Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 3 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 3 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:
формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;
овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации
для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 3 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).
3 КЛАСС
О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история – важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края – главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М. Пришвин «Моя Родина», С.А. Васильев «Россия», Н.П. Кончаловская «Наша древняя столица» (отрывки) и другое (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (картины В. М. Васнецова, И. Я. Билибина и др.). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк», былина об Илье Муромце и другие (по выбору).
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин – великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и другие по выбору). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» и другие (по выбору).
Творчество И. А. Крылова. Басня – произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов – великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Мартышка и очки» и другие (по выбору).
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ–ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, И. А. Бунина, С. А. Есенина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).
Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…», А.Н. Майков «Осень», С.А. Есенин «Берёза», Н.А. Некрасов «Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок «Ворона», И.А. Бунин «Первый снег» и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и другие.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.
Произведения для чтения: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» и другие (по выбору).
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).
Произведения для чтения: Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г. Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» и другое (по выбору).
Произведения о детях. Дети – герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.
Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору).
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): Н. Н. Носов, В.Ю. Драгунский, М. М. Зощенко и др.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2 произведения), Н.Н. Носов «Весёлая семейка» (1-2 рассказа из цикла) и другие (по выбору).
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Р. Киплинга. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок», Ш. Перро «Подарок феи» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами.
Изучение литературного чтения в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
читать доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
различать сказочные и реалистические, лирические и эпические, народные и авторские произведения;
анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;
конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам; произведения одного жанра, но разной тематики;
исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
сравнивать информацию словесную (текст), графическую или изобразительную (иллюстрация), звуковую (музыкальное произведение);
подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности;
выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения;
формулировать вопросы по основным событиям текста;
пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица);
выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая соответствующее настроение;
сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:
принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи чтения;
оценивать качество своего восприятия текста на слух;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;
в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать (драматизировать) несложные произведения фольклора и художественной литературы; выбирать роль, договариваться о манере её исполнения в соответствии с общим замыслом;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
3 КЛАСС
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные ресурсы, включённые в федеральный перечень.
3 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | О Родине и её истории | 6 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
2 | Фольклор (устное народное творчество) | 16 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
3 | Творчество И.А.Крылова | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
4 | Творчество А.С.Пушкина | 9 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
5 | Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века | 8 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
6 | Творчество Л.Н.Толстого | 10 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
7 | Литературная сказка | 9 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
8 | Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века | 10 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
9 | Произведения о взаимоотношениях человека и животных | 16 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
10 | Произведения о детях | 18 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
11 | Юмористические произведения | 6 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
12 | Зарубежная литература | 10 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
13 | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 |
Резервное время | 10 | 1 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 8 | 0 | |
3 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | ||||
1 | Раскрытие главной идеи произведения К.Д. Ушинского «Наше отечество»: чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc478de |
2 | Патриотическое звучание стихотворения С.А. Васильева «Россия»: интонация, темп, ритм, логические ударения | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47a6e |
3 | Осознание нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родной стороне, гордость за красоту и величие своей Отчизны | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47b72 |
4 | Создание образа Родины в произведениях писателей. Произведения по выбору, например, Т.В. Бокова «Родина» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47c76 |
5 | Отражение темы Родина в произведении М.М. Пришвин «Моя Родина»: роль и особенности заголовка | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47d84 |
6 | Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88 |
7 | Устное народное творчество. Характеристика малых жанров фольклора: потешки, небылицы, скороговорки, считалки | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc483ec https://m.edsoo.ru/8bc4a25a |
