12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коломина Оксана Юрьевна55
преподаватель химии и биологии
Россия, Луганская Народная Респ., Луганск
1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной дисциплины Рабочая программа

Министерство образования и науки ЛНР

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики

«Луганский колледж моды, парикмахерского искусства и компьютерных

технологий»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной дисциплины


ОДБ.05 Биология


основной профессиональной образовательной программы

среднего профессионального образования по специальности

29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изделий легкой промышленности

( программа подготовки специалистов среднего звена)


















2023


ОДОБРЕНА:

МК ООД

Протокол от « 31 » 08 2023 г. № 1___

Председатель МК_________ /_Коломина О.Ю. /



УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УР


_______ / Врио Чертовская Н.Б.

« 31 » 08 202 3 г.



ОДОБРЕНА:

МК ООД

Протокол от « » __ ____ г. № ___

Председатель МК_________ /____________ /



УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УР


_________ / __________ /

« » 202 г.





Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОДБ. 06 Биология предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 12.05.2012 № 413 с изменениями от 12.08.2022 № 732), ФГОС СПО по специальности 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления легкой промышленности технического профиля подготовки.

Рабочая программа разработана с учетом примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций, утвержденной Советом по оценке содержания качества примерных программ общеобразовательного и социально – гуманитарного циклов СПО ФГБОУ ДПО ИРПО (Протокол № 14 от 30.11.2022).



Составитель (автор):

Коломина Оксана Юрьевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО ЛНР «ЛКМПИКТ»















t1701240440aa.gif

СОДЕРЖАНИЕ


стр.


оБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3

СТРУКТУРА и содержание РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

Контроль и оценка результатов Освоения РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19















1. оБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ. 06 Биология


1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Общеобразовательная дисциплина ОДБ. 06 Биология является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС СПО по специальности 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности, входящей в укрупнённую группу специальностей 29.00.00 Технологии легкой промышленности.


1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:


1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины

Цель дисциплина ОДБ. 06 Биология: сформировать у студентов знания и умения о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении объектов живой природы и в производственных ситуациях.


1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.





1. Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022), формируемые общеобразовательной дисциплиной

2.Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022)


Код и наименование формируемых

компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные (предметные)1

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; способность их использования в познавательной и социальной практике.

сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем;

сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация;

сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека;

сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам;

приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов;

сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере;

сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети)

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности

сформированность умений критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию;

сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека

приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

В области экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

- расширение опыта деятельности экологической направленности;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования

ПК 1.1. –ПК 1.6.

ПК 3.1.- ПК 3.4.

ПК 4.1.- ПК 4.7.

Овладение универсальными учебными

познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

-самостоятельно формулировать и

актуализировать проблему, рассматривать ее

всесторонне;

- устанавливать существенный признак или

основания для сравнения, классификации и

обобщения;

- определять цели деятельности, задавать

параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в

рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность,

оценивать соответствие результатов целям,

оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека.



владеть социокультурными знаниями и умениями: знать/понимать речевые различия в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использовать лексико-грамматические средства с учетом этих различий; знать/понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику и реалии стран изучаемого языка (например, система образования, страницы истории, основные праздники, этикетные особенности общения); иметь базовые знания о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и стран изучаемого языка; представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; проявлять уважение к иной культуре;

уметь сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать по существенным признакам изученные языковые явления (лексические и грамматические);

иметь опыт практической деятельности в повседневной жизни: участвовать в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием материалов на изучаемом иностранном языке и применением информационно- коммуникативных технологий; соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее сеть Интернет); использовать приобретенные умения и навыки в процессе онлайн-обучения иностранному языку; использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.


2. Структура и содержание общеобразовательной

дисциплины


2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

79

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

1. Основное содержание

58

в том числе:


теоретическое обучение

46

практические занятия

12

2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

12

в том числе:


теоретическое обучение

4

практические занятия

8

индивидуальный проект (да/нет)

нет

Самостоятельная работа студента (всего)

7

в том числе:


рефераты

3

презентации……

4…

Промежуточная аттестация в форме ДЗ…………………………..

2






















2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОДБ. 05 Биология


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально – ориентированное),

лабораторные и практические работы, прикладной модуль ( при наличии)

Объем

часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого

18


Тема 1.1.

Биология как наука. Общая характеристика жизни

Содержание учебного материала




1.

Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Химический состав клеток

2

ОК-2

ПК 1.1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

-

Тема 1.2.

Структурно-функциональная организация клеток

Содержание учебного материала



1.


Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги)

2

ОК - 1

ОК - 2

ОК – 4

ПК 4.1

Лабораторные работы

2


Лабораторная работа №1. «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения (крах мал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»

2

ОК - 2

ОК - 4

Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 1 «Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков.

2

ОК-1

ОК-2

ПК 1.3


Контрольная работа

-


Самостоятельная работа

-


Тема1.3.

Структурно-функциональные факторы наследственности

1.

Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация. Генетический код и его свойства

2

ОК-1

ОК-2

ПК 4.1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 2 Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК

2

ОК-1

ОК-2

ПК 3.1

Контрольная работа

-


Самостоятельная работа

-

Тема 1.4.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез

2

ОК – 2

ПК 1.1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

-

Тема 1.5. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз


Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза

2

ОК - 2

ОК – 4

ПК 3.1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-


Контрольная работа№1

2

ОК - 2

ОК – 4

ПК 1.2

Самостоятельная работа

-


Раздел 2. Строение и функции организма

20


Тема 2.1. Строение организма

Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности

2

ОК - 2

ОК – 4

ПК 1.1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Тема 2.2. Формы размножения организмов

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения. Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение

2

ОК - 2

ПК 4.1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

-

Тема 2.3. Онтогенез растений, животных и человека

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие. Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений

2

ОК - 2

ОК – 4

ПК 1.2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа 1. Подготовить реферат на тему: Биологическое старение и смерть

3

ОК - 2

ОК – 4

ПК 1.1

Тема 2.4. Закономерности наследования


Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов

2

ОК - 2

ОК – 4

ПК 3.1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

2

1.

Практическая работа № 3.Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания

2

ОК – 4

ПК 1.1

Контрольная работа

-


Самостоятельная работа

-

Тема 2.5. Сцепленное наследование признаков

Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование признаков, сцепленных с полом

2

ОК - 1

ОК – 2

ПК 1.2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

-

Тема 2.6. Закономерности изменчивости


Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека

2

ОК - 1

ОК - 2

ОК – 4

ПК 4.1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

2


1

Практическая работа № 4. Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания

2


Контрольная работа №2

2

ОК - 1

ОК - 2

ОК – 4

ПК 1.3

Самостоятельная работа

-


Раздел 3. Теория эволюции

6


Тема 3.1. История эволюционного учения. Микроэволюция

Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.

Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Видообразование как результат микроэволюции

2

ОК - 2

ОК – 4

ПК 1.1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

-

Тема 3.2. Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле

Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле.

Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот

2

ОК - 2

ОК – 4

ПК 1.2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

-

Тема 3.3. Происхождениечеловека – антропогенез

Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека.

Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете. Приспособленность человека к разным условиям среды

2

ОК - 2

ОК – 4

ПК 1.3

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

-

Раздел 4. Экология

16

Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни

Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда

2

ОК - 1

ОК - 2

ОК – 7

ПК 4.1

Лабораторные работы


-

-

-

-

Практические занятия


Контрольная работа


Самостоятельная работа


Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы

Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни

2

ОК - 1

ОК - 2

ОК – 7

ПК 1.2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-


1.

Практическая работа № 5. Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.

Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии

2

ОК - 1

ОК - 2

ОК – 7

ПК 1.3

Контрольная работа

-


Самостоятельная работа



Тема 4.3. Биосфера - глобальная экологическая система

Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.

Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности

2

ОК - 1

ОК - 2

ОК – 7

ПК 1.2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-


Контрольная работа

-


Самостоятельная работа

-


Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу

Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия. Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на литосферу. Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются отходы, связанные с определенной профессией/специальностью

2

ОК - 1

ОК - 2

ОК – 7

ПК 1.2


Лабораторные работы

-


Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 6. Практическое занятие «Отходы производства». На основе федерального классификационного каталога отходов определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и физическую форму отходов, образующихся на рабочем месте / на этапах производства, связанные с определенной профессией/специальностью

2

ОК - 1

ОК - 2

ОК - 4

ОК – 7

ПК 1.3

Контрольная работа

-


Самостоятельная работа

-


Тема 4.5. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека

Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания

2

ОК - 2

ОК - 4

ОК – 7

ПК 1.2


Лабораторные работы




1.

«Умственная работоспособность»


2

ОК - 4

ОК -7

ПК 3.1


Практические занятия

-



Контрольная работа

-


Самостоятельная работа

-

Прикладной модуль.

Раздел 5. Биология в жизни

12


Тема 5.1. Биотехнологии в жизни каждого

Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)

2

ОК - 4

ОК -7

ПК 1.3


Практические занятия

2



1.

Практическая работа № 7. Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)

2

ОК - 1

ОК - 2

ОК - 4

ОК – 7

ПК 1.1


Лабораторные работы

-



Контрольная работа №3.

2

ОК - 7

ПК 1.2


Самостоятельная работа №2 . Подготовить презентацию на тему: Здоровье и его составляющие

4

ОК - 2

Тема 5.2. Социально-этические аспекты биотехнологий

Лабораторные работы

-


Практические занятия

6


1

Практическая работа № 8. Развитие промышленной биотехнологий и ее применение в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)

Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам)

2

ОК - 7

ПК 1.2

2

Практическая работа № 9. Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)

2

ОК - 7

ПК 1.2


Контрольная работа




Самостоятельная работа




Промежуточная аттестация по дисциплине дифференцированный зачет

2



Всего:

79


условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химии и биологии; подготовка самостоятельной работы студента осуществляется в библиотеке с читальным залом с выходом в сеть Интернет.


Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству студентов: ученические столы и стулья;

рабочее место преподавателя;

аудиторная доска;

комплект учебно-наглядных пособий (коллекции цифровых образовательных ресурсов по дисциплине, комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов и др.);

стационарные стенды;

микроскоп;

муляжи;

влажные препараты;

шкафы для хранения оборудования и пособий.


Технические средства обучения:

мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран) переносной

компьютер


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. «Биология». М.: «Школа-Пресс», 2019,-234с.

Качанова Л.В. «Тестовые задания различного уровня». Колледж «Интеграл», 2018.-327 с.

Качанова Л.В. «Лабораторные работы по биологии». Колледж «Интеграл», 2019.-238с.


Дополнительные источники:

Айла Ф., Кайгер Дж. «Современная генетика». «Мир», 2019.-175 с.

Беляев д. К. «Общая биология», 2019.-328 с.

Биологический энциклопедический словарь, М., 2018.-530 с.


Информационное обеспечение:

Интернет-ресурсы:

Образовательный портал: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mirrabot.com/work/work_39398.html/ свободный,- Загл. с экрана. Дата обращения 30.08.2023г.

3.3 Кадровое обеспечение образовательной деятельности. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих реализацию ППКРС, ППССЗ по профессии, специальности:

наличие среднего профессионального, высшего образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины.

Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 5 лет.


4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Общая/ профессиональная компетенция

Раздел/ Тема

Тип оценочных

мероприятий

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Р 1: Темы 1.2.,1.3.,

Р2: Темы 2.5.,2.6.,

Р4: Темы 4.1.,4.2.,4.3.,4.4.,

Р5: Темы 5.1.,

Устный опрос

Тестирование,

Кейс - задания

Проекты

Практические работы

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Р 1: Темы 1.1, 1.2, 1.3,1.4,1.5.,

Р 2: Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6,

Р 3: Темы 3.1., 3.2, 3.3

Р 4: Темы 4.1.- 4.5

Практические работы

Контрольные работы

Разноуровневые задания Фронтальный опрос

Кейс-задания


ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Р 1: Темы 1.2, 1.5.,

Р 2: Темы 2.1., 2.3, 2.4, 2.6,

Р 3: Темы 3.1., 3.2, 3.3

Р 4: Темы 4.4., 4.5

Р5: Темы 5.1., 5.2.,

Устный опрос

Фронтальный контроль

Индивидуальный контроль

Практические работы

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Р4: Темы 4.1.-4,5.,

Р5: Темы 5.1.- 5.3.,

Практические работы

Контрольные работы

Разноуровневые задания Фронтальный опрос

Кейс-задания


ПК 1.1. –ПК 1.6.

ПК 3.1.- ПК 3.4.

ПК 4.1.- ПК 4.7.

Р 1: Темы 1.2, -1.5.,

Р 2: Темы 2.1.- 2.6,

Р 3: Темы 3.1.- 3.3

Р 4: Темы 4.1. - 4.5

Р5: Темы 5.1. -5.3.,

Устный опрос

Фронтальный контроль

Индивидуальный контроль Практические работы


Составитель (автор):

Коломина Оксана Юрьевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО ЛНР «ЛКМПИКТ»

3


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.