Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» для обучающихся 11 класса

0
0
Материал опубликован 10 November 2018

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29 р. п. чунский чунского района иркутской области

Рассмотрена на заседании ШМО учителей естественно - научного цикла

Протокол №____ от _____.

Руководитель ШМО: _______

(А.П. Гвоздарева)
Согласована на заседании научно - методического совета Протокол № ____ от______________ Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:_________ (М. Г. Олейник) Утверждена директором МБОУ СОШ №29 р.п. Чунский Приказ № _____ от ____________ _______________ (Н.П.Котвицкая) м.п.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11а,б КЛАССОВ

НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель

Титова Виктория Константиновна

учитель физики

высшей квалификационной категории

р. п. Чунский, 2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по астрономии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на:

Приказа Минобрнауки России от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов

начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации

№ 1089от 5 марта 2004 г.

Письма Минобрнауки России от 20.06.2017. № ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»;

Методических рекомендаций по введению изучения учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего

образования.

В соответствии с учебным планом и образовательной программой МАОУ «Гимназия №139» Приволжского района г. Казани на 2017-2018 учебный год.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

Учебник «Астрономия. 11 класс». В.М.Чаругин - М.: «Просвещение», 2017.

Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» автора В.М.Чаругин - М.: «Просвещение», 2017.

Рабочую программу к УМК В.М.Чаругина: учебно-методическое пособие В.М.Чаругин- М.: «Просвещение», 2017.

Школьный курс астрономии призван способствовать формированию современной естественнонаучной картины мира, раскрывать развитие представлений о

строении Вселенной как о длительном и сложном пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.

 

Рабочая программа по учебному предмету «Астрономия»» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

пояснительную записку;

общую характеристику учебного предмета;

место учебного предмета в учебном плане;

содержание учебного предмета;

учебно-тематический план;

календарно-тематическое планирование;

требования к уровню подготовки учащегося;

учебно-методические и материально-технические средства обучения

Цель рабочей программы по учебному предмету «Астрономия» направлена на формирование знаний о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, внести существенный вклад в систему знаний об окружающем мире; сформировать целостное представление о строении и эволюции Вселенной, отражающее современную астрономическую картину мира.

Задачи:

Образовательные

- понимание роли астрономии среди других наук, для формирования научного мировоззрения, развития космической деятельности человечества и развития цивилизации,

-формирование представлений о месте Земли и Человечества во Вселенной; понимание особенностей методов научного познания в астрономии;

- объяснение причин наблюдаемых астрономических явлений;

-формирование интереса к изучению астрономии и развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанных с астрономией.

Воспитательные

воспитание убежденности в возможности познания законов природы;

использования достижений астрономии на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;

готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.

В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Особенностью предмета астрономия в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 час в неделю). Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные

наблюдения учащихся.

Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами:

во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время.

во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений.

При планировании наблюдений этих объектов, необходимо учитывать условия их видимости.

Результаты освоения курса

В результате изучения курса астрономии выпускник получит представление:

о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной

деятельности;

о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;

об истории науки;

о новейших разработках в области науки и технологий;

о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита

авторского права и т. п.);

о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения

исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).

В результате изучения курса астрономии выпускник сможет:

решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (метапредметные задачи);

использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и

социальной жизни;

использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

В результате изучения курса астрономии, с точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-

исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:

формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об

общем благе;

восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем

культурном пространстве;

отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке

собственных целей;

оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;

находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в

различных областях деятельности человека;

вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с

целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации

проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию

и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами

информационных технологий;

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности,

проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них

наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию,

формулировать выводы и заключения;

анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

на практике пользоваться основными логическими

приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

 готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение

планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися

новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно- деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-

исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая

деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности

в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание тем

Количество часов

Содержание курса и виды деятельности учащихся

Что изучает

астрономия.

Наблюдения-основа

астрономии

2 часа

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов

исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

После изучения данной темы ученик должен уметь/знать:

- воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с

физикой и математикой;

- использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

-методы астрономических исследований

Практические

основы

астрономии

5 часов

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах.

Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

Время и календарь.

После изучения данной темы ученик должен уметь/знать:

- воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика,

местное, поясное, летнее и зимнее время);

- объяснять необходимость введения високосных лет и нового

календарного стиля;

- объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах,

движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

- применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Строение Солнечной

системы

7 часов

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира.

Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы

Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел

под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических

аппаратов в Солнечной системе.

После изучения данной темы ученик должен уметь/знать:

- воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

- воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения

планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

- вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

- формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

- описывать особенности движения тел Солнечной системы под

действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

- объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

- характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Природа тел

Солнечной системы

8 часов

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны

космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.

Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды.

Метеоры, болиды и метеориты.

После изучения данной темы ученик должен уметь/знать:

- формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

- определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты,

кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

- описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

- перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

- проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы

эволюционных изменений природы этих планет;

- объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

- описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

- характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

- описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу

планеты с космической скоростью;

- описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

- объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Солнце и звезды

6 часов

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность

и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и

температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и

нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

После изучения данной темы ученик должен уметь/знать:

- определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

- характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

- описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

-объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

- описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

- вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

- называть основные отличительные особенности звезд различных

последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;

- сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

- объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

-описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

- оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

- описывать этапы формирования и эволюции звезды;

- характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Строение и

эволюция

Вселенной

5 часов

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава.

Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик.

Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла.

Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная

энергия» и антитяготение.

После изучения данной темы ученик должен уметь/знать:

- объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

- характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

- определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

- распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

- сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

- обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

- формулировать закон Хаббла;

- определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;

- оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

- интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

- классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

- интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения- «темной материи»- вида энергии, природа которой неизвестна.

Жизнь и разум во

Вселенной

1 час

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах

Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и

радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет освоем существовании.

После изучения данной темы ученик должен уметь/знать:

- систематизировать знания о методах исследования и со временном - состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.


 

Календарно – тематическое планирование

Раздел

Тема

Дата проведения

Примечание

План

Факт

План

Факт

11А

11 А

11 Б

11 Б

1

Введение (1 ч)

Астрометрия (5 ч)

Введение в астрономию.

4.09

       

2

Звёздное небо.

11.09

       

3

Небесные координаты.

18.09

       

4

Видимое движение планет и Солнца.

25.09

       

5

Движение Луны и затмения.

2.10

       

6

Время и календарь

9.10

       

7

3.Небесная механика (3 ч

Система мира

16.10

       

8

Законы Кеплера движения планет

23.10

       

9

Космические скорости и межпланетные перелёты

6.11

       

10

4.Строение Солнечной системы (7 ч)

Современные представления о строении и

составе Солнечной системы

13.11

       

11

Планета Земля

20.11

       

12

Луна и её влияние на Землю

27.11

       

13

Планеты земной группы

4.12

       

14

Планеты-гиганты. Планеты-карлик

11.12

       

15

Малые тела Солнечной системы

18.12

       

16

Современные представления о происхождении Солнечной системы

25.12

       

17

5.Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

Методы астрофизических исследований

8.01

       

18

Солнце

15.01

       

19

Внутреннее строение и источник энергии Солнца

22.01

       

20

Основные характеристики звёзд

29.01

       

21

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные

дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

5.02

       

22

Новые и сверхновые звёзды

12.02

       

23

Эволюция звёзд

19.02

       

24

6. Млечный путь (3 ч)

7. Галактики (3 ч)

Газ и пыль в Галактике

26.02

       

25

Рассеянные и шаровые звёздные скопления

5.03

       

26

Сверхмассивная чёрная дыра в центре

Млечного Пути

12.03

       

27

Классификация галактик

19.03

       

28

Активные галактики и квазары

2.04

       

29

Скопления галактик

9.04

       

30

5.Строение и эволюция Вселенной(2ч)

Конечность и бесконечность Вселенной

16.04

       

31

Модель «горячей Вселенной»

23.04

       

32

6.Современные проблемы астрономии (3 ч)

Ускоренное расширение Вселенной и

тёмная энергия

30.04

       

33

Обнаружение планет возле других звёзд

7.05

       

34

Поиск жизни и разума во Вселенной

14.05

       

35

Жизнь и разум во Вселенной

21.05

       
 

Всего

35

         

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

уроки

лаб. работы

контр. работы

1

Введение. Астрометрия

6

6

   

2

Небесная механика

3

3

   

3

Строение Солнечной системы

7

7

   

4

Астрофизика и звёздная астрономия

7

7

   

5

Строение и эволюция Вселенной

2

2

   

6

Современные проблемы астрономии

3

3

   
 

Итого:

35

35

   

 

Список литературы: Учебник «Астрономия. 11 класс». В.М.Чаругин - М.: «Просвещение», 2017.

Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» автора В.М.Чаругин - М.: «Просвещение», 2017.

Рабочая программа к УМК В.М.Чаругина: учебно-методическое пособие В.М.Чаругин- М.: «Просвещение», 2017.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.