Рабочая программа по профильному труду на тему «Ремесло» (9 класс)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа - интернат»
СОГЛАСОВАНО заменитель директора по УВР _____________С.Н. Резинкова
«__» _________ 2021г.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ №-__
Директор:______Т.С. Кононова
«__» ____________ 2021г.
Рабочая программа по предмету
Профильный труд
«Ремесло»
9С класс
Рассмотрена и утверждена
на Педагогическом Совете
Протокол № ___ от__________
Составитель:
Самсонов Алексей Алексеевич.
Учитель
р.п. Лебяжье, 2022г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ (ст.2 п.22; ст.12 п.1,5; ст.28 п.26; ст. 47 п.3 п.п.5; ст.48 п.1п.п.1);приказа Министерства образования и науки от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений Курганской области, с учетом СанПиН 2.4.2.3286-15,
Перечень нормативных документов:
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития Вариант 2
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Уровень программы – коррекционно-развивающий.
Учебным базисным планом предусматривается проведение предмета «Ремесло», 9 класс: 4 часа. Учебный материал в программе распределён по классам в течение года с учётом психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Общая характеристика программы:
«Ремесло» – пятигодичная комплексная программа, предназначенная для организации работы по трудовому обучению с текстильными материалами детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Отсутствие специальных программ по ремеслу для этой категории детей явилось необходимостью создания данной программы.
Целью трудового обучения является подготовка детей и подростков с умеренной умственной отсталостью к доступной трудовой деятельности.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные задачи:
1.1 формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием
1.2 Формировать умение участия в трудовых отношениях в условиях коллективной работы.
2. Коррекционно-развивающие задачи:
2.1 развитие интереса к трудовой деятельности;
2.2 Развивать и корректировать эмоционально-волевую сферу учащихся в процессе трудовой деятельности.
2.3 Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
3.1 Воспитывать нравственно-трудовые качества личности, характеризующиеся трудолюбием, трудовой дисциплиной, способностью к деловому общению в коллективном труде.
3.2 Воспитывать культуру труда, выражающую уровень творческого развития личности.
3.3 Прививать бережное отношение к орудиям, приспособлениям, инструментам и расходным материалам труда.
На каждом из уроков проводится работа, направленная на коррекцию мелкой моторики рук, глазомера, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, на коррекцию речи учащихся. При сообщении детям новых сведений их свойствах уточняется и расширяется кругозор детей, формируется познавательный интерес к урокам ремесла. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к дальнейшему труду, который будет осуществляться в последующих классах.
Особенности психофизического развития данной категории детей являются причиной того, что на первых порах обучения ученики нуждаются в значительной помощи учителя и ещё не могут самостоятельно выполнять многие трудовые задания. Однако помощь педагога на разных этапах обучения должна варьироваться и постепенно уменьшаться.
Основное содержание подготовки состоит в том, чтобы в процессе обучения сформировать у детей умения выполнять отдельные трудовые приемы, дать определённую сумму специальных знаний. На уроках труда учителю следует выявлять возможности каждого ученика обучению и соответствующим образом ориентировать его. При обучении труду также необходимо систематически осуществлять стетическое воспитание. Помочь детям понять и почувствовать красоту изделий, красоту материала, отличать аккуратные работы от плохих, некачественно сделанных работ. Учителю нужно в каждом конкретном случае определить, на чём именно заострить внимание учащихся.
В программу включены следующие разделы:
Художественное выжигание
Игрушки из древесного материала
Отделка древесины лакокрасочными материалами
Изготовление столярных изделий
Соединение деталей с помощью шурупов
Изготовление скамейки
Ремонт мебели, изготовление недостающих деталей
Темы в программе могут быть исключены и или включены новые темы, относящиеся к народным ремеслам, в зависимости от технического оснащения школы, профессионального уровня учителя, места проживания воспитанников, а также от народных традиций данной местности.
Особенности психофизического развития данной категории детей являются причиной того, что на первых порах обучения ученики нуждаются в значительной помощи учителя и ещё не могут самостоятельно выполнять многие трудовые задания. Однако помощь педагога на разных этапах обучения должна варьироваться и постепенно уменьшаться.
Основное содержание подготовки состоит в том, чтобы в процессе обучения сформировать у детей умения выполнять отдельные трудовые приемы, дать определённую сумму специальных знаний. На уроках труда учителю следует выявлять возможности каждого воспитанника обучению и соответствующим образом ориентировать его. При обучении труду также необходимо систематически осуществлять эстетическое воспитание. Помочь детям понять и почувствовать красоту изделий, красоту материала, отличать аккуратные работы от плохих, некачественно сделанных работ. Учителю нужно в каждом конкретном случае определить, на чём именно заострить внимание обучающихся.
Тематика занятий строится с учётом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более успешно усваивающим предмет детям предлагается более сложная конструкция, менее подготовленным модно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.
Контрольные работы составляются учителем, с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей детей, объёма изученного материала, с опорой на разработанное тематическое планирование.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, коллективные, групповые.
Технология обучения: вводный урок, урок формирования (сообщения) новых знаний, урок формирования и закрепления умений и навыков обобщающий (повторительно-обобщающий) урок, комбинированный урок.
Методы, в основе которых лежит способ организации урока:
словесный (беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по образцу, по инструкционным картам, схемам, по памяти).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчёт о проделанной работы.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие |
1 |
1.1 |
Вводное занятие. Правила безопасности. |
1 |
3 |
Художественное выжигание |
14 |
3.1 |
ТБ при работе с электровыжигателем. |
1 |
3.2 |
Подготовка материалов. |
2 |
3.3 |
Перевод рисунка |
2 |
3.4 |
Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. |
5 |
3.5 |
Раскраска выжженного рисунка и тонировка в нужный цвет. |
4 |
4 |
Игрушки из древесного материала. |
30 |
4.1 |
Техника безопасности и правила организации рабочего |
2 |
4.2 |
Рисунок детали изделия: назначение. |
3 |
4.3 |
Рисунок детали изделия: выполнение, обозначение размеров. |
3 |
4.4 |
Шило, назначение, правила безопасной работы. |
3 |
4.5 |
Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков |
3 |
4.6 |
Одновременная заготовка одинаковых деталей |
3 |
4.7 |
Пиление полосок фанеры в приспособлении. |
3 |
4.8 |
Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. |
3 |
4.9 |
Сборка и контроль изделий. |
7 |
5 |
Отделка древесины лакокрасочными материалами |
21 |
5.1 |
Техника безопасности и правила организации рабочего. |
1 |
5.2 |
Чистовая обработка поверхности материалов. |
2 |
5.3 |
Практическая работа по теме: «Лакирование изделия». |
3 |
5.4 |
Восстановление естественного цвета древесины. |
4 |
5.5 |
Правила и особенности покрытия изделия олифой. |
2 |
5.6 |
Технология просушки изделия после покрытия олифой. |
2 |
5.7 |
Травление древесины, лакировка |
1 |
5.8 |
Практическая работа по теме: «Лакирование изделия». |
3 |
5.9 |
Технология просушки изделия после лакирования. |
3 |
6 |
Изготовление столярных изделий |
10 |
6.1 |
Понятие шероховатость обработанной поверхности детали. |
1 |
6.2 |
Требования к материалу для ручки инструмента. |
1 |
6.3 |
Подбор материала. |
1 |
6.4 |
Изготовление ручки для молотка. |
6 |
6.5 |
Чистовая обработка изделия. |
1 |
7 |
Соединение деталей с помощью шурупов |
28 |
7.1 |
Шило граненое, буравчик: назначение, применение. |
1 |
7.2 |
Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. |
1 |
7.3 |
Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. |
2 |
7.4 |
Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью. |
2 |
7.5 |
Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью. |
5 |
7.6 |
Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. |
2 |
7.7 |
Завинчивание шурупов. |
10 |
7.8 |
Проверка правильности сборки. |
2 |
7.9 |
Отделка изделия шлифовкой и лакированием. |
3 |
8 |
Изготовление скамейки |
12 |
8.1 |
Подбор материалов. Разметка деталей скамейки. |
2 |
8.2 |
Изготовление заготовок для ножек скамейки. |
2 |
8.3 |
Изготовление основания скамейки. |
2 |
8.4 |
Чистовая обработка изделия. скамейки. |
2 |
8.5 |
Сборка деталей скамейки. |
3 |
8.6 |
Анализ выполненного изделия. |
1 |
9 |
Ремонт мебели, изготовление недостающих деталей |
20 |
9.1 |
Износ мебели: причины, виды. |
1 |
9.2 |
Ремонт: технические требования к качеству |
1 |
9.3 |
Выявление повреждений на мебели. |
2 |
9.4 |
Подготовка к переклейке соединения. |
2 |
9.5 |
Переклейка соединения. |
3 |
9.6 |
Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. |
3 |
9.7 |
Восстановление облицовки. |
4 |
9.8 |
Изготовление и замена поврежденных деталей. |
4 |
|
Итого: |
136 |
Содержание тем учебного курса
Художественное выжигание -14 ч.
ТБ при работе с электровыжигателем. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Подготовка материалов. Перевод рисунка. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. Раскраска выжженного рисунка и тонировка в нужный цвет.
Практическая работа по теме: «Изготовление настенного панно» «Практическая работа по теме: «Изготовление сувенира».
Игрушки из древесного материала – 30 часов.
Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.
Теоретические сведения. Техника безопасности и правила организации рабочего. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, правила безопасной работы.
Практичесие работы. Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.
Отделка древесины лакокрасочными материалами – 21 час.
Техника безопасности и правила организации рабочего. Чистовая обработка поверхности материалов. Восстановление естественного цвета древесины. Правила и особенности покрытия изделия олифой. Технология просушки изделия после покрытия олифой.
Травление древесины, лакировка. Технология просушки изделия после лакирования.
Практическая работа по теме: «Лакирование изделия».
Изготовление столярных изделий – 10 часов
Понятие шероховатость обработанной поверхности детали. Требования к материалу для ручки инструмента. Подбор материала. Изготовление ручки для молотка. Чистовая обработка изделия.
Соединение деталей с помощью шурупов (28 часов)
Изделие. Настенная полочка.
Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик: назначение, применение.
Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной.
Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.
Умение. Работа буравчиком, ручной дрелью.
Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью.
Практические работы. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием.
Изготовление скамейки - 12 часов
Подбор материалов. Разметка деталей скамейки. Изготовление заготовок для ножек скамейки. Изготовление основания скамейки. Чистовая обработка изделия. скамейки. Сборка деталей скамейки. Анализ выполненного изделия.
Ремонт мебели, изготовление недостающих деталей – 10 ч
Объекты работы. Стул. Стол. Шкаф.
Теоретические сведения. Износ мебели: причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды (восстановление шиповых соединений, покрытий лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей), правила безопасности при выполнении.
Практические работы. Выявление повреждений на мебели. Подготовка к переклейке соединения. Переклейка соединения. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей.
Учащийся должен знать:
Устройство, назначение и приемы безопасной работы основными столярными инструментами;
Распознавать виды пиломатериалов;
Иметь общее представление о строении древесины;
Учащийся должен уметь:
Приемы безопасной работы основными столярными инструментами;
Приемы выполнения элементов простых соединений по готовой разметке.
Нормы оценок
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Оценке результатов практической работы обучающегося на уроке всегда предшествует самооценка самого обучающегося и взаимооценка одноклассников. В конце каждого урока выделяется время для этой работы. Форма обсуждения практических работ:
1.«Что нравится в рисунке?», «У кого получилось лучше то или иное изображение».
2. «Цепочка». Вопрос: «Чья работа вам нравится больше всего? Почему?». Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждается каждая работа. В обсуждении принимает участие все обучающиеся.
Оценка учителем устных ответов и практической работы обучающихся должна осуществляться с учётом их индивидуальных возможностей, здоровья.
Итоговый контроль может проходить в форме творческой работы по заданной теме.
Критерии оценки:
владение материалом;
при работе по образцу - сходство с образцом;
аккуратность;
соблюдение ТБ.
Умения обучающихся оцениваются по результатам выполнения практических заданий, при этом учитывается доля самостоятельности при выполнении работы.