Рабочая программа по музыке в 1 классе (УМК Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой)
Сураж 2022-2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.
Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Красота и вдохновение.
Стремление человека к красоте Особое состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор, хоровод. Музыкальные пейзажи.
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами.
Музыкальные портреты.
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях.
Какой же праздник без музыки?
Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике.
Музыка на войне, музыка о войне.
Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры
(призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Край, в котором ты живёшь.
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты Русский фольклор.
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты.
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России2. Сказки и легенды о музыке и музыкантах
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Весь мир звучит.
Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр. Звукоряд.
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы Ритм.
Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта Ритмический рисунок.
Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.
Высота звуков.
Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации.(диезы, бемоли, бекары).
Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА"
Композиторы — детям.
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.Песня, танец, марш Оркестр.
Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное соревнование солиста с оркестром.
Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор).
Музыкальные инструменты. Флейта.
Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра.
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Модуль "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА"
Песни верующих.
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторовклассиков.
Модуль "МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА"
Музыка наших соседей.
Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты).
Модуль "МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО"
Музыкальная сказка на сцене, на экране.
Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты
(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия: на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально- исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,
умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей.
Модуль «Народная музыка России»: определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | | Репертуар | | | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
всего | контрольные работы | практические работы | для слушания | для пения | для музицирования | ||||||
Модуль 1. Музыка в жизни человека | | | | | | ||||||
1.1. | Красота и вдохновение | 1 | 0 | 0 | "Па-де-де" из балета "Щелкунчик"П.И.Чайковского | "Песня о школе"Д.Кабалевского |
|
| ; Слушание музыки; концентрация на; её восприятии; ; своём внутреннем состоянии.;; Диалог с учителем о значении; красоты и; вдохновения;; в жизни человека.;; ; | Самооценка с; использованием«Оценочного; листа»; ; | https://www.youtube.com/watch? v=lw808Ek0_wM&t=6s |
1.2. | Музыкальные пейзажи | 1 | 0 | 0 | "Осень"Г.Свиридова,"Шелест листвы"Ф.Лист,"Дождик"О.Юдахина | "Скворушка прощается"Т.Попатенко. |
|
| Слушание; произведений; программной; музыки; ; посвящённой; образам природы. Подбор эпитетов для описания; настроения; ; характера музыки.; Сопоставление; музыки; с произведениями изобразительного искусства.;; Разучивание; ; одухотворенное; исполнение песен о природе; её; красоте.; ; | Устный опрос; | https://www.youtube.com/watch?v=t9ENbG-jIc0 https://www.youtube.com/watch?v=7xvSeCbKBXI https://www.youtube.com/watch? v=LDNiWq7SBPg&t=1s |
Итого по модулю | 2 |
| | | | | | ||||
Модуль 2. Народная музыка России | | | | | | ||||||
2.1. | Русский фольклор | 2 | 0 | 0 | р.н.песенки- заклички | р.н.песенки-заклички. Сочинение мелодии к стихам А.Барто "Золотая осень",Н.Михайлова"Дождь идёт". исполение песни "Скворушка прощается". | подбор инструментов к р.н.песенкамзакличкам. (колокольчик,барабан,ложки,металлофон). |
| Разучивание; ; исполнение; русских народных песен разных; жанров.; ; | Устный опрос; Самооценка с; использованием«Оценочного; листа»; ; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5953/start/226607/ |
2.2. | Русские народные музыкальные инструменты | 1 | 0 | 0 | "Полянка"р.н.наигрыш,"Пастушья песня","Во кузнице"р.н.песнянаигрыш,"Как под яблонькой"импровизация на тему р.н.песни. | "Скворушка прощается","Песня о школе". |
|
| Знакомство с; внешним видом; особенностями; исполнения и; звучания русских народных; инструментов.; ; | Самооценка с; использованием«Оценочного; листа»; ; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4159/start/226628/ https://www.youtube.com/watch?v=93G1_RccH38 https://www.youtube.com/watch?v=5-xgSFVOfXY https://www.youtube.com/watch?v=tm9jNyxE1RU https://www.youtube.com/watch?v=5sQqHTQI_Ps https://www.youtube.com/watch?v=5n3raG1Wp5c |
2.3. | Сказки, мифы и легенды | 1 | 0 | 0 | Песня Садко "Заиграйте мои гусельки","Колыбельная Волховы"-из оперы Н.А.Римского-Корсакова "Садко. | вокализация мелодий песен из оперы."Песня о школе". |
|
| Знакомство с манерой; сказывания; нараспев.; Слушание сказок; былин; эпических сказаний; ; рассказываемых нараспев.; ; | Самооценка с; использованием«Оценочного; листа; ; | https://www.youtube.com/watch?v=dII_BQ59Cmw https://www.youtube.com/watch? v=kdPGFK_316A&t=1s |
Итого по модулю | 4 |
| | | | | | | |||
Модуль 3. Музыкальная грамота | | | | | | | |||||
3.1. | Весь мир звучит | 1 | 0 | 0 | "Чему учат в школе"В.Шаинского,"Дважды двачетыре"В.Шаинского,"Песенка о буквах"Г.Фрида. | Азбука"А.Островского. |
|
| Знакомство со; звуками; музыкальными и шумовыми.; Различение; ; определение на слух звуков; различного; качества.; ; | Устный опрос; Самооценка с; использованием«Оценочного; листа; ; | https://www.youtube.com/watch? v=Ln_NFLc0DKM https://www.youtube.com/watch? v=omnbmA_837M&t=1s |
3.2. | Звукоряд | 1 | 0 | 0 | "Нотный хоровод"В.Герчик,"Семь подружек"В.Дроцевича. | "Азбука"А.Островского,"Песня о школе". |
|
| Разучивание и исполнение; вокальных; упражнений; ; песен; ; построенных на элементах; звукоряда; ; | Самооценка с; использованием«Оценочного; листа; ; | https://www.youtube.com/watch?v=JzBmEpB970I https://www.youtube.com/watch?v=S81ZE8e7y9w https://www.youtube.com/watch? v=5P7KWgVsNuM |
3.3. | Ритм | 0.5 | 0 | 0 | Пьеса Л-К Дакена "Кукушка","Менуэт"И.Конради,"Табуримн"Ж.Рамо,обработка песни А.Иванова-Крамского "Тонкая рябина". | "Скворушка прощается" |
|
| Исполнение; ; импровизация с помощью; звучащих жестов (хлопки; шлепки; притопы) и/или; ударных; инструментов; простых ритмов.; ; | Устный опрос; | https://www.youtube.com/watch? v=LDNiWq7SBPg |
3.4. | Ритмический рисунок | 0.5 | 0 | 0 | Пьеса Л-К Дакена "Кукушка","Менуэт"И.Конради,"Табуримн"Ж.Рамо,обработка песни А.Иванова-Крамского "Тонкая рябина". | "Скворушка прощается" |
|
| Игра; «Ритмическое; эхо»; ; прохлопывание; ритма по; ритмическим; карточкам; ; проговаривание; с использованием ритмослогов.; Разучивание; ; исполнение на ударных; инструментах ритмической; партитуры; ; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://www.youtube.com/watch? v=LDNiWq7SBPg |
Итого по модулю | 3 |
| | | | | | | |||
Модуль 4. Классическая музыка | | | | | | |
4.1. | Композиторы — детям | 1 | 0 | 0 | "Сладкая грёза,"Марш деревянных солдатиков","Вальс" из "Детского альбома" П.И.Чайковского | "Семь подружек"Дроцевича. |
|
| Слушание музыки; определение; основного; характера; ; музыкально-; выразительных; средств; ; использованных; композитором.; Подбор эпитетов; иллюстраций к; музыке.; Определение жанра.; ; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5957/start/225872/ https://www.youtube.com/watch?v=ldM51Xkzu1Y https://www.youtube.com/watch?v=7plpGnwvgAc https://www.youtube.com/watch?v=qZQpbzvxiLc https://www.youtube.com/watch?v=5kEhHj4cJ4E |
4.2. | Оркестр | 1 | 0 | 0 | р.н.наигрыш"Полянка","Былинный наигрыш"Д.Локшина,оркестровая сюита№2 "Шутка"и.С.Бах,"Мелодия из оперы Глюка "Орфей и Эвридика",тема птички из "Петя и волк"Прокофьева,фрагмент 1-й части концертной симфонии для арфы с оркестром"Фрески Софии Киевской"в.Кикта. | "Семь подружек "Дроцевича |
|
| «Я — дирижёр» — игра — имитация дирижёрских; жестов во время; звучания музыки.; ; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3928/start/226003/ https://www.youtube.com/watch?v=KuQkEX-snms |
4.3. | Музыкальные инструменты. Фортепиано. | 1 | 0 | 0 | пьеса П.И.Чайковского"Сладкая грёза","Волынка"И.С.Бах. | "Семь подружек "Дроцевича. | игра на воображаемой клавиатуре,в ансамбле с учителем. |
| Слушание детских пьес на; фортепиано в; исполнении; учителя.; Демонстрация; возможностей; инструмента; (исполнение; одной и той же; пьесы тихо и; громко; в разных регистрах; ; разными; штрихами). Игра на фортепиано в ансамбле с; учителем2.; ; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5092/start/270655/ https://www.youtube.com/watch?v=_nrLk6BwedU https://www.youtube.com/watch?v=1Z4HIrKdK8M https://www.youtube.com/watch?v=AOXLs89Ki80 https://www.youtube.com/watch? v=kDeDSDxc96Y&t=1s https://www.youtube.com/watch?v=Fa79XhNBr7U |
Итого по модулю | 3 |
| |||||||||
Модуль 5. Духовная музыка | |||||||||||
5.1. | Песни верующих | 2 | 0 | 0 | рождественский гимн "Тихая ночь", колядки. "Марш","Вальс снежных хлопьев", "Па-де-де"из балета "Щелкунчик"П.И.Чайковского., мультфильм "Щелкунчик". | "Зимняя сказка"С.Крылова. разучивание колядок. |
|
| Слушание; ; разучивание; исполнение; вокальных; произведений религиозного содержания.; Диалог с учителем о характере; музыки; манере; исполнения; ; выразительных; средствах.;; Рисование по; мотивам; прослушанных; музыкальных; произведений; ; | Устный опрос; | https://www.youtube.com/watch?v=52KjwnsFboo https://www.youtube.com/watch? v=EGZrw1Ln5aM https://www.youtube.com/watch?v=a6krf2FXcYs |
Итого по модулю | 2 |
| |||||||||
Модуль 6. Народная музыка России |
6.1. | Край, в котором ты живёшь | 1 | 0 | 0 | "Наш Край"Д.Кабалевского,"Моя Россия"Струве,Гимн России,"Песня о Сураже"Ковалевского.,"Что такое Родина?"Баснера. | Гимн России,"Край в котором ты живёшь". |
|
| Разучивание; ; исполнение; образцов; традиционного; фольклора своей; местности; песен; посвящённых; своей малой; родине; песен; композиторов-; земляков.;; Диалог с учителем о музыкальных; традициях своего родного края.; ; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5956/start/303112 |
6.2. | Русский фольклор | 1 | 0 | 0 | пьеса П.И.Чайковского"Баба Яга". | песенка-дразнилка"Баба-Яга", | песенка-дразнилка"Баба Яга" на детских инструментах:бубнах,ложках,барабане. |
| Участие в; коллективной традиционной музыкальной игре.; ; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3994/start/226649 |
Итого по модулю | 2 |
| |||||||||
Модуль 7. Музыка в жизни человека | |||||||||||
7.1. | Музыкальные пейзажи | 3 | 0 | 0 | "Пастораль"А.Шнитке,"Пастораль"Г.Свиридов,"Наигрыш"А.Шнитке. "Утро"Э.Григ,"Доброе утро"Д.Б.Кабалевского,"Зимнее утро"П.Чайковского. "Утро в лесу "и "Вечер"вВ.Салманов,"Вечерняя музыка"Гаврилин | "Край, в котором ты живёшь",исполнение фразы доброе утро в разном настроении,"Спят усталые игрушки","Колыбельная медведицы" |
|
| Слушание; произведений; программной; музыки; ; посвящённой; образам природы. Подбор эпитетов для описания; настроения; ; характера музыки.; Сопоставление; музыки; с произведениями изобразительного искусства.;; Двигательная; импровизация; ; пластическое; интонирование; ; | Устный опрос; | https://www.youtube.com/watch?v=lDfddbecyLY https://www.youtube.com/watch?v=8BGjd1- k8l0&t=2s |
7.2. | Музыкальные портреты | 2 | 0 | 0 | Болтунья"С.Прокофьева,"Баба Яга"П.И.Чайковского."Менуэт"Моцарта. | "Колыбельная медведицы",песня "Раз морозною зимой"инсценирование |
|
| Слушание; произведений; вокальной; ; программной; инструментальной музыки; ; посвящённой; образам людей; ; сказочных; персонажей.; Подбор эпитетов для описания; настроения; ; характера музыки.; Сопоставление; музыки с; произведениями изобразительного искусства; ; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://www.youtube.com/watch?v=3MsqhgICOO0 https://www.youtube.com/watch? v=ymSLpKNtXAo https://www.youtube.com/watch?v=o6OKDf8r5iQ https://www.youtube.com/watch?v=AiZ694NJ1ng |
7.3. | Какой же праздник без музыки? | 1 | 0 | 0 | "Колыбельная"Гладков,песни о маме. | Разучивание песен к 8 марта. |
|
| Разучивание и исполнение; тематических песен к; ближайшему празднику; ; | Устный опрос; | https://www.youtube.com/watch?v=mFEtAuidaz4 https://www.youtube.com/watch? v=30nsHQ1X5W8 https://www.youtube.com/watch?v=OWt4vuu4bw&t=3s |
7.4. | Музыка на войне, музыка о войне | 1 | 0 | 0 | "Богатырская"симфония №2 А.П.Бородина. | "Солдатушки,бравы ребятушки" |
|
| Дискуссия в; классе. Ответы на вопросы: какие; чувства вызывает эта музыка; ; почему? Как; влияет на наше; восприятие; информация о; том; как и зачем она создавалась?; Устный опрос; ; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4150/start/226712/ https://www.youtube.com/watch?v=Gj6AE_KSsNE |
Итого по модулю | 7 |
| |||||||||
Модуль 8. Музыкальная грамота |
8.1. | Высота звуков | 1 | 0 | 0 | р.н.наигрыш "Полянка","Шутка"И.С.Бах,"Кукушка"Дакена.,"Былинные наигрыши". | Исполнение песен по выбору. |
|
| Освоение понятий«выше- ниже».; Определение на слух; принадлежности звуков к одному из регистров.; Прослеживание по нотной записи; отдельных; мотивов; ; фрагментов; знакомых песен; ; вычленение; знакомых нот; ; знаков; альтерации.;; Наблюдение за; изменением; музыкального; образа при; изменении; регистра.; ; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://www.youtube.com/watch?v=rCswfmSIRA0 https://www.youtube.com/watch? v=3QmsfAzeLTM&t=1s https://www.youtube.com/watch?v=tzDnftVzA3s |
Итого по модулю | 1 |
| |||||||||
Модуль 9. Музыка народов мира | |||||||||||
9.1. | Музыка наших соседей | 2 | 0 | 0 | "Во поле берёза стояла"вариации,"Хора и Сырба"модавские народные наигрыши,"Сиртаки"М.Теодоракиса, | "Во поле берёза стояла"р.н.п.,"Что такое музыка?"Наумовой. | игра на детских музыкальных инструментах. |
| Знакомство с; особенностями музыкального фольклора; народов других стран.; Определение; характерных черт; типичных; элементов; музыкального; языка (ритм; лад; интонации).; ; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5227/start/226793/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4182/start/226773/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5254/start/226815/ https://www.youtube.com/watch?v=tBrHIsHpXDw https://www.youtube.com/watch? v=SXB0svO8vvk&t=1s https://www.youtube.com/watch? v=dwQuT3JYuMo |
Итого по модулю | 2 |
| |||||||||
Модуль 10. Классическая музыка | |||||||||||
10.1. | Композиторы детям | 2 | 0 | 0 | "Выходной марш","Галоп"Дунаевского,"Клоуны"Кабалевского | песни о цирке, "У каждого свой музыкальный инструмент". | игра на инструментах. |
| Слушание музыки; определение; основного; характера; ; музыкально-; выразительных; средств; ; использованных; композитором.; Подбор эпитетов; иллюстраций к; музыке.; Определение; жанра.;; Вокализация; ; исполнение; мелодий; инструментальных пьес со словами.; Разучивание; исполнение; песен.; ; | Устный опрос; | https://www.youtube.com/watch?v=KtTu5Hi8WoI https://www.youtube.com/watch? v=YM7AUq98614&t=4s https://www.youtube.com/watch?v=RgM6FSdtz7c https://www.youtube.com/watch?v=JoXp18R0AYk https://www.youtube.com/watch? v=TuhUeVgWfLM https://www.youtube.com/watch?v=2XrYlCWpRuo https://www.youtube.com/watch?v=wk1hnAjs2Bo |
10.2. | Музыкальные инструменты. Фортепиано. | 1 | 0 | 0 | Прослушивание знакомых произведений на ф-но,выразительные и изобразительные возможности инструмента | У каждого свой музыкальный инструмент. | игра в ансамбле с учителем. |
| Знакомство с; многообразием красок; фортепиано.; Слушание; фортепианных; пьес в исполнении известных; пианистов.; «Я — пианист» — игра — имитация исполнительских движений во; время звучания; музыки.;; Разбираем; инструмент —; наглядная; демонстрация; внутреннего; устройства; акустического; пианино.; ; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://www.youtube.com/watch?v=EaKsLc42cZk https://www.youtube.com/watch?v=pmbzrGQK-Go |
10.3. | Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель | 1 | 0 | 0 | Фрагменты из балета П.И.Чайковского"Щелкунчик",оперы Н.А.Римского-Корсакова "Садко",детской оперы М.Красева"МухаЦокотуха". | Разучивание фрагментов из оперы"Муха-Цокотуха". |
|
| Игра-имитация; исполнительских движений во; время звучания; музыки.;; Разучивание; ; исполнение песен; посвящённых; музыкальным; инструментам.; ; | Устный опрос; | https://www.youtube.com/watch?v=IjG7FGriq-8 https://www.youtube.com/watch?v=H2vnjkqtO3c |
Итого по модулю | 4 |
| | | | | |||||
Модуль 11. Музыка театра и кино | | | | | |||||||
11.1. | Музыкальная сказка на сцене, на экране | 3 | 1 | 0 | Опера "Волк и семеро козлят"на новый лад.,песни из "Бременских музыкантов"Гладкова:"Песенка друзей","Песенка трубадура". Музыкальная викторина. | Разучивание песен по выбору из музыкальныхспектаклей. |
|
| Видеопросмотр музыкальной; сказки.; Обсуждение; музыкально-; выразительных; средств; ; передающих; повороты сюжета; характеры героев.; Игра- викторина«Угадай по; голосу».;; Разучивание; ; исполнение; отдельных; номеров из; детской оперы; музыкальной; сказки.; ; | Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://www.youtube.com/watch? v=pEcXlBKBOaM&t=15s https://www.youtube.com/watch? v=de_fE1_eHb0&t=1s https://www.youtube.com/watch?v=76Vqt_ZDfB8 https://www.youtube.com/watch?v=pIHrk9WytJs https://www.youtube.com/watch?v=-Hf2gJ4FLBQ https://www.youtube.com/watch?v=FNYI3Xc8yY8 https://www.youtube.com/watch?v=i4wwy7CEHws https://www.youtube.com/watch? v=hM9zYR8T8CE |
Итого по модулю | 3 |
| | | | | |||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 1 | 0 |
| | | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
| | | ||||
| | всего | контрольные работы | практические работы | | |
1. | И муза вечная со мной! | 1 | 0 | 0 | 02.09.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
2. | Музыка осени. | 1 | 0 | 0 | 09.09.2022 | Устный опрос; |
3. | Повсюду музыка слышна. | 1 | 0 | 0 | 16.09.2022 | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
4. | Сочини мелодию. | 1 | 0 | 0 | 23.09.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
5. | Музыкальные инструменты. Народные. | 1 | 0 | 0 | 30.09.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
6. | Садко. | 1 | 0 | 0 | 07.10.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
