Рабочая программа
учебного предмета «География»
10-11 класс
Уровень среднего общего образования
Разработана Нетесовой Л.В.
учителем географии
Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного стандарта среднего общего образования. Обучение осуществляется по учебнику Ю.Н.Гладкого, В.В.Николиной «География 10-11 классы», М.: Просвещение, 2019 год.
Содержание программы
Базовый уровень
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
характеризовать географию рынка труда;
рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
Тематическое планирование, 10 класс
Название темы/раздела | Количество часов |
Введение | 1 |
Освоение человеком планеты Земля. Окружающая среда как геосистема | 1 |
Тема 1. Человек и окружающая среда | 8 |
Природные ресурсы мира | 1 |
Минеральные ресурсы | 1 |
Земельные ресурсы | 1 |
Водные ресурсы | 1 |
Лесные ресурсы | 1 |
Ресурсы Мирового океана | 1 |
Другие виды ресурсов. Загрязнение окружающей среды | 1 |
Обобщение знаний по теме «Человек и окружающая среда» | 1 |
Тема 2. География населения | 8 |
Население мира | 1 |
Человечество – мозаика народов | 1 |
География религий и культуры | 1 |
Трудовые ресурсы и занятость населения | 1 |
Размещение и плотность населения | 1 |
Закономерности расселения населения. Урбанизация | 1 |
Миграции населения | 1 |
Обобщение знаний по теме «Население» | 1 |
Тема 3. Мировое сообщество – общая картина мира | 5 |
Современная политическая карта мира | 1 |
Территория и границы государства | 1 |
Типология стран | 1 |
Политическая география и геополитика | 1 |
Обобщение знаний по теме «Политическая карта мира» | 1 |
Тема 4. Мировое хозяйство | 12 |
Мировое хозяйство. Научно-техническая революция | 1 |
Международное географическое разделение труда | 1 |
Горнодобывающая промышленность. Энергетика | 1 |
Обрабатывающая промышленность | 1 |
Сельское хозяйство | 1 |
Транспорт | 1 |
Сфера услуг | 1 |
Внешнеэкономические связи | 1 |
Экономические интеграции | 1 |
Итоговый урок по теме «Мировое хозяйство» | 1 |
Обобщающее повторение за курс 10 класса | 1 |
Итоговая контрольная работа | 1 |
Итого часов | 34 |
11 класс
Название темы/раздела | Количество часов |
Тема 1. Региональная география и страноведение | 26 |
Региональная география. Регионы мира | 1 |
Центры экономической мощи и «полюсы» бедности | 1 |
США. ЭГП. Природные ресурсы. Население | 1 |
Экономика США. Внутренние различия США | 1 |
Канада | 1 |
Латинская Америка | 1 |
Регионы Латинской Америки | 1 |
Западная Европа | 1 |
Германия | 1 |
Великобритания | 1 |
Франция | 1 |
Италия | 1 |
Страны Восточной Европы | 1 |
Страны СНГ | 1 |
Страны Азии | 1 |
Китай | 1 |
Хозяйство Китая. Внутренние различия Китая | 1 |
Япония | 1 |
Страны Юго-Восточной Азии | 1 |
Южная Азия | 1 |
Юго-Западная Азия и Северная Африка | 1 |
Тропическая Африка | 1 |
ЮАР | 1 |
Австралия и Океания | 1 |
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве | 1 |
Обобщение знаний по теме «Страны мира» | 1 |
Тема 2. Глобальные проблемы человечества | 8 |
Глобальные проблемы человечества | 1 |
Проблема отсталости | 1 |
Продовольственная проблема | 1 |
Сырьевая и энергетическая проблемы | 1 |
Экологическая проблема | 1 |
Проблема здоровья и долголетия | 1 |
Урок повторения изученного материала | 1 |
Итоговая контрольная работа | 1 |
Итого часов | 34 |