Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для учащихся 6 класса
Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Воеводская общеобразовательная школа-интернат»
Руководитель МО _____________ Протокол №1 от___________________ | ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета Протокол №______ от ________________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор _______ . Приказ № ____ от______________ |
Рабочая программа
коррекционного курса «Логопедические занятия»
для учащихся 6 класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Колесова М.П.
Учитель – логопед
I квалификационной категории
Воеводское 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Паспорт программы___________________________________________стр.3.
- Пояснительная записка________________________________________стр.4.
- Основные виды организации коррекционно – развивающего процесса_____________________________________________________стр.7.
- Содержание коррекционно – развивающего материала______________стр 8
- Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Логопедические
- занятия» на конец 6 класса_____________________________________стр. 9 -10
- Формирование базовых учебных действий________________________стр 10 - 11
- Критерии и нормы оценивания учащихся_________________________ стр.11
- Календарно-тематическое планирование 6 класса__________________стр.12
- Лист корректировки календарно - тематического планирования 6 класса стр 21
- Учебно – методическое обеспечение ____________________________ стр.22
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тип программы: адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вар 1
Статус программы: программа логопедических занятий с учащимися 6 класса образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью).
Назначение программы: для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: учащиеся 6 класса КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа – интернат».
Сроки освоения программы: 1 год
Объём учебного времени:
102 часа
Форма обучения: очная.
Режим занятий:
В 6 классе - 3 раза в неделю;
Формы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа логопедических занятий с учащимися с ОВЗ (умственная отсталость) 6 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г №1599
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО вариант 1) Пр.№ 1026 от 24 ноября 2022 г.
- Учебного плана КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа-интернат» на 2023 - 2024 учебный год.
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- - СанПиН 2.4.3. 3648– 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Пр. № 28 от 28 сентября 2020 г.);
Общая характеристика программы.
Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании РФ» о ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью). Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, и, призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы УУД, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как развития у обучающихся правильной, чёткой, выразительной связной речи, освоения ими конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.
Логопедическая работа в КГБОУ для обучающихся, воспитанников с ОВЗ занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:
-нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия; - дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему вцелом, а не только на один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в школе с умственно отсталыми детьми так же являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, чтению и письму. В 6 классе большое внимание уделяется развитию связной и письменной речи, развитию лексико – грамматической стороны речи.
В связи с тем, что нарушения речи у обучающихся с умственной отсталостью носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки.
Методологические и теоретические основы программы.
Как и любая программа, данная программа имеет под собой методологические и теоретические основания.
В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма;
- вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода; - системности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту; -
индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е Левиной, Р.И.Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурии и А.А Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Учитывая специфику образовательного процесса школы, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С.Я. Рубинштейн, М.С.Певзнер.
Цели и задачи программы.
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения изакрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Формировать пространственно-временные представления и понятия.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
- Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.
- Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза
- Создавать базу для успешного овладения обучающимися навыками чтения и письма.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
- Развивать фразовую и связную речь.
- Способствовать воспитанию языкового чутья, внимания к звуковой стороне речи, самоконтроля.
- Развивать психологические предпосылки к совершенствованию речевых умений: -устойчивости внимания; -наблюдательности; -способности к запоминанию; -способности к переключению; -навыков и приемов самоконтроля; -познавательной активности.
При обучении детей с речевыми нарушениями следует руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательным учреждением, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и ощущений об окружающем мире;
- развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);
- формирование интереса к родному языку, навыков учебной деятельности;
- усвоением приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);
- воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение;
- употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
По мере продвижения ученика в указанных направлениях на речевом материале осуществляется:
- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к лексическому значению слов;
- развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
- формирование и развитие навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
Основные виды организации коррекционно – развивающего процесса
Коррекция нарушений речи учащихся образовательной школы – интерната для обучающихся, воспитанников с ОВЗ, требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане данного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения, по возможности, из обучающихся в одном или двух параллельных классах. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала. Наполняемость групп для логопедических занятий 2 – 6 обучающихся.
