Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОДБ.05 «Биология»
Министерство образования и науки ЛНР
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Луганский колледж моды, парикмахерского искусства и компьютерных
технологий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной дисциплины
ОДБ.05 Биология
основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования по специальности
29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изделий легкой промышленности
( программа подготовки специалистов среднего звена)
2023
ОДОБРЕНА: МК ООД Протокол от « 31 » 08 2023 г. № 1___ Председатель МК_________ /_Коломина О.Ю. / | | УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УР _______ / Врио Чертовская Н.Б. « 31 » 08 202 3 г. |
ОДОБРЕНА: МК ООД Протокол от « » __ ____ г. № ___ Председатель МК_________ /____________ / | | УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УР _________ / __________ / « » 202 г. |
| ||
| ||
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОДБ. 06 Биология предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 12.05.2012 № 413 с изменениями от 12.08.2022 № 732), ФГОС СПО по специальности 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления легкой промышленности технического профиля подготовки. Рабочая программа разработана с учетом примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций, утвержденной Советом по оценке содержания качества примерных программ общеобразовательного и социально – гуманитарного циклов СПО ФГБОУ ДПО ИРПО (Протокол № 14 от 30.11.2022). | ||
| ||
Составитель (автор): Коломина Оксана Юрьевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО ЛНР «ЛКМПИКТ» |
стр. | ||
| оБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
СТРУКТУРА и содержание РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 | |
условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 17 | |
Контроль и оценка результатов Освоения РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 19 |
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ. 06 Биология
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Общеобразовательная дисциплина ОДБ. 06 Биология является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС СПО по специальности 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности, входящей в укрупнённую группу специальностей 29.00.00 Технологии легкой промышленности.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Цель дисциплина ОДБ. 06 Биология: сформировать у студентов знания и умения о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении объектов живой природы и в производственных ситуациях.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
1. Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022), формируемые общеобразовательной дисциплиной
2.Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022)
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие | Дисциплинарные (предметные)1 | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем; б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; способность их использования в познавательной и социальной практике. | сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем; сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация; сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека; сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам; приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов; сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере; сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети) |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности | сформированность умений критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию; сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека | приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности | сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования |
ПК 1.1. –ПК 1.6. ПК 3.1.- ПК 3.4. ПК 4.1.- ПК 4.7. | Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: -самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека. | владеть социокультурными знаниями и умениями: знать/понимать речевые различия в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использовать лексико-грамматические средства с учетом этих различий; знать/понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику и реалии стран изучаемого языка (например, система образования, страницы истории, основные праздники, этикетные особенности общения); иметь базовые знания о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и стран изучаемого языка; представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; проявлять уважение к иной культуре; уметь сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать по существенным признакам изученные языковые явления (лексические и грамматические); иметь опыт практической деятельности в повседневной жизни: участвовать в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием материалов на изучаемом иностранном языке и применением информационно- коммуникативных технологий; соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее сеть Интернет); использовать приобретенные умения и навыки в процессе онлайн-обучения иностранному языку; использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме. |
2. Структура и содержание общеобразовательной
дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 79 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
1. Основное содержание | 58 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 46 |
практические занятия | 12 |
2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 12 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 4 |
практические занятия | 8 |
индивидуальный проект (да/нет) | нет |
Самостоятельная работа студента (всего) | 7 |
в том числе: | |
рефераты | 3 |
презентации…… | …4… |
Промежуточная аттестация в форме ДЗ………………………….. | 2 |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОДБ. 05 Биология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально – ориентированное), лабораторные и практические работы, прикладной модуль ( при наличии) | Объем часов | Формируемые компетенции | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого | 18 | | ||||||||||
Тема 1.1. Биология как наука. Общая характеристика жизни | Содержание учебного материала | | | |||||||||
1. | Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Химический состав клеток | 2 | ОК-2 ПК 1.1 | |||||||||
Лабораторные работы | - | | ||||||||||
Практические занятия | - | |||||||||||
Контрольная работа | - | |||||||||||
Самостоятельная работа | - | |||||||||||
Тема 1.2. Структурно-функциональная организация клеток | Содержание учебного материала | | | |||||||||
1. | Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги) | 2 | ОК - 1 ОК - 2 ОК – 4 ПК 4.1 | |||||||||
Лабораторные работы | 2 | | ||||||||||
Лабораторная работа №1. «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения (крах мал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)» | 2 | ОК - 2 ОК - 4 | ||||||||||
Практические занятия | 2 | | ||||||||||
1. | Практическая работа № 1 «Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков. | 2 | ОК-1 ОК-2 ПК 1.3 | |||||||||
Контрольная работа | - | | ||||||||||
Самостоятельная работа | - | |||||||||||
Тема1.3. Структурно-функциональные факторы наследственности | 1. | Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация. Генетический код и его свойства | 2 | ОК-1 ОК-2 ПК 4.1 | ||||||||
Лабораторные работы | - | | ||||||||||
Практические занятия | 2 | | ||||||||||
1. | Практическая работа № 2 Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК | 2 | ОК-1 ОК-2 ПК 3.1 | |||||||||
Контрольная работа | - | | ||||||||||
Самостоятельная работа | - | |||||||||||
Тема 1.4. Обмен веществ и превращение энергии в клетке | Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез | 2 | ОК – 2 ПК 1.1 | |||||||||
Лабораторные работы | - | | ||||||||||
Практические занятия | - | |||||||||||
Контрольная работа | - | |||||||||||
Самостоятельная работа | - | |||||||||||
Тема 1.5. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз | Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза | 2 | ОК - 2 ОК – 4 ПК 3.1 | |||||||||
Лабораторные работы | - | | ||||||||||
Практические занятия | - | | ||||||||||
Контрольная работа№1 | 2 | ОК - 2 ОК – 4 ПК 1.2 | ||||||||||
Самостоятельная работа | - | | ||||||||||
Раздел 2. Строение и функции организма | 20 | | ||||||||||
Тема 2.1. Строение организма | Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности | 2 | ОК - 2 ОК – 4 ПК 1.1 | |||||||||
Лабораторные работы | - | | ||||||||||
Практические занятия | - | |||||||||||
Контрольная работа | - | |||||||||||
Тема 2.2. Формы размножения организмов | Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения. Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение | 2 | ОК - 2 ПК 4.1 | |||||||||
Лабораторные работы | - | | ||||||||||
Практические занятия | - | |||||||||||
Контрольная работа | - | |||||||||||
Самостоятельная работа | - | |||||||||||
Тема 2.3. Онтогенез растений, животных и человека | Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие. Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений | 2 | ОК - 2 ОК – 4 ПК 1.2 | |||||||||
Лабораторные работы | - | | ||||||||||
Практические занятия | - | |||||||||||
Контрольная работа | - | |||||||||||
Самостоятельная работа 1. Подготовить реферат на тему: Биологическое старение и смерть | 3 | ОК - 2 ОК – 4 ПК 1.1 | ||||||||||
Тема 2.4. Закономерности наследования | Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов | 2 | ОК - 2 ОК – 4 ПК 3.1 | |||||||||
Лабораторные работы | - | | ||||||||||
Практические занятия | 2 | |||||||||||
1. | Практическая работа № 3.Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания | 2 | ОК – 4 ПК 1.1 | |||||||||
Контрольная работа | - | | ||||||||||
Самостоятельная работа | - | |||||||||||
Тема 2.5. Сцепленное наследование признаков | Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование признаков, сцепленных с полом | 2 | ОК - 1 ОК – 2 ПК 1.2 | |||||||||
Лабораторные работы | - | | ||||||||||
Практические занятия | - | |||||||||||
Контрольная работа | - | |||||||||||
Самостоятельная работа | - | |||||||||||
Тема 2.6. Закономерности изменчивости | Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека | 2 | ОК - 1 ОК - 2 ОК – 4 ПК 4.1 | |||||||||
Лабораторные работы | - | | ||||||||||
Практические занятия | 2 | | ||||||||||
1 | Практическая работа № 4. Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания | 2 | | |||||||||
Контрольная работа №2 | 2 | ОК - 1 ОК - 2 ОК – 4 ПК 1.3 | ||||||||||
Самостоятельная работа | - | | ||||||||||
Раздел 3. Теория эволюции | 6 | | ||||||||||
Тема 3.1. История эволюционного учения. Микроэволюция | Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения. Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Видообразование как результат микроэволюции | 2 | ОК - 2 ОК – 4 ПК 1.1 | |||||||||
Лабораторные работы | - | | ||||||||||
Практические занятия | - | |||||||||||
Контрольная работа | - | |||||||||||
Самостоятельная работа | - | |||||||||||
Тема 3.2. Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле | Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле. Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот | 2 | ОК - 2 ОК – 4 ПК 1.2 | |||||||||
Лабораторные работы | - | | ||||||||||
Практические занятия | - | |||||||||||
Контрольная работа | - | |||||||||||
Самостоятельная работа | - | |||||||||||
Тема 3.3. Происхождениечеловека – антропогенез | Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека. Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете. Приспособленность человека к разным условиям среды | 2 | ОК - 2 ОК – 4 ПК 1.3 | |||||||||
Лабораторные работы | - | | ||||||||||
Практические занятия | - | |||||||||||
Контрольная работа | - | |||||||||||
Самостоятельная работа | - | |||||||||||
Раздел 4. Экология | 16 | |||||||||||
Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни | Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда | 2 | ОК - 1 ОК - 2 ОК – 7 ПК 4.1 | |||||||||
Лабораторные работы | | - - - - | ||||||||||
Практические занятия | | |||||||||||
Контрольная работа | | |||||||||||
Самостоятельная работа | | |||||||||||
Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы | Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни | 2 | ОК - 1 ОК - 2 ОК – 7 ПК 1.2 | |||||||||
Лабораторные работы | - | | ||||||||||
Практические занятия | - | | ||||||||||
1. | Практическая работа № 5. Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии. Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии | 2 | ОК - 1 ОК - 2 ОК – 7 ПК 1.3 | |||||||||
Контрольная работа | - | | ||||||||||
Самостоятельная работа | | | ||||||||||
Тема 4.3. Биосфера - глобальная экологическая система | Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции. Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности | 2 | ОК - 1 ОК - 2 ОК – 7 ПК 1.2 | |||||||||
Лабораторные работы | - | | ||||||||||
Практические занятия | - | | ||||||||||
Контрольная работа | - | | ||||||||||
Самостоятельная работа | - | | ||||||||||
Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу | Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия. Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на литосферу. Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются отходы, связанные с определенной профессией/специальностью | 2 | ОК - 1 ОК - 2 ОК – 7 ПК 1.2 | |||||||||
| Лабораторные работы | - | | |||||||||
Практические занятия | 2 | | ||||||||||
1. | Практическая работа № 6. Практическое занятие «Отходы производства». На основе федерального классификационного каталога отходов определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и физическую форму отходов, образующихся на рабочем месте / на этапах производства, связанные с определенной профессией/специальностью | 2 | ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 ОК – 7 ПК 1.3 | |||||||||
Контрольная работа | - | | ||||||||||
Самостоятельная работа | - | | ||||||||||
Тема 4.5. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека | Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания | 2 | ОК - 2 ОК - 4 ОК – 7 ПК 1.2 | |||||||||
| Лабораторные работы | | | |||||||||
| 1. | «Умственная работоспособность» | 2 | ОК - 4 ОК -7 ПК 3.1 | ||||||||
| Практические занятия | - | | |||||||||
| Контрольная работа | - | ||||||||||
| Самостоятельная работа | - | ||||||||||
Прикладной модуль. Раздел 5. Биология в жизни | 12 | | ||||||||||
Тема 5.1. Биотехнологии в жизни каждого | Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие) | 2 | ОК - 4 ОК -7 ПК 1.3 | |||||||||
| Практические занятия | 2 | | |||||||||
| 1. | Практическая работа № 7. Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) | 2 | ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 ОК – 7 ПК 1.1 | ||||||||
| Лабораторные работы | - | | |||||||||
| Контрольная работа №3. | 2 | ОК - 7 ПК 1.2 | |||||||||
| Самостоятельная работа №2 . Подготовить презентацию на тему: Здоровье и его составляющие | 4 | ОК - 2 | |||||||||
Тема 5.2. Социально-этические аспекты биотехнологий | Лабораторные работы | - | | |||||||||
Практические занятия | 6 | | ||||||||||
1 | Практическая работа № 8. Развитие промышленной биотехнологий и ее применение в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие) Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам) | 2 | ОК - 7 ПК 1.2 | |||||||||
2 | Практическая работа № 9. Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) | 2 | ОК - 7 ПК 1.2 | |||||||||
| Контрольная работа | | | |||||||||
| Самостоятельная работа | | | |||||||||
| Промежуточная аттестация по дисциплине дифференцированный зачет | 2 | | |||||||||
| Всего: | 79 | |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химии и биологии; подготовка самостоятельной работы студента осуществляется в библиотеке с читальным залом с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству студентов: ученические столы и стулья;
рабочее место преподавателя;
аудиторная доска;
комплект учебно-наглядных пособий (коллекции цифровых образовательных ресурсов по дисциплине, комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов и др.);
стационарные стенды;
микроскоп;
муляжи;
влажные препараты;
шкафы для хранения оборудования и пособий.
Технические средства обучения:
мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран) переносной
компьютер
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. «Биология». М.: «Школа-Пресс», 2019,-234с.
Качанова Л.В. «Тестовые задания различного уровня». Колледж «Интеграл», 2018.-327 с.
Качанова Л.В. «Лабораторные работы по биологии». Колледж «Интеграл», 2019.-238с.
Дополнительные источники:
Айла Ф., Кайгер Дж. «Современная генетика». «Мир», 2019.-175 с.
Беляев д. К. «Общая биология», 2019.-328 с.
Биологический энциклопедический словарь, М., 2018.-530 с.
Информационное обеспечение:
Интернет-ресурсы:
Образовательный портал: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mirrabot.com/work/work_39398.html/ свободный,- Загл. с экрана. Дата обращения 30.08.2023г.
3.3 Кадровое обеспечение образовательной деятельности. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих реализацию ППКРС, ППССЗ по профессии, специальности:наличие среднего профессионального, высшего образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины.
Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 5 лет.
Общая/ профессиональная компетенция | Раздел/ Тема | Тип оценочных мероприятий |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Р 1: Темы 1.2.,1.3., Р2: Темы 2.5.,2.6., Р4: Темы 4.1.,4.2.,4.3.,4.4., Р5: Темы 5.1., | Устный опрос Тестирование, Кейс - задания Проекты Практические работы |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | Р 1: Темы 1.1, 1.2, 1.3,1.4,1.5., Р 2: Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, Р 3: Темы 3.1., 3.2, 3.3 Р 4: Темы 4.1.- 4.5 | Практические работы Контрольные работы Разноуровневые задания Фронтальный опрос Кейс-задания |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Р 1: Темы 1.2, 1.5., Р 2: Темы 2.1., 2.3, 2.4, 2.6, Р 3: Темы 3.1., 3.2, 3.3 Р 4: Темы 4.4., 4.5 Р5: Темы 5.1., 5.2., | Устный опрос Фронтальный контроль Индивидуальный контроль Практические работы |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | Р4: Темы 4.1.-4,5., Р5: Темы 5.1.- 5.3., | Практические работы Контрольные работы Разноуровневые задания Фронтальный опрос Кейс-задания |
ПК 1.1. –ПК 1.6. ПК 3.1.- ПК 3.4. ПК 4.1.- ПК 4.7. | Р 1: Темы 1.2, -1.5., Р 2: Темы 2.1.- 2.6, Р 3: Темы 3.1.- 3.3 Р 4: Темы 4.1. - 4.5 Р5: Темы 5.1. -5.3., | Устный опрос Фронтальный контроль Индивидуальный контроль Практические работы |
Составитель (автор):
Коломина Оксана Юрьевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО ЛНР «ЛКМПИКТ»
3