12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария Павловна Колесова1198
Я - школьный логопед, психолог, друг и наставник.
Россия, Алтайский край, Целинный район с. Воеводское
2

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» с учащимися 1 класса


Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Воеводская общеобразовательная школа-интернат»



РАССМОТРЕНО:

Руководитель МО

_____________ Т.М. Коврига

Протокол №1

от___________________

ПРИНЯТО:

на заседании педагогического совета

Протокол №______

от ________________


УТВЕРЖДАЮ:

Директор _______ Горбунова Т.В.


Приказ № ____

от______________












Рабочая программа

коррекционного курса «Логопедические занятия»

с учащимися 1 класса

на 2023 -2024 учебный год



Составитель: Колесова М.П.

учитель – логопед

I квалификационной категории






















Воеводское 2023 г.



СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


1. Паспорт программы______________________________________________стр.3.

2. Пояснительная записка___________________________________________ стр.4.

3. Основные виды организации коррекционно – развивающего процесса____стр.7.

4. Содержание коррекционно – развивающего материала_________________стр.8 - 9.

5. Планируемые результаты освоения обучающимися с интеллектуальными

нарушениями коррекционного курса «Логопедические занятия» на конец 1

класса» _______________________________________________________стр. 10

6. Формирование базовых учебных действий__________________________стр. 11

7. Критерии и нормы оценивания учащихся__________________________стр. 12

8. Календарно – тематическое планирование 1 класса___________________стр.13 – 30

9. Лист корректировки календарно – тематического планирования_______ стр 31

10. Учебно – методическое обеспечение_______________________________стр.32.










































ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Тип программы: адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант1


Статус программы: программа логопедических занятий с учащимися 1 класса образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью).


Назначение программы: для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.


Категория обучающихся: учащиеся 1 класса КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа – интернат».


Сроки освоения программы: 1 год


Объём учебного времени:

В 1 классе - 99 часов;


Форма обучения: очная.


Режим занятий:

3 раза в неделю;


Формы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос, проверка письменных работ.



























Пояснительная записка.


Настоящая рабочая программа групповых логопедических занятий с учащимися 1 класса составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г №1599

Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО вариант 1) Пр.№ 1026 от 24 ноября 2022 г.

Учебного плана КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа-интернат» на 2023 - 2024 учебный год.

Закона Российской Федерации «Об образовании»;

- СанПиН 2.4.3. 3648– 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Пр. № 28 от 28 сентября 2020 г.);




Общая характеристика программы.


Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 и требованиями Закона «Об образовании РФ» о ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью). Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, и, призвана способствовать реализации развивающего потенциала начального общего образования детей с ОВЗ, развитию системы БУД, выступающей основой образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как развития у обучающихся правильной, чёткой, выразительной связной речи, освоения ими конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.

Логопедическая работа в КГБОУ для обучающихся, воспитанников с ОВЗ занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся данной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:

- нарушение звукопроизношения; - недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа; - аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения; - нарушения сложных форм словообразования; - недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- выраженная дислексия; - дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему вцелом, а не только на один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы с данной категорией детей так же являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1 - 4 классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, чтению и письму. А именно примерной программы в предметной области «Язык и речевая практика» в соответствии с ФГОС образования, обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В связи с тем, что нарушения речи у обучающихся в данной школе носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки.


Методологические и теоретические основы программы.

Как и любая программа, коррекционный курс «Логопедические занятия» в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью),имеет под собой методологические и теоретические обоснования.

В качестве одного из таких обоснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- гуманизма;

- вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

- системности;

- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта;

- рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности;

- учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода:

опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

-индивидуально-дифференцированного подхода;

- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

- системного подхода;

- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Не менее важными методологическими обосновами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е Левиной, Р.И.Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурии и А.А Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Учитывая специфику образовательного процесса школы, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С.Я. Рубинштейна, М.С.Певзнера.


Цели и задачи программы


Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.

Основными направлениями логопедической работы является:

диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

диагностика и коррекция лексической стороны речи;

диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;

коррекция нарушений чтения и письма;

расширение представлений об окружающей действительности;

развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).


При обучении детей с речевыми нарушениями следует руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательным учреждением, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:

формирование полноценных произносительных навыков;

развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и ощущений об окружающем мире;

развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);

формирование интереса к родному языку, навыков учебной деятельности;

усвоением приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);

воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение;

употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

По мере продвижения ученика в указанных направлениях на речевом материале осуществляется:

развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к лексическому значению слов;

развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;


формирование и развитие навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.


Основные виды организации коррекционно – развивающего процесса


Коррекция нарушений речи учащихся КГБОУ для обучающихся, воспитанников с ОВЗ, требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане данного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения, по возможности, из обучающихся в одном или двух параллельных классах. Наполняемость групп для логопедических занятий от 1 – 6 обучающихся.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня, в соответствие с режимом. Приоритетной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится 40 минут.


Занятия с группой проводятся:


1 класс - 3 раза в неделю;


Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по письму и развитию речи и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В структуру занятия могут входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

-работа по формированию грамматического строя речи;

- работа над предложением и связной речью;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Методы обучения:

- словесные;

-наглядные;

-практические.

Технологии обучения:

-игровые;

-здоровьесберегающие;

-информационно-коммуникационные;

-проблемно-поисковые;

-личностно-ориентированные;

-технологии разноуровневого и дифференцированного обучения;

-ИКТ.

Количество часов в программе примерное и может варьироваться в зависимости от

речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом программы по русскому языку, возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную

обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в

соответствии с темой программы которая изучается в классе.


Условия реализации программы. Виды и формы контроля:

При реализации данной программы используется формы контроля:

фронтальный и индивидуальный опрос.

Который в свою очередь делится на типы:

-внешний контроль учителя за деятельностью учащихся,

-взаимоконтроль и

-самоконтроль учащихся.

Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.

Методы контроля: устный опрос, проверка письменных работ.

Способы определения результативности:

-тестирование в начале и конце учебного года.


Содержание коррекционно – развивающего материала


Программа состоит из следующих разделов:

-коррекция звукопроизношения;

-коррекция фонематических процессов;

-коррекционная работа на лексическом уровне;

-коррекционная работа не синтаксическом уровне;

-совершенствование связной речи.

Коррекция звукопроизношения состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки гласных, переднеязычных, заднеязычных, свистящих, шипящих звуков, соноров.

Задачей коррекционной работы на фонетическом уровне является устранение

фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и

дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.

Программа включает разделы, направленные на формирование зрительного образа букв, соотнесения букв со звуками, навыков написания графем.

Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.












Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает, в основном, повторение лексической тематики в каждом классе, но на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Курс коррекционно-логопедической работы рассчитан на год и составляет в 1 классе – 99 часов.

Обучающиеся, нарушения речи, которых исправляются раньше окончания срока обучения, выпускаются под наблюдение учителя.



Учебно – тематический план 1 класса


Раздел, тема

Кол-во
часов

1

Обследование, тестирование

6

2

Развитие фонематического восприятия и связной речи

17

3

Звуки и буквы Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии

14

4

Звуки и буквы Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, И, Ж, Бб, Дд, Гг, ь

27

5

Звуки и буквы Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ

35

6

Всего

99


Речь устная и письменная. Учащиеся учатся: участвовать в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчётливо, не торопясь); составлять простые нераспространённые предложения на основе демонстрируемого действия и действия изображённого на картинке; правильно употреблять слова в разговорной речи. Учащиеся знакомятся со словами, обозначающими предметы (название предметов и различение их по вопросам кто? что?). Учатся сравнивать два предмета и определять признаки различия и сходства. Учатся составлять простые распространённые предложения по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему; правильно употреблять формы знакомых слов при ответах на вопросы и составлении предложений. Изучают слова, обозначающие действия.

Звуки и буквы речи. Учащиеся знакомятся с гласными и согласными звуками. Учатся правильно т отчётливо произносить изучаемые звуки; различать их в начале и конце слова; образовывать и читать открытые и закрытые слоги, сравнивать их; списывать с классной доски, прочитанные и разобранные слова, состоящие из двух слогов; составлять из букв разрезной азбуки слова из трёх-четырёх букв с последующей записью. Повторение учащимися гласных и согласных звуков, их различение. Продолжают знакомство с ударными и безударными гласными; с постановкой знака ударения. Знакомятся со звонкими и глухими согласными, артикуляторно сходными, свистящими и шипящими, аффрикатами, их различением на слух и в произношении; с обозначением мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Учатся писать слова с этими согласными. Узнают о твёрдых и мягких согласных; об их различии на слух и в произношении.







Планируемые результаты освоения обучающимися коррекционного курса «Логопедические занятия»  на конец 1 класса

    Основные задачи коррекционного курса «Логопедические занятия»:

формирование полноценных произносительных навыков;

развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и ощущений об окружающем мире;

развитие и совершенствование грамматического строя речи.

развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);

формирование интереса к родному языку, навыков учебной деятельности;

усвоением приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);

употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

формирование письменной речи и коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

    В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП (вариант 1) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.  

Минимальный уровень:

определять на слух неречевые звуки, назвать источник звука с опорой на наглядный материал;

знать названия органов артикуляции;

знать, что каждый звук имеет букву;

называть отличия гласных и согласных звуков;

правильно обозначать звуки буквами;

делить слова на слоги с опорой на наглядный материал;

подбирать обобщающее понятие к группе предметов с опорой на наглядный материал;

списывать по слогам с рукописного и печатного текста.

Достаточный уровень:

знать названия органов артикуляции;

знать артикуляторные и акустические признаки гласных и согласных звуков;

знать, что каждый звук имеет букву;

определять на слух неречевые звуки, назвать источник звука;

знать название букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков, роль звуков в различении слов;

делить слова на слоги;

правильно употреблять разделительный мягкий знак в словах;

подбирать обобщающие понятие к группе предметов;

дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;

писать под диктовку слоги и простые слова.









Формирование базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин и коррекционных курсов. Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Состав базовых учебных действий:

Личностные БУД:

определять и высказывать под руководством логопеда самые простые общие для всех людей правила поведения;

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные БУД:

входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

пользоваться учебной мебелью;

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);

работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

передвигаться по школе, находить свой класс, кабинет логопеда;

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные БУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

наблюдать;

Коммуникативные БУД:

слушать и понимать речь других;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации.








Критерии и нормы оценивания учащихся


В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Система оценивания является безотметочной, в то же время учитель-логопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.

Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.

Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок.

Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга.

Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).

В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.

Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата.

Календарно-тематическое планирование 1 класс


Тема

Кол-во

часов

Сроки

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные


Личностные

план

Факт

Обследование, тестирование (3 часа)

1 -3

Обследование знаний и умений учащихся

3







Регулятивные: владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: осознают границы своего знания и «незнания»

Развитие фонематического восприятия и связной речи (17 часов)

4.

Рассказывание сказки «Три медведя». Исключение четвертого лишнего по признаку формы.

1



Умение рассказывать сказку с опорой на наглядность и иллюстрации.

Коррекция мышления, речи на основе подбора слов к картинке в точном соответствии с количеством условно-графических изображений.

Познавательные УУД:

анализ, синтез, сравнение

использование знаково-символических средств.

Личностное переживание

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей,

нравственно-эстетическое оценивание , оценка

Регулятивные УУД:

- организовать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

5.

Рассказывание сказки «Репка».

1



Умение рассказывать сказку с опорой на иллюстрации и вопросы учителя. графических изображений.

. Коррекция речи, мышления на основе подбора слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-

6.

Рассказывание сказки «Теремок»

1



Умение рассказывать сказку с с опорой на иллюстрации и вопросы учителя.

Коррекция речи, мышления на основе «чтения» условно-графической записи слов по порядку и вразбивку.

7.

Составление рассказа по картинке на тему: «Домашние детеныши и их животные»

1



Умение составить рассказ по картине.

Коррекция речи, мышления на основе подбора слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений

Познавательные УУД:

анализ, синтез, сравнение

использование знаково-символических средств.

Личностное переживание

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей,

нравственно-эстетическое оценивание , оценка

Регулятивные УУД:

- организовать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

8.

Составление предложений из двух слов.

1



Умение составить предложения из двух слов, их чтение и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической записи.

Коррекция речи, мышления на основе работы по картине в точном соответствии с количеством условно-графических изображений.

Познавательные УУД:

анализ, синтез, сравнение

использование знаково-символических средств.

Личностное переживание

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей,

нравственно-эстетическое оценивание , оценка

Регулятивные УУД:

- организовать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

9.

Составление предложений из трех слов.

1



Умение составить предложения из трех слов с опорой на картинку.

Коррекция мышления, речи посредством работы со схемами предложений.

10.

Деление слов на слоги. Беседа на тему «У нас соревнования»

1



Умение делить слово на слоги.

Коррекция фонематического слуха на основе определения количества слогов в слове.

11.

Беседа на тему «В магазине «Овощи и фрукты»

1



Умение делить слово на слоги.

Коррекция мышления на основе деления слов на слоги записи и «чтения» условно-графических схем слов.

12.

Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зернышко»

1



Коррекция речи на основе рассказывания сказки с опорой на иллюстрации.

13.

Определение места звука [а] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.

1



Умение определять место звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи.

Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове.

14.

Определение места звука [у] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.

1



Умение определять место звука в слове

Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи.

Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове.

15.

Определение места звука [о] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.

1



Умение определять место звука в слове

Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи.

Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове.

16.

Определение места звука [м] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.

1



Умение определять место звука в слове

Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи.

Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме.

17.

Определение места звука [с] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.

1



Умение определять место звука в слове

Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи.

Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме.

18.

Определение места звука [н] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.

1





Умение определять место звука в слове

Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи.

Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме.

19.

Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки.

1



Умение определить первый звук в слове. Умение составить предложения с опорой на условно-графическую запись.

Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме, сопоставлении оппозиционных звуков

20.

Рассказывание сказки «Заячья избушка». Составление предложений по картинкам.

1



Умение составить предложения по картинкам.

Коррекция фонематического восприятия, мышления на основе анализа условно-графической записи слов и предложений.

Звуки и буквы Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии (14 часов)

21.

Звук и буква Аа.

1



Закрепить знания о звуке и букве Аа.

Коррекция фонематического восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделением его из потока речи.

Познавательные: планируют учебные

действия, используют различные способы поиска информации.


Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания


Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

.

22.

Звук и буква Уу.

1



Закрепить знания о звуке и букве Уу.

Коррекция навыков произвольной деятельности путем участия в диалоге, выполнения инструкций учителя.

23.

Чтение слов ау, уа.

1



Умение составления и чтения слоговых структур из букв разрезной азбуки.

Коррекция мыслительной деятельности, памяти посредством работы с дид. материалом.

24.

Звук и буква Мм.

1



Закрепить знания о звуке и букве Мм.

Развитие фонематического восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи.

25.

Звук и буква Оо.

1



Закрепить знания о звуке и букве Оо.

Коррекция фонетического слуха на основе работы с гласным звуком [о].

26.

Звук и буква Хх

1



Закрепить знания о звуке и букве Хх.

Коррекция фонематического восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов .

27.

Звук и буква Сс.

Чтение слов, предложений с изученными буквами.

1



Закрепить знания о звуке и букве Сс.

Коррекция фонематического восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. Развитие речи на основе построения рассказа по картинке.

28.

Звук и буква Нн.

1



Закрепить знания о звуке и букве Нн.

Коррекция фонематического восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи.

Познавательные: планируют учебные

действия, используют различные способы поиска информации.


Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания


Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.


29.

Звук и буква ы.

Чтение слогов и предложений с

буквой ы.

1



Закрепить знания о звуке и букве ы.

Коррекция зрительной и речедвигательной памяти на основе неоднократного чтения слоговых структур. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква».

30.

Звук и буква Лл.

1



Закрепить знания о звуке и букве Лл.

Коррекция фонематического восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи.

Познавательные: планируют учебные

действия, используют различные способы поиска информации.


Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания


Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.


31.

Звук и буква Вв.

1



Закрепить знания о звуке и букве Вв.

Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква».

Коррекция фонематического восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи.

32.

Звук и буква Ии.

1



Закрепить знания о звуке и букве Ии.

Коррекция фонематического восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделением его из потока речи.Формировать навык звуко- буквенногоанализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква».

33.

Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ии.

1



Уметь читать слова и предложения с буквой Ии.

Коррекция произвольной деятельности на основе участия в диалоге, выполнения инструкций учителя.

34.

Закрепление изученного.

1



Закрепить и повторить изученные буквы и звуки.

Коррекция памяти, мышления на основе работы со слоговыми структурами, предложениями, предметными и сюжетными картинками учебника.


Звуки и буквы Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, И, Ж, Бб, Дд, Гг, ь;(27 часов)


35.

Звук и буква Шш.

1



Закрепить знания о звуке и букве Шш.

Коррекция фонематического восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи.


Познавательные: планируют учебные

действия, используют различные способы поиска информации.


Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания


Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.




36.

Чтение двусложных слов с буквой ш.

1



Уметь читать слоговые структуры и предложения с изученными буквами.

Коррекция речи на основе выбора соответствующего темпа и ритма речи.