7. | Азбука,азбука каждомунужна. | 1 | 0 | 0 | 14.10.2022 | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
8. | Музыкальная азбука. | 1 | 0 | 0 | 21.10.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; ВПР; |
9. | Музыкальные инструменты.Старинные и современные. | 1 | 0 | 0 | 28.10.2022 | Устный опрос; |
10. | Душа музыки-мелодия. | 1 | 0 | 0 | 11.11.2022 | Устный опрос; |
11. | Музыкальные инструменты.Народные и профессиональные. | 1 | 0 | 0 | 18.11.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
12. | Музыкальные инструменты.Фортепиано. | 1 | 0 | 0 | 25.11.2022 | Устный опрос; |
13. | Пришло Рождество,начинается торжество.Родной обычай старины. | 1 | 0 | 0 | 02.12.2022 | Устный опрос; |
14. | Добрый праздник среди зимы. | 1 | 0 | 0 | 09.12.2022 | Устный опрос; |
15. | Край,в котором ты живёшь. | 1 | 0 | 0 | 16.12.2022 | Устный опрос; |
16. | Разыграй сказку. | 1 | 0 | 0 | 23.12.2022 | Устный опрос; |
17. | Поэт,художник,композитор. | 1 | 0 | 0 | 13.01.2023 | Устный опрос; |
18. | Музыка утра. | 1 | 0 | 0 | 20.01.2023 | Устный опрос; |
19. | Музыка вечера. | 1 | 0 | 0 | 27.01.2023 | Устный опрос; |
20. | Музыкальные портреты. | 1 | 0 | 0 | 03.02.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
21. | Разыграй песню. | 1 | 0 | 0 | 10.02.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
22. | Мамин праздник. | 1 | 0 | 0 | 24.02.2023 | Устный опрос; |
23. | Музы не молчали... | 1 | 0 | 0 | 03.03.2023 | Устный опрос; |
24. | Звучащие картины. | 1 | 0 | 0 | 10.03.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
25. | Хоровод муз. | 1 | 0 | 0 | 17.03.2023 | Устный опрос; |
26. | Чудесная лютня.Звучащие картины. | 1 | 0 | 0 | 24.03.2023 | Устный опрос; |
27. | Музыка в цирке. | 1 | 0 | 0 | 07.04.2023 | Устный опрос; |
28. | У каждого свой музыкальный инструмент. | 1 | 0 | 0 | 14.04.2023 | Устный опрос; |
29. | Музыкальные инструменты. | 1 | 0 | 0 | 21.04.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
30. | Дом,который звучит. | 1 | 0 | 0 | 28.04.2023 | Устный опрос; |
31. | Опера-сказка. | 1 | 0 | 0 | 05.05.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
32. | Ничего на сете лучше нету... | 1 | 0 | 0 | 12.05.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
33. | Афиша.Программа.Твой музыкальный словарик. | 1 | 1 | 0 | 19.05.2023 | Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 1 | 0 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество
«Издательство«Просвещение»;
Рабочая тетрадь.Музыка.1класс.Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина.,Акционерное общество!"Издательство"Просвещение
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс [ Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс [ Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск ( CD- ROM).
Сергеева Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1 –4 классы [ Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019.
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1 – 4 классы. М.: Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция - http://collection. cross- edu. ru/catalog/rubr/ f544 b3 b7 - f1 f4- 5 b76- f453- 552 f31d9 b164
Российский общеобразовательный портал - http://music. edu. ru/ 3. Детские электронные книги и презентации - http://viki. rdf. ru/
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school- collection. edu. ru
Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/ info/about/193 6. Я иду на урок начальной школы ( материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.
7. Российская Электронная Школа
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Классная магнитная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, МФУ.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Классная магнитная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, МФУ.