Рабочая программа по ИЗО в начальной школе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 № 373. в ред. Приказов Минобрнауки России от 22. 09. 2011 № 2357, от 18. 12. 2012 № 1060, от 29. 12. 2014 № 1643, от 31. 12. 2015 № 1576;
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
расширить общекультурный кругозор учащихся;
развить качества творческой личности, умеющей:
а) ставить цель;
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в жизни ребенка проблем;
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) находить речевое соответствие своим действиям и эстетическому контексту;
познакомить с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
формировать основы эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые предметные результаты
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России
и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека;
воспринимать произведения изобразительного искусства;
видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства и т.д.);
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях;
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы, участвовать в коллективных работах на эти темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства; понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям гравюры;
построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;
различных приёмов работы акварельными красками;
работы гуашевыми красками
углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
графика (иллюстрация);
народные промыслы (городецкая роспись)
Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства
и уметь рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея).
Содержание тем учебного курса
Как и чем работают художник?- 8 час.
Три основные краски – желтый, красный, синий.Белая и чёрная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия – 7 час.
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство -10 час.
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Знакомство с анималистическими изображениями.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чём говорят украшения.
Образ здания.
Образы зданий и окружающей жизни.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство – 9 час.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Чем и как работают художники | 8 | Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Овладевать первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению. Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита. Развивать навыки работы гуашью. Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий. Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше). Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов. |
2 | Реальность и фантазия | 8 | Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев. Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа. Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть). Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. Изображать, используя графические материалы, зимний лес. |
3 | О чём говорит искусство | 10 | Сравнивать сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники). |
4 | Как говорит искусство | 8 | Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники). Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д. Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев. Осознавать, как определенным материалом можно создать художественный образ. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов. Изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением. |
Всего 34 часа |
3. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | ||
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | ||||
Чем и как работает художник? (8 ч.) | ||||||
1. | | | Три основных цвета — желтый, красный, синий. Цветочная поляна. | Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Основные и составные цвета, цветовой круг. Многообразие цветовой гаммы летней природы; научится смешивать краски сразу на листе бумаги (без палитры).Правила безопасности на занятиях. | Познавательные: участвовать в практической работе, анализировать , изображать по памяти и впечатлению. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли. | анализировать работы, проявлять потребность в общении с искусством. |
2. | | | Белая и черная краски. Природная стихия. | Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Тёмное и светлое (смешение цветных красок с чёрной и белой). Различное эмоциональное звучание цвета. Правила безопасности на занятиях. | Познавательные: различать и сравнивать, анализировать результаты, самостоятельно создавать различные творческие работы. Регулятивные: принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою , излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения . | проявлять эстетические чувства в процессе рассматривания картин, анализировать выполнение работы. |
3. | | | Выразительные возможности восковых мелков. Букет осени. | Яркость восковых мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы. | Познавательные: использовать выразительные возможности и особенности работы с различными художественными материалами при создании творческой работы; отвечать на вопросы учителя по теме урока. Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы. С точки зрения содержания и средств его выражения. | обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. |
4. | | | Выразительные возможности аппликации. Аппликация из осенних листьев «Осенний ковёр». | Особенности создания аппликации. Восприятие и изображение красоты осенней природы. Ритм листьев в природе. Ритм пятен. | Познавательные: овладевать техникой и способами аппликации, развивать чувство цвета и композиции, применять технологическую карту для решения учебной задачи; участвовать в беседе с учителем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать действие в соответствии с поставленной задачей, вносить дополнения и коррективы в работу; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения (сотрудничать в совместном решении поставленной учебной задачи). | сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, анализировать работы. |
5. | | | Выразительные возможности графических материалов. Линия-выдумщица. | Что такое графика? Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен для создания художественного образа. Приёмы работы графическими материалами . | Познавательные: определять характер предложенных линий, способы создания линий; апробировать разные способы работы пером и палочкой, сравнивать выразительные возможности графики и живописи; участвовать в обсуждении репродукций картин; дорисовывать линии и пятна. Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность ; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | проявлять эстетические чувства при рассмотрении произведений искусства; анализировать работы. |
6. | | | Выразительные возможности графических материалов. Волшебный цветок. | Выразительные возможности линии, точки. Тёмного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа. Приёмы работы графическими материалами, тонирования бумаги. | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы работы с пером и палочкой для решения учебной задачи; участвовать в обсуждении репродукций картин художников –графиков; приводить примеры в качестве доказательства своей мысли; изображать волшебный лес. Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге. Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | проявлять художественно-творческое мышление при рассматривании картин; обсуждать работы. |
7. | | | Выразительные возможности бумаги для работы в объёме. Пингвинчик на льдине. | Скульптура, образный язык скульптуры. Материалы, с которыми работает скульптор. Выразительные возможности различных материалов, которые применяют в скульптуре( дерево, камень, металл,..) Приёмы работы с пластилином( выдавливание, заминание, вытягивание, защипление). | Познавательные: применять технологическую карту для решения поставленной задачи, воспроизводить по памяти информацию в ходе беседы по теме; создавать объёмное изображение животного с передачей характера. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль для соблюдения форм и пропорций работы, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие по ходу работы. Коммуникативные:уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников. | обсуждение и анализирование выполненных работ. |
8. | | | Для художника любой материал может стать выразительным. Композиция из сухих трав и цветов. | Красота различных художественных материалов (гуашь, акварель, мелки, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные техники, неожиданные материалы. Вид искусства коллаж. Отличие коллажа от аппликации. Художественные материалы и их выразительные возможности. | Познавательные: воспроизводить по памяти информацию для решения поставленной задачи; создавать образ ночного города с помощью разнообразных материалов. Регулятивные : планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей ; рационально строить самостоятельную деятельность. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать свою деятельность и работу одноклассников; договариваться и приходить к общему решению. | обсуждать и анализировать работы с позиции творческих задач темы. |
Реальность и фантазия? (8 ч.) | ||||||
9. | | | Изображение и реальность. Птицы родного края. | Реальность, анималистика. Строение птиц. Пропорции частей тела птиц. Характер выбранной птицы в изображении. | Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока, выявлять особенности изображения разных птиц, рассматривать репродукции картин известных художников и участвовать в их обсуждении. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу. Строить самостоятельную деятельность , осуществлять пошаговый контроль и итоговый, вносить дополнения и коррективы в работу; адекватно воспринимать оценку педагога. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками. Выражать свои мысли | проявлять наблюдательность и фантазию, анализировать выполненные работы. |
10. | | | Изображение и фантазия. Сказочная птица. | Роль фантазии в жизни человека. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы акварелью. | Познавательные: участвовать в беседе, придумывать элементы фантастических образов, привлекать фантазию и жизненный опыт для создания фантастического образа. Анализировать работы, подмечать оригинальность исполнения. Регулятивные : планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей4; рационально строить самостоятельную деятельность , находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, выражать свои мысли. | проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы. |
11. | | | Украшение и реальность. Паутинка. Узор на стекле. | Красота природы, разнообразие её форм, цвета(иней, морозные узоры, паутинка, наряды птиц, рыб…) Изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки..) с помощью графических материалов, линий. | Познавательные: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собственного образа; участвовать в беседе по теме урока, приводить доказательства своих суждений. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы. | проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы с позиций творческих задач и темы с точки зрения содержания и средств их выражения. |
12. | | | Украшение и фантазия. Украшаем кокошник. | Преобразование природных форм в декоративные для создания различных узоров, орнаментов. Перенесение красоты природы в жизни человека и преобразование её с помощью фантазии. Приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. | Познавательные: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собственного образа; участвовать в беседе по теме урока. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать свою деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач темы. | проявлять эстетические чувства, чувство гордости за культуру Родины; анализировать работы. |
13. | | | Постройка и реальность. Мой дом. | Навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Приёмы тонирования бумаги. Эмоциональный отклик на красоту различных построек в природе. | Познавательные: участвовать в беседе, которая поможет собрать информацию для самостоятельного решения учебной задачи. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие, рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять пошаговый контроль; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других. Высказывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать деятельность партнера. | обсуждать и анализировать выполненные работы. |
14. | | | Постройка и фантазия. Проект «Сказочный город». | Природные формы и архитектурные постройки. Приёмы работы с бумагой. Разнообразные конструкции. Макеты фантастических зданий, фантастического города. | Познавательные: анализировать и сравнивать различные варианты реальных и фантастических зданий, участвовать в обсуждении проблемных вопросов. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать свою работу с одноклассниками, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера. | владеть навыками коллективной деятельности под руководством учителя; анализировать работы. |
15. | | | Постройка и фантазия. Праздник новогодней ёлки. | Природные формы и архитектурные постройки. Приёмы работы с бумагой. Разнообразные конструкции. Макеты фантастических зданий, фантастического города. | Познавательные: анализировать и сравнивать различные варианты реальных и фантастических зданий, участвовать в обсуждении проблемных вопросов. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать свою работу с одноклассниками, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера. | владеть навыками коллективной деятельности под руководством учителя; анализировать работы. |
16. | | | Братья-Мастера: Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Новогодние игрушки. | Взаимодействие трёх видов деятельности- изображения, украшения, постройки. | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы работы, участвовать в беседе по теме урока. самостоятельно создавать различные творческие работы. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать свою деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач темы. | обсуждать и анализировать выполненные работы с позиций творческих задач и темы с точки зрения содержания и средств их выражения. |
О чём говорит искусство? (10ч.) | ||||||
17. | | | Изображение природы в различных состояниях. Море. | Выразительные средства художественной деятельности для передачи настроения в природе. Изображение разного по характеру моря. Природа в различных состояниях. Живописные материалы при изображении контрастных состояний природы. Колористические навыки работы гуашью. | Познавательные: рассматривать репродукции картин художников-маринистов и участвовать в их обсуждении, сравнивать и анализировать характер моря; принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Регулятивные: планировать действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | проявлять эстетические чувства; обсуждать и анализировать выполнение работы. |
18. | | | Изображение характера животных. | Анималистические изображения, созданные художником в графике, живописи и скульптуре. Животные в различных состояниях. Устная зарисовка- характеристика зверей. Животное с ярко выраженным характером и настроением. Приёмы работы простым карандашом. | Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, планировать действие в соответствии с этой задачей; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы. |
19. | | | Изображение характера человека: женский образ. | Внешнее и внутреннее содержание человека, выраженное средствами искусства с использованием живописных и графических средств. Обсуждение женских качеств характера. Портретное изображение положительных по характеру персонажей. | Познавательные: участие в беседе, находить ответы на вопросы учителя, анализировать репродукции картин и иллюстрации. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников. | обсуждать и анализировать выполнение творческих работ. |
20. | | | Изображение характера человека: женский образ. | Внешнее и внутреннее содержание человека, выраженное средствами искусства с использованием живописных и графических средств. Обсуждение женских качеств характера. Портретное изображение отрицательных по характеру персонажей. | Познавательные: участие в беседе, находить ответы на вопросы учителя, анализировать репродукции картин и иллюстрации. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников. | обсуждать и анализировать выполнение творческих работ. |
21. | | | Изображение характера человека: мужской образ. | Выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре(дерево, камень, металл..) Создание образов из целого куска пластилина. Приёмы работы с пластилином ( вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Передача пластики движений. Объём сказочных образов с ярко выраженным характером. Обсуждение мужских качеств характера. | Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока, выявлять особенности объёмного изображения мужского образа, рассматривать репродукции картин известных художников и участвовать в их обсуждении. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. |
22. | | | Образ человека в скульптуре. | Узнает о выразительных возможностях художественных материалов, которые применяются в создании объемного образа человека. Научится создавать в объеме (лепить) сказочные образы с ярко выраженными характерами | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов; устанавливать аналогии. Регулятивные :составлять план Коммуникативные: предлагать помощь в сотрудничестве; формулировать свои затруднения | проявляет понимание в отношении чувств других людей. |
23. | | | Человек и его украшения. | Возможность использования цвета, тона. Ритма для передачи характера персонажа. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Обсуждение мужских качеств характера: отважность , смелость, решительность… Влияние этих качеств на внешний вид человека. | Познавательные: воспроизводить по памяти информацию для решения учебной задачи; участвовать в их обсуждении; предлагать свои варианты решения поставленной задачи. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения , обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников. | обсуждать и анализировать выполнение творческой работы. |
