12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пусикова Наталья Александровна84
0

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ» (СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ). 8 класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

«РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ»

(СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа обязательного коррекционно-развивающего курса «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., № 64101) (далее  ФГОС ООО), предусматривающего Программу коррекционной работы как обязательного структурного компонента адаптированных основных образовательных программ основного общего образования, содержания Программы коррекционной работы в ПАООП ООО (вариант 2.2.1).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

Одной из основных особых образовательных потребностей слабослышащих обучающихся является овладение устной речи основным способом общения между людьми, орудием мышления. Формирование устной речи способствует наиболее полноценному личностному развитию обучающихся, достижения планируемых результатов основного общего образования, их социальной адаптации, включая взаимодействие со слышащими сверстниками и взрослыми при использовании устной коммуникации в условиях расширяющихся у подростков социокультурных и познавательных интересов, более свободному выбору профессии, в дальнейшем профессиональному обучению в образовательных организациях среднего и высшего образования, трудоустройству. Это имеет важное значение для наиболее полноценной реализации слабослышащими людьми их гражданских прав и обязанностей, качественной жизнедеятельности в социуме.

Необходимым условием овладения устной речью слабослышащими обучающимися является развитие у них восприятия и воспроизведения устной речи. В ПАООП ООО (вариант 2.2.1) предусмотрено, что развитие слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, ее произносительной стороны осуществляется в ходе всего образовательно-коррекционного процесса в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды при постоянном пользовании обучающимися в учебной деятельности звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования и/или индивидуальными слуховыми аппаратами (с учетом аудиолого -педагогических рекомендаций), во внеурочной деятельности – индивидуальными слуховыми аппаратами.

Важность овладения слабослышащими обучающимися восприятием и воспроизведением устной речи как одной из их особых образовательных потребностей и, одновременно. сложность решения данных задач, обусловленная нарушением слуха, явились основанием для введения во внеурочную деятельность обязательного коррекционно-развивающего курса по Программе коррекционной работы «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи».

Ценностные ориентиры обязательного коррекционно-развивающего курса «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» на уровне основного общего образования связаны с достижением слабослышащими обучающимися свободного слухозрительного восприятия устной речи, развития речевого слуха, внятной и членораздельной речи, естественной по звучанию (при пользовании ими индивидуальными слуховыми аппаратами). Это способствует овладению обучающимися устной речью и ее активному использованию в процессе учебной и внеурочной деятельности, в том числе при взаимодействии со слышащими сверстниками. В процессе обучения восприятию и воспроизведению устной речи у обучающихся целенаправленно развиваются личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия, что является важным условий качественного образования. На занятиях «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» у обучающихся закрепляются умения строить логичные и грамотные устные высказывания при реализации во внятной и естественной по звучанию речи произносительных возможностей. При выполнении заданий, связанных с развитием восприятия и воспроизведения устной речи, обучающиеся реализуют сформированные навыки речевого поведения, устной коммуникации.

Основные направления коррекционно-развивающей работы на занятиях «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи включают:

развитие восприятия устной речи (речевого слуха и слухозрительного восприятия устной речи при использовании индивидуальных слуховых аппаратов, а также восприятия речи на слух без использования индивидуальных слуховых аппаратов),

развитие произносительной стороны речи.

Время, отведенное на работу по данным направлениям, распределяется равномерно в течение учебной недели: половина времени отводится на работу по развитию восприятия устной речи, половина времени – на работу по развитию произносительной стороны речи. При этом, в процессе развития слухового и слухозрительного восприятия устной речи, обучающиеся систематически и целенаправленно побуждаются к наиболее полной реализации произносительных возможностей, внятной и естественной по звучанию речи; в процессе обучения произношению они учатся воспринимать на слух фразы, слова, словосочетания и тексты, а также слоги, слогосочетания и некоторые отдельные звуки, элементы интонации, над которыми ведется работа.

Речевой материал, используемый в процессе развития восприятия устной речи у обучающихся на занятиях коррекционно-развивающего курса «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи», планируется с учётом необходимости им для устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности; в процесс обучения наряду со знакомом лексикой постепенно вводится и незнакомый по значению речевой материал, смысл которого обучающиеся учатся понимать из контекста. Речевой материал для работы над произношением обучающихся отбирается с учетом знакомости и необходимости им в общении, а также с учётом фонетического принципа. В примерные рабочие программы включен речевой материал, связанный с темами «Моя страна (мой город и др.)», «Новости в стране (за рубежом, в городе, школе и др.)», «Общаемся в школе (дома, в транспорте, в поликлинике, в театре и др.), «Я и мои друзья (моя семья)», «Здоровый образ жизни», «Отдых, развлечения», «Мировая художественная культура», «Природа и человек», «Человек в городе», «Жизнь без опасностей», «Великие открытия», «Настоящий друг», «Отношения в семье», «Вежливость», «Права и обязанности граждан», «Права и обязанности лиц с нарушениями слуха», «Деловые документы», а также «Изучаем школьные предметы (тематическая и терминологическая лексика общеобразовательных дисциплин; лексика по организации учебной деятельности)». Речевой материал, связанный с темой «Изучаем школьные предметы», включается в каждое занятие с учётом планируемых результатов по развитию восприятия и воспроизведения устной речи, определяется совместно с учителями-предметниками с учётом его знакомости обучающимся и необходимости для достижения планируемых результатов учебных предметов.

Занятия по коррекционно-развивающему курсу «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» планирует и проводит учитель-дефектолог (сурдопедагог).

Рабочая программа разрабатывается учителем-дефектологом (сурдопедагогом) для каждого обучающегося на основе примерной рабочей программы с учетом данных специализированного обследования речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, произносительной стороны речи (стартовой диагностики на начало обучения в 5 классе на уровне основного общего образования, систематического мониторинга результатов развития восприятия и воспроизведения устной речи, проводимого в конце каждого полугодия, а также повторного обследования произносительной стороны речи обучающихся на начало каждого учебного года); по результатам текущего контроля и мониторинга развития речевого слуха слухозрительного восприятия устной речи, произносительной стороны речи может проводится корректировка тематического планирования.

Учитель-дефектолог (сурдопедагог), реализующий коррекционно-развивающий курс «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи», должен ознакомиться с медицинской документацией обучающихся о состоянии слуха и слухопротезировании, ежегодно проводить опрос каждого обучающегося и его родителей (законных представителей), учителей и воспитателей о пользовании обучающимся индивидуальными слуховыми аппаратами, а также проводить педагогическую проверку настройки индивидуальных слуховых аппаратов; при необходимости, рекомендовать уточнение их режима работы врачом-сурдологом на основе сетевого взаимодействия с организацией здравоохранения.

Пользование обучающимся звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования также должно быть под постоянным контролем учителя-дефектолога (сурдопедагога), реализующего коррекционно-развивающий курс «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи», что предполагает совместное с врачом-сурдологом (на основе сетевого взаимодействия с организацией здравоохранения) определение режима работы для каждого обучающегося; при проведении уроков контроль за правильным пользованием обучающимися звукоусиливающей аппаратурой осуществляют учителя – предметники, во внеурочной деятельности – воспитатели.

При организации образовательно-коррекционной работы реализуются принципы здоровьесбережения обучающихся (в том числе предусматривается соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм, профилактика психофизических перегрузок и др.), создания деловой и эмоционально позитивной атмосферы, способствующей качественному образованию.

Занятия по коррекционно-развивающему курсу «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» проводятся в специальном кабинете, оборудованном зеркалом (для работы над произношением), компьютером, визуальными приборами, специализированными компьютерными программами, необходимым дидактическим материалом, наборами зондов и др. На занятиях работа по развитию у обучающихся слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны осуществляется при пользовании ими индивидуальными слуховыми аппаратами; работа по развитию речевого слуха у слабослышащих обучающихся включает два направления – восприятие на слух речевого материала использованием индивидуальных слуховых аппаратов, восприятие на слух речевого материала без аппаратов.


ЦЕЛИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

Целью коррекционно-развивающего курса «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» является развитие у слабослышащих обучающихся слухозрительного восприятия устной речи (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов), речевого слуха (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без аппаратов), внятной и членораздельной речи, естественной по звучанию, а также личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, способствующих достижению обучающимися планируемых результатов данного курса, основного общего образования в целом.

Коррекционно-развивающий курс «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» направлен на решение следующих задач:

Развитие восприятия устной речи:

Развитие речевого слуха (при пользовании обучающимися индивидуальными слуховыми аппаратами):

восприятие на слух текстов разговорного, учебно-научного, научно-справочного, официально-делового, публицистического и художественного стилей адаптированных и неадаптированных текстов монологического характера, различных функционально-смысловых типов повествование, рассуждение, описание (бытовое, пейзажное, портретное), а также диалогов и полилогов (при постепенном увеличении объема тестов, усложнении лексического состава, грамматической структуры с учётом слухоречевого развития каждого обучающегося), коротких монологических высказываний и микродиалогов;

распознавание1 на слух фраз при постепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава, грамматической структуры с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося, а также коротких фраз, слов и словосочетаний (в том числе, близких по звучанию, отличающихся несколькими звуками или одним звуком гласным или согласным, в разных частях слова, а также слов с разными предлогами), опознавание новых фраз, слов и словосочетаний в сочетании со знакомыми по звучанию,

восприятие на слух речевого материала в разных акустических условиях при предъявлении учителем текстов, отдельных фраз, слов и словосочетаний голосом разговорной громкости на расстоянии, естественном для устной коммуникации собеседников (1,5–2 м), и при увеличении расстояния (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); при предъявлении учителем шепотом фраз, слов и словосочетаний (при увеличении расстояния с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); при предъявлении учителем речевого материала голосом разговорной громкости в условиях относительной тишины в помещении и на фоне различных шумов и неречевых звучаний, разговора двух и более людей, музыки и др. (в аудиозаписи); при предъявлении разными дикторами2 в естественных условиях коммуникации, а также в аудиозаписи, по телефону; при предъявлении в разном темпе - в нормальном и умеренно – быстром;

при затруднении в восприятии на слух устной речи реализация умений вероятностного прогнозирования речевой информации (с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст), уточнение информации с помощью вопросов;

в связи с восприятием речевого материала логичные и грамотные речевые высказывания при реализации произносительных возможностей;

восприятие на слух отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок.

Развитие речевого слуха (без слуховых аппаратов):

распознавание на слух речевого материала фраз (при усложнении лексического состава и грамматической структуры), слов и словосочетаний, в разных акустических условиях (в зависимости от состояния слуха и индивидуальных особенностей развития речевого слуха обучающихся): при бинауральном восприятии и восприятии на каждое ухо (при маскировке звука с противоположной стороны); при предъявлении учителем голосом разговорной громкости / шепотом (при увеличении расстояния); опознавание нового речевого материала в сочетании со знакомым по звучанию;

при затруднении в восприятии на слух устной речи реализация умений вероятностного прогнозирования речевой информации (с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст), уточнение информации с помощью вопросов;

в связи с восприятием речевого материала логичные и грамотные речевые высказывания при реализации произносительных возможностей;

Развитие слухозрительного восприятия (при пользовании обучающимися индивидуальными слуховыми аппаратами):

слухозрительное восприятие текстов разговорного, учебно-научного, научно-справочного, официально-делового, публицистического и художественного стилей адаптированных и неадаптированных текстов монологического характера, различных функционально-смысловых типов повествование, рассуждение, описание (бытовое, пейзажное, портретное), а также диалогов и полилогов (при постепенном увеличении объема тестов, усложнении лексического состава, грамматической структуры с учетом слухоречевого развития каждого обучающегося), коротких монологических высказываний и микродиалогов;

распознавание фраз при постепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава, грамматической структуры с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося, а также коротких фраз, слов и словосочетаний, в том числе, близких по звучанию, опознавание новых фраз, слов и словосочетаний в сочетании со знакомыми по звучанию,

восприятие речевого материала в разных акустических условиях - при предъявлении учителем речевого материала в условиях относительной тишины в помещении и на фоне различных шумов и неречевых звучаний, разговора двух и более людей, музыки и др. (в аудиозаписи); при предъявлении в разном темпе - в нормальном и умеренно – быстром; при предъявлении разными дикторами в естественных условиях коммуникации, а также при использовании видеоматериалов;

при затруднении в слухозрительном восприятии устной речи реализация умений вероятностного прогнозирования речевой информации (с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст), уточнение информации с помощью вопросов;

в связи с восприятием речевого материала логичные и грамотные речевые высказывания при реализации произносительных возможностей;

восприятие отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок.

2. Развитие у обучающихся внятной, членораздельной и естественной по звучанию речи (при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами):

закрепление умений правильного пользования речевым дыханием произнесение слов слитно, коротких фраз слитно, деление длинных фраз на смысловые синтагмы;

закрепление нормального звучания голоса, модуляций голоса по силе и высоте; воспроизведение речевого материала нормальным голосом, громким и тихим с учётом условий коммуникации – расстояния от собеседников, требований соблюдения тишины, выступления перед аудиторией и др.; реализация сформированных модуляций голоса по силе и высоте при воспроизведении ритмико-мелодической структуры речи; при необходимости, коррекция нарушений голоса;

закрепление нормального темпа речи;

закрепление правильного воспроизведения звуковой структуры речи, в том числе дифференцированного воспроизведения родственных по артикуляции гласных и согласных звуков, слитного произнесения сочетаний согласных звуков в одном слове и на стыке слов; при необходимости, коррекция нарушений звукового состава речи;

произнесение слов в нормальном темпе, слитно, выделяя ударение, соблюдая звуковой состав, орфоэпические нормы;

произнесение фраз внятно и достаточно естественно, реализуя возможности воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, в том числе в нормальном темпе, слитно или деля паузами на смысловые синтагмы, выделяя логическое и синтагматическое ударения, передавая мелодическую структуру фраз;

знание орфоэпических правил, их применение при чтении и в самостоятельных устных высказываниях;

восприятие на слух отрабатываемых в произношении элементов речи;

использование усвоенных приемов самоконтроля за различными сторонами произношения; краткое словесное определение используемых приемов самоконтроля;

оценивание собственных речевых действий; внесение соответствующих коррективов в их выполнение (с опорой на самоконтроль, применение визуальных приборов и специализированных компьютерных программ);

воспроизведение отработанного речевого материала внятно и естественно;

достижение внятной и естественной по звучанию самостоятельной речи;

соблюдение естественной манеры речи; использование в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств (соответствующей мимики лица, позы, пластики и др.);

реализация произносительных навыков в технике чтения;

восприятие на слух отрабатываемых в произношении элементов речи;

при необходимости, проведение целенаправленной работы по коррекции нарушений произношения.

