12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Адамова Нарема Семедовна1901 Адамова Нарема Семедовна.
Каждый учитель должен постоянно самосовершенствоваться. Обучая других- сам постоянно чему-то учишься. Приятно,когда твой труд не проходит даром, когда его плоды приносят хороший результат, радостно, когда твой труд востребован. Россия, Дагестан респ., Дербент Материал размещён в группе «Я - учитель начальных классов!» |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа была разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методических систем «Перспектива», «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений:
1. Критская Е.Д. Музыка: 3 класс (Текст): учебник для общеобразовательных учреждений / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М. : Просвещение, 2013.
2. Критская Е.Д. Музыка: 3 класс (Текст): рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М. : Просвещение, 2012.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки российской Федерации № 1067 от 19.12.2012 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017-2018 учебный год»;
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи музыкального образования на основе целевой установки:
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, отечественному и мировому музыкальному искусству, уважение к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки. Интереса к музыке и музыкальной деятельности, ассоциативно-образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизации).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
КРИТЕРИИ ОТБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА: заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слушание музыки. Опыт эмоционально образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам
музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем
многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное и индивидуальное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
В программе 2 класса семь разделов: «Россия – родина моя», «День, полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному (образовательному) плану образовательного учреждения на изучение музыки в 3 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;
- формирование личностного смысла постижения искусства;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению;
- уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
– наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
– устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 3 класс».
Тематическое планирование.
№ | Темы уроков | Планируемые результаты | Даты план | Факт | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Раздел 1. Россия – Родина моя (5ч.) | ||||||||
1 | Мелодия — душа музыки. Главная мелодия 2-й части из Симфонии № 4. П. Чайковский. «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника. | Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; | Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, Коммуникативные УУД: умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков Регулятивные УУД: выполнять творческие задания из рабочей тетради; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения. | ||||
2 | Природа и музыка. Звучащие картины. Романс из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. | Научатся: ориентироваться в музыкальных жанрах; выявлять жанровое начало музыки; оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание. | Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. | Представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России. формирование эстетических потребностей; | ||||
3 | Виват, Россия! Наша слава — русская держава. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в. | Научатся: выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. | Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради; Коммуникативные УУД: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста,. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. | Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; | ||||
4 | Кантата «Александр Невский» (фрагменты). С. Прокофьев. | Научатся: отличать кантату от канта; выявлять значимость трехчастного построения музыки. | Познавательные УУД: осознание действия принципа контраста в развитии образов кантаты С.Прокофьева; Коммуникативные УУД: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, Регулятивные УУД: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, | Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания. | ||||
5 | Опера «Иван Сусанин». М. Глинка. | Научатся: размышлять о музыкальных произведениях, и выражать свое отношение в процессе исполнения, | Познавательные УУД: овладение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления Коммуникативные УУД: умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций; Регулятивные УУД: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. | Проявлять эмоциональное отношение к искусству, активный интерес к музыке, эстетический взгляд на мир. | ||||
Раздел 2. День, полный событий (4ч.) | ||||||||
6 | Утро. «Утро».из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. «Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения; эмоционально сопереживать музыку. | Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений,. | ||||
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. «Золушка». Балет (фрагменты). С. Прокофьев. | Научатся воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности;. | Познавательные УУД: соотнесение графической записи с музыкальным образом; Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную. | Воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, | ||||
8 | В детской. Игры и игрушки. На прогулке. «С няней»; « С куклой» из цикла «Детская».. Слова и музыка М. Мусоргского. | Научатся: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях | Познавательные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. Регулятивные УУД: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,. | Развитие этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания | ||||
9 | Вечер. «Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева. Обобщающий урок 1 четверти. | Научатся: воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, | Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, предлагать помощь, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные УУД: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления; | ||||
Раздел 3. О России петь – что стремиться в храм ( 4ч.) | ||||||||
10 | «Радуйся Мария!». « Богородице Дево, радуйся!». «Аве, Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева. | Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону). | Познавательные УУД: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись); знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва); Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Воспитание духовно-нравственных качеств; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран; | ||||
11 | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама. «Мама», В.Гаврилина, сл. В.Шульгиной. | Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания, песни о маме; | Познавательные УУД: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись), Коммуникативные УУД: определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение. | формирование трепетных, нежных чувств к матери, развитие ассоциативно-образного мышления. | ||||
12 | Вербное Воскресенье. Вербочки. «Вербочки» А. Гречанинов, стихи А. Блока; | Научатся: выразительно, интонационно-осмысленно исполнить песни; проводить разбор музыкального произведения; анализировать картину (икону). | Познавательные УУД: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись); Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Воспитание духовно-нравственных качеств; совершенствование представлений о музыкальной культуре своей Родины. | ||||
13 | Святые земли Русской. Величание князю Владимиру и княгине Ольге; «Баллада о князе Владимире». | Научатся: выразительно, интонационно-осмысленно исполнить величания и песнопения; | Познавательные УУД: знакомиться с жанрами церковной музыки (величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты; Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; | Приобщение к духовно-нравственным идеалам, к историческому прошлому своей Родины. | ||||
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4ч.) | ||||||||
14 | Настрою гусли на старинный лад… Былина о Добрыне Никитиче. Обработка. Н. А. Римского-Корсакова. | Научатся: напевно, используя цепное дыхание, исполнить былину и песню без сопровождения; | Познавательные УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора. Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. | ||||
15 | Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». | Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации. | Познавательные УУД: расширение представлений о жанрах народной музыки, Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора Регулятивные УУД: формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала . | ||||
16 | Лель, мой Лель… Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Третья песня Леля. | Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации. | Познавательные УУД: выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора; Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала. | ||||
17 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Хор «Проводы Масленицы» из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. | Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации. | Познавательные УУД: понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала; | ||||
Раздел 5. В музыкальном театре (6ч.) | ||||||||
18 | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра « Руслан и Людмила». М. Глинка. | Научатся: воплощать музыкальные образы в пении, музицировании. | Познавательные УУД: обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека. Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки. Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности | ||||
19 | Опера «Орфей и Эвридика» - фрагменты. К.-В. Глюк. | Научатся: воплощать музыкальные образы в пении, музицировании. | Познавательные УУД: обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки. Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. | ||||
20 | Опера «Снегурочка»,- фрагменты. Н. Римский-Корсаков. | Научатся: воплощать музыкальные образы в пении, музицировании. | Познавательные УУД: обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; овладение логическими действиями сравнения, анализа. Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки. Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. | ||||
21 | «Океан – море синее». Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков. | Научатся создавать «живую картину»; Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности. | Познавательные УУД: накопление слуховых впечатлений и знаний о средствах и формах (вариационная) музыкальной выразительности; умение выполнять задания из рабочей тетради. Коммуникативные УУД: формирование навыков коммуникации, сотрудничества; участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация); рассуждать о смысле и значении вступления к опере. Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий. | Формирование смыслов учебной деятельности ребенка через развитие его творческого потенциала в игровой музыкальной деятельности. | ||||
22 | Балет «Спящая красавица». Фрагменты из балета П. Чайковского. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ. | Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из балета. Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; рассуждать о смысле и значении вступления к опере; рассуждать о значении дирижера в создании музыкального спектакля. Регулятивные УУД: умение самостоятельно выполнять задания из рабочей тетради. | Формирование интонационно-стилевого слуха; понимание образов добра и зла, участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. | ||||
23 | В современных ритмах. Фрагменты из мюзиклов «Звуки музыки» Р. Роджерса и «Волк и семеро козлят» А.Рыбникова. | Научатся: воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений. | Познавательные УУД: постижение интонационно-образной выразительности музыки, особенностей ее развития, музыкальной драматургии в целом при знакомстве с жанром мюзикла; готовность к логическим действиям; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер. Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: мотивированный выбор форм участия в исполнении фрагментов оперы (вокализация, драматизация, инсценирование) | Осознание триединства композитор-исполнитель-слушатель и роли каждого из них в создании и бытовании музыки; | ||||
Раздел 6. В концертном зале (6ч.) | ||||||||
24 | Музыкальное состязание Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть - фрагмент. П. Чайковский. | Научатся: узнавать тембры музыкальных инструментов; наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. | Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки, закрепления представлений о роли выдающихся солистов-музыкантов. Коммуникативные УУД: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыкантах. Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной). | Расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины, воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов. | ||||
25 | Обобщающий урок 3 четверти. Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов. Исполнение песен. | Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | Познавательные УУД: выполнение диагностических тестов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: развернутость анализа музыкального сочинения, оценивание качества музицирования; коррекция результатов | Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств. | ||||
26 | Музыкальные инструменты -флейта. Звучащие картины. «Шутка» из сюиты № 2 для оркестра. И.С. Баха. | Научатся: узнавать тембры музыкальных инструментов; наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров; различать на слух старинную и современную музыку; интонационно-осмысленно исполнять песни. | Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки, закрепления. Коммуникативные УУД: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыкантах; формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной). | Наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления. | ||||
27 | Сюита «Пер Гюнт». Пер Гюнт; Сюита № 1 -фрагменты; Сюита № 2 - фрагменты. Э. Григ. | Научатся: проводить интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений. | Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов. Коммуникативные УУД: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания. Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. | Развитие эмоциональной сферы. | ||||
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал Симфония № 3 «Героическая»- фрагменты. Л. Бетховен. | Проследить за развитием образов Симфонии № 3 Л. ван Бетховена. | Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование умения пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, музицировании; Коммуникативные УУД: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. | Развивать интонационное чувство музыки, чувство эмпатии, эмоциональный отклик на музыку. | ||||
29 | Мир Бетховена. Соната № 14 «Лунная»,. 1-я часть -фрагмент. Пьесы «Весело, грустно», «К Элизе». | Научатся: сопоставлять образы некоторых музыкальных произведений Л. Ван Бетховена. | Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование умения пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника; понимание знаково-символических средств воплощения содержания (информации) в музыке. Коммуникативные УУД: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. | Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств, добрых человеческих отношений. | ||||
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5ч.) | ||||||||
30 | Чудо музыка. «Мы дружим с музыкой». И. Гайдн, русский текст П.Синявского. «Чудо-музыка» Д. Кабалевский, сл. З. Александровой. | Научатся: определять характер, настроение, жанровую основу песен,. | Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Формирование эстетических потребностей, развитие эмоциональной сферы. | ||||
31 | Острый ритм – джаза звуки. Джазовые композиции: «Острый ритм» , «Безумная девчонка» Дж. Гершвина. | Научатся: импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни | Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Осознание роли серьезной и легкой музыки в жизни человека; | ||||
32 | Люблю я грусть твоих просторов. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. «Весна», « Осень», «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина | Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности и особенности музыкального языка музыки П.Чайковского и Э.Грига; | Познавательные УУД: осмысление взаимосвязи слова и мелодики в вокальных сочинениях, музыкальных понятий; Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки | Формирование эстетических потребностей, осознание роли природы в жизни человека. | ||||
33 | Мир Прокофьева. Певцы родной природы. «Шествие солнца». С. Прокофьев. | Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности и особенности музыкального языка музыки С.Прокофьева; | Познавательные УУД: формирование умения соотносить графическую запись с музыкальным образом; осмысление знаково-символических средств представления информации в музыке; Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе накопления интонационно-стилевого опыта учащихся. | Развивать чувство эмпатии, эмоциональное отношение к музыке; ассоциативно-образное мышление. | ||||
34 | Прославим радость на земле. «Радость к солнцу нас зовёт». Симфония №9 Л. Бетховена. | Научатся: оценивать музыкальные сочинения на основе своих мыслей и чувств. | Познавательные УУД: поиск способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради. Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений. | Развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры |