Рабочая программа по разделу «Рисование» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей второй младшей группы
Приложение 32
к приказу МАДОУ «Умка»
от 31.08.2023
№ ___________
Рассмотрено: На заседании педагогического Совета протокол № 1 от 31.08.2023 Председатель педагогического Совета Н.А. Новикова_____________ | Согласовано: Заместитель заведующего МАДОУ «Умка» Н.А. Новикова _________ от 31.08.2023 | | Утверждено: Заведующий МАДОУ «Умка» С.В. Клепикова __________________________ от 31.08.2023 |
Рабочая программа
по разделу «Рисование»
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
для детей второй младшей группы
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Умка»
муниципального образования город Ноябрьск
1 занятие в неделю
(всего 36 занятий в год)
Составитель:
воспитатель
МАДОУ «Умка»
Романовская Т.Н.
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по разделу «Рисование» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей второй младшей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования программы МАДОУ «Умка»
Программа рассчитана на проведение занятий 36 раз в год (1 раз в неделю), длительность проведения занятия - 15 минут.
Актуальность заключается в том, что содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей второй младшей группы.
Новизной программы является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества, что способствует развитию интеллектуальных способностей детей, памяти, вниманию, умению соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Во время работы организуются эксперименты с различными самодельными материалами для рисования - это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она соответствует целям и задачам МАДОУ «УМКА».
Цель: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1) приобщение к искусству:
продолжать развивать художественное восприятие, подводить детей к восприятию произведений искусства (разглядывать и чувствовать);
воспитывать интерес к искусству;
формировать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с искусством;
развивать у детей эстетические чувства при восприятии музыки, изобразительного, народного декоративно-прикладного искусства; содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на красоту окружающего мира, выраженного в произведениях искусства;
формировать патриотическое отношение и чувство сопричастности к природе родного края, к семье в процессе музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;
знакомить детей с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (музыке, изобразительном искусстве, театрализованной деятельности);
готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и так далее;
приобщать детей к участию в концертах, праздниках в семье и ДОО: исполнение танца, песни, чтение стихов;
2) изобразительная деятельность:
формировать у детей интерес к занятиям изобразительной деятельностью;
формировать у детей знания в области изобразительной деятельности;
развивать у детей эстетическое восприятие;
формировать умение у детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки;
формировать умение у детей в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность;
находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями (в рисунке, лепке, аппликации);
развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира; отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами;
формировать у детей способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры;
вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта и другое);
формировать умение у детей создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации;
знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семеновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщенной трактовки художественных образов;
переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству;
Отличительные особенности организации образовательного процесса.
Отличительные особенности заключаются в том, что программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие»
Обогащение словаря: закреплять у детей умение различать и называть части предметов, качества предметов, сходные по назначению предметы, понимать обобщающие слова.
Активизация словаря: активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения.
Продолжать закреплять у детей умение отвечать на вопросы педагога при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; свободно вступать в общение со взрослыми и детьми, пользоваться простыми формулами речевого этикета.
«Социально-коммуникативное развитие»
Обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности.
«Познавательное развитие»
Формировать представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их использовании в самостоятельной деятельности;
Развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определяя их соотношение между собой; помогать осваивать чувственные способы ориентировки в пространстве и времени; развивать исследовательские умения.
Сопутствующие формы работы при организации образовательного процесса
1. Совместная деятельность педагога с детьми: используются информационно-рецептивные методы. Занимательные показы свободная художественная деятельность с участием воспитателя, Индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, наблюдение)
2. Самостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, лепка по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.
3. Взаимодействие с семьей:
Выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия.
Программа построена на следующих принципах дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
4) признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
10) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Содержание рабочей программы
Приобщение к искусству
1) Педагог подводит детей к восприятию произведений искусства, содействует возникновению эмоционального отклика на музыкальные произведения, произведения народного и профессионального изобразительного искусства. Знакомит детей с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты, интонация), подводит к различению видов искусства через художественный образ. Педагог формирует у детей умение сосредотачивать внимание на эстетическую сторону предметно-пространственной среды, природных явлений.
2) Педагог формирует у детей патриотическое отношение и чувства сопричастности к природе родного края, к семье в процессе музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности.
3) Педагог в процессе ознакомления с народным искусством: глиняными игрушками, игрушками из соломы и дерева, предметами быта и одежды; скульптурой малых форм; репродукциями картин русских художников, с детскими книгами (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина), с близкими детскому опыту живописными образами, формирует у ребенка эстетическое и эмоционально-нравственное отношение к отражению окружающей действительности в изобразительном искусстве и художественных произведениях.
4) Педагог развивает у детей эстетическое восприятие, умение видеть красоту и своеобразие окружающего мира, вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту природы, поддерживать желание отображать полученные впечатления в продуктивных видах художественно-эстетической деятельности.
5) Педагог начинает приобщать детей к посещению кукольного театра, различных детских художественных выставок.
Изобразительная деятельность
Педагог формирует у детей интерес к занятиям изобразительной деятельностью; воспитывает у детей художественный вкус и чувство гармонии; продолжает развивать у детей художественное восприятие, закрепляет у детей умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету, активно включая все органы чувств; учит детей видеть и восхищаться красотой изображенных предметов (формой, цветом) на картинах и при рассматривании народных игрушек, декоративно-прикладных изделий.
1) Рисование:
педагог формирует у детей интерес к рисованию; умение передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и тому подобное);
продолжает учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; формирует навык свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования; учит детей набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета; приучает детей осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку; закрепляет знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный); знакомит детей с оттенками (розовый, голубой, серый); педагог обращает внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; учит детей ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, "снег, снег кружится, белая вся улица", "дождик, дождик, кап, кап, кап...");
педагог формирует у детей умение изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и другое); подводит детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и другое); формирует у детей умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и тому подобное (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и другое); учит детей располагать изображения по всему листу.
Учебно-тематический план
| Тема занятия | Кол-во занятий | в том числе практических |
1 | «Карандаши» | 1 | 1 |
2 | «Красивые лесенки» | 1 | 1 |
3 | «Воздушные шарики» | 1 | 1 |
4 | «Яблочко с листочком и червячком» | 1 | 1 |
5 | «Ягодка за ягодкой» | 1 | 1 |
6 | «Осень наступила» | 1 | 1 |
7 | «Светлячок» | 1 | 1 |
8 | «Листопад» | 1 | 1 |
9 | «Красивое платье» | 1 | 1 |
10 | «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров» | 1 | 1 |
11 | «Украшение поросеночка» | 1 | 1 |
12 | «Козлик» | 1 | 1 |
13 | «Уточка» | 1 | 1 |
14 | «Вьюга-завируха» | 1 | 1 |
15 | «Снеговик» | 1 | 1 |
16 | «Деревья на нашем участке» | 1 | 1 |
17 | «Елочка» | 1 | 1 |
18 | «Новогодняя елка с огоньками и шариками» | 1 | 1 |
19 | «Украсим рукавичку-домик» | 1 | 1 |
20 | «Колобок» | 1 | 1 |
21 | «В некотором царстве» | 1 | 1 |
22 | «Знакомство с филимоновскими игрушками. Рисование узоров» | 1 | 1 |
23 | «Петушок» | 1 | 1 |
24 | «Олень» | 1 | 1 |
25 | «Полотенце» | 1 | 1 |
26 | «Большая стирка» | 1 | 1 |
27 | «Красивые флажки на ниточке» (Вариант «Лопаточки для кукол») | 1 | 1 |
28 | «Мыльные пузыри» | 1 | 1 |
29 | «Скворечник» | 1 | 1 |
30 | «Космос» | 1 | 1 |
31 | «Божья коровка» | 1 | 1 |
32 | «Весна» | 1 | 1 |
33 | «Плошки и ложки» | 1 | 1 |
34 | «Едем на дачу» | 1 | 1 |
35 | «Травка зеленеет, солнышко блестит» | 1 | 1 |
36 | «Платье для куклы» | 1 | 1 |
| Итого | 36 | 36 |
Педагогический мониторинг.
Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Диагностика педагогического процесса разработана с целью оптимизации образовательного процесса в МАДОУ «Умка». Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Для диагностики педагогического процесса в младшей группе (с 3 до 4 года) используется «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3-4 лет в группе детского сада» Н.В. Верещагиной.
Результаты могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребёнком содержания образовательной программы ДО. В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения индивидуально каждым ребёнком необходимыми знаниями по образовательным областям:
Низкий уровень - 1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает.
Низко-средний уровень – 2 балла - выполняет некоторые параметры с помощью взрослого.
Средний уровень - 3 балла - ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого.
Средневысокий уровень – 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки.
Высокий уровень - 5 баллов, ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Итоги диагностики фиксируются в диагностической карте наблюдений индивидуального развития детей по образовательным областям (Приложение 1).
Программно-методическое обеспечение
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112с.: цв.вкл.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младша группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. -152 с., перереб.и доп.
Художественная литература, иллюстративный материал, дидактические игры.
Приложение 1
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года). Воспитатели: _______________________________________________. Дата заполнения: ______________.
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Знает, называем и пра- вильно использует де- тали строительного материала. Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими | Изображает/создает отдельные предметы, простые но композиции и по содержанию сюжеты, используя разные материалы | Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заго- товки из бумаги разной формы | Слушает музыкальное произведение до конца. Узнает знакомые песни. Поет, не отставая и не опережая других | Умеет выполнять тан- цевальные движения: кружиться в парах, при- топывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами | Различает и называет музыкальные инстру- менты: металлофон, барабан. Замечает из- менения в звучании (тихо — громко) | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||||||||||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||||||||||||||||
1. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
2. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
3. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
4. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
5. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
6. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
7. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
8. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
9. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
10. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
11. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
12. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
13. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
14. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
15. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
16. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
17. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
18. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
19. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
20. | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) | | | | | | | | | | | | | | |
Приложение 2.
Календарно – тематическое планирование занятий по разделу «Рисование»
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для второй младшей группы
| | № п\п | Тема | Содержание | Краткое содержание | Материал | НРК |
| | ||||||
Сентябрь | |||||||
| | 1. | «Карандаши» | Учить детей рисовать прямые вертикальные линии. Формировать умение правильно держать карандаш, раскрашивать предметы, не выходя за контур. | 1. Чтение стихотворения «Карандаши». 2. Рассматривание иллюстраций «Радуга» | Лист бумаги с контурами карандашей. Цветные карандаши. Куцакова, 24 | |
| | 2. | «Красивые лесенки» | Учить набирать краску на кисть, обмакивать её ворсом в краску; снимать лишнюю каплю, промывать кисть в воде; рисовать линии сверху вниз; проводить их прямо не останавливаясь; продолжать знакомить с цветами; развивать эстетическое восприятие. | Рассмотреть иллюстрации с лесенками, прочитать стихотворение. | Бумага размером ½ альбомного листа; краски гуашь 2 цветов, банки с водой, кисти. Комарова, 8. | |
| | 3. | «Воздушные шарики» | Рисование овальных предметов, замыкание линии в кольцо и раскрашивание. | Дыхательное упражнение «Надуем шарик» Рассматривание иллюстраций и воздушных шариков на ниточке. | Листы бумаги голубого цвета не менее 20х30 картонные овалы для обследования, гуашевые краски, кисти, салфетки, баночка с краской. Лыкова, 24 | |
| | 4. | «Яблочко с листочком и червячком» | Рисование предметов, состоящих из двух=трех элементов разной формы. Отработка рисования гуашевыми красками. Развитие чувства формы и цвета. | Д\упражнение «Яблоки» рассматривание картинок, обследование формы яблок. | Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой. Наглядный материал. Лыкова, 28 | |
| | 5. | «Ягодка за ягодкой» | Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок – ватными палочками. | Рассматривание изображений ягод. Д\и «Ягодка за ягодкой». | Листы бумаги, ватные палочки, цветные карандаши и гуашь, кисти, салфетки, баночки с краской. Лыкова, 32 | |
Октябрь | |||||||
| | 6. | «Осень наступила» | Учить детей правильно держать кисть, опускать её в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю о край баночки. Учить изображать листочки способом прикладывания ворса кисти к бумаге. Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. | 1. Рассматривание иллюстраций «Осень» 2.Чтение стихотворения «Осень наступила» | 1/2листа бумаги, краски гуашь (жёлтая, красная), кисть, вода. Куцакова 27 | |
| | 7.. | «Светлячок» | Познакомить детей с явлением контраста. Развивать воображение. Воспитывать интерес к рисованию. | Чтение стихотворения Шипуновой «Светлячок». Рассматривание иллюстраций. Разгадывание загадок. | Листы темного цвета, гуашь белого или желтого цвета, кисти, баночки с водой, салфетки. Лыкова, 56 | |
| | 8. | «Листопад» | Учить детей передавать в рисунке осенние пейзажи. Закреплять умение рисовать линии, разной длины. Формировать умение рисовать красками, правильно держать кисть. Развивать образные представления, мышление. | Рассматривание осенних пейзажей. Слушание песенки Т.Потапенко «Листопад» | Краски гуашь (на каждый стол две разные краски), альбомные листы, банки с водой, кисти, салфетки (на каждого ребёнка). Куцакова, 29 | |
| | 9. | «Красивое платье» | Учить правильно держать кисточку, рисовать длинные и короткие линии, вертикальные и горизонтальные, рисовать точки кисточкой. | Предложить всем детям подумать и сказать, как нужно рисовать колечки. В конце занятия рассмотреть с детьми все рисунки, предложить назвать цвет, обратить внимание на их величину. | Бумажная кукла и силуэт платья на всех. Краски, кисти, баночки с водой, салфетки. Куцакова, 32 | |
Ноябрь | |||||||
| | 10. | «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров» | Познакомить с дымковскими игрушками. Обратить внимание детей на узоры, украшающие игрушки. Учить выделять и называть отдельные элементы и цвет. | Рассмотреть дымковские игрушки. Дать возможность провести по линиям пальчиком. Предложить подойти к столам и нарисовать узоры, кто какие захочет. | 3-4 дымковские игрушки. Альбомные листы гуашь, кисти вода, салфетки. Комарова, 71 | |
| | 11. | «Украшение поросеночка» | Учить рисовать нетрадиционным способом рисования «ватными палочками», характерными особенностями дымковских игрушек, выделять элементы узора: круги, точки и т.д | 1.Знакомство с дымковской игрушкой – поросеночек. 2.П/и ««Звериная зарядка» | Бумажные силуэты – поросят. Дымковская игрушка – поросенок. Гуашь, салфетки. ??? | |
| | 12. | «Козлик» | Продолжать знакомить с характерными особенностями дымковских игрушек, выделять элементы узора: круги, точки и т.д | 1.Знакомство с дымковской игрушкой – козлик. 2.П/и ««Звериная зарядка» | Бумажные силуэты – поросят. Дымковская игрушка – козлик. Гуашь, салфетки. ??? | |
| | 13. | «Уточка» | Продолжать знакомить с характерными особенностями дымковских игрушек, выделять элементы узора: круги, точки и т.д | 1.Знакомство с дымковской игрушкой – уточка. 2.П/и ««Звериная зарядка» | Бумажные силуэты – уточек. Дымковская игрушка – уточка. Гуашь, салфетки. Комарова, 75 | |
Декабрь | |||||||
| | 14. | «Вьюга-завируха» | Вызвать желание рисовать. Упражнять в рисовании кистью. Учить радоваться своим рисункам и рисункам товарищей; Воспитывать самостоятельность, развивать творчество. | Чтение стихотворения «Вьюга-завируха» Рассматривание иллюстраций с зимними явлениями природы. Рассматривание иллюстраций Вологодского кружева. | Лист бумаги, акварельные краски, кисти, вода. Лыкова, 66 | |
| | 15. | «Снеговик» | Учить рисовать округлые формы и создавать образ, прорисовывая некоторые элементы. | Рассматривание иллюстраций. Разгадывание загадок. | Лист бумаги 1\2, краски гуашь, кисть, вода. Куцакова, 50. | |
| | 16. | «Деревья на нашем участке» | Учить создавать в рисовании образ дерева; рисовать предметы, состоящие из прямых вертикальных и наклонных линий, располагать изображения по всему листу бумаги, рисовать крупно, во весь лист. Продолжать учить рисовать красками. | 1) Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев в зимнее время года. | Лист бумаги, гуашь. Комарова, 68 | |
| | 17. | «Елочка» | Учить передавать в рисовании образ елочки; рисовать предметы, состоящие из линий. Продолжать учить пользоваться красками и кистью. | Краткое содержание: 1) Чтение рассказа «Новогодняя сказка» 2) Пение «В лесу родилась елочка» 3) Рассматривание иллюстрац. с изображ. новогодней елки. | Лист бумаги, акварельные краски, кисти, вода, иллюстрации с изображением новогодней елки Комарова, 70 | |
| | 18. | «Новогодняя елка с огоньками и шариками» | Учить передавать в рисовании образ елочки; рисовать елочку крупно, на весь лист, украшать ее. Продолжать учить пользоваться красками и кистью. | Рассматривание иллюстраций. Разгадывание загадок. | Альбомные листы краски, гуашь, баночки с водой, кисти, салфетки. | |
Январь | |||||||
| | 19. | «Украсим рукавичку-домик» | Учить рисовать по мотивам сказки «Рукавичка», создавать сказочный образ. Развивать воображение, творчество. Формировать умение украшать предмет. Закреплять умение использовать в процессе рисования краски разных цветов; чисто промывать кисть и осушать ее о салфетку, прежде чем взять другую краску. | Рассмотреть дымковские игрушки. Дать возможность провести по линиям пальчиком. Предложить расписать узором белых рукавички. | 3-4 дымковские игрушки. Вырезанные из белой бумаги руковички, гуашь, кисти вода, салфетки Комарова, 74 | |
| | 20. | «Колобок» | Продолжать учить детей рисовать по мотивам сказок, создавать сказочный образ. Сочетать разные техники рисования. Воспитывать интерес к народному творчеству. | Чтение стихотворения «Колобочек-колобок». Рассматривание иллюстраций. | Удлиненные листы бумаги. На выбор краски, фломастеры или карандаши. Лыкова, 88 | |
| | 21. | «В некотором царстве» | Продолжать учить детей раскрашивать, самостоятельно выбирать образы сказочных героев. Развивать воображение, воспитывать эстетические эмоции | Вспомнить русские народные сказки и их героев. Рассматривание картинок, чтение отрывков из сказок. | Раскраски с героями русских народных сказок, цветные карандаши на каждого ребенка. Лыкова, 90. | |
Февраль | |||||||
| | 22. | «Знакомство с филимоновскими игрушками. Рисование узоров» | Познакомить с филимоновскими игрушками. Обратить внимание детей на узоры, украшающие игрушки. Учить выделять и называть отдельные элементы и цвет. | Рассмотреть филимоновские игрушки. Дать возможность провести по линиям пальчиком. Предложить подойти к столам и нарисовать узоры, кто какие захочет. | 3-4 филимоновские игрушки. Альбомные листы гуашь, кисти вода, салфетки. Куцакова, 63 По примеру Комарова, 71 | |
| | 23. | «Петушок» | Продолжать знакомить с филимоновскими игрушками. Обратить внимание детей на узоры, украшающие игрушки. Учить выделять и называть отдельные элементы и цвет. | Знакомство с филимоновской игрушкой – петушок. Рассматривание иллюстраций. | Бумажные силуэты – петушки. Филимоновская игрушка – петушок. Гуашь, салфетки. По примеру Комаровой, 75 Лыкова, 140 | |
| | 24. | «Олень» | Продолжать знакомить с филимоновскими игрушками. Обратить внимание детей на узоры, украшающие игрушки. Учить выделять и называть отдельные элементы и цвет. | Знакомство с филимоновской игрушкой – олень. Рассматривание иллюстраций. | Бумажные силуэты – олени. Филимоновская игрушка – олень. Гуашь, салфетки. По примеру Комаровой, 75 Лыкова, 140 | |
Март | |||||||
| | 25. | «Полотенце» | Учить делать плотные мазки способом прикладывания кисти. Закреплять умение промывать кисть, промакивать ворс о тряпочку. | Рассматривание иллюстраций. Чтение стихов о маме. | Лист бумаги 1/2, краски гуашь, кисть, вода. Лыкова, 64 Куцакова, 37 | |
| | 26. | «Большая стирка» | Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы. Создание композиции на основе линейного рисунка (белье сушится на веревочке). | Чтение стихотворения Шипуновой Рассматривание иллюстраций. П\и «Водичка-водичка». | Карандаши, листы бумаги. Лыкова, 102 | |
| | 27. | «Красивые флажки на ниточке» (Вариант «Лопаточки для кукол») | Учить детей рисовать предметы прямоугольной формы отдельными вертикальными и горизонтальными линиями. Продолжать отрабатывать приемы рисования и закрашивания рисунков цветными карандашами. | 1) Рассматривание иллюстраций. 2) Игра «В снежки» | Бумага, цветные карандаши. Комарова, 86 | |
| | 28. | «Мыльные пузыри» | Учить детей рисовать предметы круглой формы. Учить детей правильно держать карандаш, в процессе рисования использовать карандаши разных цветов. Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным изображениям. | Показать детям мыльные пузыри, спросить: «Какой они формы?» Прочитать стихотворение «Воздушный шарик» | Цветные карандаши, фломастеры, альбомные листы. Куцакова, 43 | |
Апрель | |||||||
| | 29. | «Скворечник» | Учить детей рисовать предмет, состоящий из прямоугольной формы, круга, прямой крыши, правильно передавать относительную величину частей предмета. Закреплять приемы закрашивания. Развивать воображение. | 1) Игра «Птичка, раз! Птичка, два!» 2) Рассмотреть разные скворечники 3) Уточняет части, их форму, расположение. | Лист бумаги, гуашь, кисти. Комарова, 95 |
|
| | 30. | «Космос» | Учить детей ритмично наносить на темный фон бумаги мазки желтого цвета, изображая звездное небо – космос. Развивать чувство цвета, воображение. | 1) Рассматривание иллюстраций с изображением звездного неба. 2) Игра «Ракета» | Бумага синяя (силуэт ракеты), черная, гуашь (желтая). | |
| | 31. | «Божья коровка» | Учить детей рисовать яркие образы насекомых Показать возможность создания композиций на основе зеленого листика. Вызывать эмоциональный отклик на красивые природные объекты. | Рассматривание изображения жука насекомых. Чтение потешек и закличек. | Зеленые листики на каждого, кисти, ватные палочки, краски. Лыкова, 132 | |
| | 32. | «Весна» | Продолжать учить детей равномерно закрашивать силуэты предметов не выходя за контур. Закреплять умение правильно держать карандаш. | Рассматривание картинок, чтение стихов, отгадывание загадок. | Раскраски. Цветные карандаши. | |
Май | |||||||
| | 33. | «Плошки и ложки» | Упражнять в рисовании прямых линий и мазков. Учить применять в рисовании усвоенные навыки. Содействовать проявлению творчества. | Рассматривание картинок, иллюстраций по теме. Слушание р.н. песни и игра на ложках. | Силуэты ложек и плошек, деревянные ложки, краски, кисти, подставки, банки с водой. Куцакова, 85 | |
| | 34. | «Едем на дачу» | Учить изображать простые предметы. Развивать изобразительные навыки. | Рассматривание иллюстраций. Д\и «Кому что необходимо для работы» | Садовый инвентарь и инструменты, листы бумаги, фломастеры или цветные карандаши. Куцакова, 91 | |
| | 35. | «Травка зеленеет, солнышко блестит» | Упражнять детей в рисовании линий разного характера (прямых, наклонных, волнистых и др.). Вызывать положительный эмоциональный отклик на общий результат. | ) Рассматривание иллюстраций. 2) Чтение и проговаривание чистоговорок. 3) Пение песенки «Травушка-муравушка» | Лист голубой или синей бумаги, гуашь, банки с водой, кисти, салфетки. Куцакова, 93 | |
| | 36. | «Платье для куклы» | Учить детей рисовать узор, состоящий из вертикальных и горизонтальных линий. Поощрять умение выбирать краску по своему вкусу; дополнять рисунок деталями, подходящими по содержанию к главному изображению. Развивать инициативу, воображение. | 1) Рассматривание иллюстраций. 2) Чтение и проговаривание чистоговорок. 3) Пение песенки «Травушка-муравушка» | Лист бумаги, гуашь, банки с водой, кисти, салфетки. Комарова, 103 | |
| | 37. | «Одуванчики в траве» | Вызывать у детей желание передавать в рисунке красоту цветущего луга, форму цветов. Отрабатывать приемы рисования красками. Закреплять умение аккуратно промывать кисть, осушать ее о тряпочку. Учить радоваться своим рисункам. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение. | Вспомнить, как на прогулке любовались цветущими одуванчиками, уточнить, какого цвета, рассмотреть цветок одуванчика, определить его форму, показать, как рисовать стебель и листья. Вызвать кого-нибудь к доске для показа. | Альбомный лист бумаги зеленого цвета, гуашь желтая, зеленая. Комарова, 101 | Разучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик», игра на прогулке «Найди та кой же цветок». |