Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» на 2024-2025 учебный год
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кудымкарский лесотехнический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ "Кудымкарский лесотехнический техникум"
Ведерников О.Н.
« » августа 2024 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» на 2024-2025 учебный год
СПЕЦИАЛЬНОСТИ:
35.02.02 «Технология лесозаготовок»
23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)».
08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»
35.02.03 «Технология деревообработки»
35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
ПРОФЕССИИ:
15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин.
Разработчик: ГБПОУ "Кудымкарский лесотехнический техникум"
Преподаватель, советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с общественными объединениями Мизева Ксения Леонидовна
Педагог-организатор Конгуров Артемий Андреевич
г. Кудымкар, 2024 год
Пояснительная записка
Содержание курса внеурочной деятельности. Тематическое планирование.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы среднего профессионального образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Программа обеспечивает единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве среднего профессионального образования: не только во время учебного занятия, но и за его пределами.
Задача куратора, работающего по программе - развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Преподаватель помогает обучающемуся:
в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.
Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (от 23.06.2022г., №3/22)
Цель курса: формирование взглядов студентов на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Место курса в плане внеурочной деятельности ГБПОУ «Кудымкарский лесотехнический техникум»: учебный курс предназначен для студентов 1-4 курсов. Программа реализуется в течение одного учебного года, занятия проводятся 1 раз в неделю (по понедельникам).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству.
Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций программ воспитания ГБПОУ «Кудымкарский лесотехнический техникум».
Программа «Разговоры о важном» интегрирует на практике обучающую и воспитательную деятельность классного руководителя, комплексно ориентирует её на интеллектуальное, нравственное и социальное развитие обучающегося.
Основные принципы программы «Разговоры о важном»:
выделение в цели программы ценностных приоритетов;
приоритет личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной Программе воспитания;
интерактивные формы занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлечённость в совместную с преподавателем (классным руководителем) и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий заключается в том, что в основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
Соответствие датам календаря.
Значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» входят в общую систему воспитательной работы ГБПОУ «Кудымкарский лесотехнический техникум».
Тематика и содержание занятий обеспечивают реализацию их ключевого назначения: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств.
Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Основные ценности характеризуются следующим образом.
- Историческая память:
Историческая память - обязательная часть культуры народа и каждого гражданина.
Историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений.
Историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидуальных переживаний и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических фактах (единение людей в защите Москвы от польских интервентов в 1612 году).
- Преемственность поколений:
Каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции.
Семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фотографиях, вещах и заключается в гуманном отношении к старшим поколениям.
Например, тема: «Мы разные, мы вместе». Обсуждается проблема: каждое поколение связано с предыдущим и последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.
- Патриотизм — любовь к Родине:
Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина.
Любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой Родине.
Патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.
Патриотизм - высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях
«Разговоров о важном». В каждом занятии в соответствии с содержанием раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.
- Доброта, добрые дела:
Доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности.
Благотворительность - проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.
Например, тема «Забота о каждом». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые времена и в настоящее время, тема волонтёрства.
- Семья и семейные ценности:
Семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.
Каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;
Студент должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех её делах, помогать родителям;
Семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены в традиционных религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвящённых темам: «День матери», «День отца», «День пожилых людей», «Традиционные семейные ценности» и др.
- Культура России:
Культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории.
Российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всём мире;
Культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, в культуре взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены на
чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и музыки: «День музыки»,
«Мечты», «Великие люди России: К. С. Станиславский», «День театра».
- Наука на службе Родины:
Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
В науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность.
В России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир.
Особенности работы классного руководителя (преподавателя) по программеЛичностное развитие студента - главная цель преподавателя. Личностных результатов преподаватель может достичь, увлекая обучающегося совместной и интересной им обоим многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием.
Задача преподавателя, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность студенту анализировать, сравнивать и выбирать.
Примерный тематический план цикла уроков
«Разговоров о важном»
для проведения со студентами ГБПОУ «Кудымкарский лесотехнический техникум» на 2024 - 2025 учебный год
№ | Дата проведения | Кол-во часов, отводимых на освоение темы | Тема и форма проведения урока |
1. | 09.09.2024 г. | 1 час | «Откуда я родом» - занимательная топонимика» - рассказ об истории и интересных фактах (легендах/былинах/мифах) своего |
| | | населенного пункта). |
2. | 16.09.2024 г. | 1 час | «Герои мирной жизни» - встреча с героями нашего времени. |
3. | 23.09.2024 г. | 1 час | «Я за Мирное небо над головой» - к Международному дню мира – флешмоб/челлендж. |
4. | 30.09.2024 г. | 1 час | «Музыка и учитель. О великих педагогах искусства» - беседа-обсуждение. |
5. | 07.10.2024 г. | 1 час | «Всероссийский день чтения» – литературная гостиная. |
6. | 14.10.2024 г. | 1 час | «Хлеб – всему голова» - к Всемирному дню хлеба – инфоурок. |
7. | 21.10.2024 г. | 1 час | «Отчество от слова – отец» - ко Дню отца в России – видео-урок. |
8. | 28.10.2024 г. | 1 час | «Мы едины – мы одна страна» - ко Дню народного единства – историко- культурный квиз. |
9. | 11.11.2024 г. | 1 час | «Обычаи и традиции народов России» - к Международному дню толерантности – квиз. |
10. | 18.11.2024 г. | 1 час | «Я – ребенок» - к Всемирному дню ребенка – челлендж/ флешмоб. |
11. | 25.11.2024 г. | 1 час | «Мама – первое слово» - ко Дню матери в России – видео-урок. |
12. | 02.12.2024 г. | 1 час | «История добрых дел» - ко Дню волонтера (добровольца) – урок-презентация. |
13. | 09.12.2024 г. | 1 час | 2История Российской конституции» - ко Дню конституции России (сообщения студентов). |
14. | 16.12.2024 г. | 1 час | «Письмо Деду Морозу» - интерактивный урок. |
15. | 20.01.2025 г. | 1 час | «Вера нужна человеку» - к Всемирному дню религий – урок-беседа. |
16. | 27.01.2025 г. | 1 час | «Мир моей профессии» - говорим о |
| | | будущем. |
17. | 03.02.2025 г. | 1 час | «Истории великих людей, которые меня впечатлили» - люди науки (студенческие выступления) |
18. | 10.02.2025 г. | 1 час | «Россия зимняя» - поэтический диалог. |
19. | 17.02.2025 г. | 1 час | «Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками» - работа с документальными источниками. |
20. | 03.03.2025 г. | 1 час | «Жить – значит действовать» - проблемная дискуссия. |
21. | 10.03.2025 г. | 1 час | «Русские «кулибины» - ко Всемирному дню инженерии - урок-презентация. |
22. | 17.03.2025 г. | 1 час | «Крымская история» - виртуальное путешествие – ко Дню воссоединения Крыма с Россией. |
23. | 24.03.2025 г. | 1 час | «Профессия Родину защищать» - ко Дню войск национальной гвардии Российской Федерации – беседа-лекция. |
24. | 31.03.2025 г. | 1 час | «Театр начинается…» - к Международному Дню театра (урок-спектакль). |
25. | 07.04.2025 г. | 1 час | «Космическая история моей страны» - ко дню космонавтики – фото/видео история. |
26. | 14.04.2025 г. | 1 час | «Экологично VS вредно» - посвящается Дню Земли - проблемная дискуссия. |
27. | 21.04.2025 г. | 1 час | «Национальное культурное наследие – наследие каждого» - к Международному дню защиты памятников и исторических мест – виртуальное путешествие. |
28. | 28.04.2025 г. | 1 час | «Первомай. Традиции и современность» - видео-урок/косплей. |
29. | 05.05.2025 г. | 1 час | «День Победы. Бессмертный полк» - рассказ-выступление студентов о членах семьи участниках Великой Отечественной войны. |
30. | 12.05.2025 г. | 1 час | «Быть социально-активным - важно» - групповое обсуждение. |
31. | 19.05.2025 г. | 1 час | «Моя малая Родина» - ко Дню Волги – инфоурок. |
32. | 26.05.2025 г. | 1 час | «Безопасное лето» - интерактивный инструктаж. |
33. | 02.06.2025 г. | 1 час | «А.С. Пушкин. Воспевая Россию!» - литературно-географический марафон в рамках Пушкинских дней в России. |
34. | 09.06.2025 г. | 1 час | «Дружба начинается с улыбки» - к Международному дню друзей. |
35. | Итого: | 34 часа | |
Личностные результаты:
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, чувство гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результатыСформировано представление:
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и коллектива сверстников);
о важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
об активной роли человека в природе.
к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
к семье и семейным традициям;
к учебе, труду и творчеству;
к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
к общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
к природе, природным явлениям и формам жизни;
к художественному творчеству.
Сформированы умения:устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе сверстников, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.