8 | Загадка как жанр фольклора, знакомство с видами загадок | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4861c https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8 |
9 | Пословицы народов России: тематические группы | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc |
10 | Развитие речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Книги и словари, созданные В.И. Далем | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4a610 https://m.edsoo.ru/8bc4850e |
11 | Художественные особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные) | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc https://m.edsoo.ru/8bc4861c |
12 | Отражение нравственных ценностей и правил в фольклорной сказке. Произведения по выбору, например, русская народная сказка «Самое дорогое» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe https://m.edsoo.ru/8bc4875c |
13 | Осознание понятия трудолюбие на примере народных сказок. Произведения по выбору, например, русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc48892 |
14 | Представление в сказке народного быта и культуры. Произведения по выбору, например, русская народная сказка «Дочь-семилетка» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc489a0 |
15 | Характеристика героя, волшебные помощники. На примере русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc48ab8 |
16 | Особенности построения (композиция) волшебной сказки: составление плана. На примере русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4aa16 https://m.edsoo.ru/8bc49cc4 |
17 | Иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки: В.М. Васнецов «Иван Царевич на Сером волке» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ae44 |
18 | Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Темы народных песен | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4b542 https://m.edsoo.ru/8bc4b10a |
19 | Былина как народный песенный сказ о героическом событии. Фольклорные особенности: выразительность, напевность исполнения | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4bb46 https://m.edsoo.ru/8bc4b27c |
20 | Характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). На примере образа Ильи Муромца | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4bfb0 https://m.edsoo.ru/8bc4b27c |
21 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор (устное народное творчество) | 1 | | |
22 | Работа с детскими книгами на тему: «Фольклор»: использование аппарата издания | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4bc7c https://m.edsoo.ru/8bc4be98 |
23 | Работа со словарём: язык былины, устаревшие слова, их место и представление в современной лексике | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4b7ae https://m.edsoo.ru/8bc4bd94 |
24 | Репродукции картин В.М. Васнецова как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c0b4 https://m.edsoo.ru/8bc4af70 |
25 | В мире книг. Книга как особый вид искусства | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5142 |
26 | Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами | 1 | | |
27 | Первая печатная книга на Руси. Н.П.Кончаловская «Мастер Фёдоров Иван и его печатный стан» (отрывок из «Наша древняя столица») | 1 | | |
28 | Осознание важности чтения художественной литературы и фольклора. Правила юного читателя | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4fda |
29 | Осознание особенностей басни, как произведения-поучения, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4cd98 |
30 | И.А. Крылов - великий русский баснописец. Иносказание в его баснях | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d194 |
31 | Знакомство с произведениями И.А. Крылова. Явная и скрытая мораль басен | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d298 |
32 | Работа с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема, мораль, герои, особенности языка | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d072 |
33 | А.С. Пушкин - великий русский поэт | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c1d6 |
34 | Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет), рифма, ритм | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c2e4 |
35 | Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»: приём повтора как основа изменения сюжета | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c5c8 |
36 | Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c6f4 |
37 | Наблюдение за художественными особенностями текста сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c80c |
38 | Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c938 |
39 | Составление устного рассказа «Моё любимое произведение А.С. Пушкина» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4cb68 |
40 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Творчество А.С. Пушкина» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ca64 |
41 | Работа с детскими книгами. И.Я. Билибин – иллюстратор сказок А.С. Пушкина | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4cc80 |
42 | Описание картин осенней природы в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и другие по выбору | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d43c |
43 | Сравнение стихотворений об осени. На примере произведений Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и А.Н. Майкова «Осень» | 1 | | |
44 | Восприятие картин зимнего пейзажа в стихотворениях А.А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…» и другие по выбору | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e24c |
45 | Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение) в лирических произведениях поэтов | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d676 |
46 | Особенности авторской сказки Л.Н. Толстого «Ореховая ветка»: основные события, главные герои, волшебные помощники | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e35a |
47 | Работа с баснями Л.Н. Толстого: выделение жанровых особенностей. На примере басни «Белка и волк» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f066 |
48 | Наблюдение за художественными особенностями рассказа-описания Л.Н. Толстого «Лебеди» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ea8a |
49 | Различение художественного и научно-познавательного текстов «Лебеди» и «Зайцы» Л.Н. Толстого | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e684 |
50 | Осознание связи содержания произведения с реальным событием. На примере были «Прыжок» Л.Н. Толстого | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4eb98 |
51 | Анализ сюжета были «Прыжок» Л.Н. Толстого: главные герои, отдельные эпизоды, составление плана | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e576 |
52 | Различение рассказчика и автора произведения в рассказе Л.Н. Толстого «Акула» и других по выбору | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e972 |
53 | Выделение структурных частей произведения Л.Н. Толстого «Акула» и других по выбору (композиции): начало, завязка действия, кульминация, развязка | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e45e |
54 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Творчество Л.Н. Толстого» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4eecc |
55 | Работа с детскими книгами: жанровое многообразие произведений Л.Н. Толстого | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ed00 |
56 | Оценка чувств и настроения, вызываемых лирическим произведением. На примере произведения Н.А. Некрасова «Однажды в студёную зимнюю пору…» (отрывок) | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d784 |
57 | Поэты о красоте родной природы. На примере произведения Н.А. Некрасова «Железная дорога» (отрывок) | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d8a6 |
58 | Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e0f8 |
59 | Описание природы (пейзаж) в художественном произведении. На примере произведения А.П.Чехова «Степь» (отрывок) | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d554 |
60 | Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании, в изобразительном искусстве, в произведениях музыкального искусства | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4dc98 |
61 | Характеристика героя сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f1c4 |
62 | Особенности литературной сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»: анализ сюжета, композиции | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f548 |
63 | Осознание главной мысли (идеи) сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f69c |
64 | Работа с детскими книгами «Литературные сказки писателей»: составление аннотации | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f82c |
65 | Животные в литературных сказках. На примере произведения И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f958 |
66 | Научно-естественные сведения о природе в сказке И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4fc6e |
67 | Создание образов героев-животных в литературных сказках. На примере произведения Д.Н. Мамин-Сибиряка «Умнее всех» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4fe30 |
68 | Поучительный смысл сказок о животных. На примере произведения Д.Н. Мамин-Сибиряка «Умнее всех» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ff70 |
69 | Составление устного рассказа «Моя любимая книга» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50358 |
70 | Наблюдение за описанием зимнего пейзажа. На примере стихотворения С.Д. Дрожжина «Зимний день» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc504ac |
71 | Оценка чувств и настроения, вызываемых лирическим произведением | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5072c |
72 | Работа со стихотворением С.А. Есенина «Берёза»: средства выразительности в произведении | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50876 |
73 | Восприятие картин природы в стихотворениях С.А. Есенина | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50984 |
74 | Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50aa6 |
75 | Взаимоотношения человека и животных – тема произведения Д.Н. Мамин-Сибиряка «Приёмыш» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc513ac |
76 | Соотнесение заглавия и главной мысли рассказа Д.Н. Мамин-Сибиряка «Приёмыш» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc514ba |
77 | Отражение темы дружба животных в рассказах писателей. На примере произведения А.И. Куприна «Барбос и Жулька» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5169a |
78 | Характеристика героев-животных, их портрет в рассказах писателей. На примере рассказа А.И. Куприна «Барбос и Жулька» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc518de |
79 | Отражение нравственно-этических понятий (любовь и забота о животных) в рассказах писателей | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc519f6 |
80 | Осознание понятий верность и преданность животных | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51b04 |
81 | Работа с детскими книгами о братьях наших меньших: написание отзыва | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc524d2 |
82 | Создание картин природы в произведениях поэтов. На примере стихотворения И.А.Бунина «Первый снег» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50e34 |
83 | Звукопись, её выразительное значение в лирических произведениях | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50f6a |
84 | Поэтические картины родной природы | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51096 |
85 | Составление устного рассказа «Красота родной природы» по изученным текстам | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc522a2 |
86 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ – ХХ века» | 1 | | |
87 | Дети – герои произведений | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52806 |
88 | Историческая обстановка как фон создания произведения | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52bd0 |
89 | Судьбы крестьянских детей в произведениях писателей. На примере рассказа А.П. Чехова «Ванька» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52da6 |
90 | Особенности внешнего вида и характера героя-ребёнка. На примере рассказа А.П. Чехова «Ванька» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52928 |
91 | Отражение в произведении важных человеческих качеств: честности, стойкости, ответственности. На примере рассказа Л. Пантелеева «Честное слово» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52a40 |
92 | Деление текста на части, составление плана, выявление главной мысли (идеи) рассказа Л.Пантелеева «Честное слово» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52ebe |
93 | Представление темы «Дети на войне» в рассказе Л. Пантелеева «На ялике» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52fd6 |
94 | Мужество и бесстрашие – качества, проявляемые детьми в военное время | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53242 |
95 | Составление портрета главного героя рассказа Л.А. Кассиля «Алексей Андреевич» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53364 |
96 | Осмысление поступков и поведения главного героя рассказа Л.А. Кассиля «Алексей Андреевич» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5347c |
97 | Отличие автора от героя и рассказчика. На примере рассказа А.П. Гайдара «Горячий камень» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53710 |
98 | Выделение главной мысли (идеи) произведения о детях. На примере рассказа А.П. Гайдара «Горячий камень» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53850 |
99 | Основные события сюжета произведения А.П.Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки) | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53a12 |
100 | Роль интерьера (описание штаба) в создании образов героев произведения А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки) | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc541a6 |
101 | Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев произведения А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки) | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5434a |
102 | Раскрытие темы «Разные детские судьбы» в произведениях писателей | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53bca |
103 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Произведения о детях» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc544a8 |
104 | Работа с книгами о детях: составление аннотации | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3630 |
105 | Произведения Паустовского К.Г. о природе и животных. Главная мысль (идея) рассказа «Барсучий нос» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51c12 |
106 | Работа с рассказом Паустовского К.Г. «Кот-ворюга»: анализ композиции, составление плана | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51e24 |
107 | Составление портрета героя-животного в рассказе Паустовского К.Г. «Кот-ворюга» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51f46 |
108 | Раскрытие темы взаимоотношения человека и животного на примере рассказа Паустовского К.Г. «Заячьи лапы» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5218a |
109 | Особенности композиции в рассказах о животных. На примере рассказа Паустовского К.Г. «Заячьи лапы» | 1 | | |
110 | Создание характеров героев-животных в рассказах писателей. На примере рассказа Пришвина М.М. «Выскочка» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51294 |
111 | Рассказы писателей-натуралистов о заботливом и бережном отношении человека к животным к природе родного края | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50bbe |
112 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Взаимоотношения человека и животных» | 1 | | |
113 | Составление устного рассказа «Любовь и забота о братьях наших меньших» по изученным произведениям | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc523ba |
114 | Человек и его взаимоотношения с животными в рассказах писателей | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc525e0 |
115 | Особенности юмористических произведений Н.Н.Носова и других авторов на выбор | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3ca2 |
116 | Комичность как основа сюжета рассказов Н.Н.Носова и других авторов на выбор | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3db0 |
117 | Характеристика героя «Денискиных рассказов» В.Ю. Драгунского | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3a5e |
118 | Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. На примере произведений В.Ю. Драгунского | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3b80 |
119 | Работа с детскими книгами: авторы юмористических рассказов | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3928 |
120 | Составление устного рассказа «Мой любимый детский писатель» на примере изученных произведений | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3ed2 |
121 | Волшебные предметы и помощники в литературных сказках Ш. Перро | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4422 |
122 | Особенности литературных сказок Х.-К. Андерсена (сюжет, язык, герои) | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4544 |
123 | Особенности авторских сказок: раскрытие главной мысли, композиция, герои. На примере сказок Р.Киплинга | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f41de |
124 | Взаимоотношения человека и животных в рассказах зарубежных писателей. На примере рассказа Джека Лондона «Бурый волк» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4d8c |
125 | Деление текста на части, составление плана, выявление главной мысли (идеи) рассказа Джека Лондона «Бурый волк» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4774 |
126 | Средства создания образов героев-животных в рассказах зарубежных писателей. На примере рассказа Э.Сетон-Томпсона «Чинк» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f488c |
127 | Осознание нравственно-этических понятий: верность и преданность животных. На примере рассказа Э.Сетон-Томпсона «Чинк» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f430a |
128 | Расширение знаний о писателях, как переводчиках зарубежной литературы. На примере переводов С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, Б.В. Заходера | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4666 |
129 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Зарубежная литература» | 1 | | |
130 | Составление устного рассказа «Мой любимый детский писатель» на примере изученных произведений | 1 | | |
131 | Составление устного рассказа «Дружба человека и животного» на примере изученных произведений | 1 | | |
132 | Работа с детскими книгами «Зарубежные писатели – детям»: написание отзыва | 1 | | |
133 | Осознание важности читательской деятельности. Работа со стихотворением Б.Заходера «Что такое стихи» | 1 | | |
134 | Проверочная работа по итогам изученного в 3 классе | 1 | | |
135 | Работа с детской книгой и справочной литературой | 1 | | |
136 | Летнее чтение. Выбор книг на основе рекомендательного списка и тематического каталога | 1 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литературное чтение. 3 класс. В 2 частяхЛ. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.]. — 2-е изд. — М.; Просвещение, 2021
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс / Составитель Кутявина С.В. – 4-е издание, переработанное. - М.: ВАКО, 2021.
2. Поурочные разработки по литературному чтению для 3 класса к УМК Климановой Л.Ф. и др. («Школа России») / Автор Кутявина С. В. – М.: ВАКО, 2020
3. Проверочные работы по литературному чтению: 3 класс. К любому из действующих учебников по литературному чтению для 3 класса. / Составитель Панкова О. Б. - Рекомендовано Российской Академией Образования. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен», 2019.
4. Работа с текстом. Чтение. 3 класс. / Составитель О.Н. Крылова. – 8-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен», 2022.
5. Технологические карты уроков. Поурочные разработки уроков по литературному чтению для 3 класса. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / М.В. Бойкина, Н.И. Роговцева, Е.Ю. Федотова. – М.: СПб.: Просвещение, 2020.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru/
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru/
BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки http://bibliogid.ru/
Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru/