Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Азигуловская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на школьном методобъединении Протокол № 1 от «31» августа 2018 г. |
Согласовано заместителем директора по УВР «31» августа 2018 г. |
Утверждено директором школы: Приказ № 62/4-од от «31» августа 2018г. |
Рабочая программа
по окружающему миру
(2 класс)
Составитель: Мансурова Айгуль Айратовна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Нормативно – правовые основания разработки программы
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373) с изменениями от 31.12.2015 г. №1576
3.Устав МАОУ «Азигуловская СОШ».
4. Учебный план МАОУ «Азигуловская СОШ».
5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2-х частях. Москва «Просвещение», 2012
6. УМК «Школа России», Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2012
Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс. Рабочая тетрадь (в 2 частях). М.: Просвещение, 2015
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Человек и природа
Учащийся научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Учащийся научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Учащийся получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В результате изучения правил безопасной жизни учащийся научится:
-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
-соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
-соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
-объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
-составлять и выполнять режим дня.
Учащийся получит возможность научиться:
-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
-следовать правилам здорового образа жизни;
-соблюдать правила противопожарной безопасности;
-оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по окружающему миру
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
"5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
"4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
"3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
"2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:
Ошибки:
неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.
Недочёты:
преобладание при описании объекта несущественных признаков;
неточности в определении назначения прибора, его использование;
неточности при нахождении объектов на карте.
Содержание учебного предмета
Человек и природа.
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, ветер, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Созвездия. Географическая карта и план. Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края.
Водоёмы (водные богатства), их разнообразие (океан, река, море, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы (водные богатства) родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.
Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники и травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей. Растения родного края.
Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, деревья). Бережное отношение человека к растениям.
Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Общее представление о строении тела человека. Характеристика от-дельных внутренних органов человека. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов для вызова экстренной помощи. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Человек и общество.
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных нацмональностей, социальных групп: проявление важения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент РФ – глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.
Россия на карте; государственная граница России.
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; учреждения культуры, спорта и образования, музеи, театры. Особенности труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории родного края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Основы правильного питания.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года.
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Где мы живем
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их.
Жизнь города и села
Село, где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего района. Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д..
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Виды занятий |
||
Контрольные и проверочные работы |
Практические работы |
Экскурсии |
|||
1 |
Раздел. 1. Где мы живем |
3 |
|||
1.1. |
Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём. |
1 |
|||
1.2 |
Россия – священная наша держава. |
1 |
|||
1.3. |
Что нас окружает? Наше отношение к окружающему. |
1 |
|||
2 |
Раздел. 2. Природа |
21 |
1 |
6 |
1 |
2.4 |
Неживая и живая природа. |
1 |
|||
2.5 |
Явления природы. |
1 |
|||
2.6 |
Как измеряют температуру? Практическая работа «Учимся измерять температуру» |
1 |
1 |
||
2.7 |
Что такое погода? |
1 |
|||
2.8 |
В гости к осени. |
1 |
1 |
||
2.9 |
Неживая природа осенью. |
1 |
|||
2.10 |
Живая природа осенью. Перелётные птицы. |
1 |
|||
2.11 |
Звёздное небо |
1 |
|||
2.12 |
Заглянем в кладовые земли.Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами» |
1 |
1 |
||
2.13 |
Про воздух. |
1 |
|||
2.14 |
Вода в жизни человека. |
1 |
|||
2.15 |
Какие бывают растения.Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав» |
1 |
1 |
||
2.16 |
Какие бывают животные Проверочная работа по теме «Природа» |
1 |
1 |
||
2.17 |
Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира |
1 |
|||
2.18 |
Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений» |
1 |
1 |
||
2.19 |
Дикие и домашние животные |
1 |
|||
2.20 |
Комнатные растения. Практическая работа «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями». |
1 |
1 |
||
2.21 |
Животные живого уголка. Про кошек и собак.Практическая работа «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка» |
1 |
1 |
||
2.22 |
Красная книга. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» |
1 |
|||
2.23 |
Будь природе другом |
1 |
|||
2.24 |
Обобщающий урок по теме «Природа» |
1 |
|||
3 |
Раздел. 3.Жизнь города и села |
10 |
2 |
1 |
|
3.25 |
Город и село. Наш дом. Проект «Родной город». |
1 |
|||
3.26 |
Что такое экономика? |
1 |
|||
3.27 |
Что из чего сделано? За покупками. |
1 |
|||
3.28 |
Строительство и транспорт. Виды транспорта. Проверочная работа по теме «Виды транспорта» |
1 |
1 |
||
3.29 |
Культура и образование. |
1 |
|||
3.30 |
Все профессии важны. |
1 |
|||
3.31 |
В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. |
1 |
1 |
||
3.32 |
Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц. |
1 |
|||
3.33 |
Невидимые нити в лесу. |
1 |
|||
3.34 |
Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Контрольная работа по теме «Жизнь города и села» |
1 |
1 |
||
4 |
Раздел. 4.Здоровье и безопасность |
10 |
1 |
1 |
|
4.35 |
Строение тела человека. |
1 |
|||
4.36 |
Если хочешь быть здоров. |
1 |
|||
4.37 |
Поговорим о болезнях. |
1 |
|||
4.38 |
Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа «Отработка правил перехода улицы». |
1 |
1 |
||
4.39 |
Домашние опасности. |
1 |
|||
4.40 |
Пожар |
1 |
|||
4.41 |
Лесные опасности. |
1 |
|||
4.42 |
Как нужно купаться? |
1 |
|||
4.43 |
Очень подозрительный тип. |
1 |
|||
4.44 |
Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». |
1 |
1 |
||
5 |
Раздел. 5.Общение |
6 |
1 |
1 |
|
5.45 |
Наша дружная семья. |
1 |
|||
5.46 |
В школе. |
1 |
|||
5.47 |
Правила вежливости. |
1 |
|||
5.48 |
День рождения. Практическая работа «Отработка основных правил этикета». |
1 |
1 |
||
5.49 |
Мы – зрители и пассажиры. |
1 |
|||
5.50 |
Обобщающий урок по теме «Общение». Проверочная работа |
1 |
1 |
||
6 |
Раздел. 6.Путешествия |
15 |
1 |
2 |
2 |
6.51 |
Посмотрите вокруг. |
1 |
|||
6.52 |
Для чего нужен компас? Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу» |
1 |
1 |
||
6.53 |
Формы земной поверхности. |
1 |
|||
6.54 |
Водоёмы. |
1 |
|||
6.55 |
В гости к весне. |
1 |
1 |
||
6.56 |
Путешествие по родной стране |
1 |
|||
6.57 |
Что такое карта и как её читать? Практическая работа «Освоение основных приёмовчтения карты» |
1 |
1 |
||
6.58 |
Путешествие по Москве. Московский Кремль. |
1 |
|||
6.59 |
Город на Неве |
1 |
|||
6.60 |
Путешествие по Оке. |
1 |
|||
6.61 |
Путешествие по планете. |
1 |
|||
6.62 |
Страны мира. |
1 |
|||
6.63 |
Путешествие в космос. |
1 |
|||
6.63 |
Обобщающий урок по теме «Путешествия». Годовая контрольная работа |
1 |
1 |
||
6.65 |
Впереди лето. |
1 |
1 |
||
6.66-6.68 |
Резерв |
3 |
|||
ИТОГО |
68 |
Проектная деятельность
Проект «Родной город».
Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».
Проект «Профессии».
Проект «Родословная»
Проект «Города России»
Проект «Страны мира»
Лист
коррекции рабочей программы учителя ________________________
по окружающему миру во 2 классе
Название раздела, темы, урока |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |