Рабочая программа "ПМ.04 Агент торговый" по специальности СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Торгово-промышленный техникум имени Л.Б. Ермина в г. Зверево» (ГБПОУ РО «ТПТ») | |||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА | |||
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |||
ПМ.04. Выполнение работ по должности служащего 20035 Агент торговый | |||
по специальности | |||
среднего профессионального образования | |||
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров | |||
базовый уровень подготовки | |||
форма обучения – очная | |||
г. Зверево, 2023 г. |
Содержание
Паспорт рабочей программы профессионального модуля | 4 |
Результаты освоения профессионального модуля | 6 |
Структура и содержание профессионального модуля | 7 |
Условия реализации программы профессионального модуля | 14 |
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля | 16 |
1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля
1.1 Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения по специальности СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров в части освоения основного вида профессиональной деятельности должности служащего 20035 «Агент торговый» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 4.1 Изучать конъюнктуру рынка и выявлять потребности и спрос на товары
ПК 4.2Осуществлять договорную работу с поставщиками и потребителями товаров
ПК 4. 3 Обеспечивать сохранность оформляемой документации
ПК 4. 4 Выявлять организации - конкуренты и товары – конкуренты
ПК 4.5 Осуществлять организацию закупки товаров
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности
среднего профессионального образования 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
Данная программа реализуется в IV семестре 2023-24 уч. гг.
1.2 Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности
«Агент торговый» и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт работы с разными группами товаров, реализуемых оптовыми предприятиями торговли.
осуществлять переговоры о заключении сделок купли – продажи;
совершать сделки купли – продажи;
оформлять договоры купли-продажи, контролировать их выполнение;
выполнять функции гаранта по исполнению обязательств, вытекающих из заключенных сделок;
проводить работу по выявлению и учету потенциальных покупателей, оказываемых услуг;
организовывать рекламу;
осуществлять работу по внедрению прогрессивных методов торговли;
вести учет претензий покупателей по исполнению договоров купли – продажи.
знать:
нормативные документы, регулирующие организацию сбыта и продажи
товаров, оказания услуг;
прогрессивные формы и методы торговли и сбыта;
порядок заключения договоров купли-продажи и оформления необходимых документов;
условия заключения коммерческих сделок способы доведения товаров (услуг) до потребителя;
ассортимент товаров;
правила расшифровки кодов и маркировки;
требования нормативных документов, предъявляемых к качеству товаров (услуг), основные их свойства, качественные и потребительские характеристики товаров;
основы финансового, хозяйственного, налогового и трудового законодательства.
1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля
Всего - 276 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 96 часа,
включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 32 часов;
учебной практики - 36 часов, производственной практики-144 часа.
Форма аттестации: МДК 04.01 – дифференцированный зачет;
УП 04.01 – дифференцированный зачет;
ПП.04.01 – дифференцированный зачет
ПМ 04.01 – экзамен (квалификационный).
2. Результаты освоения профессионального модуля
Код | Наименование результата обучения |
ПК. 4.1 | Изучать конъюнктуру рынка и выявлять потребности и спрос на товары |
ПК. 4.2 | Осуществлять договорную работу с поставщиками и потребителями товаров |
ПК. 4.3 | Обеспечивать сохранность оформляемой документации |
ПК 4.4 | Выявлять организации – конкуренты и товары – конкуренты |
ПК 4.5 | Осуществлять организацию закупки товаров |
ОК. 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК. 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК. 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК. 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК. 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК. 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, заказчиками. |
ОК.7 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК.8 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК.9 | Владеть информационной культурой, владеть и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
3 Структура и содержание профессионального модуля
3.1 Тематический план профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по должности служащего Агент торговый
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | ||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, ч | Учебная, часов | Производственная, ч | |||||||
Всего, ч | в т. ч. лабораторные работы и практические занятия, ч | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
