Рабочая программа по окружающему миру 2 класса (УМК «Школа России»)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа
с. Арбузовка Ивантеевского района Саратовской области»
Утверждаю: директор МОУ ООШ с.Арбузовка ________/Кирилина Л.И./ Приказ №____от «________» 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Шмелевой Ольги Николаевны
по интегрированному учебному курсу
«Окружающий мир» и «ОЗОЖ»
класс
2020 г.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» (учебно-методическая система «Школа России»).
1.Планируемые предметные результаты изучения курса.
Раздел «Человек и природа».
Обучающийся научится: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество».
Обучающийся научится: различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Выпускник получит возможность научиться: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
2.Содержание учебного предмета, курса
Где мы живем (4 ч). Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука ми людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч). Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч). Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.Магазины города, села.Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования .
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9 ч). Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч). Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч). Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсия: Весенние изменения в природе.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
3.Календарно - тематическое планирование 2 класс
№ урока | Тема | Дата | |||||||||||
план | факт | ||||||||||||
Где мы живем (4 ч). | |||||||||||||
1 | 1.Родная страна. ОЗОЖ. Зачем я на этой Земле. | 04.09 | | ||||||||||
2 | 2.Город и село. Проект «Родное село» | 08.09 | | ||||||||||
3 | 3.Природа и рукотворный мир. ОЗОЖ.Я -часть. | 11.09 | | ||||||||||
4 | 4.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | 15.09 | | ||||||||||
Природа (20 часов) | | ||||||||||||
5 | 1.Неживая и живая природа. ОЗОЖ. Природа и я. Пр/работа | 18.09 | | ||||||||||
6 | 2.Явления природы ОЗОЖ. Красота окружающего мира. Пр/работа «Измерение температуры» | 22.09 | | ||||||||||
7 | 3.Что такое погода ОЗОЖ. Красота вокруг нас. | 25.09 | | ||||||||||
8 | 4.В гости к осени. Экскурсия. | 29.09 | | ||||||||||
9 | 5.В гости к осени | 02.10 | | ||||||||||
10 | 6.Звёздное небо ОЗОЖ. Красота спасёт мир. | 06.10 | | ||||||||||
11 | 7.Заглянем в кладовые земли. Пр/ работа «Знакомство с горными породами и минералами» | 09.10 | | ||||||||||
12 | 8.Про воздух и про воду Опыт №1 | 13.10 | | ||||||||||
13 | 9.Про воздух и про воду Опыт№2 | 16.10 | | ||||||||||
14 | 10.Какие бывают растения Пр/работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав» | 20.10 | | ||||||||||
15 | 11.Какие бывают животные ОЗОЖ Развитие познавательной сферы, памяти. | 23.10 | | ||||||||||
16 | 12.Невидимые нити ОЗОЖ. Развитие внимания | 06.11 | | ||||||||||
17 | 13.Дикорастущие и культурные растения Пр/работа «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений» | 10.11 | | ||||||||||
18 | 14.Дикие и домашние животные ОЗОЖ. Развитие мышления | 13.11 | | ||||||||||
19 | 15.Комнатные растения Пр/ работа «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями» | 17.11 | | ||||||||||
20 | 16.Животные живого уголка. ОЗОЖ. Развитие воображения | 20.11 | | ||||||||||
21 | 17.Про кошек и собак ОЗОЖ. Развитие эмоциональной сферы. | 24.11 | | ||||||||||
22 | 18.Красная книга ОЗОЖ. Развитие эмоциональной сферы. | 27.11 | | ||||||||||
23 | 19.Будь природе другом. Проект«Красная книга, или Возьмём под защиту» | 01.12 | | ||||||||||
24 | 20.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 04.12 | | ||||||||||
Жизнь города и села (10 часов) | |||||||||||||
25 | 1.Что такое экономика ОЗОЖ. Развитие навыков общения. | 08.12 | | ||||||||||
26 | 2.Из чего что сделано. ОЗОЖ. Правила поведения. Пр/ работа. | 11.12 | | ||||||||||
27 | 3.Как построить дом ОЗОЖ. Правила поведения | 15.12 | | ||||||||||
28 | 4.Какой бывает транспорт ОЗОЖ. Правила поведения и красота. | 18.12 | | ||||||||||
29 | 5.Культура и образование ОЗОЖ. Правила поведения и здоровье. | 22.12 | | ||||||||||
30 | 6.Все профессии важны.Проект «Профессии» | 12.01 | | ||||||||||
31 | 7.В гости к зиме. Экскурсия. ОЗОЖ. Чистота –залог здоровья. | 15.01 | | ||||||||||
32 | 8.В гости к зиме | 19.01 | | ||||||||||
33 | 9.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» ОЗОЖ. Чистота в школе и дома. | 22.01 | | ||||||||||
34 | 10.Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» | 26.01 | | ||||||||||
Здоровье и безопасность (9 ч.) | | ||||||||||||
35 | 1.Строение тела человека ОЗОЖ. Как я убираюсь в школе и дома. | 29.01 | | ||||||||||
36 | 2.Если хочешь быть здоров ОЗОЖ. Мужские и женские обязанности. | 02.02 | | ||||||||||
37 | 3.Берегись автомобиля! ОЗОЖ. Мужские и женские обязанности. | 05.02 | | ||||||||||
38 | 4.Школа пешехода ОЗОЖ. Мой организм – целая планета. | 09.02 | | ||||||||||
39 | 5.Домашние опасности ОЗОЖ. Я-хозяин своего организма. | 12.02 | | ||||||||||
40 | 6.Пожар ОЗОЖ. Дыхание, осанка и движение- ритмы, суть жизни. | 16.02 | | ||||||||||
41 | 7.На воде и в лесу ОЗОЖ. Законы гармонизации и рассогласования по ритмам. | 19.02 | | ||||||||||
42 | 8.Опасные незнакомцы ОЗОЖ. Советы наоборот. | 26.02 | | ||||||||||
43 | 9.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» ОЗОЖ. Творчество и здоровье. | 02.03 | | ||||||||||
Общение ( 7 часов) | | ||||||||||||
44 | 1.Наша дружная семьяОЗОЖ. Нехотяи и неумейки | 05.03 | | ||||||||||
45 | 2.Проект «Родословная» | 09.03 | | ||||||||||
46 | 3.В школе ОЗОЖ. Питание и здоровье. | 12.03 | | ||||||||||
47 | 4.Правила вежливости | 16.03 | | ||||||||||
48 | 5.Ты и твои друзья Пр/ работа | 19.03 | | ||||||||||
49 | 6.Мы – зрители и пассажиры | 23.03 | | ||||||||||
50 | 7.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 02.04 | | ||||||||||
Путешествия (18 часов) | | ||||||||||||
51 | 1.Посмотри вокруг ОЗОЖ. Как пища придаёт нам силы. | 06.04 | | ||||||||||
52 | 2.Ориентирование на местности. | 09.04 | | ||||||||||
53 | 3.Ориентирование на местности. Пр/работа | 11.04 | | ||||||||||
54 | 4.Формы земной поверхности | 13.04 | | ||||||||||
55 | 5.Водные богатства. Пр/работа. | 16.04 | | ||||||||||
56 | 6.В гости к весне.Экскурсия. | 20.04 | | ||||||||||
57 | 7.В гости к весне | 23.04 | | ||||||||||
58 | 8.Россия на карте | 27.04 | | ||||||||||
59 | 9.Проект «Города России» | 30.04 | | ||||||||||
60 | 10.Путешествие по Москве. | 04.05 | | ||||||||||
61 | 11.Московский Кремль | 07.05 | | ||||||||||
62 | 12.Город на Неве | 11.05 | | ||||||||||
63 | 13.Путешествие по планете | 14.05 | | ||||||||||
64 | 14.Путешествие по материкам | 18.05 | | ||||||||||
65 | 15.Проект «Страны мира» | 21.05 | | ||||||||||
66 | 16.Впереди лето | 25.05 | | ||||||||||
67 | 17.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 28.05 | | ||||||||||
68 | 18.Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 31.05 | |