Рабочая программа общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет

0
0
Материал опубликован 24 September 2023

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пос. Просвет

структурное подразделение «Детский сад «Росинка»

муниципального района Волжский Самарской области


ПРИНЯТО

Решением педагогического совета №1

От 01.09.2022 года

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель с/п «Детский сад «Росинка»

__________________В.В. Дворянкина










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

воспитателей группы «Одуванчик»

общеразвивающей направленности

для детей в возрасте от 2 до 3 лет.

на 2022 - 2023 учебный год

(1-я младшая группа)


Составитель:

Черемных Анастасия Сергеевна

















пгт Рощинский

2022 год


Содержание



п.п.

Наименование раздела программы

страницы

1.

Целевой раздел

3

1.1.1

Пояснительная записка

3

1.1.2.

Цели и задачи реализации Рабочей программы

4

1.1.3.

Принципы и подходы к формированию Рабочей программы

5

1.2.

Возрастные особенности детей  группы

6

1.3.

 Социальный портрет группы

7

1.4.

Планируемые результаты: целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

7

1.5.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Рабочей программе

8

2.

Содержательный раздел

10

2.1.

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

10

2.2.

Описание вариативных форм, методов и средств реализации рабочей программы

22

2.3.

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы

23

2.4.

Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями)

26

3.

Организационный раздел 

29

3.1.

Организация развивающей предметно - пространственной среды в группе

29

3.2.

Режимы пребывания детей в группе

30

3.3.

Планирование образовательной деятельности

31

3.4.

Физкультурно-оздоровительная работа

32

3.5.

Методическое обеспечение рабочей программы

32

4.

Приложения



Приложение 1. «Ранняя профориентация»



Приложение 2. «Конструирование»























1. Целевой раздел

1.1.1. Пояснительная записка

Согласно статье 48, Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

            Настоящая Рабочая программа разработана воспитателями 1 младшей группы «Одуванчик» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы пос. Просвет структурного подразделения «Детский сад «Росинка» муниципального района Волжский Самарской области в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Содержание Рабочей программы включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Рабочей программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Рабочей программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

Рабочая программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),

познавательно - исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:

восприятие художественной литературы и фольклора,

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организационный раздел Рабочей программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Рабочей программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:

особенностей организации развивающей предметно - пространственной среды,

особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,

способов и направлений поддержки детской инициативы,

особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,

особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.

Срок реализации программы 1 учебный год (сентябрь-август)



1.1.2. Цели и задачи реализации Рабочей программы

Данная Рабочая программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.

Целью Рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.


Цели Рабочей программы достигаются через решение следующих задач:

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

          Задачи Рабочей программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:

- Образовательная деятельность, которая   осуществляется  в процессе организации различных видов детской деятельности  - игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы.

- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

- Самостоятельная деятельность детей.

- Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.

1.1.3. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы

 В соответствие с ФГОС ДО  Рабочая программа базируется на основных принципах дошкольного образования:

полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество Организации с семьей;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учет этнокультурной ситуации развития детей.

В Рабочей программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Рабочая программа основана на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. В Рабочей программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 2 до 3 лет.

Содержание Рабочей программы соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Рабочая программа построена с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.


1.2. Возрастные особенности детей  группы

      В возрасте 2-3 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится  вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами - заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной - двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно - действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

1.3. Социальный портрет группы

Общее количество детей в группе: 18. Возраст детей от 2 до 3 лет.

В группе 11 мальчиков и 7 девочек.



Анализ социального статуса семей:


Полная семья

Неполная семья

Многодетные семьи

18


0

9



1.4.  Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.

На этапе завершения дошкольного образования:

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

Проявляет ответственность за начатое дело.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.

Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде. • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.


1.5.Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Рабочей программе

Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Рабочей программой, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности.

Рабочей программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Рабочей программы.

Основной образовательной программой структурного подразделения «Детский сад «Росинка» предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

карты развития ребенка.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики –  карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:

- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

- игровой деятельности;

- познавательной деятельности (как идёт развитие детских способностей, познавательной активности);

- проектной деятельности (как идёт развитие детской инициативности, ответственности, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность;

- художественной деятельности;

- физического развития.

Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих образовательных задач:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.









2.Содержательный раздел


2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

Содержание Рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей группы  в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей.


Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.


Содержание психолого-педагогической работы

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Ребенок в семье и сообществе

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Формирование основ безопасности

Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать). Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п. Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.


Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова). Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.). Детский сад. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками). Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску строений. Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту. Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада. Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества

Воспитание культурно-гигиенических навыков.Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

Самообслуживание.Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца)

Безопасное поведение в природе.Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).

Безопасность на дорогах.Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.).



Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»



Содержание психолого-педагогической работы

Формирование элементарных математических представлений

Развитие познавательно- исследовательской деятельности

Ознакомление с предметным окружением

Ознакомление с социальным миром

Ознакомление с миром природы

Количество.Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много).

Величина.Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).

Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

Ориентировка в пространстве.Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.


Первичные представления об объектах окружающего мира.Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними. Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). Упражнять в установлении сходства и различия между предмета- ми, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик). Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.

Сенсорное развитие.Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Дидактические игры.Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).


Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр. Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.


Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать). Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п. Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.


Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их. Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.

Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.). Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Сезонные наблюдения

Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Зима.

Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).

Весна.

Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

Лето.

Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.









Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Содержание психолого-педагогической работы

Развитие речи

Приобщение к художественной литературе

Развивающая речевая среда.

Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые да- дут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»). Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях(например, о повадках и хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).

Формирование словаря.

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);

наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко). Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

Звуковая культура речи.

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи.

Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

Связная речь.

Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»). Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта. Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.


Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста. Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку. Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».




































Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие пред- посылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Содержание психолого-педагогической работы

Приобщение к искусству

Изобразительная деятельность

Конструктивно-модельная деятельность

Музыкальная деятельность


Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобрази- тельного искусства, литературы. Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок. Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей. Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.


Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.

Рисование.

Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сен- сорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.

Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора. Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге. Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы. Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш. Учить бережно, относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде. Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

Лепка.

Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно, пользоваться материалами. Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая, их друг к другу (колечко, баранка, колесо и др.). Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п. Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.


В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. Способствовать пониманию пространственных соотношений. Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, с размерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.). По окончании игры приучать убирать все на место. Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).


Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание. Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона). Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению. Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.






Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»


Содержание психолого-педагогической работы

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Физическая культура

Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.


Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами. Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых пepcoнажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).



Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Она предназначена для детей 2 - 3 лет (младшая группа детского сада) и рассчитана на 40 недель.

Рабочая программа предусматривает решение программных образовательных задач не только в рамках образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Календарное планирование совместной деятельности педагогов с детьми 2 – 3 лет в младшей группе детского сада представлено в виде Приложения 1 к Рабочей программе.

2.2. Описание вариативных форм, методов и средств реализации рабочей программы

Использование новых технологий в образовательном процессе «Сказкотерапия в первой младшей группе»

Актуальность выбранной технологии

Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить.

Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей. Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям.

Сказкотерапия – это, в первую очередь, эффективный способ социально-личностного развития ребенка, развития его познавательной активности, способствует расширению кругозора, а так же сохранению психического здоровья детей.

Сказкотерапия для детей раннего возраста играет особую роль в развитии ребенка, так как в этот период закладываются основы постижения окружающего мира. Чем привлекательнее, безопаснее и счастливее этот мир для ребенка в детстве, тем более счастливым и уверенным он будет ощущать себя во взрослой жизни.

Данный психотерапевтический способ при работе с малышами выполняет несколько основных функций: развлекательную, обучающую и успокаивающую. Его воздействие на детей часто оказывается более эффективным, чем просьбы родителей.

Чтение сказок маленьким детям способствует развитию их речевого аппарата, а присутствие в книгах красочных изображений персонажей помогает процессу визуализации происходящих событий в тексте, пробуждая в ребенке интерес к чтению.






















2.3. Комплексно-тематическое планирование образовательной работы


В основе Рабочей программы лежит тематический подход. Каждая неделя посвящена определённой теме, которая первоначально рассматривается в ходе ОД «Познавательное развитие», проводимой  в среду. Все остальные ОД продолжают предложенную тему, в большей или меньшей степени связаны с ней. Даже на тех ОД, которые имеют цели, не связанные с темой недели, дается краткое упоминание темы недели в отдельных моментах. Тема недели по возможности закрепляется в режимных моментах, в работе с семьёй.

Использование комплексно-тематического принципа планирования с учетом интеграции образовательных областей дает возможность обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей.


Месяц

Период

Тема

Развернутое содержание работы

Варианты итоговых мероприятий

СЕНТЯБРЬ

1-2 неделя

«Детский сад»



Продолжить знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник), предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками.


Игровой досуг

«Знакомство с детским садом»

3-4 неделя

«Овощи и фрукты»

Расширить представления детей об овощах и фруктах.

Выставка творческих работ

ОКТЯБРЬ

1-2 неделя

«Осенние изменения»

Расширять представления детей об осени осенних изменениях в природе. Развивать умение замечать красоту природы, вести наблюдения за погодой.

Выставка «Осень золотая»

3-4 неделя

«Я и моя безопасность»

Расширять знания о безопасном поведении дома, на улице, в детском саду. Знакомить с видами транспорта, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения.

Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения.


НОЯБРЬ

1 неделя

«Домашние животные и птицы»

Расширять знания о домашних животных. Знакомить с особенностями поведения птиц осенью.



2 неделя

«Дикие животные и птицы»

Расширять знания о животных наших лесов. Знакомить с особенностями поведения животных и птиц осенью.


3-4 неделя

«Я и моя семья»

Формировать умение называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать представления о своей семье.

Фотовыставка «Моя семья»

ДЕКАБРЬ

1-2 неделя

«Зима»



Расширять представления детей о зиме. Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представление о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, замечать красоту зимней природы.  Формировать первичные представления о местах, где всегда зима и их животных обитателях


Тематическое развлечение.

Выставка детского творчества

3-4 неделя

«Новогодний праздник»


Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. Новогодние традиции: елка, новогодние украшения, хороводы, ряженье, герои (Дед Мороз, Снегурочка, снеговик).Безопасность поведения и питания в праздничные дни.


Новогодний утренник.

ЯНВАРЬ

2 неделя

«Мебель»



Расширить знания детей о мебели, ее строении и предназначении.


3-4 неделя

«Продукты»

Расширить знания детей о продуктах питания, показать взаимосвязь между здоровьем человека и его питанием.


ФЕВРАЛЬ

1-2 неделя

«Посуда»

Расширить словарный запас по теме «Посуда», познакомить с классификацией предметов посуды.


3-4 неделя

«День защитника Отечества»

Способствовать формированию патриотического сознания. Знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления.


Выставка «Мой папа самый сильный»

МАРТ

1-2 неделя

«Весна»

Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях.

Расширять представления о простейших связях в природе.

Выставка «Первые весенние цветы»

3-4 неделя

«Одежда»

Знакомить детей с названиями предметов одежды, обуви, головных уборов; формировать познавательный интерес детей к предметам одежды.
Познакомить детей с историей происхождения вещей.
Формировать умение различать вещи по сезонности, месту применения, принадлежности..
Развивать навыки ухода за собственными вещами гардероба и обуви.


АПРЕЛЬ

1-2 неделя

«Транспорт»

Знакомить с видами транспорта, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения.

Тематическое развлечение

3-4 неделя

«Я вырасту здоровым!»

Дать представления о здоровье и важных компонентах здорового образа жизни (правильное питание, зарядка, гимнастика, сон), и о факторах, разрушающих здоровье. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.



МАЙ

1-2 неделя

«Наш поселок»


Формировать представления о родном поселке, о его достопримечательностях. Осуществлять патриотическое воспитание. Дать представления о празднике, посвященном Дню Победы.

Выставка детских работ «День победы»

3-4 неделя

«Скоро лето»

Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада

Выставка детских работ «Здравствуй лето»




2.4. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями)

Работа с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта воспитания детей. Воспитатели в своей работе с семьей используют разные формы:

Проведение тематических родительских собраний (4 раза в год).

Консультации для родителей.  Родители по желанию могут ознакомиться с текстом каждой консультации в бумажном варианте на стенде группы  или на сайте ДОУ

Организация групповых выставок творческих работ детей и совместных творческих детей и родителей.

Организация тематических праздников с участием детей и родителей.


Направления работы

мероприятия

Ответственные

сроки


Консультации, папки-передвижки, памятки

-Адаптация ребенка к условиям детского сада

-Семейные традиции и их роль в воспитании детей

- Внимание! Дети на дороге!

воспитатели

сентябрь

-Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста

-Ценность игрушек у современных детей

-Профилактика гриппа и ОРВИ

воспитатели

октябрь

-Как рассказать детям о профессиях?

-Старшее поколение в семье

-Детский травматизм и его профилактика

- Папка-передвижка «День матери»

воспитатели

ноябрь

-Формирование основ пожарной безопасности (новогодние праздники)

-Зимние каникулы с пользой

- Папка-передвижка «Бережем свое здоровье или правила доктора»

воспитатели

декабрь

-Плавание – уникальный способ влияния на организм ребенка

- Домашний стадион

-Папка-передвижка «Покормите птиц»

воспитатели

январь

-Эмоциональное благополучие ребенка в семье

-Развитие речи: игры в кругу семьи

-Папка-передвижка «История праздника 23 февраля»

воспитатели

февраль

-Игры для развития речи детей дошкольного возраста

-Вкусное и полезное питание

- Обучение детей правилам поведения на дороге

воспитатели

март

- Безопасность ребенка при перевозке в автомобиле

-Берегись кишечных инфекций

воспитатели

апрель

-С чего начинается Родина?

-Воспитание бережного отношения к природе

-Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

воспитатели

май

Родительские собрания

Адаптация ребенка к детскому саду. Давайте познакомимся



воспитатели




сентябрь













Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста

воспитатели

декабрь

Игра с ребенком в жизни вашей семьи и детского сада


воспитатели

март

«Чему мы научились за год»


воспитатели

май

Анкетирование родителей

-Социологическое исследование семей вновь поступивших детей, сбор информации о семейных традициях, микроклимате семьи.

-Выявление образовательных запросов родителей, определение видов помощи родителям в воспитании и обучении детей

-Оценка родителями деятельности детского сада

старший воспитатель, воспитатели, специалисты











сентябь












апрель

Мастер-классы

-Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников

- Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях


январь





март

Семинары

-Безопасная дорога детства

- Что нужно делать, чтобы человек был здоров


октябрь

февраль





3. Организационный раздел


3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) группы содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная для детей. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки  обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей  и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию рабочей программы. Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям, что обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя игры, чередовать их в течение дня, а воспитателям дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Трансформируемость пространства группы предполагает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих РППС группы.

Вариативность РППС группы даёт детям возможность свободного выбора деятельности. Оснащение центров развития меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса,  появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. В качестве таких цетров развития в группе выступают:

- книжный уголок

-уголок сенсорики

-театрализованный уголок

-уголок изодеятельности

-музыкальный уголок

-центр физкультуры.

РППС группы доступна для воспитанников, дети имеют  свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Постоянно соблюдается исправность и сохранность всех материалов и оборудования.

При организации РППС группы соблюдаются требования  безопасности, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

В группе созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки). Пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. В группе организуется  рациональный двигательный режим путем чередования разнообразной активной деятельности и отдыха.

Развивающая  среда  соответствует  санитарно-гигиеническим  требованиям  и  отражает  все направления развития детей.



3.2. Режимы пребывания детей в группе.

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Соблюдение режима дня - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При его соблюдении вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное значение, формируются культурно-гигиенические навыки, и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения. При четком выполнении режима дня у ребенка формируются качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе.

При составлении режима пребывания детей в группе учитывались  климатические особенности региона.

Режим дня в холодное время года (сентябрь-май)


Время

Режимные моменты

07.00-08.25

Утренний прием детей, образовательная деятельность в режимных моментах (игры, гигиенические процедуры)

08.25-08.30

Утренняя гимнастика

08.30-09.00


Подготовка к завтраку, завтрак, подготовка к образовательной деятельности

09.00-09.10

09.30-09.40 

Организованная образовательная деятельность (общая длительность, включая  перерывы).

09.50-10.00

Второй завтрак.

10.00-11.20

Подготовка к прогулке, прогулка.

11.30-12.00

Подготовка к обеду, обед

12.00-15.00

Подготовка ко сну, дневной сон.

15.00-15.20

Постепенный подъём, бодрящая гимнастика, гигиенические процедуры, самостоятельная деятельность.

15.20-15.35

Подготовка к полднику, полдник.

15.35-15.50

Игры, самостоятельная и организованная деятельность.

15.50-17.30

Подготовка к прогулке, прогулка.

17.30-18.00

Подготовка к ужину, ужин.

18.00-19.00

Прогулка, игры, уход домой


Режим дня в тёплое время года (июнь-август)

Время

Режимные моменты

07.00-08.30

Приход детей в детский сад (встреча детей на улице), свободная игра, самостоятельная деятельность  детей, утренняя гимнастика.

08.30-09.00

Подготовка к завтраку, завтрак.

09.00-09.50

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, организованная деятельность детей, самостоятельная деятельность детей, досуги, развлечения

09.50-10.00 

Второй завтрак.

10.00-12.00

Прогулка; самостоятельная деятельность детей, сюжетно-ролевые игры, игры с песком и водой, подвижные игры; совместная деятельность воспитателя с детьми на прогулке:

физкультурные занятия, спорт - прогулки, игры, досуги, развлечения, экскурсии;

закаливающие процедуры (воздушные, солнечные ванны, хождение босиком)


12.00-13.00

Подготовка к обеду, обед.

13.00-15.15

Подготовка ко сну, дневной сон.

15.15-15.20

Постепенный подъём, бодрящая гимнастика.

15.20-15.45

Подготовка к полднику, полдник.

15.45-17.15

Самостоятельная деятельность детей на свежем воздухе, подвижные игры

17.15-17.45

Подготовка к ужину, ужин

17.45-19.00

Самостоятельная деятельность детей на свежем воздухе, подвижные игры, уход детей домой.



В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26) продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.


3.3.Планирование образовательной деятельности


Базовый вид деятельности

Периодичность

Организованная образовательная деятельность

Физическая культура в помещении

2 раза в неделю

Физическая культура на прогулке

1раз в неделю

Познавательное развитие

1 раза в неделю

Развитие речи

2 аз в неделю

Рисование

1 раз в неделю

Лепка

1 раз в неделю

Музыка

2 раза в неделю

ИТОГО

10 ОД в неделю

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Утренняя гимнастика

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

ежедневно

Чтение художественной литературы

ежедневно

Прогулка

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Игра

ежедневно

Самостоятельная деятельность в центрах развития

ежедневно


Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)

продолжительность непрерывной ОД  для детей от 2 до 3 лет - не более 10 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе детского сада  не превышает 30минут. В середине времени, отведенного на ОД , проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.


3.4. Физкультурно-оздоровительная работа


В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.

Под руководством медицинского персонала следует осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных условий. При проведении закаливающих мероприятий нужно осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности.

Важно обращать внимание на выработку у детей правильной осанки. В помещении следует обеспечивать оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде.

Необходимо обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.

Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60 % от всего времени бодрствования.

Следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивать инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования.

Воспитывать у детей интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Ежедневно следует проводить с желающими детьми утреннюю гимнастику. В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, рекомендуется проводить физкультминутку длительностью 1–3 минуты.


3.5. Методическое обеспечение рабочей программы.


Методические пособия

Наглядно-дидактические пособия

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста . С.В. Петерина.-М:Просвещение 1986.


Игровая деятельность

Развитие игровой деятельности: система работы в первой младшей группе детского сада.Н.Ф. Губанова.- Мозаика – Синтез, 2008.


Образовательная область «Познавательное развитие»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста:программа,конспекты занятий,.авт.-сост. Т.П.Высокова.-Волгоград:Учитель 2010.



Ознакомление с миром природы

Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада/ О.А. Соломенникова.- Мозаика-Синтез,2009.


Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи ребенка раннего возраста/Г.М Лямина. Айрис-Пресс,2005.

Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.В.В.Гербова. Мозаика-Синтез,2008.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией); пособие для воспитателя детского сада/ Просвещение, 1981.


Образовательная область «Физическая культура»

АверинаИ.Е. Физкультурные минутки в детском саду:Практическое пособие И.Е.Аверина-М:Айрис-Пресс,2009



Взаимодействие с семьей

Пособие для воспитателей о работе с семьей Л.В Загиг (и др.); под редакцией Н.Ф Виноградовой-М.:Просвещение, 1989.

Детский сад и семья. Методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей /Е.С.Евдокимова, Н.В.Додокина, Е.А.Кудрявцева.-М:Мозаика-Синтез,2007.

Всё содержание совместной деятельности воспитателя и детей в Рабочей программе выстроено в соответствии с ОП ДОО с/п «Детский сад «Росинка» и ФГОС ДО  



9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации