Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе УМК «Школа России»
г. Пролетарск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пролетарская средняя общеобразовательная школа № 6
г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Пролетарской СОШ №6 Подпись _______________Комарова Л.В. Приказ от 30.08.2019 года № 109 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
начальное общее образование
1 «б» класс
Количество часов 67
Януш Олеся Сергеевна
Программа разработана на основе
авторской программы для общеобразовательных учреждений: Окружающий мир
1 класс авт.-сост. А. А. Плешаков, М.: «Просвещение»,2011
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Пролетарской СОШ №6 От 27.08. 2019 года № 1 Подпись __________ Вербицкая О.А. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Подпись ____________ Кривко Н.В. Протокол от 29.08. 2019 года № 2 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе курса «Окружающий мир» 1 класс
на основе УМК «Школа России» авторы – Плешаков А.А. М.: «Просвещение» 2019
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки № 1897 от 17.12.2010 с изменениями согласно приказу № 1577 от 31.12.15 г.)
Основной образовательной программы МБОУ Пролетарской СОШ №6
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ от 28.12.2018 г. № 345);
авторской программы по окружающему миру, автор - А. А.Плешаков. М:« Просвещение» 2011г.
Предмет «Окружающий мир» изучается на уровне начального общего образования в 1-4 классах в объеме 270 ч., 2 часа в неделю. 1 класс-66 часов в год, 2-4 классы – 68 часов в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
№ | Основные темы курса | Кол-во час. | Сроки прохождения | К.р. |
1. | Введение | 2 | 04.09.2019-05.09.2019 | - |
2. | Что и кто? | 20 | 11.09.2019-21.11.2019 | - |
3. | Как, откуда и куда? | 12 | 27.11.2019-15.01.2020 | - |
4. | Где и когда? | 11 | 16.01.2020-27.02.2020 | - |
5. | Почему и зачем? | 22 | 04.03.2020-21.05.2020 | - |
| Итого: | 67 | | - |
№ | Основные разделы и темы курса | Кол-во час | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Введение | 2 | — задавать вопросы; — вступать в учебный диалог; — пользоваться условными обозначениями учебника; — различать способы и средства познания окружающего мира; |
2 | Что и кто? | 20 | - Понимать учебную задачу; - работать в паре; - отвечать на вопросы; - работать по учебнику: находить нужную информацию; - сравнивать объекты; - выполнять практическую работу; - работать со взрослыми: находить нужную информацию; - моделировать объекты (устройство светофора, форму Земли) -группировать объекты неживой природы; - выполнять практические работы; - рассказывать по иллюстрации; - описывать предмет по плану; - выполнять тестовые задания; - выступать с сообщениями; - обсуждать выступления учащихся; -оценивать свои достижения и достижения других учеников. |
3 | Как, откуда и куда? | 12 | — называть по именам (отчествам) членов своей семьи; — рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; — оценивать значение семьи для человека и общества. — прослеживать по рисунку-схеме путь воды; — обсуждать необходимость экономии воды; — выяснять опасность употребления загрязнённой воды; — практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения; — отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; — запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; — анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; — прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; — сравнивать реку и море; — различать пресную и морскую воду; — наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; — прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; — формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; — практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями; — наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; — обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; — практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; — запомнить правила подкормки птиц; |
4 | Где и когда? | 11 | - Понимать учебную задачу; - работать в паре; - отвечать на вопросы; - работать по учебнику: находить нужную информацию; - сравнивать объекты; - находить отличия предметов; - выполнять практическую работу; - работать со взрослыми: находить нужную информацию; - моделировать объекты - характеризовать назначение частей компьютера; -группировать объекты неживой природы; - наблюдать за объектами природы; - выполнять практические работы; - рассказывать по иллюстрации; - описывать предмет по плану; - работать в группе; - коллективно составлять рассказы; - выполнять тестовые задания; - выступать с сообщениями; - формулировать выводы; - обсуждать выступления учащихся; -оценивать свои достижения и достижения других учеников. |
5 | Почему и зачем? | 22 | Понимать учебную задачу; - работать в паре; - отвечать на вопросы; - работать по учебнику: находить нужную информацию; - сравнивать объекты; - находить отличия предметов; - выполнять практическую работу в паре; - работать со взрослыми: находить нужную информацию; - моделировать объекты; -группировать объекты неживой природы; - наблюдать за объектами природы; - рассказывать по иллюстрации; - описывать предмет по плану; - работать в группе; - коллективно составлять рассказы; - выполнять тестовые задания; - формулировать выводы; - обсуждать выступления учащихся; -оценивать свои достижения и достижения других учеников; - осуществлять самопроверку. |
Прохождения программного материала по четвертям.
№ | Основные темы курса | Кол-во часов | Дата |
1 четверть | |||
1 | Введение | 2 | 04.09.2019-05.09.2020 |
2 | Что и кто? | 14 | 11.09.2019-24.10.2019 |
| Итого: | 16 | |
2 четверть | |||
2 | Что и кто? | 6 | 06.11.2019-21.11.2019 |
3 | Как, откуда и куда? | 10 | 27.11.2019-26.12.2019 |
| Итого: | 16 | |
3 четверть | |||
3 | Как, откуда и куда? | 2 | 09.01.2020-15.01.2020 |
4 | Где и когда? | 11 | 16.01.2020-27.02.2020 |
5 | Почему и зачем? | 6 | 04.03.2020 -19.03.2020 |
| Итого: | 19 | |
4 четверть | |||
5 | Почему и зачем? | 16 | 01.04.2020-21.05.2020 |
| Итого: | 16 | |
| Всего: | 67 | |
Распределение часов по четвертям.
Четверти | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
I | 16 | - |
II | 16 | - |
III | 19 | - |
IV | 16 | - |
За год | 67 | - |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата |
1.Введение. | 2 | | |
1 | Вводный урок. Задавайте вопросы. | 1 | 04.09. |
2 | Экскурсия «Что такое наша школа?» | 1 | 05.09. |
2. «Что и кто?» | 20 | | |
3 | Что такое Родина? | 1 | 11.09. |
4 | Что мы знаем о народах России? | 1 | 12.09. |
5 | Что мы знаем о Москве? | 1 | 18.09. |
6 | Проект «Моя малая Родина». | 1 | 19.09. |
7 | Что у нас над головой? | 1 | 25.09. |
8 | Что у нас под ногами? | 1 | 26.09. |
9 | Что общего у разных растений? | 1 | 02.10. |
10 | Что растёт на подоконнике? | 1 | 03.10. |
11 | Что растёт на клумбе? | 1 | 09.10. |
12 | Что это за листья? | 1 | 10.10. |
13 | Что такое хвоинки? | 1 | 16.10. |
14 | Кто такие насекомые? | 1 | 17.10. |
15 | Кто такие рыбы? | 1 | 23.10. |
16 | Кто такие птицы? | 1 | 24.10. |
17 | Кто такие звери? | 1 | 06.11. |
18 | Что окружает нас дома? | 1 | 07.11. |
19 | Что умеет компьютер? | 1 | 13.11. |
20 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | 14.11 |
21 | На что похожа наша планета? | 1 | 20.11. |
22 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 | 21.11. |
3. «Как, откуда и куда?» | 12 | | |
23 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | 1 | 27.11. |
24 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | 28.11. |
25 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | 04.12. |
26 | Как путешествует письмо? | 1 | 05.12. |
27 | Куда текут реки? | 1 | 11.12. |
28 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | 12.12. |
29 | Откуда в снежках грязь? | 1 | 18.12 |
30 | Как живут растения? | 1 | 19.12. |
31 | Как живут животные? | 1 | 25.12. |
32 | Как зимой помочь птицам? | 1 | 26.12. |
33 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | 09.01. |
34 | Презентация проекта «Моя семья». | 1 | 15.01. |
4. «Где и когда?» | 11 | | |
35 | Когда учиться интересно? | 1 | 16.01. |
36 | Проект : «Мой класс и моя школа». | 1 | 22.01. |
37 | Когда придёт суббота? | 1 | 23.01. |
38 | Когда наступит лето? | 1 | 29.01. |
39 | Где живут белые медведи? | 1 | 30.01. |
40 | Где живут слоны? | 1 | 05.02. |
41 | Где зимуют птицы? | 1 | 06.02. |
42 | Когда появилась одежда? | 1 | 19.02. |
43 | Когда изобрели велосипед? | 1 | 20.02. |
44 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | 26.02. |
45 | Презентация проекта «Мой класс и моя школа». Странички для любознательных. | 1 | 27.02. |
5. «Почему и зачем?» | 22 | | |
46 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | 04.03. |
47 | Почему луна бывает разной? | 1 | 05.03. |
48 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | 11.03. |
49 | Почему звенит звонок? | 1 | 12.03. |
50 | Почему радуга разноцветная? | 1 | 18.03. |
51 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | 19.03. |
52 | Проект «Мои домашние питомцы». | 1 | 01.04. |
53 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | 02.04. |
54 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | 08.04. |
55 | Зачем мы спим ночью? | 1 | 09.04. |
56 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | 15.04. |
57 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | 16.04. |
58 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | 22.04. |
59 | Зачем нужны автомобили? | 1 | 23.04. |
60 | Зачем нужны поезда? | 1 | 29.04. |
61 | Зачем строят корабли? | 1 | 30.04. |
62 | Зачем строят самолёты? | 1 | 06.05. |
63 | Почему в автомобиле и в поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | 07.05 |
64 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | 13.05. |
65 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | 14.05 |
66 | Почему мы часто слышим слово «экология». Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | 1 | 20.05. |
67 | Обобщающий урок. | 1 | 21.05 |