Рабочая программа по учебной дисциплине ЕН.01 «Прикладная математика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01 ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА
для специальности
07.02.01 Архитектура
Форма обучения – очная
Квалификация - архитектор
Новочеркасск
2023
С О Д Е Р Ж А Н И Е
| стр. |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины…. | 4 |
2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины………………………………. | 6 |
3. условия реализации учебной дисциплины…………………………………….. | 11 |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…..... | 12 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
ЕН.01 Прикладная математика
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина ЕН.01 «Прикладная математика» является обязательной частью ЕН.00 Математического и общего естественнонаучного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 07.02.01 Архитектура.
Учебная дисциплина ЕН.01 «Прикладная математика» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по специальности 07.02.01 Архитектура.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ПК 2.1. Определять объемы и сроки выполнения работ по проектированию в рамках поставленных руководителем задач.
Личностные результаты реализации программы воспитания
ЛР 14 Использующий воображение, мыслящий творчески и инициирующий новаторские решения;
ЛР 15 Демонстрирующий развитый художественный вкус, владение методами моделирования и гармонизации искусственной среды обитания;
ЛР 23 Способный использовать различные цифровые средства и умения, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей в цифровой среде.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины «Прикладная математика» обучающимися осваиваются следующие общие и профессиональные компетенции, умения и знания.
Код ОК | Умения | Знания |
ОК 01 - ОК 03, ПК 2.1 | - выполнять необходимые измерения и связанные с ними расчеты; - вычислять площади и объемы деталей архитектурных конструкций, объемы работ; - применять математические методы для решения профессиональных задач | - основные понятия о математическом синтезе и анализе, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики; - основные формулы для вычисления площадей фигур и объемов тел, используемых в архитектуре |
Вариативная часть
Дополнительно выделенное на изучение дисциплины время направлено на углубление знаний в области определения площадей поверхностей и объемов многогранников, круглых тел, шара, а также на углубление знаний в области приложения определенного интеграла для нахождения площадей плоских фигур, площадей поверхности вращения и объемов тел и понятий теории вероятностей и распределилось следующим образом:
Наименование темы | Добавлено аудитор ных часов |
Тема 1.1. Площади поверхностей многогранников, круглых тел, шара | 6 |
Теоретическое занятие. Площади поверхностей цилиндра, конуса, усеченного конуса, шара и его частей. | 2 |
Практическое занятие1: Вычисление площадей поверхностей параллелепипеда, призмы, пирамиды, усеченной пирамиды, цилиндра, конуса, усеченного конуса | 2 |
Практическое занятие4: Расчет площади стен промышленных и гражданских зданий | 2 |
Тема 1.2. Объемы многогранников, круглых тел, шара и его частей | 6 |
Теоретическое занятие. Объемы цилиндра, конуса, усеченного конуса, объем шара и его частей. | 2 |
Практическое занятие5: Вычисление объемов параллелепипеда, призмы, пирамиды, усеченной пирамиды, цилиндра, конуса, усеченного конуса. | 2 |
Практическое занятие8: Расчет объемов фундаментов | 2 |
Тема 1.3. Приложение дифференциального и интегрального исчислений для нахождения площадей плоских фигур и объемов тел | 4 |
Теоретическое занятие. Применение определенного интеграла для нахождения объема тел вращения | 2 |
Практическое занятие10: Задачи, связанные с вычислением объемов тел вращения. | 2 |
Раздел 2- Основы дискретной математики | 8 |
Теоретическое занятие. Понятие множества. Операции над множествами (объединение, пересечение, разность) Диаграммы Эйлера - Венна. Числовые множества , операции на них. | 2 |
Теоретическое занятие. Основные понятия теории графов. Виды графов Способы задания графов. Операции над графами | 2 |
Практическое занятие11: Выполнение операции над заданными множествами | 2 |
Практическое занятие12: Выполнение операции над графами | 2 |
Тема 3.1. Основные понятия теории вероятностей | 4 |
Теоретическое занятие. Элементы комбинаторики | 2 |
Практическое занятие13:Комбинаторные задачи | 2 |
ВСЕГО: | 28 |
В рамках вариативной части дисциплины обучающимися осваиваются следующие знания и умения
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 - ОК 03, ПК 2.1 | - выполнять необходимые измерения и связанные с ними расчеты; - вычислять площади и объемы деталей архитектурных конструкций, объемы работ; - применять математические методы для решения профессиональных задач | - основные понятия о математическом синтезе и анализе, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики; - основные формулы для вычисления площадей фигур и объемов тел, используемых в архитектуре |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка , в т.ч. практической подготовки | 74 |
