Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России»

0
0
Материал опубликован 7 October 2018

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Азигуловская средняя общеобразовательная школа»


 

Рассмотрено

на школьном методобъединении

Протокол № 1

от «31» августа 2018 г.

Согласовано

заместителем директора

по УВР

«31» августа 2018 г.

Утверждено директором школы:

Приказ № 62/4-од

от «31» августа 2018г.


 

Рабочая программа

по окружающему миру

(2 класс)

Составитель: Мансурова Айгуль Айратовна

учитель начальных классов


 

Пояснительная записка

Нормативно – правовые основания разработки программы

1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373) с изменениями от 31.12.2015 г. №1576

3.Устав МАОУ «Азигуловская СОШ».

4. Учебный план МАОУ «Азигуловская СОШ».

5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2-х частях. Москва «Просвещение», 2012

6. УМК «Школа России», Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2012

Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс. Рабочая тетрадь (в 2 частях). М.: Просвещение, 2015

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Человек и природа

Учащийся научится:

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Учащийся получит возможность научиться:

использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Учащийся научится:

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Учащийся получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В результате изучения правил безопасной жизни учащийся научится:

-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

-соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

-соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

-объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

-составлять и выполнять режим дня.

Учащийся получит возможность научиться:

-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

-следовать правилам здорового образа жизни;

-соблюдать правила противопожарной безопасности;

-оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).


 

Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по окружающему миру

Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

"5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

"4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

"3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

"2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:

Ошибки:

неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;

нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;

неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;

неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;

незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;

неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.

Недочёты:

преобладание при описании объекта несущественных признаков;

неточности в определении назначения прибора, его использование;

неточности при нахождении объектов на карте.

Содержание учебного предмета

Человек и природа.

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, ветер, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Созвездия. Географическая карта и план. Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас.

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края.

Водоёмы (водные богатства), их разнообразие (океан, река, море, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы (водные богатства) родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.

Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники и травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей. Растения родного края.

Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, деревья). Бережное отношение человека к растениям.

Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Общее представление о строении тела человека. Характеристика от-дельных внутренних органов человека. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов для вызова экстренной помощи. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

Человек и общество.

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных нацмональностей, социальных групп: проявление важения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент РФ – глава государства.

Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.

Россия на карте; государственная граница России.

Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; учреждения культуры, спорта и образования, музеи, театры. Особенности труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории родного края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Основы правильного питания.

Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года.

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Где мы живем

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна   — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и   т.   д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные   — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома   — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа  

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце   — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их.

Жизнь города и села 

Село, где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего района. Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д..

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Здоровье и безопасность 

Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Общение

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Путешествия

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны.

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.


 

Тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
 

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Виды занятий

Контрольные и проверочные работы

Практические работы

Экскурсии

1

Раздел. 1. Где мы живем

3

     

1.1.

Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём.

1

     

1.2

Россия – священная наша держава.

1

     

1.3.

Что нас окружает? Наше отношение к окружающему.

1

     

2

Раздел. 2. Природа

21

1

6

1

2.4

Неживая и живая природа.

1

     

2.5

Явления природы.

1

     

2.6

Как измеряют температуру?

Практическая работа

«Учимся измерять температуру»

1

 

1

 

2.7

Что такое погода?

1

     

2.8

В гости к осени.

1

   

1

2.9

Неживая природа осенью.

1

     

2.10

Живая природа осенью. Перелётные птицы.

1

     

2.11

Звёздное небо

1

     

2.12

Заглянем в кладовые земли.Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами»

1

 

1

 

2.13

Про воздух.

1

     

2.14

Вода в жизни человека.

1

     

2.15

Какие бывают растения.Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав»

1

 

1

 

2.16

Какие бывают животные

Проверочная работа по теме «Природа»

1

1

   

2.17

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира

1

     

2.18

Дикорастущие и культурные растения.

Практическая работа «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений»

1

 

1

 

2.19

Дикие и домашние животные

1

     

2.20

Комнатные растения.

Практическая работа

«Отработка приёмов ухода за комнатными растениями».

1

 

1

 

2.21

Животные живого уголка. Про кошек и собак.Практическая работа «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка»

1

 

1

 

2.22

Красная книга. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

1

     

2.23

Будь природе другом

1

     

2.24

Обобщающий урок по теме «Природа»

1

     

3

Раздел. 3.Жизнь города и села

10

2

 

1

3.25

Город и село. Наш дом.

Проект «Родной город».

1

     

3.26

Что такое экономика?

1

     

3.27

Что из чего сделано? За покупками.

1

     

3.28

Строительство и транспорт. Виды транспорта. Проверочная работа по теме «Виды транспорта»

1

1

   

3.29

Культура и образование.

1

     

3.30

Все профессии важны.

1

     

3.31

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе.

1

   

1

3.32

Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.

1

     

3.33

Невидимые нити в лесу.

1

     

3.34

Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Контрольная работа по теме «Жизнь города и села»

1

1

   

4

Раздел. 4.Здоровье и безопасность

10

1

1

 

4.35

Строение тела человека.

1

     

4.36

Если хочешь быть здоров.

1

     

4.37

Поговорим о болезнях.

1

     

4.38

Правила дорожного движения. Берегись автомобиля!

Практическая работа

«Отработка правил перехода улицы».

1

 

1

 

4.39

Домашние опасности.

1

     

4.40

Пожар

1

     

4.41

Лесные опасности.

1

     

4.42

Как нужно купаться?

1

     

4.43

Очень подозрительный тип.

1

     

4.44

Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность».

1

1

   

5

Раздел. 5.Общение

6

1

1

 

5.45

Наша дружная семья.

1

     

5.46

В школе.

1

     

5.47

Правила вежливости.

1

     

5.48

День рождения.

Практическая работа

«Отработка основных правил этикета».

1

 

1

 

5.49

Мы – зрители и пассажиры.

1

     

5.50

Обобщающий урок по теме «Общение». Проверочная работа

1

1

   

6

Раздел. 6.Путешествия

15

1

2

2

6.51

Посмотрите вокруг.

1

     

6.52

Для чего нужен компас?

Практическая работа

«Определение сторон горизонта по компасу»

1

 

1

 

6.53

Формы земной поверхности.

1

     

6.54

Водоёмы.

1

     

6.55

В гости к весне.

1

   

1

6.56

Путешествие по родной стране

1

     

6.57

Что такое карта и как её читать?

Практическая работа

«Освоение основных приёмовчтения карты»

1

 

1

 

6.58

Путешествие по Москве. Московский Кремль.

1

     

6.59

Город на Неве

1

     

6.60

Путешествие по Оке.

1

     

6.61

Путешествие по планете.

1

     

6.62

Страны мира.

1

     

6.63

Путешествие в космос.

1

     

6.63

Обобщающий урок по теме «Путешествия».

Годовая контрольная работа

1

1

   

6.65

Впереди лето.

1

   

1

6.66-6.68

Резерв

3

     
 

ИТОГО

68

     

Проектная деятельность

Проект «Родной город».

Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».

Проект «Профессии».

Проект «Родословная»

Проект «Города России»

Проект «Страны мира»


 

Лист

коррекции рабочей программы учителя ________________________

по окружающему миру во 2 классе

Название раздела, темы, урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.