Рабочая программа учебного предмета «География» (10–11 классы)

3
0
Материал опубликован 2 March 2021 в группе

Рабочая программа

учебного предмета «География»

10-11 класс

Уровень среднего общего образования


Разработана Нетесовой Л.В.

учителем географии


Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного стандарта среднего общего образования. Обучение осуществляется по учебнику Ю.Н.Гладкого, В.В.Николиной «География 10-11 классы», М.: Просвещение, 2019 год.


Содержание программы

Базовый уровень

Человек и окружающая среда

Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.

Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.

Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.

Территориальная организация мирового сообщества

Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.

Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.

Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.

Региональная география и страноведение

Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.

Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).

Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.

Роль географии в решении глобальных проблем человечества

Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

характеризовать географию рынка труда;

рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.


Тематическое планирование, 10 класс


Название темы/раздела

Количество часов

Введение

1

Освоение человеком планеты Земля. Окружающая среда как геосистема

1

Тема 1. Человек и окружающая среда

8

Природные ресурсы мира

1

Минеральные ресурсы

1

Земельные ресурсы

1

Водные ресурсы

1

Лесные ресурсы

1

Ресурсы Мирового океана

1

Другие виды ресурсов. Загрязнение окружающей среды

1

Обобщение знаний по теме «Человек и окружающая среда»

1

Тема 2. География населения

8

Население мира

1

Человечество – мозаика народов

1

География религий и культуры

1

Трудовые ресурсы и занятость населения

1

Размещение и плотность населения

1

Закономерности расселения населения. Урбанизация

1

Миграции населения

1

Обобщение знаний по теме «Население»

1

Тема 3. Мировое сообщество – общая картина мира

5

Современная политическая карта мира

1

Территория и границы государства

1

Типология стран

1

Политическая география и геополитика

1

Обобщение знаний по теме «Политическая карта мира»

1

Тема 4. Мировое хозяйство

12

Мировое хозяйство. Научно-техническая революция

1

Международное географическое разделение труда

1

Горнодобывающая промышленность. Энергетика

1

Обрабатывающая промышленность

1

Сельское хозяйство

1

Транспорт

1

Сфера услуг

1

Внешнеэкономические связи

1

Экономические интеграции

1

Итоговый урок по теме «Мировое хозяйство»

1

Обобщающее повторение за курс 10 класса

1

Итоговая контрольная работа

1

Итого часов

34


11 класс

Название темы/раздела

Количество часов

Тема 1. Региональная география и страноведение

26

Региональная география. Регионы мира

1

Центры экономической мощи и «полюсы» бедности

1

США. ЭГП. Природные ресурсы. Население

1

Экономика США. Внутренние различия США

1

Канада

1

Латинская Америка

1

Регионы Латинской Америки

1

Западная Европа

1

Германия

1

Великобритания

1

Франция

1

Италия

1

Страны Восточной Европы

1

Страны СНГ

1

Страны Азии

1

Китай

1

Хозяйство Китая. Внутренние различия Китая

1

Япония

1

Страны Юго-Восточной Азии

1

Южная Азия

1

Юго-Западная Азия и Северная Африка

1

Тропическая Африка

1

ЮАР

1

Австралия и Океания

1

Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве

1

Обобщение знаний по теме «Страны мира»

1

Тема 2. Глобальные проблемы человечества

8

Глобальные проблемы человечества

1

Проблема отсталости

1

Продовольственная проблема

1

Сырьевая и энергетическая проблемы

1

Экологическая проблема

1

Проблема здоровья и долголетия

1

Урок повторения изученного материала

1

Итоговая контрольная работа

1

Итого часов

34


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.