Рабочая программа «Ритмика» для начальной школы
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе программы “Ритмика и бальные танцы” под редакцией Е. И. Мошковой, рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ, 1997г.
В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы.
На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Основная задача курса – привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, привить учащимся культуру общения между собой и окружающими.
Предмет “Ритмика” изучается в 1 – 4 классах, на изучение в каждом классе отведено по 1 часу в неделю.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для приобщения к богатству танцевального творчества и развития способности к культурно-личностному самоопределению.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Сформировать представление о специфике разнообразных жанров танцевального искусства;
Развить устойчивый интерес к изучению различных областей хореографического искусства;
Сформировать навыки самостоятельной деятельности в освоении основ танцевальной культуры;
Развить навыки самостоятельной творческой деятельности к изучению.
Развить индивидуальные способности к межличностному взаимодействию в танцевальном коллективе.
Программа построена с учётом целостного подхода к педагогическому процессу, предполагающему выделение следующих принципов обучения:
Принцип гуманистической направленности, предполагающий подчинение образовательно-воспитательной работы задачам формирования личности;
Принцип адекватности особенностям психического развития ребёнка; предполагает изучение педагогом психо-физиологических возрастных особенностей детей; умение педагога общаться с детьми на их уровне развития с небольшим опережением;
Принцип дифференциации и индивидуального подхода; предполагает дополнительные занятия с учётом уровня развития каждого ребёнка; кроме того, при осуществлении воспитательного процесса, он предполагает учёт темперамента каждого участника коллектива;
Принцип последовательности и систематичности знаний, умений и навыков их развития и совершенствования; предполагает чёткое следование разработанной педагогом экспериментальной программе;
Принцип координации «педагог – воспитанник – семья» предполагает тесное сотрудничество педагога с родителями обучающегося, где воспитанник выступает не только в роли субъекта.
Планируемый результат
Итогом полугодия служит зачёт – открытое занятие, либо выступление на концерте. По окончании каждого года обучения проводится отчётный концерт коллектива.
Планируемый результат:
владение основами классического танца и знание основных правил исполнения упражнений;
умение исполнять танцы, построенные на движениях разных жанров, стилей грамотно и выразительно;
знание основных особенностей танцев народов мира;
умение свободно импровизировать;
знание основ теории хореографического искусства, его направлений.
Основные показатели танцевальной культуры и эстетической воспитанности детей:
музыкальность и выразительность;
правдивость и искренность в передаче танцевального образа;
благородство манеры исполнения;
осмысленное отношение к танцу как художественному произведению;
понимание единства формы и содержания танца;
эмоциональное восприятие хореографического искусства;
способность самостоятельно оценивать хореографическое произведение;
наличие нравственной воспитанности выражающейся в поведении в коллективе, в трудолюбии, взаимопомощи и доброжелательности.
По окончании 1-го года обучения воспитанники должны:
знать основы музыкальной грамоты;
уметь ориентироваться в пространстве;
знать основные движения изучаемых танцев;
уметь держать правильную осанку;
уметь работать в группе.
По окончании 2-го года дети должны:
уметь передавать в движении характер и темп музыки;
уметь перестраиваться в простые рисунки танца (круг, линии, колонны);
знать основные движения изучаемых танцев;
иметь правильную осанку;
уметь правильно выполнять основные упражнения классического танца у палки.
По окончании 3-го года дети должны:
уметь определять структуру музыкального произведения;
уметь ориентироваться в пространстве перестраиваться в любые рисунки;
владеть методикой исполнения упражнений классического танца у станка и на середине зала;
знать и уметь исполнять движения изученных танцев, имея представление о характере и манере исполнения данных танцев;
знать основы овладения техникой джаз-танца;
владеть культурой движения рук;
иметь представление о выразительных средствах хореографии;
знать происхождение изучаемых танцев.
По окончании 4-го года обучения дети должны:
владеть методикой исполнения движений классического танца;
владеть соответствующей координацией и силовой нагрузкой в исполнении танцевального номера;
чувствовать национальный характер и ритм;
иметь понятие о балетном спектакле;
знать законы общей координации тела, рук, ног, головы, законы равновесия;
знать основы овладения техниками джаз и модерн танца.
Тематический план
1 год обучения
(33 часа)
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. |
Разновидности ходьбы и бега. Позиции рук, ног. |
1 |
1 |
|
2. |
ОРУ с элементами ритмической гимнастики. |
1 |
1 |
|
3. |
Акробатические упражнения |
1 |
1 |
|
4. |
Выполнение упражнений под музыкальное сопровождение. |
1 |
1 |
|
5. |
Техника выполнения кувырка вперед. |
2 |
4 |
6 |
6. |
Техника выполнения стойки на лопатках. |
2 |
5 |
7 |
7. |
Мост из положения лежа. |
1 |
2 |
3 |
8. |
Танцевальные упражнения. |
1 |
4 |
5 |
Прыжки с элементами художественной гимнастики. |
1 |
1 |
||
Разновидности упражнений с гимнастической лентой. |
2 |
5 |
7 |
|
ИТОГО: |
8 |
25 |
33 |
Тематический план
2 год обучения
(34 часа)
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. |
Теоретические сведения Понятие “ритмика”. Основные движения, понятия. |
1 |
1 |
2 |
2. |
Движения на развитие координации. Бег и подскоки. |
1 |
2 |
3 |
3. |
Движения по линии танца. |
2 |
4 |
6 |
4. |
Народно-сценический танец. |
3 |
7 |
10 |
5 |
Партерный экзерсис. |
1 |
3 |
4 |
6. |
Музыкально-ритмические игры |
2 |
2 |
|
7. |
Импровизация и актёрское мастерство. |
3 |
3 |
|
8. |
Репетиции и постановка танцев. |
1 |
3 |
4 |
ИТОГО: |
9 |
26 |
34 |
Тематический план
3 год обучения
(34 часа)
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. |
Теоретические сведения. |
1 |
||
2. |
Разминка . |
3 |
3 |
|
3. |
Перестроение для танцев. |
2 |
4 |
6 |
4. |
Народно-сценический танец. |
6 |
10 |
16 |
5. |
Музыкально-ритмические игры |
2 |
2 |
|
6. |
Импровизация и актёрское мастерство. |
3 |
3 |
|
7. |
Репетиции и постановка танцев. |
3 |
4 |
|
ИТОГО: |
9 |
25 |
34 |
Тематический план
4 год обучения
(34 часа)
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. |
Теоретические сведения. |
1 |
1 |
|
2. |
Партерная гимнастика |
3 |
3 |
|
3. |
История хореографического искусства. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Классический танец. |
1 |
3 |
4 |
5. |
Народно-сценический танец. |
7 |
11 |
18 |
6. |
Репетиции и постановка танцев. |
5 |
5 |
|
ИТОГО: |
10 |
24 |
34 |
Список литературы для педагога
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Л.: Искусство, 1983.
Богаткова Л. Хоровод друзей.- М.: Детгиз, 1957.
Боголюбская М. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания.- М., 1986.
Ваганова А. Основы классического танца.- Л.: Искусство, 1960.
Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии.-М.: Искусство, 1968.
Голейзовский К. Образы русской народной хореографии.- М.: Искусство, 1964.
Жданов Л. Вступление в балет.- М.: Планета, 1986.
Захаров В. Радуга русского танца.- М.: Сов. Россия, 1986.
Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981.
Конен В. Рождение джаза.- М., 1984.
Костровицкая В. 100 уроков классического танца.- Л.: Искусство, 1981.
Кристи Г. Основы актёрского мастерства.- М.: Советская Россия, 1970.
Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей.- Ярославль, 1997.
Пасютинская В. Волшебный мир танца.- М.: Просвещение, 1985.
Ромм В. Большой театр Сибири.- Новосибирск, 1990.
Ткаченко Т. Народные танцы.- М.: Искусство, 1975.
Устинова Т. Избранные русские народные танцы.- М.: Искусство, 1996.
Чижова А. Берёзка.- М.: Советская Россия, 1972.
Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления урока классического танца.- М.: Искусство, 1968.
Список литературы для обучающихся
Дешкова И. Загадки Терпсихоры.- М.: Детская литература, 1989.
Жданов Л. Вступление в балет.- М.: Планета, 1986.
Пасютинкая В. Волшебный мир танца.- М.: Просвещение, 1986.
Ромм В. Большой театр Сибири.- Новосибирск, 1990.
Содержание программы
9
1 класс (33 часа)
№ п/п |
Тематическое планирование |
Часы |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
1 |
Разновидности ходьбы и бега. Позиции рук, ног. Исполняется на каждом занятии. |
1 |
Ходьба на носках руки в стороны; ходьба на пятках руки на поясе; ходьба на внешних сводах ступ; ходьба с высоким подниманием бедра; высокий мах руки вверх; перекаты с пятки на носок и обратно. |
Развивать осанку; уметь ходить в такт музыки; подготовить голеностоп к занятиям. |
2 |
ОРУ с элементами ритмической гимнастики. |
1 |
Изучение упражнений для ног, рук, пресса. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами |
Умение ритмично выполнять несложные движения руками и |
3 |
Акробатические упражнения. |
1 |
Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; Упражнения на низкой гимнастической перекладине |
Уметь занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне; ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу; |
4 |
Выполнение упражнений под музыкальное сопровождение. |
1 |
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Маховые движения рук. Элементы русской пляски |
Соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя; начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки. |
5 |
Техника выполнения кувырка вперед. |
1 |
Упражнения для рук и плечевого пояса, махи согнутой и прямой ногой на каждый шаг. перекаты по матам. кувырок вперёд в упор присев |
Развивать силу различных групп мышц и умения группироваться. |
6 |
Закрепление: кувырок вперед. |
1 |
Закрепить знание техники выполнения акробатических упражнений: «кувырок вперед в группировке» и упражнений на равновесие. |
Работать над развитием ловкости, внимании, координации движений в пространстве, выносливости. |
7 |
Совершенствование: кувырок вперед. |
1 |
Перекаты со спины на живот; выполнения 2-3-х кувырков слитно в группировке. |
Овладение элементами акробатики, дальнейшее их совершенствование. Развитие силы, гибкости, ловкости. |
8 |
Техника выполнения кувырка назад. |
1 |
Подводящие упражнения: « Колобок» Группировка, сидя «Качалка». Перекаты в положении группировки, лежа на спине, сохраняя плотную группировку Перекат назад из положения группировки, сидя до касания лопатками и затылком пола- перекат вперед в и.п Перекаты назад - вперед из упора присев до упора присев, принимая плотную группировку. Кувырок назад. |
Овладеть техникой кувырка назад. Следить за выходом из кувырка и группировкой. |
9 |
Закрепление: кувырок назад. |
1 |
Кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд. |
Следить за выходом из кувырка и группировкой. совершенствовать технику выполнения акробатических упражнений. Развивать ловкость, гибкость, координацию; |
10 |
Закрепление: кувырок назад. |
1 |
Кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд. |
Совершенствовать технику выполнения акробатических упражнений. Развивать ловкость, гибкость, координацию. |
11 |
Техника выполнения стойки на лопатках. |
1 |
Подводящие упражнения: упор присев, положение группировки, перекаты на спину в группировке. Объяснение техники выполнения стойки на лопатках, выполнение стойки на лопатках без помощи рук, поддержание руками туловища в стойке на лопатках с согнутыми ногами. |
Совершенствовать технику выполнения акробатических упражнений. Развивать ловкость, гибкость, координацию. |
12 |
Закрепление: стойка на лопатках. |
1 |
Упражнения упор присев и перекаты назад: стойка на лопатках ноги согнуты; положение лёжа на спине; перекат на живот . Упражнения на гибкость: "рыбка","лягушка", "кораблик". |
Совершенствовать технику стойки на лопатках; развивать ловкость, гибкость, координацию; |
13 |
Совершенствование: стойка на лопатках. |
1 |
Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев: а) стойка согнутыми ногами; б) стойка с прямыми ногами (со страховкой, без страховки) |
Совершенствовать технику стойки на лопатках; развивать ловкость, гибкость, координацию; |
14 |
Различные упражнения из исходного положения стойки на лопатках. |
1 |
общеразвивающие упражнения: на различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность) |
Развивать двигательные качества: гибкость, ловкость, координацию движений. |
15 |
Вольные упражнения с элементами кувырка и стойки на лопатках. |
1 |
Кувырок вперед и поворот кругом, кувырок вперед и поворот кругом, кувырок, встать, отойти. Три кувырка вперед. Стойка ^свечкой» (на лопатках). Кувырок вперед, «свечка», встать. |
совершенствовать координацию движений, тренировку скорости реакции, развитие смелости и решительности. |
16 |
Кувырок назад, прогнувшись через плечо. |
1 |
Упражнения для выполнения кувырка назад, прогнувшись через плечо.(выполняется из седа с прямыми ногами) |
совершенствовать технику выполнения акробатических упражнений. Развивать ловкость, гибкость, координацию. |
17 |
Кувырок вперед из исходного положения равновесия. |
1 |
Кувырок вперед из равновесия на полусогнутой ноге, руки вперед, в упор присев, ноги скрестно, и поворот на 180 0. |
Формировать чувства ритма, согласованность движений рук и ног, эстетичность элегантность. |
18 |
Разновидности выпадов в элементах вольных упражнений. |
1 |
Последовательность разучивания: Переворот прыжком Рондад |
Воспитывать двигательно-ритмические способности, тренировки вестибулярного анализатора, развития общей гибкости. |
19 |
Мост из положения лежа. Танцевальные упражнения. |
1 |
Мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. |
Ритмично выполнять несложные движения руками и с темпом музыкального произведения; выполнять игровые и плясовые движения; начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки. |
20 |
Полушпагат, мост из положения лежа. Упражнения на развитие гибкости. |
1 |
Широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища |
Выполнять упражнения на координацию движений, на расслабление мышц. |
21 |
Перевороты боком. Танцевальные упражнения. |
1 |
Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. |
Выполнять ритмичные движения в соответствии с различным характером музыки, динамикой(громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). |
22 |
Упражнения с гимнастическими палками. |
1 |
Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками. |
Развивать осанку; выполнять упражнения в такт музыки; |
23-24 |
Разучивание танцевальных упражнений под музыку. |
2 |
Разучить Простейшие танцевальные элементы в форме игры. Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, звездочка, воротца, змейка. |
Выполненять ритмичные движения в соответствии с различным характером музыки, динамикой(громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). |
25 |
Упражнения в равновесии с применением танцевальных упражнений. |
1 |
Упражнения для развития координации, мускулов и быстроты реакции. Ходьба по узкой опоре (ребро гимнастической скамейки, рельс, бревно и т. д.) в сочетании с различными движениями рук, наклонами, приседаниями. Упражнение "ласточка", равновесие боком. |
Умение выполнять движения с различной силой, амплитудой в зависимости от динамических оттенков музыки. Понятие легато (связанно) и стаккато (отрывисто) в музыке и движении. |
26 |
Прыжки с элементами художественной гимнастики. |
1 |
Прыжок толчком с разведением двух ног в полете и с последующим приземлением на две ноги. Прыжок толчком двух ног с приземлением в вертикальное равновесие на одной ноге. Подбивной прыжок. Прыжок шагом. |
Развивать силу, выносливость, координацию движений. |
27 |
Разновидности упражнений с гимнастической лентой. |
1 |
Освоить хват палочки. Упражнения с лентой махи и круги, восьмерки, змейки, спирали, броски. |
Совершенствовать умение управлять движениями рук и особенно кистей. Способствуют развитию подвижности в суставах и силы мышц плечевого пояса и рук, тонкой и сложной мышечной координации. |
28 |
Горизонтальная змейка в шаге. |
1 |
Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава. Вытягивания, разворачивание и сокращение стопы |
Развивать силу и эластичность берцовых и икроножных мышц; способствовать развитию |
29 |
Горизонтальная змейка в беге. |
1 |
Разучить танцевальные элементы в форме игры. Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика |
Развивать пластичность и мягкость движений под музыку. |
30 |
Вертикальная змейка в шаге. |
1 |
Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки. Разучить новые танцевальные элементы. |
Научить правильно дышать. Определять характер мелодии, развивать музыкальный слух. |
31 |
Вертикальная змейка в беге. |
1 |
Ритмические упражнения. |
Научить ритмично исполнять различные упражнения |
32 |
Боковая восьмерка в шаге. |
1 |
Восьмерки вертикальные и горизонтальные, большие, средние и малые |
Развивать чувства ритма, музыкальный кругозора и познавательный интерес к искусству. |
33 |
Боковая восьмерка в беге. |
1 |
Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений. |
Развивать двигательные качества и уметь координировать движения. Развивать гибкость, ловкость, точность и пластичность |
34 |
Горизонтальная змейка над головой в шаге. |
1 |
Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног (однонаправленные и симметричные). плясовые движения — простейшие элементы народных плясок, доступных по координации |
Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; |
2 класс (34 часа)
№ п/п |
Тематическое планирование |
Часы |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
1 |
Обучение ритмики во 2 классе: цели и задачи. |
1 |
Беседа о технике безопасности на уроке, при разучивании танцев. |
Правила поведения в коллективе. Права и обязанности воспитанников. Техника безопасности. |
2 |
Понятие “ритмика”. Основные движения, понятия. |
1 |
Основные танцевальные правила. Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса. |
Увлечь музыкой, вызвать интерес к движению. |
3 |
ОРУ. Ходьба с координацией рук и ног. |
1 |
Понятие о рабочей и опорной ноге. Показать высоту шага и научить равномерно распределять тяжесть корпуса на рабочую ногу. |
Развивать синхронность |
4 |
Движения на развитие координации. Бег и подскоки. |
1 |
Танцевальный бег (ход на полу пальцах). Упражнения для профилактики плоскостопия. |
Развивать точность, ловкость, координацию движений. |
5 |
Элементы асимметричной гимнастики. Упражнения для развития тела. |
1 |
Движения на развитие координации, элементы асимметричной гимнастики, |
Развивать координацию, память и внимание; умения “читать” движения; увеличить степень подвижности суставов и укрепить мышечный аппарат. |
6 |
Движения по линии танца. Тесты, оценивающие подвижность шейного отдела. |
1 |
Движения по линии танцев: на носках, каблуках, перекаты стопы, высоко поднимая колени, выпады, ход лицом и спиной, бег с подскоками, галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног. |
Развивать музыкальности: умение двигаться под музыку в соответствие заданному ритму танца, различать стиль и жанр музыки |
7 |
Перестроение для танцев. Тесты, позволяющие оценить эластичность мышц плечевого пояса. |
1 |
Перестроение для танцев: “линии”, “хоровод”, “шахматы”, “змейка”, “круг”. |
Через образное восприятие обогатить набор движений, развить координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды. |
8 |
Разучивание разминки. Тесты, оценивающие эластичность локтевого плеча, сустава, предплечья. |
1 |
Разминка проводится в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку. |
Развивать координацию, память и внимание; умения “читать” движения; увеличить степень подвижности суставов и укрепить мышечный аппарат. |
9 |
Позиции рук. Основные правила. |
1 |
Ознакомление с основными положениями рук : руки на поясе “большой палец обращен назад”; подбоченившись “ кисти сжаты в кулаки и поставлены на пояс”. Девочки придерживают руками юбочку “руки в локтях закруглены”. Руки свободно опущены, ладони раскрыты навстречу движения. Руки скрещены перед грудью. Одна рука на поясе, другая с платочком поднята в сторону - вверх и слегка согнута в локте “только девочки”; Руки убраны за спину. |
Развивать первоначальные танцевальные навыки, умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей, фраз. |
10 |
Позиции ног. Основные правила. |
1 |
Ознакомление с основными положениями ног . Комплекс упражнений для ног |
Развивать первоначальные танцевальные навыки. Вырабатывать правильную координацию рук и ног в любых движениях. Развивать торможение, сохраняя при этом правильное положение тела. |
11 |
Позиции в паре. Основные правила. |
1 |
Знакомство с основными танцевальными правилами; разучивание танца в паре. Познакомить с основными фигурами в танцах и попробовать исполнить их в паре. |
Увлечь музыкой, вызвать интерес к движению. |
12-13 |
Танец “Полкинс”. Элементы танца. |
2 |
Разучивание элементов танца “Полкинс» |
Развивать музыкальность: - чувствовать настроение музыки, ее характер и содержание, - развитие музыкального слуха, чувства ритма, - развитие музыкальной памяти. |
14 |
Красота движений. |
1 |
Объяснить основные правила танцевального этикета. Научиться определять характер мелодии и подбирать оригинальное исполнение движения. |
Развивать чувства ритма, музыкальность, пластику, координацию. Разнообразить набор привычных движений. |
15-16 |
Партерный экзерсис. |
2 |
Что такое партерный экзерсис? Зачем его надо выполнять? |
Повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. |
17 |
Закрепление. |
1 |
Продолжить знакомство детей с хореографическими терминами и понятиями; Учить взаимосвязи музыки и движения, дать основы музыкальной грамоты; |
Развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку; танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве; пробуждать фантазию, способность к импровизации; развивать артистизм, умение исполнять ролевые танцы. |
18 |
Основные движения танца “Полька”. Разучивание движений. Упражнения для развития позвоночника. |
1 |
Изучение основных движений танца «Полька». Познакомить с музыкальным размером танца «Полька»; Подготовить (разогреть) мышцы рук, ног. |
Развивать координацию движений, музыкальный слух; вырабатывать легкость движений, осанку; воспитывать вежливое отношение к партнеру(ше); |
19 |
Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов. Диско-танец “Вару-вару”. |
1 |
Изучение основных движений Диско-танца “Вару-вару”. |
Развивать координацию движений, музыкальный слух; вырабатывать легкость движений, осанку; |
20-21 |
Проверка ориентации на танцевальной площадке. Танец “Стирка”. |
2 |
Закрепление основных и вспомогательных направлений в танцевальном зале. Изучение основных движений танца Стирка» |
Развивать точность, ловкость, координацию движений; чувствовать настроение музыки, ее характер и содержание. |
22 |
Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку). |
1 |
Игра «Ворон» (русская народная прибаутка) основная задача—передать сказочный образ ворона «в красных сапогах» |
Развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений. |
23 |
Музыкально-ритмические игры “Балетмейстер”, “Шаг”. |
1 |
Ознакомить с элементами Музыкально-ритмических игр “Балетмейстер”, “Шаг”. |
Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности; |
24-25 |
Танец “Ладошки”. Основные движения, переходы в позиции рук. |
2 |
Знакомство с основными движениями танца «Лошадки», с переходами в позиции рук. |
Развивать музыкально-ритмические навыки. Научить детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки |
26 |
Элементы народной хореографии: ковырялочка, лесенка, елочка. |
1 |
Познакомить с самыми простыми русскими народными танцами. |
Развивать двигательные качества и умения: ловкость, точность, координация движений; гибкость и пластичность; правильная осанка, красивая походка; ориентировка в пространстве. |
27 |
Русский народный танец. |
1 |
Знакомство с основными позициями и положениями рук и ног в русском танце, Изучение разминки в характере русского танца. Разучивание характерных движений: гармошка, бег молоточками, переменный ход, шаги с носка, с каблучка, моталочки, верёвочки, припадание. Поворот на месте «точка», бег в повороте, двигаясь по диагонали зала. Сценические танцы: «Лесной хоровод», «Подружки», «Калинка». |
Соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя; начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки привить детям любовь к танцу; формировать танцевальные способности, развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку. |
28-30 |
Импровизация и актёрское мастерство. |
3 |
Игра развивающая артистичность «Крокодил», наблюдение за походками людей и копирование пластикой, пантомимические этюды на воображение «Во дворе», «Осень», «Домашние животные». Этюды под музыку на заданную тему: «Новогодняя сказка» (используя выученные движения изобразить Снеговика, Снегурочку, снежинку и.т.д.) |
Развивать внимание, воображение, ассоциативную память, чувство правды и навыки актёрского мастерства. |
31-34 |
Репетиции и постановка танцев. |
4 |
1. Постановка танцев. Разучивание движений к танцу, постановка танцевального номеров: «Жили у бабуси», «Малышки-хвастунишки», «Ох, уж эти лягушата» 2.Репетиции.
Отработка готовых номеров в танцевальном зале и на сцене, подготовка к концертным выступлениям. |
Выполнять ритмичные движения в соответствии с различным характером музыки, динамикой(громко, тихо), регистрами (высокий, низкий).Воспитывать эстетичность, красоту движений, чувство ритма при выполнении танца. |
3 класс (34 часа)
№ п/п |
Тематическое планирование |
Часы |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
1 |
Ходьба. Виды ходьбы. Беседа о технике безопасности на уроке, при разучивании танцев. |
1 |
Беседа о технике безопасности на уроке, при разучивании танцев. |
Права и обязанности воспитанников. Правила поведения в коллективе. Техника безопасности. |
2 |
Элементы асимметричной гимнастики. |
1 |
Движения на развитие координации, элементы асимметричной гимнастики, |
Развивать координацию, память и внимание; умения “читать” движения; увеличить степень подвижности суставов и укрепить мышечный аппарат. |
3 |
Разучивание разминки. |
1 |
Упражнения для развития чувства темпа и ритма; упражнения, регулирующие мышечный тонус. Партерные упражнения (растяжка на ковриках) |
Снижение мышечного напряжения, перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений. учатся |
4 |
Упражнения на развитие координации. |
1 |
Учить координировать движения, развивать гибкость и пластику, изучить основные позиции и положения рук и ног в танце. |
|
5-6 |
Перестроение для танцев. Рисунок танца. |
2 |
Упражнения на развитие ориентации в пространстве. Перестроение группы из круга в квадрат, из круга в рассыпную и снова в круг. Построение двух концентрических кругов: «воротца», «звёздочка», «карусель», «змейка». |
Работать над развитием ловкости, внимании, координации движений в пространстве, выносливости |
7-8 |
Позиции рук. Основные правила. |
2 |
Ознакомление с основными положениями рук : руки на поясе “большой палец обращен назад”; подбоченившись “ кисти сжаты в кулаки и поставлены на пояс”. Девочки придерживают руками юбочку “руки в локтях закруглены”. Руки свободно опущены, ладони раскрыты навстречу движения. Руки скрещены перед грудью. Одна рука на поясе, другая с платочком поднята в сторону - вверх и слегка согнута в локте “только девочки”; Руки убраны за спину. |
Развивать первоначальные танцевальные навыки, умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей, фраз. |
9-10 |
Позиции ног. Основные правила. Закрепление. |
2 |
Ознакомление с основными положениями ног . Комплекс упражнений для ног |
Развивать первоначальные танцевальные навыки. Вырабатывать правильную координацию рук и ног в любых движениях. Развивать торможение, сохраняя при этом правильное положение тела. |
11-13 |
Танец “Полька”. Позиции в паре. Основные правила. |
3 |
Разучить движения польки; прыжок «соте»; приставные шаги; ритмические похлопывания - хлопки. подскоки; Постановка детей в круг (взялись за руки и растянулись). Постановка детей в пары. познакомить с музыкальным размером танца «Полька»; подготовить (разогреть) мышцы рук, ног. |
Научить исполнять танец «Полька». Знать основные позиции в паре; развивать координацию движений, музыкальный слух; вырабатывать легкость движений, осанку. |
14 |
Прослушивание музыкальных произведений. Партерный экзерсис |
1 |
Повторение выученного за 2-й год обучения, усложнение упражнений. Разучивание новых упражнений, развивающих выворотность, танцевальный шаг, гибкость, силу и выносливость; подвижность стоп, тазобедренного и голеностопного суставов. |
Поддерживать двигательную подвижность связок и суставов. Формировать правильную осанку и координацию движений. |
15-17 |
Импровизация и актёрское мастерство. |
3 |
Упражнения на развитие художественно-творческих способностей: «ветерок и ветер», «клоуны», «жонглёры», «кузнецы». |
Ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; ■ ч соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; выполнять игровые и плясовые движения. |
18-19 |
Музыкально-ритмические игры “Коршун и курица”, “Магазин игрушек”. |
2 |
Упражнения, развивающие выворотность, танцевальный шаг, гибкость, силу и выносливость; подвижность стоп, тазобедренного и голеностопного суставов. |
Повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Работать над развитием ловкости, внимании, координации движений. |
20-21 |
Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку). |
2 |
Разучивание движений к танцу, постановка танцевальных номеров: «Жили у бабуси», «Малышки-хвастунишки», «Ох, уж эти лягушата» |
Разучить движения к танцу. Знать и уметь исполнять танцевальные номера «Жили у бабуси», «Малышки-хвастунишки», «Ох, уж эти лягушата». |
22-23 |
Народно-хореографический танец. |
2 |
Виды современного сценического танца: классический, народно-сценический, историко-бытовой, эстрадный, свободная пластика. Позиции ног, рук. Упражнения на выстукивания. |
Уметь определять структуру музыкального произведения; |
24 |
Отработка движений. |
1 |
Упражнения на развитие мышечного чувства и отдельных групп мышц, в сочетании с танцевально-тренировочными. |
Уметь ориентироваться в пространстве, перестраиваться в любые рисунки. |
25 |
Закрепление. |
1 |
Упражнения на развитие художественно-творческих способностей: «ветерок и ветер», «клоуны», «жонглёры», «кузнецы». |
Повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Работать над развитием ловкости, внимании, координации движений. |
26-28 |
Современный танец. Основы джаз-танца. |
3 |
Владение техникой джазового танца позволяет глубже выражать эмоциональные и социальные переживания, использовать в танце естественные движения человека. |
Знать основы овладения техникой джаз-танца; |
29-31 |
Немецкий танец. |
3 |
Основные движения народного немецкого танца: подскоки, галоп, каблучки, бегунец, полька вперёд и назад, полька в паре, в повороте, «циркуль», вальсовая дорожка, вальс в повороте и. т. д. Разучить : танцы «Праздничный немецкий танец», «Праздник фиалки». |
Знать и уметь исполнять движения немецкого танца. |
32-34 |
Танец “Ча-ча-ча”. Основные движения. Позиции латиноамериканских танцев. |
3 |
Разучить танец “Ча-ча-ча”. Владение основными позициями латиноамериканских танцев. |
Знать и уметь исполнять танец “Ча-ча-ча”. Вырабатывать правильную координацию рук и ног в любых движениях. |
4 класс (34 часа)
№ п/п |
Тематическое планирование |
Часы |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
1. |
Теоретические сведения. |
1 |
Задачи 4-го года обучения. Права и обязанности воспитанников. Правила поведения в коллективе. Техника безопасности. |
Знать права и обязанности, правила поведения в коллективе. Выполнять технику безопасности. |
2. |
Партерная гимнастика |
3 |
Определение и передача в движении: характера музыки, темпа, метроритма, размеров 2/4; 3/4. Упражнения на развитие ориентации в пространстве: положения в парах, свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, построение из круга в одну шеренгу, в две, три, четыре. Упражнения на развитие мышечного чувства и отдельных групп мышц: разведение рук в стороны с напряжением; напряжение и расслабление мышц шеи; напряжение и расслабление мышц плечевого пояса, корпуса. |
Владеть культурой движения рук. Развивать координацию, память и внимание; умения “читать” движения; увеличить степень подвижности суставов и укрепить мышечный аппарат. |
3 |
История хореографического искусства. |
2 |
Истоки западноевропейского балетного театра. Турниры, процессии, карнавалы, маскарады. Зарождение придворного балета. Драматургия и хореография. Музыкальное и хореографическое решение спектаклей, их идейное содержание. Развитие техники танца. Эволюция выразительных средств хореографических форм. Реформы в балетном театре. Перспективы развития балетного театра. |
Просмотр видеоматериала «Балетная школа». Иметь понятие о балетном спектакле. |
4. |
Классический танец. |
4 |
Все упражнения повторяются в ускоренном темпе. Изучается уровень подъёма ног, добавляются полупальцы опорной стопы. Разучивание упражнений: ронд де жамб ан лер на полупальцах, полуповорот в 5-й позиции на полупальцах, пор де бра с ронд де жамб пар тер на плие, плие-релеве на 45 с деми ронд де жамб, батман девлоппе, тан релеве на 45 ан деор и ан дедан, ватман девлоппе расе на 90, деми ронд де жамб на 90, маленькие позы, заключающие упражнения. |
Владеть методикой исполнения движений классического танца, чувствовать национальный характер и ритм |
5 |
Народно-сценический танец. Цыганский танец. |
4 |
Особенности кочевого образа жизни цыган, характер и манера исполнения цыганских танцев. Основные положения и движения рук в цыганском танце, перегибы корпуса, флик-фляки, отбрасывания ног в сторону, броски вперёд, тряска плечами, мужские «хлопушки» |
Разучить цыганские танцы «На утренней заре», «Ручеёк», «Солнышко». Владеть соответствующей координацией и силовой нагрузкой в исполнении танцевального номера |
6 |
Венгерский танец. |
5 |
Венгерские танцы интересны своей ритмичностью, координацией танцевальных движений, темпераментом. Элементы венгерского сценического танца: положения рук и ног, «ключ» - удар каблуками (одинарный и двойной), шаг в сторону с двумя переступаниями, «верёвочка», «голубец», поворот на обеих ногах по 5-й открытой позиции, пружинистые удары, вращение с отбрасыванием ног назад, пируэт на каблуках |
Разучить этюд , танцевальный номер в характере венгерского танца. Знать законы общей координации тела, рук, ног, головы, законы равновесия |
7 |
Современный танец. Модерн-танец. |
5 |
Основные понятия: контракция, кёф, арка. Учимся правильно дышать. Падения и быстрый подъём. Разучивание тренажа на полу: плие, батман тандю, жете, ронд, фондю, гранд батман жете и адажио в стиле модерн. Разучивание танцевальных комбинаций на середине зала и в продвижении. |
Уметь взаимодействовать с окружающим их пространством, использовать в танце силу земного притяжения. Знать основы овладения техниками модерн танца. |
8 |
Джаз танец. |
5 |
Повторение и закрепление выученного за 3-й год обучения. Развёрнутая разминка у палки на материале современного джаза, Характерно использование чередования темпоритмов, синкоп, смещённого ритма, свойственных джазовому танцу. Фиксация всех основных положений и позиций проученного материала в эстетических позициях и использование простейших танцевальных комбинаций. |
Уметь совмещать в единое целое танцевальную пластику и окружающее пространство, чувствовать партнёра, коллектив, себя в коллективе как одно целое. Знать основы овладения техниками джаза. |
9 |
Репетиции и постановка танцев. |
5 |
Пополнение концертного репертуара новыми сценическими постановками |
Работать над техникой исполнения номеров, характером и манерой. |