12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лилия2943
Мое педагогическое дело реализуется через вдохновение всех фибр моей души.
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак
2

Рабочая программа по ритмике, 3 класс, для коррекционных школ

Пояснительная записка

             Рабочая программа по музыкально-ритмическим занятиям в 3 классе составлена на основе программы для классов с глубокой умственной отсталостью  для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида А.Р. Маллера, Г.В. Цикото. Программа рассчитана на 33 часа в год – 1 час в неделю.

Преподавание музыкально-ритмических занятий в специальном (коррекционном) общеобразовательном  учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей.

            Музыкально-ритмические занятия в классах с глубокой умственной отсталостью   направлены  на  развитие  общей  и  мелкой  моторики,  на коррекцию  недостатков  двигательной  сферы. Обучение  проходит  в  игровой  доступной  форме. Дети  учатся  слушать  и  понимать  инструкцию,  соблюдать  простые  правила,  взаимодействовать  в  коллективе.

      Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших глубоко умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

      Содержанием работы на занятиях является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

      Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

            Занятия по музыкально-ритмической деятельности эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

      Программа по музыкально-ритимическим занятиям состоит из двух разделов: «Общеразвивающие и корригирующие упражнения»; «Прикладные упражнения».

      В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.

      На каждом уроке осуществляется работа по двум разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

      Содержание первого раздела составляют дыхательные упражнения и упражнения на выработку координационных движений.

    Содержание второго раздела составляют построения, ходьба, бег, прыжки, лазание, перелезание, подлезание, игры «Маленькие затейники», «Совушка», «Что пропало», «Попрыгунчики – воробышки».

Цель:

Развивать  общую  и  мелкую  моторику,  осуществлять  коррекцию недостатков  двигательной  сферы.

Задачи:

  • Укрепление  опорно- двигательного  аппарата.
  •  Развитие  основных  движений,  зрительно- моторной  координации,
  •  навыков  ориентировки  в  пространстве.
  •  Формирование  умения  действовать  по  правилам,  слушать  и  понимать  инструкцию  учителя.
  • Развитие  коммуникативной  функции,  умение  согласованно  действовать  в  детском  коллективе, адекватно  реагировать  на  ситуацию.

        Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т.д.. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).

      Обучению глубоко умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предмет

Содержание программы учебного курса

Общеразвивающие и корригирующие упражнения (33ч.)

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет.

Основание положения и движения.

Противопоставление первого пальца остальным одновременно двумя руками. Выделение пальцев рук, движение плеч вперед, назад.

Наклоны и повороты туловища с различными исходными положениями рук, поднимание прямой ноги вперед.

Упражнения для формирования правильной осанки.

 

Ритмические упражнения

Согласование ходьбы с хлопками. Ускорение и замедление ходьбы при соответствующем изменении звучания бубна. Начало движения и остановка по звуковому сигналу.

 

Прикладные упражнения

Построения, перепостроения

Повороты по ориентирам. Выполнение команд по словесной инструкции. Перепостроение в колонну по два, взявшись за руки. Повороты по ориентирам. Выполнения команд по словесной инструкции: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись».

Ходьба и бег.

Ходьба с высоким подниманием бедра. Бег с различной скоростью.

Прыжки

Перепрыгивание через начерченную линию, шнур.

Прыжки в длину с места толчком двух ног. Прыжки в глубину с мягким приземлением.

Броски, ловля, передача предметов, переноска груза.

Подбрасывание мяча вверх и ловля его. Выполнение основных движений руками, ногами, туловищем с удержанием мяча. Броски малого мяча в стену. Сбивание большим мячом предметов (кегли). Передача большого мяча в колонне над головой.

Перекладывание флажков из одной руки в другую. Круговые движения руками с флажками. Переноска 6-7 гимнастических палок. Переноска гимнастической скамейки (4 человека) под контролем учителя.

Лазание, перелезание, подлезание

Лазание по гимнастической стенке вверх, вниз, не пропуская реек и не вставая на одну рейку двумя ногами. Передвижение по гимнастической стенке в сторону приставными шагами.

Переползание на четвереньках по гимнастической скамейке с опорой на колени и захватом кистями рук краев скамейки. Подлезание под препятствием высотой 40-50 см, лежа на животе.

Перелезание через препятствие высотой до 80 см на животе (конь). Пролезание через 3-4 гимнастических обруча на расстоянии 50см. Перешагивание через препятствие высотой 15-20см.

Равновесие

Ходьба вдоль гимнастической скамейки одна нога на скамейке, другая на полу. Ходьба по гимнастической скамейке с помощью учителя. Стойка на одной ноге, другая согнута вперед, руки в стороны (2-3 сек.)

Игры

Повторение и закрепление ранее пройденных игр: «Маленькие затейники», «Совушка», «Что пропало», «Попрыгунчики – воробышки».

 

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыкально-ритмические занятия» к концу учебного года

Учащиеся должны знать:

  • одежда  и  обувь  для  занятий;
  • простые  команды  «Пошли!», «Побежали», «Остановились», «Повернулись!», «Сесть», «Встать».

 

            Учащиеся должны уметь:

·        принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

·        организованно строиться (быстро, точно);

·        сохранять правильную дистанцию в колонне парами;

·        самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;

·        соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;

·        легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.

Календарно-тематическое планирование

п./п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Дата по плану

Дата факт.

Примечания

1

Общеразвивающие  и  корригирующие  упражнения.

Дыхательные  упражнения.                                                                

3

1

01.09

 

 

2

Дыхательные  упражнения  по  подражанию,  под  хлопки,  под  счет.

 

1

08.09

 

 

3

Дыхательные  упражнения  по  подражанию,  под  счет.

 

1

15.09

 

 

4

Прикладные упражнения. Ходьба и бег.

3

1

22.09

 

 

5

Наклоны  с  различным  положением  рук под музыку.

 

1

29.09

 

 

6

Повороты  с  различным  положением  рук под музыку.

 

1

06.10

 

 

7

Танцевальные упражнения.

Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек».

1

13.10

 

 

8

Музыкально-ритмическая игра «Попрыгунчики-воробышки».

 

1

20.10

 

 

9

Ритмические  упражнения. 

 Согласование  ходьбы  с  хлопками под музыку.                                               

2

1

27.10

 

 

10

Ускорение  и  замедление  ходьбы  под  звучание  бубна.

 

1

10.11

 

 

11

Танцевальные упражнения. 

Элементы русской пляски.

3

1

17.11

 

 

12

Танцевальные упражнения. 

Парная пляска. Чешская народная мелодия.

 

1

24.11

 

 

13

Танцевальные упражнения. 

Мягкий, пружинящий шаг.

 

1

01.12

 

 

14

Ходьба.    Ходьба  с  высоким  подниманием  бедра под музыку.                                                                                         

3

1

08.12

 

 

15

Ходьба  на  носках,  на  пятках. Чередование  видов  ходьбы под музыку.

 

1

15.12

 

 

16

Ходьба  на  носках,  на  пятках под музыку.

 

1

22.12

 

 

17

Ритмико-гимнастические упражнения.

Упражнения на расслабление мышц.

2

1

29.12

 

 

18

Упражнения на координацию движений.

 

1

19.01

 

 

19

Танцевальные упражнения.

Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова.

3

1

26.01

 

 

20

Танцевальные упражнения.

Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку».

 

1

02.02

 

 

21

Танцевальные упражнения.

Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова.

 

1

09.02

 

 

22

Иры под музыку.

Игра «Маленькие затейники» под музыку.

2

1

16.02

 

 

23

Игра «Совушка» под музыку.

 

1

02.03

 

 

24

 Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Бубен.

2

1

09.03

 

 

25

Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Бубен.

 

1

16.03

 

 

26

Танцевальные упражнения. Переменные притопы.

3

1

06.04

 

 

27

Танцевальные упражнения. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки.

 

1

13.04

 

 

28

Танцевальные упражнения. Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку».

 

1

20.04

 

 

29

Игры.  Повторение  и  закрепление  пройденных  игр под музыку: «Что  пропало».                                                              

5

1

27.04

 

 

30

Повторение  и  закрепление  пройденных  игр под музыку:

 «Попрыгунчики- воробушки».

 

1

04.05

 

 

31

Повторение  и  закрепление  пройденных  игр под музыку:

«Поймай  комара».

 

1

11.05

 

 

32

Подвижные  игры  с  мячом.

 

1

18.05

 

 

33

Повторение  и  закрепление  пройденных  игр под музыку: «Совушка».

 

1

25.05

 

 

 

Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические средства обучения:

- спортивный инвентарь: обручи, мячи, шары, ленты, скакалка, гимнастические коврики;

- музыкальные инструменты: ложки, трещетки, барабан;

- СD и MP-3 диски с музыкальными произведениями;

- цветной телевизор;

- видеомагнитофон;

- компьютер.

Литература

1.      Программа для классов с глубокой умственной отсталостью. – А.Р. Маллер, Г.В. Цикото.

2.      «Воспитание  и  обучение  детей  с  тяжелой  интеллектуальной недостаточностью». -  А.Р. Маллер, Г.В. Цикото.- Москва, «Академия», 2003г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.