Рабочая программа по биологии для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы
Пояснительная записка к рабочей программе
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель реализации АООП УО (вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Общая характеристика АООП УО (вариант 1), разработанной с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Кольчугино» обеспечивает требуемые для обучающихся условия обучения и воспитания с учетом имеющихся у них нарушений, в том числе нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройств аутистического спектра.
АООП УО (вариант 1) включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Сроки реализации АООП УО (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью составляют (интеллектуальными нарушениями) 9-13 лет7.
В реализации АООП УО (вариант 1) может быть выделено два или три
этапа:
I этап - 1-4 классы и дополнительный класс;
II этап - 5-9 классы;
III этап - 10-12 классы.
Цель второго этапа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:
а) выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
б) введение специальных учебных предметов и коррекционных курсов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира, целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
в) опора на формирование и развитие познавательной деятельности и познавательных процессов, овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
г) возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
д) психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогического работниками и другими обучающимися;
е) раскрытие интересов и способностей обучающихся в разных видах практической и творческой деятельности с учетом структуры нарушения, индивидуальных особенностей;
ж) психолого-педагогическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации;
з) постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.
Учебный план образовательного учреждения на 2023-2024 учебный год.
Для реализации программного содержания курса биологии используется учебник: Клепенина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы. Просвещение, 2021.-224с.
На изучение данного курса согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений в 7 классах отводится 69 часов в год (2 часа в неделю).
Нормативная база.
Федеральный уровень:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025
"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2022 № 1063
"О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115"(Зарегистрирован 15.02.2023 № 72372)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.01.2023 № 47
"О внесении изменений в пункт 12 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 458"(Зарегистрирован 13.02.2023 № 72329)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"(Зарегистрирован 01.11.2022 № 70799)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2022 № 1053
"Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"(Зарегистрирован 27.02.2023 № 72451)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
Основные цели и задачи предмета.
Основными целями изучения биологии в коррекционной школе являются:
-освоить знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска;
-проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
-воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуру поведения в природе;
-применять знания и умения в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни: выращивания растений и животных;
-заботы о своем здоровье;
-оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим;
-оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; -соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это дает возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Курс биологии, посвященный изучению живой природы, начинается с раздела "Растения" (VII класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как "Фитодизайн", "Заготовка овощей на зиму", "Лекарственные растения".
Содержание тем учебного курса
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.
В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
Введение.
Разнообразие растений. Значение растений и их охрана.
Общее знакомство с цветковыми растениями.
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Виды соцветий (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Плоды. Разнообразие плодов. Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян.
Семя. Внешний вид и строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Корень. Виды корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Значение корня. Видоизменения корней.
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Из каких веществ состоит растение. Образование органических веществ в растении. Испарение воды листьями. Дыхание растений. Листопад и его значение.
Стебель. Строение стебля. Значение стебля в жизни растения .Разнообразие стеблей.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и растительного организма со средой обитания).
Многообразие растительного мира.
Деление растений на группы. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Хвойные растения. Покрытосеменные или цветковые. Деление цветковых на классы.
Однодольные покрытосеменные растения.
Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, дикий паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника.
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.
Уход за комнатными растениями. Перевалка. Пересадка.
Осенние работы в саду. Перекопка почвы. Подготовка сада к зиме. Весенние работы в саду. Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками.
Растение-живой организм.
Бактерии.
Грибы.
Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.
Минимальный уровень:
− узнавать и называть объекты неживой и живой природы;
− называть общие признаки изученных групп растений, условия их про- израстания;
− описывать особенности внешнего вида изученных растений, называть основные части цветкового растения;
− использовать биологические знания в повседневной жизни;
− выполнять совместно с учителем практические работы;
− владеть практическими навыками безопасного поведения в случаях контакта с ядовитыми видами растений;
− соблюдать основные правила безопасного поведения в природе.
Достаточный уровень:
− иметь представление об объектах неживой и живой природы;
− знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и человеком;
− устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
− знать признаки сходства и различия между группами растений ;
− выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
− узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
− знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;
− выполнять практические работы самостоятельно или предварительной (ориентировочной) помощи учителя
− владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно- бытовых и учебно-трудовых ситуациях
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особен- ности его развития.