24. | | | О чем говорят украшения. Конструкция и декор. | Украшения, имеющие разный характер. Декор. Декоративные композиции заданной формы. Приёмы работы с гуашью. Возможности цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа. | Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать свои варианты решения поставленной задачи, опираться на имеющиеся знания о ритме, цвете, характере. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, планировать действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение. | обсуждать и анализировать работы, проявлять эстетические потребности. |
25. | | | Дома для сказочных героев. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. | Художественный образ в архитектуре. Восприятие архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Опыт творческой работы. Техники и приёмы работы с разными изобразительными материалами. | Познавательные: анализировать архитектурные образы в окружающей жизни, возможность перенесения частей образа из реального мира в сказочный. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументировать свою точку зрения. | обсуждать и анализировать выполнение творческих работ. |
26. | | | Дома для сказочных героев. Замок Снежной королевы. Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. | Художественный образ в архитектуре. Восприятие архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Опыт творческой работы. Техники и приёмы работы с разными изобразительными материалами. | Познавательные: анализировать архитектурные образы в окружающей жизни, возможность перенесения частей образа из реального мира в сказочный. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументировать свою точку зрения. | обсуждать и анализировать выполнение творческих работ. |
Как говорит искусство.(8ч.) | ||||||
27. | | | Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета. Чудо – коврик. | Средства художественной выразительности. Цветовой круг, тёплые и холодные цвета. Эмоциональная выразительность тёплых и холодных цветов. Борьба и взаимовлияние цвета в природе. Колористические навыки работы гуашью. | Познавательные: использовать имеющиеся знания о тёплых и холодных цветах в ходе практической работы; участвовать в беседе, обсуждении репродукций картин. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия , адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы. | проявлять эстетические чувства, потребности, обсуждать выполненные работы. |
28. | | | Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета. | Тихие(глухие) и звонкие цвета на бумаге. Эмоциональная выразительность цвета- глухого и звонкого. Борьба тихого и звонкого цветов в изображении сна и праздника. Колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы. Умение работать кистью. Цвет в природе, на картинах художников. Различные приёмы работы кистью. | Познавательные: участвовать в анализе использования цвета на картине художника, применять имеющиеся знания о цвете в самостоятельной работе. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; рационально строить свою деятельность; адекватно воспринимать оценку учителя, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные творческие работы. |
29. | | | Пятно как средство выражения. Силуэт. | Средства художественной выразительности. Силуэт. Навыки работы гуашью и бумагой. | Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов; рассматривать репродукции картин. Делать самостоятельные выводы. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | обсуждать и анализировать выполненные работы. |
30. | | | Ритм и движение пятен как средство выражения. Мыльные пузыри. | Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяются восприятие листа, его композиция. Ритм. Навыки работы восковыми мелками. | Познавательные: участвовать в решении проблемных вопросов, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы. | обсуждать и анализировать выполненные работы. |
31. | | | Линия как средство выражения. Ритм линий. Подводный мир. | Выразительные возможности линий. Навыки работы с акварелью «по мокрому». | Познавательные: применять имеющиеся знания в ходе беседы и в ходе творческой работы. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы. | проявлять эстетические чувства, обсуждать и анализировать работы. |
32. | | | Линия как средство выражения. Характер линий. Дерево. | Линии в окружающей действительности. Весенние ветви различных деревьев( веселый трепет тонких , нежных веток берёз и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев). Создание художественного образа при помощи определенного материала. Простой карандаш или чёрная гелиевая ручка в работе. Ветви деревьев с определенным характером и настроением. | Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные : уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы. |
33. | | | Ритм линий и пятен, композиция – средства выразительности. Весна идёт. | Ритм линий, пятен, цвет. Пропорции составляют основы образного языка. Роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Навыки работы разными материалами. | Познавательные: использовать полученные знания в ходе творческой работы, выбирать наиболее эффективные способы и приёмы работы. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность , осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Коммуникативные: уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, договариваться, объяснять замысел, выполнять работу в границах заданной роли. | владеть навыками коллективной деятельности , сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности; анализировать работы. |
34. | | | В музее у весёлого художника. | Роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. | Познавательные: выбирать и обосновывать средства художественной выразительности для решения поставленной задачи, опираясь на полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. |