Специальная индивидуальная программа развития на 2023–2024 учебный год

2
0
Материал опубликован 4 February

 

Приложение 1

государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Щёкинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

РАССМОТРЕНА

на заседании ППк Руководитель ППк

Ф.И.О.

Протокол №

« » 20 г.

 

СОГЛАСОВАНА

Родитель

(законный представитель)

Ф.И.О.

« » 20 г.

 

утверждена

Директор

Т.В.Зотова

Приказ №

« » 20 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

на 2023- 2024 учебный год

 

 

 

обучающейся 1«Б» класса

Староверовой Анастасии

 

 


 


 


 


 


 

г.Щекино

2023г.

Приложение 2

Структура СИПР

Содержание

Стр.

1. Индивидуальные сведения о ребенке

 

2. Психолого-педагогическая характеристика

 

3. Индивидуальный учебный план и расписание

 

4. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

 

5. Содержание образования:

 

5.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

 

5.2. Нравственное развитие

 

5.3. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

 

5.4. Внеурочная деятельность

 

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР

 

7. Программа сотрудничества с семьей

 

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

 

9. Средства мониторинга (контрольно-измерительные материалы).

 


 

Приложение 3

1. Индивидуальные сведения о ребенке

Ф.И.О. ребенка:

 

Возраст ребенка:

7 лет (дата рождения)

Место жительства:

Тульская область, Щекинский район, п.Октябрьский д.39

 

Мать Ф.И.О.:

 

Отец Ф.И.О.:

 

Год обучения в Учреждении:

1

Ступень обучения:

 

Группа (особые потребности)

индивидуальное обучение на дому (в классе)

Заключение ЦПМПК, образовательная программа:

 

+ копия заключения ЦПМПК

 

Приложение 4

2. Психолого-педагогическая характеристика

Анастасия проживает в полной семье, в частном доме, у нее есть своя комната с необходимыми вещами для обучения и отдыха.

До поступления в школу посещала ГОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья». Ребенок обучается на дому. У Анастасии состояние тяжелое по основному заболеванию. Общая моторика развита (соответствует возрасту), нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата нет, хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения (координация хорошая), подвижна. Хорошо развита мелкая моторика, движения рук точные, мышечный тонус повышен, трудности при овладении графическими навыками не испытывает, хорошо владеет карандашом и ножницами, нет трудностей при работе с пластилином, в выполнении штриховки. Ведущая рука – правая. Проявляет интерес к игрушкам, использует их по назначению, играет и придумывает сама сюжет игры. Очень любит рисовать, вырезать из картона и цветной бумаги, делать поделки.

Сенсорное развитие. Зрительное восприятие развито, фиксирует взгляд на предмете, человеке, если есть заинтересованность. Слуховое восприятие: прислушивается и находит источник звука в пространстве, поворачивает голову в сторону голоса, старается повторить фразы из песен. На обращенную речь реагирует, отвечает на поставленные вопросы. Она уверенно держит карандаш или ручку, уверенно выполняет осознанные движения по листку бумаги: рисование линий, простейших геометрических фигур, а так же обводку и раскрашивание в пределах контура.

Восприятие: дифференцированное. Сенсорными навыками владеет, вглядывается в объект, рассматривает его, обследует. Понятия об основных признаках предметов сформированы.

Внимание и работоспособность девочки зависят от её психологического состояния, настроения. Неустойчивая эмоционально–волевая сфера приводит к сужению внимания; плохой концентрации; девочка быстро утомляется; на занятиях бывает невнимательной, рассеянной.

Память преобладает смешанная (зрительная, слуховая, моторная). Непроизвольное и произвольное запоминание развито хорошо.

Мышление: У девочки развито недостаточно, операциями анализа и синтеза владеет слабо; видит лишний предмет, но даёт своеобразное обоснование; знает обобщающие слова, не всегда верно их употребляет, не всегда может обосновать свои ответ; умеет выделять существенные признаки без объяснения. Ребенок имеет смутное представление о цвете и форме, не может сравнивать предметы по размеру; не различает понятия больше-меньше, высоко-низко, широко-узко, а так же плохо ориентируется в пространстве, по просьбе учителя с трудом показывает левую и правую руку, называет и показывает части тела.

Девочка не коммуникабельна, не любит общаться, не умеет слушать, улавливает мысль, не понимает все вопросы. Смысл обращенной речи понимает, свое имя знает, на него реагирует, называет себя. Самостоятельная речь на данный момент развита плохо, но развивается, появляются новые слова, словосочетания, Речемыслительные операции не сформированы. Анастасия не знает алфавит. Выражает свои впечатления, возможности, желания с помощью не очень слов, жестов, криков.

С ребенком сложно установить формальный эмоциональный контакт. Эмоциональная сфера довольно неустойчивая, преобладает положительное поведение и настроение. Ситуативные эмоции слабо выражены, недовольство и элементарные желания выражает криком, упрямством, начинает прятаться, отворачиваться. В период бодрствования активна. Девочка добрая, ласковая, но упрямая, оживленная, впечатлительная, с повышенной утомляемостью, со сниженной волевой активностью

Коммуникативные возможности развиты на уровне формального эмоционального контакта. Присутствует игровая деятельность. Предметно-практическая деятельность не развита. Интеллектуальные умения не развиты. Навыки самообслуживания сформированы хорошо: ест из ложки и пьет из кружки самостоятельно, помогает одеваться, сама снимает футболку, кофту. Умывание, мытье рук: может самостоятельно. Ходит на горшок, сама просится.

Нуждается в полном постоянном уходе, присмотре. Ребенку уделяется достаточно внимания со стороны всех взрослых родственников.Своих трудностей в обучении и общении не осознает.

 

 

Приложение 5

Учебный план (обучение на дому)

2023-2024 учебный год

Ф.И.О. учителя

Ф.И.

класс

Речь и альтернативная коммуникация

Графика и письмо

Математические представления

Человек

Окружающий природный мир

Окружающий социальный мир

Изобразительная деятельность

Итого

1

Афанасьева

Ольга

Николаевна

Староверова Анастасия

1 доп

2

1

2

1

1

1

1

9


 

Расписание индивидуального обучения (обучение на дому) на 2023-2024 учебный год

Ф.И.О.учителя /

Ф.И. обучающегося

класс

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Староверова Анастасия

Афанасьева О.Н.

1

 

Речь и альтернативная коммуникация

14.00-14.40

Речь и альтернативная коммуникация

14.00-14.40

 

Математические представления

14.00-14.40

2

 

Математические представления

14.50-15.30

Окружающий социальный мир

14.50-15.30

 

Графика и письмо

14.50-15.30

3

 

Окружающий природный мир

15.40-16.20

 

 

 

4

 

Изобразительная деятельность

16.30-17.10

 

 

 

5

 

Человек

17.20-18.00

 

 

 


 

Место проведения индивидуальных занятий (обучение на дому)- на базе ГОУ ТО «Щёкинская школа для обучающихся с ОВЗ», Щекинский район, п.Октябрьский д.39


 

Расписание коррекционных занятий на базе ГОУ ТО «Щёкинская школа для обучающихся с ОВЗ»

класс

Время занятий

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1 доп

4

11.10-11.50

Предметно-практические действия

 

 

 

Сенсорное развитие

5

12.00-12.40

Двигательное развитие

 

 

 

Альтернативная коммуникация

9

15.20-16.00

 

Логопедические

занятия

 

 

 


 


 

Приложение 6

Условия реализации потребности в уходе и присмотре

День недели

 

 

 

 

7.00-8.00

8.00-

10.00

11.30-

12.00

12.00-

13.30

14.00-15.30

 

15.30-

18.00

18.00-

19.00

19.00

-20.00

20.00

-21.00

21.00-

9.00

Понедельник

Завтрак

Развивающие игры, рисование, просмотр развивающих передач, прогулки на свежем воздухе.

Обед

 

Дневной

сон.

Игры, прогулки, просмотр телепередач.

Развивающие игры,

Ужин

Просмотр телепередач, тихие игры.

Гигиени-ческие процедуры

 

Сон

 

Вторник

Завтрак

Развивающие игры, рисование, просмотр развивающих передач, прогулки на свежем воздухе.

Обед

 

Дневной

сон.

Учебные занятия

(до 18.00)

Развивающие игры,

Ужин

Просмотр телепередач, тихие игры.

Гигиени-ческие процедуры

 

Сон

 

Среда

Завтрак

Развивающие игры, рисование, просмотр развивающих передач, прогулки на свежем воздухе.

Обед

 

Дневной

сон.

Учебные занятия

Развивающие игры,

Ужин

Просмотр телепередач, тихие игры.

Гигиени-ческие процедуры

 

Сон

 

Четверг

Завтрак

Развивающие игры, рисование, просмотр развивающих передач, прогулки на свежем воздухе.

Обед

 

Дневной

сон.

Игры, прогулки, просмотр телепередач.

Развивающие игры,.

Ужин

Просмотр телепередач, тихие игры.

Гигиени-ческие процедуры

 

Сон

 

Пятница

Завтрак

Развивающие игры, рисование, просмотр развивающих передач, прогулки на свежем воздухе.

Обед

 

Дневной

сон.

Учебные занятия

Развивающие игры,.

Ужин

Просмотр телепередач, тихие игры.

Гигиени-ческие процедуры

 

Сон

 

Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода: влажные салфетки, бумажные полотенца, мыло.

Приложение 7

5. Содержание образования

5.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

Речь и альтернативная коммуникация. 1 дополнительный класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Общая характеристика учебного предмета:

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность при ДЦП ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.

Задачи предмета:

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка

Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов

Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

Использование доступных жестов для передачи сообщения

Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания;

формирование и развитие реципрокной координации;

развитие пространственных представлений;

развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Предметные результаты

Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов

Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

Использование доступных жестов для передачи сообщения

Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Речь и альтернативная коммуникация (2ч. в неделю)

 

п/п

Название темы (раздела)

Кол-во

часов

Дата проведения

по плану

по факту

1 четверть (16 ч.)

 

 

 

1

Дай мне ответ - да или нет

1

05.09

05.09

2

Дай мне ответ - да или нет

1

06.09

06.09

3

Я. Мое имя. (жест и пиктограмма "я")

1

12.09

12.09

4

Я. Мое имя. (жест и пиктограмма "я")

1

13.09

13.09

5

Я- ребенок (сведения о себе)

1

19.09

19.09

6

Я- ребенок (сведения о себе)

1

20.09

20.09

7

Я- ребенок (сведения о себе)

1

26.09

26.09

8

 

Я- ребенок (сведения о себе)

1

27.09

27.09

9

Просьбы (Дай. Я хочу)

1

03.10

03.10

10

Просьбы (Дай. Я хочу)

1

04.10

04.10

11

Просьбы (Дай. Я хочу)

1

10.10

10.10

12

Просьбы (Дай. Я хочу)

1

11.10

11.10

13

Дружат мальчики, дружат девочки

1

17.10

17.10

14

Дружат мальчики, дружат девочки

1

18.10

18.10

15

Дружат мальчики, дружат девочки

1

24.10

24.10

16

Дружат мальчики, дружат девочки

1

25.10

25.10

2 ЧЕТВЕРТЬ (16ч.)

 

 

 

 

Школьные принадлежности

1

07.11

07.11

 

Школьные принадлежности

1

08.11

08.11

 

Школьные принадлежности

1

14.11

14.11

 

Школьные принадлежности

1

15.11

15.11

 

Игры "Собери портфель, Чудесный мешочек"

1

17.11

17.11

 

Игры "Собери портфель, Чудесный мешочек"

1

18.11

18.11

 

Упражнения с пиктограммами: "Найди такой предмет", Где (карандаш)...?

1

24.11

24.11

 

Упражнения с пиктограммами: "Найди такой предмет", Где (карандаш)...?

1

25.11

25.11

 

Упражнения с пиктограммами: "Найди такой предмет", Где (карандаш)...?

1

05.12

05.12

 

Упражнения с пиктограммами: "Найди такой предмет", Где (карандаш)...?

1

06.12

06.12

 

Урок закрепления. (Знание пиктограмм по теме "Школа")

1

12.12

12.12

 

Урок закрепления. (Знание пиктограмм по теме "Школа")

1

13.12

13.12

 

Попроси у меня....

 

1

19.12

19.12

 

Попроси у меня....

 

1

20.12

20.12

 

Части тела (голова, руки, ноги)

1

26.12

26.12

 

Части тела (голова, руки, ноги)

1

27.12

27.12

3 ЧЕТВЕРТЬ (19 ч.)

 

 

 

1

Моё имя. Мое лицо. Эмоции.

 

1

09.01

09.01

2

Моё имя. Мое лицо. Эмоции.

 

1

10.01

10.01

3

Рот. Что умеет язычок (артикуляционные упражнения)

1

16.01

16.01

4

Рот. Что умеет язычок (артикуляционные упражнения)

1

17.01

17.01

5

Артикуляция гласных звуков.

 

1

23.01

23.01

6

Артикуляция гласных звуков.

 

1

24.01

24.01

7

Глаза и нос.

1

30.01

30.01

8

Глаза и нос.

1

31.01

31.01

9

Работа с пиктограммами "Лицо и тело" (упражнения: Найди такую, Покажи (нос), Найди пару)

1

 

06.02

06.02

10

Работа с пиктограммами "Лицо и тело" (упражнения: Найди такую, Покажи (нос), Найди пару)

1

07.02

07.02

11

Урок закрепление «Мое тело»

1

20.02

20.02

12

Урок закрепление «Мое тело»

1

21.02

21.02

13

«Осень, в гости к нам пришла» (пиктограммы)

1

27.02

27.02

14

«Осень, в гости к нам пришла» (пиктограммы)

1

05.03

05.03

15

Растения. Деревья и листья

1

06.03

06.03

16

Растения. Деревья и кустарники.

1

12.03

12.03

17

«Явление природы».Солнце.

1

13.03

13.03

18

 

Солнце. Луна. Звезды.

1

19.03

19.03

19

Закрепление материала.

1

20.03

20.03

4 четверть (15 часов)

 

 

 

1

Дождь. (рисование, прослушивание потешек, ритмические упражнения)

1

02.04

02.04

2

Дождь. (рисование, прослушивание потешек, ритмические упражнения)

1

03.04

03.04

3

Дары осени. Фрукты - овощи. (обзор)

1

09.04

09.04

4

Дары осени. Фрукты - овощи. (обзор)

1

10.04

10.04

5

Мир вокруг нас. Фрукты. Яблоко.

1

16.04

16.04

6

Мир вокруг нас. Фрукты. Яблоко.

1

17.04

17.04

7

 

Овощи. Морковь. Сравнение с яблоком.

1

23.04

23.04

8

 

Овощи. Морковь. Сравнение с яблоком.

1

24.04

24.04

9

Игрушки (Мяч, кукла).

 

 

1

30.04

30.04

10

Игрушки (Мяч, кукла).

 

 

1

07.05

07.05

11

«Мой веселый, звонкий мяч»

Игры с мячом

 

1

08.05

08.05

12

«Мой веселый, звонкий мяч»

Игры с мячом

 

1

14.05

14.05

13

«Мой веселый, звонкий мяч»

Игры с мячом

 

1

15.05

15.05

14

Домашние животные

Кошка, собака.

1

21.05

21.05

15

Домашние животные

Корова, коза, овца.

1

22.05

22.05

 

Лист корректировки

Календарно-тематического планирования

Дата

внесения

изменений,

дополнений

Содержание, причина корректировки

Согласование с заместителем директора

Дата

проведения

Подпись

лица,

внесшего

запись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Графика и письмо

1 год обучения

Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.

Овладение письмом — одна из труднейших задач обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью. Этот вид пись­менной речи чаще всего недоступен им. Тем не менее, некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью все же способны освоить его на доступном для них уровне.

В рамках предмета «Графика и письмо» процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании.

Прежде чем дети начинают осваивать доступные для них навыки письменной речи, они овладевают элементарными графомоторными навыками, пространственными представлениями, доступными для их понимания.

Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы.

В основу предлагаемого обучения предмету «Графика и письмо» положено использование пиктограмм.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области.

Основные задачи:

организовать речевую среду;

пробудить речевую активность учащегося, его интерес к предметному миру и человеку;

сформировать предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности;

научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты.

Коррекционно-развивающие задачи:

развитие коммуникативной функции речи;

воспитывать и развивать стремление к установлению коммуникативных контактов с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения;

развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя его коммуникативную потребность;

расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

Ожидаемый результат:

В качестве показателей развития учащихся рассматривается уровень усвоения средств общения (вербальных и невербальных), понимание выразительных движений и естественных жестов;

развитие моторики рук и общей моторики;

умение обводить, раскрашивать, штриховать, писать по образцу элементы букв, исходя из индивидуальных особенностей каждого ученика.

Основное содержание курса

На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся овладевают элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями.

«Рисуночное письмо» В «Программе» представлены виды заданий, которые учащи­еся с ТМНР могут вы­полнять вместе с педагогом. Прежде всего, это рисунок, картинки в стиле лубка, прорисовывание контурных линий, штрихов, нане­сение пятен на листы бумаги и т. п. Этот вид условного письма рассматривается как «рисуночное письмо».

Упражнения в «рисуночном письме» (работа с карандашом) требуют не только навыка его удерживания, но и концентрирования внимания на процессе действий с карандашом и листом бумаги. Эти упражнения представляют собой попытку создать некое конкретное изображение или хотя бы примитивные каракули.

При помощи рисуночного письма учащиеся учатся фиксировать (изображать) не только конкретные образы, но и отвлеченные понятия, которые выражаются наглядными средствами.

«Упражнения» В процессе обучения учащихся на уроках по предмету «Гра­фика и письмо» активно применяются различные упражнения.

Существуют подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие упра­жнения.

«Письменные упражнения» это, скорее, различные сенсомоторные упражнения, направленные на развитие тонкой мо­торики пальцев, кисти руки, на формирование пространствен­ных представлений, координацию движений «взгляд -рука».

Они знакомят учащихся со свойствами материалов, которые могут служить в качестве средств отобразителъности.

«Письменные» упражнения включают рисование на песке ладонью, пальцем, палочкой и т. п. Для этого в классной или специально оборудованной комнате располагаются подготовленные емкости с чистым, просеянным песком.

Для «письменных» упражнений применяются также подносы с манкой (или другими сыпучими материалами), на которой уча­щиеся рисуют различные картинки (лицо, дерево и т. п.), а также вместе с учителем «пишут» буквы и слова.

«Упражнения с картинками» По мере развития моторных навыков учащиеся переходят к рисованию различных картинок, пиктограмм, «написанию» слов с помощью внутренних и внешних трафаретов. Они могут делать это вместе с учителем или самостоятельно. При этом обязатель­ным условием является создание ситуаций, направленных на коммуникативное общение, на воспитание умения доводить вы­полнение задания до логического конца, после чего следуют об­суждение и положительная оценка «письма» учащегося.

«Ритмические упражнения» направленны на развитие общей моторики, чувства ритма, зрительно-пространственной ориентации. Выполняя ритмические упражнения сопряженно с педагогом, учащиеся на невербальном уровне учатся понимать инструкции.

В «жестово-образных» играх учащиеся овладевают навыками невербальной и вербальной коммуникации. Выполняют имитирующие (подражательные) координированные движения (птички полетели, зайка прыгает). Манипуляторные навыки с предметами (игрушками) позволяют ребенку «вживаться» в образ, тем самым способствуют развитию интереса к окружающей действительности.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащийся должен уметь:

Самостоятельно или при помощи педагога собирать и разбирать сборно-разборные игрушки.

Согласовывать движения с движениями учителя.

Самостоятельно держать карандаш, кисточку, фломастер; рисовать ими без задания самостоятельно.

Дорисовывать детали по указательному жесту и словесному пояснению учителя.

Ходить в различных направлениях по словесной инструкции учителя.

 

Графика и письмо. (1 час в неделю)

 

п/п

Название темы (раздела)

Кол-во

часов

Дата проведения

по плану

по факту

1 четверть (9 ч.)

 

 

 

1.

Статические упражнения для кистей и пальцев рук

1

01.09

01.09

2

Статические упражнения для кистей и пальцев рук

1

08.09

08.09

3.

Самомассажные упражнения.

1

15.09

15.09

4.

Самомассажные упражнения.

1

22.09

22.09

5

Динамические упражнения для кистей и пальцев рук.

1

29.09

29.09

6

Динамические упражнения для кистей и пальцев рук.

1

06.10

06.10

7

Динамические упражнения для кистей и пальцев рук.

1

13.10

13.10

8

Динамические упражнения для кистей и пальцев рук.

1

20.10

20.10

9

Рисование контурных и цветных изображений по трафаретам

1

27.10

27.10

2 четверть (8ч.)

 

 

 

10

Рисование контурных и цветных изображений по трафаретам

1

10.11

10.11

11

Рисование контурных и цветных изображений по трафаретам

1

17.11

17.11

12

Рисование контурных и цветных изображений по трафаретам

1

24.11

24.11

13

Рисование контурных и цветных изображений по трафаретам

1

01.12

01.12

14

Рисование контурных и цветных изображений по трафаретам

1

08.12

08.12

15

16

 

Рисование («писание») контурных линий, штрихов, пятен (черно-белых и цветных) на листе бумаги.

2

15.12

22.12

15.12

22.12

17

Рисование («писание») на различной по фактуре сыпучей поверхности

1

29.12

29.12

3 четверть (9ч.)

 

 

 

18

Рисование («писание») на различной по фактуре сыпучей поверхности

1

12.01

12.01

19

Рисование («писание») на различной по фактуре сыпучей поверхности

1

19.01

19.01

20

Рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы

1

26.01

26.01

21

Рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы

1

02.02

02.02

22

Рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы

1

09.02

09.02

23

Рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы

1

16.02

16.02

24

Рисование плаката с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности.

 

1

01.03

01.03

25

 

Рисование плаката с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности.

 

1

15.03

15.03

26

27

Рисование плаката с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности.

 

1

22.03

22.03

4 четверть (6 часов)

 

 

 

28

Обводка по точкам и пунктирным линиям.

1

05.04

05.04

29

Обводка по точкам и пунктирным линиям.

1

12.04

12.04

30

Обводка по точкам и пунктирным линиям.

1

19.04

19.04

31

Обводка по точкам и пунктирным линиям.

1

26.04

26.04

32

 

Рисование («писание») на различной по фактуре

1

17.05

17.05

33-

34

Рисование («писание») на различной по фактуре

1

24.05

24.05

 

Лист корректировки

Календарно-тематического планирования

 

Дата

внесения

изменений,

дополнений

Содержание, причина корректировки

Согласование с заместителем директора

Дата

проведения

Подпись

лица,

внесшего

запись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета:

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации,требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Задачи и направления

-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;

- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;

- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 64 часа, 2часа в неделю, 33 учебные недели.


 

 

Математические представления (2часа в неделю)

 

п/п

Название темы (раздела)

Кол-во

часов

Дата проведения

по плану

по факту

1 четверть (17 ч.)

 

 

 

1

Формирование временных представлений «День, вечер, ночь»

1

01.09

01.09

2

Формирование временных представлений «День, вечер, ночь»

1

05.09

05.09

3

Формирование временных представлений «День, вечер, ночь»

1

08.09

08.09

4

Формирование временных представлений «День, вечер, ночь»

1

12.09.

12.09.

5

Формирование временных представлений «День, вечер, ночь»

1

15.09

15.09

6

Формирование временных представлений «День, вечер, ночь»

1

19.09

19.09

7

«Части суток». «День, вечер, ночь»

 

 

1

22.09

22.09

8

 

«Части суток». «День, вечер, ночь»

 

 

1

26.09

26.09

9

«Части суток». «День, вечер, ночь»

 

 

1

29.09

29.09

10

«Части суток». «День, вечер, ночь»

 

 

1

03.10

03.10

11

«Части суток». «День, вечер, ночь»

 

 

1

06.10

06.10

12

«Части суток». «День, вечер, ночь»

 

 

1

10.10

10.10

13

«Режим дня»

1

13.10

13.10

14

«Режим дня»

1

17.10

17.10

15

«Режим дня»

1

20.10

20.10

16

«Режим дня»

1

24.10

24.10

17

«Режим дня»

1

27.10

27.10

2 ЧЕТВЕРТЬ (16 ч.)

 

 

 

 

«Ночной режим»

1

07.11

07.11

 

«Ночной режим»

1

10.11

10.11

 

«Ночной режим»

1

14.11

14.11

 

«Ночной режим»

1

17.11

17.11

 

Закрепление по теме:«Покажи, что ты делал днем, вечером».«Покажи, что ты делал ночью»

 

1

21.11

21.11

 

Закрепление по теме:«Покажи, что ты делал днем, вечером».«Покажи, что ты делал ночью»

 

1

24.11

24.11

 

Закрепление по теме:«Покажи, что ты делал днем, вечером».«Покажи, что ты делал ночью»

 

1

28.11

28.11

 

Закрепление по теме:«Покажи, что ты делал днем, вечером».«Покажи, что ты делал ночью»

 

1

01.12

01.12

 

«Формирование количественных представлений» . «Один» и «много». «Знакомство с цифрой 1»

 

 

«Один» и «много». «Знакомство с цифрой 1»

 

1

05.12

05.12

 

«Формирование количественных представлений». «Один» и «много». «Знакомство с цифрой 1»

 

 

«Один» и «много». «Знакомство с цифрой 1»

 

1

08.12

08.12

 

«Формирование количественных представлений» . «Один» и «много». «Знакомство с цифрой 1»

 

 

«Один» и «много». «Знакомство с цифрой 1»

 

1

12.12

12.12

 

«Формирование количественных представлений» . «Один» и «много». «Знакомство с цифрой 1»

 

 

«Один» и «много». «Знакомство с цифрой 1»

 

1

15.12

15.12

 

«Формирование количественных представлений» . «Один» и «много». «Знакомство с цифрой 1»

 

 

«Один» и «много». «Знакомство с цифрой 1»

 

1

19.12

19.12

 

«Один-много». «Цифра 1»

 

1

22.12

22.12

 

«Один-много». «Цифра 1»

 

1

26.12

26.12

 

«Один-много». «Цифра 1»

 

1

29..12

29..12

3 четверть (18.ч.)

 

 

 

1

«Много»

«Выполнение различных действий: один — много хлопков».

 

 

 

 

1

09.01

09.01

2

«Много»

«Выполнение различных действий: один — много хлопков».

 

1

12.01

12.01

3

«Много»

«Выполнение различных действий: один — много хлопков».

 

1

16.01

16.01

4

«Много»

«Выполнение различных действий: один — много хлопков».

 

1

19.01

19.01

5

«Мои игрушки». «Цифра 1»

 

23.01

23.01

6

«Мои игрушки». «Цифра 1»

1

26.01

26.01

7

«Мои игрушки». «Цифра 1»

1

30.01

30.01

8

«Мои игрушки». «Цифра 1»

1

02.02

02.02

9

«В гостях у лесовичка в лесу». «Посчитаем сколько шишек и найдем цифру 1»

 

1

 

06.02

06.02

10

«В гостях у лесовичка в лесу». «Посчитаем сколько шишек и найдем цифру 1»

 

1

09.02

09.02

11

«В гостях у лесовичка в лесу». «Посчитаем сколько шишек и найдем цифру 1»

 

1

20.02

20.02

12

«В гостях у лесовичка в лесу». «Посчитаем сколько шишек и найдем цифру 1»

 

1

27.02

27.02

13

«В гостях у лесовичка в лесу». «Посчитаем сколько шишек и найдем цифру 1»

 

1

01.03

01.03

14

«Формирование представлений о величине»

«Большой-маленький». «Длинный – короткий»

1

05.03

05.03

15

«Формирование представлений о величине»

«Большой-маленький». «Длинный – короткий»

1

12.03

12.03

16

«Формирование представлений о величине»

«Большой-маленький». «Длинный – короткий»

1

15.03

15.03

17

«Формирование представлений о величине»

«Большой-маленький». «Длинный – короткий»

1

19.03

19.03

18

 

«Большие и маленькие игрушки»

 

 

1

22.03

22.03

4 четверть (14 часов)

 

 

 

1

«Большие и маленькие игрушки»

«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный короткий, используя приемы наложения и приложения».

1

02.04

02.04

2

«Большие и маленькие игрушки»

«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный короткий, используя приемы наложения и приложения».

1

05.04

05.04

3

«Большие и маленькие игрушки»

«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный короткий, используя приемы наложения и приложения».

1

09.04

09.04

4

«Я большая, а ты маленький»

«Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».

1

12.04

12.04

5

«Я большая, а ты маленький»

«Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».

1

16.04

16.04

6

«Я большая, а ты маленький»

«Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».

1

19.04

19.04

7

 

«Я большая, а ты маленький»

«Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».

 

1

23.04

23.04

8

 

«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы»

1

26.04

26.04

9

«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы»

1

30.04

30.04

10

 

«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы»

1

07.05

07.05

11

 

«Постройка башни»

«Выделение «больших - маленьких» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». «Длинный мост, короткий мостик»

1

14.05

14.05

12

«Постройка башни»

«Выделение «больших - маленьких» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». «Длинный мост, короткий мостик»

1

21.05

21.05

13

 

 

«Постройка башни»

«Выделение «больших - маленьких» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». «Длинный мост, короткий мостик»

1

24.05

24.05

 

Лист корректировки

Календарно-тематического планирования

Дата

внесения

изменений,

дополнений

Содержание, причина корректировки

Согласование с заместителем директора

Дата

проведения

Подпись

лица,

внесшего

запись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР. 1 дополнительный КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

В программе выделяются следующие основные задачи:

формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;

вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к обще­нию;

воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаи­модействия, развивать субъектно-объектные отношения;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуни­кативных высказываний);

знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

формировать представления о явлениях природы, сезон­ных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвиже­ния, питание);

развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

закреплять полученные представления в процессе различ­ных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельно­сти;

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели .

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные планируемые результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Планируемые предметные результаты:

узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;

контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

осознавать свою неразрывную связь с природой;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

Окружающий природный мир. ( 1 час в неделю)

 

п/п

Название темы (раздела)

Кол-во

часов

Дата проведения

по плану

по факту

1 четверть (8 ч.)

 

 

 

1.

Человек и природа

1

06.09

06.09

2

Человек и природа

1

13.09

13.09

3.

«Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин

1

20.09

20.09

4.

«Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин

1

27.09

27.09

5

Одежда и обувь человека осенью. Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку)

1

04.10

04.10

6

Одежда и обувь человека осенью. Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку)

1

11.10

11.10

7

«Что нам осень принесла?» Овощи. Фрукты. Ягоды. Грибы.

 

1

18.10

18.10

8

«Что нам осень принесла?» Овощи. Фрукты. Ягоды. Грибы.

 

1

25.10

25.10

2 четверть (8ч.)

 

 

 

9

Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование, аппликации)

1

08.11

08.11

10

Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование, аппликации)

1

15.11

15.11

11

Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)

1

22.11

22.11

12

Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)

1

29.11

29.11

13

Занятия и труд людей осенью

1

06.12

06.12

14

Занятия и труд людей осенью

1

13.12

13.12

15

 

Занятия и труд людей осенью

1

20.12

20.12

16

Обобщающий урок "В гости к осени"

1

27.12

27.12

3 четверть (11ч.)

 

 

 

17

А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы.

 

 

1

10.01

10.01

18

А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы.

 

 

1

17.01

17.01

19

20

А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы.

 

 

2

24.01

31.01

24.01

31.01

21

"Здравствуй, зимушка-зима!"

1

07.02

07.02

22

"Здравствуй, зимушка-зима!"

1

14.02

14.02

23

"Здравствуй, зимушка-зима!"

1

21.02

21.02

24

Одежда и обувь человека зимой

1

28.02

28.02

25

26

Зимние явления природы (снег, метель, лед)

2

06.03

13.03

06.03

13.03

27

Зимние забавы.

1

20.03

20.03

4 четверть (7 ч.)

 

 

 

28

Зимние забавы.

1

03.04

03.04

29

Зимние забавы.

1

10.04

10.04

30

Лес. Правила поведения в лесу. В мире животных

1

17.04

17.04

31

Лес. Правила поведения в лесу. В мире животных

1

24.04

24.04

32

33

Сравнение зверей и птиц.

 

2

08.05

15.05

08.05

15.05

34

Обобщение знаний.

 

1

22.05

22.05

 

Лист корректировки

Календарно-тематического планирования

 

Дата

внесения

изменений,

дополнений

Содержание, причина корректировки

Согласование с заместителем директора

Дата

проведения

Подпись

лица,

внесшего

запись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Окружающий социальный мир.

1 год обучения

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель обучения – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, еѐ культуре, истории, современной жизни.

Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения.

Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, во время пожара и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков. Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и во дворе, в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, с транспортом, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

 

 

 

Окружающий социальный мир ( 1 час в неделю)

 

п/п

Название темы (раздела)

Кол-во

часов

Дата проведения

по плану

по факту

1 четверть (8 ч.)

 

 

 

1.

Ориентация в зонах класса (учебная, игровая).

1

06.09

06.09

2

Ориентация в зонах класса (учебная, игровая).

1

13.09

13.09

3.

Школа: классы.

1

20.09

20.09

4.

Школа: классы.

1

27.09

27.09

5

Школа: коридор.

1

04.10

04.10

6

Школа: коридор.

1

11.10

11.10

7

Школа: школьных принадлежностей: школьная доска, мел.

1

18.10.

18.10.

8

Школа: школьных принадлежностей: школьная доска, мел.

1

25.10

25.10

2 четверть (8ч.)

 

 

 

9

Школа: разные участки школьной территории.

1

08.11

08.11

10

Школа: разные участки школьной территории.

1

15.11

15.11

11

Школа: профессии людей, работающих в школе.

1

22.11

22.11

12

Школа: профессии людей, работающих в школе.

1

28.11

28.11

13

Знание и соблюдение правил поведения на территории школы

1

26.12

26.12

14

Знание и соблюдение правил поведения на территории школы

1

13.12

13.12

15

 

Одежда и обувь. Навыки, связанные с гигиеной одежды, обуви, школьных принадлежностей, рабочего места. Куртка.

1

20.12

20.12

16

Одежда и обувь. Навыки, связанные с гигиеной одежды, обуви, школьных принадлежностей, рабочего места. Куртка.

1

27.12

27.12

3 четверть (10ч.)

 

 

 

17

Одежда и обувь. Навыки, связанные с гигиеной одежды, обуви, школьных принадлежностей, рабочего места. Платье.

1

10.01

10.01

18

Одежда и обувь. Навыки, связанные с гигиеной одежды, обуви, школьных принадлежностей, рабочего места. Платье.

1

17.01

17.01

19

 

Одежда и обувь. Навыки, связанные с гигиеной одежды, обуви, школьных принадлежностей, рабочего места. Рубашка.

1

24.01

24.01

20

Одежда и обувь. Навыки, связанные с гигиеной одежды, обуви, школьных принадлежностей, рабочего места. Рубашка.

1

31.01

31.01

21

Одежда и обувь. Навыки, связанные с гигиеной одежды, обуви, школьных принадлежностей, рабочего места. Брюки

1

07.02

07.02

22

Одежда и обувь. Навыки, связанные с гигиеной одежды, обуви, школьных принадлежностей, рабочего места. Брюки

1

21.02

21.02

23

Одежда и обувь. Навыки, связанные с гигиеной одежды, обуви, школьных принадлежностей, рабочего места. Кофта.

1

28.02

28.02

24

Одежда и обувь. Навыки, связанные с гигиеной одежды, обуви, школьных принадлежностей, рабочего места. Кофта.

1

06.03

06.03

25

 

Одежда и обувь. Навыки, связанные с гигиеной одежды, обуви, школьных принадлежностей, рабочего места. Юбка.

1

13.06

13.06

26-

27

Одежда и обувь. Навыки, связанные с гигиеной одежды, обуви, школьных принадлежностей, рабочего места. Сарафан.

1

20.03

20.03

4 четверть (7 ч.)

 

 

 

28

Одежда для дома.

1

03.04

03.04

29

Одежда: школьная форма девочки.

1

10.04

10.04

30

Одежда: школьная форма девочки

1

17.04

17.04

31

Одежда: школьная форма мальчика.

1

24.04

24.04

32

 

Одежда: школьная форма мальчика.

1

08.05

08.05

33

Уход за одеждой

1

15.05

15.05

34

Уход за одеждой

1

22.05

22.05

 

Лист корректировки

Календарно-тематического планирования

 

Дата

внесения

изменений,

дополнений

Содержание, причина корректировки

Согласование с заместителем директора

Дата

проведения

Подпись

лица,

внесшего

запись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕЛОВЕК. 1 дополнительный КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011 г., и направлена на достижение учащимися, личностных и предметных результатов.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Общая характеристика учебного предмета:

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я»ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья»

Задачи и направления.

Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими

представления о собственном теле

распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта

соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале

отнесение себя к определенному полу

развитие способности осознавать и выражать свои интересы

формировать представления о возрастных изменениях

формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям

формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья

формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами

формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому

формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета)

формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей

формировать умения обслуживать себя

формировать умения следить за своим внешним видом

формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности

формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

развитие собственной активности ребенка;

формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

формирование и развитие целенаправленных действий;

развитие планирования и контроля деятельности;

развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

формирование и развитие реципрокной координации;

развитие пространственных представлений;

развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.

 

 

Окружающий природный мир. ( 1 час в неделю)

 

п/п

Название темы (раздела)

Кол-во

часов

Дата проведения

по плану

по факту

1 четверть (8 ч.)

 

 

 

1.

«Представления о себе» «Я – человек».

«Моё имя»

«Кто я?»«Я- мальчик» «Я- девочка»

 

 

 

1

06.09

06.09

2

«Я – человек».

«Моё имя»

«Кто я?»«Я- мальчик» «Я- девочка»

 

 

 

1

13.09

13.09

3.

«Все люди разные».«Светлые и темные».«Большой, маленький»

 

 

1

20.09

20.09

4.

«Все люди разные».«Светлые и темные».«Большой, маленький»

 

 

1

27.09

27.09

5

«Представления о частях тела».«Мои руки».«Уход за руками»

 «Мои ноги».«Уход за ногами»

 

1

04.10

04.10

6

«Представления о частях тела».«Мои руки».«Уход за руками»

 «Мои ноги».«Уход за ногами»

 

1

11.10

11.10

7

«Представления о себе». «Мой рот и язычок».«Уход за полостью рта» «Мои зубки».«Уход за зубами»

 

1

18.10

18.10

8

«Представления о себе». «Мой рот и язычок».«Уход за полостью рта» «Мои зубки».«Уход за зубами»

 

1

25.10

25.10

2 четверть (8ч.)

 

 

 

9

«Гигиена тела» . «Мой нос». «Уход за носом»

«Умывальная комната».

«Атрибуты в умывальной комнате»

«Намачивание и намыливание рук».

1

08.11

08.11

10

«Гигиена тела» . «Мой нос». «Уход за носом»

«Умывальная комната».

«Атрибуты в умывальной комнате»

«Намачивание и намыливание рук».

1

15.11

15.11

11

«Мытьё рук».

1

22.11

22.11

12

«Мытьё рук».

1

29.11

29.11

13

«Смывание мыла с рук».

1

06.12

06.12

14

«Смывание мыла с рук».

1

13.12

13.12

15

 

Вытирание рук».

1

20.12

20.12

16

Вытирание рук».

1

27.12

27.12

3 четверть (11ч.)

 

 

 

17

«Туалет».«Раковина».«Унитаз»

1

10.01

10.01

18

«Туалет».«Раковина».«Унитаз»

1

17.01

17.01

19

20

«Туалет».«Раковина».«Унитаз»

2

24.01

31.01

24.01

31.01

21

Нужды человека».«Я-хочу есть, пить»

1

07.02

07.02

22

Нужды человека».«Я-хочу есть, пить»

1

14.02

14.02

23

Кнопка слива».«Смывание унитаза»

1

21.02

21.02

24

Кнопка слива».«Смывание унитаза»

1

28.02

28.02

25

26

Снятие нижнего белья»

2

06.03

13.03

06.03

13.03

27

«Туалетная бумага».«Отматывание бумаги»

1

20.03

20.03

4 четверть (7 ч.)

 

 

 

28

Одевание нижнего белья».«Оденем куклу Катю»

 

1

03.04

03.04

29

Одевание нижнего белья».«Оденем куклу Катю»

 

1

10.04

10.04

30

«Гигиенические процедуры после посещение туалета».«Мытье рук, вытирание рук» 

1

17.04

17.04

31

«Гигиенические процедуры после посещение туалета».«Мытье рук, вытирание рук» 

1

24.04

24.04

32

33

Моё личное полотенце».«Моя метка»

2

08.05

15.05

08.05

15.05

34

Гигиена тела».«Водные процедуры, душ».

«Изучаем своё тело».«Голова».«Туловище»

1

22.05

22.05

 

Лист корректировки

Календарно-тематического планирования

 

Дата

внесения

изменений,

дополнений

Содержание, причина корректировки

Согласование с заместителем директора

Дата

проведения

Подпись

лица,

внесшего

запись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Изобразительная деятельность»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» (лепка, рисование, аппликация) обучающегося 1 класса составлена на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития в соответствии с:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- Законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2;

-постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- учебным планом ГОУ ТО «Щёкинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2023 2024 учебный год.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с учебным планом ОУ и календарным учебным графиком на 2023-2024 учебный год и рассчитана на 1 час в неделю (исходя из 34 недель).

Выполнение программного материала происходит за счет уплотнения тем.

Цель: формирование доступных знаний, умений и навыков в области отражения объектов окружающей действительности при помощи художественных средств.

Задачи предмета:

развитие интереса к изобразительной предметно-практической деятельности;

формирование элементарных изобразительных и графомоторных умений и навыков;

формирование умений пользоваться инструментами на доступном уровне;

обучение доступным приемам работы с различными материалами;

освоение доступных средств изодеятельности: лепка, рисование, аппликация;

развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности;

накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изодеятельности;

формирование простейших эстетических ориентиров (красиво – не красиво)

Коррекционно-развивающие:

развитие навыков крупной (общей) моторики.

развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

развитие целенаправленных движений кисти и пальцев рук;

Воспитательные:

воспитывать интерес к процессу обучения;

Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация».

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с тяжелой умственной отсталостью. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения.

На уроках обучающийся усваивает элементарные доступные изобразительные и графомоторные навыки, пространственные представления. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, позволяющей обучающимся познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, тактильные, двигательные).

 

 

Окружающий природный мир. ( 1 час в неделю)

 

п/п

Название темы (раздела)

Кол-во

часов

Дата проведения

по плану

по факту

1 четверть (8 ч.)

 

 

 

1.

Знакомство с предметами и материалами при помощи рук.

«Перекладывание предметов из одной коробки в другую»

1

06.09

06.09

2

Знакомство с предметами и материалами при помощи рук.

«Перекладывание предметов из одной коробки в другую»

1

13.09

13.09

3.

«Нанизывание колец на стержень»

1

20.09

20.09

4.

«Нанизывание колец на стержень»

1

27.09

27.09

5

Знакомство с тестом.

Игровые упражнения с тестом.

«Замесим тесто»

1

04.10

04.10

6

Знакомство с тестом.

Игровые упражнения с тестом.

«Замесим тесто»

1

11.10

11.10

7

Знакомство с тестом.

Игровые упражнения с тестом.

«Веселые ладошки»

1

18.10

18.10

8

Знакомство с тестом.

Игровые упражнения с тестом.

«Веселые ладошки» «Замесим тесто»

1

25.10

25.10

2 четверть (8ч.)

 

 

 

9

Раскатывание теста прямыми движениями ладоней на доске

1

08.11

08.11

10

Раскатывание теста прямыми движениями ладоней на доске

1

15.11

15.11

11

Раскатывание теста прямыми движениями ладоней на доске

1

22.11

22.11

12

Раскатывание теста прямыми движениями ладоней на доске

1

29.11

29.11

13

Упражнения с пластичным материалом.

Прием разминания.Прием разрывания на куски и их соединение.«Сделай также».Прием отщипывания маленьких кусочков.«Угощение для курочки».

1

06.12

06.12

14

Упражнения с пластичным материалом.

Прием разминания.Прием разрывания на куски и их соединение.«Сделай также».Прием отщипывания маленьких кусочков.«Угощение для курочки».

1

13.12

13.12

15

 

Упражнения с пластичным материалом.

Прием разминания.Прием разрывания на куски и их соединение.«Сделай также».Прием отщипывания маленьких кусочков.«Угощение для курочки».

1

20.12

20.12

16

Упражнения с пластичным материалом.

Прием разминания.Прием разрывания на куски и их соединение.«Сделай также».Прием отщипывания маленьких кусочков.«Угощение для курочки».

1

27.12

27.12

3 четверть (11ч.)

 

 

 

17

Игры с бумагой.

 

1

10.01

10.01

18

Игры с бумагой.

 

1

17.01

17.01

19

20

Аппликация из бумажных комочков «Снег идет».

2

24.01

31.01

24.01

31.01

21

Игровые упражнения с пирамидками.

раскладка целого на части, сборка частей в одно целое.

1

07.02

07.02

22

Игровые упражнения с пирамидками.

раскладка целого на части, сборка частей в одно целое.

1

14.02

14.02

23

Игровые упражнения с пирамидками.

раскладка целого на части, сборка частей в одно целое.

1

21.02

21.02

24

Аппликация из мятой бумаги:«Снежки»

1

28.02

28.02

25

26

Аппликация из мятой бумаги:«Снежки»

2

06.03

13.03

06.03

13.03

27

Игры с водой.

Опускание предметов в воду, вылавливание х из воды.«Плыви, кораблик»

1

20.03

20.03

4 четверть (7 ч.)

 

 

 

28

Знакомство с красками.

«Рисуем пальчиками»:

«Светит солнышко»

« Зернышки для птички»

1

03.04

03.04

29

Знакомство с красками.

«Рисуем пальчиками»:

«Светит солнышко»

« Зернышки для птички»

1

10.04

10.04

30

Рисование «Дождь идет».

1

17.04

17.04

31

Игры с красками: создание цветных пятен большой кистью:

«Дорожка для машины»

«Капельки»

«Бусы»

1

24.04

24.04

32

33

Игры с красками: создание цветных пятен большой кистью:

«Дорожка для машины»

«Капельки»

«Бусы»

2

08.05

15.05

08.05

15.05

34

Повторение, закрепление.

1

22.05

22.05

 

Лист корректировки

Календарно-тематического планирования

 

Дата

внесения

изменений,

дополнений

Содержание, причина корректировки

Согласование с заместителем директора

Дата

проведения

Подпись

лица,

внесшего

запись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2. Нравственное развитие

Не доверительное, с опаской отношение к окружающим, умение устанавливать затрудняется., в основном доверительные отношения только с родителями. Легко меняется настроение. Очень подвижна. Задания учителя выполняет с неохотой или совсем отказывается их выполнять. Часто ведет себя возбужденно. Быстро меняется настроение.

 

5.3. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Бережное отношение к окружающей природе, представителям растительного и животного мира. Умение гулять с пользой для здоровья, делать зарядку под контролем и с помощью взрослых. В рацион питания включать овощи, фрукты, мясо, рыбу и другие полезные продукты для правильной работы организма. Стараться безбоязненно обращаться к взрослым по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

 

5.4. Внеурочная деятельность

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

Линейка 1 сентября -День знаний.

Присутствие

Присутствовала.

Скоро Новый год. Новогодний утренник.

Присутствие

 

Папин праздник 23 февраля.

Присутствие

 

8 марта. Давай поздравим маму!

Присутствие

 


 

Приложение 8

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР

Специалист

Ф.И.О.

Учитель

Афанасьева Ольга Николаевна

Учитель-логопед

 


 

Приложение 9

Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Отчет

о проведении

овышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

- индивидуальные консультации родителей со специалистами (один раз в четверть и по запросу)

- консультации родителей по темам « Реализация СИПР в домашних условиях», « Формирование предметно-практической деятельности»

 

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

-участие родителей в разработке СИПР

-консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы

 

Организация регулярного обмена информаций о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатов ее освоения

-личные встречи, беседы

 


 

Приложение 10

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

Планшет для демонстрации необходимых видео- и аудио- материалов, карандаши, ручки, цветная бумага, картон, карточки по темам, распечатки с заданиями, геометрические фигуры, цифры, наглядный материал.

Приложение 11

9. Средства мониторинга (контрольно-измерительные материалы)

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действий или операций, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:

 

Уровни самостоятельности при

выполнении заданий

Условные обозначения

Не выполняет задания -

-

Выполняет задания со значительной помощью взрослого.

ЗП

Выполняет задания с частичной помощью

ЧП

Выполняет задание по последовательной инструкцией

И

Выполняет задания по подражанию

П

Выполняет задания по образцу

О

Выполняет задания самостоятельно, но допускает ошибки

СШ

Выполняет задания самостоятельно, без ошибок.

+

 


 


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации