12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Иванова Инна Викторовна49
Россия, Челябинская обл., Златоуст

Программа по здоровьесбережению

в начальной школе

«Если хочешь быть здоров!»

 

Автор: Иванова Инна Викторовна,

учитель физической культуры

МАОУ «Начальная школа №25»

Срок реализации – 2017 - 2018 годы

Содержание программы

1. Актуальность программы

2. Цели и задачи программы.

3. Педагогические средства.

4. Этапы реализации программы.

4. Основные направления программы

5. Ожидаемые результаты программы.

6. План мероприятий на 2017-18 учебный год.


 

Актуальность программы

«Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни». ФГОС второго поколения   определяет эту задачу как одну из приоритетных.  Результатом решения этой задачи  должно стать  создание комфортной развивающей образовательной среды.

  Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является  комфортным  по отношению к обучающимся  и педагогическим работникам.                                         

  Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников.

Педагог непременно должен рационально организовывать учебную деятельность обучающихся, снижая чрезмерное функциональное напряжение и утомление, создавая условия для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха. Необходимо   соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной нагрузки. Необходимо использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров; индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования; ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников; организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья обучающихся. Программа построена на сотрудничестве учителей, родителей, медицинского работника.

Цели и задачи программы

 

Цель:  формирование у учащихся начальных классов положительной мотивации к здоровьесбережению.

Задачи:

- развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые здоровьесберегающие условия для активизации

познавательной и речевой деятельности учащихся;

-повысить качество преподавания на основе внедрения в учебный процесс здоровьесбережения;

- поэтапно формировать у учащихся начальные УУД

по здоровьесбережению.

 

Педагогические средства

* Диагностика состояния здоровья.

* Санитарно-просветительская работа: стенды, круглые столы.

* Методические рекомендации по формированию у учащихся гигиенических навыков.

* Программы учебных предметов и курсов ( «Окружающий мир», физическое воспитание, основы здорового образа жизни), формирующие основы здорового образа жизни.

* Дни Здоровья.

* Школьные плановые соревнования; программы спортивно-массовой, оздоровительной работы.

Участники реализации программы: учащиеся начальной школы, педагоги, родители, фельдшер закреплённый за школой.


 

Основные направления программы

-Создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;

-обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;

- введение в содержание воспитания и образования детей занятий о своём здоровье и навыков ценностного отношения к нему;

-обеспечение двигательной активности детей;

-пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, познавательные игры, конкурсы рисунков; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки ОБЖ, окружающего мира, физической культуры);

-широкое привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

-развитие школьной здоровьесберегающей инфраструктуры.

В рамках данных направлений мы должны осуществлять следующие простые и вместе с тем очень важные действия:

1. Убеждать учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.

2. Во время учебного дня в школе проводить динамические паузы.

3. Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.

4. Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.

5. Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями.

6. Ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений (обтирать плафоны, мыть парты и стулья моющими средствами).

7. Обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в столовой.

8. Следить за условиями теплового режима, освещённости классных помещений.

9. Привлекать учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.

10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учётом возрастных особенностей детей.

11. Способствовать созданию комфортной атмосферы в классных коллективах.

12. Применять разнообразные формы работы:

-учет состояния детей: анализ медицинских карт учащихся, определения группы здоровья, учет посещаемости занятий.

-физическая и психологическая разгрузка учащихся: организация работы спортивных секций, кружков, динамические паузы, организация дней здоровья, физкультминутки для учащихся, организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
-урочная и внеурочная работа: открытые уроки, классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные кружки и секции: пионербол, шахматы, танцы, степ-аэробика.

 

Ожидаемые результаты

Организационные:

-организация работы по здоровьесбережению в школе (критерий - программа здоровья в образовательном учреждении, план работы по здоровому образу жизни; здоровьесберегающая школьная инфраструктура)

Образовательные:
-
рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся, активизация познавательного интереса (критерий – знание о способах сохранения здоровья учащимися, познавательные УУД;
- устойчивый интерес и потребность к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни (критерий – посещение уроков физкультуры и успеваемость по предмету, занятость в спортивных кружках и секциях).

Психолого-педагогические:

-ценностное отношение к здоровью со стороны участников образовательного процесса – (критерий – рейтинг здоровья среди остальных базовых ценностей).

-устойчивые навыки обеспечения безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности (критерий - знание о способах сохранения здоровья учащимися).

-коммуникативные универсальные учебные действия (критерий – уровень сплоченности, общительности учащихся; безбарьерная образовательная среда)

-сформированность регулятивных универсальных учебных действий (критерий - умение учащихся организовывать и анализировать свою деятельность)

-сформированность личностных универсальных учебных действий (укрепление морально-психологического здоровья учащихся, нравственное и эстетическое совершенствование личности) (критерий самооценочные и идентификационные показатели личности, наличие четких здоровьесберегающих установок)

Медико-соматические:

-соблюдение гигиенических норм и требований к уроку (критерий – здоровьесберегающий хронометраж урока)

-оптимальный уровень физической активности на уроке (критерий – физкультминутки и динамические паузы)

-устойчивые показатели индекса заболеваемости (критерий – индекс заболеваемости)

-формирование безопасного образа жизни учащихся (критерий – низкие показатели травматизма)

-организация горячего питания в школе (рост числа питающихся)

Сопровождающие:

-профессиональная компетенция педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников (критерий – число педагогов, обученных в рамках внедрения ЗОЖ - технологий в образовательный процесс; количество мероприятий ЗОЖ-направленности с педагогами (семинары, тренинги и т.д.)

-поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей (критерий - посещаемость собраний, число родителей, вовлекаемых во внеучебные мероприятия, инновационные формы с родителями, мероприятия с детьми и родителями совместно).

-социальное партнерство общественности и школы по расширению материально-технических возможностей для совершенствования  оптимального учебно-воспитательного процесса, конечной целью которого является выполнение важнейшего социального заказа – формирования личности, способной с наибольшей пользой для себя и общества жить и работать в условиях современного общества (критерий – наличие социальных партнеров).

План работы по программе здоровьесбережения

на 2017-2018 учебный год

 

Мероприятия

Ответственные

 

Сентябрь

 

1.

Научно-методическая работа.

учитель физкультуры

2.

Организация питания в школьной столовой.

мед . работник, завуч

3.

День здоровья: школьный осенний кросс.

учитель физ -ры, кл. руководители

4.

Оформление медицинских карт.

мед. работник

5.

Лекторий для родителей «Режим дня школьника».

кл. руководители

6.

Создание на школьном сайте странички «Здоровье».

учитель физкультуры

7.

Физминутки (контроль, разработка комплексов).

учитель физ-ры, кл. рук.

8.

Организация работы спортивных секций, кружков.

учитель физ-ры, завуч

9.

Инструктаж учащихся по технике безопасности в школе.

кл. рук.

 

Октябрь

 

1.

Правила личной гигиены и их использование учащимися при посещении столовой, на переменах (контроль).

мед.работник

2.

Осуществление контроля за соблюдением учебной нагрузки.

завуч

3.

Классные часы.

кл.рук.

4.

Спортивный праздник для 1-2 классов «»Зов джунглей».

учитель физ-ры

5.

Конкурс рисунков «Зелёная аптека» (3-4 кл).

учитель физ-ры

6.

Работа спортивных кружков, секций (контроль).

завуч

7.

Проведение генеральной уборки класса.

кл . рук

 

Ноябрь

 

1.

Охват горячим питанием учащихся, калорийность блюд, нормы питания (контроль).

мед. работник

2.

«Я люблю спорт!» Фотовыставка.

учитель физ-ры, кл. рук

3.

Разучивание русских народных игр с учащимися.

учитель физ-ры, 4 класс

4.

Оформление стенда «Профилактика нарушения осанки».

учитель физ-ры

 

Декабрь

 

1.

Подготовка и проведение лекции по проблеме своевременного предупреждения вирусных заболеваний «Гриппу – бой!».

мед. работник

2.

Классные часы.

кл.рук

3.

Оформление стенда «Вредным привычкам – нет!»

уч. физ-ры

4.

Проведение генеральной уборки класса.

кл. рук

 

Январь

 

1.

Конкурс на лучший рисунок «Я за здоровый образ жизни (2 класс).

уч. физ-ры

2.

«Неделя спорта». Проведение конкурса на самый спортивный класс.

уч. физ-ры

3.

Витаминизация блюд.

мед. работник

4.

Профилактическая работа во время эпидемии гриппа.

мед. Работник, кл. рук

 

Февраль

 

1.

Оформление стенда «Профилактика простудных заболеваний».

уч. физ-ры

2.

День здоровья: «Молодецкие утехи».

уч. физ-ры

3.

Участие в соревнованиях «Лыжня России».

уч. физ-ры,кл. рук

4.

Анализ занятости учащихся физкультурой и спортом:

- определение группы здоровья

- занятость в спортивных секциях в школе.

уч. физ-ры . мед. раб, завуч

 

Март

 

1.

Витаминизация блюд.

мед. работник

2.

Классные часы.

кл. рук

3.

Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни» (3-4 классы).

уч. физ-ры

4.

«Мама, папа, я - спортивная семья!»

уч. физ-ры

5.

Проведение генеральной уборки класса.

кл. рук

 

Апрель

 

1.

Правила личной гигиены и их использование учащимися при посещении столовой, на переменах (контроль).

мед. работник

2.

День здоровья в рамках «Всероссийского дня здоровья».

уч. физ-ры, кл. рук

3.

Проведение декады по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

кл. рук.

 

Май

 

1.

Оформление стенда «Полезно ли загорать?»

День здоровья: летние игры.

уч. физ-ры

2.

Конкурс рисунков «Осторожно, дети!» (1 классы).

уч. физ-ры

3.

Соревнования по пионерболу (3-4 кл).

уч. физ-ры

 

Июнь

 

1.

Организация летнего отдыха учащихся. Летний лагерь здоровья.

завуч, директор, мед. Раб.

2.

День здоровья: лагерной смене – ура! (спортивные игры, соревнования, эстафеты).

уч. физ-ры

3.

Беседа и оформление стенда «Правила безопасности на воде».

уч. физ-ры

4.

Озеленение школьной территории.

 
Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.