37.

Чтение слогов и слов с сочетанием ШИ.

1



Уметь читать слог ши.

Коррекция фонетического слуха, мышления.

38.

Звук и буква Пп.

1



Закрепить знания о звуке и букве Пп.

Коррекция фонематического восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи.

39.

Составление чтение двусложных трехсложных слов.

1



Уметь читать слова, предложения.

Коррекция мышления на основе соотношения слов со схемами. Коррекция речи при составлении предложений.

40.

Звук и буква Тт.

1



Закрепить знания о звуке и букве Тт.

Коррекция фонематического восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква».

41.

Звук и буква Кк.

1



Закрепить знания о звуке и букве Кк.

Коррекция фонематического восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов .

Познавательные: планируют учебные

действия, используют различные способы поиска информации.


Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания


Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.


42.

Чтение слогов и слов с буквой Кк.

1



Уметь читать слоговые структуры, составлять предложения.

Коррекция мышления на основе работы со словами вида один-много.

43.

Звук и буква Зз.

1



Закрепить знания о звуке и букве Зз.

Коррекция артикуляции на основе чтения чистоговорок.

44.

Развитие письменной речи, посредством чтения пар слов типа «лил -залил»

1



Умение читать пары слов-действий. Составление с ними предложений.

Коррекция памяти на основе работы с сюжетными картинками.

Познавательные: планируют учебные

действия, используют различные способы поиска информации.


Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания


Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.


45.

Дифференциация С-З.

1



Дифференцировать звуки З-С.

Коррекция фонематического восприятия и фонетического слуха на основе работы со сходными по звучанию звуками.

46.

Звук и буква Рр.

1




Закрепить знания о звуке и букве Рр..

Коррекция фонематического восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов .

47.

Дифференциация Р-Л.

1



Дифференцировать звуки Р-Л.

Коррекция фонематического восприятия на основе работы по дифференциации звуков.

48.

Звук и буква й.

1



Закрепить знания о звуке и букве й.

Коррекция фонематического восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов

49.

Дифференциация и-й.

1



Дифференцировать звуки и-й.

Коррекция фонематического восприятия на основе работы с данными звуками.

Познавательные: планируют учебные

действия, используют различные способы поиска информации.

Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания


Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.


50.

Звук и буква Жж.

1



Закрепить знания о звуке и букве Жж.

Коррекция фонематического восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов .

51.

Дифференциация Ж-Ш.

1



ДфференцироватьзвукиЖ-Ш. Коррекция фонематического восприятия на основе работы по дифференциации звуков.

52.

Сочетания Жи-Ши.

1



Умение сочетатьжи-ши.

Коррекция внимания при чтении соответствующих сочетаний.

53.

Звук и буква Бб.

1



Закрепить знания о звуке и букве Бб.

Коррекция фонематического восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов .

54.

Развитие письменной речи, посредством чтения слов и предложений с буквой Бб.

1



Читать слова с изученными буквами.

Коррекция речи на основе выбора соответствующего темпа и ритма речи.

55.

Дифференциация Б-П.

1



Дифференцировать звуки Б-П.

Коррекция фонематического восприятия на основе работы по дифференциации звуков.

56.

Звук и буква Дд.

1



Закрепить знания о звуке и букве Дд.

Коррекция фонематического восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов .

57.

Дифференциация Д-Т.

1



Дифференцировать звуки Д-Т..

Коррекция фонематического восприятия на основе работы по дифференциации звуков.

58.

Звук и буква Гг.

1



Закрепить знания о звуке и букве Гг.

Коррекция фонематического восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов .

59.

Дифференциация Г-К.

1



Дифференцировать звуки Г-К.

Коррекция фонематического восприятия на основе работы по дифференциации звуков.

60.

Буква ь – показатель мягкости согласных звуков.

1



Знать ь – как показателе мягкости согласных звуков.

Коррекция фонетического слуха при чтении слов с ь

61.

Различение на слух в произношении и при чтении слов с твердыми и мягкими согласными.

1



Читать слоги и слова с мягкими и твердыми согласными на конце слов.

Коррекция мышления, фонетического слуха при работе со слоговыми структурами.

Звуки и буквы Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.(35 часов)


62.

Звук и буква Ее.


1



Умение выделять звук, уточнение артикуляции звука,определение места звука в слове

Уметь четко произносить звук [е]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове.

Познавательные: планируют учебные

действия, используют различные способы поиска информации.


Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания


Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.


63.

Буква Е – показатель мягкости согласного звука. Чтение текста «В лесу».

1



Знать о букве е, как о показателе мягкости согласных звуков.

Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами. Формировать навык работы с текстовым материалом учебника. Коррекция выразительности речи при работе с интонацией при чтении текста

64.

Упражнение в дополнении предложений.

1



Умение дополнять предложения.

Коррекция мыслительной деятельности при дополнении предложений подходящими по смыслу словами.


Познавательные: планируют учебные

действия, используют различные способы поиска информации.


Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания


Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.


65.

Звук и буква Яя.

1



Закрепить знания о звуке и букве Я в начале слова..

Коррекция речи, мышления на основе работы с текстовым материалом учебника

66.

Буква Я – показатель мягкости согласного звука. Чтение текста «Наш хор».

1



Закрепить знания о звуке и букве Я – показателем мягкости согласных звуков.

Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами. Формировать навык чтения текста с изученными буквами. Коррекция мыслительной деятельности на основе поиска соответствия предложения схеме.

67.

Дифференциация слогов с твердыми и мягкими согласными.

1



Выделять буквы на письме, соотнесение звука и буквы в слове.

Уметь графически выделять букву в слоге, слове; соотносить звук с буквой.

68.

Звук и буква Юю.

1



Читать слоги с твердыми и мягкими согласными.

Коррекция фонематического восприятия, мышления при чтении слогов и слов с оппозиционными звуками

69.

Буква ю – показатель мягкости согласного звука.

1



Закрепить знания о звуке и букве Ю. Формировать навык чтения слов с буквой ю в начале слова и после гласной.

Коррекция речи, мышления на основе работы с текстовым материалом учебника

70.

Дифференциация слогов с твердыми и мягкими согласными.

1



Читать слоги с твердыми и мягкими согласными.

Коррекция фонематического восприятия, мышления при чтении слогов и слов с гласными У-Ю.

Познавательные: планируют учебные

действия, используют различные способы поиска информации.

Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания


Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.


71.

Звук и буква Ёё.

1



Закрепить знания о звуке и букве Ё в начале слова.

Коррекция фонетического слуха на основе работы с текстовым материалом учебника

72.

Буква Ё – показатель мягкости согласного звука.

1



Закрепить знания о звуке и букве Ё, как показателя мягкости согласных звуков.

Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами.

73.

Развитие письменной речи, посредством чтения слоговых таблиц, скороговорок.

1



Читать слоговые таблицы, скороговороки с изученными буквами.

Коррекция фонетического слуха, речи на основе работы с таблицей оппозиционных слогов, чистоговорок.

Познавательные: планируют учебные

действия, используют различные способы поиска информации.


Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания


Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

Познавательные: планируют учебные

действия, используют различные способы поиска информации.


Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания


Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.


74-75

Звук и буква Чч.

2



Знать букву и звук Чч.

Коррекция фонематического восприятия на основе работы с согласным шипящим звуком, чтении таблицы прямых и обратных слогов.

76.

Развитие письменной речи, посредством чтения сочетаний Ча-Чу, слов, предложений с ними. Чтение сказки «Хитрая лисичка»

1



Закрепить знания о правописании ча - чу.

Коррекция фонетического слуха , памяти на основе работы с данными сочетаниями, чтением и заучиванием скороговорок.

77-78.

Дифференциация слов по вопросам Кто? Что?

Закрепление изученного.

2



Закрепить знания о вопросах кто? и что?

Коррекция мышления на основе дифференциации предметов по вопросам.

79-80.

Звук и буква Фф.

Чтение текста «Лесная школа»

2



Закрепить знания о звуке и букве Фф.

Коррекция фонематического восприятия на основе работы с согласным звуком, чтением слогов





81-82.

Развитие письменной речи, посредством, составления и чтения предложений, чистоговорок с изученными буквами.

2



Читать слова и предложения с изученными буквами.

Коррекция речи на основе работы с чистоговорками, скороговорками.


83-84-85

Дифференциация В-Ф.

Чтение слогов со стечением согласных.

3



Дифференцировать звуки В-Ф.

Коррекция речи на основе работы по таблицам с оппозиционными звуками, чтении слогов и слов со стечением согласных


86.

Звук и буква Цц.

1



Знать звук и букву Цц.

Коррекция фонематического восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении таблицы прямых и обратных слогов .

Познавательные: планируют учебные

действия, используют различные способы поиска информации.


Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания


Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

Познавательные: планируют учебные

действия, используют различные способы поиска информации.


Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания


Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.


87.

Дифференциация С-Ц.

Чтение текста «Аленький цветочек».

1



Дифференцировать звуки С-Ц.

Коррекция речи на основе работы по таблицам с оппозиционными звуками. Развитие речи на основе работы с текстом.

88.

Звук и буква Ээ.

1



Знать звук и букву Ээ. Читать слова с буквой Ээ в начале слова и после гласной.

Развитие фонематического восприятия. Развитие письменной речи.

89

Звук и буква Щщ.

1



Знать звук и букву Щщ.

Коррекция фонематического восприятия на основе работы с согласным звуком, чтения таблицы прямых и обратных слогов.

90-91-92

Сочетания Ча-Ща, Чу-Щу.


3



Читать слова с сочетаниями Ча-Ща, Чу-Щу.

Коррекция фонематического восприятия на основе чтения оппозиционных слогов и слов с ними.

93-94

Буква ъ. различение слогов с ъ и без него.

2



Читать слоги с ъ.

Коррекция мыслительной деятельности и фонематического восприятия на основе работы со схемами предложений.


95

Чтение слов с ъ и ь. Разделительный ъ и ь.

1



Читать слова с ъ ь.

Коррекция фонематического восприятия и речи на основе работы с ъ и ь.

Познавательные: планируют учебные

действия, используют различные способы поиска информации.

Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания


Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.


96

Закрепление изученного.

1



Умение работать с текстовым материалом учебника.

Коррекция фонематического восприятия на основе работы с таблицами оппозиционных звуков, гласными и согласными буквами и звуками.

Итоговая диагностика письменной и устной речи (3 часа)

97- 99

Обследование устной и письменной речи учащихся по итогам года.

3




Регулятивные: владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: осознают границы своего знания и «незнания»







Лист корректировки календарно - тематического планирования

Тема урока

Дата проведения

Количество часов

За счет чего проведена корректировка

По плану

фактически

По плану

фактически










































































































Учебно – методическое обеспечение

Н.В. Жукова /Букварь,- М: Эксмо, 2018 - 96 с.

Н.В. Жукова Уроки чистописания и грамотности: обучающие прописи- М.: Эксмо, 2011- 120 с.

Т.В. Астахова/Формирование графо – моторных навыков у младших школьников: пособие для учителей начальных классов и логопедов- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 – 192 с.

Логопедия под ред. Л.С. Волковой-М.: «Просвещение», 1989.

Т.Г. Филичева, Н.А. Чевелёва, Т.В. Чиркина. Основы логопедии.-М.:«Просвещение», 1989.

. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: «Владос»,

1999.

Л.Н. Ефименкова, Н.Н. Садовникова. Формирование связной речи у детей

олигофренов.- М.: «Просвещение»,1970

А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в

1-4 классах вспомогательной школы.- М.: «Просвещение», 1987.

Е.Ф.Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у

школьников.- М.: «Просвещение», 2014.

Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных

классов. – М.: «Просвещение», 1991.

Логопедическая гимнастика.- СПб.: «Детство», 1999.

Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика.- М.: «Эксмо», 2003.

Г.А.Каше, Р.И. Шуйфер, Н.А. Никашина, Э.А. Евлахова. Исправление

недостатков произношения, чтения и письма учащихся.- М., 2006.

М.М. Безруких, С.П. Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими

трудности при обучению письму.- Тула, 1997.

М.Ю. Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими

школьниками.- Волгоград: «Панорама», 2007.


Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.logoped-sfera.ru/category/rubriki/doshkolnaya-logopedicheskaya-sluzhba/konspekty-zanyatij (журнал «ЛОГОПЕД»)

http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=24&page=1 (Педагогическая библиотека)

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com (Сеть творческих учителей)

httpwww.logoburg.comklubmodulesmydownloadsviewcat.phpcid=2&min=30&orderby=titleA&show=10 («Логобург». сайт для логопедов)

http://www.den-za-dnem.ru/dates.php?birthday=132&perpage=30&start=120&d=11-3(Школа день за днем)

http://www.logopunkt.ru/ (ЛОГОПУНКТ)

http://www.academy.edu.by/sites/logoped/myach.htm (логопедия по пятницам)

http://www.sch549.edusite.ru/pechat.html (открытые уроки)







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.