Рабочая программа по ИЗО для коррекционных школ (3 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида подготовительный, 1-4 классы, 2008 год под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.
Цель: воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы детей, формирование личности умственно отсталого ребенка, воспитание положительных навыков и привычек.
Задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Содержание программы:
1. Декоративное рисование.
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
2. Рисование с натуры.
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
3. Рисование на темы.
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
4. Беседы об изобразительном искусстве (2 раза в четверть).
Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.
Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).
Обучающиеся 2 классов должны знать:
- названия цветов;
- народные сказки и узнавать в иллюстрациях персонажей, проявлять эмоционально- эстетическое отношение к ним.
Должны уметь:
-проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
-ориентироваться на плоскости листа;
-использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима карандаша;
-рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
-понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
- различать и знать названия цветов;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Литература для учителя:
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой по предмету «Изобразительное искусство». М.: «Просвещение», 2008 г.
2. Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать. – М.: издательский центр «Вентана-Граф»,2009г.
3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1-4 классах.- М.: Просвещение, 1988г.
4. Полхов-Майдан изделия народных мастеров. Наглядно- дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2005г.
5. Дымковская игрушка. Наглядно- дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2003г.
6. Хохлома. Наглядно- дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2003г.
7. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.
8. Грошенков, И.А Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы, Изд. 3-е, испр. и доп. М. «Просвещение» 1975.
Календарно-тематическое планирование
№
Дата по плану
Дата факт.
Тема урока
Примечания
I четверть – 9 часов
1
3.09
Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
2
10.09
Рисование с натуры разных видов грибов.
3
17.09
Рисование в полосе узора из листьев и ягод.
4
24.09
Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.
5
1.10
Рисование геометрического орнамента в квадрате.
6
8.10
Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях).
7
22.10
Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций.
8
24.10
Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы.
9
29.10
Декоративное рисование – узор из цветов для коврика прямоугольной формы.
II четверть – 7 часов
1
12.11
Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу).
2
19.11
Декоративное рисование – орнамент в квадрате. Рассматривание иллюстраций.
3
26.11
Рисование в квадрате узора из веточек ели.
4
3.12
Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций.
5
10.12
Рисование с натуры праздничных флажков.
6
17.12
Рисование с натуры елочных украшений.
7
24.12
Рисование на тему: «Веточка с елочными игрушками».
III четверть – 10 часов
1
14.01
Рисование узора из снежинок.
2
21.01
Рисование на тему: «Снеговики».
3
28.01
Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.
4
4.02
Рисование с натуры игрушки-рыбки.
5
11.02
Рисование на тему: «Рыбки аквариуме среди водорослей»
6
18.02
Рисование с натуры предмета прямоугольной формы.
7
25.02
Знакомство с Полхов-Майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.
8
4.03
Декоративное рисование – узор в полосе для косынки треугольной формы.
9
11.03
Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность!»
10
18.03
Рисование узора в круге – расписная тарелка.
IV четверть – 9 часов
1
1.04
Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур.
2
8.04
Декоративное оформление открытки «Ракета летит».
3
15.04
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
4
22.04
Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.
5
29.04
Тематический рисунок: «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».
6
6.05
Рисование узора в полосе из цветов и листочков.
7
13.05
Узор из цветов в круге.
8
20.05
Узор из цветов в круге.
9
27.05
Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам.
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»