Рабочая программа производственной практики ПМ02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК02.02 «Участие в реабилитационном процессе. Основы реабилитации».
СПб ГБПОУ
«Медицинский техникум № 9»
«Утверждаю»
Зам. директора по Рассмотрена на заседании ЦМК
практическому обучению Протокол №___ от «___» «_________» 2023 г.
___________ И.В. Батракова Председатель ЦМК ___________ И.В. Ведешина
«____» «____________» 2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПМ02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
МДК02.02 «Участие в реабилитационном процессе. Основы реабилитации».
Специальность: 34.02.01. «Сестринское дело»
Санкт-Петербург
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01. Сестринское дело (приказ Министерства образования и науки от 12.11.2009 № 589) примерной программы профессионального модуля ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», утвержденной ФГАУ ФИРО и Рабочей программы профессионального модуля ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах».
Автор программы – преподаватель Санкт – Петербургского Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Медицинский техникум №9» Рыжикова Людмила Ивановна – преподаватель ПМ04 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» и ПМ02 МДК02 «Основы реабилитации» высшей квалификационной категории.
.
Содержание:
Пояснительная записка.
Введение.
Цели и задачи производственной практики.
Организационные мероприятия.
Структура и содержание производственной практики.
Образовательные технологии, применяемые в ходе производственной практики.
Контроль и оценка результатов производственной практики.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы на производственной практике.
Приложения:
Образцы документации, заполняемой студентами в ходе ППС.
(Приложение 1-Дневник, 2- Характеристика, 3- Отчёт)
Вопросы для подготовки к зачёту ППС. (Приложение 4)
Тесты (два варианта). (Приложение 5) и (эталон ответа 6)
Титульный лист индивидуального задания (Приложение 7).
Темы для индивидуальных заданий (Приложение 8).
Аттестационная ведомость (Приложение 9).
Пояснительная записка
Программа производственной практики разработана в соответствии с требованиями ФГОС для организации и проведения производственной практики студентов СПб ГБПОУ «Медицинский техникум №9» по МДК02.02 «Участие в реабилитационном процессе. Основы реабилитации» ПМ02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах». Программа позволит методическому, общему и непосредственным руководителям понять сущность прохождения практики студентами, поможет правильно организовать работу студентов в ходе производственной практики, оценить процесс освоения общих и профессиональных компетенций, подготовить студента к зачету по производственной практике, а в дальнейшем, к успешной сдаче экзамена по междисциплинарному курсу. Выполнение программы практики позволит выявить слабые места в подготовке студентов по основам реабилитации и попытаться их восполнить материалами, изученными в процессе прохождения практики. Кроме того, выполнение программы производственной практики позволит студенту наиболее полно ознакомиться с организацией реабилитационных мероприятий в Санкт-Петербурге на примере реабилитационного отделения стационара , принять участие в проведении реабилитационных мероприятий, а возможно, определиться с дальнейшим выбором места и направления своей работы.
Введение
Производственная практика проводится по окончании изучения МДК02.02 «Участие в реабилитационном процессе. Основы реабилитации» ПМ02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» на III-м году обучения по ФГОС в течение двух недель (72 учебных часа) на базе реабилитационного отделения (отделений) многопрофильного стационара, оснащение и кадровый состав которых позволяют студентам выполнить программу практики. Производственная практика необходима для закрепления знаний и умений, полученных на теоретических и практических занятиях в техникуме, а также умений и практического опыта, полученных в ходе учебной практики в стационаре и поликлинике. Производственная практика призвана способствовать процессу формирования общих и профессиональных компетенций, в соответствие с требованиями ФГОС и приобретению практического опыта при работе на базе под руководством практикующих медицинских сестер с пациентами, нуждающимися в реабилитационных мероприятиях. Работа в реабилитационном отделении стационара под контролем медицинского персонала учреждения. Обеспечение безопасной среды для пациентов и персонала ЛПУ. Рациональная организация и планирование собственной профессиональной деятельности в условиях ЛПУ. Получение информации, необходимой для профессиональной деятельности. Организация рабочего места с учетом требований охраны труда, противопожарной безопасности и производственной санитарии ЛПУ. Соблюдение правил внутреннего распорядка ЛПУ. Соблюдение лечебно-охранительного режима ЛПУ. Обеспечение инфекционной безопасности пациентов и персонала. Проведение мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций. Определение приоритетности и очередности выполнения работ и эффективного распределения рабочего времени. Организация безопасной среды для пациента, использование эргономичных методов, приемов и средств при перемещении пациентов, здоровье сберегающие технологии. Заполнение утвержденной медицинской документации, форм учета и отчетности, введение сведений в базу данных ЛПУ. Проведение обучения пациентов и семьи. Выявление потребности в обучении пациентов и семьи. Создание доверительной атмосферы. Проведение консультирования пациентов и семьи в процессе предоставления сестринской помощи (беседы, печатная информация и др.) в отделении. Мотивирование пациентов к соблюдению врачебных рекомендаций и самонаблюдению в домашних условиях. Осуществление реабилитационного (восстановительного) сестринского ухода. Получение медицинской информации о пациенте и проведение сестринского обследования на этапе реабилитации (восстановительного лечения). Выявление нарушений функций организма в зависимости от последствий заболевания, травмы. Определение степени утраты пациентом бытовой и/или социальной самостоятельности в повседневной жизнедеятельности. Определение потребности в реабилитационном уходе и видах реабилитации. Планирование восстановительного ухода при участии и с согласия пациента. Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи. Обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации и приспособлениями для создания бытовой независимости. Участие в проведении реабилитационных мероприятий (физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа).
Цели и задачи производственной практики.
Цели производственной практики:
Закрепить, углубить теоретические знания, практические умения, полученные ранее при изучении ПМ02 Раздел МДК02.02 на занятиях в техникуме и при прохождении учебной практики на практической базе под руководством преподавателя;
Сформировать профессиональный опыт по работе с пациентом при проведении реабилитационных мероприятий в условиях специализированного отделения, в пределах компетенции медицинской сестры.
Научить самостоятельной работе по организации помощи пациентам различного профиля при проведении манипуляций по реабилитации в специализированном отделении (отделениях).
Задачи производственной практики:
Выработать знания по организации реабилитационных мероприятий в условиях специализированного реабилитационного отделения для пациентов различного профиля.
Выработать умение и практический опыт работы по организации собственной деятельности и эффективному общению с пациентом и его окружением с соблюдением принципов профессиональной этики.
Сформировать умение и опыт практической работы по проведению методов реабилитации пациентам различного профиля в условиях реабилитационного отделения и принятию решений в стандартных и нестандартных ситуациях.
Сформировать опыт поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Выработать умения и практический опыт оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий с соблюдением правил инфекционной безопасности и безопасной больничной среды.
Сформировать практические умения консультирования пациента и его окружения по вопросам проводимых реабилитационных мероприятий, осуществления лечебных процедур в отделении и на дому, выполнения массажа и самомассажа, лечебной физкультуры, водолечения, гирудотерапии, иглорефлексотерапии, различных методов физиотерапии.
Сформировать умение и практический опыт по осуществлению процедур в отделении физиотерапии, выполнения манипуляций в специализированных кабинетах отделения реабилитации в пределах своей компетенции под руководством практикующей медицинской сестры.
Сформировать практический опыт по осуществлению сестринского процесса при работе с пациентом и при оформлении медицинской документации.
Сформировать опыт практической работы при организации рабочего места медицинской сестры в зависимости от выполняемой работы с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Сформировать умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами.
Воспитать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии
Организационные мероприятия производственной практики.
Руководители практики:
Общий руководитель – заместитель главного врача по работе со средним медицинским персоналом или главная медицинская сестра ЛПУ.
Непосредственный руководитель – старшая медицинская сестра реабилитационного отделения, отделения восстановительного лечения, специализированного отделения для восстановительного лечения профильных пациентов.
Методический руководитель – преподаватель или представитель администрации СПб ГБПОУ «Медицинский техникум № 9».
Документация общего руководителя практики:
Приказ директора СПб ГБПОУ «Медицинский техникум № 9» о направлении студентов в ЛПУ для прохождения производственной практики и назначении методического руководителя практики.
Приказ главного врача ЛПУ о назначении общего и непосредственных руководителей практики и распределении студентов на рабочие места.
Путевка – направление учебного заведения для прохождения практики с указанием фамилий студентов и сроков практики, заверенная зам. директора по практическому обучению и печатью в двух экземплярах.
Графики работы студентов, заверенные непосредственным руководителем.
Запись о прохождении инструктажа по охране труда на рабочем месте с подписью студента и ответственного за проведение инструктажа.
Характеристика на каждого студента с подписью непосредственного руководителя, общего руководителя и печатью ЛПУ.
Документация непосредственного руководителя практики:
Путевка – направление учебного заведения для прохождения практики с указанием фамилий студентов и сроков практики, заверенная зам. директора по практическому обучению и печатью.
Графики работы студентов.
Запись о прохождении инструктажа по охране труда на рабочем месте с подписью студента и ответственного за проведение инструктажа.
Характеристика на каждого студента для написания отзыва о работе студента, заверенная подписью непосредственного руководителя.
Документация методического руководителя:
Приказ директора СПб ГБПОУ «Медицинский техникум № 9» о направлении студентов в ЛПУ для прохождения производственной практики и назначении методического руководителя практики (может быть один на все группы).
Приказ главного врача ЛПУ о назначении общего и непосредственных руководителей практики и распределении студентов на рабочие места (доставляется в техникум не позднее 3-х дней от начала практики).
Путевка – направление учебного заведения для прохождения практики с указанием фамилий студентов и сроков практики, заверенная зам.директора по практическому обучению и печатью в двух экземплярах: один экземпляр по окончании практики остается в ЛПУ, второй – с оценками, подписью общего руководителя и печатью ЛПУ возвращается в техникум.
Программа производственной практики.
Графики работы студентов, заверенные непосредственным руководителем.
Журнал методического руководителя: по окончании практики сдается в техникум.
Аттестационные ведомости для проведения зачета и зачетные книжки.
Ведомости по учету процесса освоения общих и профессиональных компетенций.
Документация студента:
Дневник производственной практики, включающий программу практики, график прохождения практики, запись о прохождении инструктажа по охране труда на рабочем месте, подробно описание ежедневной работы с подсчетом выполненных манипуляций, оценкой и подписью непосредственного руководителя.
Отчет о выполненных и освоенных за период практики манипуляциях.
Характеристика от непосредственного руководителя, заверенная подписью общего руководителя и печатью ЛПУ.
Отчет о результатах освоения общих и профессиональных компетенций.
Индивидуальное задание.
Обязанности студента при прохождении ППС:
Знать место прохождения ППС: название отделения, рабочее место, непосредственного руководителя.
Знать методического руководителя, постоянно поддерживать связь с методическим руководителем; в случае позднего выхода на практику, отсутствия на рабочем месте по уважительной причине, заболевания, невыхода на практику ставить в известность методического руководителя практики.
Соблюдать внутренний распорядок ЛПУ, требования охраны труда, правила инфекционной и противопожарной безопасности, график работы.
Выполнять программу производственной практики.
Ежедневно оформлять результаты работы в дневнике и давать дневник непосредственному руководителю для выставления оценки и подписи.
Соблюдать правила этики и деонтологии при работе в ЛПУ.
Соблюдать форму одежды при работе в отделении: чистый халат (костюм), шапочка, моющаяся сменная обувь.
Соблюдать внешний вид: волосы убраны (при необходимости надета шапочка); ногти короткие, без лака; руки чистые без колец, браслетов; минимум косметики и украшений.
Грамотно оформлять документацию по практике, знать критерии оценки производственной практики.
Знать форму аттестации по результатам практики.
Форма аттестации по результатам производственной практики:
Аттестация по результатам производственной практики проводится в форме зачета в техникуме.
Зачет проводит методический руководитель практики, возможно участие в зачете администрации техникума.
В ходе зачета для выставления итоговой оценки за практику проводятся:
Защита выполненного и проверенного методическим руководителем индивидуального задания. После защиты и написания отзыва методического руководителя индивидуальное задание возвращается студенту для пополнения портфолио достижений студента;
Анализ качества ведения дневника с учетом текущих оценок непосредственного при работе студента в отделении;
Анализ характеристики, представленной из ЛПУ;
Анализ отчета студента о своих впечатлениях.
В целях лучшей организации работы студентов целесообразно руководителю практики совместно с методическим руководителем составить «скользящий» график прохождения практики , что позволит в полном объеме овладеть необходимыми практическими умениями.
Кол-во дней | Кол-во часов | Студент должен знать | Студент должен уметь | ||||
4 | 24 | Физиотерапевтическое отделение (кабинет) | |||||
| | Роль медицинской реабилитации в профилактике инвалидности, увеличения продолжительности жизни Правила использования аппаратуры и оборудования в ходе лечебно- реабилитационного процесса Основные этапы реабилитации Средства медицинской реабилитации Роль сестринского ухода в реабилитации Организацию физиотерапевтической помощи населению Технику безопасности при работе в физиотерапевтическом кабинете Показания и противопоказания к применению электролечению Показания и противопоказания к ультразвуковой терапии Механизм воздействия ингаляционной терапии Показания и противопоказания к применению светолечения Показания и противопоказания к водолечению и теплолечению | Выполнять правила по технике безопасности при работе в физиотерапевтическом кабинете «читать» физиотерапевтический рецепт Выполнять назначенные физиотерапевтические процедуры под контролем медицинской сестры Оценить местную и общую реакцию пациента на процедуру Оформлять направления для различных исследований, необходимых для заполнения санаторно- курортной карты Проводить беседы с пациентами и их родственниками | ||||
4 | 24 | Кабинет лечебной физкультуры | |||||
| |
| |||||
4 | 24 | Кабинет массажа | |||||
| | Роль массажа в лечении и профилактике некоторых заболеваний Анатомо-физиологические особенности массажа Физический механизм воздействия массажа на организм Общие правила массажа Ответные реакции организма на массажную процедуру Массаж отдельных частей тела Особенности сестринского процесса при реабилитации больных с заболеваниями: - ССС - органов дыхания - ЖКТ -мочеполовой и эндокринной системы - опорно- двигательного аппарата - с заболеваниями ЦНС и ПНС Особенности реабилитационного ухода в хирургии, акушерстве и гинекологии, а также в различные возрастные периоды | Подготовить пациента к процедуре массажа Выполнить основные и вспомогательные приёмы массажа Построить процедуру массажа с учётом оценки состояния пациента Объяснить особенности сестринского процесса при уходе за больными, получающими массаж Оценить реакцию на процедуру Объяснить и выполнить под контролем медицинской сестры основного этапа сестринского процесса: -оценить состояние пациента и сформулировать проблемы -заполнить документацию - оценить полученные результаты | ||||
12 | 72 | | |
Структура и содержание производственной практики.
№ п/п | Наименование отделения, подразделения | Примерное количество дней |
1. | Отделение восстановительного лечения № 1 | 2-3 |
2. | Отделение восстановительного лечения № 2 | 2-3 |
3. | Отделение восстановительного лечения № 3 | 2-3 |
4. | Отделение восстановительного лечения № 4 | 2-3 |
5. | Отделение восстановительного лечения детское | 2-3 |
6. | Отделение физических методов лечения № 1 | 2-3 |
7. | Отделение физических методов лечения № 2 | 2-3 |
Учет рабочего времени студента при прохождении практики ведется в учебных часах: 8 учебных часов по 45 минут равны 6 астрономическим часам.
Студент не может отрабатывать практику в отсутствие непосредственного руководителя, поэтому целесообразно планировать работу студентов по 5-дневной рабочей неделе. Тогда каждый день студент отрабатывает 8 учебных часов.
Если работы студентов в отделении планируется по 6-дневной неделе, ежедневная норма часов работы студента составляет 6 учебных часов (4,5 часа астрономических).
Особенности работы студента в отделении должны быть отражены в графике работы.
Допустимо увеличение времени работы студента в отделении в случае, если студент вышел на практику с опозданием, но максимальное количество часов за рабочий день не должно превышать 8 астрономических часов.
Не допустим график работы студентов на практике по 12 часов и 24 часа.
Допустима отработка всей практики в одном отделении, но если в ЛПУ несколько реабилитационных отделений, целесообразно, чтобы студенты за период практики ознакомились с работой нескольких отделений, включая отделения физиотерапии, массажа и ЛФК. Переход студента с одного отделения в другое должен отражаться в графике работы и согласовываться с методическим и общим руководителем. В таком случае характеристику на студента по окончании практики оформляет старшая сестра отделения, на котором студент заканчивает практику.
Содержание практики:
Самостоятельная работа в отделениях восстановительного лечения и физических методов лечения под руководством практикующих медицинских сестер.
Общий и вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности на рабочем месте. Ознакомление со структурой отделения и правилами внутреннего распорядка.
Освоение функциональных обязанностей медицинской сестры, работающей на посту:
Строгое соблюдение правил этики и деонтологии, бережное отношение к оснащению и оборудованию отделения;
Осуществление приема вновь поступающих пациентов, знакомство их с правилами внутреннего распорядка, назначенным режимом;
Обеспечение безопасной среды для пациентов в отделении;
Организация рабочего места с учетом требований охраны труда, противопожарной безопасности и производственной санитарии ЛПУ;
Участие в обходе пациентов лечащим или дежурным врачом;
Контроль соблюдения пациентом требований назначенного врачом лечебного режима, соблюдение требований постепенного расширения двигательного режима;
Ведение медицинской документации;
Выполнение назначений врача;
Подготовка пациента к различным методам обследования, процедурам физиотерапевтического лечения, к массажу, ЛФК и т.д. в соответствие с назначениями врача;
Сопровождение пациента на лабораторные и инструментальные обследования, на реабилитационные процедуры;
Организация безопасной среды для пациента, использование эргономичных методов, приемов и средств при перемещении пациентов, здоровье сберегающие технологии;
Осуществление контроля состояния пациента по окончанию исследования или процедуры;
Своевременное выявление ухудшения состояния пациента;
При выявлении ухудшения состояния пациента срочно сообщать врачу;
Контроль санитарного состояния палат;
Контроль соблюдения пациентами правил личной гигиены, при необходимости помощь в организации самоухода;
Осуществление мероприятий по соблюдению СЭР в помещениях отделения;
Сбор и утилизация отходов медицинского назначения;
Оказание неотложной помощи при состояниях, угрожающих жизни пациентов, в рамках своих полномочий;
Участие в реабилитационном процессе:
Строгое соблюдение правил этики и деонтологии, бережное отношение к оснащению и оборудованию отделения;
Участие в проведении процедур массажа, контроль состояния пациента во время процедуры, по окончании процедуры;
Участие в проведении занятий лечебной физкультурой, контроль состояния пациентов во время занятия и по окончанию занятия;
Присутствие при отпуске физиотерапевтических процедур; подготовка пациента к проведению процедуры; контроль состояния пациента во время проведения процедуры и по ее окончанию;
Участие в осуществлении сестринского ухода при работе в отделении на посту, в процедурных кабинетах;
Организация рабочего места с учетом требований охраны труда, противопожарной безопасности и производственной санитарии ЛПУ;
Получение медицинской информации о пациенте и проведение сестринского обследования на этапе реабилитации (восстановительного лечения) в рамках своих полномочий, выявление нарушений функций организма в зависимости от последствий заболевания, травмы;
Не разглашение информации, полученной о пациенте при сборе информации или из других источников (беседа с лечащим врачом, медицинская документация);
Определение степени утраты пациентом бытовой и/или социальной самостоятельности в повседневной жизнедеятельности, определение потребности в реабилитационном уходе и видах реабилитации;
Рациональная организация и планирование собственной профессиональной деятельности в условиях ЛПУ;
Получение информации, необходимой для профессиональной деятельности;
Соблюдение лечебно-охранительного режима ЛПУ;
Обеспечение инфекционной безопасности пациентов и персонала;
Проведение мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций;
Планирование восстановительного ухода при участии и с согласия пациента;
Определение приоритетности и очередности выполнения работ и эффективного распределения рабочего времени;
Организация безопасной среды для пациента, использование эргономичных методов, приемов и средств при перемещении пациентов, здоровье сберегающие технологии;
Заполнение утвержденной медицинской документации, форм учета и отчетности, введение сведений в базу данных ЛПУ;
Выявление потребности в обучении пациентов и семьи;
Проведение консультирования пациентов и семьи в процессе предоставления сестринской помощи (беседы, печатная информация и др.) в отделении;
Мотивирование пациентов к соблюдению врачебных рекомендаций и самонаблюдению в домашних условиях;
Обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации и приспособлениями для создания бытовой независимости;
Освоение функциональных обязанностей медицинской сестры процедурного кабинета при работе в отделении восстановительного лечения:
Строгое соблюдение правил этики и деонтологии, бережное отношение к оснащению и оборудованию кабинета;
Организация рабочего места с учетом требований охраны труда, противопожарной безопасности и производственной санитарии ЛПУ;
Выполнение правил асептики и антисептики при содержании и подготовке к введению лекарственных препаратов и инструментария к работе;
Подготовка стерильного материала к манипуляциям и инъекциям;
Овладение техникой выполнения инъекций: внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутривенных;
Овладение техникой проведения капельного и струйного внутривенного вливания;
Строгое соблюдение правил введения лекарственных препаратов, очередности введения лекарственных препаратов;
Обеспечение соблюдения правил учета и хранения лекарственных препаратов;
Обеспечение инфекционной безопасности пациентов и персонала;
Проведение мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций;
Организация рабочего места с учетом требований охраны труда, противопожарной безопасности и производственной санитарии ЛПУ;
Сбор и утилизация отходов медицинского назначения;
Оказание неотложной помощи при состояниях, угрожающих жизни пациентов, в рамках своих полномочий.
По окончанию производственной практики с целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, студент в ходе освоения ПМ02 Раздел МДК 02.02 «Основы реабилитации» должен иметь практический опыт.
Студент должен:
Иметь практический опыт:
Реабилитации пациентов при различных заболеваниях и травмах в разных возрастных группах;
Обучения пациента и его окружение вопросам организации рационального и лечебного питания, обеспечению безопасной среды, применению физической культуры;
Осуществления психологической реабилитации;
Проведения комплексов лечебной физкультуры пациентам различных категорий;
Осуществления основных физиотерапевтических процедур по назначению врача;
Проведения экспертизы временной нетрудоспособности;
Осуществления сестринского ухода за пациентами с различными заболеваниями и состояниями в отделениях восстановительного лечения;
Проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией в отделениях реабилитации и восстановительного лечения.
Уметь:
Проводить комплекс упражнений по лечебной физкультуре при различных заболеваниях;
Проводить основные приемы массажа и лечебной физкультуры;
Проводить физиотерапевтические процедуры;
Определять показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
Составлять программу индивидуальной реабилитации;
Организовывать реабилитацию пациентов;
Осуществлять паллиативную помощь пациентам;
Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из группы социального риска;
Проводить экспертизу временной нетрудоспособности;
Готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
Осуществлять сестринский уход за пациентами с различной патологией в отделении восстановительного лечения;
Консультировать пациента и его родственников по применению медикаментозных, немедикаментозных и инструментальных методов реабилитации;
Осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий;
Проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа
Проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациентов;
Вести утвержденную медицинскую документацию.
Знать:
Основы законодательства в обеспечении социальной защиты населения;
Виды, формы и методы реабилитации;
Основы медицинской и социальной реабилитации;
Принципы экспертизы временной нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах;
Группы инвалидности и основы освидетельствования стойкой утраты трудоспособности в МСЭ;
Общее и специальное физиологическое воздействие физических упражнений и массажа на организм человека;
Психологические основы реабилитации;
Основные виды физиотерапевтических процедур и возможности их применения в реабилитации;
Общее и специальное физиологическое воздействие санаторно-курортного лечения на организм человека;
Показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
Особенности организации социальной помощи пожилым, престарелым людям и инвалидам;
Принципы медико-социальной реабилитации инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из групп социального риска.
Возможные осложнения заболеваний, методы раннего выявления возможных осложнений, организацию и оказание сестринской помощи;
Виды, формы и методы реабилитации;
Правила применения массажа, лечебной физкультуры и методов физиотерапии при различной патологии;
Правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.
Образовательные технологии,
используемые при прохождении производственной практики
Производственная практика проводится в ЛПУ широкого профиля с целью совершенствования процесса формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся и приобретения профессионального опыта в рамках освоения модуля. На производственной практике используются образовательные технологии: диалоговые и сотрудничества.
Контроль и оценка результатов
производственной практики по профилю специальности
Производственная практика по профилю специальности способствует процессу формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся. Оценка процесса формирования компетенций отражается в дневнике практики и оценивается методическим и общим руководителями практики.
Требования к организации аттестации и оценке результатов
производственной практики по профилю специальности
Аттестация производственной практики по профилю специальности проводится в форме дифференцированного зачета в последний день производственной практики на базах практической подготовки / оснащенных кабинетах колледжа.
К аттестации допускаются обучающиеся, выполнившие в полном объеме программу производственной практики по профилю специальности и представившие полный пакет отчетных документов, характеристику с производственной практик, сестринскую историю болезни.
В процессе аттестации проводится экспертиза формирования общих и профессиональных компетенций и приобретения практического опыта работы в части освоения основного вида профессиональной деятельности.
Оценка за производственную практику по профилю специальности определяется с учетом результатов экспертизы:
Формирования профессиональных компетенций;
Формирования общих компетенций;
Ведения документации.
Критерии оценки за работу на практике:
«Отлично»- студентом полностью выполнена программа производственной практики; вовремя оформлена и сдана отчетность, по оформлению дневника нет существенных замечаний. Студентом сделаны предложения по улучшению работы медицинских сестер на базах практики, имеется отличная характеристика с базы практики, отражающая активную профессиональную и общественную работу студента.
«Хорошо»- план практики выполнен полностью, документация оформлена вовремя, имеются незначительные замечания по ведению дневника; замечаний от администрации базы практики не имеется.
«Удовлетворительно»- план производственной практики выполнен полностью, документация оформлена в установленные сроки, по ведению дневника имеются замечания, имеются замечания администрации базы практики по соблюдению трудовой дисциплины.
«Неудовлетворительно»- студент не сдал отчетной документации или не выполнил программу производственной практики без уважительной причины.
Результатом освоения производственной практики является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Формы и методы контроля и оценки результатов производственной практики должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | |
ПК.2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. | Демонстрация умения представления информации в понятном для пациента виде, объяснение ему сути вмешательств | Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики | |
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами. | Демонстрация сотрудничества с взаимодействующими организациями и службами | Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики | |
ПК.2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. | Демонстрация применения медикаментозных средств в соответствии с правилами их использования. | Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики | |
ПК.2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. | Демонстрация соблюдения правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно диагностического процесса | Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики | |
ПК.2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию. | Полнота, точность, грамотность и использование соответствующей медицинской терминологии, оформление в соответствии с требованиями, предъявляемыми к документам такого рода | Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики | |
ПК.2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия. | Демонстрация осуществления реабилитационных мероприятий | Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики | |
| ПК.2.8. Оказывать паллиативную помощь. | Оказание паллиативной помощи, эффективность результативность и полезность | Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики |
| | ||
| Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
| ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | демонстрация интереса к будущей профессии | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике |
| ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. | выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при проведении лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий; оценка эффективности и качества выполнения; | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике |
| ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при проведении лечебно диагностических и реабилитационных процессах мероприятий | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике |
| ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников, включая электронные | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике |
| ОК.5. Использовать информационно коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | демонстрация умений использования информационно коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике |
| ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | демонстрация навыков работы в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами и их окружением | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике |
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов (подчиненных), за результат выполнения заданий. | демонстрация умений брать на себя ответственность за работу членов (подчиненных), за результат выполнения заданий. | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике | |
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. | проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике | |
ОК.9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. | демонстрация умений изменять технологии выполнения профилактических сестринских мероприятий | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике | |
ОК.10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | демонстрация бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий при осуществлении профилактических сестринских мероприятий | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ на производственной практике | |
ОК.11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. | демонстрация готовности брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ на производственной практике | |
ОК.12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | демонстрация способности организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ на производственной практике | |
ОК.13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | демонстрация ведения здорового образа жизни, участия в спортивных и физкультурных мероприятиях | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ на производственной практике |
Учебно-методическое обеспечение и документация
самостоятельной работы на производственной практике
Цель CP- формирование у обучающихся ОК и ПК, обеспечивающих
Развитие у них способности к самообразованию, самоуправлению и
саморазвитию.
Специфика самостоятельной работы обучающегося как формы обучения
заключается в том, что ее основу составляет работа обучающихся над
определенным учебным заданием в специально предоставленное для этого
время (на уроке и во внеурочное время); обучающийся сам выбирает способы
выполнения задания, непосредственное фактическое участие преподавателя в
руководстве самостоятельной работой отсутствует, но есть опосредованное
управление преподавателем самостоятельной познавательной деятельностью
обучающихся (на основе инструктажа, консультаций, рекомендаций);
обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные в задании цели,
проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих действий.
Самостоятельная работа обладает огромным образовательным
потенциалом, поскольку в ее ходе происходит систематизация и закрепление
полученных теоретических знаний и практических умений; углубление и
расширение теоретических знаний; формирование умения работать с различными
видами информации, умения использовать нормативную,
правовую, справочную документацию и специальную литературу; развиваются
познавательные способности и активность обучающихся;
формируются такие качества личности,
как ответственность и организованность,
самостоятельность мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; воспитывается самостоятельность как личностное качество будущего рабочего и специалиста.
Учебно-методическое обеспечение и документация:
- учебно-методические комплексы и дидактический материал
- методические учебные материалы (на электронных носителях);
- нормативная документация;
- учебная и справочная литература;
- аудиозаписи;
- видеозаписи на электронных носителях;
- компьютерные программы (обучающие, контролирующие);
- электронные учебники (учебные пособия) по разделам и темам МДК
- учебно-методические материалы для внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
- учебные материалы для контрольных процедур определения сформированности профессиональных компетенций;
- аттестационная ведомость о прохождении производственной практики;
- дневник прохождения производственной практики;
- характеристика студента;
- отчёт студента о прохождении производственной практики;
- индивидуальное задание студента (титульный лист)
- темы индивидуальных заданий;
Вопросы для дифференцированного зачёта по производственной практике
Приготовление дезинфицирующего раствора.
Гигиеническая уборка физиотерапевтического отделения.
Дезинфекция предметов ухода за больными.
Предстерилизационная очистка инструментария.
Измерение температуры тела.
Измерение пульса.
Определение числа дыхательных движений.
Измерение артериального давления.
Подготовка и проведение щелочных, щелочно-масляных ингаляций.
Подготовка и применение озокерита-парафиновых аппликаций.
Инструктаж больного по проведению общего и местного обливания. Обмывание, обтирание.
Укутывания. Умения приготовить ванны: жемчужные, углекислые, горчичные, крахмальные, щелочные, йодобромные, валериановые.
Подготовка бишофитных компрессов на суставы при артрите.
Проведение в водолечебнице разных душей.
Подготовка и обработка х/б прокладок для электрофореза.
Проведение электрофореза воротниковой зоны по методике Щербака под контролем медсестры.
Подбор электродов и прокладок по отношению к площади воздействия.
Определение индивидуальной и средне биодоз с помощью биодозиметра Горбачева.
Значение методики наложения пластин при УВЧ.
ЛФК при заболеваниях ЦНС.
ЛФК при нарушениях жирового обмена.
ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
ЛФК при заболеваниях органов дыхания.
ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
Приложение 1
СПб ГБПОУ «Медицинский техникум №9»
Дневник производственной практики
ПМ-02 МДК-02.02
Раздел «Основы реабилитации»
Ф.И.О.___________________________________________________________
Группа №______
База_____________________________________________________________
Общий руководитель_____________________________________________
Непосредственный руководитель___________________________________
Методический руководитель_______________________________________
202_-202
График проведения производственной практики
№ | Дата | Время | Рабочее место |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | |
ИТОГО отработано: 72 часа
Общий руководитель_______________________________________________________
Непосредственный руководитель____________________________________________
Методический руководитель_______________________________________________
Оценка________________________________Подпись__________________________
Печать ЛПУ
СПб ГБПОУ «Медицинский техникум №9»
ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДАТА____________________
ФИО руководителя практики, проводящего инструктаж______________________
Содержание:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись студента__________________________________________________________
Должность и подпись сотрудника ЛПУ, проводившего инструктаж_______________________________________________________________
Печать ЛПУ
Содержание дневника
Дата Часы работы по графику | Содержание работы | Примечание Оценка работы за день Подпись |
| Даётся подробное описание всей практической самостоятельной работы в течение рабочего дня в соответствии с программой производственной практики, четко выделяя, что видел и наблюдал, а что выполнял самостоятельно: - функциональные обязанности медсестры (отделения) кабинета -особенности СЭР (отделения) кабинета -особенности подготовки пациента к проведению манипуляций, процедур и т.д. В конце рабочего дня даётся подробный отчёт освоенных манипуляциях, выполненных за смену. По окончании ППС на основании записей введения дневника, обучающийся составляет отчёт о результатах ППС и оформляет всю документацию. | Оценка непосредственного руководителя выставляется ежедневно по пятибалльной системе с учётом количества и качества работы, выполненной обучающимся, правильности и полноты описания впервые проводимых во время манипуляций, чёткости, аккуратности записей в введении дневника производственной практики. |
Эту таблицу
заполняет студент
Группа
________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2СПб ГБПОУ
«МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ № 9»
ФИО студента________________________________
Вид практики | ППС | БАЗА | | ||
Модуль | ПМ - 02 | Рабочее место | | ||
Раздел | МДК-02.02 | Общий руководитель | | ||
Курс | | Непосредственный руководитель | | ||
База | | Методический руководитель | | ||
№ приказа в техникуме | | Сроки практики | | ||
№ приказа на базе | | Дата инструктажа по охране труда и технике безопасности | | ||
ОСВАИВАЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (перечисление) | Общие : 1-14 | Профессиональные: 2.1-2.7 |
Подпись методического руководителя ______________________
ХАРАКТЕРИСТИКА
Отметить верную оценку предложенных параметров (заполняет руководитель практики)
Оцениваемые параметры | Оценка (отметить верную оценку данных параметров любым знаком) | ||
Умение студента применять знания, полученные в техникуме, на практике | Соответствуют требованиям программы | Не полностью соответствуют требованиям программы | Не соответствуют требованиям программы |
Участие студента в санитарно-просветительной работе можно оценить как: | Работа студента по санитарному просвещению проводилась активно, не вызывала замечаний | Работа студента по санитарному просвещению вызывала замечания | Студент не принимал участие в санитарно-просветительной работе |
Умение взаимодействовать с членами коллектива в процессе работы | Соответствует требованиям профессии | Не полностью соответствует требованиям профессии | Не соответствует требованиям профессии |
Дисциплина, внешний вид | Соответствует требованиям профессии | Не полностью соответствует требованиям профессии | Не соответствует требованиям профессии |
Характеристика_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка ___________ Дата _____
Подпись общего руководителя (Гл. м/с)
МП ___________________
Приложение 4
Вопросы для подготовки к зачёту ППС
по ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
МДК 02.02. «Основы реабилитации»
1. Понятие о ЛФК. Роль ЛФК в реабилитации пациентов.
2. Противопоказания ЛФК при заболеваниях органов дыхания, основные методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания.
3. Реабилитация понятие, задача, виды реабилитации.
4. Принципы медицинской и психологической реабилитации.
5. Этапы медицинской и психологической реабилитации, краткая их характеристика.
6. Общая кинезитерапия.
7. Упражнения утренней гимнастики.
8. Клинико-физиологическое обоснование применения ЛФК и массажа при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
9.Бальнеотерапия.
10. Цели и особенности ЛФК и массажа при инсульте. Противопоказания к применению ЛФК.
11. ЛФК при сахарном диабете.
12. Особенности ЛФК при гипертонии.
13. Основные приемы массажа: поглаживание, растирание, физиологическое действие на организм человека.
14. Методика проведения массажа воротниковой зоны.
15. Лечебная гимнастика при повреждении суставов.
16. Кинезитерапия, задачи, факторы, влияющие на восстановление.
17. Физиологическое действие массажа на сердечно-сосудистую систему.
18. ЛФК и массаж при остеохондрозе
19. Классификация массажа, основные приемы, дозировка.
20. Методика проведения массажа верхних конечностей.
21. Оценка физического развития (антропометрия, функциональные пробы).
22. Формы, средства ЛФК.
23. Методика проведения массажа спины (при остеохондрозе).
24. Показания и противопоказания к применению санаторно-курортного лечения в современных условиях.
25. Роль физических упражнений в реабилитации и лечении пациента
26 . Роль массажа в реабилитации и лечении пациента.
27. Реабилитация пациентов с нарушением функции пищеварительной системы.
28. ЛФК при пневмонии.
29. Физиологическое действие массажа на дыхательную систему.
30. Показания и противопоказания к применению реабилитационных мероприятий.
Приложение 5
ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК02.02 «Основы реабилитации»
1 вариант
1. Комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций организма, — это
а) реформация
б) реабилитация
в) транслокация
г) трансплантация
2. Выберите из предложенных показания к гальванизации, электрофорезу:
а) заболевания глаз
б) непереносимость тока
в) экзема
г) беременность (2 половина)
г) осложнений
3. Выбрать из предложенных противопоказания к применению УФО:
а) злокачественные новообразования, артрит, непереносимость УФО
б) кахексия
в) артрит
г) рахит
4. Основные приемы массажа
а) поглаживание, сотрясение, растирание
б) вибрация, растирание, поглаживание, пиление
в) рубление, сотрясение, поглаживание, пальцевой душ
г) поглаживание, растирание, разминание, вибрация
5. Положение пациента при массаже спины — это
а) лежа на животе, руки вверху
б) лежа на животе, руки вдоль туловища
в) лежа на боку
г) стоя
6. Вспомогательным приемом поглаживания является
а) глажение
б) надавливание
в) плоскостное поглаживание
г) обхватывающее поглаживание
7. Выберите из предложенных какое лечебное действие характерно для электросна:
а) десенсибилизирующее
б) противовоспалительное
в) седативное
г) рассасывающее
8. Каковы ощущения пациента при проведении полостных процедур /дарсонвализация/:
а) выраженное тепло
б) легкое тепло
в) жжение
г) нет ощущений
9. Целесообразнее укреплять мышцу, выпрямляющую позвоночник
а) стоя
б) сидя на полу
в) лежа на животе
г) лежа на спине
10. Высокочастотное магнитное поле применяется при какой из перечисленных физиопроцедур:
а) УВЧ – терапии;
б) магнитотерапии;
в) фототерапии;
г) индуктотерапии
11. Показанием для лечебной физкультуры является
а) врожденная мышечная кривошея
б) гангрена
в) высокая лихорадка
г) кровотечение
12. Каковы действия мед. сестры при ухудшении состояния пациента во время проведения физиопроцедуры:
а) продолжать процедуру;
б) прекратить процедуру;
в) усилить воздействие аппарата;
г) уменьшить воздействие аппарата;
13. Терренкур — это
а) лечение дозированным восхождением
б) ходьба по трафарету
в) ходьба перед зеркалом
г) прогулки по ровной местности
14. Физиопроцедуры рекомендуется принимать при соблюдении какого правила:
а) через 2 часа после завтрака;
б) через 30 мин после легкого завтрака
в) с 12 и до 13 часов
г) через 2 -3 часа после еды
15. Выносливость организма могут тренировать
а) бег
б) дыхательные упражнения
в) перебрасывание мяча
г) изометрические упражнения
16.Седативным действием обладают какие из перечисленных физиопроцедур:
а) ДДТ;
б) амплипульстерапия;
в) электросонтерапия;
г) флюктуоризации.
17. Ванны индифферентные в течении 5-7 минут на организм оказывают действие
а) расслабляющее
б) тонизирующее
в) регенерирующее
г) стимулирующее
18.Какое из пречисленных физиологическое действие оказывает электрофорез:
а) Потеря болевой чувствительности;
б) Образование активных биологических веществ;
в) Расширение кровеносных сосудов;
г) Заболевание ЖКТ.
19. Пациент при проведении процедуры общей франклинизации ощущает
а) жжение
б) покалывание
в) дуновение ветерка
г) легкое тепло
20. Высокочастотное магнитное поле применяется при:
а) УВЧ-терапии
б) магнитотерапии
в) фототерапии
г) индуктотерапии
21. Слизистые оболочки облучают
а) малыми эритемными дозами
б) средними эритемными дозами
в) субэритемными дозами
г) большими эритемными дозами
22. В диадинамотерапии применяется
а) постоянный ток малой силы и низкого напряжения
б) переменный ток средней частоты
в) высокочастотный переменный импульсный ток
г) постоянный импульсный ток низкой частоты
23.Для ингаляционной терапии используют:
а) пелоиды
б) пресную воду
в) химические вещества
г) аэроионы
24.Выберите виды климатотерапии:
а) талассотерапия
б) гелиотерапия
в) аэротерапия
г) все перечисленное верно
25.Во время процедуры укутывания пациент что испытывает:
а) возбуждающее действие
б) усыпляющее действие
в) успокаивающее действие
г) бактериостатическое действие
26.В чем состоит биофизическое действие инфракрасного излучения:
а) ионизирующее действие
б) фотохимическое действие
в) фотоэлектрическое действие
г) тепловое действие
27.Через какое время образуется фотоэритема после проведенной процедуры:
а) 15-30мин
б) 2-48часов
в) 1час
г) мгновенно
28. Какие физиологические изменения вызывает облучение:
а ) головокружение
б) ожог
в) эритему
г) спайки и сращения
29.Флюктуоризация – это метод электролечения с применением импульсного тока синусоидальной формы частотой в каком диапазоне:
а) 30-50Гц
б) 20-2000Гц
в) 100-10000Гц
г) 50-80Гц
30. Каково главное действие парафина в физиолечебной практике:
а) механическое
б) тепловое
в) болеутоляющее
г) возбуждающее
31. Каково воздействие массажа на суставы и сухожильно-связочный аппарат:
а) увеличивается эластичность, подвижность
б) увеличение количества синовиальной жидкости
в) появляются выпоты в тканях
г) нарушается физиологическая функция периартикулярной ткани
32. Перенапряжение при занятиях физической культурой возникает:
а) у лиц регулярно занимающихся физкультурой
б) у лиц с недостаточной физической подготовкой
в) при однократной физической нагрузке, превышающей возможности ее выполнения
г) развивается постепенно нарастая от занятия к занятию
33. Длительный покой больного с инфарктом миокарда может привести:
а) к тахикардии
б) к артериальной гипертензии
в) к тромбоэмболическим осложнениям
г) к развитию коронарных коллатералей
34. Дренажные исходные положения улучшают:
а) кровообращение
б) отток патологического содержимого из бронхов и альвеол
в) дыхательную поверхность альвеол.
г) лимфоток
35. Лечебная гимнастика при стенокардии в стационаре назначается:
а) независимо от режима двигательной активности
б) только в свободном режиме
в) в полупостельном режиме после прекращения болей через 2 дня
г) в постстационарном периоде
36. Динамические физические упражнения – это упражнения, про которых происходит:
а) напряжение и расслабление мышц без изменения их длины
б) чередование сокращения и расслабления мышц с изменением их длины
в) снятие состояния патологического возбуждения нервных центров
г) сокращение и расслабление мышц, незаметные для выполнения.
37.Каково действие, которое оказывают пресные ванны:
а) анальгезирующее
б) болеутоляющее
в) термическое
г) антиспастическое
38. Гидротерапией называется лечебное применение какого природного фактора:
а) лечебное применение пресной воды
б) лечебное применение соленой воды
в) лечебное применение грязи
г) лечебное применение глины
39. Из скольки цветов состоит электромагнитный спектр:
а) 8
б) 7
в) 4
г) 10
40.При каких из перечисленных ниже заболеваний противопоказано санаторно-курортное лечение?
а) хронический лейкоз
б) хронический гастрит
в) язвенная болезнь желудка
г) ишемическая болезнь сердца
41. На какой стадии течения хронического заболевания показано направлении больного на курорт?
а) фаза обострения
б) фаза ремиссии
42. Какова продолжительность горчичных ванн:
а) 20-30мин
б) 10-15мин
в) 5-8мин
г) 25-30 минут
43. Для получения ультразвуковых колебаний в аппарате УЗТ-1.08Ф используют:
а) магнетрон
б) колебательный контур
в) пьезоэлектрический эффект
г) трансформатор
44. Оптические квантовые генераторы используются в лечебном методе:
а) ультратонтерапия
б) лазерная терапия
в) интерференцтерапия
г) УВЧ-терапия
45. Показанием к УВЧ-терапии является
а) выраженная гипотония
б) спаечный процесс
в) острый воспалительный процесс
г) склонность к кровоточивости
46. Для профилактики рахита применяется
а) ИКЛ
б) УВЧ-терапия
в) общее УФО
г) электрофорез
47. При наличии ссадины, царапины в области наложения электродов при гальванизации необходимо
а) отменить процедуру
б) провести процедуру, обработав ссадину йодом
в) провести процедуру, изолировав ссадину клеенкой
г) изменить методику воздействия
48. К строевым упражнениям относится
а) ходьба на носочках
б) перестроение в шеренгу
в) ходьба с высоким подниманием бедра
г) ходьба на пятках
49. Противопоказанием для лечебной физкультуры является
а) тяжелое состояние больного
б) косолапость
в) гипертоническая болезнь I степени
г) сколиоз
50. Противопоказанием к массажу является
а) хроническая пневмония
б) тромбофлебит
в) плоскостопие г) остеохондроз
Тесты для зачёта ППС
ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК02.02 «Основы реабилитации»
2 вариант
1. Основным приемом разминания является
а) валяние
б) сдвигание
в) непрерывистое разминание
г) встряхивание
2. Образование костной мозоли ускоряет
а) поглаживание
б) растирание
в) разминание
г) вибрация
3. Первичной физиопрофилактикой является предупреждение
а) заболеваний
б) рецидивов
в) обострения заболеваний
4. Выбрать из предложенных лечебное действие лазеротерапии:
а) обезболивающее, фибринолитическое, противовоспалительное,
иммуностимулирующее
б) фибринолитическое
в) противовоспалительное
г) седативное
5. Выделить какой физический фактор лежит в основе гальванизации и лекарственного электрофореза?
а) высокочастотный переменный импульсный ток
б) постоянный ток малой силы и низкого напряжения
в) магнитное поле
г) ультравысокочастотное магнитное поле.
6. Выбрать из предложенных вид тока, применяемый при ДДТ:
а) постоянный ток малой силы и низкого напряжения
б) переменный ток средней частоты
в) высокочастотный переменный импульсный ток
г) постоянный импульсный ток низкой частоты
7. Какие из перечисленных ниже физиопроцедур противопоказано применять в один день:
а) электростимуляции и УФО местное;
б) грязелечение и микроволны;
в) души и гальванизация;
г) кислородные ванны и парафин.
8. Корригирующая ходьба применяется при
а) косолапости
б) пневмонии
в) бронхите
г) язвенной болезни желудка
9. СВЧ – терапия – это физиопроцедура, действующим фактором которой являются электромагнитные колебания с какой длиной волны:
а) от 1мм до 10см;
б) от 1мм до 50см;
в) от 1мм до 1м;
г) от 1мм до 2нм;
10.Может ли физиомед.сестра во время процедуры выйти из кабинета, оставив пациентов одних:
а) может;
б) не всегда;
в) нет, не может;
г) должна выйти.
11. От какого из перечисленных показателей зависит эффективность лечения физиопроцедурами:
а) от высокой силы тока;
б) от длительности процедуры;
в) от количества процедуры;
г) от регулярности приема процедур.
12. Электросон показан при каких заболеваниях:
а) заболевание ССС (ИБС, гипертоническая болезнь);
б) заболевание органов ЖКТ (гастрит, язвенная болезнь);
в) ОДА (ревматоидный артрит);
г) все выше перечисленное.
13. Для проведения УЗТ – терапии под водой медсестра должна работать:
а) без перчаток;
б) в резиновых перчатках;
в) в матерчатых перчатках;
г) в матерчатых перчатках с надетыми поверх резиновыми перчатками.
14. Амплипульс - ЗТ – это физиоаппарат, который используется при проведении какой физиопроцедуры:
а) электростимуляции
б) амплипульстерапии
в) электростимуляции и амплипульстерапии
г) гальванизации и лекарственном электрофорезе
15.После процедуры необходим отдых в течении какого времени:
а) 5-10мин
б) 2-3часов
в) 15-20минут
16.Перед повторным применением использованный парафин стерилизуют нагреванием до какой температуры:
а)90-100
б)80-90
в)200-220
г)250-300
17. Выбрать методики применения УЗ терапии:
а) подводная, контактная
б) дистанционная с воздушным зазором 1 см
в) дистанционная с воздушным зазором 2-3 см
г) контактная
18. Выбрать на какую глубину проникают инфракрасные лучи при светолечении:
а) 4-6 см
б) 2-3 см
в) 1-3 см
г) 3-4 см
19. При флюктуоризации какие применяются виды токов:
а) двухполярный симметричный, двухполярный несимметричный, однополярный флюктуирующий ток
б) двухполярный несимметричный
в) однополярный
г) однотактный ритмический
20. В острый период любого заболевания, какие физиопроцедуры рекомендуется назначать в первую очередь:
а) амплипульстерапия
б) ДДТ
в) лекарственный электрофорез
г) флюктуоризация
21. Тактика медсестры, если при проведении процедуры СВЧ-терапии - больной жалуется на появление жжения, чувство растирания, боль в месте воздействия, то необходимо:
а) уменьшить дозу или прекратить процедуру
б) прекратить процедуру
в) вызвать врача
г) поговорить с пациентом
22. Методики гальванизации по действию на организм подразделяются на:
а) местные, общие
б) местные, общие, сегментарно-рефлекторные
в) сегментарно-рефлекторные
г) общие
23. Принимать процедуру гальванизации пациент должен, соблюдая какие условия:
а) через 30 минут после легкого завтрака, через 2-3 часа после обеда
б) через 10 минут после завтрака и обеда
в) через 5 минут после завтрака;
г) до завтрака.
24. Выберите из предложенных Противопоказания к гальванизации:
а) острый гнойный гайморит, потеря болевой чувствительности
б) потеря болевой чувствительности
в) остеохондрозы
г) афония
25. УВЧ – терапия проводится при помощи каких физиоаппаратов:
а) «Экран – 2», «Минитерм»;
б) лампа Минина, лампа Соллюкс;
в) «Шатл», «Спектр»;
г) «Лор – 1», «Лор – 2»;
26. Для проведения УЗ – терапии под водой мед. сестра должна соблюдать какие меры техники безопасности из перечисленных:
а) работать в матерчатых перчатках;
б) работать в резиновых перчатках;
в) работать в матерчатых перчатках с надетыми поверх резиновыми;
г) работать голыми руками;
27. Метаболическим действием обладают какие из перечисленных физиопроцедур:
а) электростимуляция;
б) флюкторизация;
в) ДДТ;
г) амплипульстерапия.
28.Электростимуляция-это метод … (продолжите определение, выбрав из предложенных):
а) метод электролечения, заключающий в воздействии на организм моделированной током звуковой частоты;
б) метод электролечения с использованием различных импульсных токов для изменения в лечебных целях функционального состояния мышц и нервов;
в) метод электролечения с применением импульсного тока синусоидальной формы;
г) метод электролечения с применением гальванотока.
29.Диадинамотерапия – это метод (продолжение определения выберите из предложенных вариантов):
а) метод электролечения, заключающийся в воздействии на организм модулированным синусоидальным током звуковой частоты;
б) метод электротерапии с использованием постоянных импульсных токов полусинусоидальной формы частотой 50-100 Гц и их различных комбинации;
в) метод электротерапии, при котором используются импульсные токи низкой частоты для непосредственного воздействия на ЦНС;
г) метод электролечения, при котором применяется гальваноток.
30. Какие основные природные факторы курортного лечения вам известны? Укажите неправильный ответ.
а) климатотерапия
б) фармакотерапия
в) грязелечение
г) бальнеотерапия
31.При каких заболеваниях показана УВЧ – терапия:
а) острый отит
б) заболевания поджелудочной железы
в) гипертония 3 стадии
г) инсульт
32.Однотактный непрерывный ток имеет (ДДТ) какую физическую характеристику:
а) частоту 50Гц и полусинусоидальную форму;
б) частоту 50Гц и синусоидальную форму;
в) частоту 100Гц и полусинусоидальную форму;
г) частоту 2000Гц флюктуирующей формы.
33. Как располагают электроды на теле пациента для проведения электрофореза воротниковой зоны:
а) на задней поверхности голени;
б) на поясничной области;
в) на воротниковой области и пояснице;
г) сзади поясничной области.
34.Во время проведения ультрафиолетового облучения глаза больного и медперсонала должны быть защищены:
а) очками – консервами со спиральными стеклами в промежутках;
б) темными очками;
в) очками и маской не чем не защищены;
г) очками с увеличенными линзами.
35. Что является действующим фактором при электросне:
а) постоянный ток малой силы и малого напряжения
б) постоянные импульсные токи полусинусоидальной формы
в) импульсный ток низкой частоты и низкого напряжения
г) поток электромагнитных колебаний
36.Какая может быть аллергическая реакция при ингаляции:
а) кашель
б) насморк
в) отек слизистых оболочек
г) все перечисленное верно
37. Выбор электрода зависит от:
а) области воздействия и массы мышц
б) области воздействия и степени поражения органов
в) состояния наружных покровов
г) все перечисленное верно
38. Какие заболевания обостряются при проведении УФО:
а) злокачественные новообразования
б) бронхиальная астма
в) ОРВИ
г) псориаз
39.На какой глубине в коже образуется лекарственное депо при электрофорезе?
а) 0,5 см.
б) 2 см.
в) 1 см.
г) 3 см.
40. Какие лекарственные вещества можно использовать в качестве растворителя при электрофорезе?
а) вазелиновое масло,
б) глицериновое масло,
в) диметилсульфоксид, дистиллированная вода, буферный раствор,
г) проточная вода.
41. Когда нужно принимать минеральную воду при пониженной кислотности желудочного сока?
а) за 1 час до еды
б) после еды
в) за 30-45 минут до еды
г) за 15-20 минут до еды
42.Какова продолжительность проведения хвойных ванн:
а) 30-40мин
б) 20-30мин
в) 10-15мин
г) 40-45 минут,
43.Каково главное действие парафина в физиолечебной практике:
а) механическое
б) тепловое
в) болеутоляющее
г) возбуждающее
44.При окончании физиопроцедуры мед. сестра должна что сделать в первую очередь:
а) аппарат
б) вращать ручку регулятора силы тока
в) вывести ручку регулятора силы тока в крайнее левое положение ,выключить из сети перевести в положение выкл.
г) должна снять электроды с тела больного
45. Под влиянием массажа:
а) суживаются резервные капилляры
б) расширяются резервные капилляры
в) накапливается молочная кислота
г) накапливаются органические кислоты
46. Противопоказанием к назначению физических упражнений в воде являются:
а) хронические заболевания кожи
б) заболевания опорно-двигательного аппарата
в) заболевания нервной системы
г) гипокинезия
47. Укажите простейший способ дозировки физической нагрузки:
а) темп и ритм движений
б) подбор упражнений
в) длительность занятий
г) степень сопротивления движению
48. Реабилитацию при неосложненном инфаркте миокарда следует начинать:
а) с первых суток возникновения инфаркта
б) с первой недели возникновения инфаркта
в) с третьей недели возникновения инфаркта
г) с четвертой недели возникновения инфаркта
49.Идеомоторные физические упражнения – это упражнения, про которых происходит:
а) напряжение и расслабление мышц без изменения их длины
б) чередование сокращения и расслабления мышц с изменением их длины
в) снятие состояния патологического возбуждения нервных центров
г) сокращение и расслабление мышц, незаметные для выполнения.
50.Лечебная гимнастика при переломах назначается:
а) после снятия иммобилизации
б) с первых дней иммобилизационного периода
в) в восстановительном периоде
г) в постстационарном периоде
Приложение 6
ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК02.02 «Основы реабилитации»
Эталон ответа
1 вариант 2 вариант
1б 26 г | 1 в 26 в |
2 а 27 б | 2 г 27 б |
3 а 28 в | 3 а 28 б |
4 г 29 б | 4 а 29 б |
5 б 30 б | 5 б 30 б |
6 а 31 а | 6 г 31 а |
7 в 32 а | 7 а 32 а |
8 в 33 в | 8а 33 в |
9 в 34 б | 9 в 34 а |
10 г 35 в | 10 в 35 в |
11а 36 б | 11 г 36 г |
12 б 37 в | 12 г 37 а |
13 а 38 а | 13 в 38 а |
14 б 39 б | 14 в 39 в |
15 а 40 а | 15 в 40 в |
16 в 41 б | 16 а 41 г |
17 б 42 в | 17 г 42 в |
18 в 43 в | 18 б 43 б |
19 в 44 б | 19 а 44 в |
20 г 45 в | 20 а 45 б |
21 в 46 в | 21 а 46 а |
22 г 47 в | 22 б 47 а |
23 г 48 б | 23 а 48 б |
24 г 49 а | 24 в 49 г |
25 в 50 б | 25 а 50 б |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
СПб ГБПОУ
«МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ № 9»
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
производственной практики по профилю специальности
ПМ02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах».
МДК02.02 «Основы реабилитации»
Тема: __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Студента (ки) ___________________________________________________________________
(фамилия, имя полностью)
Курс _______ Группа ___________
Методический руководитель _____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество полностью)
Дата сдачи работы __________________
Оценка ____________________ Подпись преподавателя ______________________
Санкт – Петербург
20___ год.
Приложение 8
Примерная тематика индивидуальных заданий
Тематика индивидуальных заданий должна учитывать профиль заболеваний пациентов, находящихся на реабилитации в отделении, где организована производственная практика обучающихся. Например, рассмотреть следующие темы:
«Режимы двигательной активности на санаторном этапе реабилитации»,
«Обзор курортов России»
«Применение минеральных вод в реабилитации пациентов с травмами опорно-двигательного аппарата».
«Применение минеральных вод в реабилитации пациентов с патологией пищеварительной системы».
«Особенности проведения массажа и гимнастики в раннем детском возрасте».
«Особенности проведения массажа и гимнастики у ребенка с рахитом»
«Особенности выполнения массажа у ребенка первого года жизни с гипотрофией»
«Особенности работы м/с в отделении реабилитации пациентов с черепно-мозговой травмой»
«Лечебное действие массажа и физических упражнений при вялой осанке у школьников».
«Виды реабилитации: социальная реабилитация»
«Виды реабилитации: психологическая реабилитация»
«Виды реабилитации: профессиональная реабилитация»
«Психологическая реабилитация инвалидов»
«Психологическая реабилитация после различных заболеваний и травм»
«Особенности реабилитационных мероприятий при тяжелой степени рахита»
«Особенности реабилитационных мероприятий при пневмониях у детей».
«Профилактика нарушений осанки в школьном возрасте».
«Роль массажа и закаливания в профилактике простудных заболеваний у детей».
«Особенности реабилитации пациентов с бронхиальной астмой»
«Особенности реабилитации пациентов после перенесённой ревматической атаки»
«Особенности реабилитации пациентов при радикулитах»
«Особенности реабилитации пациентов при ОНМК»
«Особенности реабилитации пациентов при переломах позвоночника»
«Особенности реабилитации пациентов при вывихах»
Санкт-Петербургское ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Медицинский техникум № 9»
Аттестационная ведомость
по ППС ПМ 02 МДК02.02 «Основы реабилитации»
«Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
______группа
Методический руководитель ______________________
№ | Ф.И.О. | Характеристика | Дневник | Индивид. задание | Зачёт/ манипул. | Итоговая оценка |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
6 | | | | | | |
7 | | | | | | |
8 | | | | | | |
9 | | | | | | |
10 | | | | | | |
11 | | | | | | |
12 | | | | | | |
13 | | | | | | |
14 | | | | | | |
15 | | | | | | |
16 | | | | | | |
17 | | | | | | |
18 | | | | | | |
19 | | | | | | |
20 | | | | | | |
21 | | | | | | |
22 | | | | | | |
23 | | | | | | |
24 | | | | | | |
25 | | | | | | |
26 | | | | | | |
27 | | | | | | |
28 | | | | | | |
29 | | | | | | |
30 | | | | | | |
Подпись методического руководителя ___________________ дата ________________________