12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тлупова Эмма Нургалиевна112
Россия, Самарская обл., Самара

​​​​​​​t1703101097aa.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), ФАООП ООО, Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», АООП ООО ГБОУ школы-интерната № 113 г.о. Самара.

Программа разработана в конструкторе под номером ID15262


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРА»


Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.

Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно- эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от

возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без учёта преемственности с учебным предметом "литературное чтение" на уровне начального общего образования, межпредметных связей с русским языком, учебным предметом "История" и учебными предметами предметной области "Искусство", что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

В рабочей программе учтены все этапы российского историко- литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся отечественной и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»


Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно- нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально- культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих

культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко- литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно- эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть

различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В 5 классе на изучение предмета отводится 4 часа в неделю 6 классе отводится 3 часа в неделю, в 7,8,9 классах – 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 КЛАСС

Мифология.

Мифы народов России и мира.

Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).

Литература первой половины XIX века И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Литература второй половины XIX века. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети»,

«Школьник» и др. Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

Литература XIX–ХХ веков.

Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А.К.Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX– XX веков.

А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.

М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.

Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского. А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова»,

«Никита» и др.

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

Литература XX–XXI веков.

Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка», К.М.Симонов «Сын артиллериста» и др.

Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).

Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».

Зарубежная литература.

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.

Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).

Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,

«Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др.

Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).

Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.

Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Э.

Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий

свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки- Тикки-Тави» и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:


Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;

представление о способах противодействия коррупции;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;

активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).


Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;

ценностное отношение к достижениям своей Родины России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.


Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.


Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет- среде в процессе школьного литературного образования;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;

уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.


Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.


Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.


Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;

установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.


Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по

профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.


Универсальные учебные познавательные действия:

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

  1. Базовые исследовательские действия:

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

  1. Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

  1. Совместная деятельность:

использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на

решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

участниками взаимодействия на литературных занятиях;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:

Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение.

  1. Самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

  1. Эмоциональный интеллект:

развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

регулировать способ выражения своих эмоций.

  1. Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 КЛАСС

Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;

понимать, что литература – это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;

владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:

определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев- персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть,

стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;

сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;

сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства учётом возраста, литературного развития обучающихся);

выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);

пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;

участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного учётом литературного развития обучающихся);

создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов учётом литературного развития обучающихся);

владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;

осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;

планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;

участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);

владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.


При планировании предметных результатов освоения рабочей программы следует учитывать, что формирование различных умений,

навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени, что диктует необходимость дифференцированного и индивидуального подхода к ним и применения разных стратегий и создания индивидуальных образовательных траекторий достижения этих результатов.

Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета "Литература"

используется для решения следующих коррекционных задач: развитие импрессивной и экспрессивной речи обучающихся с НОДА, особенно ее коммуникативной и познавательной функции; развитие и автоматизация графомоторного навыка, мануальных навыков; при отсутствии или

выраженных ограничениях моторного навыка письма продолжение работы по совершенствованию навыка пользования различными клавиатурами, как традиционными, так и виртуальными, в процессе выполнения письменных упражнений; развитие высших психических функций обучающихся с НОДА на основе учебного материала.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС


п/п


Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Мифология

1.1

Мифы народов России и мира

4



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80

Итого по разделу

4


Раздел 2. Фольклор

2.1

Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки

2



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80

2.2

Сказки народов России и народов мира

6



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80

Итого по разделу

8


Раздел 3. Литература первой половины XIX века


3.1

И. А. Крылов. Басни (три по выбору).

«Волк на псарне», «Листы и Корни»,

«Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица»


6




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80


3.2

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер»,

«Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне

и о семи богатырях».


10




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80


3.3

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение

«Бородино»

3



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80

3.4

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством»

6



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80

Итого по разделу

25


Раздел 4. Литература второй половины XIX века

4.1

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»

5



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80


4.2

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник» и др.. Поэма «Мороз, Красный нос»

(фрагмент)


3




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80

4.3

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»

7

1


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80

Итого по разделу

16


Раздел 5. Литература XIX—ХХ веков




5.1

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения А. К.

Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н.

М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова




5






Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80


5.2

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов (два рассказа по

выбору).Например, «Лошадиная


7




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80



фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др. М.М.Зощенко (два рассказа по

выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова»,

«Встреча» и др.






5.3

Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух).

Например, произведения А. И. Куприна,

М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского


10




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80


5.4

А. П. Платонов. Рассказы (один по

выбору).Например, «Корова», «Никита» и др.


3



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80

5.5

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

5



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80

Итого по разделу

30


Раздел 6. Литература XX—XXI веков




6.1

Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне» (не менее

двух). Например, Л. А. Кассиль.

«Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка», К.М.Симонов. "Сын артиллериста" и др.




3






Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80



6.2

Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства. (не менее двух), например, произведения В.Г.Короленко, В. П. Катаева, В. П.

Крапивина, Ю.П. Казакова, А. Г.



4




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80



Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю.Я.Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С.

Аромштам, Н. Ю.Абгарян








6.3

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей. (одно по

выбору). Например, К. Булычёв

«Девочка, с которой ничего не случится»,

«Миллион приключений» и др. (главы по выбору)




2





Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80



6.4

Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов.

«Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню

мать мне пела»



1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80

Итого по разделу

10


Раздел 7. Зарубежная литература


7.1

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева»,

«Соловей»


3



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80



7.2

Зарубежная сказочная проза. (одно произведение по выбору). Например, Л.Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж.Р.Р.Толкин. «Хоббит, или

Туда и обратно» (главы) и др.



2




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80


7.3

Зарубежная проза о детях и подростках. (два произведения по выбору).

Например, М. Твен. «Приключения Тома


2



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80



Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы.

Например, «Каникулы», «Звук бегущих

ног», «Зелёное утро» и др.






7.4

Зарубежная приключенческая проза. (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ»,

«Чёрная стрела» (главы по выбору) и др.


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80




7.5

Зарубежная проза о животных. (одно-два произведения по выбору).Например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-

Тикки-Тави» и др.




3






Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80

Итого по разделу

11


Развитие речи

8



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80

Внеклассное чтение

7



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80

Итоговые контрольные работы

2

2


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80

Резервное время

15



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413e80

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

2

0


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС


п/п


Тема урока

Количество часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Развитие речи. Книга в жизни человека

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a19572a

2

Легенды и мифы Древней Греции. Понятие о мифе

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a195838

3

Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a195946

4

«Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a195a5e


5

Внеклассное чтение. Мифы народов России и мира. Переложение мифов разными авторами. Геродот. «Легенда об Арионе»


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a195c02

6

Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a195d1a

7

Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a195e28


8

Сказки народов России и народов мира. Сказки о животных, волшебные,

бытовые


1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a196062

9

Русские народные сказки. Животные- помощники и чудесные противники в

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a196170



сказке "Царевна-лягушка"





10

Главные герои волшебных сказок Василиса Премудрая и Иван-царевич

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a19629c

11

Поэзия волшебной сказки

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a196418

12

Сказки о животных «Журавль и цапля». Бытовые сказки «Солдатская шинель»

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a19658a

13

Резервный урок. Духовно-нравственный опыт народных сказок. Итоговый урок

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a19671a

14

Резервный урок. Роды и жанры литературы и их основные признаки

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a19685a

15

Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе. Эзоп, Лафонтен

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a196a9e


16

Внеклассное чтение. Русские

баснописцы XVIII века. А. П. Сумароков

«Кокушка». И. И. Дмитриев «Муха».


1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a196bfc



17

И. А. Крылов - великий русский

баснописец. Басни (три по выбору).

«Волк на псарне», «Листы и Корни»,

«Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица»



2




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a196daa


18

И. А. Крылов. Историческая основа басен. Герои произведения, их речь. "Волк на псарне"


1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a196ed6


19

И. А. Крылов. Аллегория в басне. Нравственные уроки произведений

«Листы и Корни», «Свинья под Дубом»


2



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a196fee

20

И. А. Крылов. Художественные средства

1



Библиотека ЦОК



изображения в баснях. Эзопов язык




https://m.edsoo.ru/8a1970fc


21

А. С. Пушкин. Образы русской природы в произведениях поэта (не менее трёх).

«Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне»

и др.


4




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a19720a

22

А. С. Пушкин. Лирический герой в стихотворениях поэта. Образ няни.

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a197354


23

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сюжет сказки


1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1974e4


24

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Главные и

второстепенные герои


1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a197610


25

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Волшебство в сказке


1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a197728


26

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Язык

сказки. Писательское мастерство поэта


2



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a197840


27

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение

«Бородино»: история создания, тема, идея, композиция стихотворения, образ рассказчика


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a197bb0


28

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение

«Бородино»: патриотический пафос, художественные средства изображения


2



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a197d4a

29

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Жанровые особенности

2



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a197e58



произведения. Сюжет. Персонажи






30

Н. В. Гоголь. Повесть "Ночь перед

Рождеством". Сочетание комического и лирического. Язык произведения


2



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a197fa2


31

Резервный урок. Н. В. Гоголь. Реальность и фантастика в повестях

писателя "Заколдованное место"


1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a198128


32

Резервный урок. Н. В. Гоголь. Народная поэзия и юмор в повестях писателя

«Заколдованное место»


1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a198268

33

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»: история создания, прототипы героев

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a198754

34

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»: проблематика произведения

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a198876

35

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»: сюжет и композиция

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a19898e

36

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»: система образов. Образ Герасима

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a198aba


37

Развитие речи. И. С. Тургенев. Рассказ

«Муму». Роль интерьера в произведении. Каморка Герасима


1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a198c36

38

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Роль природы и пейзажа в произведении

1





39

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети»,

«Школьник» и др. Тема, идея,

содержание, детские образы


2




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a198380

40

Н. А. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный

1



Библиотека ЦОК



нос» (фрагмент). Анализ произведения




https://m.edsoo.ru/8a198498


41

Н. А. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный

нос». Тематика, проблематика, система образов


1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1985ce


42

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»: историческая основа, рассказ-

быль, тема, идея


1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a198d80


43

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

Сравнительная характеристика образов


1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a199028

44

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Жилин и Дина. Образы татар

2



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a198ea2

45

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Нравственный облик героев

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a19914a


46

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».Картины природы. Мастерство писателя


1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a199258


47

Развитие речи. Л. Н. Толстой. Рассказ

«Кавказский пленник». Подготовка к

домашнему сочинению по произведению


1




48

Итоговая контрольная работа. Литература и жизнь

1

1


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a199366



49

Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной А. А. Фет. "Чудная картина…", "Весенний дождь",

"Вечер", "Еще весны душистой нега…"



2




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a19947e

50

Стихотворения отечественных поэтов

1



Библиотека ЦОК



XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной И. А. Бунин.

«Помню долгий зимний вечер…»,

«Бледнеет ночь… Туманов пелена...»




https://m.edsoo.ru/8a1995aa




51

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной А. А. Блок.

«Погружался я в море клевера…»,

«Белой ночью месяц красный…»,

«Летний вечер»




1





Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a199820




52

Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной С. А. Есенин.

«Береза», «Пороша», «Там, где капустные грядки...», «Поет зима — аукает...», «Сыплет черемуха снегом...»,

«Край любимый! Сердцу снятся...»




1






Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1999e2



53

[[Резервный урок. Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной [[Н. М. Рубцов. «Тихая моя

родина», «Родная деревня»]]



1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a199b04


54

Развитие речи.Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе. Итоговый урок


1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a199c30


55

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX–XX веков. А. П. Чехов. Рассказы (два по

выбору). «Лошадиная фамилия»,


3




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a199d48



«Мальчики», «Хирургия» и др. Тематический обзор





56

Рассказы А. П. Чехова. Способы создания комического

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a199e60


57

М. М. Зощенко (два рассказа по выбору).

«Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка»,

«Золотые слова», «Встреча».Тема, идея, сюжет


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc29050


58

М. М. Зощенко. «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова»,

«Встреча» и др. Образы главных героев

в рассказах писателя.


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc29154

59

Развитие речи. Мой любимый рассказ М.М. Зощенко

1








60

Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприн

«Белый пудель», М. М. Пришвин

«Кладовая солнца», К. Г. Паустовский

«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот- ворюга». Тематика и проблематика.

Герои и их поступки





5






Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc2662a


61

Нравственные проблемы сказок и рассказов А.И.Куприна, М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского


3



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc26ba2


62

Язык сказок и рассказов о животных А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г.

Паустовского


1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc26918



63

Произведения отечественной литературы о природе и животных. Связь с народными сказками. Авторская

позиция


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc26a6c


64

Резервный урок. Произведения русских писателей о природе и животных. Темы,

идеи, проблемы. Итоговый урок


1





65

А. П. Платонов. Рассказы (один по

выбору). Например, «Корова», «Никита» и др. Тема, идея, проблематика


2





66

А. П. Платонов. Рассказы (один по

выбору). Например, «Корова», «Никита» и др. Система образов


1




67

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Тема, идея произведения

2



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc28452


68

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Система образов. Образ главного

героя произведения


3



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc28574





69

Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка», К.М.Симонов. "Сын артиллериста" и др.

Проблема героизма





1






Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc27b60


70

Произведения отечественной

литературы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А.


1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc27c82



Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка»,

К.М.Симонов. «Сын артиллериста» и

др.: дети и взрослые в условиях военного времени






71

В. П. Катаев. «Сын полка». Историческая основа произведения. Смысл названия. Сюжет. Герои произведения


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc27da4


72

Резервный урок. В. П. Катаев. «Сын

полка». Образ Вани Солнцева. Война и дети


1





73

Резервный урок. Л. А. Кассиль. "Дорогие мои мальчишки". Идейно-нравственные проблемы в произведении. "Отметки

Риммы Лебедевой"


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc27f98


74

Внеклассное чтение. Война и дети в произведениях о Великой Отечественной войне. Итоговый урок


1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc28146





75

Произведения отечественных писателей XX–XXI веков на тему детства. [[(не менее двух), например, произведения В.Г.Короленко, В.П.Катаева, В.П.Крапивина, Ю.П.Казакова, А.Г.Алексина, В.П.Астафьева, В.К.Железникова, Ю.Я.Яковлева,

Ю.И.Коваля, А.А.Гиваргизова,

М.С.Аромштам, Н.Ю.Абгарян.] Обзор





4







Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc27926



произведений. Специфика темы






76

Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства.

Тематика и проблематика произведения.

Авторская позиция


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc27a48


77

Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства. Герои и

их поступки


1





78

Резервный урок. Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства. Современный взгляд на тему детства в литературе


1





79

Внеклассное чтение. Произведения

отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства


1







80

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей. (одно по

выбору). К. Булычёв «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).

Тематика произведений




1





81

Произведения приключенческого жанра

отечественных писателей. Проблематика произведений К.Булычева


1





82

Резервный урок. Произведения приключенческого жанра отечественных писателей. Сюжет и проблематика

произведения


1







83

Литература народов России. Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать

мне пела». Тематика стихотворений



1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc288a8


84

Резервный урок. Образ лирического

героя в стихотворениях Р.Г.Гамзатова и М.Карима


1





85

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей». Тема, идея

сказки. Победа добра над злом


2




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc28b32


86

Х. К. Андерсен. Сказка «Снежная

королева»: красота внутренняя и внешняя. Образы. Авторская позиция


1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc28c36

87

Внеклассное чтение. Сказки Х. К. Андерсена (по выбору)

1




88

Развитие речи. Любимая сказка Х. К. Андерсена

1







89

Зарубежная сказочная проза. (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др. Герои и

мотивы




1





Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc28e52


90

Зарубежная сказочная проза. (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»

(главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc28d3a



Туда и обратно» (главы) и др. Стиль и язык, художественные приемы





91

Резервный урок. Художественный мир литературной сказки. Итоговый урок

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc28f4c





92

Резервный урок. Зарубежная проза о

детях и подростках. (два произведения по выбору). Например, М. Твен.

«Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например,

«Каникулы», «Звук бегущих ног»,

«Зелёное утро» и др. Обзор по теме





2






Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc2a3a6





93

Зарубежная проза о детях и подростках. (два произведения по выбору).

Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы.

Например, «Каникулы», «Звук бегущих

ног», «Зелёное утро». Тема, идея, проблематика





2





94

Резервный урок. Марк Твен.

«Приключения Тома Сойера». Тематика произведения. Сюжет. Система персонажей. Образ главного героя


1





95

Развитие речи. Марк Твен.

«Приключения Тома Сойера»: дружба героев


1




96

Итоговая контрольная работа. Образы детства в литературных произведениях

1

1


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc29fd2





97

Зарубежная приключенческая проза. (два произведения по выбору), например, Р. Л. Стивенсон.«Остров сокровищ»,

«Чёрная стрела» (главы по выбору) и др. Обзор по зарубежной приключенческой

прозе. Темы и сюжеты произведений




1





Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc2a108


98

Резервный урок. Р.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору). Образ главного героя.

Обзорный урок


1





99

Внеклассное чтение. Зарубежная

приключенческая проза. Любимое произведение


1








100

Зарубежная проза о животных. (одно-два произведения по выбору), например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-

Тикки-Тави» и др. Тематика,

проблематика произведения





3






Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc26d78

101

Зарубежная проза о животных. Герои и их поступки

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc26e9a


102

Развитие речи. Итоговый урок. Результаты и планы на следующий год. Список рекомендуемой литературы


1




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

2

0


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА



В.Я. Коровина, В,П. Журавлев, В.И. Коровин: Литература,


учебник 5 класса для общеобразовательных организаций, Москва –


«Просвещение», 2019г


В.Я. Коровина, В,П. Журавлев, В.И. Коровин: Литература,


учебник 6 класса для общеобразовательных организаций, Москва –


«Просвещение», 2019г


В.Я. Коровина, В,П. Журавлев, В.И. Коровин: Литература,


учебник 7 класса для общеобразовательных организаций, Москва –


«Просвещение», 2019г




МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


1.И.В.Карасёва. Литература 5 класс:система уроков по учебнику


В.Я.Коровиной,В.П.Журавлёва,В.И.Коровина –Волгоград: Учитель 2019г 2.И.Л.Челышева.Литература 5 класс.Планы-конспекты уроков. Ростов на Дону: Феникс,2018г

Н.Е.Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе : 6 класс, Москва : Вако, 2018г

Н.Е.Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе : 7 класс, Москва : Вако, 2020г




ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» http://www.resh.edu.ru

Цифровой образовательный интернет-ресурс «ЯКласс» http://www.yaklass.ru

Интерактивная образовательная онлайн-платформа «UCHi.RU» http://www.uchi.ru

Образовательная онлайн-платформа «Videouroki.net» http://www.videourok.ru

Образовательный интернет-портал «Инфоурок»


http://www.infourok.ru


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.