 века простых людей и дворян. Регулятивные УУД: анализировать самостоятельно текст, участвовать в классной аналитической работе над текстом. Коммуникативные УУД: сотрудничество в процессе анализа текста, соблюдение правил речевого этикета. . Личностные УУД: развитие навыков выразительного чтения, пересказа, познавательного интереса к русской истории и к творчеству А.С.Пушкина | Работа с текстом |
37 | Россия в романе А.С.Пушкина. | 1 неделя декабря | Анализ текста, выразительное чтение отрывков, описывающих природу России, комментарий. Слушаем актёрское чтение | ||
38 | Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика). | 1 неделя декабря | Работа над нравственными проблемами. | ||
39 | Пушкинский роман в зеркале критики (философская критика начала XX века; писательские оценки). | 1 неделя декабря | Составление плана сочинения, подбор цитат, самостоятельная работа | ||
40 | Сочинение-размышление по роману в стихах «Евгений Онегин». | 2 неделя декабря | Работа над жанровыми особенностями сочинения-размышления. Работа с критической литературой | Сочинение-размышление | |
41 | Связи семьи А.С.Пушкина с Тамбовской землёй. | 2 неделя декабря | Доклады учеников. Работа с презентацией. | ||
42 | М.Ю.Лермонтов. Хронология жизни и творчества. (Обзор.) Ранняя лирика поэта. Конфликт с обществом. «Парус». | 2 неделя декабря | Презентация. Работа с понятием «романтизм». Выразительное чтение и анализ стихотворений | Познавательные УУД: изучение сведений о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова Регулятивные УУД: анализировать самостоятельно текст, участвовать в классной аналитической работе над текстом. Коммуникативные УУД: сотрудничество в процессе анализа текста Личностные УУД: развитие навыков выразительного чтения, пересказа, познавательного интереса к русской истории и к творчеству М.Ю.Лермонтова | Анализ стихотворений |
43 | Тема Родины в лирике М.Ю,Лермонтова. «Родина», «Прощай, немытая Россия…», «Дума». | 3 неделя декабря | Анализ поэтического текста. Выразительное чтение стихотворений. Работа с фонохрестоматией | ||
44 | Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю,Лермонтова. «Смерть Поэта», «Пророк», «Поэт»… | 3неделя декабря | Анализ поэтического текста. Выразительное чтение стихотворений | Чтение стихотворения наизусть | |
45 | Любовная лирика М.Ю.Лермонтова. «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю» | 3 неделя декабря | Анализ поэтического текста. Выразительное чтение стихотворений | ||
46 | «Герой нашего времени». Обзор содержания. Особенности композиции. Первый психологический роман в русской литературе. «Бэла». | 4 неделя декабря | Работа с понятиями «реализм» и «психологизм». Фабула и сюжет произведения Пересказ содержания текста. | Анализ текста романа | |
47 | Роман о незаурядной личности. Печорин и Максим Максимыч. «Максим Максимыч», «Предисловие к Журналу». | 4 неделя декабря | Выразительное чтение ключевых эпизодов, анализ поведения главного героя | ||
48 | «Тамань», «Княжна Мери». Печорин и контрабандисты. Печорин и Грушницкий. | 4 неделя декабря | Сравнительная характеристика. | ||
49 | Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение. | 2 неделя января | Характеристика главного героя пьесы. Выборочное, комментированное чтение | | |
50 | Споры о романтизме и реализме романа. «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. | 2 неделя января | Аналитическая работа по вопросам учебника. Применение полученных знаний на практике | ||
51. | Евгений Онегин и Григорий Печорин - образы «лишних людей» в русской литературе. | 2 неделя января | Работа над образами главных героев Пушкина и Лермонтова. | Тест | |
III четверть | | ||||
52 | Рр Сочинение «Почему Печорин является странным человеком?» | 3 неделя января | Понятия «нравственность» и «безнравственность». Анализ поведения героев произведения | Сочинение | |
53 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. «Мёртвые души». Особенности жанра. Обзор содержания. | 3 неделя января | Краткий пересказ содержания отдельных глав.. Чтение по ролям. | Познавательные УУД: изучение произведений о жизни России в эпоху перелома, об отношении граждан к вопросу о крепостном праве. Регулятивные УУД: анализировать самостоятельно прозаический текст. Коммуникативные УУД: Взаимопонимание и сотрудничество в процессе анализа текста , соблюдение правил речевого этикета. . Личностные УУД: развитие навыков анализа художественного текста, пересказа, познавательного интереса к творчеству Н.В.Гоголя. | |
54 | Н.В.Гоголь «Мёртвые души»: образы помещиков. Смысл названия поэмы. | 3 неделя января | Работа над содержанием, анализ образов помещиков | ||
55 | .«Мёртвые души»: образы крестьян. Поэма о величии России | 4 неделя января | Пересказ содержания, работа над образами героев повести. Анализ изобразительных средств языка, использованных для создания образов героев | Самостоятельная работа | |
56. | Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Антигерой | 4 неделя января | Работа с презентацией, с историческими материалами. Работа с понятием «антигерой» | ||
57. | Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. | 4 неделя января | Работа над понятиями «нравственность», «деталь», «эволюция» Аналитическая работа с текстом. Дискуссия | Чтение прозаического отрывка наизусть | |
58 | Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. | 5 неделя января | Презентация. Доклады учеников. Работа с критической статьёй. | ||
59 | Рр Сочинение – рассуждение на морально нравственную тему «Чичиков - это беда или надежда России?» | 5 неделя января | Работа с понятиями «мораль», «нравственность», «гражданин» | Сочинение-рассуждение | |
60 | Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Сентиментальный роман «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя в романе. | 5 неделя января | Доклад ученика. Презентация. Характеристика героя. Выразительное чтение отрывков. Коллективный диалог (обсуждение) | Познавательные УУД: изучение исторических реалий второй половины 19 века в России.. Регулятивные УУД: понимать и анализировать прозаические и поэтические тексты. Коммуникативные УУД: взаимопонимание и сотрудничество в процессе анализа текстов. Личностные УУД: развитие познавательного интереса к творчеству русских классиков второй половины 19 века | |
61 | Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. | 1 неделя февраля | Пересказ содержания, выразительное чтение отрывков, комментарий . Работа над нравственными понятиями | ||
62 | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | 1 неделя февраля | Особенности анализа содержания драматургического произведения. Выразительное чтение отрывков по ролям. | Самостоятельная работа | |
63 | «Бедность не порок». Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. | 1 неделя февраля | Презентация. Аналитическая работа по тексту (вопросы учителя) Характеристика персонажей пьесы. | ||
64 | Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии | 2 неделя февраля | Доклад ученика. Презентация. Пересказ содержания, характеристика героя. | ||
65 | Внеклассное чтение. Духовный конфликт героя с окружающей средой и собственными недостатками. | 2 неделя февраля | Работа над понятием «внутренний мир человека» | Творческая работа. | |
66 | А.П.Чехов. Жизнь и творчество на переломе двух веков. Рассказ «Смерть чиновника». | 2 неделя февраля | Презентация, сообщения учеников. Практикум. Работа над понятиями «сатира», «юмор», «ирония»… Выразительное чтение и анализ текста по вопросам учителя | ||
67 . | Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном мире | 3 неделя февраля | Работа над понятием «внутренний мир человека», Комментированное чтение | Самостоятельная работа | |
68 | Из поэзии XIX века. Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет и другие поэты. Многообразие поэтических талантов. | 3 неделя февраля | Лекция учителя. Презентация. Комментарии к плану анализа поэтического текста. Коллективная деятельность по анализу стихотворений | ||
69 | Эмоциональное богатство русской поэзии. Теория литературы. Изобразительные средства русского языка | 3неделя февраля | Анализ поэтических текстов. | Творческая работа | |
70 | Контрольная работа по разделу «Русская литература XIX века». | 4неделя февраля | Контроль знаний, практических навыков | Контрольная работа (тест) | |
71 | Русская литература 20 века. Многообразие жанров и направлений | 4неделя февраля | Рассказ ученика о пути автора к творчеству. Выразительное чтение. Анализ произведения | Познавательные УУД: изучение прозаических и поэтических текстов, выявление особенностей характеров героев произведений начала 20 века. «Серебряный век» русской поэзии. Регулятивные УУД: понимать замысел авторов, анализировать самостоятельно поэтические и прозаические тексты. Коммуникативные УУД: сотрудничество в процессе анализа текстов, соблюдение правил коллективной деятельности. . Личностные УУД: профилактика внимательного отношения к художественным текстам, развитие познавательного интереса к творчеству русских классиков начала 20-го века | |
72 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Мотивы лирики. | 4неделя февраля | Анализ содержания вступительной статьи. Работа с презентацией. Анализ стихотворений | ||
73 | И.А.Бунин «Тёмные аллеи». Рассказ о любви и о социальном неравенстве. | 1неделя марта | Сжатый пересказ содержания рассказа. Чтение и комментирование ключевого эпизода. Характеристики героев | ||
74 | Русская поэзия начала XX века. А.Блок. «Ветер принёс издалёка», « О весна, без конца и без краю…». | 1неделя марта | Работа над понятиями «золотой век» и «серебряный век» русской поэзии. Выразительное чтение и анализ стихотворений. Работа с фонохрестоматией | ||
75 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...». | 1неделя марта | Выразительное чтение и анализ стихотворений. Работа с фонохрестоматией | Чтение стихотворения наизусть | |
76 | Тема любви в лирике С.Есенина. Народно-песенная основа произведений поэта. | 2неделя марта | Прослушивание музыкальных произведений, обмен мнениями по содержанию стихов и звучанию мелодии | ||
77 | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» Новаторство Маяковского-поэта. | 2неделя марта | Чтение наизусть. Анализ выступлений одноклассников. | Чтение наизусть | |
78 | М.Цветаева.Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...». | 2неделя марта | Коллективная деятельность по анализу стихотворений. Работа с фонохрестоматией | ||
79 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник». | 3неделя марта | Анализ стихотворений по данному алгоритму. Работа с фонохрестоматией | Самостоятельная работа с поэтическим текстом | |
80 | Н.А.Заболоцкий. Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. «О красоте человеческих лиц», «Завещание» | 3неделя марта | Прослушивание музыкальных произведений, обмен мнениями по содержанию стихов и звучанию мелодии | ||
81 | Б.Л.Пастернак. «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики | 3неделя марта | Коллективная деятельность по анализу стихотворений. Работа с фонохрестоматией | ||
IV четверть | | ||||
82 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе | 1 неделя апреля | Рассказ ученика об авторе и его творчестве. Выразительное чтение. Анализ стихотворений | Познавательные УУД: изучение произведений о трагических страницах истории России, о людях-героях, патриотах Родины. Регулятивные УУД: понимать замысел авторов, анализировать самостоятельно поэтические и прозаические тексты. Коммуникативные УУД: соблюдение правил коллективной деятельности, формирование уважительного отношения к собеседнику.. Личностные УУД: умение чувствовать и высказывать свои чувства, внимательно относиться к согражданам, развитие познавательного интереса к истории Отечества. | Чтение стихотворения наизусть |
83 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. | 1 неделя апреля | Доклад ученика. Работа с презентацией. Пересказ содержания повести. Выразительное чтение отрывков | | |
84-85 | Система образов повести «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. | 1 неделя апреля | Работа над понятием «гротеск». Чтение и комментирование ключевых эпизодов | Самостоятельная работа | |
86 | М.А.Шолохов. «Судьба человека».Сюжет. Смысл названия рассказа. | 2 неделя апреля | Выразительное чтение и анализ глав по вопросам учебника. Анализ ключевых эпизодов | Рецензирование устных ответов | |
87 | Образ Андрея Соколова в рассказе «Судьба человека», простого человека, воина и труженика. | 2 неделя апреля | Характеристика героя рассказа, выбор цитат для сочинения | | |
88-89 | Сочинение –размышление по рассказу М.Шолохова «Судьба человека» | 2 неделя апреля | Индивидуальная деятельность – написание сочинения | Сочинение-размышление | |
90. | А.И.Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». | 3 неделя апреля | Анализ ключевых эпизодов. Комментирование выступлений одноклассников | | |
91 | Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор» Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. | 3 неделя апреля | Работа над понятиями «праведник», «литературный портрет», «притча». Пересказ содержания, коллективная деятельность по вопросам учебника | Рецензирование устных ответов | |
92 | Контрольная работа по теме «Отечественная проза второй половины 20 века» | 3 неделя апреля | | Контрольная работа | |
93-94 | Урок-концерт. Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков | 4 неделя апреля | Прослушивание музыкальных произведений, обмен мнениями по содержанию стихов и звучанию мелодии | Личностные УУД: умение чувствовать и высказывать свои чувства, внимательно относиться к согражданам, развитие познавательного интереса к истории и природе своего Отечества. | |
95 | Конкурс на лучшее чтение любимых стихотворений поэтов XIX—XX веков | 4 неделя апреля | Выразительное чтение стихотворений. Работа над средствами выразительности речи | Чтение наизусть | |
96-97 | Сочинение-рассуждение о русской поэзии 20 века | 1 неделя мая | Выразительное чтение отрывков. Анализ поступков героев по вопросам учебника | Сочинение-размышление | |
98 | Из зарубежной литературы. Гай Валерий Катулл Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». | 1 неделя мая | Выразительное чтение. Анализ лирического произведения | Познавательные УУД: Изучать и понимать особенности произведений зарубежной классики. . Регулятивные УУД: понимать замысел авторов, анализировать самостоятельно и в группе поэтические и прозаические тексты. Коммуникативные УУД: соблюдать правила коллективной деятельности, формирование уважительного отношения к мнению одноклассников. Личностные УУД: уметь понимать произведения зарубежных авторов, толерантно относиться к представителям других культур. | |
99 | Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. | 2 неделя мая | Аналитическая работа по вопросам учебника. Выразительное чтение | | |
100 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы | 2неделя мая | Пересказ содержания. Анализ ключевых эпизодов. | Самостоятельная работа | |
101 | Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» | 2 неделя мая | Выразительное чтение. Анализ понравившегося эпизода. Просмотр отрывков из художественного фильма | | |
102 | Иоганн Вольфганг Гете. Жизнь и творчество. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» | 3 неделя мая | Составление характеристики главного героя. | | |
103-104 | Размышление о роли литературы в жизни современного человека | 3 неделя мая | Подведение итогов работы за год | | Сочинение |
105 | Рекомендации для чтения летом | 3 неделя мая | | | |