Рабочая программа по математике для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат
Пояснительная записка к рабочей программе
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель реализации АООП УО (вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Общая характеристика АООП УО (вариант 1), разработанной с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Кольчугино» обеспечивает требуемые для обучающихся условия обучения и воспитания с учетом имеющихся у них нарушений, в том числе нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройств аутистического спектра.
АООП УО (вариант 1) включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Сроки реализации АООП УО (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью составляют (интеллектуальными нарушениями) 9-13 лет7.
В реализации АООП УО (вариант 1) может быть выделено два или три
этапа:
I этап - 1-4 классы и дополнительный класс;
II этап - 5-9 классы;
III этап - 10-12 классы.
Цель второго этапа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:
а) выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
б) введение специальных учебных предметов и коррекционных курсов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира, целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
в) опора на формирование и развитие познавательной деятельности и познавательных процессов, овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
г) возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
д) психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогического работниками и другими обучающимися;
е) раскрытие интересов и способностей обучающихся в разных видах практической и творческой деятельности с учетом структуры нарушения, индивидуальных особенностей;
ж) психолого-педагогическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации;
з) постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.
Учебный план образовательного учреждения на 2023-2024 учебный год.
Для реализации программного содержания курса используется учебник: Эк В.В. Математика 8 класс: учеб. Для образоват. Организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. Программы/ В.В.Эк. -18-е изд._М.:Просвещение, 2022г.
На изучение данного курса согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений в 8 классе отводится 100 часов в год (3 часа в неделю).
Нормативная база.
Федеральный уровень:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025
"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2022 № 1063
"О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115"(Зарегистрирован 15.02.2023 № 72372)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.01.2023 № 47
"О внесении изменений в пункт 12 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 458"(Зарегистрирован 13.02.2023 № 72329)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"(Зарегистрирован 01.11.2022 № 70799)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2022 № 1053
"Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"(Зарегистрирован 27.02.2023 № 72451)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
Присчитывание и отсчитывание чисел 2, 20, 200, 2 000, 20 000, 5, 50, 5 00, 5 000, 50 000, 25, 250,2 500, 25 000 в пределах 1 000 000, устно, с записью получаемых при счете чисел, с использованием счетов.
Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях.
Замена целых и смешанных чисел неправильными дробями.
Умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей (в том числе чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях) на однозначные, двузначные целые числа.
Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью, среднего арифметического двух и более чисел.
Составные задачи на пропорциональное деление, на части, способом принятия общего количества за единицу.
Градус. Обозначение : 1 градус. Градусное измерение углов. Величина острого, тупого, развернутого, полного угла. Транспортир, построение и измерение углов с помощью транспортира. Смежные углы, сумма смежных углов , углов треугольника.
Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними, по длине стороны и градусной мере двух углов, прилежащих к ней.
Площадь .Обозначение: S. Единицы измерения площади: 1 кв.мм, 1кв.дм, 1 кв.см, 1 кв.м, 1 кв.км, их соотношения.
Единицы измерения земельных площадей: 1 га, 1 а, их соотношения.
Измерение и вычисление площади прямоугольника. Числа, полученные при измерении одной, двумя единицами площади, их преобразования, выражение в десятичных дробях.
Длина окружности С=2ПR, сектор, сегмент. Площадь круга S=ПRR. Линейные, столбчатые, круговые диаграммы.
Построение точки, отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности симметричных данным относительно оси, центра симметрии.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Математика» на конец 8 класса
Минимальный уровень:
уметь считать в пределах 100 000 присчитыванием разрядных единиц (1 000, 10 000) устно и с записью чисел (с помощью учителя); счет 137 в пределах 1 000 присчитыванием равных числовых групп по 2, 20, 200, 5, 25, 250;
выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однознач- ное число чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно;
выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однознач- ное число, на 10, 100, 1 000 десятичных дробей;
знать способы проверки умножения и деления чисел в пределах 100 000 на однозначное число, круглые десятки, выполненных приемами пись- менных вычислений, и уметь их выполнять с целью определения правиль- ности вычислений;
знать единицы измерения (мер) площади, уметь их записать и читать;
уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата) (с помощью учителя).
Достаточный уровень:
считать в пределах 1 000 000 присчитыванием, отсчитыванием разряд- ных единиц и равных числовых групп;
выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однознач- ное, двузначное число многозначных чисел в пределах 1 000 000 (получен- ных при счете и при измерении величин), обыкновенных и десятичных дро- бей;
выполнять умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1 000;
находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или де- сятичной дробью;
уметь находить среднее арифметическое чисел;
выполнять решение простых арифметических задач на пропорцио- нальное деление;
знать величину 1°; размеров прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов; суммы смежных углов, углов треугольника;
уметь строить и измерять углы с помощью транспортира;
уметь строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов;
знать единицы измерения (мер) площади, их соотношений;
уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
знать формулу вычисления длины окружности, площади круга; уметь вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;
уметь построить точку, отрезок, треугольник, четырехугольник, окружность, симметричные относительно оси, центра симметрии.
Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Количество контрольных работ |
1. | Нумерация чисел в пределах 1000000. Сложе- ние и вычитание целых чисел и десятичных дробей | 10 ч. | 1 ч. |
2. | Умножение и деление целых чисел и десятич- ных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении | 14 ч. | 1 ч. |
3. | Обыкновенные дроби. Сложение и вычита- ние обыкновенных дробей | 15 ч. | 2 ч. |
4. | Десятичные дроби и числа, полученные при измерении | 13 ч. | 1 ч. |
5. | Арифметические действия с целыми и дроб- ными числами и числами, полученными при измерении площади, выраженными десятич- ными дробями | 13 ч. | 1 ч. |
6. | Геометрический материал | 30ч. | |
7. | Повторение | 5ч. | |
| Итого: | 100 ч. | 6 ч. |
Календарно-тематический план по математике 8 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000000 | 1 | 06.09 | |
2 | Чтение и запись многозначных чисел | 1 | 07.09 | |
3 | Угол. Виды углов | 1 | 08.09 | |
4 | Сравнение многозначных чисел | 1 | 13.09 | |
5 | Присчитывание и отсчитывание чисел равными числовыми группами | 1 | 14.09 | |
6 | Градус. Обозначение. Транспортир | 1 | 15.09 | |
7 | Округление чисел до указанного разряда | 1 | 20.09 | |
8 | Сложение и вычита ние многозначных чисел | 1 | 21.09 | |
9 | Измерение острых углов с помощью транспортира | 1 | 22.09 | |
10 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | 27.09 | |
11 | Нахождение неизвестного уменьшаемого | 1 | 28.09 | |
12 | Измерение тупых уг лов с помощью транспортира | 1 | 29.09 | |
13 | Нахождение неиз вестного вычитаемого | 1 | 04.10 | |
14 | Контрольная работа № 1 по теме: «Сложе ние и вычитание в пределах 1000000» | 1 | 05.10 | |
15 | Работа над ошибками. Анализ кон трольной работы | 1 | 06.10 | |
16 | Построение тупых углов с помощью транспортира | 1 | 11.10 | |
17 | Десятичные дроби | 1 | 12.10 | |
18 | Сложение десятич ных дробей | 1 | 13.10 | |
19 | Измерение и построение углов с помощью транспортира | 1 | 18.10 | |
20 | Вычитание десятичных дробей | 1 | 19.10 | |
21 | Умножение целых чисел на однозначное число | 1 | 20.10 | |
22 | Смежные углы. Сумма смежных углов | 1 | 25.10 | |
23 | Деление целых чисел на однозначное число | 1 | 26.10 | |
24 | Умножение десятичных дробей на однозначное число | 1 | 27.10 | |
25 | Построение углов с помощью транспор тира | 1 | 08.11 | |
26 | Деление десятичных дробей на однозначное число | 1 | 09.11 | |
27 | Умножение целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000 | 1 | 10.11 | |
28 | Построение углов с помощью транспортира | 1 | 15.11 | |
29 | Деление целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000. | 1 | 16.11 | |
30 | Контрольная работа № 2 по теме: «Умножение и деление целых чисел и десятич ных дробей на однозначное число» | 1 | 17.11 | |
31 | Работа над ошибками. Анализ ко трольной работы | 1 | 22.11 | |
32 | Измерение углов с помощью транспортира | 1 | 23.11 | |
33 | Умножение целых чисел и десятичных дробей на двузначное число | 1 | 24.11 | |
34 | Деление целых чисел на двузначное число | 1 | 29.11 | |
35 | Треугольник. Виды треугольников | 1 | 30.11 | |
36 | Деление десятичных дробей на двузначное число | 1 | 01.12 | |
37 | Обыкновенные дроби. Сокращение дробей | 1 | 06.12 | |
38 | Построение треугол ника по длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними | 1 | 07.12 | |
39 | Замена целых или смешанных чисел неправильными дро- бями | 1 | 08.12 | |
40 | Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменате лями | 1 | 13.12 | |
41 | Построение треуголь ника по длинам двух сторон и градусной мере двух углов, прилежащих к ней | 1 | 14.12 | |
42 | Вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | 15.12 | |
43 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | 20.12 | |
44 | Построение треуголь ников (все случаи) | 1 | 21.12 | |
45 | Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями | 1 | 22.12 | |
46 | Контрольная работа № 3 по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дро- бей» | 1 | 27.12 | |
47 | Работа над ошибками. | 1 | 28.12 | |
48 | Вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями | 1 | 10.01 | |
49 | Сумма углов треугольника | 1 | 11.01 | |
50 | Умножение обыкновенных дробей на целое число | 1 | 12.01 | |
51 | Деление обыкновен ных дробей на целое число | 1 | 17.01 | |
52 | Единицы измерения площади 1 см2; 1 дм2; 1мм2; 1м2. | 1 | 18.01 | |
53 | Умножение и деление обыкновенных дробей на целое число | 1 | 19.01 | |
54 | Нахождение дроби от числа | 1 | 24.01 | |
55 | Таблицы единиц из мерения площади | 1 | 25.01 | |
56 | Нахождение числа по 0,1 его доле | 1 | 26.01 | |
57 | Контрольная работа № 4 «Все действия с обыкновенными дробями» | 1 | 31.01 | |
58 | Работа над ошибками. Анализ кон трольной работы | 1 | 01.02 | |
59 | Площадь квадрата | 1 | 02.02 | |
60 | Десятичные дроби. Сложение десятич ных дробей | 1 | 07.02 | |
61 | Вычитание десятичных дробей | 1 | 08.02 | |
62 | Площадь прямоугольника | 1 | 09.02 | |
63 | Умножение десятич ных дробей на 10,100,1000 | 1 | 14.02 | |
64 | Деление десятичных дробей на 10,100,1000 | 1 | 15.02 | |
65 | Единицы измерения земельных площадей 1 га; 1а; их соотношения | 1 | 16.02 | |
66 | Выражение чисел, полученных при измерении десятичной дробью | 1 | 21.02 | |
67 | Сложение чисел, полученных при измерении | 1 | 22.02 | |
68 | Длина окружности. Сектор, сегмент | 1 | 28.02 | |
69 | Контрольная работа № 5 по теме: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении» | 1 | 29.02 | |
70 | Работа над ошибками. Анализ контрольной работы | 1 | 01.03 | |
71 | Площадь круга | 1 | 06.03 | |
72 | Вычитание чисел, полученных при измерении | | 07.03 | |
73 | Умножение чисел, полученных при измерении на однознач ное число | 1 | 13.03 | |
74 | Умножение чисел, полученных при из мерении на двузнач- ное число | 1 | 14.03 | |
75 | Линейные, столбча тые диаграммы | 1 | 15.03 | |
76 | Деление чисел, полу ченных при измерении на однозначное число | 1 | 20.03 | |
77 | Деление чисел, полученных при измерении на двузначное число | 1 | 21.03 | |
78 | Круговые диаграммы | 1 | 22.03 | |
79 | Нахождение дроби от числа | 1 | 03.04 | |
80 | Нахождение числа по 0,1 его доле | 1 | 04.04 | |
81 | Единицы измерения площади 1 см2; 1 дм2; 1мм2; 1м2 | 1 | 05.04 | |
82 | Среднее арифметическое двух чисел | 1 | 10.04 | |
83 | Среднее арифметиче ское нескольких чисел | 1 | 11.04 | |
84 | Единицы измерения и их соотношения | 1 | 12.04 | |
85 | Контрольная работа № 6 по теме: «Все действия с числами, полученными при измерении» | 1 | 17.04 | |
86 | Работа над ошибками. Анализ кон трольной работы | 1 | 18.04 | |
87 | Симметрия | 1 | 19.04 | |
88 | Единицы измерения площади, их соотношения | 1 | 24.04 | |
89 | Выражение чисел, полученных при из мерении единицами площади десятичными дробями | 1 | 25.04 | |
90 | Построение отрезка, треугольника, квадрата, симметричных относительно оси симметрии | 1 | 26.04 | |
91 | Сложение чисел, по лученных при измерении площади. | 1 | 02.05 | |
92 | Вычитание чисел, полученных при измерении площади | 1 | 03.05 | |
93 | Площадь прямоугольника и квадрата | 1 | 08.05 | |
94 | Умножение чисел, полученных при измерении площади на целое число | 1 | 15.05 | |
95 | Деление чисел, полученных при измерении площади на целое число | 1 | 16.05 | |
96 | Площадь квадрата | 1 | 17.05 | |
97 | Итоговая контрольная работа № 7 | 1 | 22.05 | |
98 | Работа над ошибками. Анализ кон трольной работы | 1 | 23.05 | |
99 | Сложение и вычитание десятичных дро бей | 1 | 24.05 | |
100 | Умножение десятич ных дробей на двузначное число | 1 | 29.05 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
-учебник В.В.Эк «Математика 8» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М. Просвещение 2016г.
М.Н. Перова . Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида. -М., 2015
С.Е. Степурина. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. Математика. 5-9 классы.- Волгоград, 2016
-С.Е. Степурина. Тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. (Коррекционное обучение)- Волгоград, 2012
Ф.Р. Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.-М.,2014
М.Н. Перова, В.В.Эк. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе.-М.,2015