12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Титова Виктория Константиновна19 Россия, Иркутская обл., р.п Чунский |
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» для обучающихся 11 класса
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 29 р. п. чунский чунского района иркутской области
Рассмотрена на заседании ШМО учителей естественно - научного цикла Протокол №____ от _____. Руководитель ШМО: _______ (А.П. Гвоздарева) | Согласована на заседании научно - методического совета Протокол № ____ от______________ Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:_________ (М. Г. Олейник) | Утверждена директором МБОУ СОШ №29 р.п. Чунский Приказ № _____ от ____________ _______________ (Н.П.Котвицкая) м.п. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11а,б КЛАССОВ
НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель
Титова Виктория Константиновна
учитель физики
высшей квалификационной категории
р. п. Чунский, 2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по астрономии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на:
Приказа Минобрнауки России от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации
№ 1089от 5 марта 2004 г.
Письма Минобрнауки России от 20.06.2017. № ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»;
Методических рекомендаций по введению изучения учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего
образования.
В соответствии с учебным планом и образовательной программой МАОУ «Гимназия №139» Приволжского района г. Казани на 2017-2018 учебный год.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Учебник «Астрономия. 11 класс». В.М.Чаругин - М.: «Просвещение», 2017.
Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» автора В.М.Чаругин - М.: «Просвещение», 2017.
Рабочую программу к УМК В.М.Чаругина: учебно-методическое пособие В.М.Чаругин- М.: «Просвещение», 2017.
Школьный курс астрономии призван способствовать формированию современной естественнонаучной картины мира, раскрывать развитие представлений о
строении Вселенной как о длительном и сложном пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Рабочая программа по учебному предмету «Астрономия»» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
пояснительную записку;
общую характеристику учебного предмета;
место учебного предмета в учебном плане;
содержание учебного предмета;
учебно-тематический план;
календарно-тематическое планирование;
требования к уровню подготовки учащегося;
учебно-методические и материально-технические средства обучения
Цель рабочей программы по учебному предмету «Астрономия» направлена на формирование знаний о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, внести существенный вклад в систему знаний об окружающем мире; сформировать целостное представление о строении и эволюции Вселенной, отражающее современную астрономическую картину мира.
Задачи:
Образовательные
- понимание роли астрономии среди других наук, для формирования научного мировоззрения, развития космической деятельности человечества и развития цивилизации,
-формирование представлений о месте Земли и Человечества во Вселенной; понимание особенностей методов научного познания в астрономии;
- объяснение причин наблюдаемых астрономических явлений;
-формирование интереса к изучению астрономии и развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанных с астрономией.
Воспитательные
воспитание убежденности в возможности познания законов природы;
использования достижений астрономии на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;
готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.
В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Особенностью предмета астрономия в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 час в неделю). Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные
наблюдения учащихся.
Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами:
во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время.
во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений.
При планировании наблюдений этих объектов, необходимо учитывать условия их видимости.
Результаты освоения курса
В результате изучения курса астрономии выпускник получит представление:
о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной
деятельности;
о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
об истории науки;
о новейших разработках в области науки и технологий;
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита
авторского права и т. п.);
о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения
исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
В результате изучения курса астрономии выпускник сможет:
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (метапредметные задачи);
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и
социальной жизни;
использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
В результате изучения курса астрономии, с точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-
исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об
общем благе;
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем
культурном пространстве;
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке
собственных целей;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с
целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации
проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию
и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами
информационных технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности,
проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них
наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию,
формулировать выводы и заключения;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
на практике пользоваться основными логическими
приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися
новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно- деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-
исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая
деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности
в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание тем | Количество часов | Содержание курса и виды деятельности учащихся |
Что изучает астрономия. Наблюдения-основа астрономии | 2 часа | Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. После изучения данной темы ученик должен уметь/знать: - воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой; - использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа. -методы астрономических исследований |
Практические основы астрономии | 5 часов | Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. После изучения данной темы ученик должен уметь/знать: - воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время); - объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; - объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; - применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. |
Строение Солнечной системы | 7 часов | Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. После изучения данной темы ученик должен уметь/знать: - воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; - воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица); - вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию; - формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; - описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; - объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; - характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. |
Природа тел Солнечной системы | 8 часов | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. После изучения данной темы ученик должен уметь/знать: - формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; - определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты); - описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; - перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения; - проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; - объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; - описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; - характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; - описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; - описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; - объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения. |
Солнце и звезды | 6 часов | Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. После изучения данной темы ученик должен уметь/знать: - определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); - характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; - описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; -объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; - описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; - вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; - называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»; - сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; - объяснять причины изменения светимости переменных звезд; -описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; - оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; - описывать этапы формирования и эволюции звезды; - характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр. |
Строение и эволюция Вселенной | 5 часов | Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. После изучения данной темы ученик должен уметь/знать: - объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение); - характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); - определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; - распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные); - сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; - обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; - формулировать закон Хаббла; - определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых; - оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; - интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; - классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва; - интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения- «темной материи»- вида энергии, природа которой неизвестна. |
Жизнь и разум во Вселенной | 1 час | Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет освоем существовании. После изучения данной темы ученик должен уметь/знать: - систематизировать знания о методах исследования и со временном - состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. |
Календарно – тематическое планирование
№ | Раздел | Тема | Дата проведения | Примечание | |||
План | Факт | План | Факт | ||||
11А | 11 А | 11 Б | 11 Б | ||||
1 | Введение (1 ч) Астрометрия (5 ч) | Введение в астрономию. | 4.09 | ||||
2 | Звёздное небо. | 11.09 | |||||
3 | Небесные координаты. | 18.09 | |||||
4 | Видимое движение планет и Солнца. | 25.09 | |||||
5 | Движение Луны и затмения. | 2.10 | |||||
6 | Время и календарь | 9.10 | |||||
7 | 3.Небесная механика (3 ч | Система мира | 16.10 | ||||
8 | Законы Кеплера движения планет | 23.10 | |||||
9 | Космические скорости и межпланетные перелёты | 6.11 | |||||
10 | 4.Строение Солнечной системы (7 ч) | Современные представления о строении и составе Солнечной системы | 13.11 | ||||
11 | Планета Земля | 20.11 | |||||
12 | Луна и её влияние на Землю | 27.11 | |||||
13 | Планеты земной группы | 4.12 | |||||
14 | Планеты-гиганты. Планеты-карлик | 11.12 | |||||
15 | Малые тела Солнечной системы | 18.12 | |||||
16 | Современные представления о происхождении Солнечной системы | 25.12 | |||||
17 | 5.Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) | Методы астрофизических исследований | 8.01 | ||||
18 | Солнце | 15.01 | |||||
19 | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | 22.01 | |||||
20 | Основные характеристики звёзд | 29.01 | |||||
21 | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | 5.02 | |||||
22 | Новые и сверхновые звёзды | 12.02 | |||||
23 | Эволюция звёзд | 19.02 | |||||
24 | 6. Млечный путь (3 ч) 7. Галактики (3 ч) | Газ и пыль в Галактике | 26.02 | ||||
25 | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | 5.03 | |||||
26 | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути | 12.03 | |||||
27 | Классификация галактик | 19.03 | |||||
28 | Активные галактики и квазары | 2.04 | |||||
29 | Скопления галактик | 9.04 | |||||
30 | 5.Строение и эволюция Вселенной(2ч) | Конечность и бесконечность Вселенной | 16.04 | ||||
31 | Модель «горячей Вселенной» | 23.04 | |||||
32 | 6.Современные проблемы астрономии (3 ч) | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | 30.04 | ||||
33 | Обнаружение планет возле других звёзд | 7.05 | |||||
34 | Поиск жизни и разума во Вселенной | 14.05 | |||||
35 | Жизнь и разум во Вселенной | 21.05 | |||||
Всего | 35 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | ||
уроки | лаб. работы | контр. работы | |||
1 | Введение. Астрометрия | 6 | 6 | ||
2 | Небесная механика | 3 | 3 | ||
3 | Строение Солнечной системы | 7 | 7 | ||
4 | Астрофизика и звёздная астрономия | 7 | 7 | ||
5 | Строение и эволюция Вселенной | 2 | 2 | ||
6 | Современные проблемы астрономии | 3 | 3 | ||
Итого: | 35 | 35 |
Список литературы: Учебник «Астрономия. 11 класс». В.М.Чаругин - М.: «Просвещение», 2017.
Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» автора В.М.Чаругин - М.: «Просвещение», 2017.
Рабочая программа к УМК В.М.Чаругина: учебно-методическое пособие В.М.Чаругин- М.: «Просвещение», 2017.