Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

1
0
Материал опубликован 23 July 2022 в группе



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

МБОУ ЦО №5

МБОУ СОШ № 5

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО


______________

______________

______________

Протокол №

Приказ №

Протокол №

от "" г.

от "" г.

от "" г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 1457955)

учебного предмета

«Музыка»

для 1 класса начального общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Соботяк Юлия Андреевна

учитель начальных классов



Ногинск 2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.

В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.

Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.

Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).

Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.

Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.

Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,



элементов музыкального языка, композиционных принципов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.

Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.

2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.

3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.

4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.

5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.

6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.

7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.

8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего



образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.

Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не менее 1 часа в неделю).



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Репертуар

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

для слушания

для пения

для
музицирования

Модуль 1. Музыка в жизни человека

1.1.

Красота
и вдохновение

1

0

1

П.И. Чайковский
"Вальс цветов"

Д.Б.Кабалевский "Песня о школе"

Пластическое интонирование

02.09.2022

Диалог с учителем о значении красоты и;
вдохновения в жизни человека.

Слушание;
музыки;
концентрация на её восприятии; ;
своём внутреннем состоянии.

Двигательная;
импровизация под музыку
лирического;
характера «Цветы распускаются под;
музыку».Выстраивание хорового унисона;
— вокального и
психологического.;
Одновременное взятие и снятие звука;
;
навыки певческого дыхания по руке;
дирижёра. Разучивание;
исполнение;
красивой песни. На выбор или; факультативно: Разучивание
хоровода;
;
социальные танцы;
;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/




1.2.

Музыкальные пейзажи

1

0

1

П.И.Чайковский
"Времена года" -
"Осень".

Л.Цаллагова "Песни об осени",
О.Амбалова
"Счастливая песенка"

Пластическое интонирование

09.09.2022

Слушание произведений
программной;
музыки;
посвящён- ной образам природы.; Подбор эпитетов для описания настроения;
;
характера музыки. Сопоставление музыки с;
произведениями
изобразительного;
искусства. Двигательная
импровизация;
;
пластическое интонирование.

Разучивание;
;
одухотворенное исполнение песен о;
природе;
её красоте. На выбор или;
факультативно: Рисование
«услышанных»;
пейзажей и/или абстрактная
живопись —;
передача настроения цветом;
точками;
;
линиями. Игра-импровизация
«Угадай моё;
настроение»;
;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/

Итого по модулю

2


Модуль 2. Народная музыка России




2.1.

Русский
фольклор

1

0

1

Русские
народные песни Подмосковья; Р.н.п. "Во поле
березка стояла",
"Калинка"

Р.н.п. "Во поле
березка стояла",
"Калинка", потешка "Зайка"

движение хоровода

16.09.2022

Разучивание;
исполнение русских народных; песен разных жанров. Участие в; коллективной традиционной
музыкальной;
игре1.Сочинение мелодий;
вокальная;
импровизация на основе текстов игрового;
детского фольклора. Ритмическая; импровизация;
сочинение аккомпанемента;
на ударных инструментах к
изученным народным песням. На выбор или;
факультативно: Исполнение на клавишных;
или духовых инструментах
(фортепиано;
;
синтезатор;
свирель;
блокфлейта;
мелодика;
и др.) мелодий народных песен; ;
прослеживание мелодии по
нотной записи;
;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/




2.2.

Русские
народные
музыкальные инструменты

1

0

1

Плясовые наигрыши

"Детские частушки"

Игра на
музыкальных инструментах.

23.09.2022

Знакомство с внешним видом;
;
особенностями исполнения и
звучания;
русских народных инструментов.; Определение на слух тембров
инструментов.;
Классификация на группы
духовых;
;
ударных;
струнных. Музыкальная;
викторина на знание тембров
народных;
инструментов. Двигательная игра;—;
импровизация;
-подражание игре на;
музыкальных инструментах.

Слушание;
фортепианных пьес композиторов; ;
исполнение песен;
в которых присутствуют;
звукоизобразительные элементы; ;
подражание голосам народных; инструментов. На выбор или;
факультативно: Просмотр
видеофильма о;
русских музыкальных
инструментах.;
Посещение музыкального или;
краеведческого музея. Освоение; простейших навыков игры на
свирели;
;
ложках;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/




2.3.

Сказки, мифы и легенды

1

0

1

Н.А.РимскийКорсаков
Операсказка "Сказка о царе и Салтане и сыне его
Гвидоне" - "Три
чуда"

р.н.п."Во саду ли в огороде"

Разыграй сказку

30.09.2022

Знакомство с манерой сказывания нараспев.;
Слушание сказок;
былин;
эпических;
сказаний;
рассказываемых нараспев. В;
инструментальной музыке
определение на;
слух музыкальных интонаций;
речитативного характера.

Создание;
иллюстраций к прослушанным; музыкальным и литературным произведениям. На выбор или; факультативно: Просмотр
фильмов;
;
мультфильмов;
созданных на основе былин; ;
сказаний. Речитативная
импровизация;
—;
чтение нараспев фрагмента
сказки;
былины;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/

Итого по модулю

3


Модуль 3. Музыкальная грамота

3.1.

Весь мир звучит

0.5

0

0.5

Звуки природы

Швейцарская
нар.песня "Кукушка"

Пластическое интонирование

14.10.2022

Знакомство со звуками
музыкальными и;
шумовыми. Различение;
определение на;
слух звуков различного качества.

Игра;
—;
подражание звукам и голосам
природы с;
использованием шумовых
музыкальных;
инструментов;
вокальной
импровизации.Артикуляционные упражнения;
разучивание;
и исполнение попевок и песен с; использованием
звукоподражательных;
элементов;
шумовых звуков;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/




3.2.

Звукоряд

0.5

0

0.5

Д.Роджерс "Звуки
музыки" из мюзикла

Д. Роджерс "Звуки музыки".

Ручные знаки.

21.10.2022

Знакомство с элементами нотной записи. http://music.edu.ru/;
Различение по нотной записи; определение;
на слух звукоряда в отличие от других;
последовательностей звуков.

Пение с;
названием нот;
игра на металлофоне;
звукоряда от ноты
«до».Разучивание и;
исполнение вокальных
упражнений;
песен;
;
построенных на элементах звукоряда;
;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/

3.3.

Ритм

1

0

1

Футбольный марш

Песня Д.Кабалевского "Левой, правой",
З.Хабалова "Мячик".

Шаг под музыку.

28.10.2022

Определение на слух;
прослеживание по;
нотной записи ритмических
рисунков;
;
состоящих из различных
длительностей и;
пауз. Исполнение;
импровизация с помощью;
звучащих жестов (хлопки;
шлепки;
;
притопы) и/или ударных
инструментов;
простых ритмов. Игра
«Ритмическое эхо»;
;
прохлопывание ритма по
ритмическим;
карточкам;
проговаривание с использованием ритмослогов;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/




3.4.

Ритмический рисунок

1

0

1

П.Чайковский "Марш деревянных
солдатиков".

Пение со словами
П.Чайковского "Марш деревянных
солдатиков"

Шаг и хлопки под музыку.

04.11.2022

Разучивание;
исполнение на ударных;
инструментах ритмической
партитуры.;
Слушание музыкальных
произведений с;
ярко выраженным ритмическим рисунком;
;
воспроизведение данного ритма по памяти;
(хлопками).На выбор или
факультативно:;
Исполнение на клавишных или
духовых;
инструментах (фортепиано;
синтезатор;
;
свирель;
блокфлейта;
мелодика и др.);
попевок;
остинатных формул;
состоящих из;
различных длительностей;
;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/

Итого по модулю

3


Модуль 4. Классическая музыка

4.1.

Композиторы —детям

2

0

2

П.Чайкоувский
"Детский альбом"

П.И.Чайковский "Неаполитанская песенка".

Пластическое
интонирование.

11.11.2022

Слушание музыки;
определение основного;
характера;
музыкально;
-выразительных;
средств;
использованных композитором.; Подбор эпитетов;
иллюстраций к музыке.;
Определение жанра. Музыкальная; викторина. Вокализация;
исполнение;
мелодий инструментальных пьес со;
словами. Разучивание;
исполнение песен.;
Сочинение ритмических
аккомпанементов;
(с помощью звучащих жестов или ударных;
и шумовых инструментов) к
пьесам;
маршевого и танцевального
характера;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/




4.2.

Оркестр

1

0

1

Э.Григ "Пер Гюнт"-"Утро".

Н.А.Римский -
Корсаков
"Шехеразада".

Филиппенко "Веселый музыкант"
Д.Б.Кабалевский
"Дон-дон".

Игра на
шумовых
инструментах

25.11.2022

Слушание музыки в исполнении оркестра. Просмотр видеозаписи.

Диалог с учителем о роли
дирижёра.;
«Я — дирижёр» — игра —
имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки.;
Разучивание и исполнение песен соответствующей тематики.;
Знакомство с принципом
расположения партий в партитуре.

Разучивание, исполнение (с
ориентацией на нотную запись) ритмической партитуры для 2—3 ударных инструментов.;
Работа по группам — сочинение своего варианта ритмической
партитуры;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/

4.3.

Музыкальные инструменты. Фортепиано.

2

0

2

Шуберт "Вальс" или
любые пьесы для фоно.

В.Шаинский "Улыбка"

Движения под музыку.

02.12.2022

Знакомство с многообразием
красок фортепиано. Слушание
фортепианных пьес в исполнении известных пианистов.;
«Я — пианист» — игра —
имитация исполнительских
движений во время звучания
музыки.;
Слушание детских пьес на
фортепиано в исполнении учителя.

Демонстрация возможностей
инструмента (исполнение одной и той же пьесы тихо и громко,
в разных регистрах, разными
штрихами). Игра на фортепиано в ансамбле с учителем2.;
Посещение концерта
фортепианной музыки.;
Разбираем инструмент —
наглядная демонстрация
внутреннего устройства
акустического пианино.;
«Паспорт инструмента» —
исследовательская работа,
предполагающая подсчёт
параметров (высота, ширина,
количество клавиш, педалей
и т. д.);

Устный опрос;

http://music.edu.ru/

Итого по модулю

5


Модуль 5. Духовная музыка




5.1.

Песни
верующих

2

0

2

Разновидности
колокольного звона (благовест и т.д.)

Песни к религиозным праздникам.

Сопровождение мелодий
треугольником и колокольчиками.

09.12.2022

Слушание, разучивание,
исполнение вокальных
произведений религиозного
содержания. Диалог с учителем о характере музыки, манере
исполнения, выразительных
средствах.;
Знакомство с произведениями светской музыки, в которых
воплощены молитвенные
интонации, используется
хоральный склад звучания.;
Просмотр документального
фильма о значении молитвы.; Рисование по мотивам
прослушанных музыкальных произведений;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/

Итого по модулю

2


Модуль 6. Народная музыка России

6.1.

Край, в котором ты живёшь

1

0

1

Танцы- Ф.Алборово "Хонга"
А.Кокойти "Симд"
"Чепена" в обработке Н.Кабоева.

Л.Цаллагова
"Владикавказ", песня "Лучше края не
найдешь"

Характерное
движение танцев под музыку.

16.12.2022

Разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен
композиторов-земляков.;
Диалог с учителем о музыкальных традициях своего родного края.; Просмотр видеофильма о культуре родного края.;
Посещение краеведческого музея.; Посещение этнографического
спектакля, концерта;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/

6.2.

Русский
фольклор

1

0

1

Н.А.РимскийКорсаков"Заиграйте, мои гусельки",
р.н.п. "Со вьюном я
хочу"

Р.Н.П. "Со вьюном я хожу"
"Во-кузнице".

Движение
хороводом.

23.12.2022

Разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров.; Участие в коллективной
традиционной музыкальной игре.; Сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе текстов игрового детского фольклора.;
Ритмическая импровизация,
сочинение аккомпанемента на
ударных инструментах к
изученным народным песням.;
Исполнение на клавишных или духовых инструментах
(фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика и др.)
мелодий народных песен,
прослеживание мелодии по
нотной записи;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/

Итого по модулю

2





Модуль 7. Музыка в жизни человека

7.1.

Музыкальные пейзажи

2

0

2

Вивальди "Времена года" - "Зима",
"Весна".

Г.Струве "Белые
снежинки",
Л.Цаллагова "Зима"

Пластическое интонирование

13.01.2023

Слушание произведений
программной музыки,
посвящённой образам природы.

Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки.

Сопоставление музыки
с произведениями
изобразительного искусства.;
Двигательная импровизация,
пластическое интонирование.;
Разучивание, одухотворенное
исполнение песен о природе, её красоте.;
Рисование «услышанных»
пейзажей и/или абстрактная
живопись — передача настроения цветом, точками, линиями.;
Игра-импровизация «Угадай моё настроение»;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/

7.2.

Музыкальные портреты

2

0

2

М.Мусоргский
"Картинки с
выставки"

В.Шаинский
"Антошка"
А.Островский "Пусть всегда будет солнце"

Разыграть песни

20.01.2023

Слушание произведений
вокальной, программной
инструментальной музыки,
посвящённой образам людей,
сказочных персонажей. Подбор
эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями
изобразительного искусства;
Двигательная импровизация в
образе героя музыкального
произведения;
Разучивание, харáктерное
исполнение песни — портретной зарисовки;
Рисование, лепка героя
музыкального произведения;
Игра-импровизация «Угадай мой характер»;
Инсценировка — импровизация в жанре кукольного/теневого театра с помощью кукол, силуэтов и др.;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/




7.3.

Какой же
праздник без музыки?

1

0

1

И.Дунаевский
"Выходной марш"
Р.Щедрин "Озорные частушки"

В.Шаинский "Вместе весело шагать"
К.Певзнер
"Оранжевая песенка"

Танцевальные движения

27.01.2023

Диалог с учителем о значении музыки на празднике;
Слушание произведений
торжественного, праздничного характера. «Дирижирование»фрагментами произведений.

Конкурс на лучшего «дирижёра»; Разучивание и исполнение
тематических песен к ближайшему празднику;
Проблемная ситуация: почему на праздниках обязательно звучит
музыка?;
Запись видеооткрытки с
музыкальным поздравлением;
Групповые творческие шутливые двигательные импровизации
«Цирковая труппа»;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/

7.4.

Музыка на
войне, музыка о войне

2

0

2

"Бравые солдаты",
М.Блантер "Катюша".

М.Блантер "Катюша", "Бравые солдаты"

Движение марша.

03.02.2023

Чтение учебных и
художественных текстов,
посвящённых военной музыке.

Слушание, исполнение
музыкальных произведений
военной тематики. Знакомство с историей их сочинения и
исполнения;
Дискуссия в классе. Ответы на
вопросы: какие чувства вызывает эта музыка, почему? Как влияет на наше восприятие информация о том, как и зачем она создавалась?; Сочинение новой песни о войне;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/

Итого по модулю

7


Модуль 8. Музыкальная грамота

8.1.

Высота звуков

1

0

1

Л.Бетховен "Веселая, грустная"

О.Амбалова
"Счастливая песенка"

Определение
высоты звуков при помощи
пластики рук и ног.

10.02.2023

Освоение понятий «выше-ниже».

Определение на слух
принадлежности звуков к одному из регистров. Прослеживание по нотной записи отдельных
мотивов, фрагментов знакомых песен, вычленение знакомых нот, знаков альтерации.;
Наблюдение за изменением
музыкального образа при
изменении регистра.;
Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, кратких мелодий по нотам.;
Выполнение упражнений на
виртуальной клавиатуре;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/




Итого по модулю

1


Модуль 9. Музыка народов мира

9.1.

Музыка наших соседей

2

0

2

П.И. Чайковский
Концерт №1 для фоно с оркестром
(финал)
Белор Народная
песня "Бульба"

"Веснянка"-
укр.нар.пес.,
"Перепелочка"- белор. нар.пес.

Пластическое
интонирование.

24.02.2023

Знакомство с особенностями
музыкального фольклора народов других стран. Определение
характерных черт, типичных
элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).;
Знакомство с внешним видом,
особенностями исполнения и
звучания народных
инструментов.;
Определение на слух тембров
инструментов.;
Классификация на группы
духовых, ударных, струнных.;
Музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов.; Двигательная игра —
импровизация​подражание игре на музыкальных инструментах.;
Сравнение интонаций, жанров,
ладов, инструментов других
народов с фольклорными
элементами народов России.;
Разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов
к ним (с помощью звучащих
жестов или на ударных
инструментах).;
Исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по
нотной записи.;
Творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной
культуре народов мира;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/

Итого по модулю

2


Модуль 10. Классическая музыка




10.1.

Композиторы -детям

2

0

2

С.В.Прокофьев
"Детский альбом".

В.Шаинский "Чунгачанга" З.Хабалова
"Зверушки".

Пластическое
интонирование.

03.03.2023

Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств,
использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра.;
Музыкальная викторина.;
Вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес со
словами. Разучивание, исполнение песен.;
Сочинение ритмических
аккомпанементов (с помощью
звучащих жестов или ударных и шумовых инструментов) к пьесам маршевого и танцевального
характера;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/

10.2.

Музыкальные инструменты. Фортепиано.

1

0

1

К.Сен-Санс
"Карнавал
животных"-
"Антилопа

З.Хабалова"Зверушки"

Пластическое интонирование

10.03.2023

Знакомство с многообразием
красок фортепиано. Слушание
фортепианных пьес в исполнении известных пианистов.;
«Я — пианист» — игра —
имитация исполнительских
движений во время звучания
музыки.;
Слушание детских пьес на
фортепиано в исполнении учителя.

Демонстрация возможностей
инструмента (исполнение одной и той же пьесы тихо и громко,
в разных регистрах, разными
штрихами). Игра на фортепиано в ансамбле с учителем2.;
Посещение концерта
фортепианной музыки.;
Разбираем инструмент —
наглядная демонстрация
внутреннего устройства
акустического пианино.;
«Паспорт инструмента» —
исследовательская работа,
предполагающая подсчёт
параметров (высота, ширина,
количество клавиш, педалей
и т. д.);

Устный опрос;

http://music.edu.ru/




10.3.

Музыкальные инструменты.

Скрипка,
виолончель

1

0

1

К.Сен-Санс
"Карнавал жиотных"- "Куры и петухи" и "Лебедь"

Р.Паулс "Мальчик и сверчок"

Пластическое интонирование

17.03.2023

Игра-имитация исполнительских движений во время звучания
музыки.;
Музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их
авторов, определения тембров
звучащих инструментов.;
Разучивание, исполнение песен, посвящённых музыкальным
инструментам.;
Посещение концерта
инструментальной музыки.;
«Паспорт инструмента» —
исследовательская работа,
предполагающая описание
внешнего вида и особенностей
звучания инструмента, способов игры на нём;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/

Итого по модулю

4


Модуль 11. Музыка театра и кино

11.1.

Музыкальная
сказка на сцене, на экране

2

0

2

М.Коваль "Волк и
семеро козлят"

Разучивание арий.

Пластическое интонирование

24.03.2023

Видеопросмотр музыкальной
сказки. Обсуждение музыкально-выразительных средств,
передающих повороты сюжета, характеры героев. Игра-викторина«Угадай по голосу».;
Разучивание, исполнение
отдельных номеров из детской
оперы, музыкальной сказки.;
Постановка детской музыкальной сказки, спектакль для родителей.; Творческий проект «Озвучиваем мультфильм»;

Устный опрос;

http://music.edu.ru/

Итого по модулю

2


ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

0

33





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Модуль "Музыка в жизни
человека" (А). Стремление
человека к красоте. Музыкальное вдохновение. Музыкальные
произведения по выбору:
вокальный цикл «Пять песен для детей» («Начинаем перепляс»)

1

0

1

02.09.2022

Устный опрос;

2.

Модуль "Музыка в жизни
человека" (Б). Образы природы в музыке. Музыкальные
произведения по выбору: А.

Вивальди. «Времена года»; П. И.

Чайковский. Цикл «Времена года»

1

0

1

09.09.2022

Устный опрос;

3.

Модуль "Народная музыка России" (Б). Многообразие русского фольклора.

Музыкальные произведения по выбору: русская народная песня "Берёзка"; русская народная
строевая песня "Солдатушки, бравы ребятушки"

1

0

1

16.09.2022

Устный опрос;

4.

Модуль "Народная музыка России" (В). Народные
музыкальные инструменты.

Музыкальные произведения по выбору: песня Садко из оперы«Садко» Н. А. Римского-
Корсакова; русская народная песня "Полянка"

1

0

1

23.09.2022

Устный опрос;




5.

Модуль "Народная музыка
России" (Г). Русские народные сказания и былины.

Музыкальные произведения по выбору: былинные наигрыши;“Былина о Добрыне Никитиче”(“То не белая береза к земле клонится…”); М. И. Глинка.

Песня Баяна “Дела давно
минувших дней…” (из оперы«Руслан и Людмила»)

1

0

1

30.09.2022

Устный опрос;

6.

Модуль "Музыкальная грамота" (А). Повсюду слышны звуки
музыки Музыкальные
произведения по выбору: Л. ван Бетховен. «Багатели»; Ф.

Шуберт. «Экосезы»; П. И.

Чайковский пьесы из «Детского альбома»; Р. Шуман «Детские сцены», «Альбом для
юношества»; С. С. Прокофьев«Детская музыка»;
инструментальные и
оркестровые вариации Й.

Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, М. И. Глинки; песни и хоровые произведения

1

0

1

14.10.2022

Устный опрос;

7.

Модуль "Музыкальная грамота" (Б). Знакомство с нотной
грамотой

1

0

1

21.10.2022

Устный опрос;

8.

Модуль "Музыкальная грамота" (Г, Д). Звуки длинные и
короткие. Что такое ритм

1

0

1

28.10.2022

Устный опрос;

9.

Модуль "Классическая музыка" (Б). Великие композиторы нашей Родины. Музыкальные
произведения по выбору: Н.

Римский-Корсаков. «Полет шмеля»; П. И. Чайковский.

«Вальс цветов»; И. Ф.

Стравинский. Сюита из балета«Жар птица»

1

0

1

04.11.2022

Устный опрос;




10.

Модуль "Классическая музыка" (Б). Песня как музыкальный
жанр. Музыкальные
произведения по выбору:
Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца. «Мой край»,
«Песня о школе»; Музыкa В. Шаинского. Слoвa М.

Пляцковского. «Улыбка»

1

0

1

11.11.2022

Устный опрос;

11.

Модуль "Классическая музыка" (Б). Марш как музыкальный
жанр. Музыкальные
произведения по выбору: Марш«Прощание славянки»;
«Марсельеза»

1

0

1

25.11.2022

Устный опрос;

12.

Модуль "Классическая музыка" (В). Оркестр. Музыкальные
произведения по выбору: М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»(хор «Славься»); М. П.

Мусоргский. «Картинки с
выставки»; П. И. Чайковский,
концерт для скрипки с оркестром

1

0

1

02.12.2022

Устный опрос;

13.

Модуль "Классическая музыка" (Д). Музыкальные инструменты.

Флейта. Музыкальные
произведения по выбору: П. И.

Чайковский. Концерт для
скрипки с оркестром ре мажор; Л. ван Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор; В. А. Моцарт. Концерт для
флейты с оркестром №1 cоль мажор; А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром

1

0

1

09.12.2022

Устный опрос;

14.

Модуль "Духовная музыка" (Б). Молитва, хорал, песнопение.

Музыкальные произведения по выбору: Народные песнопения о Сергии Радонежском. Утренняя молитва; П. Чайковский. «В
церкви»

1

0

1

16.12.2022

Устный опрос;




15.

Модуль "Духовная музыка" (Б).

Образы духовной музыки в
творчестве русских
композиторов. Музыкальные произведения по выбору: А. П. Бородин. Опера "Князь Игорь" («Мужайся, княгиня»); Н. А.

Римский-Корсаков (молитва из 1-й картины 3-го действия в
опере «Сказание о невидимом граде Китяже», «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение»)

1

0

1

23.12.2022

Устный опрос;

16.

Модуль "Народная музыка
России" (А). Музыкальные
традиции нашей малой Родины

1

0

1

13.01.2023

Устный опрос;

17.

Модуль "Народная музыка России" (Б). Народные
музыкальные традиции.

Музыкальные произведения по выбору: русская народная песня«Дудочка»; М. И. Глинка.

«Камаринская»; И. П. Ларионов.

«Калинка»

1

0

1

20.01.2023

Устный опрос;

18.

Модуль "Музыка в жизни
человека" (Б). Образы природы в романсах русских композиторов. Музыкальные произведения по выбору: А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова); Г. В.Свиридов «Весна. Осень»; П. И.Чайковский. Пьесы
«Осенняя песня» и
«Подснежник» из цикла
«Времена года»

1

0

1

27.01.2023

Устный опрос;

19.

Модуль "Музыка в жизни
человека" (Б). Музыкальные и живописные полотна.

Музыкальные произведения по выбору: М. П. Мусоргский.

Сюита «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля); А.

Алябьев «Вечерний звон»

1

0

1

03.02.2023

Устный опрос;




20.

