Рабочая программа по биологии для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат

0
0
Материал опубликован 29 November 2023


t1701246118aa.jpg

Пояснительная записка к рабочей программе

АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель реализации АООП УО (вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований;

участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

Общая характеристика АООП УО (вариант 1), разработанной с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Кольчугино» обеспечивает требуемые для обучающихся условия обучения и воспитания с учетом имеющихся у них нарушений, в том числе нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройств аутистического спектра.

АООП УО (вариант 1) включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Сроки реализации АООП УО (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью составляют (интеллектуальными нарушениями) 9-13 лет7.

В реализации АООП УО (вариант 1) может быть выделено два или три

этапа:

I этап - 1-4 классы и дополнительный класс;

II этап - 5-9 классы;

III этап - 10-12 классы.

Цель второго этапа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:

а) выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

б) введение специальных учебных предметов и коррекционных курсов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира, целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

в) опора на формирование и развитие познавательной деятельности и познавательных процессов, овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;

г) возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

д) психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогического работниками и другими обучающимися;

е) раскрытие интересов и способностей обучающихся в разных видах практической и творческой деятельности с учетом структуры нарушения, индивидуальных особенностей;

ж) психолого-педагогическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации;

з) постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.

Учебный план образовательного учреждения на 2023-2024 учебный год.

Для реализации программного содержания курса используется учебник: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина Природоведение: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – Москва, «Просвещение», 2019.

На изучение данного курса согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений в 8 классе отводится 67 часов в год (2 часа в неделю).

Нормативная база.

Федеральный уровень:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025
"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2022 № 1063
"О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115"(Зарегистрирован 15.02.2023 № 72372)


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.01.2023 № 47
"О внесении изменений в пункт 12 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 458"(Зарегистрирован 13.02.2023 № 72329)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"(Зарегистрирован 01.11.2022 № 70799)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2022 № 1053
"Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"(Зарегистрирован 27.02.2023 № 72451)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».

Содержание тем учебного курса

В разделе "Человек" (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.

Основной целью программы по биологии в 8 классе является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой природе.

Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:

сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);

проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных), бережного отношения к природе;

первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Программа 8 класса предусматривает знакомство с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получение сведений о внешнем и внутреннем строении организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

Содержание.

Введение

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

Беспозвоночные животные

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

Черви

Общие признаки червей.

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого дождевого червя.

Круглые черви - паразиты (глисты). Аскариды – возбудители глистных заболеваний. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые.

Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

IIчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные.

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь) Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство Рациональное использование и охрана рыб.

Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание на суше, и в воде).Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.

Внутреннее строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

Значение и охрана земноводных.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.

Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Млекопитающие, или звери.

Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком, органы чувств.

Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей.

Мышцы.

Нервная система млекопитающих. Значение.

Внутреннее строение млекопитающего: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение.

Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцем п кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Разведение домашних кроликов.

Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Парнокопытные животные.

Растительноядные животные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие всеядные животные - дикие свиньи.

Непарнокопытные животные: лошади, зебры, ослы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.

Приматы

Общая характеристика.

Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.

Внешний вид и образ жизни.

Сельскохозяйственные млекопитающие.

Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.

Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения - приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Приматы. Общая характеристика.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Биология» в 8 классе

Минимальный уровень:

иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой природы;

знать особенности внешнего вида изученных животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;

знать общие признаки изученных групп животных, правила поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме про- граммы;

выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные программой;

применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями).

Достаточный уровень:

иметь представление об объектах неживой и живой природы;

знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и человеком;

устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);

знать признаки сходства и различия между группами животных;

выполнять классификации на основе выделения общих признаков;

узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);

знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;

выполнять практические работы самостоятельно или предварительной (ориентировочной) помощи учителя

владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно- бытовых и учебно-трудовых ситуациях.



Тематическое планирование по биологии 8 класс.

п/п

Тема

Кол-во часов

уроков

1

Введение

2

1-2

2

Беспозвоночные животные

Черви

Насекомые

11

3

8

3-13

3

Позвоночные животные

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

Сельскохозяйственные млекопитающие

54

6

5

4

9

17

14/11

14-69/66






Календарно -тематический план

«Животные», 8 классы

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата план


Дата факт



1

Введение (2ч.)

Многообразие животного мира


1


04.09


2

Значение животных и их охрана.

1

05.09


3

Беспозвоночные животные (11 ч.). Черви.

Общие признаки беспозвоночных животных.


1


11.09


4

Общие признаки червей. Дождевой червь.

1

12.09


5

Круглые черви – паразиты человека. Профилактика глистных заболеваний.

1

18.09



6

Насекомые (8 ч.)

Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых.


1


19.09


7

Бабочка – капустница

1

25.09


8

Яблонная плодожорка

1

26.09


9

Майский жук.

1

02.10


10

Комнатная муха.

1

03.10


11

Медоносная пчела. Пчелиная семья и ее жизнь.

1

09.10


12

Тутовый шелкопряд.

1

10.10


13

Проверочная по теме: «Беспозвоночные животные»

1

16.10



14

Позвоночные животные .

Общие признаки позвоночных животных.


1


17.10



15

Рыбы (6ч)

Внешнее строение и скелет рыб.


1


23.10


16

Внутреннее строение рыб.

1

24.10


17

Размножение рыб.

1

07.11


18

Речные рыбы.

1

13.11


19

Морские рыбы.

1

14.11


20

Проверочная работа по теме: «Рыбы»

1

20.11


21

Земноводные (5ч)

Общие признаки. Среда обитания и внешнее строение.


1


21.11


22

Внутреннее строение земноводных.

1

27.11


23

Размножение и развитие лягушки

1

28.11


24

Жаба. Значение и охрана земноводных.

1

04.12


25

Проверочная работа по теме: «Земноводные»

1

05.12


26

Пресмыкающиеся(4 ч.)Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся.

1

11.12



27

Внутреннее строение пресмыкающихся. Отличие ужа от гадюки.

1

12.12


28

Размножение и развитие пресмыкающихся. Охрана пресмыкающихся.

1

18.12


29

Проверочная работа по теме: «Пресмыкающиеся»

1

19.12



30

Птицы (9 ч.)

Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения.


1


25.12


31

Особенности внутреннего строения птиц.

1

26.12


32

Размножение и развитие птиц.

1

09.01


33

Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

1

15.01


34

Птицы леса. Хищные птицы (сова, орел).

1

16.01


35

Водоплавающие птицы (утка, кряква, гуси). Охрана птиц.

1

22.01


36

Птицы, обитающие возле жилья человека. Домашние птицы.

1

23.01


37

Птицеводство.

1

29.01


38

Проверочная работа по теме: «Птицы»

1

30.01



39

Млекопитающие(17 ч.)

Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение.


1


05.02


40

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.

1

06.02


41

Внутренние органы млекопитающих.

1

12.02


42

Грызуны. Значение и охрана грызунов.

1

13.02


43

Зайцеобразные. Значение зайцев и их охрана.

1

19.02

20.02


44

Разведение домашних кроликов.

1


45

Хищные звери. Значение и охрана.

1

26.02


46

Пушные хищные звери.

1

27.02


47

Звероводческие фермы

1

04.03


48

Разведение норки на зверофермах

1

05.03


49

Домашние хищники: собака и кошка

1

11.03


50

Ластоногие морские животные.

1

12.03


51

Китообразные: киты и дельфины.

1

18.03


52

Парнокопытные животные.

1

19.03


53

Непарнокопытные животные.

1

01.04


54

Приматы.

1

02.04


55

Проверочная работа по теме «Млекопитающие».

1

08.04



56

Сельскохозяйственные млекопитающие (15 ч.)

Корова.


1


09.04


57

Содержание коров на фермах.

1

15.04


58

Выращивание телят.

1

16.04


59

Овцы. Содержание овец и выращивание ягнят.

1

22.04


60

Верблюды

1

23.04


61

Северные олени и их содержание.

1

06.05


62


Домашние свиньи. Содержание свиней на свиноводческих фермах. Содержание свиней на свиноводческих фермах.

1


07.05


63

Выращивание поросят.

1

13.05


64

Домашние лошади.

1

14.05


65

Содержание лошадей и выращивание жеребят.

1

20.05


66

Проверочная работа по теме «Сельскохозяйственные млекопитающие»

1

21.05


67

Животноводческая ферма. Экскурсия(виртуальная)

2

27.05

28.05




















Контрольно-измерительные материалы

8 класс


п/п

Тема

Вид контр.-измер. материала

урока

1

Беспозвоночные животные

Тестовая работа

13

2

Рыбы

Тестовая работа

20

3

Земноводные

Тестовая работа

25

4

Пресмыкающиеся

Тестовая работа

29

5

Птицы

Тестовая работа

38

6

Млекопитающие

Тестовая работа

55

7

Сельскохозяйственные млекопитающие

Тестовая работа

68/66


Учебно-методическое обеспечение

Метод пособия (для учителя)

Григорьева Е.В. Природа родного края. Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Челябинск, 2013.

Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Животные. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014.

Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Неживая природа. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 20013.

Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Растения. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012.

Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Человек. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012.

Тюмасева З.И, Гуськова Е.В. Окружающий мир - региональные особенности, уральский вариант. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – Челябинск: Взгляд, 2015.

Челябинская область. Краткий справочник. Авторы-составители М.С.Гитис, А.П.Моисеев – Челябинск: АБРИС, 2016.

Южноуральская панорама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: учеб. пособие/ А.П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С. Гитис. Выпуск 1. – Челябинск: АБРИС, 2006.

Учебно-дидактический материал (для учащихся)

1. Никишов А.И. Биология. Животные. 8 класс: : учебник для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 20016

2. Никишов А.И. Биология. Животные. Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2017.



t1701246118ab.gif

20


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации