Рабочая программа по музыке для 3 класса

2
0
Материал опубликован 27 June 2018 в группе

 

Рассмотрено     
на заседании ШМО

«26» августа 2017г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
Хохлова Н.В
«26» августа 2017г.

      Утверждено:
      Директор школы
     Бронникова С.В
     «26» августа 2017г.

 

 

 

 

 

 

                                           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                     ПО МУЗЫКЕ

                                                         3 КЛАСС

                                              на 2017- 2018 уч. год

 


                                                                                  Учитель- Трушина Светлана Юрьевна

 


 

                                              Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 3 класса составлена на основе –
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт от 17.12. 2010г №1897- ПООП ООО одобрена решением федерального Учебно-методического объединения по общему образованию от 8.04.2015 № 1/ 15
С учетом:
1) Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОКШ с. Знаменка»
2) Учебного плана МБОУ «СОКШ с. Знаменка»
3) Федеральный перечень учебников утвержденный министерством образования науки 14.03.2013 № 25
4) Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании авторской программы по музыке для 1-4 кл. (Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013. – 107, [5] с.) и учебника по музыке: Музыка. 3 кл. 2 ч: учебник/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-9 - е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014. – 79, 1с.: ил.

Цель предмета:
Формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: - научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.

Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего обра­зования в 3 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю).

Основные требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса следующие:
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов (П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский- Корсаков, М.Глинка);
- уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;
- умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки и несложные элементы двухголосия;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

Личностные результаты: изучения курса «Музыка» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;
- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД :
- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 3-го класса);
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника.
Познавательные УУД :
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 3-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
- осуществление элементов синтеза как составление целого.
Коммуникативные УУД :
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

                              Основное содержание учебного предмета
Тема года: «Музыкальная прогулка»
Урок №1. Картины природы в музыке
Звуки природы как источник вдохновения творчества композиторов (на примере прелюдий «Паруса», «Ветер на равнине» К. Дебюсси). Знакомство с жанром прелюдии.Музыкальный материал: К. Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса» (в синтезаторной обработке, слушание); М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. «Волшебная палочка» (пение); К. Певзнер, стихи А. Арканова, Г. Горина. «Оранжевая песенка» (пение); Ю. Чичков, стихи П. Синявского. «Родная песенка» (пение).
Урок №2. Может ли музыка «нарисовать» портрет
Звукоподражание в музыке. Его роль в передаче голосов природы, в обрисовке музыкальных образов. «Портрет» в музыке. Изобразительные свойства музыки в передаче портрета героя произведения, его характера. Музыкальный материал: К. Дакен. Кукушка (слушание); С. Прокофьев. «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» (ф-т) (слушание); «Кукушка» швейцарская народная песня (пение); М. Старокадомский, стихи А. Барто «Любитель-рыболов» (пение).
Урок №3. В сказочной стране гномов
Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ «Шествие гномов». Воплощение музыкального содержания в трёхчастной форме. Специфические особенности трёхчастности: сходство крайних разделов, серединный контраст.Музыкальный материал: Э. Григ «Шествие гномов» (слушание); Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии «Тролли» (пение); А. Журбин, стихи П. Синявского «Смешной человечек» (пение, импровизация).
Урок №4. Многообразие в единстве: вариации.
Знакомство с вариационной формой. Сходство и отличия в вариационной форме. Изменения характера темы в условиях вариационного развития. Музыкальный материал: П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание); «В сыром бору тропина» русская народнаяпесня (пение)
Урок №5. «Дела давно минувших дней…»
Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила». Знакомство с жанром арии. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение состояний от мрачного до победного, решительного. Музыкальный материал: М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. «Русская изба» (пение).
Урок №6. «Там русский дух... там Русью пахнет!»
Претворение мотивов русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов. Сюжеты и герои. Эпические произведения искусства: характерные типологические особенности. Музыкальный материал:Т. Чудова. «Протяжная» из цикла «Четыре пьесы для фортепиано» (слушание); А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I часть, фр-т (слушание); Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского. «Родные места» (пение).
Урок №7. «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»
Историческая, музыкально-патриотическая тема. Отражение патриотических черт русского характера в музыке хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Контраст образов – русских освободителей и немецких рыцарей-крестоносцев – в музыке Прокофьева. Знакомство с жанром кантаты. Музыкальный материал:С. Прокофьев. «Ледовое побоище»; «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» (слушание); Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Край, в котором ты живешь (пение).
Урок №8-9. Бег по кругу: рондо
Знакомство с формой музыкального рондо: история возникновения, строение (разделы формы, их особенности), характер содержания. Музыкальный материал: Л. Бетховен. «Ярость из-за потерянного гроша» фр-т (слушание); М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); В. Алеев, стихи Т. Науменко. «Весёлое рондо (пение, театрализация).
Урок №10-12. Какими бывают музыкальные интонации
Многообразие музыкальных интонаций. Их связь с различными образными сферами. Воплощение музыкальных интонаций в драматических и лирических произведениях. Музыкальный материал: Л. Бетховен. «Гремят барабаны» (слушание); В. А. Моцарт. Концерт №21 для фортепиано с оркестром, II часть (слушание); М. Мусоргский. «С куклой», из вокального цикла «Детская» (слушание); Л. Лядова, стихи И. Шаферана. «Барабан» (пение, игра на детских музыкальных инструментах); Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. «Зима» (пение); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. «Добрый день!» (пение).
Урок №13. Знаки препинания в музыке
Междисциплинарная тема. Знаки препинания в русском языке и «знаки препинания» в музыке. Их смысловое соотнесение и художественно-выразительное значение. Роль «знаков препинания» в строении музыкальной речи. Сравнение речевых и музыкальных интонаций.Музыкальный материал: Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7 (слушание); Л. Бетховен. Симфония № 5, I часть, главная партия (слушание); Г. Телеман, стихи Д. Штопле. «Счастье» (пение).
Урок №14. «Мороз и солнце, день чудесный…»
Отражение в музыке настроений, связанных с воспеванием красоты природы. Пейзаж в музыке (на примере пьесы «Ноябрь. На тройке» П. Чайковского).Музыкальный материал: П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Кабы не было зимы» (пение, импровизация).
Урок №15-16. «Рождество Твое, Христе Боже наш…»
Праздник Рождества Христова. Его история, атрибуты. Обычаи празднования Рождества на Руси. Знакомство с жанром колядок.
Музыкальный материал: А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...» (слушание); Н. Римский-Корсаков. «Колядка дивчат» из оперы «Ночь перед Рождеством», I действие (слушание);В. Алеев, стихи Т. Науменко. «Если дети верят в чудо» из детского спектакля «Щелкунчик» (пение); Е. Птичкин, стихи В. Степанова. «Художник Дед Мороз» (пение); Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. «Песенка о снежинке» (пение).
Урок №17. Колокольные звоны на Руси
Значение колокольного звона в жизни русского народа. Большие и малые колокола, особенности их звучания. Воспроизведение колокольного звона в музыке русских композиторов.Музыкальный материал: Ростовские колокольные звоны (слушание);Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град» из оперы «Сказание о невидимомграде Китеже и деве Февронии» (слушание); «Колокольный звон» музыка и стихи неизвестного английского автора (пение);Д. Тухманов, стихи Ю. Энтина. «Колокольчик мой хрустальный» (пение).
Урок №18. Музыка в храме
Причинная обусловленность возвышенного состояния души человека во время посещения службы в храме. Хоровое пение в храме. Смысл главного правила церковного пения. Характер церковных песнопений. Музыкальный материал: М. Мусоргский. Пролог из оперы «Борис Годунов», фрагмент (слушание); П. Чайковский. «В церкви» из «Детского альбома» (слушание); «Небо и земля» народное песнопение (пение).
Урок №19. М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки
Музыка на Руси (исторический аспект). Сочетание русской народной песенности и профессионального музыкального искусства в творчестве М. И. Глинки. Музыкальный материал: М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслани Людмила», фрагмент (слушание);М. Глинка, стихи В. Забилы. «Ты, соловушка, умолкни» (пение);М. Глинка. «Арагонская хота», обработка длядетского оркестра Т. Бейдер, фрагмент (играна детских музыкальных инструментах).
Урок №20. Что такое патриотизм?
Музыкально-патриотическая тема. Любовь к родной стороне (на примере Протяжной песни Садко из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»). «Одушевление» природы в музыке, духовное единение человека с природой.Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко» (слушание); М. Глинка, стихи А. Машистого. «Патриотическая песня» (слушание); Л. Афанасьев, стихи И. Шаферана. «Гляжу в озёра синие» (пение).
Урок №21. Русский национальный герой Иван Сусанин
Музыкально-патриотическая тема. Подвиг во имя Отечества: «Иван Сусанин» К. Рылеева и М. Глинки. Объединение в арии Сусанина черт эпического, драматического и лирического произведений. Причинность этого объединения. Музыкальный материал: М. Глинка. Ария Ивана Сусанина; Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (слушание); М. Глинка. Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», обработка для детского оркестра Н. Ветлугиной (игра на детских музыкальных инструментах).
Урок №22. Прощай, Масленица!
Старинный славянский праздник проводов зимы. Обычаи празднования Масленицы на Руси. Отражение обряда проводов Масленицы в музыкальных произведениях (на примере оперы И. Римского-Корсакова «Снегурочка»).Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» (слушание); Н. Римский-Корсаков, стихи И. Устюжанина. «Проводы зимы» (пение);«Перед весной» русская народная песня, обработка В. Попова (пение).
Урок № 23-24. Музыкальная имитация
Знакомство с полифонией в музыке. Имитация как важнейший приём полифонического письма. Роль имитации в форме фуги. Музыкальный материал: С. Ляховицкая. «Дразнилка» (слушание); В. Шаинский. «Весёлая фуга» (слушание); «Со вьюном я хожу» русская народная песня (пение).
Урок №25. Композиторы - детям
Мир сказочных образов, игр и забав в музыке для детей. Идея победы добра над злом в опере-сказке С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам».Музыкальный материал: С. Прокофьев. «Пятнашки» из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание); С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» (слушание); В. А. Моцарт. «Детские игры» (пение).
Урок №26. Картины, изображающие музыкальные инструменты
Междисциплинарная тема. Музыкальные инструменты на картинах художников. Соотнесение сюжетов и образов живописных и музыкальных произведений, составляющих содержание темы.
Художественный материал:
Живопись
Караваджо. «Лютнист»;
Ф. Гварди. «Концерт»;
Д. Тенирс. «Концерт семьи Тенирс на террасе»;
О. Ренуар. «Урок игры на гитаре».
Музыка
Л. Нарваэс. Фантазия на тему «Guardamelasvасаs» («Охраняй моих коров») (звучание лютни, слушание);
Г. Ф. Гендель. Siciliana; Аllеgrо из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор (слушание);
Ф. Таррега. «Воспоминания об Альгамбре» (звучание гитары, слушание).
Песенный репертуар:
Б. Окуджава. «Музыкант» (слушание, пение).
Урок №27. «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана
Знакомство с некоторыми важнейшими правилами (советами), адресованными Р. Шуманом юным музыкантам. Музыкальный материал: «Много песен мы споем» венгерская народная песня (пение).
Урок №28. Струнные смычковые инструменты
Группа струнных смычковых инструментов. Общие и отличительные особенности струнных смычковых. Их сольное и ансамблевое звучание. Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); А. Дворжак. Мелодия (слушание); Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание); Р. Бойко, стихи И. Михайловой. «Скрипка» (пение).
Урок №29-30. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»
Особенности музыкального содержания, «рассказанного» музыкальными инструментами: С. Прокофьев. «Петя и волк». Знакомство с группой деревянных духовых инструментов, а также некоторыми ударными инструментами (большим барабаном и литаврами).Музыкальный материал: С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» (слушание); В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. «В мире много сказок» (пение).
Урок №31. Вечная память героям. День Победы
Музыкально-патриотическая тема. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Музыка в годы войны. Песни военного времени, их огромное значение для укрепления силы духа русского народа. Музыкальный материал: Р. Шуман. «Грезы» из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание); Д. Тухманов, стихи В. Харитонова. «День Победы» (слушание, пение); Д. Тухманов, стихи А. Поперечного. «Аист на крыше» (пение); «Солдатушки, бравы ребятушки» русскаянародная песня (пение).
Урок №32. Легко ли быть музыкальным исполнителем?
Закрепление через изображение и поэтический текст в учебнике понятия ансамбль. Акцентирование внимания на слаженности ансамблевого исполнения. Проблемная постановка вопроса, в результате которой учащиеся приходят к верному выводу: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»Музыкальный материал: А. Зацепин, стихи А. Дербенева. «Волшебник» (пение); М. Минков, стихи Ю. Энтина. «Да здравствует сюрприз!» (пение).
Урок №33. Выдающиеся музыканты-исполнители
Знакомство по изображению с выдающимися отечественными музыкантами – С. Рихтером, Д. Ойстрахом, И. Козловским. Главные отличительные особенности их исполнительского мастерства. Прослушивание произведений в их исполнении.Музыкальный материал: С. Рахманинов. Прелюдия си-бемоль мажор, соч. 23 № 2 (в исполнении С. Рихтера, слушание); К. Сен-Санс. Рондо-каприччиозо из цикла «Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки и оркестра» фрагмент (в исполнении Д. Ойстраха, слушание); М. Мусоргский. Сцена с Юродивым из оперы «Борис Годунов» фрагмент (в исполнении И. Козловского, слушание); немецкая народная песня «Музыканты» (пение).
Урок №34. Концертные залы мира
Знакомство по изображениям с ведущими концертными залами мира – Большим залом Московской консерватории, Московским международным Домом музыки, Санкт-Петербургской филармонией (Россия); Карнеги-холл (США); Альберт-холл (Англия). Знакомство с жанром концерта (на примере Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского).Музыкальный материал:П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть, кода (слушание); песенный материал по выбору учителя (учащихся)

Виды и формы контроля
Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- синквейн;
- кластер
- цифровой диктант;
- тест.


                                               Календарное планирование

урока

Раздел, тема

Дата по плану

Корректировка

Тема года: «О чём рассказывает музыка»

   

1.

Картины природы в музыке

   

2.

Может ли музыка «нарисовать» портрет?

   

3.

В сказочной стране гномов

   

4.

Многообразие в единстве: вариации

   

5.

«Дела давно минувших дней…»

   

6.

«Там русский дух… там Русью пахнет!»

   

7.

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»

   

8-9.

Бег по кругу: рондо

   

10-12.

Какими бывают музыкальные интонации

   

13.

Знаки препинания в музыке

   

14.

«Мороз и солнце, день чудесный…»

   

15-16.

«Рождество Твое, Христе Боже наш…»

   

17.

Колокольные звоны на Руси

   

18.

Музыка в храме

   

19.

М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки

   

20.

Что такое патриотизм?

   

21.

Русский национальный герой Иван Сусанин

   

22.

Прощай, Масленица!

   

23-24.

Музыкальная имитация

   

25.

Композиторы детям

   

26.

Картинки, изображающие музыкальные инструменты

   

27.

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана

   

28.

Струнные смычковые инструменты

   

29-30.

С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

   

31.

Вечная память героям. День Победы

   

32.

Легко ли быть музыкальным исполнителем?

   

33.

Выдающиеся музыканты-исполнители

   

34.

Концертные залы мира

 
 
 
                                 Методические пособия для учителя
В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013. – 107, [5] с.) и учебника по музыке: Музыка. 3 кл. 2 ч: учебник/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-9 - е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014.
Музыка. 3 класс [Электронный ресурс] : фонохрестоматия на 2 CD / В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2012. - 2 электрон, опт. диска (CD-Rom).
Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001.
Дмитриева, Л. Г. Черноиваненко, Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000.
Безбородова, Л. А. Алиев, Ю. Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Абдуллин Э.Б, «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Абдуллин, Э. Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе». – М.: Просвещение, 1983.
Аржаникова, Л. Г. «Профессия – учитель музыки». – М.: Просвещение, 1985.
Дмитриева, Л. Г., Черноиваненко, Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.