Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе (УМК «Школа России)
Календарно-тематическое планирование
по окружающему миру
1 класс
№ урока | Название раздела / Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Введение 1ч | ||||
1. | Задавайте вопросы! | 1 | | |
Что и кто? 19ч | ||||
2. | Что такое Родина? | 1 | | |
3. | Что мы знаем о народах России? | 1 | | |
4. | Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина». | 1 | | |
5. | Что у нас над головой? | 1 | | |
6. | Что у нас под ногами? | 1 | | |
7. | Что общего у разных растений? | 1 | | |
8. | Что растёт на подоконнике? | 1 | | |
9. | Что растёт на клумбе? | 1 | | |
10. | Что это за листья? | 1 | | |
11. | Что такое хвоинки? | 1 | | |
12. | Кто такие насекомые? | 1 | | |
13. | Кто такие рыбы? | 1 | | |
14. | Кто такие птицы? | 1 | | |
15. | Кто такие звери? | 1 | | |
16. | Что окружает нас дома? | 1 | | |
17. | Что умеет компьютер? | 1 | | |
18. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | | |
19. | На что похожа наша планета? | 1 | | |
20. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина». | 1 | | |
Как, откуда и куда? 12ч | ||||
21. | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | 1 | | |
22. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | | |
23. | Откуда в наш дом приходит электричество?
| 1 | | |
24. | Как путешествует письмо? | 1 | | |
25. | Куда текут реки? | 1 | | |
26. | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | | |
27. | Как живут растения? | 1 | | |
28. | Как живут животные? | 1 | | |
29. | Как зимой помочь птицам? | 1 | | |
30. | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | | |
31. | Откуда в снежках грязь? | 1 | | |
32. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». | 1 | | |
Где и когда? 10 ч | ||||
33. | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». | 1 | | |
34. | Когда придёт суббота? | 1 | | |
35. | Когда наступит лето? | 1 | | |
36. | Где живут белые медведи? | 1 | | |
37. | Где живут слоны? | 1 | | |
38. | Где зимуют птицы? | 1 | | |
39. | Когда появилась одежда? | 1 | | |
40. | Когда изобрели велосипед? | 1 | | |
41. | Когда мы станем взрослыми? | 1 | | |
42. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 1 | | |
Почему и зачем? 20ч | ||||
43. | Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью? | 1 | | |
44. | Почему Луна бывает разной? | 1 | | |
45. | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | | |
46. | Почему звенит звонок? | 1 | | |
47. | Почему радуга разноцветная? | 1 | | |
48. | Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». | 1 | | |
49. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | | |
50. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | | |
51. | Зачем мы спим ночью? | 1 | | |
52. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | | |
53. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | | |
54. | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | | |
55. | Зачем нужны автомобили | 1 | | |
56. | Зачем нужны поезда? | 1 | | |
57. | Зачем строят корабли? | 1 | | |
58. | Зачем строят самолёты? | 1 | | |
59. | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | | |
60. | Зачем люди осваивают космос? | 1 | | |
61. | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | | |
62. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | 1 | | |
| Итого: | 62 ч | | |
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе | Проверочные работы |
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Что и кто? | 20 | 19 | 1 |
3. | Как, откуда и куда? | 12 | 12 | 1 |
4. | Где и когда? | 11 | 10 | 1 |
5. | Почему и зачем? | 22 | 20 | 1 |
| Итого | 66 | 62 | 4 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу.
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и др.);
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
различать овощи и фрукты;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов;
изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
различать прошлое, настоящее и будущее;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
раздельно собирать мусор в быту;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Человек и природа.
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна – естественный спутник Земли.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).
Водоёмы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека.
Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения цветника, деревья). Бережное отношение человека к растениям.
Грибы (съедобные и ядовитые).
Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе.
2. Человек и общество.
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон РФ. Права ребёнка.
Президент РФ – глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.
Москва – столица России.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.
3. Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена с учетом требований ФГОС НОО и положения о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции ведения ФГООС НОО, ФГОС ООО и разработана на основе:
- Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Карлинская средняя школа»
- Авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир». 1 – 4 классы (УМК «Школа России»)
Программа адресована учащимся 1 класса; объём учебного времени, отводимого на изучение – 2 часа в неделю, всего 62 часа (31 учебная неделя).
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
-Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2021.
-Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. / Плешаков А.А. – М.: просвещение, 2021.
- Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова («Школа России»). 1 класс. – М.: «ВАКО», 2019.
-От земли до неба: Атлас – определитель для начальной школы / Плешаков А.А. –М.: Просвещение 2018.