ПК 4.1 – ПК 4.5 | МДК 4.1 Организация деятельности Агента торгового | 96 | 64 | 24 | 32 | 36 | 144 | |||
Всего: | 276 | 64 | 24 | 32 | 36 | 144 |
3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ. 04)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
ПМ 04. Выполнение работ по должности служащего Агент торговый | 276 | |||||||||
МДК. 4.1 Организация деятельности Агента торгового | 64 | |||||||||
Раздел 1. Введение в профессиональную деятельность | 8 | |||||||||
Тема 1.1 Общее представление о профессии Агент торговый | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |||||||
1 | Общие сведения о профессии Агент торговый. Квалификационные характеристики. Должностная инструкция. Факторы, определяющие работу успешных торговых агентов. Преимущества и недостатки профессии торгового агента | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||||||
Подготовить доклады на темы: «Вехи в истории коммерции и искусство продаж» «Торговый агент как профессия» | ||||||||||
Тема 1.2 Основы технологии торговли | Содержание учебного материала | 4 | 1 1 | |||||||
2 3 | Понятие и сущность процесса товародвижения. Принципы и условия рационального построения процесса товародвижения. Прогрессивные методы и формы торговли | 2 2 | ||||||||
Раздел 2. Организация продажи и закупки товаров | 28 | |||||||||
Тема 2.1 Основные виды договоров, применяемых в торговле | Содержание учебного материала | 6 | 1 1 1 | |||||||
4 5 6 | Понятие и правовое регулирование договоров. Классификация договоров. Договоры, применяемые в торговле. Обеспечение сохранности оформляемой документации Порядок заключения и исполнения договоров. Ответственность за нарушение договорных обязательств. Изменение и расторжение договоров. | 2 2 2 | ||||||||
Практические занятия | 4 | 2 2 | ||||||||
1 2 | Ведение переговоров о заключении сделок купли – продажи (ПЗ №1) Партнерские договорные обязательства. Защита от неисполнения партнером договорных обязательств (ПЗ №2) | 2 2 | ||||||||
Тема 2.2 Организация оптовой и розничной продажи товаров | Содержание учебного материала | 4 | 1 1 | |||||||
7 8 | Понятие оптовой и розничной торговли. Организация работы по оптовой продаже товаров. Договор купли-продажи Организация розничной продажи товаров. | 2 2 | ||||||||
Практические занятия | 4 | 2 2 | ||||||||
3 о 4 | Изучение структуры и содержания договора купли-продажи (ПЗ №3) Составление и заключение договора купли-продажи. Контроль исполнения (ПЗ №4) Правовые основы заключения договора купли-продажи (ПЗ №5) | 2 2 | ||||||||
Тема Тема 2.3 Организация оптовой закупки товаров | Содержание учебного материала | 4 | 1 1 | |||||||
1111 9 15 15 | Значение и содержание закупочной работы. Договор поставки: понятие, особенности, содержание 10.Составление и заключение договора поставки. Контроль исполнения договора поставки | 2 2 | ||||||||
мм Практические занятия | 2 | 2 | ||||||||
1 5 | Составление и заключение договора поставки (ПЗ №6) Ко Контроль исполнения договоров и хода поставки (ПЗ №7) | 2 | ||||||||
Со Самостоятельная работа обучающихся П Подготовить конспекты на темы: « «Дополнительные услуги, оказываемые в торговле» «Ку «Культура торговли. Этика поведения продавца» П Подготовить доклады на темы: «История развития оптовой торговли» «Оптовые посредники» | 6 | |||||||||
Раздел 3. Правовое обеспечение сбыта и продажи товаров | 8 | 1 1 2 | ||||||||
Тема 3.1 Регулирование отношений в торговле с участием потребителей | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||
11 12 | Нормативная база РФ, регулирующая потребительское законодательство. Организация государственного контроля в торговле Изучение основных положений закона «О защите прав потребителей». | 2 2 | ||||||||
Практические занятия | 2 | |||||||||
6 | Изучение основных положений закона «О защите прав потребителей». Решение ситуационных задач (ПЗ №8) Изучение основных положений закона «О защите прав потребителей». Решение ситуационных задач. Оформление претензии на некачественный товар (ПЗ №9) Игра-конкурс потребительских знаний «А знаете ли Вы?» (ПЗ №10) | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||||||||
Подготовить конспекты по темам: «Охрана труда работников торговли» «Организация материальной ответственности работников торговли» | ||||||||||
Раздел 4. Рынок. Основные рыночные показатели | 12 | |||||||||
Тема 4.1 Виды рынков. Рыночная конъюнктура | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |||||||
13 9 | Рынок: понятие, виды. Рыночная конъюнктура: понятие, факторы ее определяющие. | 2 | ||||||||
Практические занятия | 2 | 2 | ||||||||
7 | Решение задач по теме «Рынок. Основные рыночные показатели» (ПЗ №11) | 2 | ||||||||
Тема 4.2 Конкурентоспособность товаров и организаций | Содержание учебного материала | 4 | 1 1 | |||||||
14 15 | Конкуренция на рынке: понятие, виды. Понятие о конкурентоспособности предприятия и товара. Связь качества (показателей качества) и конкурентоспособности. Методы, применяемые в оценке конкурентоспособности товара | 2 2 | ||||||||
Практические занятия | 2 | 2 | ||||||||
8 | Решение задач по теме «Конкуренция. Конкурентоспособность товара и организации» (ПЗ №12) | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||||||||
Подготовить конспекты на темы: «Взаимодействие торговых и промышленных организаций по обеспечению качества и конкурентоспособности товаров» «Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе» | ||||||||||
Раздел 5 Стимулирование сбыта | 16 | |||||||||
Тема 5.1 Методы стимулирования сбыта | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |||||||
16 | Стимулирование сбыта: понятие, задачи, приемы. Стимулирование торговых агентов: понятие, цели, формы и способы | 2 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить доклады на темы: «Связи с общественностью, как способ стимулирования сбыта товаров» «Личные продажи, как способ стимулирования сбыта товаров» | 6 | |||||||||
ТемаТема 5.2 Реклама как средство стимулирования сбыта товаров | Содержание учебного материала | 2 | 1 2 2 | |||||||
111 17 | Реклама: понятие, сущность и задачи, классификация. Рекламная деятельность торговых предприятий | 2 | ||||||||
Практические занятия | 4 | |||||||||
9 10 | Формирование мероприятий по стимулированию сбыта для конкретных товаров или услуг (ЛПЗ №13). Реш Решение задач по организации, внедрению и эффективности разных видов рекламы, выявлению и учету потенциальных покупателей (ПЗ №14) Сравнительная оценка рекламных средств, используемых в торговле (ПЗ №15) | 2 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||||||||
Подготовить доклады с презентациями на темы: «Психология восприятия рекламы» «Рекламные средства, их характеристика» | ||||||||||
Раздел 6. Ассортимент товаров. Товарная информация | 10 | |||||||||
Т Тема 6.1 Виды ассортимента товаров. Основные показатели ассортимента. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |||||||
18 | Ассортимент, номенклатура: основные понятия, классификация ассортимента товаров. Управление ассортиментом. Формирование ассортимента на предприятиях оптовой и розничной торговли | 2 | ||||||||
11 | Практические занятия Основные показатели ассортимента. Анализ ассортимента товаров торговой организации (ПЗ №16) | 2 | 2 | |||||||
Тема 6.2 Товарная информация | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |||||||
19 | Общие требования НД к информации о товарах. Виды, структура и назначение штрихового кода | 2 | ||||||||
Практические занятия | 2 | 2 3 | ||||||||
12 20 | Анализ маркировки товаров, структуры товарной информации и расшифровка информационных знаков (ПЗ №17) | 2 | ||||||||
Д Дифференцированный зачет | ||||||||||
Всего | 222 | 84 |
Уч Учебная практика | 36 | 3 |
Производственная практика | 144 | 3 |
Всего | 276 |
4 Условия реализации программы профессионального модуля
Требование к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
комплект учебно- методической документации;
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
наглядные пособия (планшеты, образцы товаров);
уголок покупателя.
Технические средства обучения: ПК, мультимедийное оборудование.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
Иванов Г.Г., Организация торговли (торговой деятельности), учебное пособие для СПО. - М.: Издательство КноРус, 2021 г. (ЭБС BOOK.ru)
Бойкова О.С. Торговое право: учеб. пос. / О.С. Бойкова. – Москва: Дашков и Ко, 2010. – 452 с.
Голова А.Н. Управление продажами: учебник / А.Н. Голова. – Москва: Дашков и Ко, 2010. – 280 с.
Дашков Л.П. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России: коммерция и технология торговли /Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: «Дашков и ко», 2007. – 1012 с.
Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник / О.В. Памбухчиянц. - Москва: «Маркетинг», 2010. – 292 с.
Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник для вузов / Ф.Г. Панкратов. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва: Дашков и Ко, 2009. – 500 с.
Федеральный закон РФ №2300 – 1 «О защите прав потребителей» с учетом изменений, внесенных Федеральным Законом от 5 мая 2014г №112 - ФЗ. – М.: Проспект. – 32 с.
Сысоева, С. Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент /С. Сысоева, Е. Безрукова. – СПб.: Питер, 2012. – 288 с.
Дополнительная литература:
Арзуманова, Т.И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 276 с.
Гражданский кодекс Российской Федерации.- М.:Эксмо, 2007. – 656 с.
Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник /Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - 9-е изд., перераб. и доп.- М.: Дашков и К, 2008.- 696с.
Егоров, В.Ф. Организация торговли: учебник / В.Ф.Егоров.- СПб.: Питер, 2006.- 352с.
3. Кислов, Д.В. Маркетинг и реклама: налогообложение и бухгалтерский учет: практ. пос. /Д.В. Кислов. – 2-е изд.. – М.: Омега-Л, 2011. – 235 с.
Осипова, Л.В. Основы коммерческой деятельности: учебник /Л.В. Осипова, И.М. Синяева.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.- 324с.
Памбухчиянц, О.В. Технология розничной торговли: учебник для нач. проф. обр. /О.В. Памбухчиянц. - 9-е изд., перераб. и доп. – Москва: Дашков и Ко, 2011. – 288 с.
Парамонова, Т.Н. Мерчандайзинг /Т.Н. Парамонова, И.А. Рамазанов. – М.: Кнорус, 2011. – 144 с.
Толмачева, И. Эффективный Мерчандайзинг. Взгляд поставщика /И. Толмачева. – СПб.: БВХ-Петербург, 2012. – 160 с.
Интернет-ресурсы:
www.torgrus.com - сайт «Новости и технологии торгового бизнеса»;
www.sovtorg.panor.ru - сайт «Современная торговля»;
www.garant.ru - справочно - правовая система Гарант;
www.consultant.ru -справочно - правовая система Консультант Плюс.
Источники ЭБС на сайте https://book.ru/
Маркетинг в рекламе Попкова Е. Г., Родина Е. А., Боговиз А. В. КноРус 2024 https://book.ru/book/950121
Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении. Рабочая тетрадь Петрова Л. А. Русайнс 2024 https://book.ru/book/950456
Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью + еПриложение Рыжиков С. Н. КноРус 2023 https://book.ru/book/948676
Организация торговли торговой деятельности Иванов Г. Г. КноРус 2023 https://book.ru/book/949672
5. Охрана труда в профессиональной деятельности Ткачева Г. В., Никвист Т. Е., Коровин С. В. КноРус 2023 https://book.ru/book/948611
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Реализация профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по должности служащего Агент торговый имеет практическую направленность.
Для закрепления теоретических знаний предусматривается изучение соответствующих тем. Для развития творческой активности обучающихся в программе предусмотрено выполнение самостоятельных работ.
В процессе изучения ПМ.04 должны использоваться активные формы проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечиваются доступом в Интернет.
Учебная практика УП. 4 проводится на базе оптовых и розничных торговых предприятий города и области.
Производственная практика ПП. 04 на базе торговых предприятий-партнеров.
Формой промежуточной аттестации по ПМ.04 экзамена (квалификационного).
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:
Реализация рабочей программы по должности служащего Агент торговый обеспечивается специалистом, имеющим высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля.
5 Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1. Изучать конъюнктуру рынка и выявлять потребности и спрос на товары | Проведение работы по выявлению и учету потенциальных покупателей на производимую продукцию, оказываемые услуги, организация их рекламы. Анализ состояния и тенденции изменения спроса населения. Изучение потребностей покупателей различных групп товаров | Оценка практической деятельности на практических занятиях, включая: доклад, устный опрос, решение задач. Проведение экзамена (квалификационного) |
ПК 2. Осуществлять договорную работу с поставщиками и потребителями товаров | Ведение переговоров о заключении сделок купли – продажи. Заключение сделок купли – продажи от своего имени или другого, представляемого им лица на основе договора, регулирующего отношения между ними осуществляется верно, в соответствии с требованиями нормативных документов. | Оценка практической деятельности на практических занятиях, включая устный опрос, доклады, оформление договоров. Проведение экзамена (квалификационного) |
ПК 3. Обеспечивать сохранность оформляемой документации | Оформление документов произведено своевременно и верно, в соответствии с требованиями нормативных документов. | Экспертное наблюдение и оценка практической деятельности |
ПК 4. Выявлять организации- конкуренты и товары – конкуренты | Выявление организаций и товаров – конкурентов осуществляется верно согласно методикам. | Экспертное наблюдение и оценка практической деятельности |
ПК 5. Осуществлять организацию закупки товаров | Контроль организации и закупки товарно-материальных ценностей производится верно, в соответствии с требованиями нормативных документов. | Экспертная оценка практической деятельности |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. | ||
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Демонстрация интереса к будущей профессии | Экспертное наблюдение и оценка на теоретических занятиях, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | Обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области продажи потребительских товаров. Демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач | Экспертное наблюдение и оценка на теоретических занятиях, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | Демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Экспертное наблюдение и оценка на теоретических занятиях, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | Нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Решение нетиповых профессиональных задач с привлечением самостоятельно найденной информации | Экспертное наблюдение и оценка на теоретических занятиях, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы |
| Использование средств наглядности или невербальные средства коммуникации; умение запрашивать мнение партнера по диалогу. Извлечение из устной речи (монолог, диалог, дискуссия) фактической и оценочной информации, определение основной темы, предположения, аргументы, доказательства, выводы, оценки. Создание продукта письменной коммуникации сложной структуры, содержащий сопоставление позиций и \ или аргументацию за и против предъявленной для обсуждения позиции |