Рабочая программа по биологии для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

1
0
Материал опубликован 4 December 2023

t1701682714aa.jpg

Пояснительная записка к рабочей программе

АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель реализации АООП УО (вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований;

участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

Общая характеристика АООП УО (вариант 1), разработанной с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Кольчугино» обеспечивает требуемые для обучающихся условия обучения и воспитания с учетом имеющихся у них нарушений, в том числе нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройств аутистического спектра.

АООП УО (вариант 1) включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Сроки реализации АООП УО (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью составляют (интеллектуальными нарушениями) 9-13 лет7.

В реализации АООП УО (вариант 1) может быть выделено два или три

этапа:

I этап - 1-4 классы и дополнительный класс;

II этап - 5-9 классы;

III этап - 10-12 классы.

Цель второго этапа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:

а) выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

б) введение специальных учебных предметов и коррекционных курсов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира, целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

в) опора на формирование и развитие познавательной деятельности и познавательных процессов, овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;

г) возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

д) психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогического работниками и другими обучающимися;

е) раскрытие интересов и способностей обучающихся в разных видах практической и творческой деятельности с учетом структуры нарушения, индивидуальных особенностей;

ж) психолого-педагогическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации;

з) постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.

Учебный план образовательного учреждения на 2023-2024 учебный год.

Для реализации программного содержания курса биологии используется учебник: Клепенина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы. Просвещение, 2021.-224с.

На изучение данного курса согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений в 7 классах отводится 69 часов в год (2 часа в неделю).

Нормативная база.

Федеральный уровень:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025
"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2022 № 1063
"О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115"(Зарегистрирован 15.02.2023 № 72372)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.01.2023 № 47
"О внесении изменений в пункт 12 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 458"(Зарегистрирован 13.02.2023 № 72329)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"(Зарегистрирован 01.11.2022 № 70799)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2022 № 1053
"Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"(Зарегистрирован 27.02.2023 № 72451)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».

Основные цели и задачи предмета.

Основными целями изучения биологии в коррекционной школе являются:

-освоить знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

-овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска;

-проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;

-воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуру поведения в природе;

-применять знания и умения в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни: выращивания растений и животных;

-заботы о своем здоровье;

-оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим;

-оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; -соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это дает возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

Курс биологии, посвященный изучению живой природы, начинается с раздела "Растения" (VII класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как "Фитодизайн", "Заготовка овощей на зиму", "Лекарственные растения".

Содержание тем учебного курса

Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.

В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

Введение.

Разнообразие растений. Значение растений и их охрана.

Общее знакомство с цветковыми растениями.

Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Виды соцветий (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Плоды. Разнообразие плодов. Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян.

Семя. Внешний вид и строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Корень. Виды корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Значение корня. Видоизменения корней.

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Из каких веществ состоит растение. Образование органических веществ в растении. Испарение воды листьями. Дыхание растений. Листопад и его значение.

Стебель. Строение стебля. Значение стебля в жизни растения .Разнообразие стеблей.

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и растительного организма со средой обитания).

Многообразие растительного мира.

Деление растений на группы. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Хвойные растения. Покрытосеменные или цветковые. Деление цветковых на классы.

Однодольные покрытосеменные растения.

Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).

Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные лилейные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Двудольные растения

Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, дикий паслен, душистый табак.

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника.

Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.

Уход за комнатными растениями. Перевалка. Пересадка.

Осенние работы в саду. Перекопка почвы. Подготовка сада к зиме. Весенние работы в саду. Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками.

Растение-живой организм.

Бактерии.

Грибы.

Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.

Минимальный уровень:

узнавать и называть объекты неживой и живой природы;

называть общие признаки изученных групп растений, условия их про- израстания;

описывать особенности внешнего вида изученных растений, называть основные части цветкового растения;

использовать биологические знания в повседневной жизни;

выполнять совместно с учителем практические работы;

владеть практическими навыками безопасного поведения в случаях контакта с ядовитыми видами растений;

соблюдать основные правила безопасного поведения в природе.

Достаточный уровень:

иметь представление об объектах неживой и живой природы;

знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и человеком;

устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);

знать признаки сходства и различия между группами растений ;

выполнять классификации на основе выделения общих признаков;

узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);

знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;

выполнять практические работы самостоятельно или предварительной (ориентировочной) помощи учителя

владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно- бытовых и учебно-трудовых ситуациях

Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особен- ности его развития.







Тематическое планировании по биологии 7 класс.

п/п

Тема

Кол-во часов

уроков

1

Введение

2

1-2

2

Общее знакомство с цветковыми растениями

25

3-27

3

Многообразие растительного мира.

33

28-61

5

Бактерии

2

61-62

6

Грибы

3

63-65

7

Практические работы, экскурсия

1

66












Календарно-тематический план

Биология «Растения. Бактерии. Грибы», 7 класс

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата план

7-а

Дата факт

7-а

Дата план

7-б

Дата факт

7-б

1

Введение (2 ч.)

Разнообразие растений.


1


04.09



04.09


2

Значение растений. Охрана растений.

1

05.09


07.09



3

Общее знакомство с цветковыми растениями (25 ч.)

Строение растения. Строение цветка.


1


11.09



11.09


4

Виды соцветий.

1

12.09


15.09


5

Опыление цветков.

1

18.09


18.09


6

Разнообразие плодов.

1

19.09


22.09


7

Распространение плодов и семян.

1

25.09


25.09


8

Строение семени фасоли.

1

26.09


29.09


9

Строение семени пшеницы.

1

02.10


02.10


10

Условия прорастания семян.

1

03.10


06.10


11

Всхожесть семян. Правила заделки семян в почву.

1

09.10


09.10


12

Виды корней.

1

10.10


13.10


13

Корневые системы (стержневая и мочковатая).

1

16.10


16.10


14

Строение корня. Значение корня в жизни растения.

1

17.10


20.10


15

Видоизменение корней.

1

23.10


23.10


16

Проверочная работа по теме «Корень. Корневые системы.»

1

24.10


27.10


17

Внешнее строение листа. Образование органических веществ в растении.

1

07.11


10.11


18

Испарение воды листьями, значение этого явления.

1

13.11


13.11


19

Дыхание растений.

1

14.11


17.11


20

Листопад и его значение.

1

20.11


20.11


21

Значение листьев в жизни растений.

1

21.11


24.11


22

Строение стебля.

1

27.11


27.11


23

Значение стебля в жизни растения.

1

28.11


01.12


24

Разнообразие стеблей.

1

04.12


04.12


25

Растение – целостный организм. Взаимосвязь частей растения.

1

05.12


08.12


26

Связь растения со средой обитания.

1

11.12


11.12


27

Проверочная работа по теме «Цветковое растение»

1

12.12


15.12


29

Мхи.

1

18.12


18.12


30

Папоротники.

1

19.12


22.12


31

Голосеменные. Хвойные растения.

1

25.12


25.12


32

Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы.

1

26.12


12.01



33

Однодольные растения.

Общие признаки злаковых.


1


09.01



15.01


34,35

Хлебные злаковые культуры.

2

15.01

16.01


19.01


36

Выращивание зерновых .

1

22.01


22.01


37

Использование злаковых в сельском хозяйстве.

1

23.01


26.01


38

Общие признаки лилейных. Цветочно - декоративные лилейные.

1

29.01


29.01


39

Цветочно - декоративные лилейные.

1

30.01


02.02


40,41

Овощные лилейные. Строение луковицы

2

05.02

06.02


05.02


42

Дикорастущие лилейные. Ландыш.

1

12.02


09.02


43

Проверочная работа по теме «Однодольные растения»

1

13.02


12.02



44

Двудольные растения.

Пасленовые. Общие признаки пасленовых.


1


19.02



16.02


45

Картофель – пищевое пасленовое растение.

1

20.02


19.02


46

Овощные пасленовые. Томат.

1

26.02


26.02


47

Овощные пасленовые. Баклажан и перец.

1

27.02


01.03


48

Цветочно -декоративные пасленовые.

1

04.03


04.03


49

Бобовые. Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения.

1

05.03


11.03


50

Фасоль и соя – южные бобовые культуры.

1

11.03


15.03


51

Кормовые бобовые растения.

1

12.03


18.03


52

Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник.

1

18.03


22.03


53

Плодово – ягодные розоцветные. Яблоня. Груша.

1

19.03


01.04


54

Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. Малина.

1

01.04


05.04


55

Плодово-ягодные розоцветные. Земляника.

1

02.04


08.04


56

Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры.

1

08.04


12.04


57

Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Пищевые сложноцветные. Подсолнечник.

1

09.04


15.04


58

Календула и бархатцы – однолетние цветочные растения.

1

15.04


19.04


59

Маргаритка и георгин – многолетние цветочные растения.

1

16.04


22.04


60

Уход за комнатными растениями. Перевалка. Пересадка.

1

22.04


26.04


61

Бактерии (2 ч.)

Бактерии. Общее понятие.


1


23.04



27.05


62

Значение бактерий в природе и жизни человека

1

06.05


03.05



63

Грибы (3 ч.)

Строение и особенности жизнедеятельности грибов.


1


07.05



06.05


64

Съедобные и ядовитые грибы, их распознавание.

1

13.05


13.05


65

Проверочная работа по теме «Растения — живой организм»

1

14.05


17.05


66

67

68

69

Практические работы (4 ч.)

Уборка прошлогодней листвы.

4

20.05

21.05

27.05

28.05


20.05

24.05

27.05

















Контрольно-измерительные материалы

7 класс

п/п

Тема

Вид контр.-измерит. материала

урока

1

Корень. Корневые системы.

Тестовая работа

16

2

Цветковые растения.

Тестовая работа

27

3

Однодольные растения

Тестовая работа

43

4

Растения-живой организм.

Тестовая работа

65











Учебно-методическое обеспечение

Метод пособия (для учителя)

Григорьева Е.В. Природа родного края. Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Челябинск, 2013

Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Животные. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012

Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Неживая природа. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013

Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Растения. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014

Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Человек. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012

Тюмасева З.И, Гуськова Е.В. Окружающий мир - региональные особенности, уральский вариант. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – Челябинск: Взгляд, 2013

Челябинская область. Краткий справочник. Авторы-составители М.С.Гитис, А.П.Моисеев – Челябинск: АБРИС, 2016.

Южноуральская панорама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: учеб. пособие/ А.П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С. Гитис. Выпуск 1. – Челябинск: АБРИС, 2016

Учебно-дидактический материал (для учащихся)

1. Клепенина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы. Просвещение, 2021.-224с.





1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации