Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Подвижные игры» 1-4 классы 1 вариант
МКУ УО
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Основная школа «Коррекция и развитие»
(МКОУ ОШ «Коррекция и развитие»)
ПРИНЯТО Педагогическим Советом | УТВЕРЖДЕНА приказом МКОУ ОШ «Коррекция и развитие»
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Подвижные игры»
1-4 классы
1 вариант
Автор-составитель: Волкова Елизавета Александровна, учитель начальных классов
ОДОБРЕНО
на заседании методического
объединения
Междуреченск, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Подвижные игры» составлена на основе требований к личностным и предметным результатам освоения АООП МКОУ ОШ «Коррекция и развитие»; программы формирования БУД с учётом Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); АООП МКОУ ОШ «Коррекция и развитие»; «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой.
Цели курса:
- обогащение представлений детей о разнообразии подвижных игр и возможности использовать их при организации досуга;
- воспитание культуры игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как к проявлению здорового образа жизни;
- обучение способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности;
- формирование жизненно важных двигательных умений и практических навыков, развитие способности управлять движениями собственного тела;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Общая характеристика курса
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» предназначена для учащихся 1-4 классов. Реализация программы осуществляется посредством двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице, в спортивном зале после всех уроков основного расписания.
Данная работа начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде:
- подвижных игр;
- спортивных эстафет;
- спортивных соревнований;
- спортивно-оздоровительных часов;
- прогулок.
Для того чтобы дети активно участвовали в подвижных играх, игры подбираются с учетом особенностей конкретных детей, что позволяет скорректировать их недостатки, исключить проявление неуверенности, комплексов среди учеников. Освоение тех или иных видов игр начинается с ознакомления с ТБ, с физических упражнений и ознакомлением с основными элементами игры.
При проведении занятия на открытом воздухе важно придерживаться температурных режимов, которые установлены местными органами здравоохранения и просвещения и правильно дозировать физические нагрузки.
Большое внимание на каждом уроке уделяется воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательность, честность, отзывчивость, смелость, а также данные занятия содействуют развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.).
Рабочая программа «Подвижные игры» носит спортивно-оздоровительный характер и предназначена для укрепления здоровья, физического развития учащихся начальной школы.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» общий объём учебного времени составляет в 1-4 классах — 136 часов. 1 класс - 33 ч (1 ч в неделю); 2 класс - 35 ч (1 ч в неделю); 3 класс - 34 ч (1 ч в неделю); 4 класс - 34 ч (1 ч в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения курса «Подвижные игры»
Личностные результаты:
- освоить социальную роль ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
- принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли;
- положительно относиться к окружающей действительности;
- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- иметь начальные представления о здоровом и безопасном образе жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- иметь представление о подвижных играх как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- иметь представление о подвижных играх разных народов;
- объяснять правила игры;
- использовать спортивный инвентарь во время проведения подвижных игр.
Достаточный уровень:
- иметь представление о подвижных играх как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека;
- проводить со сверстниками подвижные игры;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- знать изученные подвижные игры;
- доброжелательно и уважительно объяснять ошибки при выполнении подвижных игр;
- пользоваться спортивным инвентарем и спортивным оборудованием;
- правильно размещать спортивный инвентарь при организации и проведении подвижных игр.
Содержание курса
1. Инструкция по технике безопасности.
Знакомство, а далее повторение техники безопасности во время подвижных игр.
2. Подвижные игры.
Игры типа «ловишек, перебежек, салок». Отличается наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Развиваются: самостоятельность, глазомер, быстрота и ловкость движений, ориентировка в пространстве. Дети учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх данного раздела дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мяч, шар, скакалка). Эти игры чаще всего основаны на простых движениях: беге, ловле, прятании. Такие игры доступны всем.
3. Спортивные забавы, развлечения.
Игры-забавы, аттракционы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, выполнить движение с закрытыми глазами). Это веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющие им радость, но и требующие от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
4. Эстафеты.
Эстафеты – веселые соревнования, которые предоставляют возможность создать хороший командный дух и сотрудничество. Эстафеты проводятся с различными предметами и без них. Они представляют собой несколько последовательных упражнений проводимых обычно детьми по очереди.
5. Весёлые старты.
Эстафетные игры и забавные состязания.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тематика занятий | К-во час. | Основные виды деятельности |
1-2 | Инструкция по ТБ. Правила игры. Отработка игровых приёмов. Игры с мячом. | 2 | Узнают основные сведения о названиях, правилах проведения, организации и технике безопасности на занятиях подвижными играми. Учатся участвовать в игровой деятельности, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями, взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения. Знакомятся с понятием о правильной осанке, рациональном дыхании, режиме дня и личной гигиене. Овладевают двигательными умениями и навыками, тактикой подвижных игр и эстафет различной направленности. Учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх, постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мяч, шар, скакалка и др.). Приучаются ловко действовать в игровой ситуации, оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения цели. Учатся самостоятельно играть. |
3-4 | Подвижные игры «Мяч по кругу», «Удочка». | 2 | |
5-6 | Подвижные игры «Кто первый», «Не ошибись». | 2 | |
7-8 | Подвижные игры «Ну-ка, отними!», «Совушка сова – большая голова». | 2 | |
9-10 | Подвижные игры «Не урони мяч», «Попади в ворота». | 2 | |
11-12 | Зимние забавы «Гонки снежных комков». | 2 | |
13-14 | Зимние забавы «Лепим снеговика». | 2 | |
15 | «Новогодние эстафеты». | 1 | |
16 | Подвижная игра «Два мороза». | 1 | |
17-18 | Подвижные игры «С кочки на кочку», «Сбей кеглю». | 2 | |
19-20 | Подвижные игры «Меткие стрелки», «Передай мяч». | 2 | |
21-22 | Игры на формирование правильной осанки: «Ванька - Встань-ка», «Лошадки». | 2 | |
23-24 | Игры со скакалками. «Скакалочка», «Удочка», «Найди жгут». | 2 | |
25-26 | Общеразвивающие игры «Ворота», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники» | 2 | |
27-28 | Игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Лови мяч», «Колодки», «Зевака» | 2 | |
29-30 | Игры с мячом: «Догони мяч», «Брось мяч», «Найди мяч», «Передай мяч». | 2 | |
31-32 | Подвижные игры «Кто дальше», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот». | 2 | |
33 | «Весёлые старты». | 1 |
2 класс
№ п/п | Тематика занятий | К-во час. | Основные виды деятельности |
1 | Инструкция по ТБ. Правила игры. Отработка игровых приёмов. | 1 | Узнают основные сведения о названиях, правилах проведения, организации и технике безопасности на занятиях подвижными играми. Учатся участвовать в игровой деятельности, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями, взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения. Знакомятся с понятием о правильной осанке, рациональном дыхании, режиме дня и личной гигиене. Овладевают двигательными умениями и навыками, тактикой подвижных игр и эстафет различной направленности. Учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх, постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мяч, шар, скакалка и др.). Приучаются ловко действовать в игровой ситуации, оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения цели. Учатся самостоятельно играть. |
2 | Подвижные игры: «Пустое место», «Классики». | 1 | |
3-4 | Подвижные игры: «Удочка», «Жмурки». | 2 | |
5-6 | Подвижные игры: «Кот и мышь», «Потяни шнур», «Прыжок лягушки». | 2 | |