Тематическое планировании по биологии 7 класс.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | № уроков |
1 | Введение | 2 | 1-2 |
2 | Общее знакомство с цветковыми растениями | 25 | 3-27 |
3 | Многообразие растительного мира. | 33 | 28-61 |
5 | Бактерии | 2 | 61-62 |
6 | Грибы | 3 | 63-65 |
7 | Практические работы, экскурсия | 1 | 66 |
Календарно-тематический план
Биология «Растения. Бактерии. Грибы», 7 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата план 7-а | Дата факт 7-а | Дата план 7-б | Дата факт 7-б |
1 | Введение (2 ч.) Разнообразие растений. | 1 | 04.09 | | 04.09 | |
2 | Значение растений. Охрана растений. | 1 | 05.09 | | 07.09 | |
3 | Общее знакомство с цветковыми растениями (25 ч.) Строение растения. Строение цветка. | 1 | 11.09 | | 11.09 | |
4 | Виды соцветий. | 1 | 12.09 | | 15.09 | |
5 | Опыление цветков. | 1 | 18.09 | | 18.09 | |
6 | Разнообразие плодов. | 1 | 19.09 | | 22.09 | |
7 | Распространение плодов и семян. | 1 | 25.09 | | 25.09 | |
8 | Строение семени фасоли. | 1 | 26.09 | | 29.09 | |
9 | Строение семени пшеницы. | 1 | 02.10 | | 02.10 | |
10 | Условия прорастания семян. | 1 | 03.10 | | 06.10 | |
11 | Всхожесть семян. Правила заделки семян в почву. | 1 | 09.10 | | 09.10 | |
12 | Виды корней. | 1 | 10.10 | | 13.10 | |
13 | Корневые системы (стержневая и мочковатая). | 1 | 16.10 | | 16.10 | |
14 | Строение корня. Значение корня в жизни растения. | 1 | 17.10 | | 20.10 | |
15 | Видоизменение корней. | 1 | 23.10 | | 23.10 | |
16 | Проверочная работа по теме «Корень. Корневые системы.» | 1 | 24.10 | | 27.10 | |
17 | Внешнее строение листа. Образование органических веществ в растении. | 1 | 07.11 | | 10.11 | |
18 | Испарение воды листьями, значение этого явления. | 1 | 13.11 | | 13.11 | |
19 | Дыхание растений. | 1 | 14.11 | | 17.11 | |
20 | Листопад и его значение. | 1 | 20.11 | | 20.11 | |
21 | Значение листьев в жизни растений. | 1 | 21.11 | | 24.11 | |
22 | Строение стебля. | 1 | 27.11 | | 27.11 | |
23 | Значение стебля в жизни растения. | 1 | 28.11 | | 01.12 | |
24 | Разнообразие стеблей. | 1 | 04.12 | | 04.12 | |
25 | Растение – целостный организм. Взаимосвязь частей растения. | 1 | 05.12 | | 08.12 | |
26 | Связь растения со средой обитания. | 1 | 11.12 | | 11.12 | |
27 | Проверочная работа по теме «Цветковое растение» | 1 | 12.12 | | 15.12 | |
29 | Мхи. | 1 | 18.12 | | 18.12 | |
30 | Папоротники. | 1 | 19.12 | | 22.12 | |
31 | Голосеменные. Хвойные растения. | 1 | 25.12 | | 25.12 | |
32 | Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы. | 1 | 26.12 | | 12.01 | |
33 | Однодольные растения. Общие признаки злаковых. | 1 | 09.01 | | 15.01 | |
34,35 | Хлебные злаковые культуры. | 2 | 15.01 16.01 | | 19.01 | |
36 | Выращивание зерновых . | 1 | 22.01 | | 22.01 | |
37 | Использование злаковых в сельском хозяйстве. | 1 | 23.01 | | 26.01 | |
38 | Общие признаки лилейных. Цветочно - декоративные лилейные. | 1 | 29.01 | | 29.01 | |
39 | Цветочно - декоративные лилейные. | 1 | 30.01 | | 02.02 | |
40,41 | Овощные лилейные. Строение луковицы | 2 | 05.02 06.02 | | 05.02 | |
42 | Дикорастущие лилейные. Ландыш. | 1 | 12.02 | | 09.02 | |
43 | Проверочная работа по теме «Однодольные растения» | 1 | 13.02 | | 12.02 | |
44 | Двудольные растения. Пасленовые. Общие признаки пасленовых. | 1 | 19.02 | | 16.02 | |
45 | Картофель – пищевое пасленовое растение. | 1 | 20.02 | | 19.02 | |
46 | Овощные пасленовые. Томат. | 1 | 26.02 | | 26.02 | |
47 | Овощные пасленовые. Баклажан и перец. | 1 | 27.02 | | 01.03 | |
48 | Цветочно -декоративные пасленовые. | 1 | 04.03 | | 04.03 | |
49 | Бобовые. Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения. | 1 | 05.03 | | 11.03 | |
50 | Фасоль и соя – южные бобовые культуры. | 1 | 11.03 | | 15.03 | |
51 | Кормовые бобовые растения. | 1 | 12.03 | | 18.03 | |
52 | Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник. | 1 | 18.03 | | 22.03 | |
53 | Плодово – ягодные розоцветные. Яблоня. Груша. | 1 | 19.03 | | 01.04 | |
54 | Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. Малина. | 1 | 01.04 | | 05.04 | |
55 | Плодово-ягодные розоцветные. Земляника. | 1 | 02.04 | | 08.04 | |
56 | Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры. | 1 | 08.04 | | 12.04 | |
57 | Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Пищевые сложноцветные. Подсолнечник. | 1 | 09.04 | | 15.04 | |
58 | Календула и бархатцы – однолетние цветочные растения. | 1 | 15.04 | | 19.04 | |
59 | Маргаритка и георгин – многолетние цветочные растения. | 1 | 16.04 | | 22.04 | |
60 | Уход за комнатными растениями. Перевалка. Пересадка. | 1 | 22.04 | | 26.04 | |
61 | Бактерии (2 ч.) Бактерии. Общее понятие. | 1 | 23.04 | | 27.05 | |
62 | Значение бактерий в природе и жизни человека | 1 | 06.05 | | 03.05 | |
63 | Грибы (3 ч.) Строение и особенности жизнедеятельности грибов. | 1 | 07.05 | | 06.05 | |
64 | Съедобные и ядовитые грибы, их распознавание. | 1 | 13.05 | | 13.05 | |
65 | Проверочная работа по теме «Растения — живой организм» | 1 | 14.05 | | 17.05 | |
66 67 68 69 | Практические работы (4 ч.) Уборка прошлогодней листвы. | 4 | 20.05 21.05 27.05 28.05 | | 20.05 24.05 27.05 | |
Контрольно-измерительные материалы
7 класс
№ п/п | Тема | Вид контр.-измерит. материала | № урока |
1 | Корень. Корневые системы. | Тестовая работа | 16 |
2 | Цветковые растения. | Тестовая работа | 27 |
3 | Однодольные растения | Тестовая работа | 43 |
4 | Растения-живой организм. | Тестовая работа | 65 |
Учебно-методическое обеспечение
Метод пособия (для учителя)
Григорьева Е.В. Природа родного края. Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Челябинск, 2013
Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Животные. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012
Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Неживая природа. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013
Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Растения. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014
Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Человек. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012
Тюмасева З.И, Гуськова Е.В. Окружающий мир - региональные особенности, уральский вариант. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – Челябинск: Взгляд, 2013
Челябинская область. Краткий справочник. Авторы-составители М.С.Гитис, А.П.Моисеев – Челябинск: АБРИС, 2016.
Южноуральская панорама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: учеб. пособие/ А.П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С. Гитис. Выпуск 1. – Челябинск: АБРИС, 2016
Учебно-дидактический материал (для учащихся)
1. Клепенина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы. Просвещение, 2021.-224с.
1