Рабочая программа по окружающему миру за 1 класс по УМК «Школа России»
1.Планируемые результаты и содержание образовательной области «Обществознание и естествознание» на уровне начального общего образования
Окружающий мир
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио‑ и видео фрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественно научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
2.Содержательный раздел.
1 класс
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая природа: виды камней, Солнце, Луна, звезды, созвездия, облака. Освоение космоса. Явления природы. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Смена времен года.
Растения - живой организм, разнообразие, части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, вода, тепло, воздух).
Вода в жизни человека. Состояния воды, ее распространение в природе
Водоемы, их разнообразие (реки и моря).
Деревья, кустарники, травы. Лиственные, хвойные и комнатные растения, растения цветника. Строение растений, роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Животные - живые организмы, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (млекопитающие, растительноядные, всеядные). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Зимующие и перелетные птицы родного края, их названия, краткая характеристика.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Источники загрязнения нашей планеты. Сортировка и переработка мусора. Правила поведения в природе. Первоначальные сведения об экологии. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. История появления одежды. Как живет семья: понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Взаимоотношения человека с другими людьми. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре.
Я ученик. Правила поведения в школе, на уроке. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Время и его течение, дни недели. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Значение труда в жизни человека и общества.
Виды транспорта ( железнодорожный, водный, воздушный).
Профессии людей. Работа почты. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Наша Родина – Россия, столица России.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Народы Российской федерации, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня, личная гигиена. Предметы домашнего обихода. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения дома, на улице, на дорогах, в транспорте, в лесу, на водоеме в разное время года. Откуда в наш дом приходит электричество? Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Компьютер в нашей жизни. Средства связи и средства массовой информации. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе
по учебнику Плешакова А.А.
«Окружающий мир»
(2 часа в неделю, всего 66 часов)
№ урока |
Тема урока |
Дата |
|
план |
факт |
||
Задавайте вопросы! -1ч. |
|||
1 |
Неживая и живая природа. Задавайте вопросы! |
||
Раздел «Что и кто?» (20 часов) |
|||
2 |
Наша Родина – Россия. Что такое Родина? |
||
3 |
Россия – многонациональная страна. Что мы знаем о народах России? |
||
4 |
Москва – столица России. Что мы знаем о Москве? |
||
5 |
Наша Родина – Россия. Проект «Моя малая Родина». |
||
6 |
Звезды и планеты. Что у нас над головой? |
||
7 |
Неживая и живая природа. Что у нас под ногами? Экскурсия. |
||
8 |
Растения, их разнообразие. Что общего у разных растений? |
||
9 |
Растения, их разнообразие. Что растёт на подоконнике? |
||
10 |
Растения, их разнообразие. Что растёт на клумбе? Экскурсия. |
||
11 |
Примеры явлений природы. Что это за листья? Экскурсия. |
||
12 |
Растения, их разнообразие. Что такое хвоинки? Экскурсия. |
||
13 |
Животные, их разнообразие. Кто такие насекомые? |
||
14 |
Животные, их разнообразие. Кто такие рыбы? |
||
15 |
Животные, их разнообразие. Кто такие птицы? |
||
16 |
Животные, их разнообразие. Кто такие звери? |
||
17 |
Предметы, созданные человеком. Что окружает нас дома? |
||
18 |
Предметы, созданные человеком. Что умеет компьютер? |
||
19 |
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Что вокруг нас может быть опасным? |
||
20 |
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. На что похожа наша планета? |
||
21 |
Неживая и живая природа. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» |
||
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов) |
|||
22 |
Семья – самое близкое окружение человека. Как живёт семья? Проект «Моя семья». |
||
23 |
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? |
||
24 |
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Откуда в наш дом приходит электричество? |
||
25 |
Профессии людей. Как путешествует письмо? |
||
26 |
Водоемы, их разнообразие. Куда текут реки? |
||
27 |
Примеры явлений природы. Откуда берутся снег и лёд? |
||
28 |
Условия, необходимые для жизни растения. Как живут растения? |
||
29 |
Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Как живут животные? |
||
30 |
Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Как зимой помочь птицам? |
||
31 |
Значение труда в жизни человека и общества. Откуда берётся и куда девается мусор? |
||
32 |
Охрана природных богатств. Откуда в снежках грязь? |
||
33 |
Неживая и живая природа. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» |
||
Раздел «Где и когда?» (11часов) |
|||
34 |
Младший школьник. Когда учиться интересно? |
||
35 |
Правила поведения в школе, на уроке Проект «Мой класс и моя школа». |
||
36 |
Смена дня и ночи на Земле. Когда придёт суббота? |
||
37 |
Времена года, их особенности. Когда наступит лето? |
||
38 |
Условия, необходимые для жизни животных. Где живут белые медведи? |
||
39 |
Условия, необходимые для жизни животных. Где живут слоны? |
||
40 |
Условия, необходимые для жизни животных. Где зимуют птицы? |
||
41 |
Значение труда в жизни человека и общества. Когда появилась одежда? |
||
42 |
Значение труда в жизни человека и общества. Когда изобрели велосипед? |
||
43 |
Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Когда мы станем взрослыми? |
||
44 |
Человек и общество. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». |
||
Раздел «Почему и зачем?» (22 часа) |
|||
45 |
Солнце – ближайшая к нам звезда. Почему солнце светит днём, а звёзды ночью? |
||
46 |
Звезды и планеты. Почему Луна бывает разной? |
||
47 |
Примеры явлений природы. Почему идёт дождь и дует ветер? |
||
48 |
Неживая и живая природа. Почему звенит звонок? |
||
49 |
Примеры явлений природы. Почему радуга разноцветная? |
||
50 |
Домашние животные. Почему мы любим собак и кошек? |
||
51 |
Домашние животные. Проект «Мои домашние питомцы». |
||
52 |
Посильное участие в охране природы. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? |
||
53 |
Посильное участие в охране природы. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? |
||
54 |
Режим дня школьника. Зачем мы спим ночью? |
||
55 |
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
||
56 |
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Почему нужно чистить зубы и мыть руки? |
||
57 |
Средства массовой информации. Зачем нам телефон и телевизор? |
||
58 |
Общественный транспорт. Зачем нужны автомобили? |
||
59 |
Общественный транспорт Зачем нужны поезда? |
||
60 |
Общественный транспорт. Зачем строят корабли? |
||
61 |
Общественный транспорт. Зачем строят самолёты? |
||
62 |
Правила пользования транспортом. Почему в автомобиле и поезде, нужно соблюдать правила безопасности? |
||
63 |
Правила пользования транспортом Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? |
||
64 |
Звезды и планеты. Зачем люди осваивают космос? |
||
65 |
Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Почему мы часто слышим слово «экология»? |
||
66 |
Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». |
||
Проверим себя и оценим свои достижения- 4 ч. |
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов. |
1 |
Задавайте вопросы. |
1 ч. |
2 |
«Что и кто ? » |
20 ч. |
3 |
«Как , откуда и куда?» |
12 ч. |
4 |
«Где и когда ? » |
11ч. |
5 |
«Почему и зачем ? » |
22 ч. |
Итого: |
66 ч. |