12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Лилия2943
Мое педагогическое дело реализуется через вдохновение всех фибр моей души.
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак
1

Рабочая программа по письму и развитию речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2009. Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К. Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой «Русский язык». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2002.

В  начальном обучении предмет письмо и развитие речи   занимает ведущее место, так как направлен на формирование функцио­нальной грамотности и коммуникативной компетенции млад­ших школьников, при этом значение и функции предмета письмо и развитие речи  носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом опреде­ляют успешность всего школьного обучения.

Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка во 2 - 3 классах.

Основной целью курса являются: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике; формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

Задачи:

·         вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;

·         учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,

·         формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;

·         развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.

·         воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.

 

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

 

Основные направления коррекционной работы:

·         развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

·         развитие навыков каллиграфии;

·         развитие фонетико-фонематических представлений;

·         формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

·         развитие высших психических функций;

·         развитие речи, владение техникой речи;

·         коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;

.         коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы.

 

Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой  является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация  обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.       

Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.

Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.

Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма  и письма по правилу.

В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим  ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.

В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 170 часов, из расчета 5 часов в неделю, в том числе 10 часов отводится для проведения контрольных работ.

Основной формой организации процесса обучения письму и развитию речи  является урок.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
  • анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
  • писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

 

   Учащиеся должны  знать:

  • алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

 

Учебно-тематическое  планирование

Наименование разделов

Всего

часов

Из них

контрольные  диктанты

1.

Повторение.

6

 

2.

Звуки и буквы.

71

4

3.

Слово.

43

4

4.

Предложение.

29

1

5.

Связная речь.

10

 

6.

Повторение пройденного.

11

1

 

Итого:

170

10

 

 

 

Содержание программы

 

Повторение пройденного в начале года

    Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

 

Звуки и буквы

   Алфавит;  употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.

   Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча,  ща, чу, щу.

   Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. 

   Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

 

Слово

   Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.

    Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.

    Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.

    Разделительный ъ.

    Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).            Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

 

Предложение

   Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о  ком  или о чем  говорится, что говорится.

    Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.

   Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

    Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

 

Связная речь

   Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.

    Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.  

    Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. 

   Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.  

  Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.

   Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

 

 

Письмо и чистописание

   Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывание с дальнейшим ускорением темпа письма.

   Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:

1 группа – И, Ц, Ч, Л, М, А, Ш, Щ;

2 группа -  О, С, З, Х, Ж, Е, Э, Я;

3 группа – У, Н, К, Ю, Р,В;

4 группа -  Г, П, Т, Б, Ф, Д.

   Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.

   Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.

   Выборочное списывание по указанию учителя.

   Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.

   Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.

 

            Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
  • звуко - буквенный анализ слова,
  • овладение правописанием слов, предложений, текстов,
  • различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
  • работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
  • ответы на последовательно – поставленные вопросы,
  • совершенствование графического навыка,
  • списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
  • самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
  • развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
  • работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Наименование

раздела и темы

Часы учебного времени

Сроки по плану

Сроки факти-чески

Словарная работа

Работа по развитию речи

 

I четверть

 

 

 

 

 

 

1

Повторение. Выражение в предложении определенной и законченной мысли.

 

 

 

 

Деление текста на предложения

2

Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах.

 

 

 

Считать

 

3

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

 

 

 

Решать

Озаглавливание текста

4

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

 

 

 

Пример

 

5

Творческая работа. Построение простого предложения.

 

 

 

 

Составление предложений.

6

Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке.

 

 

 

 

 

7

Гласные и согласные буквы в алфавите. Звуко-буквенный анализ слов.

 

 

 

Пшеница

 

8

Сравнение мягких и твёрдых согласных.

 

 

 

 

 

9

Мягкий знак на конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного.

 

 

 

Корабль

 

10

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова.

 

 

 

Человек

Работа с деф. текстом по картинке

11

Разделительный мягкий знак.

 

 

 

 

 

 

12

Упражнение в написании мягкого знака перед гласными е, ё, ю, я, и.

 

 

 

Деревня

 

13

Правила переноса слов с разделительным мягким знаком.

 

 

 

 

 

14

Дифференциация слов с мягким знаком и разделительным ь.

 

 

 

Здоровье

Аптека

Озаглавливание текста

15

Контрольный диктант по теме «Твердые и мягкие согласные».

Работа над ошибками.

 

 

 

 

 

16

Правописание гласных после шипящих.

 

 

 

Земляника

Сравнение тек-ста и отдельных слов

17

Дифференциация изученных орфограмм.

 

 

 

Экскурсия

 

18

Парные звонкие и глухие согласные, их произношение и написание на конце слова.

