Рабочая программа по математике в 1 классе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21» г. БРЯНСКА
РАССМОТРЕНО На заседании МО Протокол №_____ от «___» августа 2022 г. | СОГЛАСОВАНО На заседании МС ШКОЛЫ Протокол №_____ от «___» августа 2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ СОШ №21г. Брянска №_______ от «____»августа2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
1 б класс
УЧИТЕЛЬ: СТАРЧЕНКО ЕКАТЕРИНА АНАТОЛЬЕВНА
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с. изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
-Примерной рабочей программы по математике;
-Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 21 г. Брянска;
- Учебного плана МБОУ СОШ №21 г.Брянска;
- Календарного учебного графика МБОУ СОШ №21 г.Брянска.
Учебно-методический комплект
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика 1-4 кл. в 2-х ч. М., Просвещение, 2018.
Планируемые результаты изучения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
- осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
- применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
- осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
- применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
- работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
- оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
- оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; стремиться углублять свои математические знания и умения;
пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1. Базовые логические действия:
1) устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);
2) применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
3) приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач;
4) представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
2. Базовые исследовательские действия:
1) проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;
2) понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
3) применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
3. Работа с информацией:
1) находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;
2) читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
3) представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
4) принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
1) конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение;
2) использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ;
3) комментировать процесс вычисления, построения, решения;
4) объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
5) в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
6) создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида – описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
7) ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; составлять по аналогии;
8) самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
1. Самоорганизация:
1) планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
2) выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
2. Самоконтроль:
1) осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;
2) выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
3) находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;
3. Самооценка:
1) предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
2) оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
1) участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров); согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;
2) осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
1) читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
2) пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
3) находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
4) выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток;
5) называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
6) решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос);
7) сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже);
8) знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см);
9) различать число и цифру;
10) распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок;
11) устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под;
12) распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов;
13) группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
14) различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из таблицы;
15) сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры);
16) распределять объекты на две группы по заданному основанию.
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
1) читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100;
2) находить число большее/меньшее данного числа на заданное число (в пределах 100); большее данного числа в заданное число раз (в пределах 20);
3) устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100;
4) выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 — устно и письменно; умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умножения;
5) называть и различать компоненты действий умножения (множители, произведение); деления (делимое, делитель, частное);
6) находить неизвестный компонент сложения, вычитания;
7) использовать при выполнении практических заданий единицы величин длины (сантиметр, дециметр, метр), массы (килограмм), времени (минута, час); стоимости (рубль, копейка); преобразовывать одни единицы данных величин в другие;
8) определять с помощью измерительных инструментов длину; определять время с помощью часов; выполнять прикидку и оценку результата измерений; сравнивать величины длины, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на»;
9) решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель); планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия/действий, записывать ответ;
10) различать и называть геометрические фигуры: прямой угол; ломаную, многоугольник; выделять среди четырехугольников прямоугольники, квадраты;
11) на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник; чертить прямой угол, прямоугольник с заданными длинами сторон; использовать для выполнения построений линейку, угольник;
12) выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки;
13) находить длину ломаной, состоящей из двух-трёх звеньев, периметр прямоугольника (квадрата);
14) распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все», «каждый»; проводить одно-двухшаговыелогические рассуждения и делать выводы;
15) находить общий признак группы математических объектов (чисел, величин, геометрических фигур);
16) находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических фигур);
17) представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять строку/столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке (изображении геометрических фигур);
18) сравнивать группы объектов (находить общее, различное);
19) обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире;
20) подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ;
21) составлять (дополнять) текстовую задачу;
22) проверять правильность вычислений.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
1) читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;
2) находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000);
3) выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 — устно, в пределах 1000 — письменно); умножение и деление на однозначное число (в пределах 100 — устно и письменно);
4) выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1; деление с остатком;
5) устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления;
6) использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения;
7) находить неизвестный компонент арифметического действия;
8) использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль); преобразовывать одни единицы данной величины в другие;
9) определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время; выполнять прикидку и оценку результата измерений; определять продолжительность события;
10) сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/ меньше на/в»;
11) называть, находить долю величины (половина, четверть);
12) сравнивать величины, выраженные долями;
13) знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара, определение времени, выполнение расчётов) соотношение между величинами; выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;
14) решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления);
15) конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части;
16) сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);
17) находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата), используя правило/алгоритм;
18) распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые), в том числе с использованием изученных связок;
19) классифицировать объекты по одному-двум признакам;
20) извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка);
21) структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу;
22) составлять план выполнения учебного задания и следовать ему; выполнять действия по алгоритму;
23) сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное);
24) выбирать верное решение математической задачи.
К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится:
1) читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа;
2) находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз;
3) выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 — устно); умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (в пределах 100 — устно); деление с остатком — письменно (в пределах 1000);
4) вычислять значение числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления с многозначными числами;
5) использовать при вычислениях изученные свойства арифмтических действий;
6) выполнять прикидку результата вычислений; осуществлять проверку полученного результата по критериям: достоверность (реальность), соответствие правилу/алгоритму, а также с помощью калькулятора;
7) находить долю величины, величину по ее доле;
8) находить неизвестный компонент арифметического действия;
9) использовать единицы величин для при решении задач (длина, масса, время, вместимость, стоимость, площадь, скорость);
10) использовать при решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час; сутки, неделя, месяц, год, век), вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час, метр в секунду);
11) использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем, между производительностью, временем и объёмом работы;
12) определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета, температуру (например, воды, воздуха в помещении), скорость движения транспортного средства; определять с помощью измерительных сосудов вместимость; выполнять прикидку и оценку результата измерений;
13) решать текстовые задачи в 1—3 действия, выполнять преобразование заданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя, при необходимости, вычислительные устройства, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие условию;
14) решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (на покупки, движение и т.п.), в том числе, с избыточными данными, находить недостающую информацию (например, из таблиц, схем), находить и оценивать различные способы решения, использовать подходящие способы проверки;
15) различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг;
16) изображать с помощью циркуля и линейки окружность заданного радиуса;
17) различать изображения простейших пространственных фигур: шара, куба, цилиндра, конуса, пирамиды; распознавать в простейших случаях проекции предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену);
18) выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей составной фигуры на прямоугольники (квадраты), находить периметр и площадь фигур, составленных из двух-трех прямоугольников (квадратов);
19) распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения; приводить пример, контрпример;
20) формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-/двухшаговые) с использованием изученных связок;
21) классифицировать объекты по заданным/самостоятельно установленным одному-двум признакам;
22) извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, календарь, расписание), в предметах повседневной жизни (например, счет, меню, прайс-лист, объявление);
23) заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму;
24) использовать формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических и учебных ситуациях; дополнять алгоритм, упорядочивать шаги алгоритма;
25) выбирать рациональное решение;
26) составлять модель текстовой задачи, числовое выражение;
27) конструировать ход решения математической задачи;
28) находить все верные
Содержание
1 КЛАСС
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений.
Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин).
Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры.
2 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах 100: чтение, запись, десятичный состав, сравнение. Запись равенства, неравенства. Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц/десятков; разностное сравнение чисел.
Величины: сравнение по массе (единица массы — килограмм); измерение длины (единицы длины — метр, дециметр, сантиметр, миллиметр), времени (единицы времени — час, минута). Соотношение между единицами величины (в пределах 100), его применение для решения практических задач.
Арифметические действия
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Переместительное, сочетательное свойства сложения, их применение для вычислений. Взаимосвязь компонентов и результата действия сложения, действия вычитания. Проверка результата вычисления (реальность ответа, обратное действие).
Действия умножения и деления чисел в практических и учебных ситуациях. Названия компонентов действий умножения, деления.
