Рабочая программа по подготовке к ВПР по русскому языку «Веселая грамматика»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Салехарда
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по подготовке к ВПР
по русскому языку
общеинтеллектуальной направленности
«Веселая грамматика» (1 год обучения)
на 2021-2022 учебный год
Автор-составитель:
Назаренко Алла Марьяновна,
учитель начальных классов
г. Салехард, 2021
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселая грамматика» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Минобрнауки от 23.08.2017 г.№816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
САНПИН 2.4.3648-20 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в муниципальных образовательных организациях г. Салехарда (утверждены приказом департамента образования Администрации города Салехарда от 30.08.2018 г. № 929-о);
Положение МБОУ СОШ №6 «О применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (утверждено приказом от 26.03.2020 г. №122);
Данная программа предназначена для обучающихся 4-х классов и ориентирована на повышение мотивации к обучению русскому языку. Срок реализации программы – 1 год, объем программы –34 учебных часа. Уровень освоения программы – стартовый.
Программа разработана по принципу интеграции школьного и дополнительного образования в области русского языка.
нацелен на развитие интеллектуальных качеств учащихся и направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ.
Для реализации программного содержания используются:
1.Е.В.Волкова,Н.И.Ожогина ВПР Русский язык «Экзамен» М.2017
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается желанием детей узнать нечто новое о русском языке.
Отличительные особенности и новизна программы
Занятия по программе «Веселая грамматика» отличаются тем, что детям предлагаются увлекательные задания неучебного характера. Серьезная учебная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, содержание программы направлено на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. Программа реализуется на основе дифференцированного и личностно-ориентированного подходов в обучении, что позволяет индивидуализировать процесс применительно к большому числу детей, обладающих различными способностями.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при ее реализации у обучающихся возникает интерес к русскому языку, расширяется кругозор, развиваются коммуникативные качества личности, и как результат – активизируется участие детей в олимпиадах, предметных конкурсах и конференциях разного уровня.
Цель курса: повышение качества подготовки к ВПР выпускников начальной школы.
Задачи курса:
обучающие:
-формирование общеинтеллектуальных умений;
-углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру;
-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР.
развивающие:
-формирование и развитие логического мышления;
-развитие речи и словарного запаса учащихся;
-развитие внимание, памяти;
воспитательные:
-формирование положительной мотивации к учению;
-формирование умение работать в группе.
Организация учебного процесса:
Срок реализации программы – 1 год.
Количество часов по программе - 34 часа.
Продолжительность учебного часа – 40 минут.
Место проведения занятий – МБОУ СОШ №6.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся будут уметь:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
выполнять упражнения на смекалку, на сообразительность;
работать с дополнительной литературой;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
обращать внимание на особенностиустных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
У обучающихся будут формироваться метапредметные результаты:
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);
умение использовать знаково-символические средства;
умение формулировать собственное мнение и позицию.
договариваться с одноклассниками совместно с педагогом о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностными результатами изучения данной программы являются:
осознание роли языка и речи в жизни людей;
развитие любознательности,сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
• определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;
• определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами;
• применять правила правописания (в объеме содержания курса).
Учебно-тематический план
4 класс
| Разделы | Кол-во часов |
Русский язык | ||
1 | Фонетика и графика | |
2 | Состав слова | |
3 | Морфология | |
4 | Синтаксис | |
5 | Орфография | |
6 | Лексика | |
7 | Развитие речи | |
Итог | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Состав слова. | 1 | | |
2 | Главные члены предложения. Разбор предложения по членам | 1 | | |
3 | Однородные подлежащие. Однородные сказуемые. Разбор предложения с однородными членами | 1 | | |
4 | Ударение. Упражнение в постановке ударения в словах | 1 | | |
5 | Согласные звонкие, глухие, твердые, мягкие. | 1 | | |
6 | Части слова. Упражнение в разборе слов по составу | 1 | | |
7 | Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли текста | 1 | | |
8 | Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли текста | 1 | | |
9 | План текста. Упражнение в составление плана текста | 1 | | |
10 | План текста. Упражнение в составление плана текста | 1 | | |
11 | Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста | 1 | | |
12 | Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста | 1 | | |
13 | Слово и его лексическое значение | 1 | | |
14 | Слово и его лексическое значение | 1 | | |
15 | Часть речи-имя существительное. Упражнение в разборе имени существительного как части речи | 1 | | |
16 | Часть речи-имя существительное. Упражнение в разборе имени существительного как части речи | 1 | | |
17 | Часть речи-имя существительное. Упражнение в разборе имени существительного как части речи | 1 | | |
18 | Часть речи-имя существительное. Упражнение в разборе имени существительного как части речи | 1 | | |
19 | Часть речи-имя существительное. Упражнение в разборе имени существительного как части речи | 1 | | |
20 | Часть речи -имя прилагательное. Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи | 1 | | |
21 | Часть речи -имя прилагательное. Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи | 1 | | |
22 | Часть речи -имя прилагательное. Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи | 1 | | |
23 | Часть речи -имя прилагательное. Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи | 1 | | |
24 | Часть речи -имя прилагательное. Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи | 1 | | |
25 | Слово и его лексическое значение | 1 | | |
26 | Слово и его лексическое значение | 1 | | |
27 | Слова – синонимы | 1 | | |
28 | Слова – синонимы | 1 | | |
29 | Слова – синонимы | 1 | | |
30 | Глагол. Упражнение в разборе глагола как части речи | 1 | | |
31 | Глагол. Упражнение в разборе глагола как части речи | 1 | | |
32 | Глагол. Упражнение в разборе глагола как части речи. | 1 | | |
33 | Глагол. Упражнение в разборе глагола как части речи. | 1 | | |
34 | Глагол. Упражнение в разборе глагола как части речи. | 1 | | |
В период неблагоприятных погодных условий, карантина реализация дополнительной общеразвивающей программы «Веселая грамматика» может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Дистанционное обучение осуществляется с использованием электронных ресурсов: Viber, ZOOM, АИС «Сетевой город».
Материально-техническое и дидактическое обеспечение программы
учебный кабинет, оборудованный мебелью, компьютером, мультимедийным оборудованием;
презентации к занятиям;
методическая литература.
7