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 64 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 30 |
практические занятия | 34 |
лабораторные работы | |
курсовой проект (работа) | |
консультации | 2 |
промежуточная аттестация | 8(Э) |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций и личностных результатов1, формированию которых способствует элемент программы | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Площади поверхностей и объемы многогранников и круглых тел, шара | 34 | | ||
Тема 1.1. Площади поверхностей многогранников, круглых тел, шара | Содержание учебного материала | 12 | ОК 01 – ОК 03, ПК 2.1, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 23 | |
Теоретическое занятие. Площади поверхностей параллелепипеда, призмы. Площади поверхностей пирамиды, усеченной пирамиды. | 2 | |||
Теоретическое занятие. Площади поверхностей цилиндра, конуса, усеченного конуса, шара и его частей. | 2 | |||
Практическое занятие1: Вычисление площадей поверхностей параллелепипеда, призмы, пирамиды, усеченной пирамиды, цилиндра, конуса, усеченного конуса | 2 | |||
Практическое занятие2: Вычисление площадей поверхностей многогранников, несложных композиций из многогранников | 2 | |||
Практическое занятие3: Вычисление площадей поверхностей круглых тел, шара и его частей, несложных композиций из многогранников и круглых тел | 2 | |||
Практическое занятие4: Расчет площади стен промышленных и гражданских зданий | 2 | |||
Тема 1.2. Объемы многогранников, круглых тел, шара и его частей | Содержание учебного материала | 14 | ОК 01 – ОК 03, ПК 2.1 ЛР 14, ЛР 15, ЛР 23 | |
Теоретическое занятие. Объемы параллелепипеда, призмы | 2 | |||
Теоретическое занятие. Объемы пирамиды, усеченной пирамиды | 2 | |||
Теоретическое занятие. Объемы цилиндра, конуса, усеченного конуса, объем шара и его частей. | 2 | |||
Практическое занятие5: Вычисление объемов параллелепипеда, призмы, пирамиды, усеченной пирамиды, цилиндра, конуса, усеченного конуса. | 2 | |||
Практическое занятие6: Вычисление объемов многогранников, несложных композиций из многогранников | 2 | |||
Практическое занятие7: Вычисление объемов круглых тел, шара и его частей , объемов тел из композиций многогранников и круглых тел | 2 | |||
Практическое занятие8: Расчет объемов фундаментов | 2 | |||
Тема 1.3. Приложение дифференциального и интегрального исчислений для нахождения площадей плоских фигур и объемов тел | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01 – ОК 03, ПК 2.1 ЛР 14, ЛР 15, ЛР 23 | |
Теоретическое занятие. Применение определенного интеграла для нахождения площадей плоских фигур | 2 | |||
Теоретическое занятие. Применение определенного интеграла для нахождения объема тел вращения | 2 | |||
Практическое занятие9: Задачи, связанные с вычислением площадей плоских фигур . | 2 | |||
Практическое занятие10: Задачи, связанные с вычислением объемов тел вращения. | 2 | |||
Раздел 2 Основы дискретной математики | 8 | | ||
| Теоретическое занятие. Понятие множества. Операции над множествами (объединение, пересечение, разность) Диаграммы Эйлера - Венна. Числовые множества , операции на них. | 2 | ОК 01 – ОК 03, ПК 2.1 ЛР 14, ЛР 15, ЛР 23 | |
Теоретическое занятие. Основные понятия теории графов. Виды графов Способы задания графов. Операции над графами | 2 | |||
Практическое занятие11: Выполнение операции над заданными множествами | 2 | |||
Практическое занятие12: Выполнение операции над графами | 2 | |||
Раздел 3. Основные понятия теории вероятностей и основа математической статистики | 22 | | ||
Тема 3.1. Основные понятия теории вероятностей | Содержание учебного материала | 12 | ОК 01 – ОК 03, ПК 2.1 ЛР 14, ЛР 15, ЛР 23 | |
Теоретическое занятие. Элементы комбинаторики | 2 | |||
Теоретическое занятие. Случайные события Алгебра событий | 2 | |||
Теоретическое занятие. Случайные величины. Дискретная случайная величина. Функция распределения ДСВ, ее свойства и график | 2 | |||
Практическое занятие13:Комбинаторные задачи | 2 | |||
Практическое занятие14: Алгебра событий : примеры решения задач | 2 | |||
Практическое занятие15: Нахождение числовых характеристик дискретной случайной величины. | 2 | |||
Тема 3.2. Основы математической статистики | Содержание учебного материала | 10 | ОК 01 – ОК 03, ПК 2.1 ЛР 14, ЛР 15, ЛР 23 | |
Теоретическое занятие. Генеральная совокупность, выборка статистической (эмпирический) ряд многоугольник распределения. Гистограмма. | 2 | |||
Теоретическое занятие. Статистическая функция распределения. | 2 | |||
Статистические оценки параметров распределения. | 2 | |||
Практическое занятие16: Построение функции распределения . Вычисление статистических параметров распределения. | 2 | |||
. Практическое занятие17Построение сгруппированного (эмпирического) ряда, гистограмма относительных частот, статистической функции распределения, ее графика Нахождение статистических оценок параметров распределения | 2 | |||
Промежуточная аттестация | 8 | | ||
Консультации | 2 | | ||
Всего | 74 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Математика», оснащенный оборудованием:
– посадочные места по количеству обучающихся (столы, стулья),
– рабочее место преподавателя.
– техническими средствами обучения: мобильное автоматизированное рабочее место преподавателя:
– персональный компьютер,
– мультимедийный проектор,
– акустическая система,
– экран.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы:
3.2.1. Печатные издания:
1. Дорофеева А. В. Математика : учебник для среднего профессионального образования / А. В. Дорофеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 400 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03697-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449047
2. Лачуга Ю. Ф. Прикладная математика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Ю. Ф. Лачуга, В. А. Самсонов. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 304 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13214-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475229
3. Григорьев В.П., Сабурова Т.Н. Математика: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования / В.П. Григорьев, Т.Н. Сабуров.- 4-е изд., стер.- М.- Издательский центр «Академия», 2020.- 368 с. — ISBN 978-5-4468-9418-5.
3.2.2. Электронные издания, электронные ресурсы:
Информационные, тренировочные и контрольные материалы. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www. fcior. edu. ru.
Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www. school-collection. edu. ru.
Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, учительская, история математики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.math.ru
Математика в Открытом колледже [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mathematics.ru
. Математика в Открытом колледже [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mathematics.ru
Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных
ресурсов [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://school_collection.edu.ru/collection/matematika/
Образовательный математический сайт Exponenta.ru [Электронный ресурс] Режим доступа :http//www.exponenta.ru
Общероссийский математический портал Math_Net.Ru [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mathnet.ru
Портал Allmath.ru – вся математика в одном месте[Электронный ресурс] Режим доступа : http://www.allmath.ru
Интернет-библиотека физико-математической литературы[Электронный ресурс] Режим доступа: http://ilib.mccme.ru
Математика онлайн: справочная информация в помощь студенту [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.mathem.h1.ru
Дополнительные источники:
1. Богомолов Н. В. Практические занятия по математике в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Богомолов. — 11-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 326 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08799-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470650
2. Богомолов Н. В. Практические занятия по математике в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Богомолов. — 11-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 251 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08803-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470651
3. Омельченко В.П. Математика: учеб. пособие – Изд. 7-е, стер. – Ростов – на- Дону: Феникс, 2018. 380 с. – (Среднее профессиональное образование)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы контроля и оценки |
Знания: - основные понятия о математическом синтезе и анализе, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики; - основные формулы для вычисления площадей фигур и объемов тел, используемых в архитектуре | основные понятия о математическом синтезе и анализе, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики; Знает основные формулы для вычисления площадей фигур и объемов тел, используемых в архитектуре | Текущий контроль: Проверочная работа по Разделу 2. Математический диктант по Разделу 2. Выполнение и защита практической работы 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Письменный опрос по теме 3.1. Устный опрос по теме 3,2. Решение задач по теме 3.2 Выполнение и защита практической работы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 15, 18. Тест по теме 1.2. Проверочная работа по теме 1.2. Тест по теме 1.3. Проверочная работа по теме 1.3. Промежуточная аттестация: Оценка результатов проведённого экзамена. |
Умения: - выполнять необходимые измерения и связанные с ними расчеты; - вычислять площади и объемы деталей архитектурных конструкций, объемы работ; - применять математические методы для решения профессиональных задач | Умеет решать прикладные задачи; Умеет выполнять измерения и связанные с ними расчеты; вычислять площади и объемы деталей строительных конструкций; Умеет решать простейшие комбинаторные задачи с использованием известных формул. | Текущий контроль: Устный опрос по теме 1.1 Проверочная работа по теме 1.1 Выполнение и защита практической работы 5, 6, 7, 8, 9, 10. Выполнение и защита практической работы 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10. Выполнение и защита практической работы 4, 8, 13. Промежуточная аттестация: Оценка результатов проведённого экзамена. |
1 В соответствии с Приложением 3 ПООП.