Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» на 2024-2025 учебный год

0
0
Материал опубликован 18 August





Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кудымкарский лесотехнический техникум»



УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ "Кудымкарский лесотехнический техникум"

Ведерников О.Н.

« » августа 2024 г.


Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Разговоры о важном» на 2024-2025 учебный год

СПЕЦИАЛЬНОСТИ:


35.02.02 «Технология лесозаготовок»

23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)».

08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»

35.02.03 «Технология деревообработки»

35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»



ПРОФЕССИИ:


15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин.






Разработчик: ГБПОУ "Кудымкарский лесотехнический техникум"


Преподаватель, советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с общественными объединениями Мизева Ксения Леонидовна

Педагог-организатор Конгуров Артемий Андреевич





г. Кудымкар, 2024 год

Содержание:

Пояснительная записка


Содержание курса внеурочной деятельности. Тематическое планирование.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность и назначение программы.


Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы среднего профессионального образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.

Программа обеспечивает единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве среднего профессионального образования: не только во время учебного занятия, но и за его пределами.

Задача куратора, работающего по программе - развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.

Преподаватель помогает обучающемуся:

в формировании его российской идентичности;

в формировании интереса к познанию;

в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;

в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;

в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;

в развитии у школьников общекультурной компетентности;

в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;

в осознании своего места в обществе;

в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;

в формировании готовности к личностному самоопределению.



Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.

Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (от 23.06.2022г., №3/22)

Цель курса: формирование взглядов студентов на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

Место курса в плане внеурочной деятельности ГБПОУ «Кудымкарский лесотехнический техникум»: учебный курс предназначен для студентов 1-4 курсов. Программа реализуется в течение одного учебного года, занятия проводятся 1 раз в неделю (по понедельникам).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству.


Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры.


Взаимосвязь с Программой воспитания


Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций программ воспитания ГБПОУ «Кудымкарский лесотехнический техникум».

Программа «Разговоры о важном» интегрирует на практике обучающую и воспитательную деятельность классного руководителя, комплексно ориентирует её на интеллектуальное, нравственное и социальное развитие обучающегося.

Основные принципы программы «Разговоры о важном»:

выделение в цели программы ценностных приоритетов;

приоритет личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной Программе воспитания;

интерактивные формы занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлечённость в совместную с преподавателем (классным руководителем) и сверстниками деятельность.

Ценностное наполнение внеурочных занятий заключается в том, что в основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:

Соответствие датам календаря.

Значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году.

Внеурочные занятия «Разговоры о важном» входят в общую систему воспитательной работы ГБПОУ «Кудымкарский лесотехнический техникум».

Тематика и содержание занятий обеспечивают реализацию их ключевого назначения: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств.

Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Основные ценности характеризуются следующим образом.

  1. Историческая память:

Историческая память - обязательная часть культуры народа и каждого гражданина.

Историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений.

Историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидуальных переживаний и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.

Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических фактах (единение людей в защите Москвы от польских интервентов в 1612 году).


  1. Преемственность поколений:

Каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции.

Семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фотографиях, вещах и заключается в гуманном отношении к старшим поколениям.

Например, тема: «Мы разные, мы вместе». Обсуждается проблема: каждое поколение связано с предыдущим и последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.


  1. Патриотизм — любовь к Родине:

Патриотизм (любовь к Родине) самое главное качества гражданина.

Любовь к своему Отечеству начинается с малого с привязанности к родному дому, малой Родине.

Патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.

Патриотизм - высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях

«Разговоров о важном». В каждом занятии в соответствии с содержанием раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.

  1. Доброта, добрые дела:

Доброта это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности.

Благотворительность - проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.

Например, тема «Забота о каждом». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые времена и в настоящее время, тема волонтёрства.


  1. Семья и семейные ценности:

Семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.

Каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;

Студент должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех её делах, помогать родителям;

Семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены в традиционных религиях России.

Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвящённых темам: «День матери», «День отца», «День пожилых людей», «Традиционные семейные ценности» и др.


  1. Культура России:

Культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории.

Российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всём мире;

Культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, в культуре взаимоотношений людей.

Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены на

чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и музыки: «День музыки»,

«Мечты», «Великие люди России: К. С. Станиславский», «День театра».



  1. Наука на службе Родины:

Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;

В науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность.

В России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир.

Особенности работы классного руководителя (преподавателя) по программе

Личностное развитие студента - главная цель преподавателя. Личностных результатов преподаватель может достичь, увлекая обучающегося совместной и интересной им обоим многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием.

Задача преподавателя, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность студенту анализировать, сравнивать и выбирать.



Примерный тематический план цикла уроков

«Разговоров о важном»

для проведения со студентами ГБПОУ «Кудымкарский лесотехнический техникум» на 2024 - 2025 учебный год


Дата

проведения

Кол-во часов, отводимых на освоение

темы

Тема и форма проведения урока

1.

09.09.2024 г.

1 час

«Откуда я родом» - занимательная топонимика» - рассказ об истории и интересных фактах

(легендах/былинах/мифах) своего




населенного пункта).

2.

16.09.2024 г.

1 час

«Герои мирной жизни» - встреча с героями

нашего времени.

3.

23.09.2024 г.

1 час

«Я за Мирное небо над головой» - к

Международному дню мира флешмоб/челлендж.

4.

30.09.2024 г.

1 час

«Музыка и учитель. О великих педагогах

искусства» - беседа-обсуждение.

5.

07.10.2024 г.

1 час

«Всероссийский день чтения»

литературная гостиная.

6.

14.10.2024 г.

1 час

«Хлеб всему голова» - к Всемирному дню

хлеба инфоурок.

7.

21.10.2024 г.

1 час

«Отчество от слова отец» - ко Дню отца в

России – видео-урок.

8.

28.10.2024 г.

1 час

«Мы едины мы одна страна» - ко Дню народного единства историко-

культурный квиз.

9.

11.11.2024 г.

1 час

«Обычаи и традиции народов России» - к

Международному дню толерантности квиз.

10.

18.11.2024 г.

1 час

«Я ребенок» - к Всемирному дню ребенка

челлендж/ флешмоб.

11.

25.11.2024 г.

1 час

«Мама первое слово» - ко Дню матери в

России – видео-урок.

12.

02.12.2024 г.

1 час

«История добрых дел» - ко Дню волонтера

(добровольца) урок-презентация.

13.

09.12.2024 г.

1 час

2История Российской конституции» - ко

Дню конституции России (сообщения студентов).

14.

16.12.2024 г.

1 час

«Письмо Деду Морозу» - интерактивный

урок.

15.

20.01.2025 г.

1 час

«Вера нужна человеку» - к Всемирному

дню религий урок-беседа.

16.

27.01.2025 г.

1 час

«Мир моей профессии» - говорим о





будущем.

17.

03.02.2025 г.

1 час

«Истории великих людей, которые меня

впечатлили» - люди науки (студенческие выступления)

18.

10.02.2025 г.

1 час

«Россия зимняя» - поэтический диалог.

19.

17.02.2025 г.

1 час

«Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками» - работа с

документальными источниками.

20.

03.03.2025 г.

1 час

«Жить значит действовать» - проблемная

дискуссия.

21.

10.03.2025 г.

1 час

«Русские «кулибины» - ко Всемирному

дню инженерии - урок-презентация.

22.

17.03.2025 г.

1 час

«Крымская история» - виртуальное

путешествие ко Дню воссоединения Крыма с Россией.

23.

24.03.2025 г.

1 час

«Профессия Родину защищать» - ко Дню

войск национальной гвардии Российской Федерации – беседа-лекция.

24.

31.03.2025 г.

1 час

«Театр начинается…» - к Международному

Дню театра (урок-спектакль).

25.

07.04.2025 г.

1 час

«Космическая история моей страны» - ко

дню космонавтики фото/видео история.

26.

14.04.2025 г.

1 час

«Экологично VS вредно» - посвящается

Дню Земли - проблемная дискуссия.

27.

21.04.2025 г.

1 час

«Национальное культурное наследие – наследие каждого» - к Международному дню защиты памятников и исторических

мест виртуальное путешествие.

28.

28.04.2025 г.

1 час

«Первомай. Традиции и современность» -

видео-урок/косплей.

29.

05.05.2025 г.

1 час

«День Победы. Бессмертный полк» - рассказ-выступление студентов о членах семьи участниках Великой Отечественной

войны.


30.

12.05.2025 г.

1 час

«Быть социально-активным - важно» -

групповое обсуждение.

31.

19.05.2025 г.

1 час

«Моя малая Родина» - ко Дню Волги

инфоурок.

32.

26.05.2025 г.

1 час

«Безопасное лето» - интерактивный

инструктаж.

33.

02.06.2025 г.

1 час

«А.С. Пушкин. Воспевая Россию!» -

литературно-географический марафон в рамках Пушкинских дней в России.

34.

09.06.2025 г.

1 час

«Дружба начинается с улыбки» - к

Международному дню друзей.

35.

Итого:

34 часа




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Личностные результаты:

российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, чувство гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

готовность к служению Отечеству, его защите;

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,


национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.


Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных

типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты

Сформировано представление:

о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;

о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;

о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и коллектива сверстников);

о важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

об активной роли человека в природе.



Сформировано ценностное отношение:

к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;

к семье и семейным традициям;

к учебе, труду и творчеству;

к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

природе и всем формам жизни.

Сформирован интерес:

к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;

к общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;

к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;

к природе, природным явлениям и формам жизни;

к художественному творчеству.

Сформированы умения:

устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе сверстников, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;

проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;

соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;

распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.