Рабочая программа по природоведению для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат
Пояснительная записка к рабочей программе
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель реализации АООП УО (вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Общая характеристика АООП УО (вариант 1), разработанной с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Кольчугино» обеспечивает требуемые для обучающихся условия обучения и воспитания с учетом имеющихся у них нарушений, в том числе нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройств аутистического спектра.
АООП УО (вариант 1) включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Сроки реализации АООП УО (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью составляют (интеллектуальными нарушениями) 9-13 лет7.
В реализации АООП УО (вариант 1) может быть выделено два или три
этапа:
I этап - 1-4 классы и дополнительный класс;
II этап - 5-9 классы;
III этап - 10-12 классы.
Цель второго этапа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:
а) выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
б) введение специальных учебных предметов и коррекционных курсов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира, целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
в) опора на формирование и развитие познавательной деятельности и познавательных процессов, овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
г) возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
д) психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогического работниками и другими обучающимися;
е) раскрытие интересов и способностей обучающихся в разных видах практической и творческой деятельности с учетом структуры нарушения, индивидуальных особенностей;
ж) психолого-педагогическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации;
з) постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.
Учебный план образовательного учреждения на 2023-2024 учебный год.
Для реализации программного содержания курса используется учебник: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина Природоведение: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – Москва, «Просвещение», 2019.
На изучение данного курса согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений в 6 классе отводится 67 часов в год (2 часа в неделю).
Нормативная база.
Федеральный уровень:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025
"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2022 № 1063
"О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115"(Зарегистрирован 15.02.2023 № 72372)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.01.2023 № 47
"О внесении изменений в пункт 12 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 458"(Зарегистрирован 13.02.2023 № 72329)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"(Зарегистрирован 01.11.2022 № 70799)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2022 № 1053
"Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"(Зарегистрирован 27.02.2023 № 72451)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
Цели и задачи.
Курс "Природоведение" ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами реализации курса "Природоведение" являются:
формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые обучающиеся получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной образовательной организации формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Курс "Природоведение" не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных на I этапе, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Содержание обучения.
1.Введение
Живая природа: растения, животные, человек. Знакомство с учебником, тетрадью.
2. Растительный мир .
Разнообразие растительного мира на нашей планете. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Экскурсия в парк, сад, лес, поле (в зависимости от местных условий). Строение растений. Дикорастущие и культурные растения: деревья, кустарники, травы. Лиственные деревья. Хвойные деревья. Дикорастущие кустарники. Культурные кустарники. Травы. Декоративные растения. Лекарственные растения. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Растительный мир разных растениями. Растительный мир разных районов Земли. Растения нашей страны. Растения Владимирской области: дикорастущие культурные. Красная книга России. Красная книга Владимирской области.
Практические работы
Зарисовки деревьев, кустарников, трав.
Выделение составных частей (органов) растений.
Изготовление гербариев отдельных растений.
Сезонные наблюдения за растениями.
Зарисовка растений в разные времена года.
Заполнение таблиц. Игры на классификацию растений и месту произрастания.
Уход за комнатными растениями.
Составление букетов из сухоцветов.
Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь.
Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород (в зависимости от местных условий).
3. Животный мир.
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Кузнечики, муравьи, пчелы. Рыбы. Морские и речные рыбы. Земноводные. Лягушки. Жабы. Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, крокодилы. Птицы. Ласточки, скворцы, снегири, орлы. Лебеди, журавли, чайки. Птицы вашего края. Охрана птиц. Млекопитающие. Млекопитающие суши. Млекопитающие морей и океанов. Домашние животные в городе и деревне. Сельскохозяйственные животные: лошади, коровы, свиньи, козы, овцы. Домашние птицы: куры, индюки, утки. Уход за животными в живом уголке или дома. Аквариумные рыбки. Попугаи, канарейки. Морские свинки, хомяки, черепахи. Домашние кошки. Собаки. Животные холодных районов Земли. Животные умеренного пояса. Животные жарких районов Земли. Животный мир нашей страны. Охрана животных. Заповедники. Заказники. Красная книга России. Животные нашей местности. Красная книга Владимирской области.
Практические работы
Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей. Упражнения в классификации животных (таблица, игры). Изготовление кормушек, скворечников.
Наблюдение за животными живого уголка и домашними животными.
Сезонные наблюдения за животными. Составление правил ухода за домашними животными. Уход за животными живого уголка. Составление рассказов о своих домашних животных. Экскурсии в зоопарк, зверинец, парк, живой уголок, на ферму (в зависимости от местных условий).
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, чтение, русский язык, математика, изобразительная деятельность.
4. Человек.
Как устроен наш организм. Как работает наш организм. Здоровый образ жизни человека. Осанка. Органы чувств. Правила гигиены и охрана органов чувств. Здоровое питание. Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи. Профилактика простудных заболеваний. Специализации врачей. Медицинский учреждения нашего города. Телефон экстренной помощи.
Практические работы
Составление распорядка дня.
Упражнение в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение пластыря, перевязывание мелких ран, порезов). Подсчет частоты пульса, измерение температура тела.
Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).
Составление схем, зарисовка по контуру, работа на магнитной доске (показ на таблицах и муляжах частей тела и важнейших органов).
Экскурсия в школьный медицинский кабинет, поликлинику, аптеку.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Природоведение".
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем педагогического работника;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагогического работника.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях, знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагогического работника;
представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер - травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медонос, растение, цветущее летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
5.3.1. Минимальный уровень:
Тематический план по биологии 6 класс.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | № уроков |
1 | Введение. | 1 | 1 |
2 | Растительный мир | 20 | 2-20 |
3 | Животный мир | 36 | 21-56 |
4 | Человек. | 11 | 57-67 |
Календарно-тематический план
6 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1. | I.Введение. (1ч.) Живая природа: растения, животные, человек. | 1 | 05.09 | |
2. | II.Растительный мир. (20) Разнообразие растительного мира на нашей планете. | 1 | 08.09 | |
3. | Среда обитания растений. | 1 | 12.09 | |
4 | Строение растений. | 1 | 15.09 | |
5 | Дикорастущие и культурные растения: деревья, кустарники, травы. | 1 | 19.09 | |
6 | Лиственные деревья. | 1 | 22.09 | |
7 | Хвойные деревья. | 1 | 26.09 | |
8 | Дикорастущие кустарники. | 1 | 29.09 | |
9 | Культурные кустарники. | 1 | 03.10 | |
10 | Травы. | 1 | 06.10 | |
11 | Декоративные растения. | 1 | 10.10 | |
12 | Лекарственные растения. | 1 | 13.10 | |
13 | Комнатные растения. | 1 | 17.10 | |
14 | Уход за комнатными растениями. | 1 | 20.10 | |
15 | Растительный мир разных районов Земли. | 1 | 24.10 | |
16 | Растения нашей страны. | 1 | 27.10 | |
17 | Растения нашей местности: дикорастущие и культурные. | 1 | 07.11 | |
18 | Красная книга России. | 1 | 10.11 | |
19 | Красная книга Владимирской области. | 1 | 14.11 | |
20 | Самостоятельная работа по теме «Растительный мир» | 1 | 17.11 | |
21 | III. Животный мир.(36ч.) Разнообразие животного мира. | 1 | 21.11 | |
22 | Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. | 1 | 24.11 | |
23 | Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. | 1 | 28.11 | |
24 | Насекомые | 1 | 01.12 | |
25 | Бабочки, стрекозы, жуки. | 1 | 05.12 | |
26 | Кузнечики, муравьи, пчелы. | 1 | 08.12 | |
27 | Рыбы | 1 | 12.12 | |
28 | Морские и речные рыбы | 1 | 15.12 | |
29 | Земноводные. Лягушки, жабы | 1 | 19.12 | |
30 | Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, крокодилы. | 1 | 22.12 | |
31 | Птицы | 1 | 26.12 | |
32 | Ласточки, скворцы, снегири, орлы | 1 | 09.01 | |
33 | Лебеди, журавли, чайки | 1 | 12.01 | |
34 | Птицы нашего края | 1 | 16.01 | |
35 | Млекопитающие | 1 | 19.01 | |
36 | Млекопитающие суши | 1 | 23.01 | |
37 | Млекопитающие морей и океанов | 1 | 26.01 | |
38 | Домашние животные в городе и деревне. | 1 | 30.01 | |
39 | Сельскохозяйственные животные: лошади. | 1 | 02.02 | |
40 | Сельскохозяйственные животные: коровы. | 1 | 06.02 | |
41 | Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы. | 1 | 09.02 | |
42 | Домашние птицы: куры, утки, индюки. | 1 | 13.02 | |
43 | Уход за животными в живом уголке или дома. | 1 | 16.02 | |
44 | Аквариумные рыбки. | 1 | 20.02 | |
45 | Попугаи, канарейки. | 1 | 23.02 | |
46 | Морские свинки, хомяки, черепахи. | 1 | 27.02 | |
47 | Домашние кошки. | 1 | 01.03 | |
48 | Собаки. | 1 | 05.03 | |
49 | Животные холодных районов Земли. | 1 | 12.03 | |
50 | Животные умеренного пояса. | 1 | 15.03 | |
51 | Животные жарких районов Земли. | 1 | 19.03 | |
52 | Животный мир нашей страны. | 1 | 33.03 | |
53 | Охрана животных. Заповедники. Заказники. | 1 | 02.04 | |
54 | Красная книга России. | 1 | 05.04 | |
55 | Красная книга Владимирской области. | 1 | 09.04 | |
56 | Самостоятельная работа по теме «Животный мир» | 1 | 12.04 | |
57 | IV. Человек. (9ч) Как устроен наш организм. | 1 | 16.04 | |
58 | Как работает наш организм. | 1 | 19.04 | |
59 | Здоровый образ жизни человека. | 1 | 23.04 | |
60 | Осанка. | 1 | 26.04 | |
61 | Органы чувств. | 1 | 03.05 | |
62 | Правила гигиены и охрана органов чувств. | 1 | 07.05 | |
63 | Здоровое питание. | 1 | 14.05 | |
64 | Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. | 1 | 17.05 | |
65 | Самостоятельная работа по теме «Человек» | 1 | 21.05 | |
66 | Оказание первой медицинской помощи. | 1 | 24.05 | |
67 | Профилактика простудных заболеваний. | 1 | 28.05 | |
Контрольно-измерительные материалы
6 класс
№ п/п | Тема | Вид контр.-измерит. материала | № урока |
1 | Самостоятельная работа по теме «Растительный мир» | Тестовая работа | 20 |
2 | Самостоятельная работа по теме «Животный мир» | Тестовая работа | 56 |
3 | Самостоятельная работа по теме «Человек» | Тестовая работа | 65 |
Учебно-методическое обеспечение
Метод пособия (для учителя)
Григорьева Е.В. Природа родного края. Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Челябинск, 2014.
Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Животные. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013.
Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Растения. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014.
Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Человек. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014.
Тюмасева З.И, Гуськова Е.В. Окружающий мир - региональные особенности, уральский вариант. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – Челябинск: Взгляд, 2015.
Учебно-дидактический материал (для учащихся)
1.Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина. Природоведение 6 класс. Москва «Просвещение» 2019
12