Рабочая программа по биологии для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат
Пояснительная записка к рабочей программе
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель реализации АООП УО (вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Общая характеристика АООП УО (вариант 1), разработанной с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Кольчугино» обеспечивает требуемые для обучающихся условия обучения и воспитания с учетом имеющихся у них нарушений, в том числе нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройств аутистического спектра.
АООП УО (вариант 1) включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Сроки реализации АООП УО (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью составляют (интеллектуальными нарушениями) 9-13 лет7.
В реализации АООП УО (вариант 1) может быть выделено два или три
этапа:
I этап - 1-4 классы и дополнительный класс;
II этап - 5-9 классы;
III этап - 10-12 классы.
Цель второго этапа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:
а) выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
б) введение специальных учебных предметов и коррекционных курсов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира, целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
в) опора на формирование и развитие познавательной деятельности и познавательных процессов, овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
г) возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
д) психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогического работниками и другими обучающимися;
е) раскрытие интересов и способностей обучающихся в разных видах практической и творческой деятельности с учетом структуры нарушения, индивидуальных особенностей;
ж) психолого-педагогическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации;
з) постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.
Учебный план образовательного учреждения на 2023-2024 учебный год.
Для реализации программного содержания курса используется учебник: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина Природоведение: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – Москва, «Просвещение», 2019.
На изучение данного курса согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений в 8 классе отводится 67 часов в год (2 часа в неделю).
Нормативная база.
Федеральный уровень:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025
"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2022 № 1063
"О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115"(Зарегистрирован 15.02.2023 № 72372)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.01.2023 № 47
"О внесении изменений в пункт 12 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 458"(Зарегистрирован 13.02.2023 № 72329)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"(Зарегистрирован 01.11.2022 № 70799)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2022 № 1053
"Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"(Зарегистрирован 27.02.2023 № 72451)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
Содержание тем учебного курса
В разделе "Человек" (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.
Основной целью программы по биологии в 8 классе является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой природе.
Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);
проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных), бережного отношения к природе;
первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Программа 8 класса предусматривает знакомство с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получение сведений о внешнем и внутреннем строении организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
Содержание.
Введение
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви
Общие признаки червей.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого дождевого червя.
Круглые черви - паразиты (глисты). Аскариды – возбудители глистных заболеваний. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
IIчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные.
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь) Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство Рациональное использование и охрана рыб.
Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание на суше, и в воде).Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Внутреннее строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.
Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Млекопитающие, или звери.
Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком, органы чувств.
Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей.
Мышцы.
Нервная система млекопитающих. Значение.
Внутреннее строение млекопитающего: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение.
Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцем п кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Разведение домашних кроликов.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Парнокопытные животные.
Растительноядные животные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие всеядные животные - дикие свиньи.
Непарнокопытные животные: лошади, зебры, ослы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.
Приматы
Общая характеристика.
Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.
Внешний вид и образ жизни.
Сельскохозяйственные млекопитающие.
Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения - приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Биология» в 8 классе
Минимальный уровень:
− иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой природы;
− знать особенности внешнего вида изученных животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
− знать общие признаки изученных групп животных, правила поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме про- граммы;
− выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные программой;
− применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями).
Достаточный уровень:
− иметь представление об объектах неживой и живой природы;
− знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и человеком;
− устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
− знать признаки сходства и различия между группами животных;
− выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
− узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
− знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;
− выполнять практические работы самостоятельно или предварительной (ориентировочной) помощи учителя
− владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно- бытовых и учебно-трудовых ситуациях.
Тематическое планирование по биологии 8 класс.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | № уроков |
1 | Введение | 2 | 1-2 |
2 | Беспозвоночные животные Черви Насекомые | 11 3 8 | 3-13 |
3 | Позвоночные животные Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие Сельскохозяйственные млекопитающие | 54 6 5 4 9 17 14/11 | 14-69/66 |
Календарно -тематический план
«Животные», 8 классы
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Введение (2ч.) Многообразие животного мира | 1 | 04.09 | |
2 | Значение животных и их охрана. | 1 | 05.09 | |
3 | Беспозвоночные животные (11 ч.). Черви. Общие признаки беспозвоночных животных. | 1 | 11.09 | |
4 | Общие признаки червей. Дождевой червь. | 1 | 12.09 | |
5 | Круглые черви – паразиты человека. Профилактика глистных заболеваний. | 1 | 18.09 | |
6 | Насекомые (8 ч.) Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых. | 1 | 19.09 | |
7 | Бабочка – капустница | 1 | 25.09 | |
8 | Яблонная плодожорка | 1 | 26.09 | |
9 | Майский жук. | 1 | 02.10 | |
10 | Комнатная муха. | 1 | 03.10 | |
11 | Медоносная пчела. Пчелиная семья и ее жизнь. | 1 | 09.10 | |
12 | Тутовый шелкопряд. | 1 | 10.10 | |
13 | Проверочная по теме: «Беспозвоночные животные» | 1 | 16.10 | |
14 | Позвоночные животные . Общие признаки позвоночных животных. | 1 | 17.10 | |
15 | Рыбы (6ч) Внешнее строение и скелет рыб. | 1 | 23.10 | |
16 | Внутреннее строение рыб. | 1 | 24.10 | |
17 | Размножение рыб. | 1 | 07.11 | |
18 | Речные рыбы. | 1 | 13.11 | |
19 | Морские рыбы. | 1 | 14.11 | |
20 | Проверочная работа по теме: «Рыбы» | 1 | 20.11 | |
21 | Земноводные (5ч) Общие признаки. Среда обитания и внешнее строение. | 1 | 21.11 | |
22 | Внутреннее строение земноводных. | 1 | 27.11 | |
23 | Размножение и развитие лягушки | 1 | 28.11 | |
24 | Жаба. Значение и охрана земноводных. | 1 | 04.12 | |
25 | Проверочная работа по теме: «Земноводные» | 1 | 05.12 | |
26 | Пресмыкающиеся(4 ч.)Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся. | 1 | 11.12 | |
27 | Внутреннее строение пресмыкающихся. Отличие ужа от гадюки. | 1 | 12.12 | |
28 | Размножение и развитие пресмыкающихся. Охрана пресмыкающихся. | 1 | 18.12 | |
29 | Проверочная работа по теме: «Пресмыкающиеся» | 1 | 19.12 | |
30 | Птицы (9 ч.) Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения. | 1 | 25.12 | |
31 | Особенности внутреннего строения птиц. | 1 | 26.12 | |
32 | Размножение и развитие птиц. | 1 | 09.01 | |
33 | Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). | 1 | 15.01 | |
34 | Птицы леса. Хищные птицы (сова, орел). | 1 | 16.01 | |
35 | Водоплавающие птицы (утка, кряква, гуси). Охрана птиц. | 1 | 22.01 | |
36 | Птицы, обитающие возле жилья человека. Домашние птицы. | 1 | 23.01 | |
37 | Птицеводство. | 1 | 29.01 | |
38 | Проверочная работа по теме: «Птицы» | 1 | 30.01 | |
39 | Млекопитающие(17 ч.) Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение. | 1 | 05.02 | |
40 | Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. | 1 | 06.02 | |
41 | Внутренние органы млекопитающих. | 1 | 12.02 | |
42 | Грызуны. Значение и охрана грызунов. | 1 | 13.02 | |
43 | Зайцеобразные. Значение зайцев и их охрана. | 1 | 19.02 20.02 | |
44 | Разведение домашних кроликов. | 1 | | |
45 | Хищные звери. Значение и охрана. | 1 | 26.02 | |
46 | Пушные хищные звери. | 1 | 27.02 | |
47 | Звероводческие фермы | 1 | 04.03 | |
48 | Разведение норки на зверофермах | 1 | 05.03 | |
49 | Домашние хищники: собака и кошка | 1 | 11.03 | |
50 | Ластоногие морские животные. | 1 | 12.03 | |
51 | Китообразные: киты и дельфины. | 1 | 18.03 | |
52 | Парнокопытные животные. | 1 | 19.03 | |
53 | Непарнокопытные животные. | 1 | 01.04 | |
54 | Приматы. | 1 | 02.04 | |
55 | Проверочная работа по теме «Млекопитающие». | 1 | 08.04 | |
56 | Сельскохозяйственные млекопитающие (15 ч.) Корова. | 1 | 09.04 | |
57 | Содержание коров на фермах. | 1 | 15.04 | |
58 | Выращивание телят. | 1 | 16.04 | |
59 | Овцы. Содержание овец и выращивание ягнят. | 1 | 22.04 | |
60 | Верблюды | 1 | 23.04 | |
61 | Северные олени и их содержание. | 1 | 06.05 | |
62 | Домашние свиньи. Содержание свиней на свиноводческих фермах. Содержание свиней на свиноводческих фермах. | 1 | 07.05 | |
63 | Выращивание поросят. | 1 | 13.05 | |
64 | Домашние лошади. | 1 | 14.05 | |
65 | Содержание лошадей и выращивание жеребят. | 1 | 20.05 | |
66 | Проверочная работа по теме «Сельскохозяйственные млекопитающие» | 1 | 21.05 | |
67 | Животноводческая ферма. Экскурсия(виртуальная) | 2 | 27.05 28.05 | |
Контрольно-измерительные материалы
8 класс
№ п/п | Тема | Вид контр.-измер. материала | № урока |
1 | Беспозвоночные животные | Тестовая работа | 13 |
2 | Рыбы | Тестовая работа | 20 |
3 | Земноводные | Тестовая работа | 25 |
4 | Пресмыкающиеся | Тестовая работа | 29 |
5 | Птицы | Тестовая работа | 38 |
6 | Млекопитающие | Тестовая работа | 55 |
7 | Сельскохозяйственные млекопитающие | Тестовая работа | 68/66 |
Учебно-методическое обеспечение
Метод пособия (для учителя)
Григорьева Е.В. Природа родного края. Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Челябинск, 2013.
Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Животные. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014.
Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Неживая природа. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 20013.
Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Растения. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012.
Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Человек. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012.
Тюмасева З.И, Гуськова Е.В. Окружающий мир - региональные особенности, уральский вариант. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – Челябинск: Взгляд, 2015.
Челябинская область. Краткий справочник. Авторы-составители М.С.Гитис, А.П.Моисеев – Челябинск: АБРИС, 2016.
Южноуральская панорама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: учеб. пособие/ А.П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С. Гитис. Выпуск 1. – Челябинск: АБРИС, 2006.
Учебно-дидактический материал (для учащихся)
1. Никишов А.И. Биология. Животные. 8 класс: : учебник для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 20016
2. Никишов А.И. Биология. Животные. Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2017.
20