Табличное умножение в пределах 50. Табличные случаи умножения, деления при вычислениях и решении задач. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь компонентов и результата действия умножения, действия деления.
Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания; его нахождение.
Числовое выражение: чтение, запись, вычисление значения. Порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок) в пределах 100 (не более трех действий); нахождение его значения. Рациональные приемы вычислений: использование переместительного и сочетательного свойства.
Текстовые задачи
Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. План решения задачи в два действия, выбор соответствующих плану арифметических действий. Запись решения и ответа задачи. Решение текстовых задач на применение смысла арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Расчётные задачи на увеличение/ уменьшение величины на несколько единиц/в несколько раз. Фиксация ответа к задаче и его проверка (формулирование, проверка на достоверность, следование плану, соответствие поставленному вопросу).
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, прямой угол, ломаная, многоугольник. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданными длинами сторон, квадрата с заданной длиной стороны. Длина ломаной. Измерение периметра данного/изображенного прямоугольника (квадрата), запись результата измерения в сантиметрах.
Математическая информация
Нахождение, формулирование одного-двух общих признаков набора математических объектов: чисел, величин, геометрических фигур. Классификация объектов по заданному или самостоятельно установленному признаку. Закономерность в ряду чисел, геометрических фигур, объектов повседневной жизни.
Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, содержащие количественные, пространственные отношения, зависимости между числами/величинами. Конструирование утверждений с использованием слов «каждый», «все».
Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопрос информации, представленной в таблице (таблицы сложения, умножения; график дежурств, наблюдения в природе и пр.).
Внесение данных в таблицу, дополнение моделей (схем, изображений) готовыми числовыми данными.
Алгоритмы (приёмы, правила) устных и письменных вычислений, измерений и построения геометрических фигур.
Правила работы с электронными средствами обучения (электронной формой учебника, компьютерными тренажёрами).
3 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представление в виде суммы разрядных слагаемых. Равенства и неравенства: чтение, составление. Увеличение/уменьшение числа в несколько раз. Кратное сравнение чисел.
Масса (единица массы — грамм); соотношение между килограммом и граммом; отношение «тяжелее/легче на/в».
Стоимость (единицы — рубль, копейка); установление отношения «дороже/дешевле на/в». Соотношение «цена, количество, стоимость» в практической ситуации.
Время (единица времени — секунда); установление отношения «быстрее/медленнее на/в». Соотношение «начало, окончание, продолжительность события» в практической ситуации.
Длина (единица длины — миллиметр, километр); соотношение между величинами в пределах тысячи.
Площадь (единицы площади — квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр).
Арифметические действия
Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и внетабличное умножение, деление, действия с круглыми числами).
Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000.
Действия с числами 0 и 1.
Письменное умножение в столбик, письменное деление уголком. Письменное умножение, деление на однозначное число в пределах 100. Проверка результата вычисления (прикидка или оценка результата, обратное действие, применение алгоритма, использование калькулятора).
Переместительное, сочетательное свойства сложения, умножения при вычислениях.
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Порядок действий в числовом выражении, значение числового выражения, содержащего несколько действий (со скобками/без скобок), с вычислениями в пределах 1000.
Однородные величины: сложение и вычитание.
Текстовые задачи
Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление на модели, планирование хода решения задачи, решение арифметическим способом. Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), зависимостей (купля-продажа, расчёт времени, количества), на сравнение (разностное, кратное). Запись решения задачи по действиям и с помощью числового выражения. Проверка решения и оценка полученного результата.
Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической ситуации; сравнение долей одной величины. Задачи на нахождение доли величины.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей).
Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства.
Измерение площади, запись результата измерения в квадратных сантиметрах. Вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами, запись равенства. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением площади. Сравнение площадей фигур с помощью наложения.
Математическая информация
Классификация объектов по двум признакам.
Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: конструирование, проверка. Логические рассуждения со связками «если …, то …», «поэтому», «значит».
Извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов, поездов); внесение данных в таблицу; дополнение чертежа данными.
Формализованное описание последовательности действий (инструкция, план, схема, алгоритм).
Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения учебных и практических задач.
Алгоритмы изучения материала, выполнения обучающих и тестовых заданий на доступных электронных средствах обучения (интерактивной доске, компьютере, других устройствах).
4 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение упорядочение. Число, большее или меньшее данного числа на заданное число разрядных единиц, в заданное число раз.
Величины: сравнение объектов по массе, длине, площади, вместимости.
Единицы массы — центнер, тонна; соотношения между единицами массы.
Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношение между ними.
Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), площади (квадратный метр, квадратный сантиметр), вместимости (литр), скорости (километры в час, метры в минуту, метры в секунду); соотношение между единицами в пределах 100 000.
Доля величины времени, массы, длины.
Арифметические действия
Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах миллиона. Письменное умножение, деление многозначных чисел на однозначное/двузначное число в пределах 100 000; деление с остатком. Умножение/деление на 10, 100, 1000.
Свойства арифметических действий и их применение для вычислений. Поиск значения числового выражения, содержащего несколько действий в пределах 100 000. Проверка результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора.
Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия: запись, нахождение неизвестного компонента.
Умножение и деление величины на однозначное число.
Текстовые задачи
Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2—3 действия: анализ, представление на модели; планирование и запись решения; проверка решения и ответа. Анализ зависимостей, характеризующих процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность, время, объём работы), купли-продажи (цена, количество, стоимость) и решение соответствующих задач. Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание события), расчёта количества, расхода, изменения. Задачи на нахождение доли величины, величины по её доле. Разные способы решения некоторых видов изученных задач. Оформление решения по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Наглядные представления о симметрии.
Окружность, круг: распознавание и изображение; построение окружности заданного радиуса. Построение изученных геометрических фигур с помощью линейки, угольника, циркуля. Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб,
цилиндр, конус, пирамида; различение, называние.
Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление фигур из прямоугольников/квадратов.
Периметр, площадь фигуры, составленной из двух-трёх прямоугольников (квадратов).
Математическая информация
Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности; составление и проверка логических рассуждений при решении задач.
Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на диаграммах, схемах, в таблицах, текстах. Сбор математических данных о заданном объекте (числе, величине, геометрической фигуре). Поиск информации в справочной литературе, сети Интернет. Запись информации в предложенной таблице, на столбчатой диаграмме.
Доступные электронные средства обучения, пособия, тренажёры, их использование под руководством педагога и самостоятельно. Правила безопасной работы с электронными источниками информации (электронная форма учебника, электронные словари, образовательные сайты, ориентированные на детей младшего школьного возраста).
Алгоритмы решения учебных и практических задач.
Тематический план по разделам в 1 классе
Название раздела | Количество часов |
Числа | 20ч. |
Величины | 7ч. |
Арифметические действия | 40ч. |
Текстовые задачи | 16ч. |
Пространственные отношения и геометрические фигуры . | 20ч. |
Математическая информация | 15ч. |
Резервное время | 14ч. |
Тематическое планирование по математике для 1 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
Развитие ценностного отношения к культуре;
Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.
Развитие ценностного отношения к каждой человеческой жизни, которое признаёт индивидуальность и достоинство каждого человека
Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую надо беречь.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Математика» в 1 классе -132 часа (4 часа в неделю)
Внесенные изменения в рабочую программу
В примерной программе по математике прописаны 14 часов резервного времени . В связи с этим на, изучение некоторых тем отведено больше уроков. Это позволит учащимся глубже рассмотреть изученный материал и отработать полученные знания, умения и навыки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ
1 класса
на 2022-2023 учебный год
№п\п | Содержание ( разделы, темы уроков) | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Числа 20ч | ||||
Учебникматематики.Рольматематики в жизни людей иобщества. | 1 | 2.09 | | |
Счетпредметов. | 1 | 5.09 | | |
Вверху.Внизу.Слева.Справа. | 1 | 6.09 | | |
Раньше. Позже. Сначала. Потом. | 1 | 7.09 | | |
Столькоже.Больше.Меньше. | 1 | 9.09 | | |
Насколькобольше?На сколько меньше? | 1 | 12.09 | | |
На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | 13.09 | | |
Повторение и обобщение изученного по теме | 1 | 14.09 | | |
Много.Один. | 1 | 16.09 | | |
Числоицифра2. | 1 | 19.09 | | |
Числоицифра3. | 1 | 20.09 | | |
Знаки«+»«-»«=» | 1 | 21.09 | | |
Числоицифра4. | 1 | 23.09 | | |
Длиннее,короче. | 1 | 26.09 | | |
Числоицифра5. | 1 | 27.09 | | |
Числа от 1 до 5. Состав числа 5. | 1 | 28.09 | | |
Знаки«>».«<»,«=». | 1 | 30.09 | | |
Странички для любознательных. | 1 | 3.10 | | |
Закрепление изученного. | 1 | 4.10 | | |
Наши проекты. | 1 | 5.10 | | |
Величины 7ч. | ||||
Кривая линия. Прямая линия. | 1 | 7.10 | | |
Отрезок. Луч. | 1 | 10.10 | | |
Ломаная линия.Точка. | 1 | 11.10 | | |
Равенство.Неравенство. | 1 | 12.10 | | |
Многоугольник. | 1 | 14.10 | | |
Сантиметр. | 1 | 17.10 | | |
Повторение и обобщение по теме. | 1 | 18.10 | | |
Арифметические действия 44ч. | ||||
Числа6 и7.Числа6и7.Письмоцифры7. | 1 | 19.10 | | |
Числа 8 и 9. Письмо цифры 9 | 1 | 21.10 | | |
Числа8 и9.Письмо цифры8. | 1 | 24.10 | | |
Число 10 | 1 | 25.10 | | |
Увеличить на… | 1 | 26.10 | | |
Число 0. | 1 | 28.10 | | |
Сложение и вычитание с числом 0. | 1 | 7.11 | | |
Странички для любознательных. | 1 | 8.11 | | |
Что узнали. Чему научились. | 1 | 9.11 | | |
Защита проектов. | 1 | 11.11 | | |
Сложение и вычитание вида +1, -1. | 1 | 14.11 | | |
Сложение и вычитание вида +1+1, -1-1. | 1 | 15.11 | | |
Сложение и вычитание вида +2, -2. | 1 | 16.11 | | |
Слагаемые. Сумма. | 1 | 18.11 | | |
Задача. | 1 | 21.11 | | |
Составление задач на сложение и вычитание. | 1 | 22.11 | | |
Таблицы сложения и вычитания по 2. | 1 | 23.11 | | |
Присчитывание и отсчитывание по 2. | 1 | 25.11 | | |
Задачи на увеличение (уменьшение) числа | 1 | 28.11 | | |
Странички для любознательных | 1 | 29.11 | | |
Что узнали. Чему научились | 1 | 30.11 | | |
Странички для любознательных | 1 | 2.12 | | |
Сложение и вычитание вида +3, -3. | 1 | 5.12 | | |
Прибавление и вычитание числа 3. | 1 | 6.12 | | |
Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков. | 1 | 7.12 | | |
Таблицы сложения и вычитания с числом 3. | 1 | 9.12 | | |
Присчитывание и отсчитывание по 3. | 1 | 12.12 | | |
Решение задач. | 1 | 13.12 | | |
Решение задач. | 1 | 14.12 | | |
Странички для любознательных | 1 | 16.12 | | |
Что узнали. Чему научились | 1 | 19.12 | | |
Что узнали. Чему научились | 1 | 20.12 | | |
Закрепление изученного | 1 | 21.12 | | |
Закрепление изученного | 1 | 23.12 | | |
Проверочная работа | 1 | 26.12 | | |
Закрепление изученного материала. | 1 | 27.12 | | |
Закрепление изученного материала. | 1 | 28.12 | | |
Сложение и вычитание чисел первого десятка. | 1 | 30.12 | | |
Задачи на увеличение числа на несколько единиц | 1 | 9.01 | | |
Задачи на уменьшение числа на несколько единиц | 1 | 10.01 | | |
Сложение и вычитание вида ± 4. | 1 | 11.01 | | |
Закрепление изученного материала. | 1 | 13.01 | | |
На сколько больше? | 1 | 16.01 | | |
Текстовые задачи 21ч | ||||
Решение задач. | 1 | 17.01 | | |
Таблицы сложения и вычитания с числом 4 | 1 | 18.01 | | |
Решение задач. | 1 | 20.01 | | |
Перестановка слагаемых. | 1 | 23.01 | | |
Применение переместительного свойства | 1 | 24.01 | | |
Таблицы для случаев вида 5, 6, 7, 8, 9. | 1 | 25.01 | | |
Состав чисел в пределах 10. | 1 | 27.01 | | |
Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | 1 | 30.01 | | |
Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | 31.01 | | |
Что узнали. Чему научились | 1 | 1.02 | | |
Закрепление изученного. Проверка знаний. | 1 | 3.02 | | |
Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | 6.02 | | |
Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | 7.02 | | |
Решение задач | 1 | 8.02 | | |
Уменьшаемое, вычитаемое, разность. | 1 | 10.02 | | |
Вычитание вида 6 - 7 – | 1 | 20.02 | | |
Закрепление приемов вычислений вида 6 - ,8- | 1 | 21.02 | | |
Вычитание вида 8– и 9- | 1 | 22.02 | | |
Закрепление приема вычислений вида 8– и 9- . Решение задач | 1 | 27.02 | | |
Вычитание вида 10- | 1 | 28.02 | | |
Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | 1.03 | | |
Пространственные отношения и геометрические фигуры 20ч. | ||||
Килограмм. | 1 | 3.03 | | |
Литр. | 1 | 6.03 | | |
Что узнали. Чему научились | 1 | 7.03 | | |
Проверочная работа | 1 | 10.03 | | |
Названия и последовательность чисел второго десятка. | 1 | 13.03 | | |
Запись и чтение чисел второго десятка. | 1 | 14.03 | | |
Запись и чтение чисел второго десятка. | 1 | 15.03 | | |
Дециметр. | 1 | 17.03 | | |
Сложение и вычитание вида 10+7, 10-7, 17-10. | 1 | 29.03 | | |
Сложение и вычитание вида 10+7, 10-7, 17-10. | 1 | 31.03 | | |
Странички для любознательных | 1 | 3.04 | | |
Что узнали. Чему научились. | 1 | 4.04 | | |
Проверочная работа. | 1 | 5.04 | | |
Работа над ошибками | 1 | 7.04 | | |
Закрепление изученного. | 1 | 10.04 | | |
Повторение. | 1 | 11.04 | | |
Подготовка к решению задач в два действия. | 1 | 12.04 | | |
Подготовка к решению задач в два действия. | 1 | 14.04 | | |
Составная задача. | 1 | 17.04 | | |
Составная задача. | 1 | 18.04 | | |
| Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через 10. | 1 | 19.04 | |
Математическая информация 16ч. | ||||
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток | 1 | 21.04 | | |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток | 1 | 24.04 | | |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток | 1 | 26.04 | | |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток | 1 | 28.04 | | |
Таблица сложения. | 1 | 2.05 | | |
Таблица сложения. | 1 | 3.05 | | |
Контрольная работа. | 1 | 5.05 | | |
Работа над ошибками. | 1 | 10.05 | | |
Общие приемы вычитания с переходом через десяток | 1 | 12.05 | | |
Вычитание вида 11 –.Вычитание вида 12 – | 1 | 15.05 | | |
Вычитание вида 13 –Вычитание вида 14 - | 1 | 16.05 | | |
Вычитание вида 15 –Вычитание вида 16 – | 1 | 17.05 | | |
Вычитание вида 17 –, 18- | 1 | 19.05 | | |
Закрепление изученного.Что узнали. Чему научились. | 1 | 22.05 | | |
Странички для любознательных | 1 | 23.05 | | |
Наши проекты. | 1 | 24.05. | |