Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе (УМК «Школа России»)
Окружающий мир 2 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, (утверждённого приказом Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009);
Авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» для 1 – 4 классов четырехлетней начальной школы», (Москва, Просвещение,2011г).
ООП НОО МБОУ «Табунская СОШ».
Место учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение курса « Окружающий мир» во 2 классе отводится 68 часов, из расчёта 2ч в неделю.
Сроки реализации программы
2021 -2022 учебный год
Состав УМК
Для реализации программного содержания используются:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая программа. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
Плешаков, А.А. Окружающий мир: учебник для 2 класса начальной школы: в 2 частях – М.: Просвещение, 2011.
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 2 класс – М.:Просвещение, 2012.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета, курса
Освоение курса «Окружающиё мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей эпической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие эпических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представлений информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникационных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интерне ), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, соей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Человек и природа
Выпускник научится:
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественно - научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием конструктора;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и
природной среде;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности
столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами;
• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос),
в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;
оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание учебного предмета, курса
Где мы живем (4ч)
Наш адрес в мире. Родная страна.
Природа (20ч)
Неживая и живая природа.
Воздух и вода, их значение для живой природы.
Какие бывают растения.
Какие бывают животные.
Представление о разнообразии растений и животных леса, луга, водоёма.
Сезонные изменения в природе.
Отрицательное влияние людей на растения и животных.
Дикие и домашние животные.
Красная книга России.
Будь природе другом!
Практические работы: явления природы, заглянем в кладовые земли, животные живого уголка
Жизнь города и села (10ч)
Город (село) где мы живём.
Наш дом (городской, сельский).
Что такое экономика.
Какой бывает транспорт.
Культура и образование в нашем крае.
Профессии людей, занятых на производстве.
Невидимые нити в зимнем лесу.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека.
Наиболее распространённые заболевания их лечение и предупреждение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения.
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях. Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Насекомые.
Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми.
Правила экологической безопасности.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (7ч)
Труд и отдых в семье.
Школьные товарищи, друзья, совместные учёба, игры, отдых.
Правила вежливости(дом, в школе, на улице).Культура поведения в общественных местах.
Мы – зрители и пассажиры.
Путешествия(18ч)
Горизонт.
Поверхность и водоёмы своего края.
В гости к весне.
Изображение нашей страны на карте. Москва – столица России.
Карта мира.
Путешествие по стране.
Достопримечательности города и села (экскурсия)
Страны мира.
Путешествие по планете.
Впереди лето.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу.
Календарно - тематическое планирование
№ | Кол-во час | Тема урока | Дата | |||||
По плану | По факту | |||||||
Где мы живем (4ч) | ||||||||
1 | 1 | Родная страна. | | | ||||
2 | 1 | Город и село. Проект «Родной город (село)». | | | ||||
3 | 1 | Природа и рукотворный мир. | | | ||||
4 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | | | ||||
Природа и мы (20ч) | ||||||||
5 | 1 | Неживая и живая природа. | | | ||||
6 | 1 | Явления природы. Практическая работа по теме « Знакомство с устройством термометра» | | | ||||
7 | 1 | Что такое погода. | | | ||||
8 | 1 | В гости к осени (экскурсия) | | | ||||
9 | 1 | В гости к осени | | | ||||
10 | 1 | Звёздное небо. | | | ||||
11 | 1 | Заглянем в кладовые земли. Практическая работа: по теме «Исследовать с помощью лупы состав гранита. | | | ||||
12 | 1 | Про воздух… | | | ||||
13 | 1 | …И про воду | | | ||||
14 | 1 | Какие бывают растения. | | | ||||
15 | 1 | Какие бывают животные. | | | ||||
16 | 1 | Невидимые нити. | | | ||||
17 | 1 | Дикорастущие и культурные растения. | | | ||||
18 | 1 | Дикие и домашние животные. | | | ||||
19 | 1 | Комнатные растения. Практическая работа по теме «Прием ухода за комнатными растениями» | | | ||||
20 | 1 | Животные живого уголка. Практическая работа по теме « Уход за животными живого уголка» | | | ||||
21 | 1 | Про кошек и собак | | | ||||
22 | 1 | Красная книга. | | | ||||
23 | 1 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | | | ||||
24 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | | | ||||
Жизнь города и села (10ч) | ||||||||
25 | 1 | Что такое экономика | | | ||||
26 | 1 | Из чего что сделано? | | | ||||
27 | 1 | Как построить дом? | | | ||||
28 | 1 | Какой бывает транспорт? | | | ||||
29 | 1 | Культура и образование | | | ||||
30 | 1 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | | | ||||
31 | 1 | В гости к зиме (экскурсия) | | | ||||
32 | 1 | В гости к зиме (продолжение) | | | ||||
33 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | | | ||||
34 | 1 | Презентация проектов «Родной город(село)«Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» | | | ||||
«Здоровье и безопасность» (9ч). | ||||||||
35 | 1 | Строение тела человека. | | | ||||
36 | 1 | Если хочешь быть здоров. | | | ||||
37 | 1 | Берегись автомобиля! | | | ||||
38 | 1 | Школа пешехода. Практическая работа по теме « Соблюдать изученные правила безопасности» | | | ||||
39 | 1 | Домашние опасности. | | | ||||
40 | 1 | Пожар. | | | ||||
41 | 1 | На воде и в лесу. | | | ||||
42 | 1 | Опасные незнакомцы. | | | ||||
43 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | | | ||||
Общение (7ч) | ||||||||
44 | 1 | Наша дружная семья. | | | ||||
45 | 1 | Проект «Родословная». | | | ||||
46 | 1 | В школе. | | | ||||
47 | 1 | Правила вежливости. | | | ||||
48 | 1 | Ты и твои друзья. | | | ||||
49 | 1 | Мы – зрители и пассажиры | | | ||||
50 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | | | ||||
Путешествия (18ч) | ||||||||
51 | 1 | Посмотри вокруг. | | | ||||
52 | 1 | Ориентирование на местности. Практическая работа по теме « Знакомится с устройством компаса» | | | ||||
53 | 1 | Ориентирование на местности. | | | ||||
54 | 1 | Формы земной поверхности | | | ||||
55 | 1 | Водные богатства. | | | ||||
56 | 1 | В гости к весне (экскурсия) | | | ||||
57 | 1 | В гости к весне | | | ||||
58 | 1 | Россия на карте. | | | ||||
59 | 1 | Проект «Города России». | | | ||||
60 | 1 | Путешествие по Москве | | | ||||
61 | 1 | Московский Кремль. | | | ||||
62 | 1 | Город на Неве. | | | ||||
63 | 1 | Путешествие по планете | | | ||||
64 | 1 | Путешествие по материкам. | | | ||||
65 | 1 | Страны мира. Проект «Страны мира». | | | ||||
66 | 1 | Впереди лето. | | | ||||
67 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | | | ||||
68 | 1 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | | |
Материально – техническое обеспечение
ноутбук
принтер
таблицы
компас