Модуль "Музыка в жизни
человека" (В). Музыкальный портрет: образ человека

1

0

1

10.02.2023

Устный опрос;

21.

Модуль "Музыка в жизни
человека" (В). Музыкальный портрет: двигательная
импровизация

1

0

1

24.02.2023

Устный опрос;

22.

Модуль "Музыка в жизни человека" (Г). Какой же праздник без музыки?

Музыкальные произведения по выбору: Слова и музыка П.

Синявского. «Рождественская песенка»; народные славянские песнопения. «Добрый тебе
вечер», «Рождественское чудо»

1

0

1

03.03.2023

Устный опрос;

23.

Модуль "Музыка в жизни человека" (Г). Какой же праздник без музыки?

Музыкальные произведения по выбору: «Ай, как мы масленицу дожидали», «Полянка»,
«Проводы зимы», «Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая»

1

0

1

10.03.2023

Устный опрос;

24.

Модуль "Музыка в жизни
человека" (Е). Музыка о войне. Музыкальные произведения по выбору: Р. Шуман. «Грезы»; А. Вайнер «Мой дедушка-герой»

1

0

1

17.03.2023

Устный опрос;

25.

Модуль "Музыкальная грамота" (З). Высота звуков. Музыкальные произведения по выбору: П. И. Чайковский Первый концерт для фортепиано с оркестром (1
часть); С. В. Рахманинов.

«Вокализ», Второй концерт для фортепиано с оркестром (начало)

1

0

1

24.03.2023

Устный опрос;




26.

Модуль "Музыка народов мира" (А). Музыкальные традиции
наших соседей: песни и танцы. Музыкальные произведения по выбору: белорусская народная песня «Дударики-дудари»,
казахская народная песня
«Богенбай батыр», кюй
Курмангазы «Балбырауын» в исполнении домбры

1

0

1

07.04.2023

Устный опрос;

27.

Модуль "Музыка народов мира" (А). Музыкальные традиции
наших соседей: инструменты и их звучание

1

0

1

14.04.2023

Устный опрос;

28.

Модуль "Классическая музыка" (Б). Звучание настроений и
чувств. Музыкальные
произведения по выбору: П. И. Чайковский «Детский альбом»(«Болезнь куклы», «Новая
кукла»); Д. Б. Кабалевский
"Клоуны"; С. С. Прокофьев
"Петя и волк"

1

0

1

21.04.2023

Устный опрос;

29.

Модуль "Классическая музыка" (Г). Музыкальные инструменты. Рояль и пианино. Музыкальные произведения по выбору: П. И. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома»: «Баба Яга», «Утренняя молитва», Марш деревянных
солдатиков», «Новая кукла»,
«Болезнь куклы»

1

0

1

28.04.2023

Устный опрос;

30.

Модуль "Классическая музыка" (Г). Музыкальные инструменты.

«Предки» и «наследники»фортепиано

1

0

1

05.05.2023

Устный опрос;




31.

Модуль "Классическая музыка" (Е). Скрипка, виолончель.

Мастера скрипичной музыки.

Музыкальные произведения по выбору: П. И. Чайковский.

Концерт для скрипки с
оркестром ре мажор; Л. ван
Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор; В. А.

Моцарт. Концерт для флейты с оркестром №1 cоль мажор; А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром; Ф. Мендельсон.

Концерт для скрипки с оркестром

1

0

1

12.05.2023

Устный опрос;

32.

Модуль "Музыка театра и кино" (А). Музыкальная сказка на
сцене и на экране. Музыкальные произведения по выбору:
«Морозко» (режиссер А. Роу,
композитор Н. Будашкина),
«После дождичка в четверг»
(режиссер М. Юзовский,
композитор Г. Гладков),
«Приключения Буратино»
(режиссер Л. Нечаев, композитор А. Рыбников)

1

0

1

19.05.2023

Устный опрос;

33.

Модуль "Музыка театра и кино" (А). Сочиняем музыкальную
сказку

1

0

1

26.05.2023

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0

33





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Музыка;
1 класс /Сергеева Г.П.;
Критская Е.Д.;
Акционерное общество «Издательство«Просвещение»; 2018;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Методическое пособие к УМК Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://music.edu.ru/



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Музыкальная колонка, ноты, музыкальные инструменты, проектор, экран, ноутбук

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Ноты, музыкальные инструменты, планшеты для рисования



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации