12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна84999
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
19

Рабочая программа учебного предмета «Успешное чтение (читай быстро)» для 1 класса на 2021-2022 учебный год

Рабочая  программа  по предмету «Успешное чтение (читай быстро)»  составлена  в  соответствии  с требованиями  Федерального  государственного  образовательного  стандарта начального  общего  образования (утвержден31 мая 2021 г., приказ  № 286),  на  основе  авторской  «Программы  по скорочтению для детей в возрасте от 5 до 12 лет» Ситдиковой Р.Н., автора книги «Хорошо читаем, думаем, запоминаем» Экгардта Р.Н.

Главной   задачей   курса   является   создание условий для эффективного обучения быстрому чтению и развитию памяти, как слуховой, так и зрительной через обучение новой методике чтений и запоминаний.

Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю), проводится во втором полугодии учебного года.

1. Планируемые результаты  освоения  учебного предмета «Успешное чтение (читай быстро)»

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижения необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности, организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:

1. Гражданско-патриотического воспитания:

- становление ценностного отношения к своей Родине - России;

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

- уважение к своему и другим народам;

- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

2. Духовно-нравственного воспитания:

-признание индивидуальности каждого человека;

-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

-неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

3. Эстетического воспитания:

-уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

5. Трудового воспитания:

- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

6. Экологического воспитания:

-бережное отношение к природе;

-неприятие действий, приносящих ей вред.

7. Ценности научного познания:

-первоначальные представления о научной картине мира;

-познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Метапредметные результаты:

1.Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

2) базовые исследовательские действия:

- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

3) работа с информацией:

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

- признавать возможность существования разных точек зрения;

- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

2) совместная деятельность:

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- ответственно выполнять свою часть работы;

- оценивать свой вклад в общий результат;

- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты по учебному предмету «Технология» предметной области «Технология» должны обеспечивать:

1)           сформированность положительной мотивации к систематическому чтению;

2)           овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным  плавным чтением, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями).

Планируемые результаты  к концу первого года обучения.

Ученик  научится:

           осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

           осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов.

           вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

           читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

           читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

Ученик  получит возможность научиться:

           воспринимать художественную литературу как вид искусства;

           осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

           осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения.

2.Содержание учебного предмета «Успешное чтение (читай быстро)»

На  занятиях  дети  читают  слоги  различной сложности, затем переходят к словам разной сложности, а затем к отработке текстов различной сложности. Для развития памяти используются рисунки и слова, с каждым занятием количество слов и рисунков увеличивается. При освоении предмета учащиеся знакомятся с различными приемами  и упражнениями  по  формированию  навыка  чтения:

1. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.

2. Работа со скороговорками.

3. Работа со слоговыми таблицами.

4. Чтение «марсианских» стихов.

5. Работа с «Таблицами Шульте».

6. Работа с текстом на время.

7. Упражнения на развитие угла зрения. 

8. Упражнение на развитие зрительной памяти.

9. Упражнение «Корректурная проба».

10. Упражнение на развитие слуховой памяти.

Структура занятия (корректируется в зависимости от сформированности навыка чтения у учащихся):

1.           Дыхательные упражнения.

2.           Речевые упражнения.

3.           Упражнения на чтение слов и слогов, работа с таблицей Шульте.

4.           Упражнения на чтение текстов.

Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.

Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).

Работа со скороговорками.

«Я учусь говорить быстро» - во время проговаривания всех скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять  скороговорку с различными  движениями пальцев: играем пальцами  «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки.

Скороговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для отработки дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.

Виды упражнений со слоговыми таблицами:

 - «Я читаю слоги» - чтение слогов, слов - строчками и столбцами. Упражнение выполняется на время: 1 раз ребёнок читает 1 минуту – делается отметка, затем читает этот же отрывок – 45 секунд  со звуковыми сигналами через каждые 15 секунд (хлопки). Упражнение называется «Чтение на 3 хлопка». Читающий должен успеть прочитать этот же объём.

- Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал учитель.

- «Подскажи конец словечка». Учитель произносит слово, не договаривая последний слог.

 «Марсианские» стихотворения.

Эффективный вид работы при  обучении чтению. Внимание детей  сосредоточено лишь на технической стороне процесса чтения, они не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата.

Можно предложить дополнительный вид работы,  придумать, о чём же говорят нам «марсиане» в этом стихотворении. Если о радостном, то и прочитать следует радостно.  Если о грустном, то прочитать следует грустно.

Работа с текстом на время.

При работе с текстами используется прием «Многократное чтение». За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз сначала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.

Упражнения на развитие угла зрения.

Малый угол зрения – одна из причин медленного чтения. Расширяя угол зрения,  увеличивается  скорость чтения. Для этой цели рекомендуется использовать «Таблицы Шульте». Представляют собой таблицу чисел от 1 до 25, где числа расположены в произвольном порядке, нужно найти числа от 1 до 25 по порядку за 1 минуту.

Варианты заданий:

- Назови и покажи все числа в порядке возрастания.

- Назови и покажи все числа в порядке убывания.