 

 

 

Берег

 

19

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

 

 

 

Обед

 

20

Звонкие и глухие согласные в середине слова.

 

 

 

 

 

21

Способы проверки написания звонких и глухих согласных в середине слова.

 

 

 

 

 

22

Объяснение написания слов со звонким и глухим согласным.

 

 

 

 

 

23

Упражнение в подборе проверочных слов путем изменения формы слова.

 

 

 

Автобус

 

24

Звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова. Объяснение написания.

 

 

 

Билет

 

25

Нахождение изученных орфограмм в тексте.

 

 

 

Ястреб

Работа с текстом

26

Контрольный диктант по теме «Звонкие и глухие согласные».

Работа над ошибками.

 

 

 

 

 

27

Написание поздравительной открытки.

 

 

 

Вдруг

Составление рассказа по плану

28

Повторение изученного материала.

 

 

 

 

 

 

II четверть

 

 

 

 

 

 

1

Повторение изученного материала за 1 четверть.

 

 

 

 

 

2

Ударение. Выделение ударной гласной в словах.

 

 

 

Магазин

 

3

Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные.

 

 

 

Фабрика

Озаглавливание текста

4

Изменения места ударения в словах.

 

 

 

 

 

5

Одинаковое написание ударной и безударной гласной в различных формах одного слова.

 

 

 

 

 

6

Правила проверки безударных гласных.

 

 

 

Иней

 

7

Правила проверки безударных гласных. Объяснение орфограмм.

 

 

 

 

 

8

Контрольный диктант по теме «Безударные гласные, проверяемые ударением».

Работа над ошибками.

 

 

 

 

 

9

Упражнение в нахождение слов с проверяемой безударной гласной среди других слов.

 

 

 

Шофер

 

10

Упражнение в нахождение слов с проверяемой безударной гласной в тексте. Объяснение орфограмм.

 

 

 

Завтрак

Составление текста по вопро-сам и картинкам

11

Дифференциация различных орфограмм.

 

 

 

 

 

12

Нахождение в тексте слов с безударной гласной.

 

 

 

Автомобиль

 

13

Непроверяемые безударные гласные.

 

 

 

Метро

 

14

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

 

 

 

Трамвай

 

15

Написание письма и адреса.

 

 

 

Спасибо

 

16

Повторение изученных орфограмм.

 

 

 

Трактор

 

17

Контрольный диктант по теме «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные».

Работа над ошибками.

 

 

 

 

 

18

Повторение изученного материала.

 

 

 

 

 

 

III четверть

 

 

 

 

 

 

1

Повторение материала, изученного в 1 полугодии.

 

 

 

 

 

2

Название предметов. Дифферен-циация слов по вопросам кто? что?

 

 

 

 

Замена повторя-ющихся слов.

3

Дифференциация слов, обозначающих один или много предметов.

 

 

 

Портрет

 

4

Изменение слов, обозначающих предмет, по вопросам.

 

 

 

Квартира,

 

5

Работа со словами синонимами.

 

 

 

Телефон

 

6

Название действий. Изменение слов по вопросам.

 

 

 

 

 

7

Работа со словами антонимами.

 

 

 

Телевизор

 

8

Выделение в тексте слов, обозначающих название предметов и их действий. Правильное их согласование.

 

 

 

 

 

9

Название предметов и действий. Правильное их согласование.

 

 

 

 

 

10

Название признаков. Изменение слов по вопросам.

 

 

 

Огромный

Дополнение предложений.

11

Согласование названий признаков предметов с названиями предметов

 

 

 

 

 

12

Работа со словами синонимами. Упражнение в сравнении.

 

 

 

 

Сравнение

13

Выделение в предложениях названий предметов, признаков, действий.

 

 

 

 

 

14

Закрепление изученного материала по теме «Название предметов, действий, признаков».

 

 

 

 

 

15

Контрольный диктант по теме «Название предметов, действий, признаков». Работа над ошибками.

 

 

 

 

 

16

Имена собственные.

 

 

 

Россия

 

17

Название морей, рек, озер, городов.

 

 

 

 

 

18

Правописание имен собственных.

 

 

 

Фамилия

 

19

Составление и написание письма родителям.

 

 

 

 

 

20

Предлог как отдельное слово.

 

 

 

Лестница

 

21

Предлоги: под, до, над, без, около, перед. Их различение и написание.

 

 

 

 

 

22

Изменение формы слова в зависимости от предлога.

 

 

 

Минута

Составление рассказа по картинке

23

Разделительный твердый знак. Правописание слов с раздели-тельным ъ.

 

 

 

 

 

24

Правописание слов с раздели-тельным ъ. Составление объявления.

 

 

 

 

Составление объявления

25

Контрольная работа по теме «Правописание предлогов со словами». Работа над ошибками.

 

 

 

 

 

26

Родственные слова. Знакомство с понятием.

 

 

 

 

 

27

Нахождение родственных слов в тексте. Обоснование выбора.

 

 

 

 

 

28

Единообразное написание корня в родственных словах. Словообразо-вание.

 

 

 

 

 

29

Безударные гласные в корне родственных слов. Их проверка.

 

 

 

 

 

30

Звонкие и глухие согласные в корне слова. Их проверка.

 

 

 

 

Повтор. изучен-ных орфограмм

31

Контрольная работа по теме «Единообразное написание корня». Работа над ошибками.

 

 

 

 

 

32

Составление и запись рассказа по серии картинок и опорным словам.

 

 

 

 

Составление рассказа

33

Упражнение в узнавании орфограмм.

 

 

 

 

 

34

Повторение изученного материала.

 

 

 

 

 

 

 

IV четверть

 

 

 

 

 

 

1

Повторение изученного материала за 3 четверть.

 

 

 

 

 

2

Предложение. Составление предложений.

 

 

 

Цыпленок

Составление предложений

3

Предложение. Понятие о том, что предложение выражает закончен-ную мысль.

 

 

 

Малина

Составление рассказа

4

Порядок слов в предложении.

 

 

 

Ягода

 

5

Изменение слов в предложении по смыслу.

 

 

 

Вагон

Вокзал

 

6

Разбор предложений по их смысло-вому составу, установление связи слов в предложении по вопросам.

 

 

 

Русский

 

7

Распространение предложений.

 

 

 

 

 

 

8

Обобщение знаний о предложении.

 

 

 

Мешок

 

9

Проверочный диктант по теме       «Порядок слов в предложении». Работа над ошибками.

 

 

 

 

 

10

Предложения повествовательные и вопросительные. Знаки препина-ния на конце.

 

 

 

Лягушка

Составление описания по вопросам

11

Членение сплошного текста на предложения. Виды предложений по интонации.

 

 

 

 

Интонирование предложения

12

Постановка вопроса к выделенным словам и запись предложений с вопросительным знаком.

 

 

 

Ящерица

Интонирование предложения

13

Восклицательные предложения. Восклицательный знак в конце предложения.

 

 

 

 

Интонирование предложения

14

Предложения различные по интонации. Умение правильно ставить знак препинания в конце предложения.

 

 

 

Полотенце

 

15

Контрольная работа по теме «Виды предложений по интонации». Работа над ошибками.

 

 

 

 

 

16

Сказуемое. Понятие о сказуемом как главном члене предложения.

 

 

 

 

 

17

Конструирование предложений с данным сказуемым.

 

 

 

 

 

18

Подлежащее. Понятие о подлежа-щем как главном члене предложения.

 

 

 

 

 

19

Конструирование предложений с данным подлежащим.

 

 

 

Театр

 

20

Выделение в тексте подлежащих и сказуемых. Понятие о них как о главных членах предложения. 

 

 

 

 

 

21

Распространение предложений по вопросам. Понятие о второстепен-ных членах предложения.

 

 

 

Костюм

 

22

Распространение предложений по вопросам. Выделение второстепен-ных членов предложения.

 

 

 

 

 

23

Закрепление изученного материала по теме «Главные и второстепен-ные члены предложения».

 

 

 

 

 

24

Итоговая контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

 

 

 

 

 

25

Повторение. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

 

 

 

 

 

26

Повторение. Название предметов, действий, признаков.

 

 

 

 

 

27

Повторение. Правописание предлогов со словами.

 

 

 

 

 

28

Повторение. Родственные слова.

 

 

 

 

 

29

Повторение. Виды предложений.

 

 

 

 

 

30

Повторение. Главные и второсте-пенные члены предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методических средств обучения

 

1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2002.

 

2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2009.

 

3. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Читай, думай, пиши. – М.: «Просвещение», 2006.

 

4. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.-  М.: «Просвещение», 2000.

 

5. Соболева О.П. «Сборник контрольных работ по русскому языку для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида». Белгород: Издательство Бел РИПКППС, 2007

 

6. 350 развивающих упражнений по русскому языку: Увлекательное пособие для учителей нач. кл. и мл. школьников/ Авт.- сост. Н. А. Юрьева.- Мн.: ООО «Юнипресс» 2004.

 

7. Волина В.В. «Великая грамматика», М., 1994.

 

8.  Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2001.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.