3. Развитие у обучающихся универсальных учебных действий.

Развитие личностных универсальных учебных действий:

развитие у обучающихся социально значимых личностных качеств при использовании учебного материала, связанного с развитием восприятия и воспроизведения устной речи, в том числе, включение в систему собственных жизненных ценностей и планов свободное владение русским языком;

формирование понимания личной ответственности и готовности качественного овладения восприятием и воспроизведением устной речи, навыками устной коммуникации (при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами) для наиболее полноценной реализации жизненных планов, получения образования, трудоустройства, социальной адаптации;

формирование понимания важности пользования индивидуальными слуховыми аппаратами, готовности к поиску информации, в том числе при использовании Интернет-технологий, о средствах и способах слухопротезирования, ассистивных технологиях, способствующих улучшению качества жизни лиц с нарушениями слуха;

формирование готовности к расширение социальных контактов, взаимодействию со взрослыми и детьми, включая сверстников, на основе устной коммуникации с демонстрацией сформированных социальных компетенций;

формирование готовности ставить цели и строить жизненные планы, включая выбор профессии, с учетом уровня овладения устной речью (в том числе, ее восприятием и воспроизведением).

Развитие регулятивных универсальных учебных действий:

развитие умений принятия / самостоятельного определения и достижения цели и задач овладения восприятием и воспроизведением устной речи на каждом этапе обучения;

формирование рефлексии процесса овладения восприятием и воспроизведением устной речи, способности понимать причины успеха или неуспеха в овладении устной речью, конструктивно действовать в ситуации неуспеха;

готовность к оцениванию речевых действий (собственных и одноклассников и др.), к осуществлению самоконтроля речевых действий, внесению соответствующих коррективов в их выполнение.

Развитие познавательных универсальных учебных действий:

развитие умений самостоятельного применения при овладении восприятием и воспроизведением устной речи учебной информации, в том числе, описания артикуляции звуков, пользования профилями артикуляции звуков, специализированными компьютерными программами и визуальными приборами при работе над устной речью;

формирование готовности использовать устную речь в процессе решения коммуникативных и познавательных задач;

развитие умений использования различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) информации в соответствии с коммуникативными и учебно-познавательными задачами и ее применение;

формирование готовности к осуществлению проектной деятельности, связанной с реализацией возможностей восприятия и воспроизведения устной речи, в том числе, при использовании ИКТ, презентация ее результатов в устных выступлениях.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий:

развитие умений реализовывать навыки восприятия и воспроизведения устной речи в процессе учебной и внеурочной деятельности, в том числе произносительные навыки в самостоятельных устных высказываниях при чтении, использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (выражение лица, позу, пластику), способствующие достижению понимания собеседниками речи друг друга;

развитие способности выражения собственных мыслей, чувств и потребностей в логичных, грамотных устных высказываниях в соответствии с коммуникативной задачей; реализация произносительных навыков во внятной и естественной самостоятельной речи;

развитие умений активного участия в устной коммуникации при обсуждении темы (события, поступков и др.) с высказыванием собственного аргументированного мнения, приведением доказательств (при опоре на жизненный опыт, события и поступки героев художественных произведений и др.), а также с высказыванием суждений рефлексивного характера, с приведением цитат, в том числе, из воспринятого текста;

развитие критичного отношения к собственному мнению, толерантного отношения к мнению собеседников, стремления достичь взаимопонимание, обеспечить продуктивное взаимодействие, сотрудничество;

развитие навыков понимания смысла воспринятого текста; ответы на вопросы по воспринятому тексту; пересказ текста (полно и кратко); участие в диалоге (полилоге) по тексту с высказыванием аргументированного мнения;

развитие навыков устного публичного выступления (в том числе, с использованием компьютерной презентации) по теме/ результатам проектной деятельности и др.;

выражение в устных высказываниях непонимания при затруднении в восприятии речевой информации, самостоятельное уточнение информации у собеседника с помощью вопросов.

При реализации коррекционно-развивающего курса «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» в едином педагогическом процессе объединяется коррекционно-развивающая работа, направленная на реализацию задач развития у обучающихся восприятия и воспроизведения устной речи, развития универсальных учебных действий.


МЕСТО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Коррекционно-развивающий курс по Программе коррекционной работы «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» включён во внеурочную деятельность, являющуюся неотъемлемой частью реализации АООП ООО (вариант 2.2.1). Примерным учебным планом на коррекционно-развивающий курс «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» в 5 9 классах предусмотрено по два часа в неделю на каждого обучающегося при равномерном распределении занятий в течение недели продолжительностью не более 30 минут (например, два занятия в неделю по 25 минут, одно занятие – 30 минут). Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества обучающихся.

Занятия рекомендуется проводить в следующих организационных формах: в 5 классе – индивидуально; в 6 7 классах одно занятие в неделю парами, включающими обучающихся с близким уровнем общего и слухоречевого развития, остальные занятия в течение недели индивидуально; в 89 классах два занятия в неделю парами, одно занятие в течение учебной недели – индивидуально.

Включение занятий парами способствует активизации развития у обучающихся устной коммуникации при проведении специальной работы по обучению восприятию и воспроизведению устной речи. В тоже время, обучающимся с нарушениями слуха необходима целенаправленная индивидуальная работа по развитию восприятия и воспроизведения устной речи.

Решение об организационных формах работы в рамках коррекционно-развивающего курса «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» – индивидуально или парами, а также о комплектовании пар обучающихся с близким уровнем общего и слухоречевого развития, принимает ППк образовательной организации с учетом фактического состояния восприятия (слухозрительно и на слух) устной речи, ее произносительной стороны, уровня общего и речевого развития каждого обучающегося, индивидуальных особенностей.

Время, отведённое на коррекционно-развивающий курса «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» и другие курсы по Программе коррекционной работы, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной образовательной программы.


ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

Основные содержательные линии коррекционно-развивающего курса включают:

развитие восприятия устной речи:

развитие речевого слуха (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов);

развитие речевого слуха (без использования индивидуальных слуховых аппаратов);

развитие слухозрительного восприятия устной речи (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов);

развитие произносительной стороны речи (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов);

При планировании работы по развитию речевого слуха на каждую четверть и каждое занятие планируется материал не менее, чем по трем темам, одна из которых «Изучаем школьные предметы». Это побуждает обучающихся к внимательному слушанию, исключает угадывание с опорой на тему, по которой предъявляется речевой материал.

При планировании работы над произношением предусматриваются, как правило, два направления коррекционно-развивающей работы: первое направление связано с автоматизацией произносительных умений, достижением обучающимися внятной, естественной, эмоциональной и выразительной речи при воспроизведении определенного речевого материала; второе направление связано с коррекцией нарушений произношения (голоса, звуков речи и др.), реализуется при необходимости (с учётом индивидуальных особенностей овладения произношением обучающимся).

Календарно-тематическое планирование осуществляется по полугодиям. При распределении часов по основным направлениям работы учитывается, что время на специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия устной речи и ее произносительной стороны делится пополам; также предусматривается, что в процессе индивидуальной работы в 5 классе проводится стартовая диагностика восприятия и воспроизведения устной речи (на начало обучения), а также в конце каждого полугодия – мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов развития восприятия и воспроизведения устной речи. Разделы календарно-тематического плана включают: направления (разделы работы), темы, примерный речевой материал, примерное количество часов, характеристика деятельности обучающихся.


СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

8 КЛАСС

Развитие восприятия устной речи

Развитие речевого слуха (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):

восприятие на слух текстов – адаптированных и неадаптированных текстов монологического характера, включающих до 15–17 предложений (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося) – простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, в том числе, с включением отдельных слов, незнакомых по значению, смысл которых понятен из контекста, и коротких монологических высказываний разговорного, учебно-научного, научно-справочного, публицистического и художественного стилей различных функционально-смысловых типов повествование, рассуждение, описание (бытовое, пейзажное, портретное); диалогов и полилогов разговорного, учебно-делового, научно-справочного и художественного стилей при увеличении объема до 15 предложений – простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных (в том числе, с включением отдельных слов, незнакомых по значению, смысл которых понятен из контекста), а также реплики, состоящие из нескольких предложений, и микродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой, включающие реплики различного характера (вопрос ответ, сообщение, встречное сообщение, согласие – несогласие, повествование, распространение и др.), в разных акустических условиях: при предъявлении учителем голосом разговорной громкости на расстоянии, естественном для устной коммуникации собеседников (1,5 – 2 м), и при увеличении расстояния (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); при относительной тишине в помещении и на фоне шума улицы, шума от природных явлений / шума метро, различных бытовых шумов, разговора двух и более людей, музыки (в аудиозаписи); при предъявлении коротких монологических высказываний по телефону; при предъявлении текстов не только в нормальном, но и умеренно – быстром темпе; при предъявлении коротких текстов разными дикторами (с различными тембрами голосов) в естественных условиях коммуникации, а также в аудиозаписи;

распознавание на слух отдельных фраз разговорного, учебно-делового, учебно-научного, научно-справочного, публицистического и художественного стилей речи при постепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава, грамматической структуры (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося), а также коротких фраз разговорного стиля, в том числе при изменении порядка слов во фразах, опознавание новых фраз в сочетании со знакомыми по звучанию, в разных акустических условиях – при предъявлении учителем голосом разговорной громкости/шёпотом; при увеличении расстояния (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); при относительной тишине в помещении и на фоне шума улицы, шума от природных явлений / шума метро, различных бытовых шумов, разговора двух и более людей, музыки (в аудиозаписи); опознавание новых фраз в сочетании с речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями), знакомым по звучанию; при предъявлении по телефону; при предъявлении фраз не только в нормальном, но и умеренно-быстром темпе; при предъявлении фраз разными дикторами (с различными тембрами голосов) в естественных условиях коммуникации и в аудиозаписи;

распознавание на слух отдельных слов и словосочетаний, опознавание новых слов и словосочетаний в сочетании со знакомыми по звучанию, в разных акустических условиях: при предъявлении учителем голосом разговорной громкости/шёпотом при увеличении расстояния (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); при относительной тишине в помещении, а также на фоне шума улицы, шума от природных явлений/шума метро, различных бытовых шумов, разговора двух и более людей, музыки (в аудиозаписи); опознавание новых слов и словосочетаний в сочетании со знакомыми по звучанию; при предъявлении по телефону; при предъявлении слов и словосочетаний не только в нормальном, но и умеренно-быстром темпе; при предъявлении слов и словосочетаний разными дикторами (с различными тембрами голосов) в естественных условиях коммуникации, а также в аудиозаписи;

восприятие на слух слов, близких по звучанию, в том числе, слов, отличающихся одним или несколькими гласными и/или согласными в корнях, окончаниях, суффиксах, приставках, а также слов с разными предлогами;

восприятие отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок;

восприятие, запись под диктовку и воспроизведение речевого материала (отдельных фраз, слов, словосочетаний, коротких монологических высказываний), произносимых учителем голосом разговорной громкости.

Развитие речевого слуха (без слуховых аппаратов):

распознавание на слух (в зависимости от состояния слуха и индивидуальных особенностей развития речевого слуха обучающихся) речевого материала – фраз (при усложнении лексического состава и грамматической структуры), слов и словосочетаний, при бинауральном восприятии и восприятии на каждое ухо (при маскировке звука с противоположной стороны) в разных акустических условиях: при предъявлении учителем голосом разговорной громкости/шёпотом; при увеличении расстояния; опознавание нового речевого материала в сочетании со знакомым по звучанию.

Развитие слухозрительного восприятия (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):

восприятие текстов адаптированных и неадаптированных текстов монологического характера, включающих до 15–17 предложений (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося) – простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, в том числе с включением отдельных слов, незнакомых по значению, смысл которых понятен из контекста, и коротких монологических высказываний разговорного, учебно-научного, научно-справочного, публицистического и художественного стилей различных функционально-смысловых типов - повествование, рассуждение, описание (бытовое, пейзажное, портретное); диалогов разговорного, учебно-делового, научно-справочного и художественного стилей при увеличении объема до 15 предложений – простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных (в том числе с включением отдельных слов, незнакомых по значению, смысл которых понятен из контекста), а также реплики, состоящие из нескольких предложений, и микродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой, включающие реплики различного характера (вопрос ответ, сообщение, встречное сообщение, согласие – несогласие, повествование, распространение и др.), в разных акустических условиях: при относительной тишине в помещении и на фоне шума улицы, шума от природных явлений/шума метро, различных бытовых шумов, разговора двух и более людей, музыки (в аудиозаписи); при предъявлении текстов не только в нормальном, но и умеренно-быстром темпе; при предъявлении текстов разными дикторами в естественных условиях коммуникации, а также при предъявлении коротких устных высказываний монологического характера в видеозаписи;

распознавание отдельных фраз разговорного, учебно-делового, учебно-научного, научно-справочного, публицистического и художественного стилей речи при постепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава, грамматической структуры (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося), а также коротких фраз разговорного стиля, в том числе при изменении порядка слов во фразах, опознавание новых фраз в сочетании с отработанными при слухозрительном восприятии, в разных акустических условиях – при относительной тишине в помещении и на фоне шума улицы, шума от природных явлений/шума метро, различных бытовых шумов, разговора двух и более людей, музыки (в аудиозаписи); опознавание новых фраз в сочетании с речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями), отработанным при слухозрительном восприятии; при предъявлении фраз не только в нормальном, но и умеренно – быстром темпе; при предъявлении фраз разными дикторами в естественных условиях коммуникации и в видеозаписи;

распознавание отдельных слов и словосочетаний в разных акустических условиях: при относительной тишине в помещении, а также на фоне шума улицы, шума от природных явлений/шума метро, различных бытовых шумов, разговора двух и более людей, музыки (в аудиозаписи); опознавание новых слов и словосочетаний в сочетании с отработанными при слухозрительном восприятии; при предъявлении слов и словосочетаний не только в нормальном, но и умеренно – быстром темпе; при предъявлении слов и словосочетаний разными дикторами в естественных условиях коммуникациии в видеозаписи;

восприятие отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок;

восприятие, запись под диктовку и воспроизведение речевого материала (отдельных фраз, слов, словосочетаний, коротких монологических высказываний.

при затруднении восприятия речевого материала слухозрительно или на слух реализация умений вероятностного прогнозирования речевой информации с опорой на речевой и внеречевой контекст.

Темы по развитию слухозрительного восприятия устной речи и речевого слуха:

первое полугодие: «Вежливость. Культура поведения», «Твои права и обязанности», «Спорт», «Известные люди», «Изучаем школьные предметы»;

второе полугодие: «Будь здоров!», «Мировая художественная культура», «Человек и природа», «Известные люди», «Изучаем школьные предметы».

Примеры речевого материала.

Примеры фраз, слов и словосочетаний: Вежливость обязательна везде – на улице, в транспорте, в доме, в гостях. Культурный человек ждет, пока люди выйдут, потом входит сам. Выходящий мужчина, видя входящую женщину, вежливо останавливается и позволяет ей первой войти. Женщина благодарит кивком головы и улыбкой. Особенно надо быть внимательными и вежливыми с пожилыми людьми. Не забывайте, что существуют слова: «Спасибо, извините, пожалуйста». Употребляйте также словосочетания: «Будьте так добры» или «не могли бы вы». «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж.-Ж. Руссо). «Ничего не обходиться нам так дешево и не цениться так дорого, как вежливость» (М. Сервантес) «Человек отражается в своих поступках» (Ф. Шиллер) «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик» (И. Гёте). Вежливость, поступки, благожелательное отношение к людям, будьте добры, не могла бы Вы, (не)воспитанный человек, культурные люди, пропускать в дверях, благодарит кивком головы, помочь пожилому человеку; входящие выходящие, благодарить – поблагодарить – благодарность – благодарный; вежливость – вежливый; воспитанный – невоспитанный; культурный – некультурный.

В 14 лет человек получает паспорт гражданина Российской Федерации. С 14 лет допускается поступление на работу для выполнения в свободное от учебы время легкого труда (с согласия родителей). С 14 лет человек несет уголовную ответственность за преступления. Найди информацию и расскажи, за какие преступления человек несет уголовную ответственность. С 16 лет гражданин Российской Федерации имеет право на управление мотоциклом, мотороллером и другими мототранспортными средствами. С 16 лет гражданин несёт уголовную ответственность за любые преступления. С 18 лет гражданин Российской Федерации считается совершеннолетним. С 18 лет человек приобретает и осуществляет гражданские права и исполняет гражданские обязанности. Какие права приобретает гражданин Российской Федерации с 14 до 18 лет? С какого возраста гражданин Российской Федерации является совершеннолетним? С какого возраста человек несет уголовную ответственность за преступления? Получать паспорт, гражданин Российской Федерации, паспорт гражданина Российской Федерации, допускается поступление на работу, в свободное от учебы время, легкий труд, с согласия родителей, нести уголовную ответственность, преступление, убийство, похищение человека, кража, неправомерное завладение автомобилем либо иным транспортным средством без цели хищения, террористический акт, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство, хищение оружия, хищение либо вымогательство наркотических средств.

Тебе нравится заниматься спортом? Ты занимаешься (увлекаешься) спортом? Какой вид спорта тебе нравится? Каким видом спорта ты занимаешься (увлекаешься)? Ты участвовал (участвуешь) в соревнованиях? У тебя есть спортивный разряд? В каких соревнованиях ты участвовал(а)? За какую футбольную (…) команду ты болеешь? Ты хочешь участвовать в паралимпийских играх? Найди информацию о паралимпийских играх. Составь план выступления и презентацию, выступи с сообщением о паралимпийских играх перед ребятами. Ты смотришь спортивные соревнования? Ты читаешь статьи о спорте в газетах, журналах? Футбол и хоккей – командные виды спорта. Существуют виды спорта, в которых участвует несколько человек – большой теннис, настольный теннис. Выбирая вид спорта для себя, помни, что радость приносят не только достижения и победы, но и то, что спорт дает возможность познакомиться с новыми людьми и найти новых друзей. Как ты понимаешь выражение «здоровый образ жизни»? Что можно сказать о человеке, который ведет «здоровый образ жизни»? В … году состояться летние (зимние) Олимпийские игры. Они будут проходить в … Ты знаешь фамилии участников и победителей паралимпийских (сурдлимпийских) игр? Подготовь сообщение по теме: «Сурдлимпийские игры» и выступи перед ребятами. Заниматься спортом, быть здоровыми и сильными, футбол, хоккей, большой теннис, настольный теннис, плавание, легкая атлетика, командные виды спорта, спортсмены, достижения и победы, спортивные увлечения, здоровый образ жизни, Олимпийские игры, спортивные соревнования, международное олимпийское движение, неоднократные победители, паралимпийские (сурдлимпийские) игры.

Мы чтим память героев Великой Отечественной войны! Никто не забыт, ничто не забыто! Имя Зои Космодемьянской известно каждому человеку в России и других странах. Фотографии расправы над юной советской девушкой, сделанные в 1941 году, облетели весь мир. В ноябре 1941 года Зоя Космодемьянская совершила подвиг. В подмосковном селе Петрищево смелой разведчице удалось вывести из строя узел связи. Отважная партизанка, несмотря на сильную боль, не выдавала товарищей. Зоя Космодемьянская погибла, но память ее чтит весь народ. Зоя Космодемьянская стала первой женщиной Героем Советского Союза. В честь Зои Космодемьянской названы улицы, поселки, школы, корабли. Чтить память героев, Великая Отечественная война, Зоя Космодемьянская, в ноябре 1941 года, совершила подвиг, в подмосковном селе Петрищево, смелая разведчица, вывести из строя узел связи, девушку схватили фашисты, долго пытали, отважная партизанка, несмотря на сильную боль, не выдавала товарищей, Зоя Космодемьянская погибла, Герой Советского Союза, в честь Зои Космодемьянской.

Наркотики – это химические вещества, способные воздействовать на центральную нервную систему человека и формировать стойкую физическую и психическую зависимость. Как ты понимаешь выражение: «Наркотики сломали немало судеб»? Наркотики могут довести до смерти. Зависимый от наркотиков человек способен пойти на страшные преступления. Законодательство предусматривает обязательную уголовную ответственность за изготовление, продажу, приобретение наркотиков или их агитацию. Что такое наркотическая зависимость? Наркотики часто называют «белой смертью». Найди информацию, что такое наркомания? Расскажи о наркомании. Алкоголь, никотин не относятся к запрещенным веществам, но приобретать их могут только совершеннолетние. Курильщик не замечает, как он отравляет свой организм. В табаке есть сильный яд – никотин. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и разрушает их. Находиться рядом с курильщиком тоже опасно, потому что ты становишься «пассивным курильщиком». В твой организм вместе с дымом поступают вредные вещества – никотин и смолы. От алкоголя страдают внутренние органы, особенно мозг. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать табак, вино, наркотики. Если человек сумел отказаться от вредных привычек, значит, у него есть воля и смелость. Казаться взрослыми, пробовать курить, пить вино, наркотики, очень опасно, химические вещества, воздействовать на центральную нервную систему человека, стойкое привыкание, разрушают организм, довести до смерти, зависимый от наркотиков человек, уголовная ответственность, изготовление, продажа, приобретение наркотиков или их агитация, наркомания, закон законодательство законный – незаконный, наркотическая зависимость, «белая смерть», курильщик, курить курильщик - закурить, отравляет свой организм, табак, никотин, яд, проникает в кровь, накапливается во внутренних органах, разрушает внутренние органы, начинает сильно кашлять, задыхаться, быстро уставать, «пассивный курильщик», алкоголь, у человека слабеет память, воля и смелость.

Найди в Интернет информацию об Эрмитаже. Составь презентацию об Эрмитаже. Эрмитаж находится в Санкт-Петербурге. Зимний дворец построил архитектор Ф.Б. Растрелли в 1732 -1735 годах. В Зимнем дворце более тысячи помещений, общая площадь – 46 тысяч квадратных метров. В Зимнем дворце в 1764 году был основан Эрмитаж. Открытие Эрмитажа состоялось в 1825 году. В Эрмитаж едут люди со всего мира, чтобы посмотреть его бесценные сокровища. Произведения искусства, которые хранятся в музее, называют называются музейными экспонатами. В 1988 году Эрмитаж был внесен в «Книгу рекордов Гиннеса» как самая большая галерея мира. Дополни: «Книга рекордов Гиннеса» – это…. Величайший в мире музей, самая большая галерея мира, находится в Санкт – Петербурге, в Зимнем дворце, исторический памятник, построил архитектор Ф.Б. Растрелли, в 1732 -1735 годах, тысячи помещений, общая площадь – 46 тысяч квадратных метров, в 1764 году основан Эрмитаж, открытие Эрмитажа состоялось в 1825 году, 3 миллиона произведений искусства, «Книга рекордов Гиннеса».

При приближении грозы люди жалуются на головную боль, вялость. Когда печет солнце, а в воздухе накапливается влага не стоит отправляться на прогулку, особенно в горы – будет гроза. Раскаты грома не опасны для человека, а молния смертоносна. Молния – огромная электрическая искра, которую ученые изучают много сотен лет. Если вас застала гроза в лесу, не выходите на опушку (поляну), не подходите близко к высоким деревьям. В грозу на пляже не стойте, ищите углубление и ложитесь. В доме закройте окна и двери, отключите все электроприборы, не подходите к окнам. Приближение грозы, в воздухе накапливается влага, не стоит отправляться на прогулку, раскаты грома, молния смертоносна., застала гроза в лесу (в автомобиле, на пляже, в поезде, дома, ...), отключите электроприборы, не подходите к окнам.

Каких ты знаешь известных людей? Чем известен (знаменит) Петр I (Александр Сергеевич Пушкин, …). Александр Сергеевич Пушкин великий русский поэт. Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор. Художник Левитан знаменит своими пейзажами. Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский ученый. В 1755 году Михаил Васильевич Ломоносов основал Московский университет. Виктор Михайлович Васнецов великий русский художник XIX века. Васнецов первым среди живописцев обратился к былинным и сказочным сюжетам. Широко известны картины Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-Царевич на Сером Волке». По рисункам Васнецова сооружён фасад Третьяковской галереи в Москве. В картинах Васнецова выражена любовь к русскому народу, простым людям. Знаменитые(ый) (известные(ый) люди (писатель (и), поэт(ы), художник(и), музыкант(ы), полководец, ….), великий русский поэт (композитор,…), известен своими произведениями (воинскими подвигами…), Александр Сергеевич Пушкин (композитор Петр Ильич Чайковский, художник Левитан,), пейзаж, натюрморт, портрет, биография, Виктор Михайлович Васнецов, великий русский художник XIX века, былинные и сказочные сюжеты, широко известны картины, картина «Алёнушка», картина «Богатыри», картина «Иван-Царевич на Сером Волке», вершина творчества художника, Третьяковская галерея в Москве.

Пример текста диалогического характера.

Как себя вести

Ты столкнулся в дверях с человеком. Ты знаешь, кто кого должен пропустить? – Знаю, младший всегда пропускает старшего. Старший его благодарит. – Правильно. А если встретились в дверях мужчина и женщина? – Мужчина, встретившись в дверях с женщиной, всегда пропускает ее. Он говорит: «Проходите, пожалуйста». – А женщина? – Женщина проходит и отвечает «Спасибо!». – А если человек входит в дом, в лифт. в магазин, в транспорт? – Он должен пропустить выходящих. Преимущество имеют выходящие из дома и лифта, из магазина, кино, транспорта. – Знаю, культурный человек ждет, пока люди выйдут, потом входит сам. – И запомни правила: ни в коем случае нельзя хлопать дверями; надо аккуратно открыть дверь и спокойно закрыть за собой.

Вопросы и задания: Кто кого пропускает в дверях? Как ты думаешь, можно открывать дверь, наваливаясь на нее всем телом или открывать дверь ногой? Покажи, как надо открывать и закрывать дверь? Придумай и разыграй с другом небольшой диалог по ситуации: «Молодой человек встретил в дверях девушку». Расскажи, как ведет себя воспитанный (культурный) человек. В чем смысл изречения М. Сервантеса «Ничего не обходиться нам так дешево и не цениться так дорого, как вежливость».

Пример текста монологического характера.

Олимпийские игры

Греция – родина олимпийских игр. Олимпийские игры были крупным событием в культурной и экономической жизни древнего мира. На эти игры собирались лучшие атлеты (спортсмены).

Каждый четвертый год Греция привлекала к себе тысячи людей со всех концов мира. Дни олимпийских игр были днями всеобщего мира. Объявлялось перемирие, во время которого прекращались войны.

Когда Греция перестала существовать как независимое государство, олимпийские игры были запрещены. Но олимпийские идеи стремления к миру, дружбе, взаимопониманию были близки и понятны для каждого человека.

В 1894 году было принято решение о создании Международного олимпийского комитета и проведении первых олимпийских игр в 1896 году в Афинах. Так положено было начало международному олимпийскому движению.

Сейчас это одно из крупнейших и захватывающих событий в мире. Россия принимала и принимает активное участие в Олимпийских играх. Ольга Корбут – российская гимнастка, победительница на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году. Елена Петушкова – российская спортсменка, наездница, чемпионка олимпийских игр в 1972 году. Ирина Роднина – российская спортсменка, фигуристка (парное катание), чемпионка Олимпийских игр в 1972, 1976 и 1980 годы. Многие другие российские спортсмены неоднократно побеждали в соревнованиях на Олимпийских играх.

Вопросы и задания к текстам. Какую страну считают родиной олимпийских игр? Как часто в Греции проводились олимпийские игры? Какое значение имели олимпийские игры для жизни древнего мира? Почему олимпийские игры перестали проводить? Когда возродились олимпийские игры? Какое значение имеют олимпийские игры в наши дни? Когда и где будут проходить следующие зимние (летние) олимпийские игры? Каких известных спортсменов ты знаешь? Прочитай отрывок из текста о возрождении олимпийских игр. Ты знаешь фамилии участников и победителей паралимпийских (сурдлимпийских) игр? Подготовь сообщение и презентацию на тему «Сурдлимпийские игры», выступи перед ребятами.

Примеры микродиалогов.

Каким видом спорта ты занимаешься? - Я играю в футбол. А ты? - Я занимаюсь теннисом.

У тебя есть паспорт? – Да, я получил паспорт гражданина Российской Федерации в 14 лет.

Развитие произносительной стороны речи

Развитие речевого дыхания:

слитное произнесение слов и коротких фраз, деление более длинных фраз на синтагмы (под контролем учителя и самостоятельно);

развитие самоконтроля речевого дыхания.

Работа над голосом:

закрепление нормального звучания голоса и его модуляций по силе и по высоте;

при необходимости, коррекция нарушений голоса;

развитие самоконтроля нормального звучания голоса.

Работа над звуками и их сочетаниями:

закрепление дифференцированного воспроизведения родственных по артикуляции гласных и согласных звуков на материале слов, словосочетаний, фраз, текстов, а также слогов и слогосочетаний (под контролем учителя, с опорой на образец речи учителя, самостоятельно);

развитие самоконтроля звукового состава речи, в том числе на основе знаний об артикуляции звука;

при необходимости, коррекция нарушений звукового состава речи.

Работа над словами:

развитие умений слитного произнесения слов, в нормальном темпе, выделяя ударение, соблюдая звуковой состав, орфоэпические нормы (самостоятельно, по знаку, по подражанию учителю);

развитие самоконтроля воспроизведения слов;

знание основных орфоэпических правил, умения приводить примеры на каждое правило; применение орфоэпических правил при чтении новых слов (самостоятельно и под контролем учителя), реализация в самостоятельной речи орфоэпических норм (под контролем учителя и самостоятельно).

Работа над фразами:

развитие умений внятного и достаточно естественного произнесения фраз при реализации произносительных возможностей (под контролем учителя и самостоятельно); воспроизведение коротких фраз слитно, деление длинных фраз на смысловые синтагмы, выделение логического и синтагматического ударения во фразе, по- возможности, воспроизведение мелодического контура фраз (с опорой на образец речи учителя, под контролем учителя и самостоятельно);

развитие самоконтроля воспроизведения фраз.

Оценивание собственных речевых действий; внесение соответствующих коррективов в их выполнение (с помощью учителя и самостоятельно).

Воспроизведение отработанного речевого материала (под контролем учителя и самостоятельно) достаточно внятно и естественно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, реализуя сформированные умения воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи; соблюдение естественной манеры речи; передача различных эмоциональных оттенков высказывания с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, пластики).

Реализация сформированных произносительных умений при чтении (с опорой на образец учителя, под контролем учителя и самостоятельно).

Реализация сформированных произносительных умений в самостоятельных высказываниях в процессе спонтанного общения.

В процессе обучения восприятию и воспроизведению устной речи у обучающихся целенаправленно развиваются следующие коммуникативно-речевые действия: логичные и грамотные устные высказывания при реализации во внятной и достаточно естественной речи произносительных возможностей (самостоятельно и под контролем учителя) – сообщение о собственных мыслях и чувствах, о событиях, о самочувствии и др.; выражение просьбы, желания и др.; сообщение собственного мнения по обсуждаемой теме, о событии (поступке окружающих людей, героев художественных произведений и др.), его обоснование, опираясь на воспринятую информацию и личный опыт; оценивание событий и поступков с учетом морально-нравственных норм и правил; рассказывание по иллюстрации (серии иллюстраций, фотографии и др.), краткое и полное изложение полученной информации; использование речевых высказываний в ситуациях, связанных с выяснением и передачей информации, уточнением при затруднении ее восприятия и др.; соблюдение речевого этикета, в том числе, реализация требований к культуре общения с учетом коммуникативной ситуации и речевых партнеров; использование типичных речевых высказываний при выражении просьбы, извинения и др. (самостоятельно и под контролем учителя); активное участие в диалоге (полилоге) при инициировании собственных высказываний, аргументации и доказательстве собственного мнения; при восприятии фраз – повторение сообщений, выполнение заданий с кратким или полным речевым комментарием к собственным действиям, ответы на вопросы; повторение воспринятых слов и словосочетаний; повторение воспринятого текста монологического или диалогического характера (точно или приближенно, передавая смысл текста), полные и краткие устные ответы на вопросы по воспринятому тексту; устное формулирование темы и главной мысли текста; пересказ текста (полный и краткий), в том числе, с опорой на план, составленный самостоятельно; участие в диалоге (полилоге) по содержанию текста с высказыванием личностного мнения о героях, их поступках и др., приведение для доказательства собственного мнения соответствующих цитат из воспринятых текстов; составление диалогов и монологических высказываний, близких по смыслу к воспринятому тексту (под контролем учителя или самостоятельно); ведение короткого диалога по телефону (с соблюдением речевого этикета); в процессе устной коммуникации при затруднении в восприятии речевой информации самостоятельное формулирование уточняющих вопросов.



















Календарно – тематическое планирование в 8 классе

1 триместр (1.09.23-19.11.23)

Тема

Кол-во часов

Дата

Коррекция

Словарь

Характеристика деятельности

1 неделя

1

Обследование слухового восприятия и произношения

1





2

Изучаем школьные предметы

Речевой материал обиходно – разговорного характера «Школьные предметы»

1



Гуманитарные и естественно – научные предметы, термины и понятия, законы и алгоритмы, практическое (прикладное) применение школьных предметов

Различение и опознавание речевого материала на слух.

Беседа по вопросам.

2 неделя

3.

Известные люди.

Текст «Олег Попов»


2



Акробатический кружок, цирковое училище, создать цирковой номер, освоить трюк, упорство и настойчивость, пластичный и неуклюжий, вызывать восхищение, мастерство и жизнерадостность, удивительное искусство.


Распознавание текста на слух и слухо - зрительно.

Словарная работа.

Беседа по содержанию текста.

Пересказ.

3 неделя

4.

Изучаем школьные предметы

Составление монологического высказывания «Мой любимый предмет в школе»

1



По моему мнению, я считаю (полагаю), во – первых, во – вторых, наконец, например, кроме того (помимо этого).

Беседа.

Подбор примеров.

Составление связного высказывания – рассуждения.

5.

Речевой материал из урока русского языка «Причастие как часть речи»

1



Грамматическая категория, признак глагола по его действию, разряд по значению (действительные и страдательные)

Различение и опознавание речевого материала на слух.

Беседа по вопросам.

4 неделя

6.

Вежливость. Культура поведения.

Текст «Притча о вежливости»


2



Вспыльчивый молодой человек, не сдерживает гнева, наказал вбивать гвозди, контролировать свой темперамент, не потерял самообладания, останется шрам.


Распознавание текста на слух и слухо - зрительно.

Словарная работа.

Беседа по содержанию текста.


5 неделя

7.

Твои права и обязанности.

Беседа о правах и обязанностях 14 – 16 - летнего гражданина

1



несовершеннолетний, защита прав, уголовная ответственность, тяжкие и нетяжкие преступления, мототранспортное средство, воинский учёт.


Работа с текстом официально –делового стиля, восприятие и отработка фраз

8.

Твои права и обязанности.

Составление монологического высказывания «Почему важно знать свои права и обязанности»

1



По моему мнению, я считаю (полагаю), во – первых, во – вторых, наконец, например, кроме того (помимо этого).

Беседа.

Подбор примеров.

Составление связного высказывания – рассуждения.

6 неделя

9.

Спорт.

Текст «Олимпийские игры»

2



Олимпийские состязания, поднимать меч, почётный знак, доблесть, олимпийское движение, олимпийский чемпион.


Распознавание текста на слух и слухо - зрительно.

Словарная работа.

Беседа по содержанию текста.

Сжатие текста.

Характеристика героев.


7 неделя

10.

Спорт.

Текст «Паралимпийские игры»

2



Паралимпиада, выдающееся событие, основатель, физические недостатки, психическое равновесие, полноценная жизнь, несломленный дух, популярный вид спорта.


Распознавание текста на слух и слухо - зрительно.

Словарная работа.

Беседа по содержанию текста.

Сжатие текста.

Характеристика героев.


8 неделя

11.

Формирование произношения: работа над голосом, согласными звуками, фразой (повествовательная и вопросительная интонации)

1



тихо → ГРОМКО, ГРОМКО → тихо па – А – А_А_А, ПА – А-А-А – а; по – О – О_О_О, ПО – О-О-О – о; пу – У – У_У_У, ПУ – У-У-У – у; В каком классе ты учишься? Скоро наступит зима. Кто сегодня дежурный?

Сопряжено и отражённо изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника. Дифференцированное произношение звуков в словах. Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации

12.

Изучаем школьные предметы

Речевой материал из урока развития речи

«Способы сжатия текста»

1



Приёмы сжатия, исключение лишнего, замещение, выявление основной мысли, грамматическая основа, второстепенная информация

Составление текста – описания по картине и опорному словарю

9 неделя

13.

Известные люди.

Текст «Воспоминания Фёдора Конюхова»

2



Приключение, испытание, пираты, кругосветное путешествие, лихорадка, собственность, бухта, каюта, палуба, погоня, открытое море.


Распознавание текста на слух и слухо - зрительно.

Словарная работа.

Беседа по содержанию текста.

Пересказ.

10 неделя

14.

Вежливость. Культура поведения.

Текст «Кусок хлеба»

2



На обочине тротуара, аромат печи, проносились машины, старик засеменил, хлебная проблема, миллиарды пудов, труд землепашца и хлебороба.


Распознавание текста на слух и слухо - зрительно.

Словарная работа.

Беседа по содержанию текста.

Пересказ.























2 триместр (27.11.23-18.02.24)

Тема

Кол-во часов

Дата

Коррекция

Словарь

Характеристика деятельности

1 неделя

1.

Известные люди

Текст «Удивительная женщина»

2



Прифронтовой, эвакуировались, усыновлять, удочерять, национальность, мать – героиня.


Распознавание текста на слух и слухо - зрительно.

Словарная работа.

Беседа по содержанию текста.


2 неделя

2.

Твои права и обязанности

Виды юридической ответственности для несовершеннолетних

1



Правонарушение, уголовная, административная, дисциплинарная, гражданская ответственность, преступление, лишение свободы, конфискация имущества, штраф, предупреждение, выговор, возмещение ущерба.

Работа с текстом официально –делового стиля, восприятие и отработка фраз, беседа,

3.

Изучаем школьные предметы.

Отработка речевого материала из урока обществознания «Правовая культура»

1



Получать паспорт, гражданин Российской Федерации, паспорт гражданина Российской Федерации, допускается поступление на работу, в свободное от учебы время, легкий труд, с согласия родителей, нести уголовную ответственность, преступление,

Различение и опознавание речевого материала на слух.

Беседа по вопросам.

3 неделя

4.

Вежливость. Культура поведения.

Текст «Тёплый хлеб»

2



Снаряд, вороной конь, мельник, молоть хлеб, пронзительный ветер, лютый мороз.


Распознавание текста на слух и слухо - зрительно.

Словарная работа.

Беседа по содержанию текста.

Пересказ.

4 неделя

5.

Спорт

Составление монологического высказывания «Роль спорта в жизни человека»

1



стадион, спортивный зал, плавательный бассейн, спортивный комплекс, олимпийский чемпион, Олимпийские игры, золотая медаль, серебряная медаль, бронзовая медаль, футбольная команда, баскетбольная команда, завоевал — завоевать, победить — побеждать.

Беседа.

Подбор примеров.

Составление связного высказывания – рассуждения

6.

Формирование произношения: отработка чтения групп согласных

1



Счастливый, местный, поздний, под уздцы, ландшафт, рентген, голландцы, сердце, сердчишко, солнце

Упрощение групп согласных (непроизносимый согласный) при чтении, отработка чтения слов, обозначение непроизносимых согласных графически

5 неделя

7.

Известные люди

Текст «Первая женщина - космонавт»

2



Кандидат, предъявлять требования, регулярный, изнурительный, тренировка, тренажёр, скафандр, старт, пилотировать корабль, земная орбита, благополучно приземлилась

Распознавание текста на слух и слухо - зрительно.

Словарная работа.

Беседа по содержанию текста.

Пересказ.

6 неделя

8.

Составление монологического высказывания «Что значит быть целеустремлённым человеком»

1



По моему мнению, я считаю (полагаю), во – первых, во – вторых, наконец, например, кроме того (помимо этого).

Беседа.

Подбор примеров.

Составление связного высказывания – рассуждения

9.

Изучаем школьные предметы

Речевой материал из урока математики (физики)

1



Терминология (словарь и понятия) по запросу учителя - предметника

Различение и опознавание учебного материала на слух. Правильное произношение.

7 неделя

10.

Человек и природа


Текст «Фёдор»

2



Долина, изуродованное дерево, возмущаться, уничтожать, костровище

Распознавание текста на слух и слухо - зрительно.

Словарная работа.

Беседа по содержанию текста.

Пересказ.

8 неделя

11.

Формирование произношения: правильное дыхание

1



Вдох- выдох, темп счёта, положение тела, диафрагма

Выполнение упражнений на совершенствование органов дыхания: вдох – задержка – выдох, произнесение скороговорок, произнесение строк на выдохе

12.

Будь здоров!

Составление диалога «Здоровый образ жизни»

1



Физическое здоровье, психическое здоровье, личная гигиена, интеллектуальный труд, самочувствие, эмоциональная уравновешенность, оптимизм, высокая работоспособность.


Различение и опознавание речевого материала на слух.

Беседа по вопросам. Отработка словаря.

9 неделя

13.

Мировая художественная культура

Текст «Эрмитаж»

2



Искусство, художественный музей, Зимний дворец, император, машина времени, предки, коллекция, доспехи, мумия, саркофаг, статуя, экспонат, артефакт, кладовая, пейзаж, натюрморт, портрет.

Распознавание текста на слух и слухо - зрительно.

Словарная работа.

Беседа по содержанию текста.

Пересказ.

10 неделя

14.

Изучаем школьные предметы

Речевой материал из урока биологии (химии)

1



Отработка словаря (терминов) по запросу учителя - предметника

Различение и опознавание учебного материала на слух. Правильное произношение.

15.

Формирование произношения и техники речи: органы речи

1



Вытянуть (сжать) губы, повернуть хоботок, обнажить (сжать) зубы, натянуть верхнюю (нижнюю) губу, опустить (поднять) челюсть

Тренировка основных органов речи (тренировка губ, нижней челюсти, языка, гортани) через комплекс специальных упражнений

11 неделя

16.

Известные люди

Текст «Сергей Королёв»

2



Авиатор, планёр, инженер, конструкторское бюро, искусственный спутник, орбита, беспилотный корабль, невесомость, ракета, основоположник, космонавтика.


Распознавание текста на слух и слухо - зрительно.

Словарная работа.

Беседа по содержанию текста.

Пересказ.





















1 Здесь и далее: Распознавание на слух речевого материала – термин условный, используется при характеристике поэтапного развития восприятия устной речи у обучающихся с нарушениями слуха (наряду с терминами «различение» и «опознавание» речевого материала); распознавание на слух означает восприятие на слух новых, незнакомых по звучанию, фраз, слов и словосочетаний; системой работы предусматривается, что новый речевой материал затем предъявляется обучающемуся для опознавания на слух в сочетании с уже отработанным речевым материалом; в процессе развития речевого слуха у слабослышащих обучающихся в работу постепенно вводятся (с учетом индивидуальных особенностей слухоречевого развития) не только слова, незнакомые по звучанию, но и незнакомые по значению (Багрова И.Г., Кузьмичева Е.П., Леонгард Э.И. и др.);

2 Здесь и далее: развитие восприятия речи учителей, которые не ведут постоянно занятия коррекционно-развивающего курса «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» с обучающимся, может быть организовано при составлении временного расписания; на занятиях по курсу также используется восприятие речи разных дикторов в аудио -и видео -записи..

33


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.