7-8 | Подвижные игры: «Караси и щука», «Поймай того, у кого камушек». Эстафета с мячами. | 2 | |
9-10 | Подвижные игры: «Море волнуется – раз», «Кот и мышь», «Скок-перескок». | 2 | |
11-12 | Подвижные игры: «Класс, смирно!», «Волк во рву». | 2 | |
13-14 | Зимние забавы: «Гонки снежных комков». | 2 | |
15-16 | Зимние забавы: «Лепим снеговика». | 2 | |
17-18 | Зимние забавы: «Лепим снеговика», «Перебежка со снежками», «Передай мяч», «Угадай и догони». | 2 | |
19-20 | Зимние забавы: «Бой петухов», «Шайба», «Лодочники» (на санках). | 2 | |
21-22 | Подвижные игры: «Бой петухов», «Эстафета на санках», «Танки». | 2 | |
23-24 | Игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Мяч соседу», «Подвижная цель», «Забрасывание белого мяча». | 2 | |
25-26 | Подвижные игры: «Охотники и утки», «Гонка мячей по кругу». | 2 | |
27-28 | Подвижные игры: «Эстафета с мячами», «Зайцы в огороде», «Кто быстрее». | 2 | |
29-30 | Подвижные игры: «Класс - смирно», «Кто кого перетянет». | 2 | |
31-32 | Подвижные игры: «Птицы и клетка», «Белые медведи», «Гуси-лебеди». | 2 | |
33 | Подвижные игры: «Зайцы в огороде», «Кто быстрее». Эстафета с мячами. | 1 | |
34 | «Весёлые старты». | 1 |
3 класс
№ п/п | Тематика занятий | К-во час. | Основные виды деятельности |
1 | Инструкция по ТБ. Правила игры. Отработка игровых приёмов. | 1 | Узнают основные сведения о названиях, правилах проведения, организации и технике безопасности на занятиях подвижными играми. Учатся участвовать в игровой деятельности, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями, взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения. Знакомятся с понятием о правильной осанке, рациональном дыхании, режиме дня и личной гигиене. Овладевают двигательными умениями и навыками, тактикой подвижных игр и эстафет различной направленности. Учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх, постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мяч, шар, скакалка и др.). Приучаются ловко действовать в игровой ситуации, оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения цели. Учатся самостоятельно играть. |
2 | «Веселые старты». | 1 | |
3 | Игры со скакалками. «Скакалочка», «Удочка», «Найди жгут». | 1 | |
4-5 | Подвижные игры: «Дойди до середины», «Игра в мяч на «лошадях». Эстафета в мешках. | 2 | |
6 | Игры на формирование правильной осанки: «Ванька – Встань-ка», Лошадки». | 1 | |
7 | Подвижные игры: «Пустое место», «Классики». | 1 | |
8-9 | Подвижные игры: «Кот проснулся», «Пятнашки». Эстафеты на развитие выносливости. | 2 | |
10-11 | Подвижные игры: «Заяц без логова», «Дойди до середины», «Ну-ка, отними!» | 2 | |
12 | Спортивное развлечение: «Нам час здоровья нужен в мороз и зимней стужей». | 1 | |
13-14 | Подвижные игры на свежем воздухе: «Снежная баба», «Башни», «Бег по следам». | 2 | |
15 | Подвижные игры: «Салки», «Снятие шапки». Эстафета на санках. | 1 | |
16-17 | Эстафеты на развитие координации: «Гонка с шайбой», «Пройди ворота». | 2 | |
18-19 | Подвижные игры: «Перестрелка», «Гонка мячей по кругу», «Караси и щука». | 2 | |
20-21 | Игры с мячом: «Лови мяч», «Колодки», «Зевака». | 2 | |
22-23 | Игры с мячом: «Догони мяч», «Брось мяч», «Найди мяч», «Передай мяч». | 2 | |
24 | Хороводные игры: «Плетень», «Ручеек», «Луг-лужок». | 1 | |
25-26 | Подвижные игры: «Мяч соседу», «День и ночь», «Гуси-лебеди». | 2 | |
27 | Сюжетно-ролевые игры «Лягушки и цапли», «Классики». | 1 | |
28-29 | Подвижные игры: «Жмурки с колокольчиками», «Ловишка, бери ленту». | 2 | |
30 | Подвижные игры: «Рыбак и рыбки», «Не намочи ног». | 1 | |
31 | Подвижные игры: «Удочка», «Гуси – лебеди». | 1 | |
32 | Подвижные игры: «Кегли». | 1 | |
33 | Подвижные игры: «Собери шишки», «Жмурки». | 1 | |
34 | Игры с дартсом: «Попади в мишень». | 1 |
4 класс
№ п/п | Тематика занятий | К-во час. | Основные виды деятельности |
1 | Инструкция по ТБ. Правила игры. Отработка игровых приёмов. | 1 | Узнают основные сведения о названиях, правилах проведения, организации и технике безопасности на занятиях подвижными играми. Учатся участвовать в игровой деятельности, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями, взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения. Знакомятся с понятием о правильной осанке, рациональном дыхании, режиме дня и личной гигиене. Овладевают двигательными умениями и навыками, тактикой подвижных игр и эстафет различной направленности. Учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх, постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мяч, шар, скакалка и др.). Приучаются ловко действовать в игровой ситуации, оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения цели. Учатся самостоятельно играть. |
2 | Подвижные игры: «Бег сороконожек», «Посадка овощей». | 1 | |
3 | Подвижные игры: «Классики». | 1 | |
4 | Подвижные игры: «Пятнашки со скакалкой». | 1 | |
5 | Спортивное развлечение «Прыжковая эстафета». | 1 | |
6 | Подвижные игры: «Прыжки по кочкам», «Прыжки через резинку». | 1 | |
7 | Спортивное развлечение «Чемпионы малого мяча». | 1 | |
8-9 | Подвижные игры: «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Свечки». | 2 | |
10 | Спортивные игры на воздухе. | 1 | |
11 | Игры со скакалками. «Скакалочка», «Удочка», «Найди жгут». | 1 | |
12 | Веселые старты с мячами и скакалками. | 1 | |
13 | Спортивное развлечение: «Нам час здоровья нужен в мороз и зимней стужей». | 1 | |
14-15 | Подвижные игры на свежем воздухе: «Снежная баба», «Башни», «Бег по следам». | 2 | |
16-17 | Подвижные игры: «Салки», «Снятие шапки». Эстафета на санках. | 2 | |
18-19 | Эстафеты на развитие координации: «Гонка с шайбой», «Пройди ворота». | 2 | |
20 | Спортивное развлечение «Чемпионы беговой эстафеты». | 1 | |
21 | Спортивное развлечение «Чемпионы большого мяча». | 1 | |
22-23 | Игры с дартсом: «Попади в мишень». | 2 | |
24-25 | Подвижные игры: «Кегли». | 2 | |
26 | Подвижные игры: «Кто дальше», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот». | 1 | |
27-28 | Подвижные игры: «Жмурки с колокольчиками», «Ловишка, бери ленту». | 2 | |
29 | Спортивное развлечение «На воздухе всегда полезны бег, движение, игры и ходьба». | 1 | |
30 | Подвижные игры: «Кот проснулся, «Пятнашки». | 1 | |
31 | Подвижные игры: «Третий лишний». | 1 | |
32 | Подвижные игры: «Рыбак и рыбки», «Не намочи ног». | 1 | |
33 | Подвижные игры: «Рыбак и рыбки», «Не намочи ног». | 1 | |
34 | «Весёлые старты». | 1 |
Материально-техническое
обеспечение образовательной деятельности
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Программы | |
Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 20011 г. -192 с. | |
Учебники | |
| |
Рабочие тетради | |
| |
Дидактические материалы | |
| |
Художественная литература для учащихся | |
| |
Методические пособия для учителя | |
Детские подвижные игры. /Сост.В. И.Гришков. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992. – 96 с. Игры в школе. – Мн. Харвест, М.: Издательство АСТ, 2000. – 144 с. | |
Печатные пособия | |
| |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения | |
| |
Интернет-ресурсы | |
| |
Технические средства | |
| |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
Стулья, санки, кегли, дартс, скакалки, кегли, мячи, обручи, аптечка. | |