Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы г. Буинска РТ»
УТВЕРЖДЕНО: Директор МБУ ДО «ЦВР г. Буинска» _________Г.А. Салаватова «___» ________2020г. |
П Л А Н
работы на 2020 - 2021 учебный год
зав. отделом: Семёнова О.Д.
План методической деятельности
на 2020-2021 учебный год
Методическая тема самообразования: «Воспитание творческой личности в условиях дополнительного образования»
Цель работы: создание условий для развития творческих, познавательных способностей и личностного роста, творческого потенциала обучающихся. Задачи:
-реализация дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической и естественно -научной, эколого-биологической направленностей;
-программно – методическое обеспечение образовательного процесса;
-организация воспитательной работы в творческих объединениях отдела;
- обеспечение подготовки и проведения районных, муниципальных мероприятий, конкурсов, акций, викторин и др.
-воспитание уважения и любви к природе, ко всему живому, воспитание экологической культуры;
-формирование у обучающихся базовых ценностных ориентаций, общечеловеческих и гражданских ценностей;
-социализация личности обучающихся путем приобщения к творческой деятельности.
Организационно - методическое обеспечение работы отдела
№ | Тематика | Срок |
1 | Планирование работы отдела | ежемесячно |
2 | Разработка плана работы отдела на 2020-2021 уч. год | сентябрь |
3 | Работа отдела по подготовке мероприятий на период осенних каникул | октябрь |
4 | Работа отдела по подготовке мероприятий на период зимних каникул | декабрь |
5 | Анализ работы педагогов за 1 полугодие 2020-2021 уч. года | январь |
6 | Работа отдела по подготовке мероприятий на период весенних каникул | март |
7 | Сбор информации о завершении курса программы объединения. Анализ работы ПДО, анализ отдела за учебный год | май |
8 | Разработка плана работы на период летних каникул с летними пришкольными лагерями (совместно с другими отделами) | май |
Основные направления деятельности отдела:
- координационная деятельность
- методическая помощь
- методическое обучение
- аналитическая деятельность
- информационно-пропагандистская деятельность
- инструктивно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса
№ | Мероприятие, форма работы | Сроки |
1 | Индивидуальная работа | |
1.1 | Комплектование групп | август – сентябрь |
1.2 | Участие в педагогических советах Участие в методических советах | по плану |
1.3 | Посещение открытых занятий с последующим их анализом | по графику |
2 | Работа с педагогическим коллективом | |
2.1 | Проведение семинара на тему «Формы организации учебного процесса в системе дополнительного образования детей» | ноябрь |
2.2 | Методический семинар на тему «Мастер-класс: содержание, виды, структура» | январь |
2.3 | Методический семинар на тему «Современные образовательные технологии в дополнительном образовании» | март |
2.4 | МО на тему «Анализ деятельности объединений за 2020-2021 уч. год» | апрель – май |
2.5 | Проведение индивидуальных консультаций для педагогов по направлениям | в течении года |
2.6 | Посещение и анализ занятий ПДО по направлениям отдела | в течении года |
2.7 | Организация посещения и анализ массовых мероприятий, проводимых ПДО на базах школ | в течении года |
2.8 | Организация взаимопосещения занятий педагогами | в течении года по графику |
2.9 | Ознакомление педагогов МБУ ДО «ЦВР» с новинками методической литературы | в течении года |
3 | Индивидуальная работа с педагогом | |
3.1 | Консультации по составлению календарно-тематических планов, дополнительных образовательных программ, планов индивидуальных занятий. | Сентябрь |
3.2 | Организация методической помощи педагогу дополнительного образования в подготовке материалов для участия в различных конкурсах | в течении года |
4 | Контроль, осуществляемый зав. отделом | |
4.1. | Консультации для начинающих ПДО | в течении года |
4.2 | Контроль за ведением самообразования педагога и результатами деятельности объединений, творческими достижениями обучающихся | в течении года |
5 | Работа, направленная на популяризацию образовательного учреждения | |
5.1 | Презентация учреждения на различных мероприятиях | в течении года |
5.2 | Развитие сотрудничества УДО с образовательными учреждениями | в течении года |
5.3 | Размещение методической информации на официальном сайте учреждения | в течении года |
Консультации для педагогов ЦВР
№ п/п | Тематика | Срок | Ответственный |
1 | Документация ПДО. Требования к оформлению журнала учета работа объединений. Методические рекомендации по составлению образовательной программы. Нормативно-правовая база УДО Инструктажи по технике безопасности в объединениях | сентябрь | зам. директора по УВР, зав. отделом |
2 | Правила оформления программ ПДО | сентябрь | зам.директора по УВР, зав.отделом |
3 | Проблемы комплектования и сохранения контингента учащихся в объединениях | февраль | зам.директора по УВР, зав.отделом |
4 | Консультативная помощь по проблемам образовательного процесса | в течении года | зам.директора по УВР, зав.отделом |
Творческая мастерская – мастер – классы, открытые занятия
№ | Тема | Месяц |
1 | Мастер-классы (социально-педагогические и естественно-научные объединения) | в течении года |
2 | Открытые занятия (социально-педагогические и естественно-научные объединения) | в течении года |
3 | Участие в профессиональных конкурсах, семинарах, стажировках, конференциях | в течении года |
Организация и проведение мероприятий, конкурсов
Районные
№ п\п | Мероприятия | Сроки |
1 | Муниципальный этап республиканского конкурса «Ребенок в мире прав» | сентябрь-октябрь |
2 | Муниципальный этап республиканского конкурса детских поделок «Я и Красная книга» | сентябрь-октябрь |
3 | Викторина «В мире животных» | октябрь |
4 | Районный конкурс «Мама-это счастье!» | ноябрь |
5 | Всероссийский экологический диктант для обучающихся | ноябрь |
6 | Всероссийский экологический диктант для педагогов | ноябрь |
7 | Открытие новогодней елки в парке сах.завода | декабрь |
8 | Квест «В мире занимательных наук» | январь |
9 | Методический семинар «Формы организации образовательной деятельности в системе дополнительного образования» | январь |
10 | Муниципальный этап IX Республиканского конкурса экологической социальной рекламы «Город под защитой детства» | январь-февраль |
11 | Акция «Покормите птиц зимой!» | февраль |
12 | Муниципальный этап республиканского конкурса «Сохраним природу Татарстана!» | февраль-март |
13 | Муниципальный этап XIX Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета-2021» | февраль-март |
14 | Конкурс «Знатоки русского языка» | март |
15 | Муниципальный этап фестиваля «Без бергэ» номинация «Художественное чтение» | февраль-март |
16 | Муниципальный этап всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» | февраль-март |
17 | Методическое объединение на тему «Анализ деятельности объединений за 2020-2021 учебный год». | май |
18 | Муниципальный этап V Республиканского конкурса рисунков и фоторабот «Парки и скверы моей малой Родины» | апрель-май |
19 | Муниципальный этап XXVII республиканского фестиваля детской, | апрель-май |
20 | Детский Сабантуй по станциям | июнь |
21 | Конкурс с воспитанниками пришкольных лагерей «Ура, лето!» | июнь |
22 | Участие в других районных и городских мероприятиях (по плану ЦВР) | в течении года |
23 | Участие в зональных, республиканских, всероссийских этапах конкурсов | в течении года |
Республиканские
№ п\п | Мероприятия | Сроки |
1 | Республиканский конкурс «Ребенок в мире прав» | октябрь |
2 | Республиканский экологический фестиваль «Природа и мы», посвященный 100-летию образования ТАССР | ноябрь-декабрь |
3 | Региональный этап Всероссийского конкурса творческих, проектных и исследовательских работ учащихся «#ВместеЯрче» 2020 года | октябрь |
4 | Республиканский конкурс экологической социальной рекламы «Город под защитой детства» | декабрь-январь |
5 | Республиканский конкур юных защитников природы «Сохраним лесную красавицу» | декабрь |
6 | Республиканский конкурс «Чудеса своими руками» | декабрь |
7 | Республиканский конкурс «Эко-комикс» | февраль |
8 | Республиканский конкурс «Молодой журналист» | январь-февраль |
9 | Республиканский конкурс «Экологический календарь» | февраль |
10 | Республиканский конкурс «Без берге» | март |
11 | Республиканская научно-практическая конференция «Юннат-2021» | март |
12 | Республиканский орнитологический природоохранный конкурс «Феникс» | март |
13 | Республиканский конкурс «Сохраним природу Татарстана!» | март-апрель |
14 | XXVII Республиканский фестиваль детской, | апрель-май |
15 | V Республиканский конкурс рисунков и фоторабот «Парки и скверы моей малой Родины» | апрель-май |
16 | Республиканская акция «Марш парков-2021» | апрель-май |
17 | Республиканский экологический двухмесячник «ЭКО-ВЕСНА» | апрель-май |
Всероссийские
№ п\п | Мероприятия | Сроки |
1 | Всероссийский экологический диктант | сентябрь |
2 | Всероссийская экологическая акция «Чистый берег» | сентябрь |
3 | Всероссийская акция «Дни учета птиц» | октябрь |
4 | Всероссийская телекоммуникационная олимпиада юных журналистов | ноябрь |
5 | Всероссийский урок «Эколята-молодые защитники природы» | ноябрь |
6 | Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды (ВКЮИОС) | ноябрь-декабрь |
7 | Всероссийский конкурс «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам») | ноябрь-декабрь |
8 | Всероссийский конкурс чтецов «Живая классика» | февраль-март |
9 | XIX Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета-2021» | март |
10 | Всероссийский конкурс экологических рисунков | март |
11 | Всероссийский конкурс экологических проектов «Волонтеры могут все» | март |
12 | Всероссийский форум «Зеленая планета-2021» | |
13 | Всероссийская акция «Вода России» | май |
Важное место в образовательном и воспитательном процессе занимает функция кураторства педагогов и учебных групп.
Содержание деятельности куратора определяется такими функциями, как:
1. информативная
2. организационная
3. коммуникативная
4. контролирующая (административная)
5. творческая
Координационная деятельность
№ | Наименование мероприятия | Срок исполнения |
1 | Совместная работа с педагогами по вовлечению учащихся в мероприятия, конкурсы различных уровней | в течение года |
2 | Сотрудничество с экологическими природоохранными организациями (Музей естественной истории РТ, Городской детский эколого-биологический центр г. Казани), Заволжское территориальное управление «Буа зэйлары», учреждениями г. Казани (Республиканский олимпиадный центр г. Казани, Республиканский центр внешкольной работы г. Казани) и учреждениями искусства и культуры г. Буинска РТ(ДШИ №1 г. Буинска РТ и ДШИ г. Буинска РТ, Досуговый центр) и образования (МКУ «Управление образования Буинского муниципального района РТ») , СМИ | в течение года |
3 | Организация проведения педагогами открытых занятий, мероприятий | в течение года |
4 | Разработка единого пакета документов по реализации конкурсов, мероприятий: - положений - планов проведений конкурсов, мероприятий - сценариев - сценарных планов - приказов - итоговых информаций, анализов, протоколов, программ, критериев оценивания конкурсов | в течение года |
Аналитическая деятельность
№ | Наименование мероприятия | Срок исполнения |
1 | Посещение и взаимопосещение занятий и мероприятий педагогов, их анализ и самоанализ | по графику |
2 | Разработка инструктивно-методических материалов (конспектов занятий, экскурсий, программ, критериев оценивания, положений, сценариев мероприятий, конкурсов и др.) | в течение года |
3 | Изучение, обобщение и распространение результативного педагогического опыта | в течение года |
4 | Диагностика профессиональной деятельности педагогов - анализ деятельности ПДО | май |
Деятельность детей осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам: группа, секция, кружок, театр, школа, клуб, лаборатория и других (далее объединения).
Объединения формируются на весь учебный год.
Отдел организует образовательный процесс с воспитанниками детских творческих коллективов МБУ ДО ЦВР в течение учебного года с сентября по май.
Занятия проводятся с переменным составом обучающихся: 1 год обучения-15 чел., 2 год обучения-12 чел., 3 год обучения-10 чел.
Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве позволяет заинтересовать и вовлечь детей в систему дополнительного образования. Разнообразие форм даёт возможность увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознание и поведение, чувства и волю, эмоции и интеллект.
Важнейшим положительным моментом в обучении и воспитании является возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.
Содержание образовательных программ направлено на:
создание условий для развития личности ребёнка;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка;
целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка;
организацию досуга детей, расширение кругозора;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.
Организация образовательного процесса
№ | Наименование объединения | Ф.И.О. педагога | Коли чество групп | Количество часов | Год обучения | Количество детей |
1 | «Экологическая агитбригада «Грин» | Карпухина М.С. | 2 | 36 | 1 | 30 |
2 | «Эко-Знайка» | Набиуллина З.Б. | 1 | 18 | 1 | 15 |
3 | «Экологический калейдоскоп» | Семёнова О.Д. | 1 | 18 | 1 | 15 |
4 | «Росинка» | Хамиева А.И. | 1 | 18 | 1 | 15 |
5 | «Юный исследователь-эколог» | Бызова М.А. | 1 | 18 | 2 | 12 |
6 | «Юный натуралист» | Бызова М.А. | 1 | 18 | 1 | 15 |
7 | «Живая планета» | Степанов В.А. | 1 | 18 | 1 | 15 |
8 | «Арабский язык» | Сабирзянов Л.Р. | 2 | 36 | 1 | 30 |
9 | «Пишу красиво» | Климко А.Ю. | 2 | 36 | 1 | 30 |
10 | «Юный психолог» | Егорова Т.И. | 4 | 72 | 1 | 60 |
11 | «Новое поколение» | Юманова Е.Р. | 1 | 18 | 1 | 15 |
12 | «Психология для младших школьников» | Юманова Е.Р. | 1 | 18 | 1 | 15 |
13 | «Веселый английский» | Анисимова Л.Н. | 3 | 54 | 1 | 45 |
| | | | | | |
| Итого | | 21 | | | 312 |
Самообразование педагогов
№ | наименование | сроки | ответственные |
1 | Работа педагогов по планам самообразования | в течение года | Педагоги ДО |
2 | Прохождение курсов повышения квалификации | октябрь - май | ПДО |
3 | Участие в профессиональных конкурсах, стажировках, семинарах, конференциях | в течение года | ПДО |
Организационная деятельность
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Участие в работе педагогического совета | в течение года |
2 | Участие в работе методического объединения согласно плану МБУ ДО «ЦВР г. Буинска РТ» | в течение года |
3 | Участие в работе собрания трудового коллектива | в течение года |
4 | Планерка еженедельно по понедельникам | в течение года |
5 | Информирование муниципальных образовательных учреждений о проведении мероприятий, конкурсов согласно плану работы Отдела | в течение года |
6 | Производственное совещание с работниками отдела | в течение года по необходимости |
7 | Разработка анализа работы за 2020-2021 уч.год | май-июнь |
8 | Индивидуальные консультации, беседы с родителями, педагогами | в течение года |
Информационно- методическая работа
№ | Тематика | Срок |
1 | Планирование работы | ежемесячно |
2 | Составление отчетов и информаций о проведенных мероприятиях, конкурсах | по плану |
3 | | по плану |
4 | Подготовка информации для РОО, РЦВР, МО и НРТ и других учреждений | в течение года |
5 | Консультативно-методическая работа по проведению мероприятий, конкурсов | в течение года |
6 | Выходы в школы с целью оказания методической помощи ПДО | в течение года |
7 | Предоставление информации на сайт учреждения | по плану |
9 | Анализ форм и содержания посещенных занятий | в течение года |
Формы организации деятельности:
для обучающихся:
- игры, конкурсы детского творчества, конкурсно-игровые программы, игровые программы, турниры, фотоконкурсы, познавательно-развлекательные программы, квесты, акции и т.п.
Для педагогических работников:
-индивидуальные консультации
-мастер-классы
-практические семинары
-презентация опыта
-посещение и анализ занятий
-оказание методической помощи молодым педагогам
-«круглый стол».
Основные виды методической деятельности:
- самообразование;
- описание и обобщение передового опыта;
- создание методической продукции;
- обучение педагогических кадров, методическое руководство;
- методическая помощь;
- методическая коррекция.
Формирование методического фонда ЦВР
Наименование | Вид |
Положения конкурсов | сборник |
Программы ПДО ЦВР | сборник |