РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Музыка» УМК «Школа России», 2 класс
Количество часов на год: 32 часа
Всего в неделю: 1 час
Уровень: базовый
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно -методических документов:
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, в рамках организации обучения в 1-4 классах.
- Планируемые результаты начального общего образования, примерной программы по музыке; Сборник: Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Ч.2 М. Просвещение 2011. Стандарты второго поколения)
- Примерная программа. «Музыка». Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской 1-4 кл. М. Просвещение. 2015.
Общая характеристика предмета
Цель: воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства
Место курса «Музыка» в учебном плане
На изучение музыки в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 32 часа. На внутрипредметный модуль «Мировая художественная культура» (изучается на основе учебного пособия «Музыка» под редакцией Е.Д. Критской) выделяется 20 % - 7 часов. Во 2 классе взято 2 ч отводится на изучение «Истоки».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личному развитию учащихся. Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.
Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.
Приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия.
Ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макросоциума.
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.
Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия.
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
Предметные результаты:
Развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности.
Развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека.
Готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Содержание учебного предмета.
Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.
Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.
Методы музыкального образования и воспитания
младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:
— метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
— метод интонационно-стилевого постижения музыки;
— метод эмоциональной драматургии;
— метод концентричности организации музыкального материала;
— метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
— метод создания «композиций»в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.;
— метод игры;
— метод художественного контекста (выхода за пределы музыки.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях(речевой, вокальной, ритмической, пластической; в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку; в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?
Методы музыкального образования и воспитания
младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:
— метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
— метод интонационно-стилевого постижения музыки;
— метод эмоциональной драматургии;
— метод концентричности организации музыкального материала;
— метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
— метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
— метод игры;
— метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе II—IV классов семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».
Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
В учебниках и рабочих тетрадях проблемные вопросы и задания нацеливают учащихся на самостоятельную работу в классе и дома (при наличии у ребенка аудиокассеты — домашней фонотеки по программе), исполнение песен и основных тем сочинений крупных жанров, дирижирование, музыкальные игры.
Содержание музыкального материала
Раздел 1. «Россия — Родина моя» (3ч)
Музыкальные образы родного края. Песенность, как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
Музыкальный материал
«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
«Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.
«Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.
«Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Раздел 2. «День, полный событий» (6ч)
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.
Музыкальный материал
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
«Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.
«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.
«Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.
«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.
«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (7ч)
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.
Музыкальный материал
«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.
Народные песнопения о Сергии Радонежском.
«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.
«Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.
Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч)
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
Музыкальный материал
Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».«Наигрыш». А. Шнитке.
Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли». «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.
«Камаринская». П. Чайковский. Прибаутки. В. Комраков, слова народные.
Масленичные песенки. Песенки-заклички, игры, хороводы.
Раздел 5. «В музыкальном театре» (5ч)
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Музыкальный материал
«Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.
«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.
«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.
Раздел 6. «В концертном зале» (5ч)
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Музыкальный материал
Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.
«Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
«Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (3ч)
Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
Музыкальный материал
«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.
«Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.
«Колыбельная». Б. Флис — В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
«Песня жаворонка». П. Чайковский.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.
«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.
«Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.
«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.
«Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 2 класс
32 часа (1 час в неделю)
№ |
Разделы и темы |
Кол-во часов |
Дата |
Россия-Родина моя (3 часа) |
|||
1 |
Мелодия. |
1 |
02.09 |
2 М.№1 |
Здравствуй, Родина моя! Мировая художественная культура: Музыкальные образы родного края. |
1 |
09.09 |
3 |
Гимн России. |
1 |
16.09 |
День, полный событий (6 часов) |
|||
4 |
Музыкальные инструменты (фортепиано) |
1 |
23.09 |
5 |
Природа и музыка. Прогулка. |
1 |
30.09 |
6 |
Танцы, танцы, танцы… |
1 |
07.10 |
7 |
Эти разные марши. Звучащие картины. |
1 |
14.10 |
8 М.№ 2 |
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Мировая художественная культур: Проект « Колыбельные песни» |
1 |
21.10 |
9 |
Обобщающий урок по теме |
1 |
28.10 |
«О России петь – что стремиться в храм». ( 7часов) |
|||
10 |
Великий колокольный звон. Звучащие картины. |
1 |
11.11 |
11 |
Русские народные инструменты. . |
1 |
18.11 |
12 |
Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. |
1 |
25.11 |
13 |
Молитва. |
1 |
02.12 |
14 М.№ 3 |
С Рождеством Христовым! Мировая художественная культура: Колядки |
1 |
09.12 |
15 |
Музыка на Новогоднем празднике. |
1 |
16.12 |
16 |
Обобщающий урок по теме: О России петь - что стремиться в храм. |
1 |
23.12 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа) |
|||
17 |
Плясовые наигрыши. Разыграй песню. |
1 |
|
18 М.№ 4 |
Музыка в народном стиле. Мировая художественная культура: «Сочини песенку» |
1 |
|
19 М.№ 5 |
Проводы зимы. Встреча весны . Мировая художественная культура: Вороний праздник. |
1 |
|
В музыкальном театре (5 часов) |
|||
20 |
Детский музыкальный театр. Опера |
1 |
|
21 |
Балет. |
1 |
|
22 М.№ 6 |
Театр оперы и балета. Мировая художественная культура: Волшебная палочка дирижера. |
1 |
|
23 |
Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье. |
1 |
|
24 |
Увертюра. Финал. |
1 |
|
В концертном зале ( 5 часов) |
|||
25 |
Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». |
1 |
|
26 |
Обобщающий урок 3 четверти. |
1 |
|
27 |
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление |
1 |
|
28 |
«Звучит нестареющий Моцарт». |
1 |
|
29 |
Симфония № 40. Увертюра |
1 |
|
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. ( 3часа) |
|||
30 М.№ 7 |
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). Мировая художественная культура: И все это – Бах. |
1 |
|
31 |
Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. |
1 |
|
32 |
Итоговый урок «Мелодия - душа музыки». Прослушивание музыкальных произведений |
1 |
|
Итого |
32 |