На коррекционные групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Приоритетной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 40 минут.
Занятия с каждой группой проводятся:
3 раза в неделю
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по письму и развитию речи и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
-работа по формированию грамматического строя речи;
- работа над предложением и связной речью;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Методы обучения:
- словесные
- наглядные
-практические
Технологии обучения:
- игровые
- здоровьесберегающие
- информационно – коммуникационные
- проблемно – поисковые
- личностно – ориентированные
- технолошгии разноуровневого и дифференцированного обучения
- ИКТ
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает, в основном, повторение лексической тематики в каждом классе, но на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Обучающиеся, нарушения речи, которых исправляются раньше окончания срока обучения, выпускаются под наблюдение учителя.
Условия реализации программы. Виды и формы контроля:
При реализации данной программы используется формы контроля:
фронтальный и индивидуальный опрос.
Который в свою очередь делится на типы:
-внешний контроль учителя за деятельностью учащихся,
-взаимоконтроль и
-самоконтроль учащихся.
Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.
Методы контроля: устный опрос, проверка письменных работ.
Способы определения результативности:
-тестирование в начале и конце учебного года
Содержание коррекционно – развивающего материала
Программа состоит из следующих разделов:
6 класс (102 часа).
Обследование – 6 часов.
Гласные первого и второго ряда – 12 часов
Дифференциация звонких и глухих согласных – 34 часа
Состав слова – 14 часов
Имя прилагательное – 32 часа.
Обследование – 4 часа.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Логопедические занятия»
Основные задачи коррекционного курса «Логопедические занятия»:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и ощущений об окружающем мире;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи.
- развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);
- формирование интереса к родному языку, навыков учебной деятельности;
- усвоением приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);
- употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- формирование письменной речи и коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП (вариант 1), результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Минимальный уровень:
− выделять имя прилагательное, определять падежные окончания;
− грамматически правильно связывать слова в предложении;
− производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
− быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
− пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
− писать под диктовку простой текст;
− осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
− составлять рассказ на определенную тему.
Достаточный уровень:
− уметь располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем;
− дифференцировать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки;
− проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы слова или подбора родственных слов;
− находить однокоренные слова;
− делать морфемный анализ слов;
− образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;
− дифференцировать приставки и предлоги;
− объяснять лексическое значение слов;
− грамматически правильно оформлять предложения, интонационно правильно произносить их; − строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
− читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами, используя логические ударения, читать «про себя»;
− работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль.
− владеть отдельными видами пересказов;
− уметь составлять рассказы на заданную тему, по серии картин;
− писать под диктовку тексты (50-55 слов);
− активизировать усвоенную лексику через речевую практику.
Формирование базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин и коррекционных курсов. Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Состав базовых учебных действий:
Личностные БУД:
определять и высказывать под руководством логопеда самые простые общие для всех людей правила поведения;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные БУД:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, кабинет логопеда;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные БУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
наблюдать;
Коммуникативные БУД:
слушать и понимать речь других;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации.
Критерии и нормы оценивания учащихся
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Система оценивания является безотметочной, в то же время учитель-логопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок.
Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга.
Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата.
Календарно-тематическое планирование (6 класс; 102 часа)
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Кол-во часов | Информационное сопровождение | Дата | ||||||||||||||
По плану | Факт. | ||||||||||||||||||
Обследование устной и письменной речи. 6 ч. | |||||||||||||||||||
1 - 3 | Обследование импрессивной речи. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. | 3 | Адаптивная методика логопедической диагностики детей с ОВЗ (УО)
| |||||||||||||||
4. | Обследование связной речи. | Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания | 1 | ||||||||||||||||
5. | Обследование словарного запаса. | Обследование словарного запаса. | 1 | ||||||||||||||||
6. | Обследование грамматического строя речи. Обследование слоговой структуры слова. Обследование чтения и письма | Выявить правильность построения грамматической структуры предложения. Выявить степень владения слоговой структурой. Выявить нарушения чтения и письма. | 1 | ||||||||||||||||
Гласные первого и второго ряда. 12 ч. | |||||||||||||||||||
7 - 8 | Гласные звуки. | Учить детей слышать и выделять гласные второго ряда. | 2 | Схемы гласных звуков, картинный материал. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г. | |||||||||||||||
9 - 10 | Гласные второго ряда. | Вспомнить гласные второго ряда, как они образуются. | 2 | Картинный материал. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г. | |||||||||||||||
11 - 12 | Безударные гласные. | Показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. | 2 | Карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г. | |||||||||||||||
13 - 14 | Дифференциация гласных А-Я. | Развивать фонематический слух, расширять словарный запас. | 2 | Карточки с заданиями, картинки по обобщающей теме «Животные и детёныши». Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г. | |||||||||||||||
15 - 16 | Дифференциация гласных О-Е. | Вырабатывать дифференциацию о-е в словах, предложении. Совершенствовать грамматические формы речи. | 2 | Карточки с заданиями, стихотворный текст, кроссворд. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г. | |||||||||||||||
17 - 18 | Дифференциация гласных У-Ю. | Обогащать лексический запас, развивать фонематический слух. | 2 | Задание по карточкам, кроссворд. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г. | |||||||||||||||
Дифференциация звонких и глухих согласных. 34 ч. | |||||||||||||||||||
19 - 20 | Дифференциация В-Ф в словах. | Развивать слуховую дифференциацию звуков в-ф. развивать фонематический слух. | 2 | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. | |||||||||||||||
21 - 22 | Дифференциация В-Ф в предложении. | Закрепить дифференциацию в-ф в словах, предложении. | 2 | Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. | |||||||||||||||
23 - 24 | Дифференциация З-С в словах. | Развивать умение соотносить звуки з-с с буквами з и с, расширять словарный запас. | 2 | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. | |||||||||||||||
25 - 26 | Дифференциация З-С в предложении. | Развивать фонематический слух, расширять словарный запас. | 2 | Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. | |||||||||||||||
27 - 28 | Дифференциация Ж-Ш в словах. | Развивать слуховую дифференциацию звуков ж-ш. | 2 | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. | |||||||||||||||
29 - 30 | Дифференциация Ж-Ш в предложении. | Совершенствовать грамматический строй речи. | 2 | Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. | |||||||||||||||
31 - 32 | Дифференциация Б-П в словах. | Развивать слуховую дифференциацию звуков б-п. | 2 | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. | |||||||||||||||
33 - 34 | Дифференциация Б-П в предложении. | Развивать фонематическое восприятие. Обогащать словарный запас и грамматические формы речи. | 2 | Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. | |||||||||||||||
35 - 36 | Дифференциация Д-Т в словах. | Развивать умение соотносить звуки д,т с буквами д и т. | 2 | Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды, таблицы. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. | |||||||||||||||
37 - 38 | Дифференциация Д-Т в предложении. | Развивать фонематический слух; вырабатывать дифференциацию д-т в словах, предложении. | 2 | Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. | |||||||||||||||
39 - 40 | Дифференциация Г-К в словах. | Развивать слуховую дифференциацию звуков к и г. Развивать фонематический слух. | 2 | Карточки с заданиями, веера букв, таблицы. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. | |||||||||||||||
41 - 42 | Дифференциация Г-К в предложении. | Развивать фонематический слух; вырабатывать дифференциацию г-к в словах, предложении. | 2 | Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. | |||||||||||||||
43 - 44 | Дифференциация С-Ш в словах. | Формировать умение дифференцировать звуки с-ш. | 2 | Карточки с заданиями, веера букв, таблицы. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. | |||||||||||||||
45 - 46 | Дифференциация С-Ш в предложении. | Расширять словарный запас. Развивать умение дифференцировать с-ш в предложении. | 2 | Веера букв, карточки с заданиями. Схемы предложений. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. | |||||||||||||||
47 - 48 | Дифференциация З-Ж в словах. | Формирование фонематического восприятия; развивать слуховое и речевое внимание. | 2 | Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды, таблицы. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. | |||||||||||||||
49 - 50 | Дифференциация З-Ж в предложении | Развивать фонематический слух. Расширять лексический запас. | 2 | Веера букв, карточки с заданиями. Схемы предложений. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. | |||||||||||||||
51 - 52 | Дифференциация З-Ж в связных текстах. | Закрепить дифференциацию з,ж в связной речи. | 2 | Веера букв, карточки с заданиями. Схемы предложений. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. | |||||||||||||||
Состав слова. 14 ч. | |||||||||||||||||||
53 - 56 | Корень слова. | Упражнять в подборе однокоренных слов. | 4 | Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическаядисграфия». | |||||||||||||||
57 - 61 | Приставка в слове. | Закрепить знания о слогообразующем значении приставки. | 5 | Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическаядисграфия». | |||||||||||||||
62 - 66 | Суффиксы. | Закрепить знания о словообразующем значении суффикса. | 5 | Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическаядисграфия». | |||||||||||||||
Имя прилагательное. 32 ч. | |||||||||||||||||||
67 | Значение имени прилагательного в речи | Отметить значение имени прилагательного в речи | 1 | Карточки с предложениями, кроссворд. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
68 | Имена прилагательные описывают неживой предмет | Закрепить знания по теме «Имя прилагательное» | 1 | Карточки по словообразованию, карточки со словами, карточки с текстом. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
69 | Имена прилагательные описывают живой предмет | Закрепить знания по теме «Имя прилагательное» | 1 | Карточки по словообразованию, карточки со словами, карточки с текстом. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
70 | Имена прилагательные, описывающие живой предмет | Закрепить знания по теме «Имя прилагательное» | 1 | Карточки по словообразованию, карточки со словами, карточки с текстом. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
71 | Имена прилагательные, описывающие окружающий мир | Закрепить знания об имени прилагательном на практическом уровне | 1 | Карточки для индивидуальной работы, опорные вопросы имён прилагательных. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
72 | Близкие и противоположные по значению имена прилагательные | Закрепить знания об имени прилагательном на практическом уровне | 1 | Карточки со словами, карточки с текстом. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
73 | Имена прилагательные, передающие портрет человека | -Учить описывать портрет человека; - расширение словаря. | 1 | Карточки по словообразованию, карточки с текстом. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
74 | Имена прилагательные, передающие характер и чувства человека. | Расширять словарный запас. | 1 | Карточки со словами, карточки с текстом. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
75 | Мужской род имен прилагательных. | Закрепить знания о мужском роде имен прилагательных | 1 | Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
76 | Женский род имен прилагательных. | Закрепить знания о женском роде имен прилагательных | 1 | Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
77 | Женский род имен прилагательных. | Закрепить знания о женском роде имен прилагательных | 1 | Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
78 | Средний род имен прилагательных. | Закрепить знания о среднем роде имен прилагательных | 1 | Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
79 | Средний род имен прилагательных. | Закрепить знания о женском роде имен прилагательных | 1 | Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
80 | Закрепление пройденного материала. | Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. | 1 | Индивидуальные карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
81 | Закрепление пройденного «Что ты знаешь о роде имен прилагательных» | Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. | 1 | Индивидуальные карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
82 | Число имен прилагательных. | Закрепление знании о числе имен прилагательных. | 1 | Карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
83 | Число имен прилагательных. | Закрепление знании о числе имен прилагательных. | 1 | Карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
84 | «Что ты знаешь о роде и числе имен прилагательных?» | Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. | 1 | Карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
85 | Склонение имен прилагательных | Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. | 1 | Карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
86 | Склонение имен прилагательных | Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. | 1 | Индивидуальные карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 | |||||||||||||||
87 | Склонение имен прилагательных среднего рода в единственном числе. | Закрепление знаний на практическом уровне о прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 1 | Картинный материал, карточки с заданиями, Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
88 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | Закрепление знаний на практическом уровне о прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 1 | Картинный материал, карточки с заданиями, Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
89 | «Что ты знаешь о склонении имен прилагательных мужского и среднего рода» | Закрепление полученных знаний о прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
90 | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. | Закрепление знаний на практическом уровне о прилагательных женского рода в единственном числе | 1 | Карточки со словами, предметные картинки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
91 | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. | Закрепление знаний на практическом уровне о прилагательных женского рода в единственном числе | 1 | Карточки со словами, предметные картинки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
92 | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. | Закрепление знаний на практическом уровне о прилагательных женского рода в единственном числе | 1 | Карточки со словами, предметные картинки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
93 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. | Закрепление на практике склонения имен прилагательных во множественном числе. | 1 | Сюжетные картинки., карточки со словами, предметные картинки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
94 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. | Закрепление на практике склонения имен прилагательных во множественном числе. | 1 | Сюжетные картинки., карточки со словами, предметные картинки.Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
95 | Правописание имен прилагательных на -ья-,- ье- | Закрепление на практике знания о правописании имен прилагательных на –ья- -ье-. | 1 | Карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
96 | Правописание имен прилагательных на -ья-,- ье- | Закрепление на практике знания о правописании имен прилагательных на –ья- -ье-. | 1 | Карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
97 | «Что ты знаешь об имени прилагательном?» | Закрепление знаний по теме «Имя прилагательное» | 1 | Карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||||||||||||
98 | Занимательная Логопедия | 1 | Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||||||||||||||
Обследование устной и письменной речи 4 ч. | |||||||||||||||||||
99 | Фронтальное обследование | 1 | Адаптивная методика логопедической диагностики детей с ОВЗ (УО) | ||||||||||||||||
100 | Фронтальное обследование | 1 | |||||||||||||||||
101 | Фронтальное обследование | 1 | |||||||||||||||||
102 | Фронтальное обследование | 1 | |||||||||||||||||
Лист корректировки календарно - тематического планирования
Тема урока | Дата проведения | Количество часов | За счет чего проведена корректировка | ||
По плану | фактически | По плану | фактически | ||
Учебно – методическое обеспечение
- Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей.— М.: 5 за знания, 2005. (Методическая библиотека)
- Чистякова О. В.Ч-68 Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1—4 классов. — СПб.: Из да тельский Дом «Литера», 2015. — 224 с.: ил. — (Серия «Начальная школа»)
- Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.
- Каше,Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
- Ефименко, Л,Н,,Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
- Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
- Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
- Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
- Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
- Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
- Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007
- Карточки со словосочетаниями, предметные картинки, карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Индивидуальные карточки с заданиями, схемы предложения. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
- Схемы для составления предложений, предметные картинки, карточки со словосочетаниями, Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Картинки с изображением действий предметов, таблица с вопросами. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
- Таблица местоимений, таблица вопросов, индивидуальные карточки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
- Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.
- Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос»,
1998 г.
Цифровые образовательные ресурсы:
- http://www.logoped-sfera.ru/category/rubriki/doshkolnaya-logopedicheskaya-sluzhba/konspekty-zanyatij (журнал «ЛОГОПЕД»)
- http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=24&page=1 (Педагогическая библиотека)
- http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com (Сеть творческих учителей)
- httpwww.logoburg.comklubmodulesmydownloadsviewcat.phpcid=2&min=30&orderby=titleA&show=10 («Логобург». сайт для логопедов)
- http://www.den-za-dnem.ru/dates.php?birthday=132&perpage=30&start=120&d=11-3
(Школа день за днем)
- http://www.logopunkt.ru/ (ЛОГОПУНКТ)
- http://www.academy.edu.by/sites/logoped/myach.htm (логопедия по пятницам)
- http://www.sch549.edusite.ru/pechat.html (открытые уроки)
- Презентации к занятиям.