- Покажи все четные числа. 

Упражнения на развитие зрительной памяти.

Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на наглядном материале.

Упражнение «Корректурная проба».

На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут Ч (А)».

Используются для развития  зрительных представлений, памяти, способности к воспроизведению определенной программы действий, мелкой моторики и внимания.

Упражнение на развитие слуховой памяти.

Читается 10 слов, которые дети должны постараться  их запомнить. Для запоминания  составляется рассказ.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Л.Н.Толстой «Три медведя», «Котенок», «Булька», «Три товарища»; Н.Носов «Живая шляпа», «Ступеньки», «Заплатка», «Затейники»; М.М. Зощенко «Елка»; В.Катаев «Дудочка и кувшинчик» «Цветик-семицветик»; М.Пришвин «Еж», «Берестяная трубочка»; В.Бианки «Как муравьишка домой собирался», «Аришка трусишка», «Кто чем поет»; Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине», «Дюймовочка»; Братья Гримм «Сладкая каша»; Ш.Перро «Кот в сапогах»; Р.Киплинг «Отчего у верблюда горб», «Слоненок», «Откуда взялись броненосцы».

3. 3.          Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по этой теме цифровых образовательных ресурсов.


Раздел

№ п/п

Тема урока

 Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Русская литература

1

Разучивание скороговорок. Слоги читаем на 2 буквы в столбик и в строчку. Слуховая память 10 слов. Корректурная проба вычеркнуть букву: «Ф». Л.Н.Толстой «Три медведя», «Котенок».

1

Онлайн-тренажер ФоксГард (FoxGard)

https://foxgard.ru/sim/trenazher-slogi




2

Слоги читаем на 2 буквы в столбик и в строчку. Слоги на 3-буквы -АБА- в столбик и в строчку. Л.Н.Толстой «Булька», «Три товарища».

1

Онлайн-тренажер ФоксГард (FoxGard)


3

Чтение слоговых таблиц. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата. Н.Носов «Живая шляпа» (урок, нацеленный на реализацию модуля «Ключевые общешкольные дела» в части проведения библиотечного урока «Познакомьтесь: Книга!»).

1

Онлайн-тренажер ФоксГард (FoxGard)


4

Чтение слогов по таблице. Общение без слов. Мимика и жесты.  Н.Носов «Ступеньки».

1

Онлайн-тренажер ФоксГард (FoxGard)


5

Упражнение на развитие   слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание. В.Катаев «Цветик-семицветик» (урок, нацеленный на реализацию модуля «Волонтёрство» в части проведения Акции «Почувствуй нашу поддержку» в преддверии Дня инвалидов и рамках реализации  проекта «Мы разные, но мы вместе»).

1

Онлайн-тренажер ФоксГард (FoxGard)


6

Игры со словами. Практическое задание. Игра «Кто больше». В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».

1

Онлайн-тренажер ФоксГард (FoxGard)


7

Работа со слогами. Озорные красавицы буквы. Игры-загадки. Н.Носов «Заплатка».

1

Онлайн-тренажер ФоксГард (FoxGard)



8

Работа  с  «Таблицами  Шульте».  Поиск  цифр  и  букв. Подготовительный этап. Н.Носов «Затейники».

1

Онлайн-тренажер ФоксГард (FoxGard)


9

Работа с текстом на время. Практическое задание. М.М. Зощенко «Елка».

(урок, нацеленный на реализацию модуля «Ключевые общешкольные дела» в части проведения коллективного  творческого дела  «В Снежном царстве, в Морозном государстве»).

1

Онлайн-тренажер ФоксГард (FoxGard)


10

Упражнение  вставь  буквы.  Весёлые  буквы  гласные.  Игры  «Деда Буквоеда». М.Пришвин «Еж», «Берестяная трубочка».

1

Онлайн-тренажер ФоксГард (FoxGard)


11

Составление рассказа на запоминание. Игры с буквами. В.Бианки «Как муравьишка домой собирался».

1

Онлайн-тренажер ФоксГард (FoxGard)



12

Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. В.Бианки «Аришка трусишка», «Кто чем поет».

1

Онлайн-тренажер ФоксГард (FoxGard)

Зарубежная литература

13

Упражнение «Корректурная проба. Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».

1

Онлайн-тренажер ФоксГард (FoxGard)


14

Игры с буквами и словами. Игра «Первый звук потерялся». Г.Х.Андерсен  «Дюймовочка».

1

Онлайн-тренажер ФоксГард (FoxGard)


15

Работа с текстами на время. Отработка ускорения. Братья Гримм «Сладкая каша».

1

Онлайн-тренажер ФоксГард (FoxGard)


16

Работа с текстом. Осмысливание. Работа с карандашом. Ш.Перро «Кот в сапогах».

1

Онлайн-тренажер ФоксГард (FoxGard)


17

Текст. Осмысливание. Опорные слова. Р.Киплинг «Отчего у верблюда горб», «Слоненок», «Откуда взялись броненосцы».

1

Онлайн-тренажер ФоксГард (FoxGard)

ИТОГО:



17 часов




Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.